60850

Описание типологии MBTI

Другое

Информатика, кибернетика и программирование

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам совокупности инстинктов. Отличия между людьми можно в очень обобщенном виде свести к следующим противопоставлениям: экстраверты интроверты: первые черпают энергию в общении с людьми могут поддержать любую беседу воспринимают информацию по мере поступления контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации хотя чисто внешне они могут не иметь видимых проблем в общении;...

Русский

2014-06-05

88.5 KB

3 чел.

Описание типологии MBTI

Коль одинаков господин со всеми подчиненными,

Тогда у лучших среди них усердье быстро пропадет.

ПАНЧАТАНТРА. 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Основой тестирования служит классификация Карла Юнга, разделившего в 1920 г- различные группы людей по основным архетипам (совокупности инстинктов). Основой типологии (сейчас чаще пользуются термином "тип менталитета" вместо "архетип") являются различия в определенных стилях поведения, определенных наборах "функций". При этом следует иметь ввиду, что ни один из типов менталитета (психотипов) не важнее любого другого.

Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс – Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Отсюда непродуктивность любых межличностных конфликтов между представителями разных типов менталитета: "...мы пытаемся изменить окружающих силой, потому что рассматриваем их отличия от нас как изъяны или дефекты. Неверно понимая других, мы теряем возможность предсказывать их действия. Мы даже не можем по-настоящему вознаградить окружающих, если их действия совпадают с тем, чего мы хотели бы от них. То, что для. нас служит наградой, кому-то другому кажется безразличным", - констатирует известный отечественный психолог Н.Г.Овчинников.

Совершенно очевидно, что эффективное управление персоналом возможно только в том случае, если поощрения и наказания со стороны руководства воспринимаются адекватно субъектом, на который были направлены эти действия. К сожалению, на практике у нас часто получается "разговор слепого с глухим", что приводит, как минимум, к следующим негативным последствиям:

  •  возникновение внутри групповых, межпичностных и межгрупповых конфликтов (в случае несовпадения интересов);
  •  текучесть кадров;
  •  неэффективное использование отдельных работников;
  •  сложность разработки долговременных стратегических планов взаимодействия между отдельными подразделениями многофункциональных организаций и др.

Отличия между людьми можно, в очень обобщенном виде, свести к следующим противопоставлениям:

  •  экстраверты - интроверты: первые черпают энергию в общении с людьми, могут поддержать любую беседу, воспринимают информацию по мере поступления, контактны; вторые нуждаются в уединении для обработки информации, хотя, чисто внешне, они могут не иметь видимых проблем в общении;
  •  здравомыслие-интуиция: первые принимают решения, исходя из каждодневного практического опыта - собственного и окружающих, не склонны фантазировать; вторые полагаются на внутренний голос, предчувствия, мало соотнося их со стереотипами поведения в подобных ситуациях (поступают не "как принято", а "по наитию");
  •  логичность-чувствование: первые в обработке информации и принятии решений опираются на простую логику, объективность, действуют по четким законам и правилам; вторые руководствуются этическими категориями, им присущи субъективизм и гуманность;
  •  рассудительность-импульсивность: (эта пара была добавлена в основную классификацию известными психологами Маерс и Бриггс): первые планируют свои действия и стараются придерживаться выработанной стратегии; вторые сохраняют широкий спектр вариантов действий в зависимости от обстоятельств.

Исходя из возможных комбинаций выделенных пар, были выделены 4 наиболее устойчивые сочетания - психотипы. Каждый тип подразделяется еще на 4 психологических портрета - в зависимости от особенностей проявления характеристик каждого пснхотипа (или типа менталитета). Для простоты восприятия мы не будем пользоваться специальной терминологией (вроде -"интуитивный экстравертированный сенсорик") в данном отчете. Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP,ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ.ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.

