60875

Нахождение площади фигур при решении практических задач

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Четырехугольник у которого противолежащие стороны параллельны; По вертикали: Параллелограмм у которого все углы прямые; Прямоугольник у которого все стороны равны...

Русский

2014-05-21

542 KB

23 чел.

Днепропетровская городская специализированная школа №144
с углубленным изучением иврита, истории еврейского народа и еврейских традиций

Разработка урока  по геометрии в 9 классе
Тема: «Нахождение площади фигур при решении практических задач»

автор: Гошкадор Н.А.,
учитель математики, информатики и технологии
категория: учитель высшей категории.


9  класс

Тема: Нахождение площади фигур при решении практических задач.

Цели урока:

Образовательные :

  •  обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Площадь треугольников и четырехугольников»;
  •  отработать навыки проведения самокоррекции ЗУН;
  •  помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;

Развивающие:

  •  способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблему и предлагать пути решения;
  •  создавать условия для развития познавательного интереса;
  •  содействовать развитию умений осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль, самооценку своей учебной деятельности;

Воспитательные :

  •  воспитывать культуру общения в коллективе, умение работать в паре и в группе.
  •  воспитывать аккуратность, организованность;

Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний;

Вид урока – урок-тренинг;

Форма организации учебной деятельности - сочетание фронтальной, индивидуальной и работы в группе

Оборудование и средства обучения:

  •  компьютер;
  •  экран;
  •  мультимедийный проектор;
  •  презентация;
  •  на столах у детей – номера групп, рабочие листы, листы самоконтроля и самокоррекции;

Программные  средства и цифровые ресурсы:

программы  MS Word, MS Power Point

Продолжительность урока – 40 минут

Эпиграф: ««Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение»
И. Гёте

Ход урока.

  1.  Организация деятельности учащихся.   

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

При входе в кабинет, ребята получают карточку с номером группы и занимают место в своей группе( группы разноуровненые),готовятся к уроку. Учитель приветствует детей.

  1.  Актуализация опорных знаний учащихся  

Дидактическая задача: провести диагностику и коррекцию знаний,  активизировать ранее изученные  понятия и формулы.  

  1.  ПОВТОРЕНИЕ СВОЙСТВ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ:
    1.  (слайд 1-6)Разгадывание кроссворда   КРОССВОРД.docx ( групповая работа).

КРОССВОРД

2

3

5

4

1

По горизонтали: 

  1.  Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны;

По вертикали:

  1.  Параллелограмм, у которого все углы прямые;
  2.  Прямоугольник, у которого все стороны равны;
  3.  Параллелограмм, у которого все стороны равны;
  4.  Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны;

  1.  (слайд 7)Заполнение таблицы свойств  таблица свойства.docx ( индивидуальная работа с последующей самопроверкой)  

Заполните таблицу, отметив знаки «+» (да) и «-» (нет)

Свойства

Параллело
грамм

Прямо
угольник

Ромб

Квадрат

  1.  Противолежащие стороны параллельны и равны

  1.  Все стороны равны

  1.  Противолежащие углы равны

  1.  Все углы прямые

  1.  Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам

  1.  Диагонали равны

  1.  Диагонали взаимно перпендикулярны

  1.  (слайд 8)Самоконтроль.  Учащиеся самостоятельно  заполняют
    Лист самоконтроля по теме.docx   

Лист самоконтроля по теме «Площадь треугольников»
учебник “Геометрия 9 класс” Мерзляк А.Г,“
Геометрия 7-11 кл в таблицах “Звавич,

Что надо знать и уметь  по теме

Я знаю/ умею

Что делать, если
не знаю/не умею

1

Знаю свойства четырех угольников

учебник стр245-246;

«Геометрия в таблицах»
таблицы 5-6

2

Знаю формулы теоремы синусов

учебник п.2 стр.13-16;

3

Знаю формулу теоремы косинусов

учебник п3 стр.22-24;

4

Умею находить элементы треугольника, используя  формулы теоремы синусов и косинусов

учебник п.4 стр.30 -32;
«Геометрия в таблицах»
таблица 4 стр. 16

5

Знаю формулы нахождения площади треугольника

учебник п.5;
«Геометрия в таблицах»
таблица 4 стр. 16

6

Умею находить радиус описанной около треугольника окружности и вписанной в треугольник окружности

«Геометрия в таблицах»
таблица 4

7

Знаю формулы для нахождения площади параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата и трапеции

