6078

Иски в Римском праве

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Что такое иск? Назовите виды исков. Чем отличается вещный иск от личного иска? Задача № 1. Римское право запрещало собственнику земли изменять естественный стог ручья, бегущего по его участку, если этим наносился вред соседям. Что э...

Русский

2012-12-28

55 KB

28 чел.

1

План:

1. Что такое иск? Назовите виды исков. Чем отличается вещный иск от личного иска?

Задача № 1.  Римское право запрещало собственнику земли изменять естественный стог ручья, бегущего по его участку, если этим наносился вред соседям. Что это – ограничение права собственности или сервитут?

Задача № 2.  Будет ли действительной сделка, если передающий вещь считает, что совершает дарение, а получающий, что принимает вещь во временное пользование?

Задача № 3. А. Одолжил у Б. Хлеб к обеду. Будет ли это договор ссуды или займа?

Задача № 4.  Цельз вступил в права наследника своего родственника Сея. Среди бумаг умершего находились документы, фиксирующие долг А. Сею в сумме 1000 ассов, обязанность Сея выплатить Б. 500 ассов за арендованный участок, обязанность Сея уплатить 150 ассов В. за ранение его раба. Каковы были обязанности и права Цельза в отношении этих обязательств?

1. Что такое иск? Назовите виды исков. Чем отличается вещный иск от личного иска?

В Римском государстве судебные магистраты (главным образом преторы) имели в силу своего imperium (принадлежавшей им власти) право отказать в судебной защите отношения, хотя бы и подходило под нормы цивильного права, и наоборот, дать судебную защиту в случае, не предусмотренном нормами цивильного права.

Поэтому практически первостепенное значение имел вопрос, дает ли претор в данном случаи иск (actio). Ответ на этот вопрос можно было найти в преторском эдикте. Смысл термина actio в эпоху легисакционного процесса сводился к определенной деятельности лица, выражавшейся в выполнении установленного ритуала. В классическом римском праве actio есть предусмотренное эдиктом судебного магистрата средство добиться путем судебного процесса решения, соответствующего интересам данного лица.

Постепенно формулы исков в практике претора типизируются, т.е. вырабатываются типические формулы для отдельных категорий исков.

В Римском праве существовали следующие виды исков:

1.вещный иск (actio im rem);

2.личный иск (actio im personam);

3.иск строгого права (actio stricti iuris);

4.иск, построенный на принципе добросовестности (actio bonae                fidei);

5.иск по аналогии (actio utilis);

6.иск с фикцией (actio fictika)

7.штрафной иск;

8.реиперсекуторный иск (axtio rei persecutorial);

9.кондиции (condictione).

Среди многочисленных различных исков необходимо выделить следующие важнейшие виды: actio in rem (вещный иск) и actio in personam (личный иск). Юрист Павел противопоставляет право собственности на вещь, с одной стороны, и право требовать от другого лица что-либо сделать или чего-либо не делать (воздержаться от определенного действия), другой стороны; право собственности (как и некоторые другие права) может быть нарушено любым третьем лицом, причем заранее неизвестно, кто именно является возможным нарушителем права. Поэтому принято говорить, что для защиты такого права иск дается против любого третьего лица, которое будет нарушать право данного лица; иск в этом случаи называется actio in rem – вещный иск. Термин actio in rem показывает, что отвечает по иску тот, у кого находится вещь, или вообще тот, кто посягает на данную вещь. По современной терминологии это называется абсолютной защитой.

В противоположность actio in rem иск, именуемый actio in personam, дается для защиты правоотношений личного характера между двумя или несколькими определенными лицами. Например, А. Обязался что-то сделать для В.; В. имеет право требовать совершения этого действия именно от А. И ни от кого другого. Следовательно, нарушить право В. в данном случае может только А., ибо никто другой не принимал на себя обязательства совершить для В. данное действие. Таким образом, возможный нарушитель такого рода права известен заранее и иск возможен только против этого лица. Поэтому иск в этом случаи носит название actio in personam (личный иск). По современной терминологии это относительная защита.

