60779

База данных для работы таможенной службы

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Выполнить анализ предметной области автоматизации процесса обработки данных о таможенной службе, описать постановку задачи для разработки автоматизированной системы; выполнить проектирование автоматизированной системы обработки данных о таможенной службе, этапы которого отразить в техническом проекте...

Русский

2015-01-06

2.34 MB

27 чел.

ВВЕДЕНИЕ

Информационные технологии являются неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Их использование повышает качество таможенного контроля, максимально упрощает и ускоряет процесс декларирования товаров, способствует улучшению инвестиционного климата на территории государства, создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности.

В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Информационная система как средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствует своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. Позволяет заменить физический и умственный труд человека работой технических средств, обеспечивающих выполнение работ с заданной производительностью. Человек осуществляет функции наблюдения и подготовки технических средств к эксплуатации.

Автоматизированный учет облегчает работу при обработке документов. Использование информационных систем повышает эффективность и достоверность учета.

В процессе выполнения дипломного проекта необходимо реализовать следующие задачи:

  •  выполнить анализ предметной области автоматизации процесса обработки данных о таможенной службе, описать постановку задачи для разработки автоматизированной системы;
  •  выполнить проектирование автоматизированной системы обработки данных о таможенной службе, этапы которого отразить в техническом проекте;
  •  реализовать автоматизированную систему обработки данных о таможенной службе;
  •  выполнить расчет показателей надежности созданного программного и информационного обеспечения;
  •  выполнить расчет себестоимости программного изделия;
  •  рассмотреть вопросы безопасности жизнедеятельности;
  •  оформить результаты выполнения дипломного проекта в виде пояснительной записки.

Реализацию автоматизированной системы необходимо выполнить с помощью системы управления базами данных Microsoft Access, предназначенную для организации хранения информации автоматизированной системы, для создания интерфейса и выполнения всех необходимых функций автоматизированной системы обработки данных о таможенной службе.

Итогом выполнения дипломной работы является база данных упрощающая работу таможенной службы.


1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1.1 Анализ предметной области

Предметной областью автоматизации в дипломном проекте является обработка данных таможенной службы, включающая перемещение товаров через таможенную границу, помещение товаров под определенные таможенные режимы, взимание таможенных платежей.

По функционалу система информационно обеспечивает практически все задачи, связанные с контролем внешнеторговой деятельности и перемещением товаров через границу. Информационная система работает в режиме реального времени, обеспечивает выполнение операций, которые требуется совершить в момент пересечения границы транспортным средством, в момент оформления транзита, поступления товаров на склады временного хранения, таможенного оформления, которое тоже регламентировано жесткими сроками.

Задачей управляющего таможни является отслеживание финансовой стороны работы таможни. Его деятельность организована следующим образом: таможня обеспечивает порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применяет таможенные режимы и взимает таможенные платежи.

Основные функции – это деятельность таможенной службы, связанная с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля. Все услуги, о которых я говорил, размещены на портале, часть из них уже обеспечена в электронном виде, например, принятие предварительных решений о классификации товаров в соответствии с товарной номенклатурой Таможенного союза. Система отвечает конкретным потребностям таможенной службы, есть возможность дальнейшей ее модернизация и развитие, непрерывный и постоянный процесс, самостоятельное управление программным обеспечением.

Система позволяет в режиме реального времени отслеживать поставки, обрабатывать декларации, начислять пошлины, налоги, гарантии, контролировать применение мер нетарифного регулирования, ускорять выпуск товаров. Она предусматривает:

  •  приоритетную обработку информации уполномоченных экономических операторов,
  •  анализ базы данных деклараций в целях выявления высокорисковых поставок,
  •  выбор субъектов для постаудитных проверок,
  •  анализ результатов расследований и проведения постаудитных проверок для уточнения и коррекции критериев риска,
  •  предусматривает создание электронного торгового сообщества, объединяющего участников внешнеэкономической деятельности, таможенную службу, банки, грузоотправителей, порты, аэропорты, брокеров, контролирующие органы,
  •  позволяет синхронизировать процессы информатизации таможенных служб, иных контролирующих органов, коммерческих организаций.

Таможенной службе не обязательно внедрять самую передовую систему, а необходимо подобрать систему и ее версию, которая будет информатизировать только необходимые и таможенные процессы и процедуры. Это позволяет запустить информационную систему в более короткие сроки с минимальными финансовыми затратами. Кроме того, внедрение таможенными службами одной и той же информационной системы упрощает процесс организации информационного обмена между ними.

Функциями данной предметной области являются:

- учет сотрудников,

- учет заявителей,

- справочники по типам грузов,

- регистрация грузов.

В предметной области используются следующие документы, схема документопотока которых представлена на рисунке 1.


Рисунок 1 – Схема документопотока предметной области

На основе анализа содержания документов предметной области можно выделить следующие сущности и их атрибуты:

  •  сущность «Груз», содержащая атрибуты: код, наименование, таможенный номер, тип груза;
  •  сущность «Заявитель», содержащая атрибуты: код, ФИО, паспорт, гражданство, адрес;
  •  сущность «Сотрудник», содержащая атрибуты: код, тип сотрудника, ФИО, паспорт, телефон, дата приема;
  •  сущность «Тип груза», содержащий атрибуты: код, наименование, реестровый номер;
  •  сущность «Карточка», содержащий атрибуты: дата обработки, груз, заявитель, сотрудник, результат;
  •  сущность «Результат», содержащий атрибуты: код, наименование;

Из анализа информации, относящейся к предметной области и подлежащей хранению в виде базы данных, можно выделить следующие концептуальные ограничения:

- Доступ к базе данных имеют пользователи, прошедшие авторизацию.

- Запрещено вводить отрицательные значения.

На основе анализа функций предметной области и ее сущностей можно выделить следующие взаимосвязи сущностей, которые представлены в концептуальной модели, изображенной на рисунке 2.

Рисунок 2 – Концептуальная модель

1.2 Постановка задачи

1.2.1 Формулировка задачи

Реализовать автоматизированную информационную систему таможни в виде базы данных на основе использования СУБД MS Access, которая выполняет следующие функции:

предоставляет удобный интуитивно понятный интерфейс;

хранит вводимые пользователем в текстовые поля диалоговых окон данные, которые автоматически заносятся в базу данных;

осуществляет добавление новых записей в базу данных, удаление ненужных записей и редактирование существующих, а также вывод на печать выходных документов.

1.2.2 Описание выходной информации

Выходной информацией автоматизированной системы является документ «Карточка». Форма выходного документа приведена на рисунке 3.

Рисунок 3 – Форма выходного документа «Карточка»

1.2.3 Описание входной информации

Оперативно-учетная информация поступает из следующих источников:

- информация о заявителях;

- информация о грузе;

- информация о сотрудниках;

Вывод о состоянии готовности отправки груза записывается в форму «Результат».


Рисунок 4 – Форма входного документа «Результат»

Рисунок 5 – Форма входного документа «Заявитель»

Рисунок 6 – Форма входного документа «Сотрудник»

Рисунок 7 – Форма входного документа «Груз»

1.3 Выбор средств и методов программирования

Реализацию автоматизированной системы необходимо осуществить с помощью системы управления базами данных Access, потому что она имеет ряд преимуществ перед другими средами разработки, а именно:

  •  возможность быстрой и интуитивной разработки;
  •  полноценное хранилище данных, поддерживающее транзакции, индексы, типы данных, ограничения, связи;
  •  язык запросов SQL;
  •  обладает высокой устойчивостью данных;
  •  позволяет готовить отчеты из баз данных различных форматов.

Работая в среде Microsoft Office, пользователь получает в своё распоряжение полностью совместимые с Access текстовые документы (Word), электронные таблицы (Excel), презентации (PowerPoint). MS Access специально спроектирован для создания многопользовательских приложений, где файлы базы данных являются разделяемыми ресурсами в сети. В Access реализована надёжная система защиты от несанкционированного доступа к файлам.

Достоинством Access является то, что она имеет очень простой графический интерфейс, который позволяет не только создавать собственно базу данных, но и разрабатывать простые и сложные приложения.

В отличие от других настольных СУБД, Access хранит всю информацию в одном файле, хотя и распределяется по разным таблицам. Access позволяет не только вводить данные в таблицы, но и контролировать правильность вводимых данных. Также в Access возможно создание связей между таблицами, что позволяет совместно использовать данные из разных таблиц. При этом для пользователя они будут представляться одной таблицей. Access имеет развитую систему защиты от несанкционированного доступа, которая позволяет каждому пользователю или категории видеть и изменять только те объекты, на которые ему были выданы права администратором системы.

