60773

ДОБРОТА ИСТИННАЯ И ДОБРОТА ЛОЖНАЯ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формирование нравственных качеств: умения дружить умение отличать доброту истинную от доброты ложной. Оборудование: Карточки со словами для пословиц добрые добрых добро добро доброе...

Русский

2014-05-21

52 KB

1 чел.

irylya_s@mail.ru>

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ АРК

КУБАНСКАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА    I – III СТУПЕНЕЙ

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ  ЧАС

«ДОБРОТА  ИСТИННАЯ И ДОБРОТА  ЛОЖНАЯ»

 

                                                            учитель начальных классов

                                                                   Кубанской ОШ I – III ступеней

                                                                   специалист высшей категории

                                                                   Куреня Ирина Николаевна

                                                              

                                                                

 

 

 

 

 

Симферопольский район  п. Школьное

2010 год

 

Классный час "Доброта истинная и доброта ложная"

4 класс

Цели:

Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории “доброта”, мотивация на добрые дела.

Формирование нравственных качеств: умения дружить, умение отличать доброту истинную от доброты ложной.

Развитие толерантности.

Оборудование:

Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе);

Кирпичики для игры “Дострой Дом Доброты” с описанием черты характера человека.

Кирпичики для строительства Дома Доброты. На кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;

Три «Дерева доброты» для работы в группах.

Мячик, для проведения ресурсного круга.

Карточки с текстами заданий: “Пять добрых дел”, рассказ “Нет худа без добра”.

– цветные карандаши или фломастеры,

8. На доске запись: «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни» Р.Эмерсон «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» М. Твен 6. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла   В. Ключевский», Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  

 

Ход занятия

Организация класса:

Ребята, на нашем классном часе мы узнаем много интересного, а чтобы было вам легко и приятно работать, мы с вами поделились на группы, и каждая заняла своё место.

II. Присоединение к теме:

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …. Дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

(Ребята из  групп подходят и по очереди  восстанавливают пословицы)

2. Правильно  вы догадались. А что объединяет все эти слова?

Учитель: “Не ищи красоты, а ищи доброты” – это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.

Сообщение цели:

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем  учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент  Дома Доброты – первый кирпичик «доброта». Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик. Нам предстоит ответить на вопрос: “Трудно ли быть добрым?”

IV. Основная часть:

1) Учитель: В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим…..; Провожая гостей……; Утром…; Вечером… и т.д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. – Зачем нужны добрые слова? (Ответы детей)

Выберите  пословицу, подтверждающую ваши высказывания. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху)

2)Ученица:

Ах как  нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова  – дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у  каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в том самый час,

Когда они другим необходимы

3). Давайте, ребята, будем говорить друг другу добрые и просто хорошие слова. Игра с мячом.  (Дети становятся кругом. Ученику предлагается передать мяч другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления).

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые слова. (кладём второй кирпичик Дома Доброты)

4). Учитель: Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Хорошо, если в согласии с добрыми словами  не только наши уста, но и наши помыслы  и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые мысли.

Ребята, мы  сначала всегда мысленно произносим добрые слова, а потом с этими словами обращаемся к другим людям. Вспомните, пожалуйста, употребляемые формы вежливого обращения со словом доброта.

Будьте  добры (будь добр) – форма вежливого  обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните попозже».

Выражение подчеркнутого и настойчивого требования – «Будь добр, оставь меня в покое».

«Доброго  вам здоровья»! – приветствие  с пожеланием благополучия.

«В добрый час»! – пожелание удачи.

«В добрый путь»! – пожелание успеха в каком-нибудь начинании.

5). А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа  в группе. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое свое решение о добрых поступках.

- Думать  о родителях - Утешить плачущего

- Радоваться  неудаче своего одноклассника - Подать милостыню

- Собирать макулатуру - Помогать людям  пожилого возраста

- Завидовать - Сделать кормушку  для птиц

- Дать  списать домашнюю работу - Ломать ветки  деревьев для костра

- Уступить место в автобусе старшим - Помогать в  уборке территории своего посёлка

-Объяснить  задачу своему однокласснику - Дать списать из дневника домашнее задание отсутствующему однокласснику

 

Подведение  итогов работы в группе: игра «Да», «Нет». (Если это добрый поступок – вы идете к стене, где висит соответствующее слово, если считаете, что нет, то идете к стене со словом «Нет»)

6) Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли  Костя и Андрей. Костя предложил  Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую – нибудь историю, мол, помогал  бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню  пораньше и разбужу тебя. А ещё  лучше зайду за тобой в школу. (Уходят)

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь – добро и делай. Истинное добро всегда просто.