 Процентное соотношение представителей всех основных типов в России примерно следующее: 30% SP, 40% SJ, 25% NF, 5% NT. Особенности региона могут влиять на соотношение. Например, в районах пионерного (экстремального) освоения представителей типа SP может быть больше (до 50%), в научных центрах может быть несколько выше средней доля NT (до 7-10%), в староосвоенных районах «красного пояса» доля SJ может доходить до 60-70%.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ. МЕТОДИКА МАЕРС - БРИГГС

ТИП SJ

Основные характеристики людей этого типа - надежность, стабильность, сохранение традиций (если кто-то из года в год организует новогодние тусовки фирмы - будьте уверены, что это человек типа SJ). Кредо этого типа: “Делу - время, потехе - час”. Оборотная сторона медали - следование традициям до конца (система уже требует нового этапа развития, а В тормозит процесс), самодостаточный бюрократизм.

Людям типа SJ понятны отношения типа “начальник-подчиненный”, и они могут успешно выступать в обеих ролях. Люди типа SJ в своем желании быть нужным и полезным людям как будто созданы для нужд социальных структур, членами которых они являются. Тип SJ склонен выполнять долг, отдавать, не получая, и заботиться, не ожидая заботы о себе. Осознание нужности кому-то - стержень людей данного типа. Для типа SJ характерны “родительские”, “опекунские” роли.

Люди этого типа часто являются основателями, членами или сторонниками разнообразных общественных организаций (клубы, партии, ассоциации и т.д.). Их лучше задействовать в администрировании, работе в области медицины, в службе безопасности, менеджменте, торговле. Для них много значат титулы и звания, материальные поощрения - как признание их нужности.

Тип SJ - враг перемен и любых революций. Важным для них является поддержание справедливости на основе выполнения строгих правил.

Тип SJ берет на себя завершение любой, не доведенной до конца работы, даже, если он и так перегружен. Поэтому чувство долга может привести людей этого типа к истощению физических и психических сил, глубокой депрессии.

Часто люди этого типа прячутся за строгой, недоступной маской и лишены благодарных излияний со стороны тех, кого они опекают - тем не менее, люди типа SJ нуждаются в постоянном признании своих бесспорных заслуг, хотя и стараются не выдать подобную зависимость. Людям этого типа свойственна уверенность в том, что окружающие должны действовать по тем же правилам, что и они сами - в этом часто корень внутригрупповых конфликтов.

Как уже отмечалось, лучше всего люди типа SJ находят применение своим качествам в области бизнеса, системы обслуживания, в банковской или посреднической деятельности. В принципе они могут справиться с любой работой, связанной со служением и наличием четких нормативных правил, сложившейся ценностной системой.

Люди типа SJ трудятся за свое жалованье с полной самоотдачей. Для них неприемлема “халява” и прогулы. Они стараются воспитать окружающих по своему образу и подобию и болезненно переживают неуспешность таких начинаний.

Стиль руководства типа SJ направлен на укрепление организационных связей в системе, руководимой SJ. Он разрабатывает правила, распорядки и иерархические взаимоотношения, служащие основой надежности предприятия. Тип SJ будет стараться сохранить финансы компании и, соответственно, минимизировать расходы (порой в ущерб делу). В отношениях с подчиненными люди типа SJ придерживаются строгой установки, что жалованье и любые похвалы следует заслужить. Обычно SJ не выдает кредиты - ведь это может негативно сказаться на усердии исполнителя работы. Подобные представления SJ, когда поощряются только “победители”, а личным заслугам всех остальных участников не отдается должное, могут явиться причиной серьезных проблем в общении с представителями других типов. В то же время практичность, умение принимать взвешенные решения, определенность позиции лидера типа SJ в значительной мере облегчают взаимодействие с ним окружающих. “Правила игры” SJ соблюдают строго, все операции завершают в срок и не обманывают партнеров.

Однако отрицательные качества SJ - другое проявление его положительных качеств: SJ может “навесить ярлыки” своим сотрудникам и его будет очень сложно переубедить; он будет противиться коренным переменам; его сложно победить (убедить) в споре - не потому, что он прав, а потому, что он считает себя правым; он склонен “раскрашивать” жизнь в черно-белые цвета. Но без основного “стержня” - SJ - организация может стать непредсказуемой, изменчивой и неустойчивой.