Приложение Office Access позволяет специалистам по работе с информацией отслеживать данные и составлять по ним отчеты, используя интерфейс Microsoft Office Fluent и интерактивные возможности конструирования, не требующие глубоких знаний в области баз данных. Данные можно предоставлять в общий доступ, размещая их в Интернете в виде списков Microsoft Office SharePoint Server, допускающих аудит и резервное копирование. В Office Access можно выделить несколько основных преимуществ основных преимуществ:

  •  Ускоренное освоение приложения благодаря использованию встроенных решений. Широкий выбор изначально встроенных решений позволяет сразу приступить к отслеживанию информации. В программу для удобства пользователя включены готовые формы и отчеты, причем их можно настраивать в соответствии с конкретными условиями работы. Список контактов, отслеживание вопросов, отслеживание проектов, отслеживание основных фондов — вот лишь некоторые из готовых решений, входящих в комплект Office Access.
  •  Создание нескольких отчетов с разными представлениями одних и тех же данных. Создание отчета в Office Access полностью соответствует принципам режима точного отображения. Можно изменить отчет, используя средства визуальной обратной связи в реальном времени, и сохранить разные представления для тех или иных аудиторий. Новая область группировки, возможности отбора и сортировки помогают отображать сведения в нужном виде и благодаря этому принимать более обоснованные деловые решения.
  •  Быстрое создание таблиц без применения сложных операций управления базой данных. Благодаря функции автоматического обнаружения типов данных, создавать таблицы в Office Access стало не труднее, чем работать с таблицей Microsoft Office Excel. Достаточно ввести данные, и Office Access автоматически определит, что это: дата, денежная сумма или другой стандартный тип данных. Можно даже вставить всю таблицу Excel в Office Access  , чтобы отслеживать информацию с помощью обширного инструментария базы данных.
  •  Новые типы полей, расширяющие возможности пользователей. В Office Access   вводятся новые типы полей, такие как вложения и многозначные поля. Теперь в любую запись в приложении можно вложить любой документ, изображение или электронную таблицу. Многозначное поле позволяет выбирать в каждой ячейке несколько значений, например, назначать задачу более чем одному сотруднику.
  •  Сбор и обновление сведений непосредственно из источника. В Office Access   можно с помощью Microsoft Office InfoPath или HTML создавать формы, где будет собираться информация для базы данных. Затем такую форму можно направить коллегам по электронной почте и использовать содержимое ответных сообщений для заполнения и обновления таблицы Access, что избавляет от необходимости вводить данные повторно.
  •  Общий доступ к данным через Microsoft Windows SharePoint Services. Данные Access можно предоставить в общий доступ другим участникам рабочей группы, используя средства служб Windows SharePoint Services. Объединенные возможности этих двух приложений позволят всем участникам группы редактировать данные и просматривать отчеты в реальном времени непосредственно через веб-интерфейс.
  •  Отслеживание списков служб Windows SharePoint Service с использованием разнообразных клиентских возможностей Office Access. Office Access   можно использовать в качестве многофункционального клиентского интерфейса для анализа списков служб Windows SharePoint и создания отчетов. Можно перевести список в автономный режим, а затем после подключения к сети синхронизировать внесенные изменения; это позволяет работать с данными в любое время.
  •  Перемещение данных в службах Windows SharePoint Services для оптимизации управления. Данные можно сделать более прозрачными, перемещая их в среду служб Windows SharePoint Services. Это даст возможность регулярно создавать на сервере резервные копии данных, восстанавливать удаленные данные из корзины, отслеживать использовавшиеся версии и устанавливать разрешения на доступ, обеспечивая более эффективное управление данными.
  •  Доступ к данным и использование информации из нескольких источников. С помощью Office Access   можно связывать с текущей базой данных таблицы из других баз данных Access, электронных таблиц Excel, узлов Windows SharePoint Services, источников данных ODBC, баз данных Microsoft SQL Server и других источников. Затем эти связанные таблицы могут использоваться при составлении отчетов, что позволит принимать решения на основе более полной информации.


2. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

2.1 Определение логической структуры реляционной базы данных

2.1.1 Выделение информационных объектов

На основе анализа предметной области «Обработка данных о таможенной службе» и сущностей (груз, заявитель, сотрудник, тип груза, карточка, результат)  можно выделить следующие информационные объекты:

  •  Код
  •  Наименование
  •  Таможенный номер
  •  Тип груза
  •  ФИО
  •  Паспорт
  •  Гражданство
  •  Адрес
  •  Тип сотрудника
  •  Телефон
  •  Дата приема
  •  Реестровый номер
  •  Дата обработки
  •  Груз
  •  Заявитель
  •  Сотрудник
  •  Результат

Логическая структура данных информационных объектов предметной области «Обработка данных таможенной службы» представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Логическая структура информационных объектов

Наименование информационного объекта

Наименование реквизитов

Вид ключа

Тип

Длина

Всего

Точно

Груз

Код

П

Счетчик

8

Наименование

В

Текстовый

255

Таможенный номер

В

Числовой

18

Тип груза

В

Числовой

18

Заявитель

Код

П

Счетчик

8

Паспорт

В

Числовой

18

Гражданство

В

Текстовый

255

ФИО

В

Текстовый

255

Адрес

В

Текстовый

255

Сотрудник

Тип сотрудника

П

Текстовый

255

ФИО

В

Текстовый

255

Паспорт

В

Числовой

18

Телефон

В

Числовой

18

Дата приема

В

Дата

10

Тип груза

Код

П

Счетчик

8

Наименование

В

Текстовый

255

Реестровый номер

В

Числовой

18

Карточка

Код

П

Счетчик

8

Дата обработки

В

Дата

10

Груз

В

Текстовый

255

Заявитель

В

Текстовый

255

Сотрудник

В

Текстовый

255

Результат

В

Числовой

18

Результат

Код

П

Счетчик

8

Наименование

В

Текстовый

255

2.1.2 Определение взаимосвязей и построение ИЛМ

В информационно-логической модели базы данных могут быть представлены следующие виды взаимосвязей:

связь 1 : 1 предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру сущности А соответствует не более одного экземпляра сущности В;

связь 1 : М предполагает, что одному экземпляру сущности А соответствует ноль, один или несколько экземпляров сущности В;

связь М : М предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру сущности А соответствует ноль, один или несколько экземпляров сущности В и наоборот.  

Взаимосвязи информационных объектов базы данных представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Взаимосвязь информационных объектов

Главный информационный объект

Подчиненный информационный объект

Ключ связи

Тип отношения

Груз

Карточка

Код

1 : М

Заявитель

Карточка

Код

1 : М

Сотрудник

Карточка

Код

1 : М

Тип груза

Груз

Код

1 : 1

Карточка

Карточка

Код

М : М

Результат

Карточка

Код

1 : М

Информационно-логическая модель базы данных отражает структуру информационных объектов и показывает, по каким атрибутам осуществляется взаимосвязь информационных объектов.

Принципы построения информационно-логической модели:

  •  все информационные объекты должны быть разбиты на уровни;
  •  информационные объекты одного уровня должны быть построены в одну линию;
  •  взаимосвязь объектов обозначается выходом стрелки из главного информационного объекта по правому краю, и входом стрелки в подчиненный информационный объект по левому краю;
  •  наименования объектов на краях стрелок должны совпадать;
  •  стрелки взаимосвязей по возможности не должны пересекаться.

С учетом выше описанных принципов построения информационно- логической модели и описанных взаимосвязей можно построить информационно-логическую модель базы данных, представленную на рисунке 5.

Рисунок 5 – Информационно-логическая модель

2.2 Разработка технологии решения задачи

2.2.1 Технология ввода и накопления входной информации

Решение задачи автоматизированной системы представляет собой реализацию базы данных, которая выполняет функции хранения и учета информации автоматизированной системы, и реализации приложения, взаимодействующего с базой данных и выполняющего все основные функции автоматизированной системы. В общем виде технология решения задачи содержит входную информацию, выходные документы, базу данных и взаимодействие документов базы данных через функции автоматизированной системы:

  •  ввод и накопление информации автоматизированной системы;
  •  поиск путевого листа;
  •  формирование документа «Карточка».

При реализации автоматизированной системы необходимо учитывать источники информации, используемые для таблиц базы данных.

Схема функциональной структуры и ее описание изображены на рисунке 8.

Рисунок 8 - Технология ввода и накопления информации

Обобщенный алгоритм решения задачи отражает последовательность и логику выполнения операции обработки информации, способы формирования результата решения с указанием последовательности операций.

Схематично общий алгоритм работы с программой представлен на рисунке 9.

Рисунок 9- Общий алгоритм работы программы

2.2.2 Описание запросов

Запросы – это объект базы данных, который служит для извлечения данных из таблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. Особенность запросов состоит в том, что они черпают данные из базовых таблиц и создают на их основе временную таблицу. Применение запросов позволяет избежать дублирования данных в таблицах и обеспечивает максимальную гибкость при поиске и отображении данных в базе данных.

В сущности, запрос представляет собой вопрос, сформулированный в терминах базы данных. При выполнении запроса Access находит в указанных таблицах данные, соответствующие заданному условию, и отображает их в табличном виде.

Access позволяет создавать запросы двух типов: QBE-запросы, SQL-запросы.

