60856

Эпоха Екатерины II

Конспект урока

Педагогика и дидактика

ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II рассмотреть причины ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником историческими документами...

Русский

2014-05-21

65.5 KB

3 чел.

ТЕМА: Эпоха Екатерины II.

ЦЕЛЬ: охарактеризовать внутреннее и внешнее развитие Российской империи в период правления Екатерины II, рассмотреть причины, ход и последствия восстания Пугачёва; развивать умение работать с учебником, историческими документами, работать с электронной картой; формировать у учащихся умение  определять роль исторической личности на различные исторические процессы; умение составлять систематические таблицы, развивать умение высказывать свою т. з. подтверждая её фактами; воспитывать у учащихся любовь к предмету.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПОНЯТИЯ: «Сенат», «Семилетняя война», «разделы Польши», «Золотой век», просвещённый абсолютизм, крестьянская война.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ: 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война;

                                                             1755 г. – основание Московского университета;

                                                             1773 – 1775г. – крестьянская война  Пугачёва;

                                                             1772г.

                                                             1793г. – три раздела Польши;

                                                             1795г.

                                                             1775г. – разрушение Запорожской Сечи.

ТИП УРОКА: комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, электронный атлас, документы, иллюстрации.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: после урока учащиеся смогут:

  •  Устанавливать хронологическую последовательность событий;
    •  Показывать на карте территориальные изменения Российской империи;
    •  Определять основные направления внутренней и внешней политики Екатерины II;
    •  Приводить примеры достижений эпохи «просвещённого абсолютизма»;
    •  Определять роль исторической личности на ход исторических процессов.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ: книга В. Пикуля «Фаворит»,

СТРУКТУРА УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.
  3.  Мотивация учебной деятельности.
  4.  Изучение нового материала:

1) Внутренняя политика Екатерины II.

2) Крестьянская война Пугачёва.

3) Внешняя политика.

  1.  Закрепление новых знаний.
  2.  Итоги урока.
  3.  Д/З.

ХОД УРОКА

  1.  Организационный момент.
  2.  Актуализация опорных знаний.

Этот этап урока учащимся предлагается провести в форме игры «Крестики – нолики».

ВОПРОСЫ:

  1.  Определите название документа, который определял порядок продвижений на государственной и военной службе. («Табель о рангах»).
  2.  Назовите войну, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. (Северная война).
  3.  Как назывался высший государственный орган власти, который был образован Петром I. (Сенат).
  4.  Назовите года правления Петром I. (1682 – 1725).
  5.  Кому переходит власть в Российской империи после смерти Петра I.  (Екатерина I).
  6.  Какой период в истории России называют «Бировщиной» ? (Период правления Анны Иоанновны).
  7.  С 1741 -  1761гг – в России правила … (Елизавета)
  8.  После смерти Елизаветы власть в Российской империи переходит в руки … (Петра III)
  9.   Женой Петра III стала … (София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская).
  10.  Мотивация учебной деятельности.

Однако прежде, чем мы перейдём к изучению новых знаний , учащимся предлагается сыграть в ещё одну игру – «Дешифровщик», в результате, которой учащимся удастся установить имя исторической личности с деятельностью, которой им предстоит познакомится на сегодняшнем уроке. Это Екатерина Великая.

  •  Просмотр фрагмента фильма «Виват, гардемарины!», который поможет более конкретно охарактеризовать и сконцентрировать внимание учащихся на данной теме.

Для Екатерины II наступила историческая давность… счёты потомства с Екатериной II уже давно сведены. Для нас она не может быть ни знамением, ни мишенью – для нас она только предмет изучения!

( В. Ключевский)

  1.  Изучение нового материала:

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем (который открыто появлялся в обществе любовницы Е. Р. Воронцовой) продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки. Екатерина тщательно готовила заговор, опираясь на поддержку братьев Орловых, Н. И. Панина, К. Г. Разумовского, Е. Р. Дашковой и др.

В ночь на 28 июня 1762, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.

22 сентября (3 октября) 1762 г.   Екатерина  была коронована в Москве. Для обоснования собственных прав на престол (а не наследника Павла) Екатерина ссылалась на «желание всех Наших верноподданных явное и нелицемерное».

  1.  Внутренняя политика Екатерины II.

Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся, делятся на четыре  группы и  читая соответствующий текст  параграфа заполняют таблицу «Внутренняя политика Екатерины II»).

Группа1 – Экономическая политика Екатерины Великой.

Группа 2 – Административно-территориальные изменения.

Группа3 – Социальная политика Екатерины.

Группа 4  - Развитие культуры.

Название реформы

Дата

Событие

Экономическая

1764г.

1765г.

1765г.

1782г.

Секуляризация  церковных земель;

Крестьян разрешено отправлять на каторгу без суда и следствия;Монастырские земли передавались в собственность крестьян. 

Дворяне были провозглашены владельцами земли.

Административная

1775.

Административно-территориальная реформа;

Социальная

1767г.

1785г.

Закон, к-рый запрещал любые жалобы крестьян на помещиков;

«Жалованная грамота дворянству».

Культурная

1755г.

1782г.

1765г.

1756г.

