60758

Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Что такое пиксель Что такое растр Как работает дисплей Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее Какие устройства входят в состав графического адаптера Для чего нужна видеопамять Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер Объяснение нового материала. Может использоваться например такой вариант кодировки цветов...

Русский

2014-06-05

69.5 KB

2 чел.

Тема урока: «Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика».

Учитель МОУ СОШ с. Иннокентьевка  Дё Л.Е.

Тип урока: комбинированный

Цели: 

  •  Рассмотреть основные принципы кодирования изображений. Показать формулу определения объема видеопамяти для хранения изображений заданного размера.
  •  Показать принципы представления изображения.
  •  Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность

Оборудование: учебник «Информатика», Семакин 8; презентация Power Point, проектор.

План урока.

  1.  Организационный момент.
    1.  Актуализация знаний.
    2.  Объяснение нового материала.
    3.  Закрепление нового материала.
    4.  Домашняя  работа.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация знаний. (Слайд 3)

- Что такое пиксель? Что такое растр?

- Как работает дисплей?

- Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее?

- Какие устройства входят в состав графического адаптера?

- Для чего нужна видеопамять?

- Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер?

  1.   Объяснение нового материала. Лекция

Вы уже знаете, что в видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимой на экран. Эта информация состоит из двоичных кодов каждого видеопикселя.

Код пикселя – это информация о цвете пикселя. (Слайд 4)

Для получения черно – белого изображения (без полутонов) пиксель может принимать только 2 состояния: светиться – не светиться (белый – черный). Только для его кодирования достаточно одного бита памяти.

1 – белый

2 – черный

Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита на пиксель  не достаточно.

(Слайд 5) Для кодирования 4 – цветного изображения требуется 2 бита на пиксель, поскольку 2 бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов:

00 – черный,       10 – зеленый,

01 – красный,     11 – коричневый

На цветном экране все разнообразие красок получается из сочетаний трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Из трех цветов можно получить 8 комбинаций: (Слайд 6)

       - - -   черный,                   к - -   красный,               

       - - с   синий,                     к – с  розовый,

       - з -   зеленый,                  к з -   коричневый,

       - з с   голубой,                  к з с   белый.

Здесь каждый базовый цвет обозначается первой буквой, а черточка - отсутствие цвета.

Следовательно, для кодирования 8 – цветного изображения требуется 3 бита памяти на один видеопиксель. Если наличие базового цвета обозначить единицей, а отсутствие – нулем, то получается следующая таблица кодировки восьмицветной палитры:

(Слайд 7) Таблица №1. Двоичный код восьмицветной палитры

К

З

С

Цвет

0

0

0

Черный

0

0

1

Синий

0

1

0

Зеленый

0

1

1

Голубой

1

0

0

Красный

1

0

1

Розовый

1

1

0

Коричневый

1

1

1

Белый

Из сказанного можно сделать вывод, что помощью 3 базовых цветов нельзя получить палитру, содержащую больше 8 цветов. Однако на экранах современных компьютеров получают цветные изображения, составленные из сотен, тысяч и даже миллионов различных красок и оттенков. У Вас, наверное, возник, как это достигается?

Так вот если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, дающих разные цвета и оттенки, увеличивается.

Шестнадцатицветная  палитра получается при использовании четырехразрядной кодировки пикселя: к 3 битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех 3 цветов одновременно (интенсивностью 3 электронных пучков).

(Слайд 8) Таблица № 2. Двоичный код шестнадцатицветной палитры.

И-бит интенсивности.

И

К

З

С

Цвет

0

0

0

0

Черный

0

0

0

1

Синий

0

0

1

0

Зеленый

0

0

1

1

Голубой

0

1

0

0

Красный

0

1

0

1

Розовый

0

1

1

0

Коричневый

0

1

1

1

Серый (или белый)

1

0

0

0

Темно - серый

1

0

0

1

Ярко – синий

1

0

1

0

Ярко – зеленый

1

0

1

1

Ярко – голубой

1

1

0

0

Ярко – красный

1

1

0

1

Ярко -  розовый

1

1

1

0

Ярко – желтый

1

1

1

1

Ярко - белый

Большее количество цветов получается при раздельном управлении интенсивностью базовых цветов. Причем интенсивность может иметь более двух уровне, если для кодирования каждого из базовых цветов выделять больше одного бита.