  •  QBE-запросы (Query By Example) — запросы, строящиеся с помощью конструктора запросов, представляющего собой графический инструмент для создания запросов по образцу.
  •  SQL-запросы — запросы, строящиеся при помощи унифицированного набора инструкций SQL (Structured Query Language — структурированный язык запросов).

Все запросы делятся на две группы: запросы-выборки, запросы-действия.

Запросы-выборки осуществляют выборку данных из таблиц в соответствии с заданными условиями. К этой группе запросов относятся следующие:

  •  Запрос к связанным таблицам — позволяет производить выборку данных из связанных таблиц.
  •  Перекрестный запрос — отображает итоговые данные с группировкой их по горизонтали и вертикали, выводя результаты их обработки в виде таблиц.
  •  Запрос с параметром — позволяет пользователю задать критерий отбора, введя нужный параметр при вызове запроса.
  •  Запрос с вычисляемым полем — позволяет рассчитать данные на основе других полей из той же строки запроса.
  •  Запрос с критерием поиска — позволяет производить отбор записей в соответствии с заданным критерием поиска.
  •  Запрос с итогами — производит математические вычисления и выдает результат.

Запросы-действия позволяют модифицировать данные в таблицах: удалять, обновлять, добавлять записи. К этой группе запросов относятся следующие:

  •  Запросы на создание таблицы создают таблицы на основании данных, содержащихся в результирующем множестве запроса.
  •  Запросы на добавление записей позволяют добавлять в таблицу записи, создаваемые запросом.
  •  Запросы на обновление изменяют значения существующих полей в соответствии с заданным критерием.
  •  Запросы на удаление удаляют записи из одной или нескольких таблиц одновременно.

Рисунок 10 –Запрос на сортировку

На рисунке 10 показан запрос на сортировку данных информационной системы, с помощью которого можно:

  •  проводить сортировку по всем полям;
  •  просмотр связанных с полем форм и данных;
  •  скрытие и отображение нужного поля и зависимых данных;
  •  предоставляет быстрый доступ к требуемой информации.


2.2.3 Определение форм ввода-вывода

Для выполнения функций  автоматизированной  системы  «Обработка

данных о Таможенной службе» необходимо реализовать ввод и накопление следующей информации:

  •  тип сотрудника
  •  ФИО
  •  паспорт
  •  телефон
  •  дата приема
  •  наименование типа груза
  •  реестровый номер
  •  наименование результата
  •  таможенный номер

Главная форма позволяет работать с шестью таблицами «Груз», «Заявитель» «Сотрудник», «Тип груза», «Карточка», «Результат». Схема главной формы представлена на рис. 6.

Рисунок 6 – Схема главной формы

Формы «Груз», «Заявитель» «Сотрудник», «Тип груза», «Карточка», «Результат» содержат информацию, представленную в таблицах, содержат кнопки: переходов, поиска информации, удаления и добавления записей. Внешний вид форм представлен в приложении 1.

2.2.4 Функционально-технологическая схема получения отчета

В результате функционирования автоматизированной системы должен формироваться выходной документ «Карточка». Технология формирования отчета для этого вида документа показана на рисунке №7, где так же отображаются источники данных для процесса формирования этого документа.

Код

Дата обработки

Груз

Заявитель

Сотрудник

Результат

1

21.05.14

4

2

1

2

2

21.05.14

5

1

1

4

3

21.05.14

1

1

1

1

4

22.05.14

2

1

1

1

Рисунок - 7 – Функционально-технологическая схема получения отчета документа «Карточка».


3 Основы безопасной жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности человека в среде обитания, сохранение его здоровья, разработку методов и средств защиты путем снижения влияния вредных и опасных факторов до допустимых значений. По действующим нормам в рекомендуемых зонах проектируется рациональная рабочая зона оператора. В связи с этим необходимо выполнить:

анализ потенциально опасных и вредных производственных факторов;

описать технику безопасности и эргономику рабочего места программиста;

провести анализ опасных и вредных факторов, появление которых связано с эксплуатацией проектируемого устройства.

Целью БЖД также является снижения риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Опасность - это явления или процессы, вызывающие такие нежелательные последствия.

Различают опасности реальные и потенциальные, то есть скрытые.

Например, печь в палатке или геодезический сигнал большой высоты потенциально опасны, а пожар или падение с сигнала - это реализованная, т.е. реальная опасность.

Реализация потенциальной опасности происходит через определённые условия, то есть причины. Потенциальная опасность автотранспорта реализуется, например, через нарушение правил дорожного движения.

Риск - это частота реализации опасности, это количественная оценка опасности.

Существует аксиома - любая деятельность потенциально опасна. В то же время считается, что уровнем опасности (риском) можно управлять. Это привело к понятию "приемлемый риск". В основе приемлемого риска лежит осознание недостижимости абсолютной безопасности.

В процессе разработки автоматизированной информационной системы таможенной службы пришлось столкнуться со следующими вопросами, затрагивающими безопасность жизнедеятельности:

  •  определение оптимальных условий труда инженера-программиста;
  •  расчет кондиционирования;
  •  расчет уровня шума;
  •  охрана окружающей среды.

Соблюдать режим труда и отдыха в зависимости от продолжительности, вида и категории трудовой деятельности (согласно требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). При эксплуатации персонального компьютера на работника возлагаются следующие обязанности:

  •  Рабочие места с компьютерами должны размещаться таким образом, чтобы расстояние от экрана одного видеомонитора до тыла другого было не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
  •  Рабочие места с персональными компьютерами по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
  •  Оконные проемы в помещениях, где используются персональные компьютеры, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
  •  Рабочая мебель для пользователей компьютерной техникой должна отвечать следующим требованиям:
  •  - высота рабочей поверхности стола должна регулироваться в пределах 680 - 800 мм; при отсутствии такой возможности высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;
  •  - рабочий стол должен иметь пространство для ног высотой не менее 600 мм, глубиной на уровне колен не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног не менее 650 мм;
  •  - рабочий стул (кресло) должен быть подъемно - поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья;
  •  - рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20 градусов; поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм;
  •  - рабочее место с персональным компьютером должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.
  •  Для нормализации аэроионного фактора помещений с компьютерами необходимо использовать устройства автоматического регулирования ионного режима воздушной среды.
  •  Женщины со времени установления беременности и в период кормления грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием компьютеров, не допускаются.

3.1 Определение оптимальных условий труда оператора ПЭВМ

Существует ряд норм, которые должны соблюдаться при планировании рабочего места. Они ограничивают влияние на работника таких вредных факторов как:

  •  шум;
  •  ионизирующее излучение;
  •  недостаточное освещение;
  •  неудовлетворительный микроклимат;
  •  химические вещества;
  •  монотонность и перегруженность информацией.

Для того чтобы обеспечить оптимальные условия труда инженера-программиста, мы должны проверить соответствие текущих условий труда установленным нормам, сделать выводы и внести предложения по возможным улучшениям условий труда.

Следующие документы регламентируют установленные государством нормы:

  •  ГОСТ ССБТ (система стандартов безопасности труда);
  •  ГОСТ ООС (охраны окружающей среды);
  •  ГОСТ БЧС (безопасности в чрезвычайных ситуациях);
  •  СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03;
  •  СанПиН 2.2.4.1294-03

Условия труда инженера-программиста во многом зависят от обдуманности и комфортности его рабочего места. Рассмотрим рабочее место инженера-программиста более детально.

Требования охрана труда перед началом работы: тщательно проветрить помещение для работы на копировально-множительных аппаратах, включить систему кондиционирования воздуха, смотреть и привести в порядок рабочее место, убрать все лишнее. Убедиться в достаточной освещенности рабочего места, которая должна быть не менее 300лк. (20 вт/кв.м.). Провести осмотр копировально-множительного аппарата, убедиться в отсутствии внешних повреждений, целостности подводящего Электрокабель и электропилки. Подключить копировально-множительный аппарат к электросети и проверить его нормальную работу.

Не подключать копировально-множительный аппарат к электросети мокрыми и влажными руками. Соблюдать правила эксплуатации копировально-множительного аппарата, не допускать попадания на него влаги. Следить за исправной работой копировально-множительного аппарата, целостностью изоляции подводящего электрокабеля. Не наклоняться над работающим копировально-множительным аппаратом, находиться возможно дальше от него. Не класть и не ставить на копировально-множительный аппарат никаких посторонних предметов, не подвергать его механическим воздействиям. Не оставлять включенный в электросеть и работающий копировально-множительный аппарат без присмотра. При появлении неисправности в работе копировально-множительного аппарата, искрении, запахе гари, нарушении изоляции проводов прекратить работу, выключить питание и сообщить об аварийной ситуации администрации учреждения. В случае короткого замыкания и загорания оборудования, немедленно отключить питание и принять меры к тушению очага возгорания при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и администрации учреждения. При поражении электрическим током немедленно освободить пострадавшего от действия тока путем отключения электропитания, оказать ему первую доврачебную помощь, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Отключить копировально-множительный аппарат от электросети. При отключении от электророзетки не дергать за электрический шнур (кабель). Привести в порядок рабочее место, отключить систему кондиционирования воздуха, тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

3.1.1 Микроклимат

Параметры микроклимата могут меняться в широких пределах, в то время как необходимым условием жизнедеятельности человека является поддержание   постоянства температуры тела благодаря свойству терморегуляции, то есть способности организма регулировать отдачу тепла в окружающую среду.