7)Чтение рассказа “Нет худа, без добра.”

Маша  заболела. Доктор прописал ей горькое  лекарство. Девочка плакала, кому приятно  пить эту горечь.

Младший братишка Сёмка пожалел сестрёнку: “Не пей эти таблетки, лучше съешь вот эту витаминку. Она вкусная!”

Услышала  этот разговор мама, покачала головой  и строго сказала: “Чтобы быстрее  поправиться, надо выполнять назначение врача, хоть таблетка и горькая. Не зря  в народе говорят: “Нет худа, без добра”.

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

- Как понимаете пословицу “Нет худа без добра”.

- Трудно ли  быть добрым?

8)Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш дал  мне однажды

(Я в тот  день забыл пенал),

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть  помог.

Он для милого дружка

Не жалел и  пирожка –

Откусить мне  дал когда-то,

А теперь поставил в счет,

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечёт!

Учитель: - Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?

- Доброта этого друга была истинная или ложная. Почему?

- А как бы вы поступили в таком случае?

9. Игра “Дострой Дом Доброты”

На кирпичиках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:

Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….

Человека, у которого доброе сердце, называют…..

Человек, который желает другим только добра, называют…..

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…

Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….

Добавляем в  Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

V. Рефлексия.5. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить? Возле Дома Доброты должно быть очень красиво. Как, вы думаете, что для этого можно сделать? (Ответы детей) Давайте посадим деревья добрых  

дел с листьями, на которых вы напишите, какие добрые дела вы уже сделали всем классом.

Каждый ваш  хороший поступок, это частица  добра, вложенная в огромный мир  доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее и всем нам хочется делиться этой радостью с другом и дружить со всеми.

Ребята давайте  подведём итог нашего занятия и прочитаем главное правило жизни в Доме Доброты:

«Чтобы  радость людям  дарить, надо добрым и вежливым быть».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73746. Теоретичні засади анімації в туризмі 74.5 KB
  Анімаційна діяльність у сфері туризму є невід’ємною частиною культурно-дозвіллєвої діяльності соціуму взагалі і окремої людини зокрема. Для розуміння анімаційних процесів необхідно чітко визначитись з більш ґрунтовними поняттями, з поняттям „дозвілля”.
73749. История становления социального партнерства в мире 36.5 KB
  Регулирование социально-трудовых отношений в этот период носит одно сторонник характер. С легитимацией профсоюзов наемные работники получили своего официального представителя в процессе регулирования социально-трудовых отношений.
73750. Організація нормативно-правового забезпечення бухгалтерського обліку 147.5 KB
  Нормативноправову основу організації бухгалтерського обліку; порядок формування і документального оформлення облікової політики підприємства. Після вивчення теми 2 студент повинен вміти: пояснити рівні нормативноправового регулювання бухгалтерського обліку; розробити положення про облікову політику; охарактеризувати організаційні методичні та технічні складові облікової політики. Ключові слова Структура нормативноправового регулювання бухгалтерського обліку облікова політика...
73751. Зародження та розвиток анімаційних форм дозвілля 160.5 KB
  На відміну від сучасної людини, якій не важко відокремити свій вільний час від робочого, первісні люди сприймали життя як єдиний безперервний процес виживання свого роду і племені у ворожому і багато в чому незрозумілому світі.
73752. Социальные тенденции развития социального партнёрства 44 KB
  Тенденции развития социально трудовых отношений в развитых странах Основные результаты социально-трудовых отношений индустриальной эпохи. Социально трудовые отношения несмотря на наличие различных механизмов их регулирования продолжают оставаться противоречивыми. Эти противоречия кроются в самой природе социально-трудовых отношени...
73753. ГЕОЕКОЛОГІЧНЕ, ГІДРОГЕОЛОГІЧНЕ, ГЕОЛОГІЧНЕ ТА ІНЖЕНЕРНО – ГЕОЛОГІЧНЕ КАРТУВАННЯ 27.5 KB
  Загальні принципи і методи картування. Геологічне картування або геологічна зйомка –вивчення геологічної будови земної кори тобто головна мета – це складання різних карт того чи іншого регіону. Також при картуванні використовується аерофотометоди на основі яких можливо з високою точністю встановити на місцевості і відобразити на геологічній карті межі та інші деталі геологічної будови об`єкта картування.
73754. Етапи проведення геоекологічного, гідрогеологічного та інженерно – геологічного картування 36 KB
  Етапи картування зйомочних робіт. Етапи картування зйомочних робіт. Основною задачею тематичних загонів – це ув`язка зйомочних робіт загонів партії та експедиції. У підготовчій період створюються партії виконується проектування робіт та підготовка матеріальної та технічної бази для виконання запроектованих робіт.