60781

Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Крокодил Гена Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского. За этой книгой были написаны и другие сказочные детективные приключенческие и фантастические произведения...

Русский

2014-05-21

176.5 KB

1 чел.

Конспект пробного урока по литературному чтению,

проведённого во 22 классе базовой школы

студенткой 131 группы

Зуевой Анастасией Константиновной

19 апреля 2012 г.

УМК «Школа России».

Оборудование: учебник  Климановой Л.Ф. «Родная речь» 2 класс, часть 2, презентация, фрагмент из мультфильма.

Тема. Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена

и его друзья»

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Цель: приобщение детей к литературе как к искусству слова на основе интереса к чтению повести-сказки Э.Н. Успенского.

 Задачи урока:

1. Предметные:

- учить понимать особенности юмористического произведения;

- учить сравнивать героев, характеризовать их;

- совершенствовать навык выразительного чтения.

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

- учить применять общеучебные умения: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- развивать умение моделировать- преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;

б) коммуникативные УУД;

- развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;

- формировать потребность в общении с учителем;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свои действия при работе в классе;

3. Личностные:

- формировать нравственные убеждения через оценивание поступков героев;

- развивать творческие способности учащихся.

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

∙ Технология развивающего обучения


Ход урока.

I. Организационный момент (мобилизующий).

Цель: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Константиновна.

- Ребята, нам сегодня на уроке предстоит много сделать, и я надеюсь, что наша совместная работа будет продуктивной, принесёт радость и вам, и мне. Ну, а для того чтобы работа приносила радость, нужно приступать к ней с хорошим настроением. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся, вспомним о том, что за окном весна.

- Ну а теперь давайте сядем правильно, проверим порядок на партах.

- Посмотрите на слайд. Прочитайте предложение. 

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход, в дымоходе чернота — разыщи-ка там кота.

- Какое задание я вам хочу предложить? Для чего?

- Да, сегодня нам нужно будет много читать вслух, и для того, чтобы читать выразительно и чётко, давайте проведём разминку.

- Какой звук здесь часто повторяется? (звук [ч] )

- Произнеси медленно, чётко проговаривая каждый звук.

- Произнеси быстрее.

- Ещё быстрее.

- Произнеси, как радостную новость.

- Проговори грустно, с разочарованием.

- Молодцы, вы чётко проговаривали звуки. Я думаю, что теперь мы будем читать правильно и выразительно.

Проговорить чистоговорку; чтобы потренироваться читать выразительно и чётко

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для знакомства с новым, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Скажите, какой раздел учебника вы сейчас изучаете?

- А какое задание выполняли дома?

- Откройте учебники. Даю вам 2 минутки, повторите стихи, которые сейчас будете рассказывать.

- (…), выходи к доске и расскажи нам стихотворение, пожалуйста.

- (…) грамотно начал свой ответ, назвал автора и название произведения, твёрдо знал текст, читал выразительно, удалось передать настроение стихотворения. Спасибо большое.

- (…) грамотно начал свой ответ, твёрдо знал текст, но стоит (поработать над силой голоса, темпом чтения, соблюдать паузы, передавать своё отношение к прочитанному...)

- Ребята, которые сейчас читали стихотворения, меня очень порадовали, хорошо знали текст, смогли передать настроение произведения, но я советую (читать громче, проговаривать слова более чётко…)

«И в шутку и всерьёз»

Выучить «Песенки Винни-Пуха» писателя Бориса Заходера

III. Постановка учебной задачи (совместное формулирование темы урока)

Цель: подвести к определению  темы урока.

-Сегодня мы с вами будем читать отрывок из уже известного вам произведения.

А как зовут главного героя, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку:

Он дружок зверям и детям,

Он - живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка.
Он зовется…

- Правильно, это Чебурашка. А кто же создал Чебурашку? Как зовут этого писателя?

- Какова же тема нашего урока?  

- Совершенно верно!

Чебурашка.

Эдуард Николаевич Успенский.

Чтение отрывка из произведения Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»

IV. Изучение нового материала.

Цель:

1) Подготовительная работа.

- Посмотрите на портрет Эдуарда Николаевича Успенского. Что вы можете сказать о нём по портрету? Каким вам кажется его лицо?

- Посмотрите на выставку книг. С какими произведениями Э.Н. Успенского вы уже знакомы?

- О чём пишет этот автор? Какие герои произведений вам запомнились?

