60814

Зимние праздники

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Формирование у учащихся более полного представления о народной праздничной культуре русского народа. Задачи: 1. Обобщить полученные знания по русским зимним праздникам.

Русский

2014-05-21

45.5 KB

0 чел.

"Зимние праздники"

Коротовская Лидия Леонидовна,

учитель музыки

Тип урока: Урок углубления и обобщения темы

Жанр урока: Урок – праздник

Цель урока: Формирование у учащихся более полного представления о народной  праздничной культуре русского народа.

Задачи:

1.    Обобщить полученные знания по русским зимним праздникам.
2.    Продолжить развитие исполнительских творческих навыков и умений.

Материально-техническое обеспечение:

•    музыкальный центр;
•    рождественская елочка;  
•    макет русской избы;
•    костюмы и маски животных;
•    маска чертенка на палочке;
    свеча и спички;
•    ложки (30 пар);
•    платочек;
•    чаша с водой;
•    девочкам приготовить фанты.

Зрительный ряд: иллюстрации народных костюмов, картины быта.

Музыкальный ряд:
Колядки: «Ще, на улице шатер», «Уж, ты, курка не пой», «Щедрики-ведрики» (корилка), «Первенчики-другенчики». Р.н.п. Калинка, Курилка (песня-игра). Рождественская песенка. Ходит царь (Круговой хоровод). Золото хоронили мы (Подблюдная). Колокольные звоны.

Сценарий урока

Вход в класс под собственное исполнение коляды «Щё, на улице шатёр» (Приложение 1).
У: - учитель Х: – хозяйка, в роли хозяйки выступает учитель. Д: – дети (колядовщики).

Х:     Здравствуйте, гостьюшки, дорогие!

Д:     Можно ли у вас поколядовать?

Х:     Милости просим. Девочки садитесь, мальчики садитесь.

У:     На какой праздник мы с вами попали с этой колядкой?

Д:     На праздник святки.  

У:     Из чего он состоит?

Д:     Из колядок и гадания.

У:     Что значит колядовать?

Д:     Желать счастья, добра, удачи.    

У:     Что значит гадать?

Д:     Узнавать своё будущее.

У:     Когда начинаются святки?

Д:     С 7-19 января по – новому стилю или с 25 декабря -7 января по – старому стилю.

У:     Почему гадают с 13-19 января?

Д:     Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы

У:     С каким христианским праздником совпадают святки?

Д:     С Рождеством Христовым.

У:     Как готовятся к Рождеству верующие люди?

Д:     40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября.

У:     В чем особенность поста?

Д:     Разрешалось кушать рыбу, кроме среды и пятницы.

У:     Получается, что больших ограничений в еде нет. Для чего же этот пост?

Д:     Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей.

У:     Что это значит?

Д:     Не говорить плохого о людях, никого не обижать, не на кого не обижаться.

У:     Как называется канун Рождества?

Д:     Сочельник.

У:     Что полагалось делать в этот день?

Д:     Не ели до появления на небе первой звезды.

У:     «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления [2].

Д:     Ещё готовили сочиво (постная каша с фруктами, овощами или ягодами).

У:     Как проходила трапеза?

Д:     Сначала молитва, затем трапеза спокойно, почтительно.

У:     Что делали 7 января, в день Рождества?

Д:     Все идут на службу в храм, только потом веселье, празднество, колядки.

У:     Колядовщики заходят в дом и славят Христа со словами:

Д 1:  

«Пречистая дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.

Д 2:  

Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала.

Д 3:

Три царя приходили
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали» [3].

Х:     Возьмите же гостьюшки дорогие.

Д:     Спасибо.

У:     Ребята, здесь цари это кто?

Д:     Волхвы – пророки, мудрецы востока.

У:     Что подарили волхвы Иисусу?

Д:     Золото, как царю. Зёрна ладана, как богу. Смирну, как смертному человеку

У:     «Травы подарили младенцу шелест – «колыбельную», Звезда – свет, Цветы – благоухание, Осел – тепло своего дыхания. А что подарила ему ёлочка?

Д:     Она ничего не могла подарить, боялась уколоть его и поэтому плакала смоляными слезами. Ангелы пожалели и осыпали её звёздами, что обрадовало младенца» [2].

У:     А как мы должны украшать рождественскую ёлочку?

Д:     На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.

У:     Что подарили бы Вы?

Д:     Хороший поступок, игрушку, послушание родителям, уважение к старикам [2].

У:     Я предлагаю Вам подарить ему свою песенку.

Исполнение рождественской песенки.

У:     Настало время славить хозяйку, хозяина. (Узнать по музыкальной фразе?) Название колядки?

Д:     Уж, ты, курка не пой.

У:     С какой целью исполняется эта колядка?

Д:     Необходимо похвалить хозяина, хозяйку, чтобы они одарили колядовщиков.