Основной принцип нормирования микроклимата - создание оптимальных условий для теплообмена тела человека с  окружающей  средой. В санитарных нормах СН-245/71 установлены величины параметров микроклимата, создающие комфортные условия.  Эти нормы устанавливаются в зависимости  от времени года,  характера трудового процесса и характера  производственного  помещения  (значительные или незначительные тепловыделения). Для рабочих помещений с избыточным тепловыделением до 20  ккал/м3  допустимые  и  оптимальные значения параметров микроклимата приведены в таблице:

Таблица 1.

Время года

Зона

Температура

воздуха, 0 C

Относительная влажность, %

Скорость

движения

воздуха, м/с

Холодный

период

Оптимальная

18 - 21

60 - 40

< 0.2

Переходный период

Допустимая

17 - 21

< 75

< 0.3

Теплый период года (t > 100 C)

Оптимальная

20 - 25

60 - 40

< 0.3

Допустимая

<28 в 13 часов самого жаркого мес.

< 75

< 0.5

В настоящее время для обеспечения комфортных условий используются как организационные методы, так и технические средства. К числу организационных относятся рациональная организация проведения работ в зависимости от времени года и суток, а также организация правильного чередования труда и отдыха.  В связи с этим рекомендуется на территории предприятия организовывать зеленую зону со скамейками для отдыха и водоемом (бассейны, фонтаны). Технические средства включают вентиляцию, кондиционирование воздуха, отопительную систему.

Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека является обеспечение в помещениях нормальных метеорологических условий, оказывающих существенное влияние на тепловое самочувствие человека.

Метеорологические условия в производственных помещениях, или их микроклимат, зависят от теплофизических особенностей технологического процесса, климата, сезона года, условий вентиляции и отопления.

Под микроклиматом производственных помещений понимается климат окружающей человека внутренней среды этих помещений, который определяется действующими на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих его поверхностей. Перечисленные параметры – каждый в отдельности и в совокупности – оказывают влияние на работоспособность человека, его здоровье. Человек постоянно находится в процессе теплового взаимодействия с окружающей средой. Для нормального течения физиологических процессов в организме человека необходимо, чтобы выделяемое организмом тепло отводилось в окружающую среду. Когда это условие соблюдается, наступают условия комфорта и у человека не ощущается беспокоящих его тепловых ощущений - холода или перегрева. Вычислительная техника является источником существенных тепловыделений, что может привести к повышению температуры и снижению относительной влажности в помещении. В помещениях, где установлены компьютеры, должны соблюдаться определенные параметры микроклимата. В санитарных нормах СН-245-71 установлены величины параметров микроклимата, создающие комфортные условия. Эти нормы устанавливаются в зависимости от времени года, характера трудового процесса и характера производственного помещения (таблица 3).

Объем помещений, в которых размещены работники вычислительных центров, не должен быть меньше 19,5м3/человека с учетом максимального числа одновременно работающих в смену. Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены компьютеры, приведены в таблице 4.

Таблица 3 Параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютера

Период года

Параметр микроклимата

Величина

Холодный

Температура воздуха в помещении Относительная влажность

Скорость движения воздуха

22.24°С

40.60%

до 0,1м/с

Теплый

Температура воздуха в помещении Относительная влажность

Скорость движения воздуха

23.25°С

40.60%

0,1.0 ,2м/с

Таблица 4 Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где расположены компьютеры

Характеристика помещения

Объемный расход подаваемого в помещение свежего воздуха, м3 /на одного человека в час

Объем до 20м3 на человека

20.40м3 на человека

Более 40м3 на человека

Не менее 30

Не менее 20

Естественная вентиляция

Для обеспечения комфортных условий используются как организационные методы (рациональная организация проведения работ в зависимости от времени года и суток, чередование труда и отдыха), так и технические средства (вентиляция, кондиционирование воздуха, отопительная система).

3.1.2 Микроклимат и вентиляция

Системы отопления и системы кондиционирования следует устанавливать так, чтобы ни теплый, ни холодный воздух не направлялся на людей. На производстве рекомендуется создавать динамический климат с определенными перепадами показателей. Температура воздуха у поверхности пола и на уровне головы не должна отличаться более, чем на 5 градусов. В производственных помещениях помимо естественной вентиляции предусматривают приточно-вытяжную вентиляцию. Основным параметром, определяющим характеристики вентиляционной системы, является кратность обмена, т.е. сколько раз в час сменится воздух в помещении.

3.1.3 Вибрация и шум

Установлено, что шум ухудшает условия труда, оказывая вредное воздействие на организм человека. При длительном воздействии шума на человека происходят нежелательные явления: снижается острота зрения, слуха, повышается кровяное давление, понижается внимание. Сильный продолжительный шум может стать причиной функциональных изменений сердечно-сосудистой и нервной систем.

Согласно ГОСТ 12.1.003-88 "Шум. Общие требования безопасности" характеристикой постоянного шума на рабочих местах являются среднеквадратичные уровни давлений в октавных полосах частот со среднегеометрическими стандартными частотами: 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц. В этом ГОСТе указаны значения предельно допустимых уровней шума на рабочих местах предприятий. Для помещении конструкторских бюро, расчетчиков и программистов уровни шума не должны превышать соответственно: 71, 61, 54, 49, 45, 42, 40, 38 дБ. Эта совокупность восьми нормативных уровней звукового давления называется предельным спектром.

Строительно-акустические методы защиты от шума предусмотрены строительными нормами и правилами (СНиП-II-12-77). это:

  •  звукоизоляция ограждающих конструкции, уплотнение по периметру притворов окон и дверей;
  •  звукопоглощающие конструкции и экраны;
  •  глушители шума, звукопоглощающие облицовки.

На рабочем месте программиста источниками шума, как правило, являются технические средства, как - компьютер, принтер, вентиляционное оборудование, а также внешний шум. Они издают довольно незначительный шум, поэтому в помещении достаточно использовать звукопоглощение. Уменьшение шума, проникающего в помещение извне, достигается уплотнением по периметру притворов окон и дверей. Под звукопоглощением понимают свойство акустически обработанных поверхностей уменьшать интенсивность отраженных ими волн за счет преобразования звуковой энергии в тепловую. Звукопоглощение является достаточно эффективным мероприятием по уменьшению шума. Наиболее выраженными звукопоглощающими свойствами обладают волокнисто-пористые материалы: фибролитовые плиты, стекловолокно, минеральная вата, полиуретановый поропласт, пористый поливинилхлорид и др. К звукопоглощающим материалам относятся лишь те, коэффициент звукопоглощения которых не ниже 0.2.

Звукопоглощающие облицовки из указанных материалов (например, маты из супертонкого стекловолокна с оболочкой из стеклоткани нужно разместить на потолке и верхних частях стен). Максимальное звукопоглощение будет достигнуто при облицовке не менее 60% общей площади ограждающих поверхностей помещения.

3.1.4 Освещение

Рациональное освещение рабочего места является одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность трудовой деятельности человека, предупреждающих травматизм и профессиональные  заболевания. Правильно организованное освещение создает благоприятные условия труда, повышает работоспособность и производительность труда. Освещение на рабочем месте программиста должно быть таким, чтобы работник мог без напряжения зрения выполнять свою работу. Утомляемость органов зрения зависит от ряда причин:

  •  недостаточность освещенности;
  •  чрезмерная освещенность;
  •  неправильное направление света.

Недостаточность освещения приводит к напряжению зрения, ослабляет внимание, приводит к наступлению преждевременной утомленности. Чрезмерно яркое освещение вызывает ослепление, раздражение и резь в глазах. Неправильное направление света на рабочем месте может создавать резкие тени, блики, дезориентировать работающего. Все эти причины могут привести к несчастному случаю или профзаболеваниям, поэтому столь важен правильный расчет освещенности.

Расчет освещенности рабочего места сводится к выбору системы освещения, определению необходимого числа светильников, их типа и размещения. Процесс работы программиста в таких условиях, когда естественное освещение недостаточно или отсутствует. Исходя из этого, рассчитаем параметры искусственного освещения.

Искусственное освещение выполняется посредством электрических источников света двух видов: ламп накаливания и люминесцентных ламп. Будем использовать люминесцентные лампы, которые по сравнению с лампами накаливания имеют существенные преимущества:

  •  по спектральному составу света они близки к дневному, естественному освещению;
  •  обладают более высоким КПД (в 1.5-2 раза выше, чем КПД ламп накаливания);
  •  обладают повышенной светоотдачей (в 3-4 раза выше, чем у ламп накаливания);
  •  более длительный срок службы.

3.1.5 Электромагнитное и ионизирующее излучения

Ионизирующее излучение - излучение, взаимодействие которого со средой приводит к появлению в ней электрических зарядов различных знаков.

