60815

Музыка осени

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уметь: Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку осени осмысленно владеть способами певческой деятельности...

Русский

2014-05-21

161 KB

3 чел.

                       Технологическая карта  по музыке в 1 классе

на тему: «Музыка осени»

 РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:  Гаялутдинова   Зифа Давытовна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                  МБОУ «Большеарташская основная

                                                                                  общеобразовательная школа

                                                                                  Сабинского района РТ»

Аннотация

Урок проводится с использованием информационных технологий: представлена презентация в программе PowerPoint, а также используются элементы интеграции трех видов искусств: музыка, ИЗО, поэзия. Использование распевания в игровой форме, благодаря которой происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, что способствует оздоровлению детского организма и вызывает интерес у учащихся к пению, уроку музыки. В конце урока проводится рефлексия путем поздравления с отличным уроком: ребята похлопывают по плечу своего товарища, т. е. происходит создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте и создании ситуации успеха.

        Предмет: музыка.

Класс 1.

Тема урока:»МУЗЫКА ОСЕНИ.»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии.

Задачи урока:

Дидактические: дать представление о разных видах искусства: ИЗО, поэзии и музыке, и их взаимосвязи; формировать умения слушать, слышать и анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося;

Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом; воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

Общеучебные умения и навыки, формируемые на уроке: анализ результатов сравнения.

Специальные умения и навыки, формируемые на уроке:

Знать понятия:.произведения искусства.

Уметь:  Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки..

 Новые понятия: арфа, оркестр, припев, куплет.

Виды и формы контроля: прослушивание,

                                           контроль дыхания,

                                           пение по руке,

                                           дирижирование.

Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку осени,

                                                  осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание.

этапа

Название этапа,

задачи этапа

Деятельность учителя

(содержание деятельности,

приёмы, методы, формы обучения)

Деятельность

обучаемых

Образовательный

продукт,

результат

взаимодействия.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

Орг. момент,

1 мин.

Музыкальное приветствие, настрой учащихся на урок.

Музыкальное приветствие: пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии по ступенькам.

Настрой детей на урок. Запоминание ручных знаков и осмысленное пение мелодии

по ступенькам.

2.

Проверка

домашнего задания.

Повторение

пройденного материала:

актуализация

опорных знаний,

8 мин.

Повторим ступеньки и как они показываются ручными знаками.

Повторяют показ ступеней ручными знаками сольминезации.

Вспомним нотную грамоту.

Сколько нот всего на свете?

7 нот.

Спойте нам все ноты эти!

До, ре,… и т.д.

Эти ноты все подряд образуют…?

Звукоряд.

Какого композитора называют композитором-сказочником?

Н. Римского-Корсаков.

Что вы ещё знаете об этом композиторе?

Путешественник-мореплаватель.

Фрагменты из каких муз. произвед. этого композитора мы с вами уже слушали? (которое сочинил Н. Римский-Корсаков?)

«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Океан-море синее...» из оперы «Садко».

Какое из трёх чудес вам больше всего запомнилось или понравилось? Чем именно? Почему? Какая музыка по характеру нам помогла увидеть это чудо?

Обсуждение муз. впечатлений по памяти.

Что такое опера? Что такое балет?

Музыкальный спектакль, в котором все артисты, персонажи, действующие лица поют, а в балете – танцуют.

Закрепление знаний о музыкальной грамоте, изученных терминах, композиторе и его муз. произведениях.

Открыли свои тетради чудес и покажите мне: как вы смогли не только услышать, но и увидеть Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» и Океан-море синее из оперы «Садко».

Выставка рисунков.

Выставка рисунков.

3.

Мотивация.

Целепологание.

Захотели мы услышать музыку и мы её услышали, а захотели мы увидеть музыку и мы её увидели, а захотели мы почувствовать музыку и мы её почувствовали. А как же мы смогли увидеть и почувствовать музыку? С помощью чего?

   С помощью воображения. Мы представили образ, который нам показала музыка с помощью звуков и характера музыки, с помощью музыкальных интонаций.

1. Скажите, а зачем нам нужна музыка?

1. Музыка это наш друг. Она может нас веселить и вместе с нами грустить, может ласково убаюкать, а может наоборот поднять нам настроение.

2. Чему мы можем научиться у музыки?

2. Сочувствовать, сопереживать доброму отношению к людям, видеть красивое, представлять, фантазировать …

3. А что нам поможет этому научиться?

3. Поможет то, как внимательно мы будем её слушать и наше желание услышать и увидеть музыку.

Скажите, а слушать и слышать музыку это одно и тоже?

Нет. Слышать это значит – понимать музыку.

Что нам нужно, для того чтобы научиться понимать музыку?

Чтобы нам научиться понимать музыку, надо учиться прежде всего слушать и слышать самого себя и окружающий мир звуков.

Как урок музыки нам может в этом помочь?

Такой урок, как музыка, помогает нам знакомится с миром звуков и музыки.

4.

Объявление

темы и задач урока.

Планирование

деятельности,

2 мин.

Тема нашего урока это «Музыка осени».

Слайд 1.

Как вы думаете, что мы должны будем изучать на уроке?

Музыку осени. Картины осени.

Сегодня на уроке мы попытаемся услышать музыку в произведениях искусства художников и поэтов, и попробуем не только услышать, но и увидеть и почувствовать её.

Будем учиться слушать и слышать музыку с помощью музыкального произведения русского композитора С.С. Прокофьева.

А так же на уроке продолжаем развивать свой голосовой аппарат: учимся петь и разучиваем новую песню..

5.

Изучение нового

материала:

беседа, 4 мин.

Однажды к композитору художнику и поэту пришла в гости муза и спросила: что нужно им для того чтобы нарисовать картину природы: «Осень»?

Проектор: Слайд 2.

Как вы думаете, что ответил каждый из них?

Слайд 3.

И каждый ответил по-своему. И так подарите правильный шарик с соответствующими словами поэту, композитору и художнику.

Дети дарят правильный шарик с соответствующими словами поэту, композитору и художнику.

Иллюстрации в учебнике на с.20-21 найдите на картинах известных художников:

1) Где изображён художник, а где композитор? Как вы догадались?

2) Какой показана осень на картинах художников?

Какие чувства вызывает у вас осенняя природа?

А как может звучать музыка осени в стихотворениях поэтов? Какая она по характеру?

Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

Слайд 4, 5.

Дети рассматривают картины известных художников и в учебнике и на доске и через показ проектора. 



Уч. с.16-17

Прочитайте выразительно стихотворение А. Плещеева. Внимательно рассмотрите репродукции.

Можно ли сказать, что настроение этих произведений искусства похоже? Почему?

Слайд 6.

Да, потому, что цвета, краски и слова вызывают похожие печальные чувства, похожее грустное настроение.

Сегодня к нам в гости пришла сама Фея осени. Но вы её сможете увидеть, услышать и почувствовать только с помощью музыки.

Так же нам в этом помогут закрытые глаза и расслабленное, раскрытое звукам, наше тело. Сжались в «комочек» – «Напряжение», а теперь стали как «мягкая тряпочка» - «Расслабление» (повтор 3 раза).

Дети учатся расслабляться и избавляться от зажимов и подготавливаться к принятию музыки.

Работа

с фонохрестоматией,

6мин.

Послушайте «Вариацию Феи осени» С. Прокофьева.

Какой показана осень в этом муз. произведении?

Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?

Слайд 7.

Дети в расслабленном состоянии слушают музыку.

После слушания: Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Ответы могут быть самые непредсказуемые (это допустимо) все ответы детей принимаются. 

Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?

Чем, по-вашему, отличается характер музыки от характера стихотворения и картин?

Да, отличается, характер музыки стремительный тревожный, а характер стихотворений печальный, спокойный, грустный, тоскливый.

Повторное прослушивание.

Попробуйте в своих тетрадях чудес нарисовать то, какой показана Фея Осени в музыкальном произведении.

Дети рисуют Фею Осени во время повторного прослушивания музыки.

Возможна выставка рисунков. 

6.

Распевание,

4 мин.

А теперь мы вместе с Феей Осени отправимся на прогулку по осеннему лесу, (несмотря, что за окном у нас уже настоящая зима).

Распевание, упражнения на дыхание.

Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осенним днём?

Итак, мы вышли на прогулку. Повторяем за мной ритмический рисунок…….

Дети хлопают в ладоши повторяют ритмический рисунок новой песни,

Развитие ритмического слуха.

Пришли в лес, встали на опоре и сделали глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха. Встречаем природу с распростёртыми руками (воздух попадает в живот, плечи опущены) и заключаем её в объятия при выдохе (руками показываем как воздух при выдохе постепенно уходит из живота).

3 коротких вдоха через нос и 1 длинный выдох через рот; 1 длинный вдох через нос и 3 коротких выдоха через рот. Все дыхательные упр. повторяются по 3 раза.

Дети выполняют упражнения на дыхание.

Тренировка дыхательного аппарата.

Приходилось ли вам в лесу кричать? Ощущаем диафрагму: беззвучно прокричали звук «ААА…» и «А..УУУ…» А теперь давайте распоёмся и вспомним: как же  звучал этот осенний день. Шелестела листва – шшшш…, пролетела муха – жжжж…., а за ней маленький комарик – ззззз…., и опять муха – жжжжж…. Тут подул лёгкий ветерок – фф…вввв…., который завывал  всё сильней и сильней – уууууу…. И принёс нам издалека звук выстрелов охотников – кх…кх…кх….., мы и звери в лесу немного напугались – аааааааа……, но тут кто-то запел песенку – ля-ля-ля-ля... мы с песенкой весело вышли из леса и сели на мотоцикл – рррррр….., рядом по дороге ехали машины разных марок – б(губами)…. Но наш мотоцикл круче и мы обогнали все машины – ррррррр…..

И похохотали – ха-ха-ха-хааа…(работа над диафрагмой).

Распевание на 5 ступенях с повышением на полтона.

Развитие и тренировка голосового аппарата. Вокально-хоровые навыки распевания, разогревания голосовых связок, тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы.

7.

Разучивание песни,

5мин.

А теперь настало время познакомиться с новой осенней песенкой, которая называется «Осень под зонтиком» сл. и музыка Т. Боковой. Попробуйте сами придумать красивые движения к песенке, слушайте внимательно текст, мелодию и ритм песенки.

Слайд 8.

Пение песни с движениями.

Развитие творческого потенциала. Пластическая импровизация.

- Какое настроение создаёт нам эта песенка? Начинайте свой ответ со слов – «Оказывается осенняя музыка может быть…»…. 

Это подтверждает  наша энергичная, весёлая песенка «Осень под зонтиком», которую мы сейчас споём вместе с движениями.

Весёлое! Оказывается, осенняя музыка может быть и весёлой и задорной, а не только грустной, унылой, жалобной, печальной и тоскливой …

Умение анализировать и сравнивать музыкальные произведения.

Развитие творческого

потенциала.

Повторное слушание песенки вместе с движением.

Повторяем за мной движения и запоминаем ритм, текст и мелодию нашей осенней песенки. Постарайтесь запомнить припев и уже пойте его вместе с нами.

Пение песни с движениями.

Пластическая импровизация.

Разучивание новой песни происходит при запоминании муз.-ритмич. движений в соответствии тексту песни.

8.

Резерв, 3 мин.

А сейчас мы с этим же весёлым, добрым, хорошим настроением споём всем  уже известную песенку о родном крае. Пение песни «Край, в котором ты живёшь..» (под аккомпанемент фортепиано).

Дети стоя поют песню «Край, в котором ты живёшь».

Выученная песня «Край в котором ты живёшь».

9.

Закрепление.

Какие произведения искусства создают поэты, художники и композиторы?

Какая Фея приходила к нам сегодня на урок? Какой у неё был характер?

Кто создал это музыкальное произведение искусства?

Какую песенку сегодня на уроке мы с вами разучивали?

С каким настроением надо исполнять эту осеннюю песенку?

А какое у вас сейчас настроение? Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Закрепление знаний.

10.

Оценивание и итог,

2 мин.

Оцените свою работу на уроке.

Вы согласны, что вы сегодня на уроке все были просто молодцы!!!?

