60901

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

И тема семьи тема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей стала на сегодняшний день одной из самых актуальных. Я считаю что это вполне объяснимо: ребятам этого класса по 15-16 лет буквально через несколько лет...

Русский

2014-05-22

41 KB

1 чел.

                                                                                      ДОРОТЮК ГАЛИНА ИВАНОВНА,

                                                                                                 учитель русского языка и литературы

УВК «школа-гимназия» № 17 г. Феодосии

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В настоящее время, когда разрушены культурно-религиозные традиции, извращены нормы отношений между полами и попрана святость семейного союза, многие молодые люди лишены представления о счастливой семейной жизни. То, что предыдущие поколения приобретали через житейский опыт в родительских семьях, сегодня, на наш взгляд, необходимо частично восполнять через знания, полученные в ходе  учебно-образовательного процесса.

Работа с подростками в течение многих лет убедила меня в том, что если в школе обсуждать с ребятами  актуальнейшие темы современной жизни нашего общества, то это обязательно даст результат в большинстве случаев. И тема семьи, тема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей стала на сегодняшний день одной из самых актуальных.  Если учитель поймёт это, то к этим проблемам можно обратиться практически на любом обычном уроке.

Поскольку в программе преподавания русского языка отводятся часы на развитие устной речи, мы с ребятами проводили урок русского языка по формированию диалогической и монологической речи, выбрав для этого  форму ролевой игры – беседы «за круглым столом» в телестудии. И уже в ходе подготовки к уроку я открыла для себя, прежде всего, то, что ребята готовы к обсуждению поднимаемых вопросов и даже ждут серьёзного разговора на «жизненные»  темы, они открыты для восприятия тех истинных ценностей, о которых мы говорили. Нам часто не хватает времени для этих откровенных бесед с ребятами, и конкурс дал возможность понять, что следует просто пересмотреть структуру отдельных уроков, чтобы не выискивать специального времени для обсуждения нравственных проблем.

Выбранная нами  форма проведения урока – ролевая игра –  требует большой, достаточно долгой предварительной подготовки. И уже в ходе подготовки у ряда ребят кардинально поменялось отношение, например, к так называемому гражданскому браку. Если в первых интервью они говорили, что это не только вполне приемлемая, но и желаемая форма для проверки чувств и т.п., то, готовясь к уроку, они поняли, что это не так. По-другому девятиклассники оценили проблемы взаимоотношений «отцов и детей», неполных семей и т.д. Вообще, на уроке был обсуждён целый ряд проблем по теме «Семья – основа общества. Возрождение духовно-нравственных ценностей», каждая из которых оказалась глубоко интересной для подростков.   

Я считаю, что это вполне объяснимо: ребятам этого класса по 15 – 16 лет, буквально через несколько лет им предстоит создавать свои семьи, и поэтому проблемы семьи их волнуют. На мой взгляд, нам удалось направить беседу в нужное русло, и школьники сделали правильные выводы.

 

Я считаю удачной выбранную нами форму проведения урока, так как ребята попробовали себя в разных социальных ролях, «прожили» в ходе урока разные жизненные ситуации, и это тоже повлияло на их отношение к обсуждаемым проблемам.

Конечно, роль учителя здесь оставалась как бы «за кадром», так как в ходе урока работали сами ребята; роль учителя состояла в том, чтобы до урока помочь участникам беседы «за круглым столом» разобраться в оценке анализируемых ими проблем. Интересно, что ребята выбрали и предложили самые разные социальные роли, которые постарались  в полном смысле слова «прожить» на уроке. Они очень серьёзно готовились к разговору с одноклассниками. Например, один из девятиклассников попытался войти в роль отца-одиночки, оставшегося с дочерью-подростком.  Сам он из благополучной любящей семьи, с мамой, папой, бабушками и дедушками. Он долго обдумывал, как представить своего «героя»,  даже бабушке в Россию звонил – спрашивал, какие проблемы могут быть у отца-одиночки. А одна из девочек – единственная дочь в семье – сыграла роль матери пятерых детей и очень серьёзно разобрала все плюсы многодетной семьи, объяснила, как можно справиться с возникающими проблемами и т.д.

На мой взгляд, главное то, что к уроку ребята готовились два месяца, то есть два месяца они обдумывали эти проблемы, искали пути их решения, читали разные материалы по выбранной теме, можно сказать, жили этим. Они напридумывали разных ролей и старались смоделировать различные ситуации, а потом подумать, как их разрешить.

