60901

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

И тема семьи тема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей стала на сегодняшний день одной из самых актуальных. Я считаю что это вполне объяснимо: ребятам этого класса по 15-16 лет буквально через несколько лет...

Русский

2014-05-22

41 KB

1 чел.

                                                                                      ДОРОТЮК ГАЛИНА ИВАНОВНА,

                                                                                                 учитель русского языка и литературы

УВК «школа-гимназия» № 17 г. Феодосии

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В настоящее время, когда разрушены культурно-религиозные традиции, извращены нормы отношений между полами и попрана святость семейного союза, многие молодые люди лишены представления о счастливой семейной жизни. То, что предыдущие поколения приобретали через житейский опыт в родительских семьях, сегодня, на наш взгляд, необходимо частично восполнять через знания, полученные в ходе  учебно-образовательного процесса.

Работа с подростками в течение многих лет убедила меня в том, что если в школе обсуждать с ребятами  актуальнейшие темы современной жизни нашего общества, то это обязательно даст результат в большинстве случаев. И тема семьи, тема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей стала на сегодняшний день одной из самых актуальных.  Если учитель поймёт это, то к этим проблемам можно обратиться практически на любом обычном уроке.

Поскольку в программе преподавания русского языка отводятся часы на развитие устной речи, мы с ребятами проводили урок русского языка по формированию диалогической и монологической речи, выбрав для этого  форму ролевой игры – беседы «за круглым столом» в телестудии. И уже в ходе подготовки к уроку я открыла для себя, прежде всего, то, что ребята готовы к обсуждению поднимаемых вопросов и даже ждут серьёзного разговора на «жизненные»  темы, они открыты для восприятия тех истинных ценностей, о которых мы говорили. Нам часто не хватает времени для этих откровенных бесед с ребятами, и конкурс дал возможность понять, что следует просто пересмотреть структуру отдельных уроков, чтобы не выискивать специального времени для обсуждения нравственных проблем.

Выбранная нами  форма проведения урока – ролевая игра –  требует большой, достаточно долгой предварительной подготовки. И уже в ходе подготовки у ряда ребят кардинально поменялось отношение, например, к так называемому гражданскому браку. Если в первых интервью они говорили, что это не только вполне приемлемая, но и желаемая форма для проверки чувств и т.п., то, готовясь к уроку, они поняли, что это не так. По-другому девятиклассники оценили проблемы взаимоотношений «отцов и детей», неполных семей и т.д. Вообще, на уроке был обсуждён целый ряд проблем по теме «Семья – основа общества. Возрождение духовно-нравственных ценностей», каждая из которых оказалась глубоко интересной для подростков.   

Я считаю, что это вполне объяснимо: ребятам этого класса по 15 – 16 лет, буквально через несколько лет им предстоит создавать свои семьи, и поэтому проблемы семьи их волнуют. На мой взгляд, нам удалось направить беседу в нужное русло, и школьники сделали правильные выводы.

 

Я считаю удачной выбранную нами форму проведения урока, так как ребята попробовали себя в разных социальных ролях, «прожили» в ходе урока разные жизненные ситуации, и это тоже повлияло на их отношение к обсуждаемым проблемам.

Конечно, роль учителя здесь оставалась как бы «за кадром», так как в ходе урока работали сами ребята; роль учителя состояла в том, чтобы до урока помочь участникам беседы «за круглым столом» разобраться в оценке анализируемых ими проблем. Интересно, что ребята выбрали и предложили самые разные социальные роли, которые постарались  в полном смысле слова «прожить» на уроке. Они очень серьёзно готовились к разговору с одноклассниками. Например, один из девятиклассников попытался войти в роль отца-одиночки, оставшегося с дочерью-подростком.  Сам он из благополучной любящей семьи, с мамой, папой, бабушками и дедушками. Он долго обдумывал, как представить своего «героя»,  даже бабушке в Россию звонил – спрашивал, какие проблемы могут быть у отца-одиночки. А одна из девочек – единственная дочь в семье – сыграла роль матери пятерых детей и очень серьёзно разобрала все плюсы многодетной семьи, объяснила, как можно справиться с возникающими проблемами и т.д.

