60773

ДОБРОТА ИСТИННАЯ И ДОБРОТА ЛОЖНАЯ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формирование нравственных качеств: умения дружить умение отличать доброту истинную от доброты ложной. Оборудование: Карточки со словами для пословиц добрые добрых добро добро доброе...

Русский

2014-05-21

52 KB

1 чел.

irylya_s@mail.ru>

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ АРК

КУБАНСКАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА    I – III СТУПЕНЕЙ

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ  ЧАС

«ДОБРОТА  ИСТИННАЯ И ДОБРОТА  ЛОЖНАЯ»

 

                                                            учитель начальных классов

                                                                   Кубанской ОШ I – III ступеней

                                                                   специалист высшей категории

                                                                   Куреня Ирина Николаевна

                                                              

                                                                

 

 

 

 

 

Симферопольский район  п. Школьное

2010 год

 

Классный час "Доброта истинная и доброта ложная"

4 класс

Цели:

Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории “доброта”, мотивация на добрые дела.

Формирование нравственных качеств: умения дружить, умение отличать доброту истинную от доброты ложной.

Развитие толерантности.

Оборудование:

Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе);

Кирпичики для игры “Дострой Дом Доброты” с описанием черты характера человека.

Кирпичики для строительства Дома Доброты. На кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;

Три «Дерева доброты» для работы в группах.

Мячик, для проведения ресурсного круга.

Карточки с текстами заданий: “Пять добрых дел”, рассказ “Нет худа без добра”.

– цветные карандаши или фломастеры,

8. На доске запись: «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни» Р.Эмерсон «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» М. Твен 6. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла   В. Ключевский», Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  

 

Ход занятия

Организация класса:

Ребята, на нашем классном часе мы узнаем много интересного, а чтобы было вам легко и приятно работать, мы с вами поделились на группы, и каждая заняла своё место.

II. Присоединение к теме:

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …. Дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

(Ребята из  групп подходят и по очереди  восстанавливают пословицы)

2. Правильно  вы догадались. А что объединяет все эти слова?

Учитель: “Не ищи красоты, а ищи доброты” – это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.

Сообщение цели:

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем  учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент  Дома Доброты – первый кирпичик «доброта». Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик. Нам предстоит ответить на вопрос: “Трудно ли быть добрым?”

IV. Основная часть:

1) Учитель: В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим…..; Провожая гостей……; Утром…; Вечером… и т.д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. – Зачем нужны добрые слова? (Ответы детей)

Выберите  пословицу, подтверждающую ваши высказывания. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху)

2)Ученица:

Ах как  нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова  – дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у  каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в том самый час,

Когда они другим необходимы

3). Давайте, ребята, будем говорить друг другу добрые и просто хорошие слова. Игра с мячом.  (Дети становятся кругом. Ученику предлагается передать мяч другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления).

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые слова. (кладём второй кирпичик Дома Доброты)

4). Учитель: Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Хорошо, если в согласии с добрыми словами  не только наши уста, но и наши помыслы  и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые мысли.

Ребята, мы  сначала всегда мысленно произносим добрые слова, а потом с этими словами обращаемся к другим людям. Вспомните, пожалуйста, употребляемые формы вежливого обращения со словом доброта.

Будьте  добры (будь добр) – форма вежливого  обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните попозже».

Выражение подчеркнутого и настойчивого требования – «Будь добр, оставь меня в покое».

«Доброго  вам здоровья»! – приветствие  с пожеланием благополучия.

«В добрый час»! – пожелание удачи.

«В добрый путь»! – пожелание успеха в каком-нибудь начинании.

5). А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа  в группе. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое свое решение о добрых поступках.

- Думать  о родителях - Утешить плачущего

- Радоваться  неудаче своего одноклассника - Подать милостыню

- Собирать макулатуру - Помогать людям  пожилого возраста

- Завидовать - Сделать кормушку  для птиц

- Дать  списать домашнюю работу - Ломать ветки  деревьев для костра

- Уступить место в автобусе старшим - Помогать в  уборке территории своего посёлка

-Объяснить  задачу своему однокласснику - Дать списать из дневника домашнее задание отсутствующему однокласснику

 

Подведение  итогов работы в группе: игра «Да», «Нет». (Если это добрый поступок – вы идете к стене, где висит соответствующее слово, если считаете, что нет, то идете к стене со словом «Нет»)

6) Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли  Костя и Андрей. Костя предложил  Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую – нибудь историю, мол, помогал  бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню  пораньше и разбужу тебя. А ещё  лучше зайду за тобой в школу. (Уходят)

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь – добро и делай. Истинное добро всегда просто.

7)Чтение рассказа “Нет худа, без добра.”

Маша  заболела. Доктор прописал ей горькое  лекарство. Девочка плакала, кому приятно  пить эту горечь.

Младший братишка Сёмка пожалел сестрёнку: “Не пей эти таблетки, лучше съешь вот эту витаминку. Она вкусная!”