ТИП NT

Людей данного типа меньше всего - 10% населения (вне зависимости от конкретной страны). Их цель - абсолютная компетентность. Интеллектуальные способности всегда желанны для NT, понимающих под интеллектом умение выполнять наилучшим и наиболее экономичным способом разнообразные действия и изменяющихся условиях. При этом для этого типа не существует авторитетов, поэтому иерархические взаимоотношения, предполагающие, что “начальству виднее”, неприемлемы для NT. NT - люди сомневающиеся, ничего не принимающие на веру, причем сомнение в себе для NT лишь частный случай представления о всеобщей относительности. В идее о том, что все способно изменяться и можно на одну и ту же вещь посмотреть с десяти различных точек зрения (причем ни одни из них не будет неправильной), NT видит источник гибкого могущества и всегда готовы приспособить свои безупречные действия к непрерывно изменяющейся среде.

Самый верный способ смертельно оскорбить NT - обвинить его в недостаточной компетентности. Люди этого типа стараются знать все обо всем; меняя специальности, пытаются каждую из них постичь в совершенстве. Отсюда - проблемы в межличностных отношениях: NT могут либо считать всех вокруг недостаточно умными и, соответственно, не тратить на них свое время; либо пытаться судить всех по собственной ценностной шкале и добиваться совершенной работы от своих сотрудников - “по своему образу и подобию”, что вызывает естественное раздражение. При этом NT обычно не участвуют в открытых конфликтах, а просто “отходят в сторону”, предпочитая исследовательскую работу выяснению отношений, чем еще больше настраивают окружающих против себя, поскольку остальные воспринимают подобное поведение, как проявление высокомерия, амбициозности и пренебрежения общественным мнением. Что не лишено оснований, поскольку циничные NT могут дать отпор с таким количеством ядовитого сарказма, что “оппонент” будет поражен в самое сердце.

NT разрабатывают стратегические цели фирмы, стараются свести разнообразную деятельность в единую эффективную систему - и обычно это им удается. Они активно применяют “ноу-хау” в серьезном менеджменте, составляют идейную основу различных программ, обладают способностью планировать будущее фирмы на несколько лет вперед (с учетом всех многообразных факторов современной действительности). Умение бесстрастно изменять сложившийся порядок вещей, отказавшись от рутины и опираясь на собственные интеллектуальные способности, - вот залог успеха NT- лидера.

Вообще, лидерство - кредо типа NT.

Основные источники проблем в коллективе, возглавляемом NT, следующие:

  •  принципиальное нежелание общаться и сотрудничать с интеллектуально несостоятельными людьми;
  •  недостаточное внимание по отношению к чувствам окружающих (например, отсутствие похвалы сотруднику за качественно выполненную работу, пусть даже не входящую в их непосредственные служебные обязанности), чрезмерная погруженность в работу (“за деревьями леса не видно”), неспособность расслабиться (мрачно сидит в углу на общей тусовке и жалеет о зря потраченном времени);
  •  потеря интереса к уже созданному в концептуальном плане проекту, нежелание “воплощать в жизнь” (все и так уже ясно - зачем тратить время на реализацию очевидных вещей).

Однако без достаточного количества NT в коллективе невозможны “прорывы” в работе, новые, неочевидные пути повышения эффективности, грамотное стратегическое планирование деятельности фирмы в меняющихся условиях.

ТИП SP

Основной характеристикой людей данного типа является стремление к свободе, понимаемой как возможность следовать своим стремлениям и импульсам. Такие люди часто выбирают специальность, связанную с определенным риском (альпинисты, первопроходцы, гонщики). Кредо этих людей: "Здесь и сейчас". Они предпочитают процесс действия конечному результату. Идеал для этих людей - делать то, что хочешь, когда хочется это делать. Ждать, готовиться, жить завтрашним днем - это не для них! Люди типа SP никому ничего не должны, ничем не связаны и ни от кого не зависят. Поскольку процесс для них важнее результата, они не возражают, если их дело будет "доведено до конца" кем-то другим. Для них может быть приемлемо объяснение типа: "Я так хочу", "Мне не хочется", - действия на основе каприза, настроения.

Людей подобного типа много среди представителей творческих профессий, а также низшего обслуживающего персонала, учителей, секретарей. Они предпочитают ежедневно менять приемы в работе, а если это невозможно, то. такая работа не устроит SP. Тип SP старается не принимать близко к сердцу возникающие серьезные проблемы, что служит ему универсальной психофизической защитой в ситуациях, когда представители иных типов могут быть совершенно раздавлены. В то же время, представители этого типа могут быть вполне неприхотливы - именно из-за того, что они не расходуют себя изо всех сил ради достижения конкретного результата.