На мой взгляд, главное то, что к уроку ребята готовились два месяца, то есть два месяца они обдумывали эти проблемы, искали пути их решения, читали разные материалы по выбранной теме, можно сказать, жили этим. Они напридумывали разных ролей и старались смоделировать различные ситуации, а потом подумать, как их разрешить.

Кроме того, большинство из них работали над подготовкой к уроку вместе с родителями, и это тоже очень ценно. Во-первых, сам факт, что подростки 15-16 лет советуются с родителями, свидетельствует, что ещё не всё потеряно и связь поколений не порывается до конца. Во-вторых, общий поиск ответов на вопросы помог, вероятно, и родителям, и подросткам на какие-то аспекты семейных проблем посмотреть с другой точки зрения, помог в какой-то степени понять, в чём истинные семейные ценности.

В решении всех проблем, касающихся детей и подростков школьного возраста, очень важна совместная работа учителя, учащихся и родителей. Я благодарна родителям учащихся моего класса за понимание этого, за то, что они находят время позвонить мне, зайти в школу, предложить свою помощь в повседневной работе. В результате мы работаем в тесном сотрудничестве, и я очень надеюсь, что это обязательно принесёт положительные результаты.

Я глубоко убеждена, что чем больше будет подобных уроков, тем больше школьников будут задумываться над истинными и мнимыми ценностями. В текучке, как я уже упоминала, мы не всегда успеваем отреагировать на всё, что слышат и видят наши ученики, а реагировать, безусловно, нужно, ибо иначе эта ниша очень быстро будет заполнена другими силами, по большей части деструктивными.

Мы с коллегами в Крыму надеемся, что у нас станет традицией проведение упомянутого конкурса на лучший урок нравственности. Такой конкурс даёт возможность учителям «увидеть» друг друга, поделиться своими находками – «один ум хорошо», а много, безусловно, лучше. Методические находки коллег очень помогут нам в нашей дальнейшей работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10567. Философия эпохи Возрождения и Нового времени 54.5 KB
  Философия эпохи Возрождения и Нового времени. Гуманизм философской мысли Возрождения. Социальнополитические идеи Возрождения. Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Социально-политические идеи Возр
10568. Философия Просвещения и немецкая классическая философия 39 KB
  Философия Просвещения и немецкая классическая философия. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии мировой философской традиции. Вопрос 1. Философия и идеология в эпоху Просвещения. Во второй по
10569. Зарождение становление постклассической философии 66 KB
  Зарождение становление постклассической философии. Основные принципы классической философии. Проблемное поле неклассической философии. Критика философской классики и иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше. Основные черты мар...
10570. Религиозная, экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в 35 KB
  Религиозная экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в. Религиозная философия: неотомизм. Философские концепции экзистенциализма. Аналитическая философия. Основные идеи феноменологии. Религиозная философия: неотомизм...
10571. Современная философия запада на рубеже XX-XXI в 42.5 KB
  Современная философия запада на рубеже XX-XXI в. Философская герменевтика. Структурализм и постструктурализм. Философия постмодернизма. Философская герменевтика. Герменевтика греч.: hermeneutike толкование как способ систематического размышле
10572. Философия Беларуси и России: формирование национального самосознания 57.5 KB
  Философия Беларуси и России: формирование национального самосознания Философия и национальное самосознание. Истоки и основные этапы развития философской мысли Беларуси. Основные направления и типологические характеристики русской философии. 1. Фи...
10573. Метафизика и диалектика. Онтология и философия природы 51.5 KB
  Метафизика и диалектика. Онтология и философия природы. Понятие метафизика. Изменение статуса метафизики в истории философии. Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия. Категория материи. Эволюция представлений о ма
10574. Онтология и философия природы 44 KB
  Онтология и философия природы. Природа как объект философского и научного анализа. Природа как среда обитания. Естественная и искусственная среда обитания. Биосфера ее структура закономерности функционирования и развития. Понятие ноосферы. Коэволюция...
10575. Проблема человека в философии и науке 56.5 KB
  Проблема человека в философии и науке. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Научные и философские модели происхождения человека. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия. Феномен челов