Услышала  этот разговор мама, покачала головой  и строго сказала: “Чтобы быстрее  поправиться, надо выполнять назначение врача, хоть таблетка и горькая. Не зря  в народе говорят: “Нет худа, без добра”.

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

- Как понимаете пословицу “Нет худа без добра”.

- Трудно ли  быть добрым?

8)Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш дал  мне однажды

(Я в тот  день забыл пенал),

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть  помог.

Он для милого дружка

Не жалел и  пирожка –

Откусить мне  дал когда-то,

А теперь поставил в счет,

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечёт!

Учитель: - Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?

- Доброта этого друга была истинная или ложная. Почему?

- А как бы вы поступили в таком случае?

9. Игра “Дострой Дом Доброты”

На кирпичиках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:

Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….

Человека, у которого доброе сердце, называют…..

Человек, который желает другим только добра, называют…..

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…

Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….

Добавляем в  Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

V. Рефлексия.5. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить? Возле Дома Доброты должно быть очень красиво. Как, вы думаете, что для этого можно сделать? (Ответы детей) Давайте посадим деревья добрых  

дел с листьями, на которых вы напишите, какие добрые дела вы уже сделали всем классом.

Каждый ваш  хороший поступок, это частица  добра, вложенная в огромный мир  доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее и всем нам хочется делиться этой радостью с другом и дружить со всеми.

Ребята давайте  подведём итог нашего занятия и прочитаем главное правило жизни в Доме Доброты:

«Чтобы  радость людям  дарить, надо добрым и вежливым быть».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74811. Элементы теории поля. Потенциал, градиент потенциала и напряженность поля. (Пример - гравитационное поле) 66 KB
  Потенциал градиент потенциала и напряженность поля. Гравитационное взаимодействие между телами осуществляется с помощью поля тяготения или гравитационного поля. Основное свойство поля тяготения заключается в том что на всякое тело массой т внесенное в это поле действует сила тяготения...
74812. Закон всемирного тяготения. Движение в поле тяготения. Центральные силы. Гравитационное поле и его напряженность 38.5 KB
  Если материальная точка совершает движение под действием центральной силы с центром O, то момент количества движения точки сохраняется, а она сама совершает движение в плоскости, перпендикулярной вектору момента количества движения относительно точки O и проходящей через эту точку O.
74813. Особенности творческого пути А.С. Грибоедова. История создания и публикации «Горя от ума». Чацкий как герой эпохи 1810 –1820-х годов и «вечный» конфликт «старого и нового». Элементы классицизма, романтизма и реализма в комедии 15.67 KB
  Элементы классицизма романтизма и реализма в комедии. Замысел комедии возник в 1820 году по некотором данным уже в 1816 но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии но разрешение на её постановку получить не удалось. Роль Чацкого главная роль без которой не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов.
74814. А.С. Пушкин и начало «золотого века» русской литературы. Периодизация творчества писателя и его структура 15.17 KB
  Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской культуры. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин.
74815. Полемика о творчестве А.С. Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Значимость наследия А.С. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления 15.66 KB
  Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт свою заслугу перед народом он видел в том что будил чувства добрые и в свой жестокий век восславил свободу. Пушкин самый яркий выразитель чувств дум и стремлений своего времени.
74816. Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности 18.16 KB
  Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила...
74817. Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830- х – первой половины 1850-х годов 15.67 KB
  Уваров доказывал что просвещение может быть не только источником зла революционных потрясений как это случилось в Западной Европе а может превратиться в элемент охранительный к чему следует стремиться в России. Поэтому всем служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности. По мнению консерваторов николаевской эпохи в России не было причин для революционных потрясений. Бенкендорф прошедшее России было удивительно ее настоящее более чем великолепно что же касается ее...
74818. Традиции и новаторство М.Ю. Лермонтова - лирика в разработке смысла жизни, назначения поэзии, мотивов свободы и любви к Родине 14.69 KB
  Лермонтова лирика в разработке смысла жизни назначения поэзии мотивов свободы и любви к Родине. Лермонтова по праву считается одним из вершинных явлений в русской литературе. Кроме того в творчестве Лермонтова присутствуют такие темы и мотивы которые были несвойственны творчеству его старшего современника тема одиночества и бездомности тема потерянного поколения; тема земли и неба; тема маски скрытого или утраченного лица. В поэзии Лермонтова постоянно борются две противоположные стихии принимая разные обличья земли и неба...
74819. Становление психологического прозаического романа в творчестве М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» – квинтэссенция основных философско-этических идей писателя 15.46 KB
  Лермонтов вводит в роман в качестве центральной фигуры именно герояпсихолога. Ему во многом помогает раскрыть характер главного героя такая форма психологического анализа как монологисповедь в виде дневника в виде дневника написаны Тамань Княжна Мери и Фаталист В своих записках Печорин описывает психологическую игру которую он ведет с окружающими. Выделяется и меткость точность языка который противопоставляется готовым пышным фразам Грушницкого драпирующегося в манерноромантического героя. Раскрывает особенности...