60856

Эпоха Екатерины II

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II рассмотреть причины ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником историческими документами...

Русский

2014-05-21

65.5 KB

4 чел.

ТЕМА: Эпоха Екатерины II.

ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II, рассмотреть причины, ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником, историческими документами, работать с электронной картой; формировать у учащихся умение  определять роль исторической личности на различные исторические процессы; умение составлять систематические таблицы, развивать умение высказывать свою т. з. подтверждая её фактами; воспитывать у учащихся любовь к предмету.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: «Сенат», «Семилетняя война», «разделы Польши», «Золотой век», просвещённый абсолютизм, крестьянская война.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ: 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война;

                                                             1755 г. – основание Московского университета;

                                                             1773 – 1775г. – крестьянская война  Пугачёва;

                                                             1772г.

                                                             1793г. – три раздела Польши;

                                                             1795г.

                                                             1775г. – разрушение Запорожской Сечи.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас, документы, иллюстрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: после урока учащиеся смогут:

  •  Устанавливать хронологическую последовательность событий;
    •  Показывать на карте территориальные изменения Российской империи;
    •  Определять основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II;
    •  Приводить примеры достижений эпохи «просвещённого абсолютизма»;
    •  Определять роль исторической личности на ход исторических процессов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: книга В. Пикуля «Фаворит»,

СТРУКТУРА УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:

1) Внутренняя политика Екатерины II.

2) Крестьянская война Пугачёва.

3) Внешняя политика.

  1.  Закрепление новых знаний.
  2.  Итоги урока.
  3.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Этот этап урока учащимся предлагается провести в форме игры «Крестики – нолики».

ВОПРОСЫ:

  1.  Определите название документа, который определял порядок продвижений на государственной и военной службе. («Табель о рангах»).
  2.  Назовите войну, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. (Северная война).
  3.  Как назывался высший государственный орган власти, который был образован Петром I. (Сенат).
  4.  Назовите года правления Петром I. (1682 – 1725).
  5.  Кому переходит власть в Российской империи после смерти Петра I.  (Екатерина I).
  6.  Какой период в истории России называют «Бировщиной» ? (Период правления Анны Иоанновны).
  7.  С 1741 -  1761гг – в России правила … (Елизавета)
  8.  После смерти Елизаветы власть в Российской империи переходит в руки … (Петра III)
  9.   Женой Петра III стала … (София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская).
  10.  Мотивация учебной деятельности.

Однако прежде, чем мы перейдём к изучению новых знаний , учащимся предлагается сыграть в ещё одну игру – «Дешифровщик», в результате, которой учащимся удастся установить имя исторической личности с деятельностью, которой им предстоит познакомится на сегодняшнем уроке. Это Екатерина Великая.

  •  Просмотр фрагмента фильма «Виват, гардемарины!», который поможет более конкретно охарактеризовать и сконцентрировать внимание учащихся на данной теме.

Для Екатерины II наступила историческая давность… счёты потомства с Екатериной II уже давно сведены. Для нас она не может быть ни знамением, ни мишенью – для нас она только предмет изучения!

( В. Ключевский)

  1.  Изучение нового материала:

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др.

В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.

22 сентября (3 октября) 1762 г.   Екатерина  была коронована в Москве. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное».

  1.  Внутренняя политика Екатерины II.

Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся, делятся на четыре  группы и  читая соответствующий текст  параграфа заполняют таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»).

Группа1 – Экономическая политика Екатерины Великой.

Группа 2 – Административно-территориальные изменения.

Группа3 – Социальная политика Екатерины.

Группа 4  - Развитие культуры.

Название реформы

Дата

Событие

Экономическая

1764г.

1765г.

1765г.

1782г.

Секуляризация  церковных земель;

Крестьян разрешено отправлять на каторгу без суда и следствия;Монастырские земли передавались в собственность крестьян. 

Дворяне были провозглашены владельцами земли.

Административная

1775.

Административно-территориальная реформа;

Социальная

1767г.

1785г.

Закон, к-рый запрещал любые жалобы крестьян на помещиков;

«Жалованная грамота дворянству».

Культурная

1755г.

1782г.

1765г.

1756г.

Открытие Московского университета;

Школьная реформа;

И. Ползунов построил паровую машину;

И. Кулибин изобрёл трёхколёсный самокат;

В Петербурге основан государственный театр;

ВОПРОСЫ:

  •  Как называлась политика которую проводила Екатерина II?
    •  В чьих интересах Екатерина II проводила свою политику?
    •  Какие слои населения могли быть недовольны такой политикой и почему?
    •  К чему это в конце концов могло привести?
  1.  Рассказ учителя.

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией электронного атласа (http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199)

1773 – 1775гг – Крестьянская война, которую возглавил Е. Пугачёв.

Зародившись на р. Яик (р. Урал), восстание вскоре охватило всю территорию Урала, Приуралье, Поволжье и грозило перекинуться дальше.  Однако, как и все выступления оно было стихийным, разрозненным, не было чёткой дисциплины и программы действий – поэтому вскоре  было подавлено.

  1.  Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся делятся на группы, по 2 человека в каждой и составляют схему «Внешняя политика Екатерины II». Используя для этого электронный атлас http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199 ).