Открытие Московского университета;

Школьная реформа;

И. Ползунов построил паровую машину;

И. Кулибин изобрёл трёхколёсный самокат;

В Петербурге основан государственный театр;

ВОПРОСЫ:

  •  Как называлась политика которую проводила Екатерина II?
    •  В чьих интересах Екатерина II проводила свою политику?
    •  Какие слои населения могли быть недовольны такой политикой и почему?
    •  К чему это в конце концов могло привести?
  1.  Рассказ учителя.

(Рассказ учителя сопровождается демонстрацией электронного атласа (http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199)

1773 – 1775гг – Крестьянская война, которую возглавил Е. Пугачёв.

Зародившись на р. Яик (р. Урал), восстание вскоре охватило всю территорию Урала, Приуралье, Поволжье и грозило перекинуться дальше.  Однако, как и все выступления оно было стихийным, разрозненным, не было чёткой дисциплины и программы действий – поэтому вскоре  было подавлено.

  1.  Самостоятельная работа с учебником.

(Учащиеся делятся на группы, по 2 человека в каждой и составляют схему «Внешняя политика Екатерины II». Используя для этого электронный атлас http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199 ).

Север

Запад←Екатерина II→Восток

Юг

РАБОТА С КАРТОЙ

  •  Покажите на карте государства с которыми Российская империя в период правления Екатерины II вела военные действия?
    •  Покажите на карте государства с которыми в России в этот период были установлены дипломатические отношении?
  1.  Закрепление новых знаний.

Закрепление новых знаний проходит в форме работы с электронными тестами, которые заранее устанавливаются и составляются учителем, на каждом компьютере.

  1.  Итоги урока.

«Я не хочу утверждать, что при мужчинах порядка не было. Но факт налицо – при Екатерине Великой Российская империя расцвела», -

Ирина Арсеньева, президент Всемирной Ассамблеи женщин.

  1.  Д/З.

Использованные материалы для подготовки к уроку :

  1.  И. М. Лихтей. Всемирная история. Новое время (XV – XVIII вв.) 8 класс. – Учебник для общеобразовательных заведений. – 2008г.
    1.  Пикуль В. Фаворит. – Т.1. – 1985г. – С.25.
    2.  http://osvitanet.com.ua/index.php?page_id=199.
    3.  http://www.c-cafe.ru/days/bio/7/022.php
    4.  http://www.piplz.ru/page-id-318.html
    5.  http://to-name.ru/biography/ekaterina-2.htm.
    6.  http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=58
    7.  http://video.marganets.net/#page:1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14316. Визначення коефіцієнта поверхневого натягу методом відриву краплі 54.5 KB
  Лабораторна робота №9 Визначення коефіцієнта поверхневого натягу методом відриву краплі Мета роботи : 1. Вивчити явище поверхневого натягу; 2. Визначити коефіцієнт поверхневого натягу рідині. Прилади та обладнання : Скляна бюретка з краном. К
14317. Визначення коефіцієнта Пуассона газу методом адіабатичного розширення 68 KB
  Лабораторна робота №11 Визначення коефіцієнта Пуассона газу методом адіабатичного розширення Обладнання Установка для визначення коефіцієнта Пуассона газу методом адіабатичного розширення Метод вимірювання і опис у
14318. Вивчення коефіцієнта в'язкості рідини методом Стокса 97 KB
  Лабораторна робота № 8 Вивчення коефіцієнта вязкості рідини методом Стокса Мета роботи: 1. Вивчити механізм явища переносу – внутрішнє тертя. 2. Визначити коефіцієнт внутрішнього тертя рідин за швидкістю падіння кульки. Прилади та матеріали: Скляний ци
14319. Молекулярна фізика 5.27 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації до модуля 3 €œМолекулярна фізика€ для виконання лабораторних робіт студентами денної та заочної форм навчання напрямів підготовки: 6.100102 €œПроцеси машини та обладнання в агропромисловому виробництві€ 6.010104 €œПрофесійн...
14320. Внутрішній фотоефект у напівпровідниках 58 KB
  Лабораторна робота № 12 Внутрішній фотоефект у напівпровідниках Мета роботи: експериментально встановити залежність опору напівпровідника від величини падаючого на нього потоку електромагнітного випромінювання та визначити чутливість фото резистора. Прилади та о...
14321. Визначення опору методом мостової схеми 63 KB
  Лабораторна робота №3 Визначення опору методом мостової схеми Мета роботи: Вивчити метод мостової схеми і визначити невідомі опори цим методом. Прилади і приналежності: відомий опір R=470 Ом невідомі опори Rx1 Rx2 Rx3; реохорд і гальванометр нульіндикатор; джерело по...
14323. Визначення магнітного поля колового струму і визначення горизонтальної складової напруженості магнітного поля Землі 67 KB
  Лабораторна робота №7 Визначення магнітного поля колового струму і визначення горизонтальної складової напруженості магнітного поля Землі Мета роботи: Визначити залежність магнітного поля колового струму від сили струму радіуса кільцевого провідника і числ
14324. ДОСЛІДЖЕННЯ ЗАЛЕЖНОСТІ ОПОРУ НАПІВПРОВІДНИКІВ ВІД ТЕМПЕРАТУРИ 107.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 9 ДОСЛІДЖЕННЯ ЗАЛЕЖНОСТІ ОПОРУ НАПІВПРОВІДНИКІВ ВІД ТЕМПЕРАТУРИ Мета роботи: Дослідним шляхом встановити закон зміни опору напівпровідника при його нагріванні визначити ширину забороненої зони і концентрацію зарядів у напівпровідник