60846

Почему идёт дождь и дует ветер?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: Изучение нового материала. дождь Тучи нагоняет Воет задувает. ветер Итак сегодня на уроке мы узнаем почему идёт дождь и дует ветер. Скажите что такое дождь и ветер это явления природы...

Русский

2014-05-21

53.5 KB

2 чел.

Конспект пробного урока

по окружающему миру,

проведённого в 13 классе базовой школы

студенткой 131 группы

Зуевой Анастасией Константиновной

15 марта 2012 г.

Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: Создание благоприятных условий для знакомства с явлениями природы: дождём и ветром.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.

Воспитательная:

- формирование умения активно работать на уроке, сотрудничать с учителем.

Развивающие:

- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие умения наблюдать;

- развитие памяти, внимательности.

Оборудование: презентация, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова 1 класс,  видеофрагменты из обучающего мультсериала «Почемучка».

Учебно-методический комплекс: «Школа России».

Подпись учителя:

                                                                                   Подпись методиста:


Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня урок проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Константиновна.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И много нового узнать.

- Давайте сядем правильно, проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, рабочие тетради, ручки и карандаши.

II. Актуализация знаний.

- Давайте проверим, как вы усвоили то, о чём говорили на предыдущих занятиях.

Все  звезды - огромные пылающие… (шары)

Ближайшая к Земле звезда- … (Солнце)

Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что… (находятся далеко от Земли).

Все звезды отличаются по  (цвету) и  по (размеру).

Звезд на небе очень много, и люди объединили их  в … (созвездия).

У Большого Ковша

Больно ручка хороша!

Три звезды – все подряд,

Как алмазные, горят.

Это созвездие-…

А какие созвездия вы еще знаете?

Луна – естественный  … Земли.

Она движется вокруг … и обходит её кругом один раз за месяц.

Луна в несколько раз … Земли.

Луна сама не даёт света. Она, словно зеркало, отражает свет … .

На луне нет … ,поэтому люди там …  .

А еще на Луне нет …  .

III. Введение в тему урока.

- Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с объектами природы, которые находятся в нашей Вселенной, вокруг нашей планеты – Солнцем, звёздами, созвездиями, спутником Земли Луной. В нашей природе, как вы видите, есть очень много интересного и загадочного. Но ведь и на нашей планете есть очень интересные загадки. Может быть, кто-то из вас о них уже задумывался, от чего происходит то или иное явление природы, а может быть, пока нет. Давайте сегодня на уроке мы остановимся и задумаемся, и попробуем разгадать загадки и тайны, которые придумала сама природа.

А наши друзья Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха, как всегда, будут нам помогать!

Для того чтобы узнать, о чем пойдет речь на уроке, вам нужно отгадать загадки.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -...  (дождь)

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (ветер)

- Итак, сегодня на уроке мы узнаем,  почему идёт дождь и дует ветер.

IV. Изучение нового материала.

- Скажите, что такое дождь и ветер? (это явления природы)

- Каким бывает дождь? (сильным, слабым, моросящим, проливным…)

- Откройте учебник на странице 36.  Посмотрите на картинку и скажите: какой дождь самый слабый? Под каким он номером? (под номером 2)

- Молодцы. Такой дождь называется «ситничек». Посмотрите, он идёт из светлой тучки. Как вы думаете, почему его так назвали? (потому что он мелкий, словно из сита)

- А где дождь посильнее? (под номером 1)

- Как вы это определили? Посмотрите внимательно. (он идёт из большой, тёмной тучи)

- Верно. Этот дождь называется «ливень». А почему он так называется? Что говорят про такой дождь? (льёт, как из ведра).

- А какой же дождь самый сильный? (под номером 3)

- Почему? (он идёт из двух тучек, льёт сплошь, наискось)

Исхлестал он ветки груш...

Нужен саду свежий душ,

Но зачем так сильно лить,

Набок яблоню валить?