Задача № 1. Римское право запрещало собственнику земли изменять естественный стог ручья, бегущего по его участку, если этим наносился вред соседям. Что это – ограничение права собственности или сервитут?

В римском праве понятия право собственности и сервитутное право являлись составляющими вещных прав.

Право называется вещным в тех случаях, когда лицо имеет такое право на вещь, которое представляет его носителю возможность непосредственного воздействия на нее.

Право собственности является наиболее обширным по объему правом на вещь. Римские юристы не оставили точного определения права собственности, но упоминали об основных правомочиях собственника. Собственнику принадлежало право пользования вещью (ius utendi), право извлечения плодов, доходов (ius possidendi) и право истребовать вещь из рук каждого ее фактического обладателя, безразлично – владельца или держателя (ius vindicand).

Кроме права собственности к вещным правам относились также права на чужие вещи (iura in re aliena). Самой важной категорией прав на чужую вещь являлись так называемые сервитутные права (или сервитуты), состоящие в праве одного лица пользоваться (в каком-нибудь определенном отношении или в нескольких отношениях) вещью, принадлежащей другому лицу.

Исходя из указанных характеристик элементов вещных прав следует, что в условии данной задачи речь не идет о сервитуте. Ручей протекает по участку земли, принадлежащему данному лицу на правах собственности. Это лицо не претендует на соседний участок ни в коей мере. Он может лишь нанести вред соседям, изменив естественный сток ручья. Что римское право и запрещало делать, т.е. ограничивало право собственника распоряжаться своей собственностью.

Итак, решение данной задачи следующее: запрещение собственнику изменять естественный сток ручья это – ограничение права собственности.   

      

Задача № 2. Будет ли действительной сделка, если передающий вещь считает, что совершает дарение, а получающий, что принимает вещь во временное пользование?

В римском праве действительность любой сделки (или договора) определялась по выполнению определенных условий. Если хотя бы одно из перечисленных ниже условий не выполнялось, договор признавался недействительным. Условия были следующими:

  1.  Договор предполагает выражение воли лиц, совершающих его. При этом воля той или другой стороны должны соответствовать одна другой; обе воли должны быть согласны между собой.
  2.  Содержание договора должно быть законным, а также не противоречащим морали или «добрым нравам».
  3.  Договор не должен страдать полной неопределенностью содержания.
  4.  Действия, составляющее предмет обязательства по договору, должно быть возможным. Невозможность действия может быть физическая, юридическая и моральная.
  5.  Действие, составляющее предмет договора, должно представлять интерес для кредитора. Позднее это требование было смягчено: например, признавался действительным договор поручения, т.е. не в интересе дающего поручение, а в интересе третьего лица.
  6.  Спорным является вопрос, необходимо ли было для действительности договора, чтобы действие, составляющее предмет договора, относилось к имущественной сфере. С преобладающей в литературе римского права точки зрения этот вопрос решался утвердительно.

В сделке, указанной в условии данной задачи, явно присутствует невыполнение одного из этих условий. А именно, то, что воля той и другой стороны не соответствуют одна другой. Здесь имеет место заблуждение, т.е. неправильное представление сторон о самом характере сделки. В этом случае не возникло ни договора дарения, ни договора найма из-за отсутствия соглашения (вместо consensus получился dissensus, недоразумение).

Итак, решение данной задачи следующее: сделка является недействительной.

Задача № 3. А. одолжил у Б. хлеб к обеду.                                                    

Будет ли это договор ссуды или займа?  

Решая данную задачу, необходимо определить о каком виде договора здесь идет речь, т.е. выяснить отличия договора ссуда или договора займа.

Итак, в римском праве заем (mutuum) представляет собой договор, по которому одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) денежную сумму или известное количество иных вещей, определенных родовыми признаками (зерно, масло, вино), с обязательством заемщика вернуть по истечении указанного в договоре срока либо по востребованию такую же денежную сумму или такое же количество вещей того же рода, какие были получены.