«Геометрия в таблицах»
таблица 5-6
стр. 24-26

8

Умею  использовать формулы при решении задач

см. тетрадь

  1.  ПОВТОРЕНИЕ ФОРМУЛ НАХОЖДЕНИЯ ПЛОЩАДИ ТРЕУГОЛЬНИКА
    1.  (слайд 10)«Лови ошибку» -  учащиеся должны отыскать ошибки в записи формул нахождения площади треугольника (индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой.)  исправь ошибку  треугольник.docx   и  исправь ошибку  треугольник проверка.docx  
      *на данном  этапе урока можно провести  тестирование с помощью «теста формулы Площади плоских фигур.xls», если использовать компьютерный класс

Треугольник

  1.  (слайд 11)Повторение  алгоритма нахождения элементов треугольника  


  1.   ПОВТОРЕНИЕ ФОРМУЛ НАХОЖДЕНИЯ ПЛОЩАДИ ТРЕУГОЛЬНИКА
    1.  (слайд 12-13) «Лови ошибку» -  учащиеся должны отыскать ошибки в записи формул нахождения площади четырехугольника (индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой.) исправь ошибку  четырехугольник.docx     исправь ошибку  четырехугольник проверка.docx

Параллелограмм

Прямоугольник

Квадрат

Ромб

Трапеция

  1.  (слайд 14)Самоконтроль.  Учащиеся самостоятельно  заполняют
    Лист самоконтроля по теме.docx   
    1.  Рефлексия. Перед каждым из вас лежит рисунок, на котором изображены человечки, карабкающиеся по дереву знаний, оцените себя, как высоко вы забрались на это дерево, насколько много у вас познаний по этой теме. Закрасьте человечка, который, по вашему мнению, соответствует уровню ваших знаний
  2.  Обобщение и систематизация  знаний  учащихся

Дидактическая задача этапа: формирование целостной системы знаний по теме «Площадь треугольников и четырехугольников».

  1.  Применение знаний в стандартных ситуациях.
    Устное решение задач .  (работа в группах).
      
    * данный этап урок можно провести с помощью  online теста «Площадь  треугольника и четырёхугольника», если использовать компьютерный класс 
    1.  (слайд 16)
    2.  (слайд 17).

 


  1.  (слайд 21).

  1.  (слайд 20).

  1.  (слайд 21)Самоконтроль.  Учащиеся самостоятельно  заполняют
    Лист самоконтроля по теме.docx   
  2.  (слайд 22-25)Применение знаний в нестандартных ситуациях (разноуровневая групповая работа):
    Дидактическая задача этапа: установить усвоили или нет учащиеся знания
    1.  (слайд 22-25)Постановка задачи. В детском саду решили сделать ремонт. Для оформления игровой комнаты был приглашен дизайнер, который  заметил, что дети  увлечены игрой TANGRAM. В этом стиле он  разработал макет комнаты.  Изюминкой задумки стали полки для игрушек и книг.  Планки необходимые для полок разрезали в студии дизайна. А вот ДВП  для задней стенки разрежут в столярной мастерской. Вам необходимо просчитать  площадь задней стенки этих полок и вычислить необходимое количество листов ДВП. Просчет провести с учетом, что ширина листа 1,2 м, а длина  2,5м.

 

  1.  Работа в разноуровневых группах  по рабочим листам
    РАБОЧИЙ ЛИСТ  1

Задание для группы №1

S            =
фигуры

КОЛИЧЕСТВО
листов

Вычислить площадь фигуры, которая состоит из

5 треугольников

формула

значение

1

2

3

2-х  четырехугольников

4

5

 РАБОЧИЙ ЛИСТ  2

Задание для группы №2

S            =
фигуры

КОЛИЧЕСТВО
листов

Вычислить площадь фигуры, которая состоит из

5 треугольников

формула

значение

1

2

3

2-х  четырехугольников

4

5


РАБОЧИЙ ЛИСТ  3

Задание для группы №3

S            =
фигуры

КОЛИЧЕСТВО
листов

Вычислить площадь фигуры, которая состоит из

5 треугольников

формула

значение

1

2

3

2-х  четырехугольников

4

5

  1.  Отчет групп по рабочим листам.
  2.  Рефлексия

Дидактическая задача этапа: дать возможность детям оценить свои ощущения к концу урока

Пословицы и поговорки:

  •  Терпение и труд  всё перетрут.
  •  Тяжело в учении – легко в бою.
  •  Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
  •  Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Какое выражение соответствует вашему эмоциональному состоянию в конце урока?

  1.  Итог урока – выставление оценок

Дидактическая задача этапа: дать оценку успешности достижения цели.

Домашнее задание –провести работу над ошибками  с помощью листа самоконтроля.