Север

Запад←Екатерина II→Восток

Юг

РАБОТА С КАРТОЙ

  •  Покажите на карте государства с которыми Российская империя в период правления Екатерины II вела военные действия?
    •  Покажите на карте государства с которыми в России в этот период были установлены дипломатические отношении?
  1.  Закрепление новых знаний.

Закрепление новых знаний проходит в форме работы с электронными тестами, которые заранее устанавливаются и составляются учителем, на каждом компьютере.

  1.  Итоги урока.

«Я не хочу утверждать, что при мужчинах порядка не было. Но факт налицо – при Екатерине Великой Российская империя расцвела», -

Ирина Арсеньева, президент Всемирной Ассамблеи женщин.

  1.  Д/З.

Использованные материалы для подготовки к уроку :

  1.  И. М. Лихтей. Всемирная история. Новое время (XV – XVIII вв.) 8 класс. – Учебник для общеобразовательных заведений. – 2008г.
    1.  Пикуль В. Фаворит. – Т.1. – 1985г. – С.25.
    2.  http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199.
    3.  http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/022.php
    4.  http://www.piplz.ru/page-id-318.html
    5.  http://to-name.ru/biography/ekaterina-2.htm.
    6.  http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=58
    7.  http://video.marganets.net/#page:1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15226. Ұлттық тіл 33.5 KB
  Ұлттық тіл ауызекі және жазбаша түрдегі ұлттық қарым қатынас құралы.Қазақ тілінің пайда болуы дамып жетілуі қазақ халқының ұлт болуымен тікелей байланысты. Адам өз ортасымен күнделікті түрлі қарым қатынаста болады.Сол арқылы тіршілік жасайдыбілімтәжірибе...
15227. Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы 60.5 KB
  Ахмет Байтұрсынов қазақ тілтану ғылымының атасы Кіріспе Өнер алды қызыл тіл деп мақалдап өткен қазақ ақындары жазушылары осы күнге дейін қазақ поэзиясында биік орын алады. Солардың бірі Ахмет Байтұрсынұлы. Өз заманының ағысына қарсы тұра білген қайраткер. Қаз
15228. Азаматтық қарым-қатынас құжаттары 111 KB
  Қазақ тіліндегі ресми іс қағаздары Азаматтық қарымқатынастарды реттейтін құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады: сенімхат кепілхат өтінім тапсырыс келісімшарт еңбек шарты шарт еңбек келісімі ҚОЛХАТ СЕ...
15229. Алфавит - рухани бірлік негізі 51 KB
  Иманғазы Нұрахмет филология ғылымдарының кандидаты АЛФАВИТ РУХАНИ БІРЛІК НЕГІЗІ Қазір қазақ халқының рухани дамуы бір жолайрықта тұрған сияқты. Руханиятымызға батыс мәдениетін үлгі етеміз бе Жоқ дәстүрлі ұлттық мәдениетімізді негіз етіп алып ...
15230. Аударматану терминдерінің когнитивтік-семантикалық құрылымы 291 KB
  Сонымен бірге лингвистикалық терминдерді қазақ тіл білімінің метатілі мәселелеріне қатысты тезаурустық сипатта қарастырған Е.Қ.Әбдірәсіловтің, терминдердің танымдық сипатын зерттеу нысаны еткен С.Ақаевтың зерттеулері терминология саласын зерттеудің жаңа деңгейін көрсетеді.
15231. ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ 60 KB
  ТЕРМИНТАНУДЫҢ ТАРИХЫ ТЕРЕҢДЕ Жуырда терминтану саласында өнімді еңбек етіп жүрген белгілі тілтанушы ғалым филология ғылымдарының докторы профессор Шерубай Құрманбайұлының Алаш және терминтану Терминологиялық әдебиеттердің библиографиялық көрсеткіші ...
15232. Басқару-ұйымдастырушылық құжаттары 139.5 KB
  Қазақ тіліндегі ресми ісқағаздары Басқару ұйымдастыру өкім шығару қызметіне қатысты құжаттар. Оған төмендегідей құжаттар жатады үкім өкім Жарғы жарлық Ереже хабарлама ...
15233. Ғұрыптық фольклор лексикасы: идиоэтникалық 251.5 KB
  Қазақ тіл білімінде әсіресе соңғы жылдары көбірек көңіл бөліне бастаған антропоцентристік бағыттағы зерттеулердің нәтижесі этностың байырғы тұрмыс-тіршілігінің, қазіргі болмысы мен өткендегі өмір сүру тәжірибесінің, күнкөріс мәдениетінің, өзіндік ежелгі заттық және рухани құндылықтарының түрлі тілдік көріністері тек лексика мен фразеологияда ғана емес, ономасиологияда да
15234. Дискурс 46 KB
  Дискурс Дискурс ұғымы XX ғасырдың 70жылдарынан бастап философияда кеңінен қолданыла бастады. Тұңғыш болып дискурс ұғымын Ю. Хабермас өзінің Коммуникативтік компетенция теориясына дайындық атты еңбегінде қолданған болатын. Содан бері бұл термин батыстық философи...