60901

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Научная статья

Педагогика и дидактика

И тема семьи тема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей стала на сегодняшний день одной из самых актуальных. Я считаю что это вполне объяснимо: ребятам этого класса по 15-16 лет буквально через несколько лет...

Русский

2014-05-22

41 KB

1 чел.

                                                                                      ДОРОТЮК ГАЛИНА ИВАНОВНА,

                                                                                                 учитель русского языка и литературы

УВК «школа-гимназия» № 17 г. Феодосии

О ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В настоящее время, когда разрушены культурно-религиозные традиции, извращены нормы отношений между полами и попрана святость семейного союза, многие молодые люди лишены представления о счастливой семейной жизни. То, что предыдущие поколения приобретали через житейский опыт в родительских семьях, сегодня, на наш взгляд, необходимо частично восполнять через знания, полученные в ходе  учебно-образовательного процесса.

Работа с подростками в течение многих лет убедила меня в том, что если в школе обсуждать с ребятами  актуальнейшие темы современной жизни нашего общества, то это обязательно даст результат в большинстве случаев. И тема семьи, тема возрождения духовно-нравственных семейных ценностей стала на сегодняшний день одной из самых актуальных.  Если учитель поймёт это, то к этим проблемам можно обратиться практически на любом обычном уроке.

Поскольку в программе преподавания русского языка отводятся часы на развитие устной речи, мы с ребятами проводили урок русского языка по формированию диалогической и монологической речи, выбрав для этого  форму ролевой игры – беседы «за круглым столом» в телестудии. И уже в ходе подготовки к уроку я открыла для себя, прежде всего, то, что ребята готовы к обсуждению поднимаемых вопросов и даже ждут серьёзного разговора на «жизненные»  темы, они открыты для восприятия тех истинных ценностей, о которых мы говорили. Нам часто не хватает времени для этих откровенных бесед с ребятами, и конкурс дал возможность понять, что следует просто пересмотреть структуру отдельных уроков, чтобы не выискивать специального времени для обсуждения нравственных проблем.

Выбранная нами  форма проведения урока – ролевая игра –  требует большой, достаточно долгой предварительной подготовки. И уже в ходе подготовки у ряда ребят кардинально поменялось отношение, например, к так называемому гражданскому браку. Если в первых интервью они говорили, что это не только вполне приемлемая, но и желаемая форма для проверки чувств и т.п., то, готовясь к уроку, они поняли, что это не так. По-другому девятиклассники оценили проблемы взаимоотношений «отцов и детей», неполных семей и т.д. Вообще, на уроке был обсуждён целый ряд проблем по теме «Семья – основа общества. Возрождение духовно-нравственных ценностей», каждая из которых оказалась глубоко интересной для подростков.   

Я считаю, что это вполне объяснимо: ребятам этого класса по 15 – 16 лет, буквально через несколько лет им предстоит создавать свои семьи, и поэтому проблемы семьи их волнуют. На мой взгляд, нам удалось направить беседу в нужное русло, и школьники сделали правильные выводы.

 

Я считаю удачной выбранную нами форму проведения урока, так как ребята попробовали себя в разных социальных ролях, «прожили» в ходе урока разные жизненные ситуации, и это тоже повлияло на их отношение к обсуждаемым проблемам.

Конечно, роль учителя здесь оставалась как бы «за кадром», так как в ходе урока работали сами ребята; роль учителя состояла в том, чтобы до урока помочь участникам беседы «за круглым столом» разобраться в оценке анализируемых ими проблем. Интересно, что ребята выбрали и предложили самые разные социальные роли, которые постарались  в полном смысле слова «прожить» на уроке. Они очень серьёзно готовились к разговору с одноклассниками. Например, один из девятиклассников попытался войти в роль отца-одиночки, оставшегося с дочерью-подростком.  Сам он из благополучной любящей семьи, с мамой, папой, бабушками и дедушками. Он долго обдумывал, как представить своего «героя»,  даже бабушке в Россию звонил – спрашивал, какие проблемы могут быть у отца-одиночки. А одна из девочек – единственная дочь в семье – сыграла роль матери пятерых детей и очень серьёзно разобрала все плюсы многодетной семьи, объяснила, как можно справиться с возникающими проблемами и т.д.

На мой взгляд, главное то, что к уроку ребята готовились два месяца, то есть два месяца они обдумывали эти проблемы, искали пути их решения, читали разные материалы по выбранной теме, можно сказать, жили этим. Они напридумывали разных ролей и старались смоделировать различные ситуации, а потом подумать, как их разрешить.

Кроме того, большинство из них работали над подготовкой к уроку вместе с родителями, и это тоже очень ценно. Во-первых, сам факт, что подростки 15-16 лет советуются с родителями, свидетельствует, что ещё не всё потеряно и связь поколений не порывается до конца. Во-вторых, общий поиск ответов на вопросы помог, вероятно, и родителям, и подросткам на какие-то аспекты семейных проблем посмотреть с другой точки зрения, помог в какой-то степени понять, в чём истинные семейные ценности.

В решении всех проблем, касающихся детей и подростков школьного возраста, очень важна совместная работа учителя, учащихся и родителей. Я благодарна родителям учащихся моего класса за понимание этого, за то, что они находят время позвонить мне, зайти в школу, предложить свою помощь в повседневной работе. В результате мы работаем в тесном сотрудничестве, и я очень надеюсь, что это обязательно принесёт положительные результаты.