Излучение рабочего места воздействует на весь организм человека. Доза полученного облучения пропорциональна времени, в течении которого организм человека подвергается воздействию радиации. Соответственно и измеряется она в рентгенах в час (Р/ч).

Если организм человека одноразово подвергается воздействию большой дозы ионизирующего излучения, у него развивается острая лучевая болезнь. Тяжесть болезни зависит от дозы полученного облучения. (Существует четыре степени тяжести острой лучевой болезни.)  

При постоянном воздействии на организм человека, доз излучения, немного превышающих предельно-допустимые значения, формируется хроническая лучевая болезнь. Тяжесть протекания хронической лучевой болезни зависит от того, как долго организм человека подвергался воздействию радиации.

3.2 Общая характеристика рабочего места

В помещении, в котором работают операторы ПЭВМ таможенной службы оборудовано 6 рабочих мест, каждое место оборудовано персональным компьютером.

Характеристики помещения:

  •  длина – 10 м;
  •  ширина – 6 м;
  •  площадь – 36 м2;
  •  высота –2,5 м;
  •  количество окон – 3;
  •  освещение – естественное и обще-искусственное;
  •  вид выполняемых работ – профессиональная деятельность с прикладным программным обеспечением;
  •  количество рабочих мест –6.

План помещения предоставлен на рисунке 25.

Рисунок 25 Производственное помещение


3.3 Расчет кондиционирования

В помещении таможенной службы за рабочим местом необходимо установить кондиционер, имеющий характеристики:

  •  Расчетная мощность охлаждения Q: 5.15 кВт;
  •  Рекомендуемый диапазон значений Qrange: 4.69 - 7.52 кВт.

Мощность (точнее, мощность охлаждения) является основной характеристикой любого кондиционера. Ориентировочный расчет мощности охлаждения Q (в киловаттах) производится по общепринятой методике:

Q = Q1 + Q2 + Q3 (1)

где Q1 — теплопритоки от окна, стен, пола и потолка.

Q1 = S * h * q / 1000  (2)

где S — площадь помещения (кв. м);

h — высота помещения (м);

q — коэффициент, равный 30 — 40 Вт/кб. м:

q = 30 для затененного помещения;

q = 35 при средней освещенности;

q = 40 для помещений, в которые попадает много солнечного света.

Если в помещение попадают прямые солнечные лучи, то на окнах должны быть светлые шторы или жалюзи.

Q1 = 36*2,5*35/1000=3,15

Q2 — сумма теплопритоков от людей.   

Теплопритоки от взрослого человека:

0,1 кВт — в спокойном состоянии;

0,13 кВт — при легком движении;

0,2 кВт — при физической нагрузке;

Q2= 0,13

Q3 — сумма теплопритоков от бытовых приборов.

Теплопритоки от бытовых приборов:

0,3 кВт — от компьютера;

0,2 кВт — от телевизора;

Q3 = 0,3

Q = 0,3+0,13+3,15=3,58

Для других приборов можно считать, что они выделяют в виде тепла 30% от максимальной потребляемой мощности (то есть предполагается, что средняя потребляемая мощность составляет 30% от максимальной).

Мощность выбранного кондиционера должна лежать в диапазоне от -5% до +15% расчетной мощности Q. Заметим, что расчет кондиционера по этой методике является не слишком точным и применим только для небольших помещений в капитальных зданиях: квартир, отдельных комнат коттеджей, офисных помещений площадью до 50 - 70 кв. м. Для административных, торговых и промышленных объектов используются другие методики, учитывающие большее количество параметров.

Мощность выбранного кондиционера должна лежать в диапазоне от -5% до +15% расчетной мощности Q. Заметим, что расчет кондиционера по этой методике является не слишком точным и применим только для небольших помещений в капитальных зданиях: квартир, отдельных комнат коттеджей, офисных помещений площадью до 50 - 70 кв. м. Для административных, торговых и промышленных объектов используются другие методики, учитывающие большее количество параметров.

3.4 Расчет уровня шума

Шум ухудшает условия труда оказывая вредное действие на организм человека. Работающие в условиях длительного шумового воздействия испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти, повышенную утомляемость, понижение аппетита, боли в ушах и т. д. Такие нарушения в работе ряда органов и систем организма человека могут вызвать негативные изменения в эмоциональном состоянии человека вплоть до стрессовых. Под воздействием шума снижается концентрация внимания, нарушаются физиологические функции, появляется усталость в связи с повышенными энергетическими затратами и нервно-психическим напряжением, ухудшается речевая коммутация. Все это снижает работоспособность человека и его производительность, качество и безопасность труда.

Уровень шума, возникающий от нескольких некогерентных источников, работающих одновременно, подсчитывается на основании принципа энергетического суммирования излучений отдельных источников:

, (3)

где Li – уровень звукового давления i-го источника шума;

n – количество источников шума.

Таблица 5 - Уровни звукового давления различных источников.

Источник шума

Уровень шума, дБ

Внешний жесткий диск

40

Кулер

45

Монитор

17

Клавиатура

10

Принтер

45

Сканер

42

Сервер

50

Обычно рабочее место оператора оснащено следующим оборудованием: винчестер в системном блоке, вентиляторы систем охлаждения ПК, монитор, клавиатура, сервер, принтер и сканер.

= 50+42+45+10+17+45+40/7 = 35

.5 Охрана окружающей среды

Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.

Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды». Охрана окружающей природной среды складывается из:

— правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;

— материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;

— инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие объекты:

— естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;

— земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.

Любая техника стремительно устаревает, ей на смену приходят новые, более мощные, более современные ПК и оргтехника. Человечество, хочет оно этого или нет, втянуто в постоянный процесс модернизации и замены электронной техники. Мы радуемся новым моделям персональной техники с новыми возможностями. Постепенно возникает проблема: а что делать со старой техникой, морально устаревшей или по тем или иным причинам, вышедшей из строя, которая захламляет подсобные помещения и склады

Важно понимать, что пока оборудование остается в помещении, предприятию ничего не грозит. Но если избавится от устаревшего оборудования, выбросив в бак для мусора, то химические элементы неминуемо начнут подвергаться воздействию природных факторов. Поэтому, если отправить компьютер или принтер в контейнер, это приведет к ущербу для окружающей среды. В случае же, когда обязательная утилизация оборудования не произведена своевременно и правильно, это приведет к наказанию за незаконные действия с драгметаллами. Нужно помнить, что за нарушение процедуры учета действий с драгметаллами наступает ответственность. Компании должны производить учет драгметаллов, и за несоблюдение закона фирме и руководителю угрожает штраф. 

Так же согласно законодательству юридические лица и индивидуальные предприниматели должны разработать инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначить в установленном порядке ответственных лиц за обращение с данными отходами.


4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В этой главе дипломного проекта будет произведен расчет экономической эффективности внедрения автоматизированной системы «Проектирование и реализация автоматизированной системы Таможенная служба».

Эффективность автоматизированной системы - это эффективность ее применения с точки зрения экономических показателей.

Предполагается, что внедрение АИС позволит упростить работу инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля, предоставляя возможность доступа ко всем ресурсам АИС в режиме реального времени.

Для экономического обоснования целесообразности применения разработанной автоматизированной информационной системы сравним два варианта работы организации:

  •  первый базовый вариант – все мероприятия проводятся в ручном режиме работниками;

проектный вариант – с применением автоматизированной информационной системы, разработанной в процессе дипломного проекта.

В ходе выявления экономической эффективности внедрения автоматизированной информационной системы будут рассмотрены:

планирование и организация процесса разработки автоматизированной информационной системы (АИС);

расчет затрат на разработку автоматизированной информационной системы по статьям;

расчет общих капитальных вложений по вариантам;

расчет затрат по изменяющимся элементам;

расчет годового экономического эффекта и прочих показателей экономической эффективности;

экономический эффект;

социальный эффект.

4.1 Планирование и организация процесса разработки автоматизированной информационной системы (АИС)

Для расчета затрат на создание АИС необходимо составить график разработки АИС. Необходимо определить стадии разработки и их продолжительность.

Перечень работ по созданию АИС приведен в таблице 5

Таблица 5 – Перечень работ по созданию АИС

На основании данных таблицы 5 сформируем круговую диаграмму разработки АИС.


Рисунок 27 – Линейный график разработки АИС

4.2Расчет затрат на разработку автоматизированной информационной системы по статьям

4.2.1 Покупные изделия

Затраты на покупные изделия рассчитываются по формуле:

 , (5)

где  – количество покупных изделий i-го вида на создание АИС, шт.;

 – цена покупных изделий i-го вида, р./шт;

 – общее количество покупных изделий.

Покупные изделия - это изделия, не изготовляемые на данном предприятии, а получаемые им в готовом виде.

Расчет затрат на покупные изделия сведем в таблицу 6


Таблица 6 – Затраты на покупные изделия


4.2.2 Затраты на электроэнергию

Затраты на электроэнергию — это ресурсы или деньги заплаченное за количества электрической энергии, получаемой из сети.