Характерные признаки договора займа:

а) заем – реальный договор, т.е. получающий юридическую силу лишь с того момента, когда на основании соглашения сторон последовала передача вещи;

б) предмет договора – денежная сумма или известное количество других вещей, определенных родовыми признаками (весом, числом, мерой);

в) эти вещи передаются займодавцем в собственность заемщика;

г) вещи передаются с обязательством для заемщика вернуть займодавцу такую же денежную сумму или такое же количество вещей такого же рода, какие были получены.

Договором ссуды называется такой договор, по которому одна сторона (ссудодатель) передает другой стороне (ссудополучателю) индивидуально-определенную вещь во временное безвозмездное пользование с обязательством второй стороны вернуть по окончанию пользования ту же самую вещь в целости и сохранности.

По хозяйственной цели договоры ссуды и займа – родственные. Их различия заключаются в предмете договора, ответственности и обязательствах сторон.

В данной задаче предмет договора – хлеб, одолженный к обеду. Это вещь, определенная родовыми признаками (имеет вес, объем). А. не может вернуть этот хлеб Б., т.к. он его съел. Вернет он такой же хлеб, в таком же объеме, в котором взял. Обязательство в данном случае – одностороннее. А. обязан вернуть хлеб, Б. же ему ничем не обязан.

Итак, на основании вышеизложенного заключаю: данный договор является договором займа.  

Задача № 4. Цельз вступил в права наследника

своего родственника Сея. Среди бумаг умершего

находились документы, фиксирующие долг А. Сею

в сумме 1000 ассов, обязанность Сея выплатить Б.

500 ассов за арендованный участок, обязанность Сея

уплатить 150 ассов В. за ранение раба. Каковы были

обязанности и права Цельза в отношении этих

обязательств?

По римскому праву наследник, вступив в наследство, не только приобретал соответствующие права, но и становился ответственным по обязательствам наследодателя. Даже если наследство состояло почти из одних долгов наследодателя, универсальный характер наследственного преемства приводил в доюстиниановом праве к ответственности наследника по долгам наследства. Избежать такой неограниченной ответственности наследник мог только с помощью радикальной меры -  непринятия наследства, если его пассив превышает актив.

В праве Юстиниана было установлено, что если наследник произведет (с участием нотариуса, оценщика, кредиторов наследства, легатариев) опись и оценку (инвентарь) наследственного имущества, то ответственность наследника по долгам наследства ограничивается размерами актива наследства. Эта льгота называется beneficium inventarii. Опись и оценка наследства должны быть составлены не позднее трех месяцев после того, как наследник узнал об открытии наследства (а приступить к составлению описи и оценки нужно было в течение первого месяца).

Beneficivm inventarii имело практическое значение в тех случаях, когда в наследственном имуществе много долгов и для наследника возникла опасность, что его собственное имущество в значительной мере пойдет на удовлетворение кредиторов наследодателя. Но положение могло быть и иное: в наследстве актив превышает пассив, но у наследника много своих долгов. Принятие наследства приводило к слиянию обеих имущественных масс – наследника и наследодателя: как кредиторы наследника, так и кредиторы наследодателя могли искать удовлетворения из всего объединенного имущества. При большой задолженности наследника кредиторы наследодателя рисковали не получить удовлетворения из-за этой конкуренции кредиторов наследника.

Для ограждения интересов кредиторов наследства преторским эдиктом было введено beneficium separationis (льгота отделения). Это льгота состояла в том, что кредиторам наследства было предоставлено право потребовать отделения наследственного имущества от собственного имущества наследника с тем, чтобы наследственное имущество пошло в первую очередь на удовлетворение кредиторов наследства.

В данной задаче Цельзу не было необходимости прибегать к описи и оценке наследственного имущества, т.к. актив наследства превышает пассив (1000 ассов – актив, 650 ассов – пассив). Цельзу следовало обратиться к А. с предложением выплатить ему 1000 ассов, как наследнику Сея. Если А. отказывался это сделать по причине непризнания своего долга Сею, то Цельз был вправе предъявить виндикационный иск. Если же А. не признавал права Цельза как наследника Сея, то Цельз мог предъявить иск об истребовании наследства (hereditatis petitio), по своим условиям и последствиям аналогичный виндикационному иску. В свою очередь Цельз был обязан расплатиться по долгам Сея, т.е. выплатить Б. 500 ассов и В. 150 ассов.  