Кроме того, большинство из них работали над подготовкой к уроку вместе с родителями, и это тоже очень ценно. Во-первых, сам факт, что подростки 15-16 лет советуются с родителями, свидетельствует, что ещё не всё потеряно и связь поколений не порывается до конца. Во-вторых, общий поиск ответов на вопросы помог, вероятно, и родителям, и подросткам на какие-то аспекты семейных проблем посмотреть с другой точки зрения, помог в какой-то степени понять, в чём истинные семейные ценности.

В решении всех проблем, касающихся детей и подростков школьного возраста, очень важна совместная работа учителя, учащихся и родителей. Я благодарна родителям учащихся моего класса за понимание этого, за то, что они находят время позвонить мне, зайти в школу, предложить свою помощь в повседневной работе. В результате мы работаем в тесном сотрудничестве, и я очень надеюсь, что это обязательно принесёт положительные результаты.

Я глубоко убеждена, что чем больше будет подобных уроков, тем больше школьников будут задумываться над истинными и мнимыми ценностями. В текучке, как я уже упоминала, мы не всегда успеваем отреагировать на всё, что слышат и видят наши ученики, а реагировать, безусловно, нужно, ибо иначе эта ниша очень быстро будет заполнена другими силами, по большей части деструктивными.

Мы с коллегами в Крыму надеемся, что у нас станет традицией проведение упомянутого конкурса на лучший урок нравственности. Такой конкурс даёт возможность учителям «увидеть» друг друга, поделиться своими находками – «один ум хорошо», а много, безусловно, лучше. Методические находки коллег очень помогут нам в нашей дальнейшей работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67487. Основы экологического права 216 KB
  Экологическое право является важным инструментом используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды. Нормами экологического права следует считать правила поведения регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.
67488. Конфликтология как наука: объект, предмет, функции, методы исследования конфликтов 127.5 KB
  Конфликтология как наука: объект предмет функции методы исследования конфликтов Ключевые понятия лекции Структура конфликта Принцип детерминизма Динамика конфликта Принцип системности Разрешение конфликта Принцип развития Конфликтное взаимодействие Структурно-функциональный...
67489. Эволюция конфликтологической мысли 375 KB
  Эволюция конфликтологической мысли Рассматриваемые в лекции вопросы Накопление знаний о конфликтах в Древнем мире Средние века и Новое время Развитие конфликтологии в рамках психологической науки XIXXX вв. Становление теории конфликта как самостоятельной области научных исследований.
67490. Динамика развития конфликта: основные этапы и их характеристика 189 KB
  Динамика развития конфликта: основные этапы и их характеристика Ключевые понятия лекции Динамика конфликта Завершение конфликта Конфликтная ситуация Послеконфликтный период Открытый конфликт Компромисс Инцидент Профилактика конфликта Социальная напряженность Создание образа...
67491. Стратегии разрешения конфликтов 260 KB
  Стратегии разрешения конфликтов Рассматриваемые в лекции вопросы Стратегии разрешения конфликта и их характеристика по схематической сетке К. Киллмена Тактики разрешения конфликта и механизмы их практического осуществления Ключевые понятия лекции Избегание уклонение Приспособление...
67492. Технология управления конфликтами 1 MB
  Технология управления конфликтами Рассматриваемые в лекции вопросы Методы диагностики конфликта и их характеристика Методы профилактики конфликта. Социально-психологические и организационные методы предупреждения конфликтов Технология управления процессом протекания конфликта...
67493. Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны 396 KB
  Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Рассматриваемые в лекции вопросы Третья сторона в конфликте: понятие статус предпосылки участия и виды вмешательства Формы участия и степень властных полномочий третьей стороны в урегулировании конфликта.
67494. Переговоры как способ урегулирования конфликтов 658.5 KB
  Во многих исследованиях, посвященных анализу переговорного процесса, термин «переговоры» используется для обозначения широкого круга ситуаций, в которых люди пытаются обсудить те или иные проблемы, согласовать какие-либо действия...
67495. Стили ведения переговоров 314 KB
  Стили ведения переговоров Рассматриваемые в лекции вопросы: Жесткий стиль переговоров и его характеристика. Противодействие тактике жесткого стиля Мягкий стиль ведения переговоров: сущность условия и методики применения Торговый стиль ведения переговоров: особенности и область применения.