Затраты на электроэнергию рассчитываются по формуле:

 , (6)

Где  – норма расхода энергии в единицу времени i-го потребителя, кВт/ч;

– время работы i-го оборудования при создании АИС, ч.;

– цена 1 кВт/ч энергии, руб. (по данным на 2014г. стоимость 1кВт/ч  для населения составляет 2,15 руб);

– общее количество потребителей энергии.

Норму расхода электроэнергии (Нэi) берется из технической документации оборудования. Цена за 1 кВт взята из расценок на апрель 2014 года – 2,15 рубля.

Расчет затрат на электроэнергию сведем в таблицу 7


Таблица 7 – Затраты на электроэнергию

Lenovo IdeaCentre C255

Cisco UCS C220 M3

4.2.3 Основная заработная плата

Основная заработная плата разработчика системы рассчитывается по формуле:

 , (7)

где  – часовая тарифная ставка с учетом доплат, руб./ч;

– трудоемкость выполнения i-го вида работ при создании АИС, ч.

Согласно заданию часовая тарифная ставка работника (Сч) – 60 рублей в час. Количество часов –168.

Зо=60×227=13 620 руб.

4.2.4 Дополнительная заработная плата

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда, которое включает:

- доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты,

- премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.


Расчет затрат дополнительной заработной платы осуществляется по следующей формуле:

, (8)

где  – норматив дополнительной заработной платы, % (9%);

Зо– основная заработная плата работника.

Заработная плата берется из пункта 4.2.3,  норматив дополнительной заработной платы согласно заданию равен 9%.

Зд=13 620×0,09=1225,8 руб.

4.2.5 Отчисления на социальное страхование

Социальное страхование— это система социальной защиты, задача которой— обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Расчет затрат на социальное страхование осуществляется по следующей формуле:

, (9)

Заработная плата и дополнительная заработная плата берутся из пунктов 4.2.3 и 4.2.4, согласно заданию норматив отчислений на социальное страхование 26%.

Осс=(13 620 +1225,8)×0,26= 14 845×0,26=3860. – фонд заработной платы, руб.

4.2.6 Амортизация

Амортизация — процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимой продукции.

Расчет затрат на амортизацию оборудования осуществляется по следующей формуле:

, (10)

где  – первоначальная стоимость оборудования, руб.;

– норматив амортизационных отчислений на полное восстановление, % (20%);

– количество месяцев работы оборудования при создании АИС.

Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов, норматив амортизационных отчислений согласно заданию равен 20%, количество месяцев работы оборудования берем с момента покупки оборудования до даты создания АИС.

В процессе разработки АИС использовалось следующее оборудование:

Таблица 8 Перечень используемого оборудования

Lenovo IdeaCentre C255

Cisco UCS C220 M3


4.2.7 Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования

Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования рассчитываются по формуле:

, (11)

где  – первоначальная стоимость оборудования, руб.;

– норматив отчислений на ремонт и обслуживание оборудования, % (5%);

– количество месяцев работы оборудования при создании АИС:

Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов и таблиц, норматив на текущий ремонт согласно заданию равен 5%, количество месяцев работы оборудования согласно расчетам из затрат времени на разработку АИС.

Расчет затрат на текущий ремонт и обслуживание сводится в таблицу 9.

Таблица 9 – Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования

Наименование

Количество (шт.)

Цена за ед. (руб.)

Сумма (руб.)

Текущий ремонт и обслуживание

Моноблок Lenovo IdeaCentre C255

1

25 000

25000

1250

Принтер Canon i-SENSYS MF4018

1

5 000

5 000

250

Сервер Cisco UCS C220 M3

1

25 000

25000

1250

Общие затраты

2750

4.2.8 Накладные расходы

Накладные расходы рассчитываются по формуле:

, (12)

где  – норматив накладных расходов, %(50%).


Накладные расходы — затраты, которые, в отличие от прямых затрат, не могут быть напрямую отнесены на себестоимость изготовления продукции (оказания услуг, предоставления работ)предприятием или организацией.

Косвенные затраты распределяются пропорционально между различными видами продукции по определённой базе. В виде базы могут быть взяты:

заработная плата производственных рабочих, стоимость из расходованных материалов, объём выполненных работ и так далее.

К косвенным затратам относятся: административно-управленческие расходы, затраты на повышение квалификации персонала, издержки в инфраструктуре производства, затраты в социальной сфере и другие.

Норматив накладных расходов согласно заданию равен 50%, основная зарплата берется из пункта 3.3.

Рн=13 620 ×0,5=6810 руб.

Результаты расчетов по всем статьям затрат сведем в таблицу 9

Таблица 9 – Себестоимость разработки АИС

Наименование статей затрат

Обозначение

Сумма, руб.

Покупные изделия

44 500

Затраты на энергию

258,35

Основная заработная плата

13 620

Дополнительная заработная плата

1225,8

Отчисления на социальное страхование

3860

Амортизация

917,3

Затраты на текущий ремонт и обслуживание оборудования

2750

Накладные расходы

6810

Итого:

73 941,45


Далее следует рассчитать прибыль, которую организация получит в результате внедрения автоматизированной системы

Прибыль рассчитывается по формуле:

, (13)

где  – прибыль от внедрения автоматизированной системы;

– уровень рентабельности – (условно 10%);

– себестоимость разработки автоматизированной системы.

Себестоимость разработки АИС берем из таблицы 9, уровень рентабельности берем согласно заданию 10%.

П = (10*73 941,45)/100=7 394,14 руб.

Цена АИС будет соответствовать сумме себестоимости разработки АИС и прибыли:

Ц=C+П (14)

Где:

C – себестоимость разработки автоматизированной системы

П – прибыль после внедрения АИС

Цена АИС составит:

Ц=73 941,45+7 394,14=81 335,5 руб.

4.3 Расчет общих капитальных вложений по вариантам

При расчете общих капитальных вложений будет проведено сравнение 2 вариантов:

базовый вариант –проводится в ручном режиме работниками;

проектный вариант – автоматизированная информационная система, разработанная в процессе курсового проектирования.

Расчет общих капитальных вложений осуществляется по формуле:

, (15)

где  – элементы капитальных вложений.

iколичество капитальных вложений

4.3.1 Капитальные вложения на оборудование

Капитальные вложения на оборудование рассчитываются по следующей формуле:

, (16)

где  – количество оборудования, шт.;

– первоначальная стоимость оборудования, руб.;

– коэффициент использования оборудования.

Расчет капитальных вложений на оборудование сведем в таблицу 10

Таблица10 – Капитальные вложения на оборудование

Lenovo IdeaCentre C255

Cisco UCS C220 M3

Оборудование и цена не изменились, дальнейшие расчеты проводить нецелесообразно.

4.3.2 Капитальные вложения на программное обеспечение

Базовый вариант не предполагает капитальных вложений  на программное обеспечение – .

Капитальные вложения для проектного варианта рассчитываются по формуле:

, (17)

где  – стоимость программного продукта, руб;

– затраты на обучение персонала работе с программным продуктом, руб.


Для оптимизации расходов на создание АИС, вместо обучения будет создано руководство пользователя.

КПО2== 15 000 + 0 = 15 000 руб.

Стоимость разработанной АИС была определена в предыдущем подразделе.

Обучение персонала работе с системой не требуется, поскольку разработано руководство пользователя. Разработка руководства пользователя проводилась в рамках создания АИС, поэтому затраты на разработку руководства пользователя включены в затраты на разработку АИС, т.е.

4.3.3 Капитальные вложения на площадь

При расчете капитальных вложений на площадь необходимо учитывать, что площадь, занимаемая рабочим местом сотрудников, не меняется при внедрении любого из рассматриваемых вариантов.

Капитальные вложения на площадь рассчитываются по формуле:

, (18)

где  – площадь i-го рабочего места 4,5 м2;

– количество рабочих мест для сотрудников, 6 шт.;

– цена площади производственных помещений, 300 руб./м;

– коэффициент использования площади i-м оборудованием, 0,6.

KS=4,5×6×300×0,6= 4 860 руб

Все элементы капитальных вложений сведем в таблицу 11

Таблица 11 – Общие капитальные вложения по вариантам

4.3.4 Расчет затрат по изменяющимся элементам

Расчет затрат будет вестись относительно базового варианта (ручной метод) и проектного варианта (АИС).

При расчете затрат использовались исходные данные, приведенные в таблице 12

Таблица 12 – Исходные данные

Трудоемкость по базовому и проектному вариантам представьте в таблице 13Данные приведите по результатам сравнительного мониторинга.


Таблица 13 – Трудоемкость по базовому и проектному вариантам.

4.4.1 Покупные изделия

Расчет затрат на покупные изделия проводится по формуле:

  (19)

где  – количество покупных изделий i-го вида, шт.;

– цена покупных изделий i-го вида, р./шт.;

– общее количество покупных изделий.

Рассчитывается для базового и проектного вариантов. Наименование изделий и их цену для проектного варианта берем из таблицы 6. Затраты на покупные изделия сводиться в таблицу 14.