                           

 

  

 

 

Контрольная работа.

По предмету: Римское право.

Вариант № 3.

Выполнила студентка 1 курса

Заочного отделения

Группы 1.7 Родионова Ю.П.

Адрес: Саратовская обл., г. Пугачев

Ул. Гоголя, д. 21/1, кв. 2.

Саратов 2003.

Библиография.

  1.  И.Б. Новицкий. Римское право. – М., 1998.
  2.  Дигесты Юстиниана: избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. М.: Наука, 1984.
  3.  О.А. Омельченко. Основы римского права: Учебное пособие. М.: Манускрипт, 1994.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67038. Johann Wolfgang von Goethe – das Gesicht der deutschen Literatur 3.79 MB
  Літературознавчий матеріал розрахований для використання на уроках в старших класах, для проведення позакласних заходів під час шкільних предметних тижнів іноземної мови, для роботи гуртків та факультативів з німецької мови. За допомогою тематичної лексики, тематичних текстів...
67039. План-конспект уроку здоров’я та фізичної культури у початковій школі 81 KB
  Мета уроку: Сприяти зміцненню здоров’я учнів; виховувати свідоме ставлення до занять фізичною культурою та ведення здорового способу життя; формування навичок самостійних занять фізичними вправами; профілактика захворювань: сколіоз плоскостопість; формування ключових компетентностей.
67040. Кольорові сни 11.09 MB
  Ознайомити учнів з основами кольорознавства; формувати в учнів відчуття і розуміння художніх засобів виразності колориту палітри колірної гами; засвоїти мистецьку термінологію; визначити значення кольорів в народно-прикладному мистецтві; дослідити вплив кольорів на настрій людини; кольоромузика...
67041. Обобщение знаний по теме «Глагол» (урок-аукцион) 52.5 KB
  В городе в данное время очень много больных скарлатиной. Время глагола Письмо от друга-иностранца. Однажды на уроке после объяснения новой темы Время глагола учитель вызвал ученика и спросил: Если я говорю я умываюсь ты умываешься он умывается мы умываемся вы умываетесь они умываются то какое это время...
67042. О самом главном 89 KB
  Цель. Повысить готовность учащихся к самозащите в случае бедствий или аварий, научить организовывать жизнеобеспечение в чрезвычайных ситуациях. Развивать чувство ответственности, творческого самостоятельного обучения. Воспитывать чувство милосердия, интерес к полученной информации.
67043. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 1.11 MB
  Изучить теоретические основы системы повышения квалификации; провести анализ исследуемого предприятия и действующей системы обучения персонала; выявить основные проблемы, связанные с эффективным повышением квалификации сотрудников; разработать методические рекомендации по совершенствованию системы повышения квалификации персонала...
67044. Вмій дружбою дорожити 132 KB
  Тип заходу: метод проектів створення колективної творчої роботи сюжетного малюнка на дошці по сценарію заходухлопчик з дівчинкою друзі під сонцем з написом ДРУЖБА промені якого містять Золоті правила спілкування хмаринки уточнення поняття дружби в небі птахи на крилах яких поради...
67045. Година здоров’я «Богатирські яблука» 44.5 KB
  Мета: ознайомити дітей з корисними властивостями яблука, зміцнювати здоров’я дітей, розвивати бажання пізнати нове, розширювати знання дітей про яблука, виховувати естетичний смак, дбайливе ставлення до природи, прагнення дітей бути здоровими, сильними.
67046. ДЗВОНИ СКОРБОТИ 53.5 KB
  А навесні цього ж року в Україні помирало 25 тисяч людей щодня 1000 щогодини 17 щохвилини. Зокрема постанова Раднаркому УРСР Про заходи підсилення хлібозаготівлі яку було ухвалено 20 листопада 1932 року за своїм змістом нагадувала смертний вирок: З оголошенням цієї постанови припинили видачу будьяких натуральних авансів...