(Слайд 9) Можно вывести правило : количество различных цветов К и количество битов для их кодировки b связаны между собой формулой К=2^b .

2^1=2, 2^2=4, 2^3=8, 2^4=13 и т. д. для получения цветовой гаммы из 256 цветов требуется 8 бит=1 байт на пиксель, так как 2^8=256.

Объем необходимой видеопамяти определяется размером графической сетки дисплея и количеством цветов.  Минимальный объем видеопамяти должен быть таким, чтобы в него помещался один кадр (одна страница) изображения. Например, для сетки 640*480 и черно – белого изображения минимальный объем видеопамяти должен быть таким: (Слайд 10)

640 * 480 * 1 = 307200 бит = 38400 байт.

Это составляет 37,5 Кбайт.

Для четырехцветной гаммы и той же графической сетки видеопамяти  должна быть в два раза больше -75 Кбайт; для восьмицветной – 112,5 Кбайт.

На современных высококачественных дисплеях используется палитра более чем из 16 миллионов цветов. Требуемый размер видеопамяти в этом случае – несколько мегабайт.

Два принципа представления изображения (Слайд 11)

В компьютерной графике существуют два различных подхода к представлению графической информации. Они называются соответственно растровым и векторным.

Суть растрового подхода в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек разного цвета. Векторный подход рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами. (Слайд 12)

В растровой графике графическая информация — это совокупность данных о цветах пикселей на экране. Растровые графические редакторы называют программами «картинного стиля», поскольку в них есть инструменты, которые используют художники при рисовании картин: «кисти»,  «краски», «ластики» и др. При вводе изображений с помощью сканера (фотографий, рисунков, документов) также формируются графические файлы растрового формата. (Слайд 13)

Важной характеристикой растра является его разрешающая способность, то есть количество пикселей на единицу длины. Значение разрешающей способности обычно записываются в единицах dpi. Разрешающая способность экранного изображения составляет обычно 72 или 96 dpi.Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Цвет  каждого пикселя кодируется двоичным числом (0 и 1). (Слайд 14)

Основное достоинство растровой графики состоит в том, что при высокой разрешающей способности монитора растровое изображение может иметь фотографическое качество. Основной недостаток растровой графики — большой размер графических файлов. Простые растровые картинки занимают несколько десятков или сотен килобайтов. Реалистические изображения, полученные с помощью сканеров с высокой разрешающей способностью, могут занимать несколько мегабайтов. По этой причине информация в файлах растрового формата, как правило, хранится в сжатом виде. Еще одним недостатком растровых изображений является их искажение, возникающее при изменении размеров, вращении и других преобразованиях. (Слайд 15) 

Векторная графика 

Идея  векторного представления состоит в описании элементов изображения с помощью математических формул. Для этого изображение раскладывается на простые объекты -  примитивы. Примитивами являются линии, эллипсы, окружность, многоугольники, и т.д. (Слайд 16)

Идея  векторного представления состоит в описании элементов изображения с помощью математических формул. Для этого изображение раскладывается на простые объекты -  примитивы. Примитивами являются линии, эллипсы, окружность, многоугольники, и т.д. (Слайд 17)

К достоинствам векторной графики можно отнести следующие ее свойства. (Слайд 18)

Графические файлы векторного типа имеют относительно небольшие размеры. Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов.

Векторные изображения легко масштабируются без потери качества.

Следует понимать, что различие в представлении графической информации в растровом и векторном форматах существует лишь для файлов. При выводе на экран любого изображения в видеопамяти формируется информация, содержащая данные о цвете каждого пикселя экрана.

Для создания рисунков на компьютере используются графические редакторы. Графические редакторы бывают растровыми и векторными.

  1.  Закрепление нового материала (Тест)
  •  Какая информация содержится в видеопамяти? Какие цвета получаются из смешения красного и синего, красного и зеленого, зеленого и синего?
  •  Сколько цветов будет содержать палитра, если каждый базовый цвет кодировать в 2 битах?
  •  В чем разница между растровым и векторным способами представления изображения?
  •   Что такое графические примитивы?
  •   Какая информация хранится в файлах растрового типа и в файлах векторного типа?
  •  Что такое система графических координат?
  1.  Домашнее задание

§20,21 стр.110-114, 114-119

- Выберите из предложенного списка утверждения, которые характеризуют растровую графику:

  •  фотографическое качество изображения;
  •  маленький размер графических файлов;
  •  отсутствие искажений, возникающих при изменении размеров изображения;
  •  используется в основном для создания иллюстраций;
  •  графические файлы хранят информацию о цвете каждого пикселя изображения;
  •  графические файлы хранят информацию о графических примитивах, из которых строится изображение.

-  Пусть видеопамять компьютера имеет объем 512 Кбайт. Размер графической сетки — 640 х 480. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре из 16 цветов; 256 цветов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82444. Феминизация лексических изменений в европейских языках 31.66 KB
  Под давлением некоторых организаций правительство Франции 23 февраля 2012 года приняло постановление об ограничении употребления слова mdemoiselle . В современной Франции обращение mdemoiselle воспринимается как комплименттак как подразумеваетчто женщина молода и свободна но существует также давняя театральная традиция обращаться к известным актрисам mdemoiselle . Представительницы феминисткой группы в сентябре 2011 года развернули активные кампании против слова mdemoiselle заявив что оно является оскорбительным и подразумевает...
82445. Место и роль гипер-гипонимических отношений в формировании языковой картины мира 34.75 KB
  Гиперонимы и гипонимы Синонимические ряды Большую роль в формировании ЯКМ играют гиперонимы и гипонимы. Гиперонимы – слова с широким родовым значением например véhicule m – транспортное средство передвижения Гипонимы – слова с конкретным точечным значение например слово рука в русском языке – это гипероним а во французском существуют гипонимы – min f – кисть руки brs m –рука от плеча до кисти.Спортивные мероприятия ctivités sportives Существуют гипонимы которые передаются целым предложением.
82446. Способы передачи французских фразеологизмов на русский язык 33.1 KB
  Возможность полноценной передачи фразеологизмов зависит в основном от соотношений между их единицами во французском и русском языках. При этом существуют 3 способа передачи французских фразеологизмов на русский язык: Французский фразеологизм имеет в русском языке точное независящее от контекста полноценное соответствие.
82447. Связь языка и культуры, характер связи 30.71 KB
  Язык – это явление культуры. Именно благодаря языку человек осознаёт себя как своё я выделяет себя из внешнего мира тем самым отличаясь от животных. Язык – единственное средство связи между разными поколениями именно благодаря ему мы усваиваем культуру прошлых поколений.
82448. Отражение национально-культурного различия в фразеологизмах 33.45 KB
  Хотя французы и говорят что одежда не делает монаха они встречают незнакомца нередко именно по одёжке hbillé comme un mnnequin манекен; 3. Понастоящему образованным считается тот кто в совершенстве владеет родным языком prler comme un livre un orcle un nge 4. Неслучайно имеются фразеологизмы с опорным словом rire rire comme une bleine кит comme un gmin gosse – ребенок ; 5.
82449. Вильгельм Гумбольдт о связи языка и культуры 30.64 KB
  Одним из первых учёных обратившихся к проблеме взаимоотношения языка и культуры был Вильгельм фон Гумбольдт17671835основатель учения о ЯКМ. Поражает его лингвистический кругозор: владел языками разных лингвистических семей венгерский санскрит китайский испанский французский языки американских индейцев. Высказал мнение что характер связи языка и мышления глубок и противоречив.
82451. Сепир и Уорф «Об отражении в языке национально-культурных особенностей его носителей» 24.24 KB
  Бенджамин ли Уорф 18971941 – ученик Эдуарда Сэпира.ли Уорф стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение. ли Уорф изучал языки американских индейцев.
82452. Практическая значимость знания и владения межкультурной коммуникации 32.55 KB
  Но в некоторых странах не принято пожимать руку женщинам а потому подождите пока женщина сама протянет вам руку. Во Франции и странах Средиземноморья распространены поцелуи в щеку в Латинской Америке объятия. Во многих странах религия оказывает влияние на деловую жизнь в том числе на распорядок дня и рабочие месяцы и дни. В других странах они могут иметь совсем иное не всегда приличное значение.