У:     Хвалим хозяйку, хозяина, чтобы они как можно лучше одарили бы колядовщиков.

Исполнение. Уж, ты, курка не пой (Приложение 1).

Х:     Возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы в фартук).

Д:     Спасибо!

У:     Почему здесь уж, ты, курка не пой, а ты, пой петушок?

Д:     Петушок является птицей счастья.

У:     Почему хозяйка подаёт гостинцы в фартук, а не в руки?

Д:     Еда может быть наговоренной и может принести зло и несчастье, поэтому пока руками к ней притрагиваться нельзя.

У:     Если хозяйка плохо одарила гостей, что они ей поют?

Д:     Корилку.

У:     Что такое корилка?  

Д:     Это ритуальные бесчинства.

У:     Какие могут быть бесчинства?

Д:     Поленницу дров могут развалить, залить ворота водой, увести скотину со двора …

У:     Хозяйка плоховато одарила гостей. Гости встали, бросили корящий взгляд на хозяйку и запели.       

Исполнение. Щедрики-ведрики. Корилка (Приложение 1).

Х:    Ой! Батюшки! Да возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы)!

Д:     Спасибо!

У:     Хозяйка одарила гостей, пора на выход. Как они это делают?

Д:     Все берутся за руки, поют, пританцовывают, а колядовщик с маской чертёнка или бесёнка на палочке (зло долго на себе носить нельзя) выводит всех из дома.

У:     Пора и честь знать, выходить из дома, поем.

Исполнение. Первенчики – другенчики (Приложение 2).

У:     Идут в следующий дом и поют все сначала. Ходят так до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?

Д:     Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть.

У:     Поели, попили и пошло у них веселье, а вот и появились ложкари. Ложки пошумите. Покажите, что вы умеете играть?

Исполнение р.н.п. Калинка на ложках.

У:     Затем идут игры, хороводы… Любили водить в святки и этот хоровод. (Узнать по музыкальной фразе?) Название?

Д:     Ходит царь.

У:     Как заканчивается хоровод?

Д:     Девушка целует парня, и они выходят из круга. Во время святок конец хоровода мог быть другим. Девушка целует парня в том случае, если он ей понравился. Если не понравился, то они встают назад в круг.

У:     Исполним хоровод, так как исполняли его наши предки во время святок.                  

Исполнение хоровода. Ходит царь (Приложение 2).

У:     Любимой игрой была? (Узнать по музыкальной фразе?)

Д:     Курилка.

У:     Что такое курилка?

Д:     Курилка – это свеча.

У:     Давайте поиграем в курилку.

Исполнение. Курилка (Приложение 2).

У:     Так развлекаются до 13 января. Что же делают в этот день?

Д:     В ночь под Новый год, 13 января, сидят дома, стол богатый, красивый, хозяйка за день переодевается 7 раз, чтобы понравиться домовому, а он бы помогал вести домашнее хозяйство.

У:     С 13-19 января гадают. При гадании снимают кресты и пояса. «Распоясаться – значит открыться нечистой силе». Для чего гадали девушки, хозяин, хозяйка?

Д:     Девушки желали узнать за кого выйдут замуж. Хозяйка, хозяин пытались узнать о урожаи, скотине и вообще каким будет год.

У:     При гадании с блюдцем  или чашей пели песенки – подблюдны. Игруха собирает фанты в чашу, заливает водой, накрывает и поёт:

Золото хоронили мы,
Чистое хоронили мы.
Мы ухоронили,
Мы уборонили,
Порохом засыпали,
Сметьём замели.
Призаиндевела,
Да призакурживела (Повторяет до тех пор, пока не собёрет со всех фанты.)  

Достаёт фант и спрашивает: «Девки, чей фант?» … И говорит всё, что ей на ум придёт. Гадают не более 7 человек и не более 7 раз (7 – это магическое число).

Д 1:  У нас в Кузбассе гадали так: «Ходили воровать к соседу дрова: сколько сучьев на поленьях – столько детей народится, если чётное количество поленьев, то в этом году замуж выйдет.

Д 2:  Под святые вечера ходили на реку к проруби бросать снежки, загадывая, какой будет свёкор, свекровушка. Сделают снежок и бросят в прорубь на воду: если поплывёт тихо, то хороший свекор, свекровушка, если зашумит, станет пускать пузыри, то сварливые, злые будут.

Д 3:  Ходили в хлев ловить овец. Каким цветом овца – такой суженный будет [5]».

У:     Гаданий было превеликое множество. Вечер накануне Крещения (18 января) был последним временем для святочных гаданий. Начинались приготовления к большому христианскому празднику - Крещению. Изгоняя из домов нечистую силу, на всех вещах в доме, особенно на окнах и  дверях  ставили мелом кресты. В библии рассказывается о том, как Иисус Христос по достижении 30 лет был крещён в реке Иордан, поэтому основу этого праздника составляют два великих водоосвящения. Одно проводится накануне праздника в храме, а другое  в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах. Все водоёмы в этот день называют Иорданом. В Иордане делали прорубь в виде креста, который готовили  заранее. В день праздника совершали крестный ход к Иордану. После молебна набирали воду в сосуды, святили и несли в дом. Такая вода долго хранилась и имела целебные свойства. Прямо на реке умывались этой водой и даже купались, чтобы смыть грехи, болезни. Крещением заканчивались святки и святочное веселье[1] .

Я благодарю всех за хорошую работу. Колокол приглашает верующих на службу в храм, да и нам пора расставаться.

Выход из класса под звон колоколов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54418. ІННОВАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ ВИЯВЛЕННЯ, НАВЧАННЯ І ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ ОБДАРОВАНОЇ МОЛОДІ 367 KB
  Профільне навчання в сучасній школі як технологічне рішення по створенню розвивального середовища для обдарованої молоді. Теоретичний аналіз світового досвіду профільної диференціації навчання.Сутність мета і принципи профільного навчання.
54419. Молюски 137.5 KB
  Мета: перевірити та узагальнити знання учнів з теми, сприяти застосуванню теоретичного матеріалу, виховувати вміння звертатися до свого досвіду, розвивати творчу активність, пізнавальні інтереси учнів, продовжувати формувати вміння працювати з роздатковим матеріалом, додатковою літературою, порівнювати, узагальнювати, робити висновки.
54420. Тип Молюски 377 KB
  Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и физиологии моллюсков разных классов в связи с образом жизни их значении в экосистемах и для человека ; Развивать интеллектуальные и умственные способности: умения анализировать сравнивать логически мыслить делать выводы; Воспитывать бережное отношение к природе развивать экологическое мышление; формировать культуру общения поддерживать психологический микроклимат доверия толерантного отношения друг к другу. Учащиеся должны знать: Общие признаки...
54421. Money 147.5 KB
  So, we need many things to be happy and one of them is money . Today we are going to talk about money and everything connected with it. You know how important money is in our life. Practically all our life is based on money. The majority of relations in the modern world are based on money.
54422. MONEY MAKES THE WORLD GO ROUND 72 KB
  And now you can read the key -word. Its the topic of our today lesson. Lets begin our discussion with the song. You know, friends, that there are so many different songs about money. Id like you to listen to one of the most famous ones sung by legendary group ABBA. Youve heard it already. But while listening fill in the gaps with the necessary words from the list below.
54423. Мониторинг как технология управления качеством образования учащихся в профильной школе 96 KB
  В связи с этим важное значение приобретает социальнопедагогический мониторинг качества образования учащихся позволяющий своевременно получать полную и объективную информацию о результатах работы в профильной школе и осуществлять прогнозирование ее развития. Объектом мониторинга является многоаспектная интеграция включающая учащихся и педагогов нормативное и процессуальное сопровождение образовательные профессиональные и личностные достижения всех участников образовательного взаимодействия и управления качеством профильного обучения....
54424. Мониторинг окружающей среды в Украине 80.5 KB
  Цель: организовать и провести в школе экологическую работу с группой детей и помочь им спасти жителей Мусорного острова; показать учащимся возможности применения экологических навыков в повседневной жизни; воспитывать уважительное отношение к окружающей среде и осознавать свою роль в ней. Изучение проблемы мусора. Реализация акции Нажми на мусор. Для того чтобы ознакомить детей с проблемой бытовых отходов необходимо начать работу с постановки проблемы мусора.
54425. Посилення великокнязівської влади за Володимира Мономаха 58.5 KB
  Мета: характеризувати процес посилення великокнязівської влади за Володимира Мономаха та довести що за його правління Київська Русь зазнала періоду піднесення; розвивати в учнів уміння давати характеристику історичному діячу визначати його місце в історичному процесі аналізувати матеріал роботи висновки працювати з джерелами інформації; переконати учнів у силі згуртованості та єдності на прикладі діяльності Володимира Мономаха виховання почуття патріотизму. Обладнання: Портрет Володимира Мономаха картини картки з джерелами...
54426. Владимир Мономах его внутренняя и внешняя политика 98.5 KB
  ЦЕЛЬ: охарактеризовать процесс усиления великокняжеской власти при Владимире Мономахе и доказать на примерах его внутренней и внешней политики что в период его правления Киевская Русь переживает период расцвета; развивать умение учащихся давать характеристику историческому деятелю определять его место в историческом процессе работать с картой анализировать материал делать выводы работать с историческими источниками; убедить учащихся в силе единства на примере деятельности Владимира Мономаха. ОБОРУДОВАНИЕ: карта портрет Владимира...