Тип SP относится к работе как к некоторой "игре", правда, без определенных правил. Поскольку эти люди сориентированы, в основном, на действие, их лучше использовать в следующих областях: работа с мощной техникой, строительство, освоение целины, любая борьба со слепыми силами природы, служба в наемных войсках, торговле, уголовном розыске, охране и т.д. Следует учесть также склонность людей данного типа к путешествиям - их можно эффективно использовать на работе, связанной с разъездами, командировками. Отношение к финансам разнообразное: от "жизни на широкую ногу" до неприхотливой "краюшки хлеба" в отсутствие средств.

Следует иметь ввиду, что долгое общение с SP представителей иных типов может утомить, и в коллективе может резко измениться настрой: от общего восхищения "оптимистичным обаяшкой" SP, до общего раздражения из-за не оправдавшегося ожидания, что SP поставит перед собой четкую цель и начнет действовать. Из-за присущего SP свойства рисковать, не просчитывая варианты, они часто попадают в неприятные ситуации, трактуя их как несчастливые случайности (поскольку наличие закономерности они проследить не в силах).

Лидерские качества типа SP проявляются в ситуациях, когда счет идет на секунды - требуется мгновенное реагирование. Тип SP действует "по вызову" -их можно объединить (на фирме) в команду быстрого реагирования, авральную группу, но недостаток внимания и возможности прогнозировать часто приводят SP к недолговечности достигнутых результатов. Спонтанно действующий SP может оказаться в положении "непредсказуемого" лидера, что усложняет сотрудничество. В обыденных ситуациях эти люди быстро теряют интерес как к собственному лидерству, так и к проблемам возглавляемого предприятия. Следовательно, лидер типа SP нуждается в мощной команде поддержки иных типов, способных просчитать варианты, закрепить успехи SP, действовать последовательно и целеустремленно.

ТИП NF

Основная роль представителей данного типа в посредничестве и постоянном поиске смысла жизни. Их лозунг: "Все для духовности". Часто духовность сочетается в них с религиозностью, но, в любом случае, их природные навыки служат для установления контактов с людьми и между людьми. Им понятны цели представителей типов SP, SJ и NT, хотя NF могут и не разделять подобные взгляды. В то же время, они могут прояснить представления SP для SJ, SJ для NT, NT для SJ и SP, поскольку самая значимая ценность для NF --гармония человеческих отношений. Поэтому представители данного типа часто встречаются среди практикующих психологов, психиатров и психотерапевтов.:, NF - идеальные посредники. Однако цели самих NF могут быть не ясны для представителей иных типов, поскольку часто цель их жизни может быть обозначена как "всегда иметь в жизни цель".

Чтобы для самих себя уяснить, что они собой представляют, NF, на пути непрерывного поиска и совершенствования, затрачивают массу энергии, играя разнообразные роли: от администраторов до рядовых исполнителей, от генеральных директоров до обслуживающего персонала. Главное для них чтобы в этой деятельности был смысл и чтобы эта деятельность была по заслугам оценена окружающими.

В атмосфере доброжелательных зрителей и непрерывного потока похвал NF просто расцветают и способны свернуть горы. В случае недооценки результатов их деятельности (если, например, начальник типа SJ замечает только недостатки подчиненного ему NF и ругает его за них, а успехи не отмечает, считая их вполне разумеющимися - в рамках получаемой заработной платы) NF испытывают постоянный дискомфорт (мысль о том, что их "не любят", для них невыносима) и замыкаются в себе - или стараются сменить коллектив.

Тип NF очень любит делиться знаниями с окружающими, поэтому наиболее успешные учителя или известные гуру в основном являются представителями данного типа.

