60773

ДОБРОТА ИСТИННАЯ И ДОБРОТА ЛОЖНАЯ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формирование нравственных качеств: умения дружить умение отличать доброту истинную от доброты ложной. Оборудование: Карточки со словами для пословиц добрые добрых добро добро доброе...

Русский

2014-05-21

52 KB

1 чел.

irylya_s@mail.ru>

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ АРК

КУБАНСКАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА    I – III СТУПЕНЕЙ

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ  ЧАС

«ДОБРОТА  ИСТИННАЯ И ДОБРОТА  ЛОЖНАЯ»

 

                                                            учитель начальных классов

                                                                   Кубанской ОШ I – III ступеней

                                                                   специалист высшей категории

                                                                   Куреня Ирина Николаевна

                                                              

                                                                

 

 

 

 

 

Симферопольский район  п. Школьное

2010 год

 

Классный час "Доброта истинная и доброта ложная"

4 класс

Цели:

Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории “доброта”, мотивация на добрые дела.

Формирование нравственных качеств: умения дружить, умение отличать доброту истинную от доброты ложной.

Развитие толерантности.

Оборудование:

Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе);

Кирпичики для игры “Дострой Дом Доброты” с описанием черты характера человека.

Кирпичики для строительства Дома Доброты. На кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;

Три «Дерева доброты» для работы в группах.

Мячик, для проведения ресурсного круга.

Карточки с текстами заданий: “Пять добрых дел”, рассказ “Нет худа без добра”.

– цветные карандаши или фломастеры,

8. На доске запись: «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни» Р.Эмерсон «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» М. Твен 6. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла   В. Ключевский», Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  

 

Ход занятия

Организация класса:

Ребята, на нашем классном часе мы узнаем много интересного, а чтобы было вам легко и приятно работать, мы с вами поделились на группы, и каждая заняла своё место.

II. Присоединение к теме:

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …. Дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

(Ребята из  групп подходят и по очереди  восстанавливают пословицы)

2. Правильно  вы догадались. А что объединяет все эти слова?

Учитель: “Не ищи красоты, а ищи доброты” – это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.

Сообщение цели:

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем  учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент  Дома Доброты – первый кирпичик «доброта». Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик. Нам предстоит ответить на вопрос: “Трудно ли быть добрым?”

IV. Основная часть:

1) Учитель: В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим…..; Провожая гостей……; Утром…; Вечером… и т.д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. – Зачем нужны добрые слова? (Ответы детей)

Выберите  пословицу, подтверждающую ваши высказывания. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху)

2)Ученица:

Ах как  нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова  – дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у  каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в том самый час,

Когда они другим необходимы

3). Давайте, ребята, будем говорить друг другу добрые и просто хорошие слова. Игра с мячом.  (Дети становятся кругом. Ученику предлагается передать мяч другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления).

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые слова. (кладём второй кирпичик Дома Доброты)

4). Учитель: Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Хорошо, если в согласии с добрыми словами  не только наши уста, но и наши помыслы  и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые мысли.

Ребята, мы  сначала всегда мысленно произносим добрые слова, а потом с этими словами обращаемся к другим людям. Вспомните, пожалуйста, употребляемые формы вежливого обращения со словом доброта.

Будьте  добры (будь добр) – форма вежливого  обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните попозже».

Выражение подчеркнутого и настойчивого требования – «Будь добр, оставь меня в покое».

«Доброго  вам здоровья»! – приветствие  с пожеланием благополучия.

«В добрый час»! – пожелание удачи.

«В добрый путь»! – пожелание успеха в каком-нибудь начинании.

5). А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа  в группе. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое свое решение о добрых поступках.

- Думать  о родителях - Утешить плачущего

- Радоваться  неудаче своего одноклассника - Подать милостыню

- Собирать макулатуру - Помогать людям  пожилого возраста

- Завидовать - Сделать кормушку  для птиц

- Дать  списать домашнюю работу - Ломать ветки  деревьев для костра

- Уступить место в автобусе старшим - Помогать в  уборке территории своего посёлка

-Объяснить  задачу своему однокласснику - Дать списать из дневника домашнее задание отсутствующему однокласснику

 

Подведение  итогов работы в группе: игра «Да», «Нет». (Если это добрый поступок – вы идете к стене, где висит соответствующее слово, если считаете, что нет, то идете к стене со словом «Нет»)

6) Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли  Костя и Андрей. Костя предложил  Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую – нибудь историю, мол, помогал  бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню  пораньше и разбужу тебя. А ещё  лучше зайду за тобой в школу. (Уходят)

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь – добро и делай. Истинное добро всегда просто.

7)Чтение рассказа “Нет худа, без добра.”

Маша  заболела. Доктор прописал ей горькое  лекарство. Девочка плакала, кому приятно  пить эту горечь.

Младший братишка Сёмка пожалел сестрёнку: “Не пей эти таблетки, лучше съешь вот эту витаминку. Она вкусная!”

Услышала  этот разговор мама, покачала головой  и строго сказала: “Чтобы быстрее  поправиться, надо выполнять назначение врача, хоть таблетка и горькая. Не зря  в народе говорят: “Нет худа, без добра”.

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

- Как понимаете пословицу “Нет худа без добра”.

- Трудно ли  быть добрым?

8)Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш дал  мне однажды

(Я в тот  день забыл пенал),

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть  помог.

Он для милого дружка

Не жалел и  пирожка –

Откусить мне  дал когда-то,

А теперь поставил в счет,

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечёт!

Учитель: - Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?

- Доброта этого друга была истинная или ложная. Почему?

- А как бы вы поступили в таком случае?

9. Игра “Дострой Дом Доброты”

На кирпичиках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:

Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….

Человека, у которого доброе сердце, называют…..

Человек, который желает другим только добра, называют…..

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…

Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….

Добавляем в  Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

V. Рефлексия.5. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить? Возле Дома Доброты должно быть очень красиво. Как, вы думаете, что для этого можно сделать? (Ответы детей) Давайте посадим деревья добрых  

дел с листьями, на которых вы напишите, какие добрые дела вы уже сделали всем классом.

Каждый ваш  хороший поступок, это частица  добра, вложенная в огромный мир  доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее и всем нам хочется делиться этой радостью с другом и дружить со всеми.

Ребята давайте  подведём итог нашего занятия и прочитаем главное правило жизни в Доме Доброты:

«Чтобы  радость людям  дарить, надо добрым и вежливым быть».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10500. Ферум: будова атома, поширення в природі. фізичні та хімічні властивості. взаємодія з киснем, сіркою 49.5 KB
  Тема уроку: Ферум: будова атома поширення в природі. фізичні та хімічні властивості. взаємодія з киснем сіркою. Вид заняття: комбінований урок урок повторення і засвоєння нових знань на якому активізування чуттєвого досвіду учнів закріплення знань умінь та навичок пр
10501. Фізичні і хімічні властивості етилену і ацетилену. Одержання етилену і ацетилену 81 KB
  Тема:Фізичні і хімічні властивості етилену і ацетилену. Одержання етилену і ацетилену. Навчальна мета: ознайомити учнів з фізичними і хімічними властивостями ненасичених вуглеводнів розкрити механізм реакції приєднання показати що реакції цього типу є характерними...
10502. Фізичні і хімічні явища. Хімічні реакції 74 KB
  Тема: Фізичні і хімічні явища. Хімічні реакції. Навчальна мета: сформувати поняття про фізичні та хімічні явища їх відмінності, розглянути зовнішні ефекти що супроводжують хімічні реакції визначити умови виникнення та перебігу хімічних реакцій, розкрити значення хім
10503. Кристалічні гратки. Атомні, молекулярні та йонні кристали 57 KB
  Тема: Кристалічні гратки. Атомні молекулярні та йонні кристали. Мета: визначити особливості будови твердих речовин та встановити залежність властивостей речовин від їхньої будови. Тип уроку: комбінований. Обладнання: періодична система хімічних елементів Д. І. Менде...
10504. Хімічний звязок та будова у неорганічних речовинах 100.5 KB
  Тема: Хімічний звязок та будова у неорганічних речовинах. Тип уроку: уроклекція. Навчальна мета: Узагальнити та систематизувати знання учнів про хімічний звязок, характеризувати взаємозвязки між складом будовою і властивостями речовин, виробити вм...
10505. Хімічні властивості металів 68 KB
  Тема: Хімічні властивості металів. Навчальна мета: вивчити загальні хімічні властивості металів взаємодію їх з киснем галогенами сіркою кислотами солями розглянути хімічну активність металів та відповідно їх відновні властивості повторити окисно відновні реакці...
10506. Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення, приєднання Н2, Gal, НGal, полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним зв’язком 38.5 KB
  Тема: Хімічні властивості алкенів: повне і часткове окиснення приєднання Н2 Gal НGal полімеризація. Правило Марковнікова. Механізм реакції приєднання за подвійним звязком. Навчальна мета: ознайомити з хімічними властивостями алкенів; розкрити механізм реакції приєднан...
10507. Хімічні властивості основ. Реакція нейтралізації 57.5 KB
  Тема: Хімічні властивості основ. Реакція нейтралізації. Навчальна мета: вивчити хімічні властивості основ лугів і нерозчинних у воді основ порівняти їх поглибити знання про індикатори і їх застосування визначити суть реакції нейтралізації. Виховна мета: виховуват...
10508. Хімічні властивості спиртів 48.5 KB
  Тема:Хімічні властивості спиртів. Навчальна мета: розглянути хімічні властивості спиртів визначити вплив функціональної групи спиртів на їхні хімічні властивості поглибити знання про хімічні властивості органічних речовин, порівняти властивості одноатомних і бага