- Как бы вы назвали такой дождь? (ответы детей)

- Этот дождь назвали «косохлёст». Почему же для него придумали такое название? (он льёт наискось, не идёт, а хлещет очень сильно)

- А почему возникает такой дождь? Почему он идёт косо? (потому что дует ветер)

- И ещё есть дождь, его нет на картинке в учебнике. Думаю, вы все видели дождик, который идёт, когда светит солнце, и, наверное, очень его любите.

- Кто знает, как такой дождь называют? (грибной дождь)

- Молодцы, это «грибной дождь». Вот он, посмотрите.

- А что появляется после такого дождя? (радуга)

- Теперь давайте откроем рабочую тетрадь на странице 23 и найдём кроссворд про дождь. Разгадаем его вместе.

- Мы разгадали кроссворд, в котором были загаданы животные и растения. Давайте подумаем, кому нужен дождь и для чего? (ответы детей)

- Да, дождь нужен абсолютно всем: людям, растениям, животным. Ведь дождь приносит воду, а вода нужна всем. Конечно же, дождь поливает растения, все звери, птицы и насекомые пьют дождевую воду. Вы, конечно, видели, как птички купаются в лужах, пьют из них. В любое время года дождь полезен: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора, чем больше дождей, тем больше грибов…

- А как вы думаете, какой дождь полезнее для земли, растений, людей, животных? (не очень сильный, грибной дождь)

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал,

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле.

- Конечно, когда долгое время жара и засуха, все очень радуются дождю.

- Давайте послушаем стихотворение.

Дождик, дождик, что ты льешь?
Льешь и дни и ночи.
Ждали мы тебя, но все ж
Надоел ты очень!

В гнездах птенчики пищат,
Плачут окон стекла,
Невозможно выйти в сад –
Вся земля промокла...

Даже речка в берега
Стала не вмещаться,
По оврагам и лугам
Стала разливаться...

- А всегда ли дождь приносит только радость? (ответы детей)

- Да, дождь может очень долго идти, несколько дней подряд, и мы хотим, чтобы наконец-то выглянуло солнышко. Плохо тогда становится животным, они не могут найти корм, ведь кругом одна вода. А может дождь и повредить растениям, вот мы говорили про дождь-«косохлёст».

- А бывает и град. Вы наблюдали когда-нибудь град? Он далеко не безобидный -  может побить листья, плоды деревьев, овощи… Бывает даже град размером со сливу!

- Скажите, а можем ли мы определить, что сегодня будет дождь, даже если пока ярко светит солнце, не заглядывая в прогноз погоды? (ответы детей)

- По чему и по кому мы можем это определить? (закрываются цветы, птицы, особенно ласточки, летают низко…)

- Многие цветы закрываются перед дождём: одуванчик, вьюнок, календула, тюльпан, роза, лилия и даже водяная лилия. На некоторых цветах и деревьях появляются капельки, похожие на росинки.

- А знаете ли вы, почему ласточки перед дождём летают низко?

- Они ловят насекомых. Перед дождём воздух становится очень влажным, насекомые не могут в нём подняться высоко, их крылышки покрываются капельками. Тогда ласточки опускаются вниз за насекомыми.

- Ещё перед дождём выходит много лягушек,  выползают дождевые черви.

- Но давайте вспомним вопрос темы урока - «почему идёт дождь?» Чтобы это узнать, посмотрим видео (2 минуты)

- Из чего состоят облака и тучи?

- Почему из тучи идёт дождь?

Физкультминутка.

Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три —руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять.

- В начале урока мы отгадали загадку про ветер. Мы выяснили с вами, что ветер, как и дождь – это явление природы.

- Каким бывает ветер, по вашим наблюдениям? (сильным, слабым, порывистым…)

- Давайте посмотрим видеофрагмент про ветер. (2,5 минуты)

- Что же такое ветер? (это движущийся, перемещающийся воздух)

- Что такое бриз? (местный ветер)

- Он дует с берега на море ночью и с моря на берег днём.

- А что за ветер муссон? (сезонный ветер)

- Почему он сезонный? Зимой он дует с суши на океан, а летом – с океана на сушу.