Приложение. Презентация учителя


геометрия
9


5

4

2

3

1

1

0,4см

0,4 м

0,8 м

2 м

2 м

0,4 м

135

4

5

3

2

1

1

0,4 м

30

0,3м

0,8 м

2 м

0,6 м

0,4 м

150

135

5

2

4

3

1

1

0,4 м

30

0,5 см

0,6 м

0,4

0,8 м

0, 5м

0,4м

0,4 м

6 см

135


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74809. Динамика вращательного движения абсолютно твердого тела. Центр массы. Момент инерции. Кинетическая энергия 57.5 KB
  Неподвижная ось вращения z может проходить как через центр инерции тела (ось вращения маховика, ротора турбины и т.п.), так и вне его (например, ось вращения самолета, выполняющего мертвую петлю). Если известен момент инерции тела относительно оси, проходящей через его центр масс...
74810. Основной закон динамики вращательного движения. Закон сохранения момента импульса. Примеры 87 KB
  Векторная сумма моментов всех внешних сил приложенных к телу называется результирующим или главным моментом внешних сил относительно точки О: Векторная сумма моментов импульса всех материальных точек тела называется моментом импульса тела относительно точки...
74811. Элементы теории поля. Потенциал, градиент потенциала и напряженность поля. (Пример - гравитационное поле) 66 KB
  Потенциал градиент потенциала и напряженность поля. Гравитационное взаимодействие между телами осуществляется с помощью поля тяготения или гравитационного поля. Основное свойство поля тяготения заключается в том что на всякое тело массой т внесенное в это поле действует сила тяготения...
74812. Закон всемирного тяготения. Движение в поле тяготения. Центральные силы. Гравитационное поле и его напряженность 38.5 KB
  Если материальная точка совершает движение под действием центральной силы с центром O, то момент количества движения точки сохраняется, а она сама совершает движение в плоскости, перпендикулярной вектору момента количества движения относительно точки O и проходящей через эту точку O.
74813. Особенности творческого пути А.С. Грибоедова. История создания и публикации «Горя от ума». Чацкий как герой эпохи 1810 –1820-х годов и «вечный» конфликт «старого и нового». Элементы классицизма, романтизма и реализма в комедии 15.67 KB
  Элементы классицизма романтизма и реализма в комедии. Замысел комедии возник в 1820 году по некотором данным уже в 1816 но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии но разрешение на её постановку получить не удалось. Роль Чацкого главная роль без которой не было бы комедии а была бы пожалуй картина нравов.
74814. А.С. Пушкин и начало «золотого века» русской литературы. Периодизация творчества писателя и его структура 15.17 KB
  Золотой век русской литературы – это плеяда гениев искусства слова, прозаиков и поэтов, которые благодаря своему изысканному и непревзойденному творческому мастерству, определили дальнейшее развитие русской культуры. Без сомнений, одним из ярчайших представителем Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин.
74815. Полемика о творчестве А.С. Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Значимость наследия А.С. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления 15.66 KB
  Пушкина и литературно-эстетическое самосознание писателя. Пушкина в истории русской и мировой культуры и опыт его осмысления. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт свою заслугу перед народом он видел в том что будил чувства добрые и в свой жестокий век восславил свободу. Пушкин самый яркий выразитель чувств дум и стремлений своего времени.
74816. Поэты пушкинской эпохи и понятие «Плеяды». Общее и особенное в их авторских стратегиях: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Е.А.Боратынский, Д.В. Веневитинов, Н.М. Языков. Влияние их творческих исканий на дальнейшее развитие отечественной словесности 18.16 KB
  Термин пушкинская плеяда по мере изучения поэзии Пушкина романтической эпохи и конкретных поэтов стал считаться уязвимым поскольку вопервых возник по аналогии с наименованием французской поэтической группы Плеяда Ронсар Жодель Дюбелле и др. давая повод для неправомерных ассоциаций и неуместных сближений Пушкина с Ронсаром. Следовательно если принимать понятие пушкинская плеяда нужно отчетливо осознавать что в этом созвездии названном именем Пушкина последний является самой крупной звездой в то время как другие светила...
74817. Теория «официальной народности», социально-исторические концепции славянофилов и западников и их отражение в словесности второй половины 1830- х – первой половины 1850-х годов 15.67 KB
  Уваров доказывал что просвещение может быть не только источником зла революционных потрясений как это случилось в Западной Европе а может превратиться в элемент охранительный к чему следует стремиться в России. Поэтому всем служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности. По мнению консерваторов николаевской эпохи в России не было причин для революционных потрясений. Бенкендорф прошедшее России было удивительно ее настоящее более чем великолепно что же касается ее...