Я глубоко убеждена, что чем больше будет подобных уроков, тем больше школьников будут задумываться над истинными и мнимыми ценностями. В текучке, как я уже упоминала, мы не всегда успеваем отреагировать на всё, что слышат и видят наши ученики, а реагировать, безусловно, нужно, ибо иначе эта ниша очень быстро будет заполнена другими силами, по большей части деструктивными.

Мы с коллегами в Крыму надеемся, что у нас станет традицией проведение упомянутого конкурса на лучший урок нравственности. Такой конкурс даёт возможность учителям «увидеть» друг друга, поделиться своими находками – «один ум хорошо», а много, безусловно, лучше. Методические находки коллег очень помогут нам в нашей дальнейшей работе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81748. Автор и главный герой поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме 41.54 KB
  Твардовского Василий Теркин. Вместе с тем Твардовский следовал своему намерению побольше самого себя в поэме: лирическое начало в Теркине расширилось по сравнению со Страной Муравией стало многогранным обогатило эпические традиции которые попрежнему сильно ощутимы в поэме но проявляются иначе чем прежде. Достоверность картин жизни поэт подчеркнул и тем что назвал Василия Теркина не поэмой или эпопеей а книгой про бойца. Кроме массы бойцов плотно населяющих поэму обрисованных лаконично но остро выразительно в Василии...
81749. Нравственная эволюция героя в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Анализ эпизода из рассказа 33.83 KB
  Чехов рассказывает печальную историю образованного дельного врача Дмитрия Ионыча Старцева превращающегося в провинциальной глуши в угрюмого нелюдима и черствого эгоиста. Старцев пытается войти в жизнь горожан найти отклик на те мысли и чувства которыми он живет но скоро опыт научил его малопомалу что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним то это мирный благодушны и даже неглупый человек но стоит только заговорить с ним о чемнибудь несъедобном например о политике или науке как он становится в тупик или заводит...
81750. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы 32.96 KB
  С одной стороны жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью безмолвием бездеятельностью. Закономерности существования определяют приметы: брови чешутся слёзы; лоб кланяться с правой стороны чешется мужчине с левой женщине; уши зачешутся значит к дождю. С другой стороны в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы на хлебосольстве господ поэзии быта усадьбы красоте народных праздников ласке матери. Подчеркнуты нравственные стороны рисуемой жизни: искренность доброта и незлобие: В глазах...
81751. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии 36.04 KB
  Ситуация из жизни отдельных людей внутренне соотнесена в пьесе с ситуацией в жизни страны так уже было у Ч. На первый взгляд это опятьтаки обычная чеховская пьеса дающая картину нелепой нескладной жизни. В отличие от всех предшествующих пьес Чехова в Вишневом саде все эти образы нелепой и несчастливой жизни характеризуют не современную жизнь вообще а жизнь определенного исторического периода уже закончившегося изжитого. Вишневый сад рисует не устойчивый образ жизни а ее историческое движение.
81752. Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии 19 века 29.57 KB
  Таков и мцыри и лирический герой стих. Парус Лермонтовский герой – герой романтический мятежный поэтому страсти его всегда максимально накалены а его внутренний мир чрезвычайно сложен. Лирический герой противопоставляет себя обществу и оно не приемлет его. герой одинок как и парус в тумане моря голубом как Демон.
81753. Жанровое своеобразие и идейное звучание «Слова о полку Игореве» Связь «Слова…» с устным народным творчеством 32.87 KB
  Определив хронологический диапазонсвоего повествования от старого Владимира до нынешнего Игоря автор рассказывает о дерзком замысле Игоря навести свои полки на Половецкую землю испити шеломом Дону. В радостных тонах рисует автор встречу Игоря и Буй Тура Всеволода восторженно характеризует удалых кметей воинов курян. И хотя описывается первая победа принесшая русским князьям богатые трофеи автор вновь возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения кровавыя зори свет поведают черные тучи с моря идут...
81754. Тема любви и смерти в прозе И.А.Бунина 31.39 KB
  Бунина на примере одного произведения Рассказы Бунина о любви это повествование о ее загадочной ускользающей природе о тайне женской души которая томится жаждой любить но никогда не полюбит. Исход любви; по Бунину всегда трагичен В повести Митина любовь героя преследует романс Рубинштейна на слова Генриха Гейне: Я из рода бедных Азров Полюбив мы умираем. МуромцеваБунин а в книге Жизнь Бунина пишет о том что долгие годы Бунин носил в себе впечатление от этого романса который услышал в юношеском возрасте и в Митиной любви...
81755. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики 19 века 31.76 KB
  Выражением концепции исторического пути народа или государства Н. Бричка Чичикова – символ однообразного кружения сбившейся с прямого пути души русского человека. А проселочные дороги по которым эта бричка колесит не только реалистическая картина российского бездорожья но и символ кривого пути национального развития. Птицатройка символ национальной стихии русской жизни символ великого пути России в мировом масштабе.
81756. Проблема ума в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы 36.33 KB
  В комедии Горе от ума кто умное действующее лицо ответ: Грибоедов А знаешь ли что такое Чацкий Пылкий благородный и добрый малый проведший несколько времени с очень умным человеком именно с Грибоедовым и напитавшийся его мыслями остротами и сатирическими замечаниями. Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц но и положительно умен. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Ими заканчивается их время а Чацкий начинает новый век и в этом все его значение и весь ум.