60846

Почему идёт дождь и дует ветер?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: Изучение нового материала. дождь Тучи нагоняет Воет задувает. ветер Итак сегодня на уроке мы узнаем почему идёт дождь и дует ветер. Скажите что такое дождь и ветер это явления природы...

Русский

2014-05-21

53.5 KB

2 чел.

Конспект пробного урока

по окружающему миру,

проведённого в 13 классе базовой школы

студенткой 131 группы

Зуевой Анастасией Константиновной

15 марта 2012 г.

Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Создание благоприятных условий для знакомства с явлениями природы: дождём и ветром.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.

Воспитательная:

- формирование умения активно работать на уроке, сотрудничать с учителем.

Развивающие:

- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие умения наблюдать;

- развитие памяти, внимательности.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 1 класс,  видеофрагменты из обучающего мультсериала «Почемучка».

Учебно-методический комплекс: «Школа России».

Подпись учителя:

                                                                                   Подпись методиста:


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Константиновна.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И много нового узнать.

- Давайте сядем правильно, проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, рабочие тетради, ручки и карандаши.

II. Актуализация знаний.

- Давайте проверим, как вы усвоили то, о чём говорили на предыдущих занятиях.

Все  звезды - огромные пылающие… (шары)

Ближайшая к Земле звезда- … (Солнце)

Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что… (находятся далеко от Земли).

Все звезды отличаются по  (цвету) и  по (размеру).

Звезд на небе очень много, и люди объединили их  в … (созвездия).

У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды – все подряд,

Как алмазные, горят.

Это созвездие-…

А какие созвездия вы еще знаете?

Луна – естественный  … Земли.

Она движется вокруг … и обходит её кругом один раз за месяц.

Луна в несколько раз … Земли.

Луна сама не даёт света. Она, словно зеркало, отражает свет … .

На луне нет … ,поэтому люди там …  .

А еще на Луне нет …  .

III. Введение в тему урока.

- Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с объектами природы, которые находятся в нашей Вселенной, вокруг нашей планеты – Солнцем, звёздами, созвездиями, спутником Земли Луной. В нашей природе, как вы видите, есть очень много интересного и загадочного. Но ведь и на нашей планете есть очень интересные загадки. Может быть, кто-то из вас о них уже задумывался, от чего происходит то или иное явление природы, а может быть, пока нет. Давайте сегодня на уроке мы остановимся и задумаемся, и попробуем разгадать загадки и тайны, которые придумала сама природа.

А наши друзья Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха, как всегда, будут нам помогать!

Для того чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, вам нужно отгадать загадки.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -...  (дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

- Итак, сегодня на уроке мы узнаем,  почему идёт дождь и дует ветер.

IV. Изучение нового материала.

- Скажите, что такое дождь и ветер? (это явления природы)

- Каким бывает дождь? (сильным, слабым, моросящим, проливным…)

- Откройте учебник на странице 36.  Посмотрите на картинку и скажите: какой дождь самый слабый? Под каким он номером? (под номером 2)

- Молодцы. Такой дождь называется «ситничек». Посмотрите, он идёт из светлой тучки. Как вы думаете, почему его так назвали? (потому что он мелкий, словно из сита)

- А где дождь посильнее? (под номером 1)

- Как вы это определили? Посмотрите внимательно. (он идёт из большой, тёмной тучи)

- Верно. Этот дождь называется «ливень». А почему он так называется? Что говорят про такой дождь? (льёт, как из ведра).

- А какой же дождь самый сильный? (под номером 3)

- Почему? (он идёт из двух тучек, льёт сплошь, наискось)

Исхлестал он ветки груш...

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

- Как бы вы назвали такой дождь? (ответы детей)

- Этот дождь назвали «косохлёст». Почему же для него придумали такое название? (он льёт наискось, не идёт, а хлещет очень сильно)

- А почему возникает такой дождь? Почему он идёт косо? (потому что дует ветер)

- И ещё есть дождь, его нет на картинке в учебнике. Думаю, вы все видели дождик, который идёт, когда светит солнце, и, наверное, очень его любите.

- Кто знает, как такой дождь называют? (грибной дождь)

- Молодцы, это «грибной дождь». Вот он, посмотрите.

- А что появляется после такого дождя? (радуга)

- Теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 23 и найдём кроссворд про дождь. Разгадаем его вместе.

