60815

Музыка осени

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Уметь: Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки. Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку осени осмысленно владеть способами певческой деятельности...

Русский

2014-05-21

161 KB

3 чел.

                       Технологическая карта  по музыке в 1 классе

на тему: «Музыка осени»

 РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:  Гаялутдинова   Зифа Давытовна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                                  МБОУ «Большеарташская основная

                                                                                  общеобразовательная школа

                                                                                  Сабинского района РТ»

Аннотация

Урок проводится с использованием информационных технологий: представлена презентация в программе PowerPoint, а также используются элементы интеграции трех видов искусств: музыка, ИЗО, поэзия. Использование распевания в игровой форме, благодаря которой происходит тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы, что способствует оздоровлению детского организма и вызывает интерес у учащихся к пению, уроку музыки. В конце урока проводится рефлексия путем поздравления с отличным уроком: ребята похлопывают по плечу своего товарища, т. е. происходит создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте и создании ситуации успеха.

        Предмет: музыка.

Класс 1.

Тема урока:»МУЗЫКА ОСЕНИ.»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формирование умения выделять общее и особенное между прослушанным музыкальным произведением и произведениями других видов искусств: ИЗО, поэзии.

Задачи урока:

Дидактические: дать представление о разных видах искусства: ИЗО, поэзии и музыке, и их взаимосвязи; формировать умения слушать, слышать и анализировать музыкальное произведение, сравнивать его с другими произведениями искусства.

Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося;

Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом; воспитывать художественный вкус, нравственные и эстетические чувства.

Общеучебные умения и навыки, формируемые на уроке: анализ результатов сравнения.

Специальные умения и навыки, формируемые на уроке:

Знать понятия:.произведения искусства.

Уметь:  Умение откликаться на музыку различного характера и различать его; умение воспринимать выразительные средства музыки..

 Новые понятия: арфа, оркестр, припев, куплет.

Виды и формы контроля: прослушивание,

                                           контроль дыхания,

                                           пение по руке,

                                           дирижирование.

Прогнозируемые результаты: эмоциональный отклик на музыку осени,

                                                  осмысленно владеть способами певческой деятельности: подпевание, допевание, пропевание.

этапа

Название этапа,

задачи этапа

Деятельность учителя

(содержание деятельности,

приёмы, методы, формы обучения)

Деятельность

обучаемых

Образовательный

продукт,

результат

взаимодействия.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

Орг. момент,

1 мин.

Музыкальное приветствие, настрой учащихся на урок.

Музыкальное приветствие: пение мелодии приветствия с показом ручных знаков движения мелодии по ступенькам.

Настрой детей на урок. Запоминание ручных знаков и осмысленное пение мелодии

по ступенькам.

2.

Проверка

домашнего задания.

Повторение

пройденного материала:

актуализация

опорных знаний,

8 мин.

Повторим ступеньки и как они показываются ручными знаками.

Повторяют показ ступеней ручными знаками сольминезации.

Вспомним нотную грамоту.

Сколько нот всего на свете?

7 нот.

Спойте нам все ноты эти!

До, ре,… и т.д.

Эти ноты все подряд образуют…?

Звукоряд.

Какого композитора называют композитором-сказочником?

Н. Римского-Корсаков.

Что вы ещё знаете об этом композиторе?

Путешественник-мореплаватель.

Фрагменты из каких муз. произвед. этого композитора мы с вами уже слушали? (которое сочинил Н. Римский-Корсаков?)

«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» и «Океан-море синее...» из оперы «Садко».

Какое из трёх чудес вам больше всего запомнилось или понравилось? Чем именно? Почему? Какая музыка по характеру нам помогла увидеть это чудо?

Обсуждение муз. впечатлений по памяти.

Что такое опера? Что такое балет?

Музыкальный спектакль, в котором все артисты, персонажи, действующие лица поют, а в балете – танцуют.

Закрепление знаний о музыкальной грамоте, изученных терминах, композиторе и его муз. произведениях.

Открыли свои тетради чудес и покажите мне: как вы смогли не только услышать, но и увидеть Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» и Океан-море синее из оперы «Садко».

Выставка рисунков.

Выставка рисунков.

3.

Мотивация.

Целепологание.

Захотели мы услышать музыку и мы её услышали, а захотели мы увидеть музыку и мы её увидели, а захотели мы почувствовать музыку и мы её почувствовали. А как же мы смогли увидеть и почувствовать музыку? С помощью чего?

   С помощью воображения. Мы представили образ, который нам показала музыка с помощью звуков и характера музыки, с помощью музыкальных интонаций.

1. Скажите, а зачем нам нужна музыка?

1. Музыка это наш друг. Она может нас веселить и вместе с нами грустить, может ласково убаюкать, а может наоборот поднять нам настроение.

2. Чему мы можем научиться у музыки?

2. Сочувствовать, сопереживать доброму отношению к людям, видеть красивое, представлять, фантазировать …

3. А что нам поможет этому научиться?

3. Поможет то, как внимательно мы будем её слушать и наше желание услышать и увидеть музыку.

Скажите, а слушать и слышать музыку это одно и тоже?

Нет. Слышать это значит – понимать музыку.

Что нам нужно, для того чтобы научиться понимать музыку?

Чтобы нам научиться понимать музыку, надо учиться прежде всего слушать и слышать самого себя и окружающий мир звуков.

Как урок музыки нам может в этом помочь?

Такой урок, как музыка, помогает нам знакомится с миром звуков и музыки.

4.

Объявление

темы и задач урока.

Планирование

деятельности,

2 мин.

Тема нашего урока это «Музыка осени».

Слайд 1.

Как вы думаете, что мы должны будем изучать на уроке?

Музыку осени. Картины осени.

Сегодня на уроке мы попытаемся услышать музыку в произведениях искусства художников и поэтов, и попробуем не только услышать, но и увидеть и почувствовать её.

Будем учиться слушать и слышать музыку с помощью музыкального произведения русского композитора С.С. Прокофьева.

А так же на уроке продолжаем развивать свой голосовой аппарат: учимся петь и разучиваем новую песню..

5.

Изучение нового

материала:

беседа, 4 мин.

Однажды к композитору художнику и поэту пришла в гости муза и спросила: что нужно им для того чтобы нарисовать картину природы: «Осень»?

Проектор: Слайд 2.

Как вы думаете, что ответил каждый из них?

Слайд 3.

И каждый ответил по-своему. И так подарите правильный шарик с соответствующими словами поэту, композитору и художнику.

Дети дарят правильный шарик с соответствующими словами поэту, композитору и художнику.

Иллюстрации в учебнике на с.20-21 найдите на картинах известных художников:

1) Где изображён художник, а где композитор? Как вы догадались?

2) Какой показана осень на картинах художников?

Какие чувства вызывает у вас осенняя природа?

А как может звучать музыка осени в стихотворениях поэтов? Какая она по характеру?

Стихи, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства.

Слайд 4, 5.

Дети рассматривают картины известных художников и в учебнике и на доске и через показ проектора. 



Уч. с.16-17

Прочитайте выразительно стихотворение А. Плещеева. Внимательно рассмотрите репродукции.

Можно ли сказать, что настроение этих произведений искусства похоже? Почему?

Слайд 6.

Да, потому, что цвета, краски и слова вызывают похожие печальные чувства, похожее грустное настроение.

Сегодня к нам в гости пришла сама Фея осени. Но вы её сможете увидеть, услышать и почувствовать только с помощью музыки.

Так же нам в этом помогут закрытые глаза и расслабленное, раскрытое звукам, наше тело. Сжались в «комочек» – «Напряжение», а теперь стали как «мягкая тряпочка» - «Расслабление» (повтор 3 раза).

Дети учатся расслабляться и избавляться от зажимов и подготавливаться к принятию музыки.

Работа

с фонохрестоматией,

6мин.

Послушайте «Вариацию Феи осени» С. Прокофьева.

Какой показана осень в этом муз. произведении?

Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?

Слайд 7.

Дети в расслабленном состоянии слушают музыку.

После слушания: Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Ответы могут быть самые непредсказуемые (это допустимо) все ответы детей принимаются. 

Отличается ли характер музыки Феи Осени от характера стихотворения и картин?

Чем, по-вашему, отличается характер музыки от характера стихотворения и картин?

Да, отличается, характер музыки стремительный тревожный, а характер стихотворений печальный, спокойный, грустный, тоскливый.

Повторное прослушивание.

Попробуйте в своих тетрадях чудес нарисовать то, какой показана Фея Осени в музыкальном произведении.

Дети рисуют Фею Осени во время повторного прослушивания музыки.

Возможна выставка рисунков. 

6.

Распевание,

4 мин.

А теперь мы вместе с Феей Осени отправимся на прогулку по осеннему лесу, (несмотря, что за окном у нас уже настоящая зима).

Распевание, упражнения на дыхание.

Приходилось ли вам когда-нибудь гулять в лесу или в парке осенним днём?

Итак, мы вышли на прогулку. Повторяем за мной ритмический рисунок…….

Дети хлопают в ладоши повторяют ритмический рисунок новой песни,

Развитие ритмического слуха.

Пришли в лес, встали на опоре и сделали глубокий вдох через нос свежего осеннего воздуха. Встречаем природу с распростёртыми руками (воздух попадает в живот, плечи опущены) и заключаем её в объятия при выдохе (руками показываем как воздух при выдохе постепенно уходит из живота).

3 коротких вдоха через нос и 1 длинный выдох через рот; 1 длинный вдох через нос и 3 коротких выдоха через рот. Все дыхательные упр. повторяются по 3 раза.

Дети выполняют упражнения на дыхание.

Тренировка дыхательного аппарата.

Приходилось ли вам в лесу кричать? Ощущаем диафрагму: беззвучно прокричали звук «ААА…» и «А..УУУ…» А теперь давайте распоёмся и вспомним: как же  звучал этот осенний день. Шелестела листва – шшшш…, пролетела муха – жжжж…., а за ней маленький комарик – ззззз…., и опять муха – жжжжж…. Тут подул лёгкий ветерок – фф…вввв…., который завывал  всё сильней и сильней – уууууу…. И принёс нам издалека звук выстрелов охотников – кх…кх…кх….., мы и звери в лесу немного напугались – аааааааа……, но тут кто-то запел песенку – ля-ля-ля-ля... мы с песенкой весело вышли из леса и сели на мотоцикл – рррррр….., рядом по дороге ехали машины разных марок – б(губами)…. Но наш мотоцикл круче и мы обогнали все машины – ррррррр…..

И похохотали – ха-ха-ха-хааа…(работа над диафрагмой).

Распевание на 5 ступенях с повышением на полтона.

Развитие и тренировка голосового аппарата. Вокально-хоровые навыки распевания, разогревания голосовых связок, тренировка артикуляционного и дыхательного аппарата и мышц диафрагмы.

7.

Разучивание песни,

5мин.

А теперь настало время познакомиться с новой осенней песенкой, которая называется «Осень под зонтиком» сл. и музыка Т. Боковой. Попробуйте сами придумать красивые движения к песенке, слушайте внимательно текст, мелодию и ритм песенки.

Слайд 8.

Пение песни с движениями.

Развитие творческого потенциала. Пластическая импровизация.

- Какое настроение создаёт нам эта песенка? Начинайте свой ответ со слов – «Оказывается осенняя музыка может быть…»…. 

Это подтверждает  наша энергичная, весёлая песенка «Осень под зонтиком», которую мы сейчас споём вместе с движениями.

Весёлое! Оказывается, осенняя музыка может быть и весёлой и задорной, а не только грустной, унылой, жалобной, печальной и тоскливой …

Умение анализировать и сравнивать музыкальные произведения.

Развитие творческого

потенциала.

Повторное слушание песенки вместе с движением.

Повторяем за мной движения и запоминаем ритм, текст и мелодию нашей осенней песенки. Постарайтесь запомнить припев и уже пойте его вместе с нами.

Пение песни с движениями.

Пластическая импровизация.

Разучивание новой песни происходит при запоминании муз.-ритмич. движений в соответствии тексту песни.

8.

Резерв, 3 мин.

А сейчас мы с этим же весёлым, добрым, хорошим настроением споём всем  уже известную песенку о родном крае. Пение песни «Край, в котором ты живёшь..» (под аккомпанемент фортепиано).

Дети стоя поют песню «Край, в котором ты живёшь».

Выученная песня «Край в котором ты живёшь».

9.

Закрепление.

Какие произведения искусства создают поэты, художники и композиторы?

Какая Фея приходила к нам сегодня на урок? Какой у неё был характер?

Кто создал это музыкальное произведение искусства?

Какую песенку сегодня на уроке мы с вами разучивали?

С каким настроением надо исполнять эту осеннюю песенку?

А какое у вас сейчас настроение? Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Закрепление знаний.

10.

Оценивание и итог,

2 мин.

Оцените свою работу на уроке.

Вы согласны, что вы сегодня на уроке все были просто молодцы!!!?

Поздравили друг друга прикосновением с отличным уроком!

Дети погладили себя по головке.

Легонько похлопали по плечу своего соседа по парте и поздравили друг друга с отличным уроком!

Создание ситуации успеха. Рефлексия. Создание условия восприятия и запоминания при положительном энергетическом контакте.

Каким должно быть прикосновение?

Положительным и доброжелательным.

Пение музыкального прощания с показом ручными знаками движения мелодии по ступеням.

Дети поют: «Прозвенел уже звонок – наш закончился урок!» с показом ручными знаками семи ступеней мелодии

Осмысленное пение мелодии по ступеням.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1242. Административное право, ответы к экзамену 1.31 MB
  Понятие и правовое регулирование в административном праве. Понятие и основные черты административно-правовых отношений. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан. Обращения граждан. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие, система и виды.
1243. Информационные системы в экономике 438 KB
  Объективность процесса информатизации, направления ее развития. Основные понятия экономической информатики. Информационный бизнес, рынок, менеджмент. Структура и схема функционально-позадачных информационных систем. Основные направления в развитии инфокоммуникационных технологий. Этапы компьютерного решения экономических задач.
1244. Шпаргалка по логике: Ответы на экзаменационные билеты 531.08 KB
  МЫШЛЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛОГИКИ И ЯЗЫКА. ОСОБЕННОСТИ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ И ИХ СВЯЗЬ С ПРИНЦИПАМИ МЫШЛЕНИЯ. ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ КАК ЛОГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ.
1245. Место и роль Фонда социального страхования РФ в обеспечении социальной защиты населения 626 KB
  Сущность и особенности функционирования фонда социального страхования РФ. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения. Роль Фонда социального страхования в системе социальной защиты населения. Анализ деятельности фонда социального страхования РФ (на примере калужского регионального отделения).
1246. Право собственности в гражданском праве 389.5 KB
  Понятие и содержание права собственности по законодательству РФ. Проблема соотношения видов и форм права собственности. Классификации собственности на виды. Первоначальные и производные основания приобретения права собственности. Проблема определения момента приобретения права собственности на выморочное имущество (коллизии судебной практики).
1247. Проектирование одноцепной ВЛ 110 кВ ПС Березники 883.5 KB
  Определение расчетных климатических условий. Электрический расчет проводов. Определение единичных нагрузок на провод АС 150/24. Определение единичных нагрузок на трос ТК – 50. Поддерживающее неизолированное крепление для троса ТК – 50 (с заземлением) для ВЛ 110 кВ. Схема дополнительного заземления для промежуточных железобетонных опор. Определение срока монтажа ВЛ.
1248. Проектування токарно-револьверного верстата 761.5 KB
  Вибір компонування і визначення основних технічних характеристик верстата і приводів. Вибір базової моделі й обґрунтування принципової конструкції верстата. Проектний розрахунок приводу у автоматизованій системі PRIVOD. Розрахунок кількості зубів шестерень привода та оцінювання точності кінематичного розрахунку. Проектний розрахунок міцності деталей та механізмів привода головного руху.
1249. Проектирование предприятия пищевой промышленности 1.03 MB
  Компоновка и анализ помещений. Расчет фундаментной площади и болтов для крепления экстрактора НД-1250. Расчет фундаментных болтов для экстрактора. Расчет кинетостатики экстрактора НД-1250. Расчет сетевого графика монтажа.
1250. Пошук і використання альтернативних джерел палива 876.5 KB
  Аналіз основних напрямків розвитку альтернативного палива у світі. Використання газових та водневих вдигунів. Індикаторна діаграма циклу Отто. Паралельна схема роботи гібридів. Схема роботи двигуна Civic Hybrid. Функціональні системи автомобіля Toyota Prius. Аналіз схемних рішень електрозапалювання робочої суміші. Мікропроцесорна система запалювання.