В коммерческой деятельности людей типа NF следует использовать для представительства, непосредственной работы с людьми, в рекламной деятельности, в качестве коммивояжеров. Они обладают исключительной интуитивной мимикрией, т.е. способностью ощущать, чего именно ждут от них окружающие, и соответствовать этим представлениям. Типа NF больше среди женщин, чем среди мужчин. Кроме того, типа NF довольно много в России (и очень мало, например, в США) -. возможно, из-за воспитываемого в течение 70 лет "духа коллективизма" и приоритетности духовных ценностей по отношению к материальным. Однако следует учесть, что внешне зависимые от окружающих, ориентирующиеся в собственной деятельности на решение проблемы спасения ближнего своего (или всего человечества), NF хорошо знают "с какой стороны у бутерброда масло" и конечном итоге заботятся лишь о себе, пытаясь увидеть, словно в зеркале, в изменениях отношений с окружающими отражение своего собственного лица.

При этом знания в конкретных областях у NF могут быть весьма поверхностными - они им необходимы в объеме, достаточном для общения с разнообразными людьми. NF могут наладить взаимодействие разных людей между собой, "обаять" партнера (или даже конкурента) и добиться выгодных для себя условий, помирить всех и собрать в круг "друзей" (часто не имея представления, насколько широк этот круг, и как зовут всех "друзей") - и чувствовать себя при этом носителем исторической миссии спасения человечества.

Лидера типа NF можно назвать катализатором, поскольку основной чертой менеджера этого типа является ориентация на межличностные отношения и стимуляцию индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В присутствии NF поднимаются и развиваются самые скрытые таланты.

Однако обостренное восприятие NF личных проблем окружающих может создать нервозно-напряженную атмосферу даже в формально деловых отношениях. Кроме того, демократические принципы, которых придерживается NF-лидер, могут привести к "разболтанности" и необязательности остальных сотрудников фирмы. Если же на фирме нет руководителей типа NF, то стиль отношений может быть бездушным, холодным (обычно это западный образец делового общения), безличностным, хотя и довольно эффективным (в случае отсутствия необходимости сверхурочной работы). Однако, только NF-лидер может превратить бизнес в удовольствие для себя и окружающих и создать свою "команду", готовую в огонь и в воду за "шефа".

 

Итак, мы закончили описание четырех основных психотипов. Из описания, очевидно, что для эффективного функционирования фирме необходимо адекватное представительство всех четырех типов. 

При этом управление должно состоять из представителей типа NT для стратегического планирования, типа NF для работы с персоналом, клиентами и в рекламе, типа SJ для тактического менеджмента.

Среднее звено стоит компоновать, в основном, из типа SJ (55%) и типа NF (45%).

Нижнее звено, а также "авральную группу" - из типа SJ (50%) и SP (50%). Тип SP и NT также можно приглашать в качестве экспертов или консультантов (для ломки стереотипов).

ОПИСАНИЕ ВАРИАНТОВ ПСИХОТИПОВ

В зависимости от преобладания рациональных или чувственных мотиваций, наличия или отсутствия проблем в общении, могут быть вариации (четыре, как минимум) внутри каждого психотипа. Рассмотрим коротко все 16 вариантов, поскольку тестирование сотрудников компании проводилось именно по этим подтипам. Еще раз подчеркнем, что отмеченные особенности генерализованного психотипа верны для его четырех вариантов. Подтипы лишь уточняют некоторые проявления основного психотипа.

ПОДТИПЫ ТИПА SP

ESFP

Отличается оптимизмом, легкостью установления контактов. С трудом переносят одиночество. Стараются относиться к жизни, как к сплошному удовольствию, намеренно избегая мрачных сторон. Затянувшиеся проблемы повергают в депрессию (если от них нельзя убежать). Могут поддаться соблазнам. Не умеют "держать язык за зубами". Хорошо ладят с людьми – в курсе всех сплетен в коллективе (часто сами их и распускают). Попытки заниматься наукой будут неудачны. Могут иметь успех в бизнесе и торговле, но не в стратегическом планировании, а в непосредственном общении с "клиентом".

ISFP

Необходимо постоянно испытывать острые ощущения. Стресс – лучшая "питательная среда". Очень свободолюбивы. К жизни относятся эпикурейски. Не могут подчиняться: отношения с начальником будут портиться. Могут вызвать локальную "революцию" в коллективе. Очень чувствительны к оттенкам и полутонам. Могут бросить выгодное налаженное дело (даже, если это их основной источник дохода) ради минутного настроения. Нельзя их использовать в планомерной, постоянной работе, требующей постоянного внимания и аккуратности. Возможно эффективное использование при разного рода "прорывах" - нетрадиционных решениях, требующих мгновенной реакции, но рассчитанных на короткий срок.

 ESTP

Неистощимая энергия - впечатление, что никогда не устает. Любит рисковать. Считает, что все в жизни определяется удачей - надо только поймать ее. Прекрасно строит отношения с людьми- Способен управлять весьма разнородным коллективом. Прагматичен. Во взаимоотношениях всегда видит собственную выгоду. Эффективно работает в условиях постоянного риска, на грани катастрофы. Всегда найдет выход из экстраординарных ситуаций. Хорошо использовать в "группе быстрого реагирования". Может не сдержать данного обещания. Старается не связывать себя ни в чем. Всем друг и всегда сам по себе.

ISTP

Прекрасно обращается с разного рода техникой - может наладить все, что угодно. Братские отношения с окружающими. Не признают никакой субординации. Часто бросают школу и не стремятся к высшему образованию. Часто увлекаются восточными единоборствами и могут достичь вершин в этом деле. Хорошие механики. Не умеют управлять - имеют не более одного ученика. Не принадлежат никому.

ПОДТИПЫ ТИПА SJ

ESFJ

Весьма практичный, но при этом открытый. Легко общается, строит отношения с любыми людьми, гостеприимен. Накапливает опыт - свой и чужой. Интересы "клиента" ставит превыше всего. Ответственный. Не склонен к долгой рефлексии, к усложнению отношений. Успешен в предпринимательстве, связанном с постоянным общением с "клиентом".

ISFJ

Очень спокойный и ответственный. Хранит традиции фирмы. Соблюдает интересы организации в любом деле. Работает по плану. Любит заботиться - как о деле, так и о людях. Не любит нести большую ответственность -выполнять поручения лучше, чем всем руководить. Может быть излишне консервативен, так как все инновации воспринимает "в штыки". Надежный исполнитель заданий, не требующих значительных интеллектуальных способностей. Нуждается в алгоритме действий.

ESTJ

Любит управлять. Проявляет лидерские качества. Весьма ответственный. Склонен к иерархизации отношений. Может быть и начальником и подчиненным. Развито чувство долга. Действует по плану. Не терпит отклонений от плана действий (считает эмоциональные проявления "глупостями"). Бесхитростный, понятный, исполнительный, цельная натура. Не любит нововведений. Бережлив - порой в ущерб делу.

ISTJ

Самый надежный и самый консервативный представитель типа SJ. Всегда' держит данное слово. Объективная невозможность следовать данным обещаниям повергает в глубокий стресс. Твердый, порой жесткий. Логичный и малоэмоциональный. Спокойный, основательный и детальный - в исполняемых обязанностях старается разобраться до мелочей, учесть все факторы. Не конфликтный, если не сталкивается с необязательностью. Однако в возникшем конфликте уступает крайне редко, обычно следует прямому жесткому приказу своего начальника. Может руководить, может подчиняться. Необходимо осознание нужности выполняемого дела - поэтому в рекламе может быть эффективен только тогда, когда сам в нее верит. Выраженный «владелец правды» - отсюда склонность к спорам, стремление сформировать коллектив под себя (по принципу «делай как я»).

ПОДТИПЫ ТИПА NF

ENFJ

Явный лидер. Весьма общительный и внимательный к чувствам других людей, Нетерпеливый по отношению к рутине и монотонной деятельности. Хорошо умеет распределить подчиненный ему коллектив "по ролям". Может интерпретировать полученные знания в применении к исполняемым обязанностям и научить других "как надо". Старается выполнять взятые на себя обязательства.

INFJ

Обладает развитой интуицией. В отношениях с людьми проницателен - знает. чего от него ждут и старается соответствовать. Умеет радоваться чужим радостям и глубоко сопереживать чужое горе. Успешно занимается самообразованием. Весьма раним и старается избегать конфликтов. Стремится к гармонизации отношений - может быть хорошим практикующим психологом, экспертом по персоналу. Излишняя ранимость и мнительность может вредить делу. При нескладывающихся отношениях (если ему кажется, что в коллективе его "не любят") может целиком замкнуться в себе.

ENFP

Отлично ладит с людьми - видит их "насквозь". Очень чувствителен, отрицает "сухую логику" - действует в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, но на основе собственных предчувствий. Оптимистичен. С энтузиазмом принимается за любое новое дело, но не доводит до конца, – на полпути становится скучно. Может быть успешным торговцем, политиком, психологом. Богатая фантазия и экстравагантность могут отвлечь от решения насущных проблем.

INFP

Спокойный идеалист с развитым чувством собственного достоинства - порой до мнительности. Всю жизнь может бороться с "ветряными мельницами" за идеалы. Часто отрывается от реальности. Способен в изучении языков и литературе и абсолютно бесполезен в бизнесе. Может быть хорошим психологом, но не может помочь своим "пациентам" преодолеть депрессивные моменты, более того, у особо впечатлительных людей может углубить депрессию, так как сам обычно - пессимист по жизни.

ПОДТИПЫ ТИПА NT

ENTJ

Абсолютный лидер, руководитель. Ориентируется на цель. Весьма логичен. Эффективная работа превыше всего. Интеллектуален. Постоянно совершенствует свои знания. Карьеру ставит выше семейного благополучия." Неутомим в достижении цели. Принимает всю ответственность на себя. Порученную работу выполняет с блеском. Проблемы - общие для всего типа -стремится "подтянуть" окружающих до своего уровня, несмотря на их активное сопротивление. Если коллеги "не тянут" - теряет к ним интерес.

INTJ

Весьма самоуверенный, не признающий авторитетов. Теоретик. "Мозговой центр" компании. Очень логичен. Обычно занимает высокие руководящие должности. Никогда не подчинится чужому решению, если считает его недостаточно взвешенным, "умным". Отсутствие эмоциональности. Любит обучаться всему и в совершенстве. Независим и интуитивен. Проблемы, как для всех NT, в мире эмоций и чувств.

ENTP

Применяет интуицию на практике - в многочисленных изобретениях. Энтузиаст и новатор - важна воплощенная идея, а не идея сама по себе. Приятный собеседник, инициативный в общении. Хороший педагог (в широком смысле слова). Не приемлет банальные, рутинные операции. Может понимать людей. Работать может во всех областях, связанных с новаторством; менеджер проекта, аналитик и др.

INTP

Высокомерный интеллектуал, мгновенно оценивающий любую ситуацию. Неистощимый фонтан новых идей (которые доводить до конца, скорее всего, будет кто-то другой). Очень логичен. Любит познавать законы природы. Ассоциативное мышление. Успешный философ, математик, аналитик, стратег. Хорошо владеет письменной и устной речью - может "убедить" любого. Не обязан никому и ничем.

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Для проведения тестирования используется три Файла:

  •  «Опросник МБТИ» - содержит вопросы теста и инструкцию для тестируемого;
  •  ТЕСТ 1 – файл Microsoft Excel, содержит первый (верхний) лист бланка ответов теста, на котором тестируемый отмечает выбранные варианты ответов;
  •  ТЕСТ 2 – файл Microsoft Excel, содержит второй (нижний) лист бланка ответов теста, на котором происходит подсчет результатов.

Первый и второй листы бланка ответов скрепляются через лист копировальной бумаги. При скреплении листов необходимо следить за совмещением граф, в которых отмечаются ответы.

Тестируемый отмечает выбранные варианты ответа в соответствующих квадратах бланка. Подсчет результатов производиться на втором бланке, отдельно по каждому столбцу ответов (каждый столбец соответствует букве в формуле типа личности). За каждый полученный ответ (ответ который тестируемый отметил в бланке) суммируется балл, указанный слева или справа от квадрата в бланке (количество баллов может быть: 2, 1, 0). После подсчета сумм по всем столбцам производиться вычисление индексов и выбор букв формулы. Например, при следующих результатах: E=18, I=6, подсчет результатов будет следующим: 18-6 = 12. Выбирается буква, имеющая большее значение индекса, и ей присваивается получившая разность значений индексов двух букв. Результат: Е 12.