- Сейчас я расскажу вам об этом человеке, а вы внимательно слушайте и запоминайте, чтобы потом ответить на мои вопросы.

Рассказ об авторе.

Эдуард Николаевич Успенский родился 74 года назад, он наш современник. По образованию он инженер. Но его любовь к детям и интерес к сочинительству сильно изменили его жизнь - он стал писателем. Получилось это вот как: Успенский работал в пионерском лагере вожатым, читал ребятишкам разные интересные книги, но интересные книжки закончились, пришлось сочинять самому. Так в 1966 году появился "Крокодил Гена и его друзья". Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского.

За этой книгой были написаны и другие сказочные, детективные, приключенческие и фантастические произведения: "Дядя Федор, пес и кот", "Вниз по волшебной реке", "Меховой интернат", "Следствие ведут Колобки", "Чебурашка уходит в народ", "Жаб Жабыч Сковородкин" и другие. В сборнике "Разноцветная семейка" собраны стихотворения, написанные Эдуардом Николаевичем Успенским.

По его произведениям снято много мультфильмов. Вот некоторые из них: "Рыжий, рыжий, конопатый", "Пластилиновая ворона", "Крокодил Гена и его друзья", "Трое из Простоквашино", "Следствие ведут Колобки", "Разноцветная семейка". Чтобы печатать хорошие детские книжки, Успенский создал издательство "Самовар".

Произведения Эдуарда Николаевича Успенского переведены на 25 языков, книги выходят в Голландии, Финляндии, Японии, Франции, Америке.

А ещё Эдуард Успенский является одним из создателей хорошо вам известной передачи «Спокойной ночи, малыши!»

- Что вы запомнили из моего рассказа об этом авторе?

3) Словарная работа.

- Перед чтением давайте уточним значение слов, которые могут быть непонятны.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС

ГИППОПОТАМ

УЦЕНЁННЫЕ ТОВАРЫ

БРАКОВАННЫЙ

КАЮТА

- Прочитайте слова про себя. (…), прочитай вслух первое слово.

- Как вы понимаете его значение?

- Давайте уточним значения этих слов.

ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС -  лес, который находится в самом жарком поясе Земли – тропиках.

ГИППОПОТАМ – бегемот.

УЦЕНЁННЫЙ ТОВАР – товар, который продают по сниженной цене.

БРАКОВАННЫЙ – вещь, у которой есть недостаток.

КАЮТА - жилое помещение на корабле.

4) Первичное ознакомление с текстом. 

Чтение текста ( ~ 4 мин)

до слов «…прямо на фруктах и улёгся спать».

- Как вы думаете, что могло произойти дальше?

до слов « - Как хотите, так и поступайте.»

- А вы, ребята, как поступили бы на месте директора?

5) Обмен впечатлениями

- Какое настроение у вас возникло, когда вы слушали этот рассказ?

- А какой эпизод показался вам самым смешным и интересным?

- Каким вам показался Чебурашка?

- Какие ещё герои есть в этой повести-сказке?

- А какой из них охотнее помогал Чебурашке? Поведение кого из них вызывает у вас большую симпатию?

- Хорошо, у всех разные мнения. А чтобы понять, кто из вас прав, давайте будем читать сказку и разбираться.

6) Повторное чтение и размышление о прочитанном.

- (…), начинай читать.

до слов «…в далёком тропическом лесу.»

- (…), ты читал целым словом, выразительно, соблюдал паузы, правильно расставлял ударения, сумел передать своё отношение к прочитанному (читал целым словом,  соблюдал паузы, расставлял ударения, сумел передать своё отношение к прочитанному, но допустил ошибки в словах «…»)

- Каким словосочетанием из этой части можно охарактеризовать Чебурашку?

- Где жил забавный зверёк?

- Когда его назвали? Кто дал ему имя?

- Читай дальше, (…)

до слов «…отправили в далёкое путешествие.»

- Каким можно назвать Чебурашку, судя по этой части?

- Докажите.

- Как Чебурашка оказался в ящике с апельсинами?

- Почему он не услышал, как заколотили ящики?

- Читай дальше, (…)

до слов «…что его имя – Чебурашка.»

- Как зверёк узнал, что его имя – Чебурашка?

- Что значит «чебурахнулся»?

- Докажите, что путешествие было долгим.

- Почему же Чебурашка не мог долго сидеть на столе и стуле? (у него затекли лапы)

- Читай дальше.

