60773

ДОБРОТА ИСТИННАЯ И ДОБРОТА ЛОЖНАЯ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Формирование нравственных качеств: умения дружить умение отличать доброту истинную от доброты ложной. Оборудование: Карточки со словами для пословиц добрые добрых добро добро доброе...

Русский

2014-05-21

52 KB

1 чел.

irylya_s@mail.ru>

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ АРК

КУБАНСКАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА    I – III СТУПЕНЕЙ

 

 

 

 

КЛАССНЫЙ  ЧАС

«ДОБРОТА  ИСТИННАЯ И ДОБРОТА  ЛОЖНАЯ»

 

                                                            учитель начальных классов

                                                                   Кубанской ОШ I – III ступеней

                                                                   специалист высшей категории

                                                                   Куреня Ирина Николаевна

                                                              

                                                                

 

 

 

 

 

Симферопольский район  п. Школьное

2010 год

 

Классный час "Доброта истинная и доброта ложная"

4 класс

Цели:

Воспитание способности совершать добрые дела на благо людям. Осмысление категории “доброта”, мотивация на добрые дела.

Формирование нравственных качеств: умения дружить, умение отличать доброту истинную от доброты ложной.

Развитие толерантности.

Оборудование:

Карточки со словами для пословиц (добрые, добрых, добро, добро, доброе);

Кирпичики для игры “Дострой Дом Доброты” с описанием черты характера человека.

Кирпичики для строительства Дома Доброты. На кубиках написаны слова: доброта, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки, доброжелательность, добродушие, добросердечность, добронравие, добропорядочность;

Три «Дерева доброты» для работы в группах.

Мячик, для проведения ресурсного круга.

Карточки с текстами заданий: “Пять добрых дел”, рассказ “Нет худа без добра”.

– цветные карандаши или фломастеры,

8. На доске запись: «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни» Р.Эмерсон «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» М. Твен 6. Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла   В. Ключевский», Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.  

 

Ход занятия

Организация класса:

Ребята, на нашем классном часе мы узнаем много интересного, а чтобы было вам легко и приятно работать, мы с вами поделились на группы, и каждая заняла своё место.

II. Присоединение к теме:

Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:

Жизнь дана на …. Дела.

Мир не без …людей.

….желаешь – …и делай.

Истинное …всегда просто.

…слово человеку – что дождь в засуху.

(Ребята из  групп подходят и по очереди  восстанавливают пословицы)

2. Правильно  вы догадались. А что объединяет все эти слова?

Учитель: “Не ищи красоты, а ищи доброты” – это правило вывели наши предки. И при этом добавляли “Мир не без добрых людей”. Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена всё живое, что окружает нас.

Сообщение цели:

Сегодня будем строить Дом Доброты, будем  учиться отличать доброту истинную от доброты ложной. Закладываем фундамент  Дома Доброты – первый кирпичик «доброта». Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик. Нам предстоит ответить на вопрос: “Трудно ли быть добрым?”

IV. Основная часть:

1) Учитель: В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро. Встречая гостей, мы говорим…..; Провожая гостей……; Утром…; Вечером… и т.д. Доброе слово надо уметь сказать вовремя. – Зачем нужны добрые слова? (Ответы детей)

Выберите  пословицу, подтверждающую ваши высказывания. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху)

2)Ученица:

Ах как  нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова  – дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у  каждого из нас

На дне души, до времени хранимы.

Чтоб их произнести в том самый час,

Когда они другим необходимы

3). Давайте, ребята, будем говорить друг другу добрые и просто хорошие слова. Игра с мячом.  (Дети становятся кругом. Ученику предлагается передать мяч другому человеку в круге и произнести добрые слова (ласковые), пожелания, поздравления).

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые слова. (кладём второй кирпичик Дома Доброты)

4). Учитель: Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.

Хорошо, если в согласии с добрыми словами  не только наши уста, но и наши помыслы  и мысли.

Следующий кирпичик Дома Доброты  добрые мысли.

Ребята, мы  сначала всегда мысленно произносим добрые слова, а потом с этими словами обращаемся к другим людям. Вспомните, пожалуйста, употребляемые формы вежливого обращения со словом доброта.

Будьте  добры (будь добр) – форма вежливого  обращения с просьбой. Например: «Будьте добры, позвоните попозже».

Выражение подчеркнутого и настойчивого требования – «Будь добр, оставь меня в покое».

«Доброго  вам здоровья»! – приветствие  с пожеланием благополучия.

«В добрый час»! – пожелание удачи.

«В добрый путь»! – пожелание успеха в каком-нибудь начинании.

5). А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?

Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.

Работа  в группе. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое свое решение о добрых поступках.

- Думать  о родителях - Утешить плачущего

- Радоваться  неудаче своего одноклассника - Подать милостыню

- Собирать макулатуру - Помогать людям  пожилого возраста

- Завидовать - Сделать кормушку  для птиц

- Дать  списать домашнюю работу - Ломать ветки  деревьев для костра

- Уступить место в автобусе старшим - Помогать в  уборке территории своего посёлка

-Объяснить  задачу своему однокласснику - Дать списать из дневника домашнее задание отсутствующему однокласснику

 

Подведение  итогов работы в группе: игра «Да», «Нет». (Если это добрый поступок – вы идете к стене, где висит соответствующее слово, если считаете, что нет, то идете к стене со словом «Нет»)

6) Сценка “Ученик часто опаздывает на урок”

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли  Костя и Андрей. Костя предложил  Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую – нибудь историю, мол, помогал  бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню  пораньше и разбужу тебя. А ещё  лучше зайду за тобой в школу. (Уходят)

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь – добро и делай. Истинное добро всегда просто.

7)Чтение рассказа “Нет худа, без добра.”

Маша  заболела. Доктор прописал ей горькое  лекарство. Девочка плакала, кому приятно  пить эту горечь.

Младший братишка Сёмка пожалел сестрёнку: “Не пей эти таблетки, лучше съешь вот эту витаминку. Она вкусная!”

Услышала  этот разговор мама, покачала головой  и строго сказала: “Чтобы быстрее  поправиться, надо выполнять назначение врача, хоть таблетка и горькая. Не зря  в народе говорят: “Нет худа, без добра”.

(Обсуждение  сценки)

- Чей совет  оказался истинно добрым?

- Чья помощь  могла принести только вред?

- Как понимаете пословицу “Нет худа без добра”.

- Трудно ли  быть добрым?

8)Ученик читает стихотворение “Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш дал  мне однажды

(Я в тот  день забыл пенал),

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть  помог.

Он для милого дружка

Не жалел и  пирожка –

Откусить мне  дал когда-то,

А теперь поставил в счет,

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечёт!

Учитель: - Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?

- Доброта этого друга была истинная или ложная. Почему?

- А как бы вы поступили в таком случае?

9. Игра “Дострой Дом Доброты”

На кирпичиках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:

Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют….

Человека, у которого доброе сердце, называют…..

Человек, который желает другим только добра, называют…..

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют…

Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют….

Добавляем в  Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.

V. Рефлексия.5. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить? Возле Дома Доброты должно быть очень красиво. Как, вы думаете, что для этого можно сделать? (Ответы детей) Давайте посадим деревья добрых  

дел с листьями, на которых вы напишите, какие добрые дела вы уже сделали всем классом.

Каждый ваш  хороший поступок, это частица  добра, вложенная в огромный мир  доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее и всем нам хочется делиться этой радостью с другом и дружить со всеми.

Ребята давайте  подведём итог нашего занятия и прочитаем главное правило жизни в Доме Доброты:

«Чтобы  радость людям  дарить, надо добрым и вежливым быть».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81156. Первый этап развития социологии в России 40.73 KB
  Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 г. В связи с этим история социологии в России предстает в основном как серия индивидуальных вкладов ученых. Как и на Западе в российской социологии этого периода преобладали редукционизм сведение к простому упрощение инатурализм различных оттенков.
81157. Николай Константинович Михайловский 31.1 KB
  Михайловский одним из первых в Европе обратился к созданию теории личности и еще до Дюркгейма стал изучать роль разделения труда в общественной жизни.
81158. Максим Максимович Ковалевский 36.16 KB
  Продолжая линию Конта в этом вопросе Ковалевский формулирует основной социологический закон закон роста солидарности а также основной вопрос социологии вопрос об общественном историческом прогрессе. Солидарность объединяет подчеркивает Ковалевский единое политическое целое государство под влиянием факторов мировой религии и международного торгового обмена солидарность объединяет ряд государств а в перспективе ведет к всемирному единству народов. Ковалевский критикует однофакторные точки зрения получившие широкое распространение на...
81159. Христианский гуманизм 41.05 KB
  По мнению Соловьева от начала истории три основные силы управляли человеческим развитием коренящиеся в совместном существовании трех исторических миров грех культур резко между собой различающиеся: Мусульманский Восток Западная цивилизация и Славянский мир. Мусульманский Восток находится под преобладающим влиянием так называемой первой силы которая стремится подчинить человечество во всех сферах на всех уровнях его жизни одному верховному началу подавить его самостоятельность и свободу личной жизни. Один господин и аморфная масса рабов...
81160. Анархизм как социально-политическое течение 39.24 KB
  Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластье) — это социально-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношении между людьми. Само течение сложилось в середине XIX в. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером и французским философом
81161. Второй этап развития теории социологии в России 38.63 KB
  Во главе социологического отделения созданного при факультете общественных наук Петроградского университета стал Питирим Александрович Сорокин 18891968 крупнейший ученый и общественный деятель внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Сорокин один из лидеров правого крыла партии эсеров после Февральской революции 1917 г. в числе большой группы российской интеллигенции Центральным Комитетом ВКП б Сорокин был выслан из России за границу. Сорокин один из родоначальников теории социальной...
81163. Эмпирическая социология в России 39.49 KB
  Возникновение и развитие эмпирической социологии в России связывают обычно с серединой XIX столетия. Накопление эмпирического опыта по строительству новой жизни необходимость перехода от агитационнопропагандистских форм к научноисследовательским подготовили почву к возникновению зачатков отраслевой социологии на практическом материале труда быта и культуры социальной структуры и др. Кузмичева духовная жизнь и десятков других революционнопрогрессивных представителей социологии. Интерес к конкретным социологическим исследованиям вел к...