Таблица 14 – Затраты на покупные изделия


4.4.2 Затраты на электроэнергию

Затраты на энергию рассчитываются по следующей формуле:

, (20)

где  – норма расхода энергии в единицу времени i-го потребителя, кВт/ч 0,8 (по данным таблицы 12);

– время работы i-го оборудования, ч.;

– цена 1 кВт/ч энергии, руб.;

– общее количество потребителей энергии.

1 Рассчитайте затраты на электроэнергию для базового варианта:

= 0,8×100×2,55×1=204

2 Рассчитайте затраты на электроэнергию для проектного варианта:

= 0,8×120×2,55×3=734,4

4.4.3 Основная заработная плата

Основная заработная плата - это вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности). Она устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов — для служащих.

Основная заработная плата рассчитывается по формуле:

 (21)

где  – часовая тарифная ставка с учетом доплат, руб./ч. (по данным таблицы 12);

– трудоемкость выполнения i-го вида работ, ч. (по данным таблицы 12).

Согласно заданию часовая тарифная ставка работника (Сч) – 60 рублей в час. Количество часов – 227, взято из таблицы 5.

Зо=60×227=13 620 руб.

Расчет основной заработной платы сведем в таблицу 15

Таблица 15 – Затраты на основную заработную плату

4.4.4 Дополнительная заработная плата

Дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда, которое включает:

- доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты,

- премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций.

Расчет затрат дополнительной заработной платы осуществляется по следующей формуле:

, (22)

где  – норматив дополнительной заработной платы, 9 (по данным таблицы 12);

– основная заработная плата работника.


Рассчитайте затраты на дополнительную заработную плату:

1 для базового варианта:

Зд=13 620×0,09=1 225,8 руб 

2 для проектного варианта:

Зд=13 620×0,09=1 225,8 руб.

4.4.5 Отчисления на социальное страхование

Социальное страхование— это система социальной защиты, задача которой— обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Расчет затрат на социальное страхование осуществляется по следующей формуле:

 (23)

где  – норматив отчислений на социальное страхование, 26%(по данным таблицы 7.1);

– фонд заработной платы, руб.

Рассчитаем размер отчислений на социальное страхование:

1 для базового варианта: (1 225,8 + 13 620)×0,26= 4767

2 для проектного варианта: (1 225,8 + 13 620)×0,26= 4767

4.4.6 Амортизация оборудования

Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле:

 (24)

где  – первоначальная стоимость используемого оборудования, руб.;

– норматив амортизационных отчислений на полное восстановление, (по данным таблицы 12);

– суммарное время использования оборудования, ч.

Fдействительный годовой фонд времени работы оборудования.

Рассчитывается для базового и проектного вариантов. Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов и таблиц, норматив амортизационных отчислений согласно заданию равен 5%, количество месяцев работы оборудования берем с момента покупки оборудования до даты создания АИС.

Расчет затрат на амортизационные отчисления сведем в таблицу 16

Таблица 16 – Амортизационные отчисления

КП, руб.

НА, %

, ч.

, ч.

Амортизационные отчисления, руб.

Базовый вариант

55000

20%

100

1700

1235

Проектный вариант

105000

227

1468

4.4.7 Текущий ремонт

Отчисления на текущий ремонт рассчитываются по формуле:

, (25)

где  – первоначальная стоимость оборудования руб.;

– норма отчислений на текущий ремонт, (по данным таблицы 12);

– суммарное время использования оборудования, ч.;

– действительный годовой фонд времени работы оборудования, ч.

Рассчитывается для базового и проектного вариантов. Первоначальная стоимость оборудования берется из предыдущих расчетов и таблиц, норматив на текущий ремонт согласно заданию равен 5%, время использования оборудования согласно расчетам из таблицы 10.

Расчет затрат на текущий ремонт сведем в таблицу 17

Таблица 17 – Отчисления на текущий ремонт

КП, руб.

НТР, %

, ч.

, ч.

Амортизационные отчисления, руб.

Базовый вариант

55000

5%

100

1700

308

Проектный вариант

105000

227

367

4.4.8 Затраты на программное обеспечение

Ежемесячные затраты на программное обеспечение вычисляются по следующей формуле:

 (26)

где  – стоимость программного обеспечения, руб.;

– коэффициент учета стоимости автоматизированной системы;

Коэффициент учета стоимости является величиной, обратной сроку эксплуатации системы. Срок эксплуатации АИС составляет 4 года (с учетом морального старения), тогда коэффициент учета стоимости будет равен 0.25.

Pпо=(15 000×0.25)/12=312,5руб.

4.4.9 Амортизация площади рабочего места

Амортизационные отчисления рассчитываются по формуле:

 (27)

где  – площадь рабочего места, ;

– цена площади производственных помещений, 300;

– норма амортизации площади, 1%;

– суммарное время использования оборудования ч.;

– действительный годовой фонд времени работы оборудования, ч.

Рассчитывается для обоих вариантов. Площадь рабочего места и цену за м2 берем согласно проведенным расчетам из пункта 4.3.3 Суммарное время использования оборудования берем из таблицы 10.

Расчет затрат на амортизацию рабочего места сведем в таблицу 18

Таблица 18 – Амортизация площади рабочего места

Вариант

Площадь рабочего места, м2.

Норма амортизации площади

Суммарное время использования оборудования

Действительный годовой фонд, в часах

Амортизационные отчисления, руб.

Базовый вариант

4,5

1%

100

1700

0,7

Проектный вариант

4,5

227

1,8

Результаты всех расчетов сведем в таблицу 19

Таблица 19 – Ежемесячные затраты по изменяющимся элементам

Остальные элементы затрат не изменяются.

Процент снижения затрат от применения АИС рассчитывается по формуле:

 (28)

где С'– текущие затраты по базовому варианту, руб. (таблица 19);

C'' – текущие затраты по проектному варианту, (таблица 19);

ΔС=(176802106453/176802) ×100%  = 39,7%

В результате использования АИС снижение затрат составит:

ΔС=70 349,9 руб.


4.4.5 Расчет годового экономического эффекта и прочих показателей экономической эффективности

Для решения вопроса о внедрении проектного решения используют показатель годового экономического эффекта. Для вычисления данного показателя сопоставляют реально существующий метод (базовый вариант) и внедряемый метод (проектный вариант).

Ожидаемый годовой экономический эффект от применения АИС рассчитывается по формуле:

 (29)

Где С– ежемесячные затраты, руб.;

ЕН нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений. ЕН = 0,33;

– удельные капитальные вложения, руб.,

   (30)

где - общие капитальные вложения, руб.

1 Для базового варианта:

= 59 860/12=4988

2 Для проектного варианта:

= 124860/12=10405

Таким образом, ожидаемый годовой экономический эффект составит:

[(176 802+ 0,33×4988) – (106 453+ 0,33 × 10405)] × 12 = (178448-109886) =68562×12 = 822744 руб.

4.5.1 Условно-годовой экономический эффект

Условно-годовой экономический эффект от применения АИС рассчитайте по формуле:

 (31)

где  – себестоимость на единицу работы по базовому варианту, руб. (таблица 19);

– затраты на единицу работы по проектному варианту, руб. (таблица 7.8);

Условно-годовой экономический эффект от применения АИС равен:

Эуг = (176802106453) × 12= 844188 руб.

4.5.2 Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений

Срок окупаемости дополнительных капитальных вложений вычисляется по формуле:

 (32)

где  – дополнительные капитальные вложения на разработку и внедрение системы, руб. (таблица 4.2);

 – условно-годовой экономический эффект (руб.).

Дополнительные капитальные вложения ΔK берем из таблицы 8, условно-годовой экономический эффект берем из расчетов пункта 2.4.1.

Таким образом, срок окупаемости дополнительных капитальных вложений на разработку и внедрение АИС составит:

T= 184720 /844188=  0,21

Итак, срок окупаемости дополнительных капитальных вложений на разработку и внедрение АИС составит –

4.5.3 Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений

Коэффициент экономической эффективности капитальных вложений на разработку АИС:

 (33)

где  – дополнительные капитальные вложения на разработку и внедрение системы, руб.;

– условно-годовой экономический эффект (руб.).

Таким образом, коэффициент экономической эффективности капитальных вложений составит:

E= 844188/184720=4,5

4.5.4 Процент снижения трудоемкости

Процент снижения трудоемкости рассчитывается по формуле:

 (34)

где t'– трудоемкость по базовому варианту, ч. (таблица 7.2);

t''– трудоемкость по проектному варианту, ч. (таблица 7.2).

Δt=227–100 / 100× 100% = 1,2

Δt=120%

4.5.5 Рост производительности труда

Рост производительности труда определяется по формуле:

  (35)

где Dt– процент снижения трудоемкости, %.

Δt–процент снижения трудоёмкости.

Процент снижения трудоёмкости Δt берем из расчетов пункта 2.4.5.

Таким образом, производительность труда составит:

ΔП = 1,2× 1 / 1 – 1,2= 6

ΔП = 600%


4.6 Экономический эффект

В данном разделе подводится итог расчетов, которые проводились в процессе выполнения курсовой работы.