- Мы разгадали кроссворд, в котором были загаданы животные и растения. Давайте подумаем, кому нужен дождь и для чего? (ответы детей)

- Да, дождь нужен абсолютно всем: людям, растениям, животным. Ведь дождь приносит воду, а вода нужна всем. Конечно же, дождь поливает растения, все звери, птицы и насекомые пьют дождевую воду. Вы, конечно, видели, как птички купаются в лужах, пьют из них. В любое время года дождь полезен: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора, чем больше дождей, тем больше грибов…

- А как вы думаете, какой дождь полезнее для земли, растений, людей, животных? (не очень сильный, грибной дождь)

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле.

- Конечно, когда долгое время жара и засуха, все очень радуются дождю.

- Давайте послушаем стихотворение.

Дождик, дождик, что ты льешь?
Льешь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но все ж
Надоел ты очень!

В гнездах птенчики пищат,
Плачут окон стекла,
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла...

Даже речка в берега
Стала не вмещаться,
По оврагам и лугам
Стала разливаться...

- А всегда ли дождь приносит только радость? (ответы детей)

- Да, дождь может очень долго идти, несколько дней подряд, и мы хотим, чтобы наконец-то выглянуло солнышко. Плохо тогда становится животным, они не могут найти корм, ведь кругом одна вода. А может дождь и повредить растениям, вот мы говорили про дождь-«косохлёст».

- А бывает и град. Вы наблюдали когда-нибудь град? Он далеко не безобидный -  может побить листья, плоды деревьев, овощи… Бывает даже град размером со сливу!

- Скажите, а можем ли мы определить, что сегодня будет дождь, даже если пока ярко светит солнце, не заглядывая в прогноз погоды? (ответы детей)

- По чему и по кому мы можем это определить? (закрываются цветы, птицы, особенно ласточки, летают низко…)

- Многие цветы закрываются перед дождём: одуванчик, вьюнок, календула, тюльпан, роза, лилия и даже водяная лилия. На некоторых цветах и деревьях появляются капельки, похожие на росинки.

- А знаете ли вы, почему ласточки перед дождём летают низко?

- Они ловят насекомых. Перед дождём воздух становится очень влажным, насекомые не могут в нём подняться высоко, их крылышки покрываются капельками. Тогда ласточки опускаются вниз за насекомыми.

- Ещё перед дождём выходит много лягушек,  выползают дождевые черви.

- Но давайте вспомним вопрос темы урока - «почему идёт дождь?» Чтобы это узнать, посмотрим видео (2 минуты)

- Из чего состоят облака и тучи?

- Почему из тучи идёт дождь?

Физкультминутка.

Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

- В начале урока мы отгадали загадку про ветер. Мы выяснили с вами, что ветер, как и дождь – это явление природы.

- Каким бывает ветер, по вашим наблюдениям? (сильным, слабым, порывистым…)

- Давайте посмотрим видеофрагмент про ветер. (2,5 минуты)

- Что же такое ветер? (это движущийся, перемещающийся воздух)

- Что такое бриз? (местный ветер)

- Он дует с берега на море ночью и с моря на берег днём.

- А что за ветер муссон? (сезонный ветер)

- Почему он сезонный? Зимой он дует с суши на океан, а летом – с океана на сушу.

- Где бывает самум? (в пустыне)

- Нужен ли нам ветер? Давайте пофантазируем – что было бы, если бы не было ветра?

- Для чего нужен ветер?

- Ветер приносит дожди и разгоняет тучи, переносит пыльцу с цветка на цветок, даёт прохладу в жаркий день, уносит из города копоть… Без ветра сложно представить жизнь на Земле.

Ветер, ветер, где ты был?
В поле мельницу крутил,
Перенес пыльцу с цветов,
Поиграл меж облаков.
С ребятишками я в парке
Наигрался в догонялки.
В море паруса поднял,
В город дождик я пригнал.

- А как люди научились использовать ветер?

- Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают мельницу; качают воду из колодцев; вырабатывают электричество. Ветер надувает паруса у кораблей и заставляет их двигаться. Ведь раньше корабли могли передвигаться только с помощью ветра.

- Послушайте ещё одно стихотворение.

Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы.
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалелый озорник?

- А ветер приносит только пользу?

- Ветры бывают очень сильными - смерч, тайфун, буря, ураган.

- Как вы думаете, какие несчастья приносит сильный ветер? (валит деревья, обрывает провода, срывает крыши домов)

- Ветры - суховеи сушат землю, деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 24, задание 2. Внимательно  рассмотрите рисунки, подумайте и ответьте, в чём ошибка. (ветер дует в разные стороны)

V. Закрепление изученного материала.

- Давайте повторим и проверим то, о чём мы говорили на уроке. (Работа с электронным приложением)

- Домашнее задание:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32800. Вклад Аристотеля в развитие мировой философской культуры (учение о материи и форме). Учение о душе 13.19 KB
  Аристотель 384 322 гг. Аристотель считается величайшим энциклопедистом древности и систематизатором всех философских и научных знаний накопленных до него в области логики физики биологии психологии этики экономии искусствознания и др. Высоко оценивая Платона Аристотель подверг его идеалистическое учение серьезной критике Платон мне друг но истина дороже. Аристотель формулирует свое представление о бытии.
32801. Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Роль христианства в развитии культуры 15.27 KB
  Условия формирования западноевропейской философии в Средние века. Этапы развития и характерные черты средневековой философии. В развитии философии Средних веков можно выделить несколько основных этапов: 1 апологетика II IV вв. В этот период не было создано философских систем но был намечен круг вопросов ставших центральными в средневековой философии: о Боге и соотношении Бога и мира о сотворении мира и структуре мироздания о сущности человека и его месте в мире; 2 патристика V IX вв.
32802. Философия Августина Аврелия (Блаженного). И Фомы Аквинского 14.95 KB
  Учение о Боге и мире. Бог рассматривается им как начало всего сущего как единственная причина возникновения вещей. Бог вечен и неизменен. Мир созданных богом вещей изменчив и пребывает во времени.
32803. Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании 18.84 KB
  Особенности философии Возрождения. Эпоха Возрождения Ренессанса переходный период от Средних веков к Новому времени XV [в Италии с XIV] XVI вв. Возрождение художественноэстетическая эпоха провозгласившая что высшее призвание человека в мире быть творцом и созидателем Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа: гуманистический сер.
32804. Эмпиризм и сенсуализм в философии нового времени 16.32 KB
  Локк подчеркивает особую роль органов чувств в процессе познания.Бэкон сделал научное познание в центре его внимания вопросы о целях и методах научного познания.Однако он утверждает что на пути познания имеется множество заблуждений препятствующих получению достоверного знания. Бэкон выделяет 4 вида идолов познания: 1 идолы рода являются следствием ограниченности человеческого ума несовершенством органов чувств; 2 идолы пещеры обусловлены индивидуальными особенностями человека: каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир...
32805. Рационализм в философии нового времени 17.35 KB
  Эти две субстанции пересекаются и активно взаимодействуют однако их взаимосвязь является лишь механической. В человеке материальная и духовная субстанции проявляются как тело и душа. В понятии единой субстанции т. Спиноза называет следующие свойства единой субстанции: независимое ни от чего существование; вечность; бесконечность; является внутренней причиной самой себя и всего сущего.
32806. Субъективный идеализм в философии Н.В. (Дж.Беркли, Д.Юм) 14.1 KB
  Джордж Беркли 1685 1753 гг. Беркли внес весомый вклад в теорию познания четко поставив вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях об объективности причинности и о видах существования. Беркли утверждал что мир не существует независимо от человека а представляет собой комплекс ощущений и восприятий. Философия Беркли основывается на следующих основных принципах: 1 существовать значит быть воспринимаемым; 2 я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия; 3 мы никогда не...
32807. Философия французского Посвящения 17.75 KB
  Философия Просвещения опиралась на достижения наук: биологии физики медицины которые стали естественнонаучным основанием раскрытия сущности и природы человека. Просветители развивали материалистические взгляды на природу и человека. Дидро уподоблял человека инструменту наделенному чувствительностью и памятью а Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной. Однако французские материалисты обращали внимание и на роль социальнокультурных факторов появления человека уделяли внимание роли языка как средства общения и познания мира.
32808. Особенности становления и основные черты немецкой классической философии 11.99 KB
  Немецкая философия конца ХVIII первой трети ХIХ веков представлена именами Канта Фихте Шеллинга Гегеля Фейербаха и представляет собой важный этап в развитии мировой философской мысли. Произведения Шиллера и Гете философские труды Канта и Гегеля отразили противоречивость эпохи. Маркс назвал философию Канта теорией буржуазной революции.