до слов «…продавали уценённые товары».

- Дальше..

до слов «Пойдёшь ко мне?»

- Достаточно.

до слов « - Это и будет твой дом!»

- Достаточно.

до конца.

- А теперь давайте вспомним: мы думали над вопросом, кто из директоров охотнее помогал Чебурашке. Как вы думаете, директор магазина, в который Чебурашка попал вместе с апельсинами, как  поступил с Чебурашкой? Он охотно ему помогал или старался его поскорее куда-то пристроить?

- Давайте найдём в тексте слова, указывающие на отношение первого директора к Чебурашке.

- Да, не очень-то охотно помогал первый директор Чебурашке. Но даже несмотря на то, что Чебурашка съел его апельсины, директор не стал его просто выгонять, он ведь нашёл время, чтобы его куда-то пристроить, правда?

- А почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Что продавали в магазине, директором которого был родственник первого директора?

- Найдите в тексте слова, которые показывают, как второй директор относится к Чебурашке.

- Он даже выставил Чебурашку в витрину, чтобы привлекать прохожих.

- Значит, оба директора очень помогли Чебурашке, но второй помог охотнее, нашёл ему работу и даже дом. Всё-таки Чебурашка ему больше понравился!

- К какому отрывку подходит иллюстрация на с. 141?

- Почему автор заканчивает главу этой повести-сказки такими словами: «Правда, пока ему некому было звонить, но это его нисколько не огорчало»?

7) Чтение по ролям.

- Найдите отрывок со слов «Продавцы вытащили Чебурашку из каюты…». Приготовьтесь читать по ролям. Сколько потребуется чтецов?

- Как будем читать слова Чебурашки, с какой интонацией?

- А как надо читать слова первого директора?

- Как прочитаем слова второго директора?

(…), читай за автора, (…) за Чебурашку, (…) за первого директора, (…) за второго директора.

- Молодцы, вы правильно находили свои слова, читали выразительно, сумели передать настроение героев, отношение автора к героям, но…

Добрым, умным, мудрым, весёлым…

Дети предлагают варианты значений слов.

Неуклюжим, беззаботным…

Директор магазина, в который Чебурашку привезли вместе с апельсинами и директор магазина, в котором продавали уценённые товары.

Дети высказывают своё мнение.

«Забавный зверёк».

В тропическом лесу.

Люди, когда он уехал из леса и встретился с ними.

Беззаботным.

«Гулял он себе, гулял… «Недолго думая…»

Директор магазина сказал, что он чебурахнулся.

Упал.

Ящики долго плавали; Чебурашка съел за это время почти все апельсины в ящике.

Пришлось; под мышку.

Он оказался неизвестным науке зверем и было непонятно, куда его поместить.

Уценённые товары.

«Мне нравится этот зверь!»

Чебурашка попал ко второму директору.

Потому что пока у Чебурашки нет друзей, но потом он их обязательно найдёт.

Четыре. За автора, за Чебурашку, за первого директора и за второго директора.

Чебурашка говорит с любопытством, немного удивлённо.

Озадаченно, немного с досадой.

С одобрением, немного удивлённо.

V. Обобщающая беседа.

Цель: закрепление полученных на уроке знаний и впечатлений.

- О чём этот отрывок?

- А как вы думаете, какой жизненный урок даёт автор в произведении, с которым мы сегодня познакомились?

О том, как директора помогли Чебурашке найти свой дом и работу.

Что всегда нужно помогать тем, кто нуждается в помощи.

Плохо жить без друзей.

VI. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Прочитайте пословицы и подумайте – какие из них  больше всего подходят к произведению, которое мы сегодня читали?

Нет друга - ищи, а нашел – береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Для дружбы нет расстояний.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Человек без друзей, что дерево без корней.

В тесноте, да не в обиде.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Кто его автор?

- Какой вид работы больше всего понравился?

- Кому захотелось прочитать всю сказку?

Самооценка деятельности на уроке.

- Оцени свою работу на уроке, покажи светофорчиком.

∙ Я отлично работал на уроке и получил от него удовольствие.

∙ Я хорошо работал на уроке, но в следующий раз буду ещё активнее.

∙ Я недоволен своей работой, в следующий раз обязательно добьюсь успеха.

VII. Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким может быть домашнее задание?

- Найдите эту повесть-сказку, подготовьте пересказ понравившегося отрывка.

- Спасибо за работу, мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен.