60856

Эпоха Екатерины II

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II рассмотреть причины ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником историческими документами...

Русский

2014-05-21

65.5 KB

4 чел.

ТЕМА: Эпоха Екатерины II.

ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II, рассмотреть причины, ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником, историческими документами, работать с электронной картой; формировать у учащихся умение  определять роль исторической личности на различные исторические процессы; умение составлять систематические таблицы, развивать умение высказывать свою т. з. подтверждая её фактами; воспитывать у учащихся любовь к предмету.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: «Сенат», «Семилетняя война», «разделы Польши», «Золотой век», просвещённый абсолютизм, крестьянская война.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ: 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война;

                                                             1755 г. – основание Московского университета;

                                                             1773 – 1775г. – крестьянская война  Пугачёва;

                                                             1772г.

                                                             1793г. – три раздела Польши;

                                                             1795г.

                                                             1775г. – разрушение Запорожской Сечи.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас, документы, иллюстрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: после урока учащиеся смогут:

  •  Устанавливать хронологическую последовательность событий;
    •  Показывать на карте территориальные изменения Российской империи;
    •  Определять основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II;
    •  Приводить примеры достижений эпохи «просвещённого абсолютизма»;
    •  Определять роль исторической личности на ход исторических процессов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: книга В. Пикуля «Фаворит»,

СТРУКТУРА УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:

1) Внутренняя политика Екатерины II.

2) Крестьянская война Пугачёва.

3) Внешняя политика.

  1.  Закрепление новых знаний.
  2.  Итоги урока.
  3.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Этот этап урока учащимся предлагается провести в форме игры «Крестики – нолики».

ВОПРОСЫ:

  1.  Определите название документа, который определял порядок продвижений на государственной и военной службе. («Табель о рангах»).
  2.  Назовите войну, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. (Северная война).
  3.  Как назывался высший государственный орган власти, который был образован Петром I. (Сенат).
  4.  Назовите года правления Петром I. (1682 – 1725).
  5.  Кому переходит власть в Российской империи после смерти Петра I.  (Екатерина I).
  6.  Какой период в истории России называют «Бировщиной» ? (Период правления Анны Иоанновны).
  7.  С 1741 -  1761гг – в России правила … (Елизавета)
  8.  После смерти Елизаветы власть в Российской империи переходит в руки … (Петра III)
  9.   Женой Петра III стала … (София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская).
  10.  Мотивация учебной деятельности.

Однако прежде, чем мы перейдём к изучению новых знаний , учащимся предлагается сыграть в ещё одну игру – «Дешифровщик», в результате, которой учащимся удастся установить имя исторической личности с деятельностью, которой им предстоит познакомится на сегодняшнем уроке. Это Екатерина Великая.

  •  Просмотр фрагмента фильма «Виват, гардемарины!», который поможет более конкретно охарактеризовать и сконцентрировать внимание учащихся на данной теме.

Для Екатерины II наступила историческая давность… счёты потомства с Екатериной II уже давно сведены. Для нас она не может быть ни знамением, ни мишенью – для нас она только предмет изучения!

( В. Ключевский)

  1.  Изучение нового материала:

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др.

В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.

22 сентября (3 октября) 1762 г.   Екатерина  была коронована в Москве. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное».

  1.  Внутренняя политика Екатерины II.

Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся, делятся на четыре  группы и  читая соответствующий текст  параграфа заполняют таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»).

Группа1 – Экономическая политика Екатерины Великой.

Группа 2 – Административно-территориальные изменения.

Группа3 – Социальная политика Екатерины.

Группа 4  - Развитие культуры.

Название реформы

Дата

Событие

Экономическая

1764г.

1765г.

1765г.

1782г.

Секуляризация  церковных земель;

Крестьян разрешено отправлять на каторгу без суда и следствия;Монастырские земли передавались в собственность крестьян. 

Дворяне были провозглашены владельцами земли.

Административная

1775.

Административно-территориальная реформа;

Социальная

1767г.

1785г.

Закон, к-рый запрещал любые жалобы крестьян на помещиков;

«Жалованная грамота дворянству».

Культурная

1755г.

1782г.

1765г.

1756г.

Открытие Московского университета;

Школьная реформа;

И. Ползунов построил паровую машину;

И. Кулибин изобрёл трёхколёсный самокат;

В Петербурге основан государственный театр;

ВОПРОСЫ:

  •  Как называлась политика которую проводила Екатерина II?
    •  В чьих интересах Екатерина II проводила свою политику?
    •  Какие слои населения могли быть недовольны такой политикой и почему?
    •  К чему это в конце концов могло привести?
  1.  Рассказ учителя.

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией электронного атласа (http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199)

1773 – 1775гг – Крестьянская война, которую возглавил Е. Пугачёв.

Зародившись на р. Яик (р. Урал), восстание вскоре охватило всю территорию Урала, Приуралье, Поволжье и грозило перекинуться дальше.  Однако, как и все выступления оно было стихийным, разрозненным, не было чёткой дисциплины и программы действий – поэтому вскоре  было подавлено.

  1.  Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся делятся на группы, по 2 человека в каждой и составляют схему «Внешняя политика Екатерины II». Используя для этого электронный атлас http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199 ).

Север

Запад←Екатерина II→Восток

Юг

РАБОТА С КАРТОЙ

  •  Покажите на карте государства с которыми Российская империя в период правления Екатерины II вела военные действия?
    •  Покажите на карте государства с которыми в России в этот период были установлены дипломатические отношении?
  1.  Закрепление новых знаний.

Закрепление новых знаний проходит в форме работы с электронными тестами, которые заранее устанавливаются и составляются учителем, на каждом компьютере.

  1.  Итоги урока.

«Я не хочу утверждать, что при мужчинах порядка не было. Но факт налицо – при Екатерине Великой Российская империя расцвела», -

Ирина Арсеньева, президент Всемирной Ассамблеи женщин.

  1.  Д/З.

Использованные материалы для подготовки к уроку :

  1.  И. М. Лихтей. Всемирная история. Новое время (XV – XVIII вв.) 8 класс. – Учебник для общеобразовательных заведений. – 2008г.
    1.  Пикуль В. Фаворит. – Т.1. – 1985г. – С.25.
    2.  http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199.
    3.  http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/022.php
    4.  http://www.piplz.ru/page-id-318.html
    5.  http://to-name.ru/biography/ekaterina-2.htm.
    6.  http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=58
    7.  http://video.marganets.net/#page:1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35637. Творческий проект «Движение» 45.77 KB
  Получение базовых навыков в методике создания проектовбОсновные задачи проекта:1. Механизм и методы реализации АРеализуемый проект будет работать по следующим принципам: Использование нестандартных способов работыпроведение тематических вечеров собраний и прочего Проведение бесед тренингов дебатов для рационального использования гражданских инициатив Метод деления группы на структурные подразделения под названиямиаЕдинство для учащихся 911 кл. Методы творческой стимуляции группы: Мозговой штурм Корзина идей Метод...
35638. ФРУКТОША (Дерево из бисера.) Творческий проект 896.38 KB
  Фруктовое дерево потому что изделия из бисера во все века притягивали к себе восхищенные взоры. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка а достаточно лишь фантазии.Немного из истории бисера С доисторических времен и до наших дней бусины вырезанные из камня или из костей и зубов животных вызывали огромный интерес.
35640. Рисование витражными красками на стеклянной поверхности 34.27 KB
  Мой творческий проект называется: Роспись витражными красками на стеклянном стакане. У меня дома не было красивого стакана который бы я сделала своими руками и я решила свой стакан раскрасить витражными красками потому что знала что получится очень красиво. Рисовать на стакане можно чем угодно и есть много разных способов но мне понравились больше витражные краски и я решила что раскрашу свой стакан именно витражными красками. Узоры на моём стакане должны быть ярки красивыми и очень аккуратными чтобы все смотрели и им нравилось...
35644. Творческий проект «Тигр». В технике холодный батик 246.84 KB
  Что означает слово батик. Влияние батика на новое поколение. На уроках технологии я научилась рисовать батиком.
35645. Бижутерия. Творческий проект 64.68 KB
  Бисер - (от араб. бусра – фальшивый жемчуг) - мелкие разноцветные стеклянные бусины с отверстиями, употребляемые главным образом для вышивания (на предметах быта, женской одежде и т. д.). Бисер плотно вошел в нашу жизнь, заявив о себе в разных сферах жизни человека. Бисер можно использовать как элемент декора интерьера, как эксклюзивное украшение, для некоторых людей бисер является неотъемлемой частью их жизни. Маленькие разноцветные шарики с отверстиями несут в себе магическую силу притяжения. И столкнувшись один раз с бисером, вы оказываетесь под его влиянием.