Поздравили друг друга прикосновением с отличным уроком!

Дети погладили себя по головке.

Легонько похлопали по плечу своего соседа по парте и поздравили друг друга с отличным уроком!

Создание ситуации успеха. Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте.

Каким должно быть прикосновение?

Положительным и доброжелательным.

Пение музыкального прощания с показом ручными знаками движения мелодии по ступеням.

Дети поют: «Прозвенел уже звонок – наш закончился урок!» с показом ручными знаками семи ступеней мелодии

Осмысленное пение мелодии по ступеням.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31641. Системные и локальные шины 23.51 KB
  Стоимость такой организации получается достаточно низкой поскольку для реализации множества путей передачи информации используется единственный набор линий шины разделяемый множеством устройств. Одна из причин больших трудностей возникающих при разработке шин заключается в том что максимальная скорость шины главным образом лимитируется физическими факторами: длиной шины и количеством подсоединяемых устройств и следовательно нагрузкой на шину. Эти физические ограничения не позволяют произвольно ускорять шины.
31642. Системная шина ISA 11.88 KB
  Эта системная шина отличалась наличием второго 36контактного дополнительного разъема для соответствующих плат расширения. Системная шина IS полностью включала в себя возможности старой 8разрядной шины. Шина IS позволяет синхронизировать работу процессора и шины с разными тактовыми частотами.
31643. Психологические особенности детей дошкольного возраста 55.5 KB
  Игра сюжетно ролевая игра Наглядно образное мышление Начало понятийного мышления Картина мира Произвольность поведения Самооценка Практическое овладение речью развитие функций речи Дошкольное детство большой отрезок жизни ребенка. Социальная ситуация развития Изменяется место ребенка в системе отношений уже не является центром своей семьи развивается способность к идентификации с людьми образами героев художественных произведений. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Но хотя жизнь в игре протекает в...
31644. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе 55.5 KB
  Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. Проблемы адаптации первоклассника к школе. Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии своими корнями уходит в труды Л.Эльконина готовность ребенка к обучению в школе определяет социальная зрелость.
31645. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 54.5 KB
  Отчетливо виден социальный смысл учения отношение маленьких школьников к отметкам. Учебные действия школьников с помощью которых можно решить задачу. Самоконтроль Оценка Самооценка Особенности познавательного развития младших школьников. Внимание школьников зависит от: организации активной умственной деятельности.
31646. Мышление и воображение. Их роль в образовательном процессе 23.5 KB
  Виды воображения: по Немову Активное человек по собственнуму желанию усилием воли вызывает соответствующие образы; Пассивное образы возникают спонтанно помимо воли и желания человека; Продуктивное дейчтвительность сознательно конструируется человеком а не просто механически копируется или воссоздается; Репродуктивное ставится задача воспроизвести реальность в том виде какова она есть такое воображение больше напоминает память чем творчество. Фантазия это определенное чувство желания чегото конкретного ради чего...
31647. Память и внимание. Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе 33.5 KB
  Особенности формирования памяти и внимания в образовательном процессе. Виды внимания: непроизвольное оно может возникнуть по мимо желаний человека в силу какихто обстоятельств; произвольное вызывается силою воли желанием самого человека ответственность интерес; послепроизвольное возникает в силу появления устойчивого интереса к объекту является самым продуктивным и эффективным. Особенности внимания свойства: объем внимания определяется количеством объектов которые могут быть замечены человеком за короткий промежуток...
31648. Педагогическое общение: компоненты, функции, стили, модели и барьеры 62 KB
  Педагогическое общение: компоненты функции стили модели и барьеры Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности. Главным средством общения является речь. Стороны общения: Коммуникативная сторона общения это передача информации. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии что информация не только принята но и понята осмыслена.
31649. Эмоции и чувства. Психическое состояние. Эмоциональное нарушение в младшем школьном возрасте 23 KB
  Психическое состояние. Формы переживания чувств эмоциональное состояние: Наиболее растпространенным явл. Стресс эмоциональное состояние которое возникает в неожиданных обстоятельствах. Аффект это очень сильно выраженное кратковременное эиоциональное состояние.