60758

Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика

Конспект урока

Информатика, кибернетика и программирование

Что такое пиксель Что такое растр Как работает дисплей Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее Какие устройства входят в состав графического адаптера Для чего нужна видеопамять Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер Объяснение нового материала. Может использоваться например такой вариант кодировки цветов...

Русский

2014-06-05

69.5 KB

2 чел.

Тема урока: «Как кодируется изображение. Растровая и векторная графика».

Учитель МОУ СОШ с. Иннокентьевка  Дё Л.Е.

Тип урока: комбинированный

Цели: 

  •  Рассмотреть основные принципы кодирования изображений. Показать формулу определения объема видеопамяти для хранения изображений заданного размера.
  •  Показать принципы представления изображения.
  •  Развить самостоятельность, аккуратность, внимательность

Оборудование: учебник «Информатика», Семакин 8; презентация Power Point, проектор.

План урока.

  1.  Организационный момент.
    1.  Актуализация знаний.
    2.  Объяснение нового материала.
    3.  Закрепление нового материала.
    4.  Домашняя  работа.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация знаний. (Слайд 3)

- Что такое пиксель? Что такое растр?

- Как работает дисплей?

- Из каких 3 цветов получаются все остальные цвета на цветном дисплее?

- Какие устройства входят в состав графического адаптера?

- Для чего нужна видеопамять?

- Какие устройства используются для ввода изображения в компьютер?

  1.   Объяснение нового материала. Лекция

Вы уже знаете, что в видеопамяти находится двоичная информация об изображении, выводимой на экран. Эта информация состоит из двоичных кодов каждого видеопикселя.

Код пикселя – это информация о цвете пикселя. (Слайд 4)

Для получения черно – белого изображения (без полутонов) пиксель может принимать только 2 состояния: светиться – не светиться (белый – черный). Только для его кодирования достаточно одного бита памяти.

1 – белый

2 – черный

Пиксель на цветном дисплее может иметь различную окраску. Поэтому одного бита на пиксель  не достаточно.

(Слайд 5) Для кодирования 4 – цветного изображения требуется 2 бита на пиксель, поскольку 2 бита могут принимать 4 различных состояния. Может использоваться, например, такой вариант кодировки цветов:

00 – черный,       10 – зеленый,

01 – красный,     11 – коричневый

На цветном экране все разнообразие красок получается из сочетаний трех базовых цветов: красного, зеленого, синего. Из трех цветов можно получить 8 комбинаций: (Слайд 6)

       - - -   черный,                   к - -   красный,               

       - - с   синий,                     к – с  розовый,

       - з -   зеленый,                  к з -   коричневый,

       - з с   голубой,                  к з с   белый.

Здесь каждый базовый цвет обозначается первой буквой, а черточка - отсутствие цвета.

Следовательно, для кодирования 8 – цветного изображения требуется 3 бита памяти на один видеопиксель. Если наличие базового цвета обозначить единицей, а отсутствие – нулем, то получается следующая таблица кодировки восьмицветной палитры:

(Слайд 7) Таблица №1. Двоичный код восьмицветной палитры

К

З

С

Цвет

0

0

0

Черный

0

0

1

Синий

0

1

0

Зеленый

0

1

1

Голубой

1

0

0

Красный

1

0

1

Розовый

1

1

0

Коричневый

1

1

1

Белый

Из сказанного можно сделать вывод, что помощью 3 базовых цветов нельзя получить палитру, содержащую больше 8 цветов. Однако на экранах современных компьютеров получают цветные изображения, составленные из сотен, тысяч и даже миллионов различных красок и оттенков. У Вас, наверное, возник, как это достигается?

Так вот если иметь возможность управлять интенсивностью (яркостью) свечения базовых цветов, то количество различных вариантов их сочетаний, дающих разные цвета и оттенки, увеличивается.

Шестнадцатицветная  палитра получается при использовании четырехразрядной кодировки пикселя: к 3 битам базовых цветов добавляется один бит интенсивности. Этот бит управляет яркостью всех 3 цветов одновременно (интенсивностью 3 электронных пучков).

(Слайд 8) Таблица № 2. Двоичный код шестнадцатицветной палитры.

И-бит интенсивности.

И

К

З

С

Цвет

0

0

0

0

Черный

0

0

0

1

Синий

0

0

1

0

Зеленый

0

0

1

1

Голубой

0

1

0

0

Красный

0

1

0

1

Розовый

0

1

1

0

Коричневый

0

1

1

1

Серый (или белый)

1

0

0

0

Темно - серый

1

0

0

1

Ярко – синий

1

0

1

0

Ярко – зеленый

1

0

1

1

Ярко – голубой

1

1

0

0

Ярко – красный

1

1

0

1

Ярко -  розовый

1

1

1

0

Ярко – желтый

1

1

1

1

Ярко - белый

Большее количество цветов получается при раздельном управлении интенсивностью базовых цветов. Причем интенсивность может иметь более двух уровне, если для кодирования каждого из базовых цветов выделять больше одного бита.

(Слайд 9) Можно вывести правило : количество различных цветов К и количество битов для их кодировки b связаны между собой формулой К=2^b .

2^1=2, 2^2=4, 2^3=8, 2^4=13 и т. д. для получения цветовой гаммы из 256 цветов требуется 8 бит=1 байт на пиксель, так как 2^8=256.

Объем необходимой видеопамяти определяется размером графической сетки дисплея и количеством цветов.  Минимальный объем видеопамяти должен быть таким, чтобы в него помещался один кадр (одна страница) изображения. Например, для сетки 640*480 и черно – белого изображения минимальный объем видеопамяти должен быть таким: (Слайд 10)

640 * 480 * 1 = 307200 бит = 38400 байт.

Это составляет 37,5 Кбайт.

Для четырехцветной гаммы и той же графической сетки видеопамяти  должна быть в два раза больше -75 Кбайт; для восьмицветной – 112,5 Кбайт.

На современных высококачественных дисплеях используется палитра более чем из 16 миллионов цветов. Требуемый размер видеопамяти в этом случае – несколько мегабайт.

Два принципа представления изображения (Слайд 11)

В компьютерной графике существуют два различных подхода к представлению графической информации. Они называются соответственно растровым и векторным.

Суть растрового подхода в том, что всякое изображение рассматривается как совокупность точек разного цвета. Векторный подход рассматривает изображение как совокупность простых элементов: прямых линий, дуг, окружностей, эллипсов, прямоугольников, закрасок и пр., которые называются графическими примитивами. (Слайд 12)

В растровой графике графическая информация — это совокупность данных о цветах пикселей на экране. Растровые графические редакторы называют программами «картинного стиля», поскольку в них есть инструменты, которые используют художники при рисовании картин: «кисти»,  «краски», «ластики» и др. При вводе изображений с помощью сканера (фотографий, рисунков, документов) также формируются графические файлы растрового формата. (Слайд 13)

Важной характеристикой растра является его разрешающая способность, то есть количество пикселей на единицу длины. Значение разрешающей способности обычно записываются в единицах dpi. Разрешающая способность экранного изображения составляет обычно 72 или 96 dpi.Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Цвет  каждого пикселя кодируется двоичным числом (0 и 1). (Слайд 14)

Основное достоинство растровой графики состоит в том, что при высокой разрешающей способности монитора растровое изображение может иметь фотографическое качество. Основной недостаток растровой графики — большой размер графических файлов. Простые растровые картинки занимают несколько десятков или сотен килобайтов. Реалистические изображения, полученные с помощью сканеров с высокой разрешающей способностью, могут занимать несколько мегабайтов. По этой причине информация в файлах растрового формата, как правило, хранится в сжатом виде. Еще одним недостатком растровых изображений является их искажение, возникающее при изменении размеров, вращении и других преобразованиях. (Слайд 15) 

Векторная графика 

Идея  векторного представления состоит в описании элементов изображения с помощью математических формул. Для этого изображение раскладывается на простые объекты -  примитивы. Примитивами являются линии, эллипсы, окружность, многоугольники, и т.д. (Слайд 16)

Идея  векторного представления состоит в описании элементов изображения с помощью математических формул. Для этого изображение раскладывается на простые объекты -  примитивы. Примитивами являются линии, эллипсы, окружность, многоугольники, и т.д. (Слайд 17)

К достоинствам векторной графики можно отнести следующие ее свойства. (Слайд 18)

Графические файлы векторного типа имеют относительно небольшие размеры. Рисунки, состоящие из тысяч примитивов, занимают дисковую память, объем которой не превышает нескольких сотен килобайтов.

Векторные изображения легко масштабируются без потери качества.

Следует понимать, что различие в представлении графической информации в растровом и векторном форматах существует лишь для файлов. При выводе на экран любого изображения в видеопамяти формируется информация, содержащая данные о цвете каждого пикселя экрана.

Для создания рисунков на компьютере используются графические редакторы. Графические редакторы бывают растровыми и векторными.

  1.  Закрепление нового материала (Тест)
  •  Какая информация содержится в видеопамяти? Какие цвета получаются из смешения красного и синего, красного и зеленого, зеленого и синего?
  •  Сколько цветов будет содержать палитра, если каждый базовый цвет кодировать в 2 битах?
  •  В чем разница между растровым и векторным способами представления изображения?
  •   Что такое графические примитивы?
  •   Какая информация хранится в файлах растрового типа и в файлах векторного типа?
  •  Что такое система графических координат?
  1.  Домашнее задание

§20,21 стр.110-114, 114-119

- Выберите из предложенного списка утверждения, которые характеризуют растровую графику:

  •  фотографическое качество изображения;
  •  маленький размер графических файлов;
  •  отсутствие искажений, возникающих при изменении размеров изображения;
  •  используется в основном для создания иллюстраций;
  •  графические файлы хранят информацию о цвете каждого пикселя изображения;
  •  графические файлы хранят информацию о графических примитивах, из которых строится изображение.

-  Пусть видеопамять компьютера имеет объем 512 Кбайт. Размер графической сетки — 640 х 480. Сколько страниц экрана одновременно разместится в видеопамяти при палитре из 16 цветов; 256 цветов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36692. ОСНОВНІ НАПРЯМКИ ТА ОСОБЛИВОСТІ СУЧАСНОЇ СВІТОВОЇ ФІЛОСОФІЇ 103 KB
  Філософія ХІХ ст. відмовляється від досягнень попередньої філософії, і заявляє, що в усьому досвіді людства виявляється безсилля розуму; вона стає на позиції ірраціоналізму – течії, що об’єднує різні філософські вчення, що відстоюють обмеженість раціонального пізнання, протиставляє йому інтуїцію, віру, інстинкт, як основні види пізнання. Ірраціоналізм за своїм змістом включає усі релігійні і релігійно-філософські вчення.
36693. Администрирование Web-сервера Apache. Виртуальный хостинг на основе имен 43.5 KB
  Пусть необходимо создать виртуальные хосты с именами www.ваша_фамилия1.ua и www.ваша_фамилия2.ua. Сначала необходимо создать на локальном сервере DNS запись, указывающую, что адресу 127.0.0.1 соответствуют несколько имен. Для этого откройте файл /etc/hosts и допишите в строку
36694. Данило Галицький 90.16 KB
  Метою цього завдання є опис практичного застосування ресурсів мережі Інтернет при вивченні історії та особисто персони Данила Галицького. В даному випадку переді мною постало завдання отримання інформація для роботи з моєю презентацією. Її темою було Данило Галицький
36695. Администрирование СУБД MySQL. Работа с таблицами системной базы данных mysql 62 KB
  Откройте их с помощью команд [ltF3] и [ltF4] и зайдите в систему под именем любого пользователя например user. В лабораторной работе создаваемые пользователи обозначаются user1 и user2. То есть вам необходимо подставить вместо user1 и user2 имена ivnov1 и ivnov2. Выполните команду для добавления пользователя user1 и задания ему привилегий: insert into user Host User Pssword Select_priv vlues ‘loclhost’ ’user1’ pssword‘user1’’Y’; Выполните команду для добавления пользователя user2 и задания ему привилегий: insert into...
36696. Типизированный файл 87.42 KB
  Типизированный файл состоит из последовательности записей одной и той же структуры. Структура записи задается типом, который может быть как стандартным, так и заданным в программе. Запрещено создавать файлы файлов и файлы объектов, а также файлы структурированных компонентов, содержащих файлы и объекты. Записи файла нумеруются начиная с 0.
36697. Использование команд GRANT и REVOKE для задания привилегий пользователей 49 KB
  Откройте их с помощью команд [ltF3] и [ltF4] и зайдите в систему под именем любого пользователя например user. Работу в СУБД MySQL от имени пользователей root user3 и user4 необходимо вести параллельно подключившись с разных терминалов открытых в начале выполнения лабораторной работы. В лабораторной работе создаваемые пользователи обозначаются user3 и user4. То есть вам необходимо подставить вместо user3 и user4 имена ivnov3 и ivnov4.
36698. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЕМКОСТЕЙ ГАЗА МЕТОДОМ КЛЕМАНА - ДЕЗОРМА 73 KB
  Основные теоретические положения к данной работе основополагающие утверждения: формулы схематические рисунки: Для определения отношения Сp Cv в случае воздуха в данной лабораторной работе применен метод предложенный Клеманом и Дезормом в котором использовано охлаждение газа при его адиабатическом расширении. Быстрое сжатие и быстрое расширение газа приблизительно можно рассматривать как адиабатический процесс. Отсюда видно что при адиабатическом сжатии температура газа повышается за счет работы внешних сил а при адиабатическом...
36699. Определение параметров импульсных сигналов, используемых для электростимуляции 495 KB
  Связь амплитуды формы импульса частоты следования импульсов длительности импульсного сигнала с раздражающим действием импульсного тока. Какова будет сила тока в начале разрядки конденсатора Через 6 мс напряжение на конденсаторе упадет до 250 В. Цель работы: Используя осциллограф С819 источник питания постоянного тока Б545 дифференцирующие и интегрирующие цепи.
36700. Изучение действия СВЧ поля на вещество 551 KB
  Переменные токи наведенные электрическим полем создают в диполе стоячую волну с пучностью тока в его середине. Они препятствуют ответвлению в гальванометр высокочастотного тока свободно пропуская выпрямленный.Исследование нагревания токами СВЧ электролита и диэлектрика.Делают вывод о влиянии СВЧ поля на вещество Воздействие переменными токами Первичное действие переменного тока и электромагнитного поля на биологические объекты в основном заключается в периодическом смещении ионов растворов электролитов и изменении поляризации...