Таким же образом происходит обработка результатов и по остальным столбцам. Для третьего столбца – буквы T и F, подсчет результатов для мужчин и женщин, проходящих тест, будет различным. Для мужчин подсчет производиться по отдельным шкалам, выделенным на бланке темным цветом (они находятся слева и справа от шкал, используемых для подсчета результатов для женщин). При подсчете результатов по шкале Т для мужчины, к итоговой величине всегда прибавляется единица (самая нижняя цифра в шкале подсчета).

Результатом обработки теста является формула типа личности, состоящая из четырех букв с индексами, обозначающими степень выраженности соответствующих характерологических особенностей.

Дополнительную информацию по работе с тестом MBTI можно найти в книге «Ваш психологический тип» Овчинников Н.С. и коллектив авторов. Москва. Последнее переиздание вышло в 1998 году.

Марина Вишнякова,
эксперт.

Бизнес Консалтинг Груп.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19601. Художнє конструювання виробу. Урок 276.33 KB
  Художнє конструювання виробу. Мета уроку. Засвоєння знань про етапи проектування ескіз технічний опис макет креслення шаблони; формування вмінь застосовувати метод фантазування виконувати ескізне конструювання. Розвивати окомір точність під час в...
19602. Технічне конструювання 163.8 KB
  Урок 4. Технічне конструювання 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про технічний рисунок креслення типи ліній нанесення розмірів застосування масштабу умовні позначення. Формування вмінь користуватися креслярським інструментом наносити розміри на кресленні. Вих...
19603. Побудова простого креслення об’єкта проектування 21.48 KB
  Урок 5. Побудова простого креслення об’єкта проектування 1 год. Мета уроку. Формування вмінь користуватися креслярським інструментом наносити розміри на кресленні; оформляти технічний рисунок креслення об’єкта проектування. Розвивати просторову уяву. Виховувати о
19604. Конструкційні матеріали та їх види 26.42 KB
  Урок 6. Конструкційні матеріали та їх види 2 год. Мета уроку. Засвоєння знань про види та способи вибору конструкційних матеріалів; формування практичних вмінь визначати види конструкційних матеріалів за їх властивостями; сприяти розвитку пам’яті. Виховувати інтерес ...
19605. Види та способи вибору конструкційних матеріалів. Породи дерев та їх будова 102.03 KB
  Урок 7. Види та способи вибору конструкційних матеріалів. Породи дерев та їх будова 1год. Мета уроку. Засвоєння знань про породи деревини та її будову сортамент виготовлення шпону фанери ДВП ДСП та їх призначення; формування умінь здійснювати вибір матеріалу для виг...
19606. Техніка. Короткі відомості з історії розвитку техніки 31.2 KB
  Техніка і технологічні процеси виготовлення виробів з конструкційних матеріалів Урок 8. Техніка. Короткі відомості з історії розвитку техніки 1 год. Мета. Засвоєння знань про історію розвитку техніки та роль машин у сучасному виробництві і побуті як знарядь праці; п
19607. Типові та спеціальні деталі. Види з’єднань 28.39 KB
  Урок 9. Типові та спеціальні деталі. Види з’єднань 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про типові та спеціальні деталі види з’єднань формування практичних вмінь у з’єднанні деталей. Розвиток в учнів пам’яті. Виховання основ культури праці. Об’єкт навчальної праці: мех...
19608. Ознайомлення з механізмами у шкільній майстерні 77.59 KB
  Урок 10. Ознайомлення з механізмами у шкільній майстерні 1 год. Мета. Засвоєння знань про графічне зображення механізмів кінематичні схеми. Формування вмінь виконувати графічне зображення деталей і механізмів. Розвивати просторову уяву. Виховувати інтерес до технік...
19609. Виробничий процес. Етапи виготовлення виробу. Прийоми вимірювання лінійкою і кутником 31.79 KB
  Урок 11. Виробничий процес. Етапи виготовлення виробу. Прийоми вимірювання лінійкою і кутником 1 год. Мета уроку. Засвоєння знань про виробничий процес етапи виготовлення виробу вимірювання і розмічання; формування вмінь вимірювати і розмічати заготовки. Розвивати т