- Где бывает самум? (в пустыне)

- Нужен ли нам ветер? Давайте пофантазируем – что было бы, если бы не было ветра?

- Для чего нужен ветер?

- Ветер приносит дожди и разгоняет тучи, переносит пыльцу с цветка на цветок, даёт прохладу в жаркий день, уносит из города копоть… Без ветра сложно представить жизнь на Земле.

Ветер, ветер, где ты был?
В поле мельницу крутил,
Перенес пыльцу с цветов,
Поиграл меж облаков.
С ребятишками я в парке
Наигрался в догонялки.
В море паруса поднял,
В город дождик я пригнал.

- А как люди научились использовать ветер?

- Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают мельницу; качают воду из колодцев; вырабатывают электричество. Ветер надувает паруса у кораблей и заставляет их двигаться. Ведь раньше корабли могли передвигаться только с помощью ветра.

- Послушайте ещё одно стихотворение.

Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы.
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалелый озорник?

- А ветер приносит только пользу?

- Ветры бывают очень сильными - смерч, тайфун, буря, ураган.

- Как вы думаете, какие несчастья приносит сильный ветер? (валит деревья, обрывает провода, срывает крыши домов)

- Ветры - суховеи сушат землю, деревья, травы. Северные ветры приносят злые холода. Пыльные бури сдувают слой почвы.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 24, задание 2. Внимательно  рассмотрите рисунки, подумайте и ответьте, в чём ошибка. (ветер дует в разные стороны)

V. Закрепление изученного материала.

- Давайте повторим и проверим то, о чём мы говорили на уроке. (Работа с электронным приложением)

- Домашнее задание:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56419. Тести до повісті О.Кобилянської «Земля» 59.5 KB
  Чим займався Івоніка протягом життя Був стельмахом Був землеробом Був сільським головою Був шинкарем 3. Хто головний герой повісті Івоніка Михайло Сава Земля 4. Назвати дійові особи повісті Рахіра Сава Анна Петро Івоніка Марійка...
56420. Создание видеоролика о специальности «Информатика» 143 KB
  Обозначенное противоречие определяет объективную необходимость создания видеоролика о специальности «Информатика», также позволили выделить проблему: каким должен быть видеоролик для наиболее полной иллюстрации специальности «Информатика».
56421. Разработка и исследование модели разделителя падающих и отражённых волн на основе направленного моста 2.79 MB
  Одними из наиболее точных приборов для измерения СВЧ трактов являются векторные анализаторы цепей (ВАЦ). Цепи, которые могут быть проанализированы с помощью ВАЦ...
56423. Модели комбинаторики сниженной стилистической маркированности слов на примере произведений Сью Таунсенд «The Secret Diary of Adrian Mole, Aged 13¾» «The Growing Pains of Adrian Mole» и «The True Confessions of Adrian Albert Mole» 549 KB
  Объектом исследования данной работы являются слова сниженной стилистической маркированности, присущие художественному дискурсу С. Таунсенд.
56424. Інфінітивні групи. Тести. (10-11 класи) 102.5 KB
  Ich habe... meine Hausaufgaben zu machen. meine Hausaufgaben zu mache. zu machen meine Hausaufgaben.
56425. Проектирование ресторана «Атлантида» 1.33 MB
  В настоящее время общественное питание достигло огромного прогресса, который не останавливается, а продолжает развиваться все с большей и большей скоростью. Это доказывается появлением и открытием большого количества ресторанов и баров разного класса, кафе, столовых, всевозможных закусочных и других предприятий
56426. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ПОБЕДА» ЕРАВНИНСКОГО РАЙОНА 456.5 KB
  В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды.
56427. ДЕЯКІ ТАБЛИЦІ ТА АЛГОРИТМИ, ЯКІ ДОПОМАГАЮТЬ УЧНЯМ 36 KB
  Навчити учня вчитися, забезпечити його такою системою знань і умінь, які необхідні для подальшої самоосвіти, розвинути його творчу особистість повинна сьогодні школа. Вона не може дати людині запас знань на все життя...