Экономический эффект характеризуется выраженной в стоимостных показателях экономией живого и овеществленного труда на предприятии, полученного в результате внедрения АИС.

Все показатели экономической эффективности сведем в таблицу 20.

Таблица 20 – Показатели экономической эффективности


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель дипломного проекта заключается в разработке автоматизированной информационной системы таможенной службы.

В результате дипломного проекта были достигнуты следующие результаты:

- Составление требований заказчика – производится анализ требований к программному продукту (форма представления информации, необходимые функции, желаемый интерфейс, существующие ограничения);

- Проектирование программного продукта – определяется модель разрабатываемого программного продукта, которая определяет структура программы;

- Разработка программного продукта – на этом этапе программный проект преобразуется в код программы;

- Тестирование программного продукта – данный этап не имеет четкого начала, он может происходить как после завершения написания программы, так и во время предыдущих этапов. После завершения тестирования заполняется документация – результат тестирования;

- Сопровождение программного продукта – на этом этапе основное внимание уделяется внесению изменений в программный продукт.

Выполнен анализ предметной области на примере работы гостиничного комплекса и построена его информационно-логическая модель. Спроектирована схема данных и выполнена ее нормализация. Разработаны таблицы, формы, запросы и отчеты. Выполнена верификация базы данных.

Ядром информационной системы являются хранимые данные. На любом предприятии данные различных отделов, как правило, пересекаются. Принятие решений по производственным вопросам невозможно без информации о клиентах, о полученных заказах, о предоставленных услугах. Это означает, что описывающие конкурентную предметную область данные должны храниться в легкодоступном виде.

В первой части мы рассмотрели: сущности, типы сущностей; атрибуты, типы атрибутов; связи, типы связей. Во втором разделе мы рассмотрели, что такое атрибут, сущность и связь. Какие ключи и связи есть в нашей базе данных.

Разработанный программный продукт позволяет выполнить следующее:

Была создана информационная база по автоматизации учета услуг гостиничного комплекса. Она позволяет выполнять необходимые задачи и функции, связанные с обработкой данных по учету предоставленных услуг таможни.

Создаваемая система должна обеспечить ввод, хранение и информационный поиск о предоставленных предприятием услугах, а также данные самого предприятия. К достоинствам реализации поставленной задачи можно отнести:

  •  малое время доступа к базам;
  •  аппаратно-программная независимость;
  •  удобный интерфейс пользователя;

Итогом дипломного проекта является программный продукт, созданный по индивидуальному заданию.

Цели дипломного проекта полностью достигнуты.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Балдин, К.В. Уткин В.Б., Информационные системы в экономике: Учебник для студ. высш. учеб, заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
  2.  Гвоздева Т. В. Баллод Б. А., Проектирование информационных систем.  - Ростов н/д: Феникс, 2009.
  3.  Дейт К. Введение в системы баз данных. - М.: Диалектика, 2000.
  4.  Коннолли, Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика / М., Вильямс, 2003-1440 с.
  5.  Кузин, А.В. Базы данных. 2-е изд. / - М., Издательский центр «Академия», 2008-320 с.
  6.  Кузнецов, С.Д. Основы баз данных: учебное пособие / .- М.: Бином, 2007-484 с.
  7.  Леонтьев, В.П. Персональный компьютер / В.П. Леонтьев.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 900 с.
  8.  Марков, А.С., Лисовский К.Ю. Базы данных. Введение в теорию и методологию /.- М., Финансы и статистика, 2006- 512 с.
  9.  Под ред. А. Н. Наумова. Системы управления базами данных и знаниями. / - М.: Финансы и статистика, 2005.

Под ред. проф. Л.Г. Гагариной. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учеб.пособие / - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 384 с.: ил. - (Профессиональное образование).

Райордан, Р. Основы реляционных баз данных / Пер. с англ.- М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2001.- 384 с.

Рогозов Ю.И., Стукотий Л.Н., Свиридов А.С. Лабораторный практикум по курсу «Моделирование систем», ТРТУ, 2004.

Рогозов Ю.И., Стукотий Л.Н., Свиридов А.С. Моделирование систем, ТРТУ, 2004.

Саукап Р. Проектирование реляционных систем баз данных. - М.: Русская редакция, 2006.

Соболь Б.В. и др. Информатика: учебник /.-Изд. 3-е, дополн. иперераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.

Спортак М., Паппас Ф. Компьютерные сети и сетевые технологии. - Киев: ООО «ТИД «ДС», 2002.

Уткин В. Б. Основы автоматизации профессиональной деятельности. - М.: РДЛ, 2001.

Фридланд, А.Я. Информатика и компьютерные технологии / А.Я. Фридланд, Л.С. Ханамирова.- М.: Астрель. 2003. - 204 с.

Фуфаев, Э.В. Базы данных. 3-е изд. / - М., Изд-во «Академия», 2007- 320 с.

Хомоненко, А.Д. и др. Базы данных: Учебник для вузов. / 4-изд.- СПб, Корона принт, 2004- 736 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Спецификация программного продукта

Программный продукт включает файлы, указанные в таблице А1.

Таблица А1 – Разделы приложения и их функционирование

Наименование

Описание

Груз

Содержит информацию о поступающем от клиентов грузе, отображает его наименование, тип, таможенный номер.

Тип груза

Содержит информацию о существующих типах грузов, отображает их наименование, реестровый номер.

Результат

Содержит информацию о заключении выполняемым сотрудником, которое войдет в выходной документ.

Заявитель

Содержит информацию о заявителях, отображает их регистрационные данные: гражданство, ФИО, данные паспорта..

Сотрудник

Содержит информацию о сотрудниках работающих на предприятии, отображает его должность, ФИО, дату приема, телефон, паспортные данные.

Карточка

Выходной документ. Содержит информацию о дате обработки заказа, номере груза, сотруднике выполняющего запрос, результат выполнения запроса.


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ИНСТРУКЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Для работы с данным программным продуктом необходимо наличие пакета Microsoft Officeс предустановленным Microsoft Access.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

УСТАНОВКА, ЗАПУСК И ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ

Для запуска программы необходимо открыть программу, после чего откроется главная кнопочная форма с кнопками «Груз», «Тип груза», «Результат», «Заявитель», «Сотрудник», «Карточка», «Просмотр отчета», «Печать таблицы», «Выйти из приложения»

Кнопочная форма указана на рисунке 11.

Рисунок 11 –Главная кнопочная форма приложения

Нажатие кнопок «Груз», «Тип груза», «Результат», «Заявитель», «Сотрудник», «Карточка» позволяют просмотреть и редактировать данные. Чтобы добавить запись в строку, нужно ввести её снизу таблицы и нажать кнопку «Добавить запись», удаление строки осуществляется кнопкой «Удалить» справа от таблицы.

Открытие и просмотр уже сформированных выходных документов осуществляется кнопкой «Карточка», а для их печати кнопкой «Печать таблицы».

Для того чтобы закрыть программу необходимо нажать кнопку «Выход из приложения».

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ

Представленная разработка проста в использовании, так что освоить принципы работы с ней не составит труда даже пользователю, обладающему небольшими навыками работы на компьютере. Легкость использования достигается благодаря достаточно простому интерфейсу.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66618. Канали QPSK з Rayleigh Fading та AWGN 804.45 KB
  Звернути увагу на сузір’я блоку Rayleigh Output та на лічильних помилкових бітів.(другий рядок в блоці Display1). Коли точки на діаграмі розміщені в відповідних квадрантах кількість помилок на змінюється. При переміщенні (повороті) діаграми...
66619. Виды АРУ приемных устройств РЛС. Работа АРУ с обратной связью 371.16 KB
  Мощность отраженного радиолокационного сигнала принимаемого от отражающего объекта, изменяется прямопропорционально четвертой степени дальности или удвоенного времени распространения энергии зондирующего радиолокационного сигнала до этого объекта.
66620. Дирижерская интерпретация музыкального произведения (генезис и эволюция) 196.5 KB
  В истории научной мысли дирижирование, как деятельность и вид музыкального исполнительства, является своеобразным «оплотом» творческого лагеря, правила и особенности существования в котором, казалось бы, не подвластны объяснению. Действительно, количество парадоксальных и взаимоисключающих явлений...
66622. ТЕНДЕНЦІЇ РОЗВИТКУ КОМП’ЮТЕРНИХ ТЕХНОЛОГІЙ В НАВЧАННІ І ВИХОВАННІ 56.73 KB
  Основною метою державної політики в галузі освіти є створення умов для розвитку особистості й творчої самореалізації кожного громадянина України, оновлення змісту освіти та організації навчально-виховного процесу відповідно до демократичних цінностей...
66626. Модели роста народонаселения 3.26 MB
  Человечество, как биологический вид, подчиняется биологическим законам роста, в который включены общие для живых организмов процессы рождения и гибели. Долгое время рост и развитие человечества рассматривались как цепь исторических событий, различных для разных стран, а количественное описание казалось малоинформативным.