60940

Основные свойства материалов. Отделочные строительные работы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели обучения: организовать деятельность учащихся по восприятию осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности что позволит им...

Русский

2014-05-22

111.5 KB

9 чел.

УТВЕРЖДЕНО

Старший мастер

Солычиц Н.А.

План урока по материаловедению

Наименование предмета: «Материаловедение»

Наименование учебной специальности: 3-70-02-54 «Отделочные строительные работы».

Единичная квалификации: «Штукатур 4 разряда; Маляр 4 разряда»

Тема: «Основные свойства материалов»

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности

Метод обучения: работа в малых группах

Цели обучения: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности, что позволит им:

- на уровне представления называть основные свойства материалов, основные показатели механических свойств материалов;

- на уровне понимания характеризует основные свойства материалов; раскрывает понятия прочность, твердость, износостойкость, коррозия, температурное расширении, электропроводность, свариваемость.

Цели воспитания:

- вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу;

- содействовать возникновению чувства ответственности и долга перед одногрупниками, желания к сотрудничеству, проявлении максимальной работоспособности при работе на уроке;

- способствовать мобилизации учащимися своих творческих сил.

Цели развития:

- обеспечить развитие у учащихся умений анализировать основные свойства материалов, выделять главное, обобщать информацию;

- содействовать развитию речи учащихся, их коммуникативных способностей.

Методическая цель: апробировать технологию обучения в сотрудничестве для развития у учащихся умений анализировать, выделять главное, обобщать информацию, содействовать развитию коммуникативных способностей.

Материально-техническое обеспечение урока:

- карточки-опоры с текстом учебного материала (приложение 1);

- тестовые задания (приложение 2);

- эталон ответов на тестовые задания (приложение 3);

- рефлексивная мишень (приложение 5)

Межпредметные связи: работа на уроке базируется на применении учащимися знаний, усвоенных ими в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, таких как физика, химия, электротехника.


Технологическая карта

Этапы занятия          

Задачи этапа

Деятельность

преподавателя                 учащихся       

Методическое обеспечение

Показатели выполнения этапа

1

2

3

4

5

6

1.Организационный этап

1. Приветствовать учащихся, зафиксировать отсутствующих.

2. Проверить подготовленность учащихся к учебному занятию.

3. Проверить подготовленность учебного кабинета к занятию.

Приветствует учащихся и определяет отсутствующих

Приветствуют преподавателя

Доброжелательный настрой преподавателя и учащихся; материально-техническая обеспеченность учащихся на занятии

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

2.1. Сообщение темы, обучающей цели занятия, порядка работы

1. Обеспечить мотивацию учащихся, принятие ими цели предстоящей деятельности.

2. Ознакомить учащихся с этапами проведения занятия

Сообщает тему учебного занятия, обучающей цели, порядка работы. Определяет процедуру оценивания.

Слушают, осмысливают

Учащиеся готовы к активной учебно-познавательной деятельности; цели учебного занятия определены; осмысление и принятие учащимися ориентировочной основы деятельности

3. Этап усвоения  новых знаний на основе технологии обучения в сотрудничестве по схеме «пила (мозаика)»

3.1.Индивидуальная работа в составе малых групп

3.2. «Встреча экспертов»

3.3. Обучение друг друга в исходных малых группах

1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

2. Осуществить коррекцию выявленных недостатков в осмыслении учащимися изученного материала.

Обеспечить восприятие и осмысление учащимися изучаемого материала

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.

1. Помогает учащимся разбиться на группы ориентировоч-но по 5 человек в каждой.

2. Раздает    в кажой малой группе по пять разных карточек с текстом (в каждой карточке одно из свойств материалов)

Координирует работу группы экспертов

Координирует деятельность учащихся

1. Делятся на малые группы.

2. Изучают доставшееся свойство материалов.

Учащиеся, изучающие одно и тоже свойство материалов, собираются в группы «экспертов» и обсуждают изученный материал и появившиеся в результате изучения вопросы

Возвращаются в исходные группы, объясняют друг другу учебный материал, делают пометки, записи в тетрадях

Карточки с текстом (приложение 2)

Карточки с текстом (приложение 2)

Карточки с текстом (приложение 2)

Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний.

Правильность и осознанность ответов учащихся в процессе обсуждения изученного материала

Правильность и осознанность воспроизведения основного содержания изученного материала

4. Информирование о домашнем задании

1. Обеспечить понимание учащимся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

2. Обеспечить возможность выбора в способе выполнения домашнего задания.

Объясняет цели, содержание и способы выполнения домашнего задания

Осмысливают содержание и порядок выполнения домашнего задания

Содержаниедомашнего задания (приложение 5)

Обоснованность содержания домашнего задания

5. Этап контроля усвоения знаний

1. Выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний

Организует выполнение тестового задания

Отвечают на вопросы теста

Тест

(приложение 3)

Качество знаний

6. Этап подведения итогов и рефлексия

1. Обобщить усвоенный учебный материал.

2. Подвести итог урока.

3. Организовать учащихся на рефлексию собственной учебной деятельности

Обобщает новые знания, оценивает результаты деятельности учащихся на занятии путем выставления отметок, подводит итог урока, организует учащихся на рефлексию собственной учебной деятельности

Осуществляют самооценку своих успехов на учебном занятии, анализируют свое эмоциональное состояние с помощью рефлексии

Рефлексивная мишень

(приложение 6)

Четкость и краткость этапа. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке.


Самоанализ деятельности

Ведущей дидактической целью учебного занятия является:

- организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Методической целью учебного занятия, сформулированной на основе педагогического замысла, является апробация технологии обучения в сотрудничестве для развития у учащихся умений анализировать, выделять главное, обобщать информацию, содействовать развитию коммуникативных способностей.

Дидактическая структура урока полностью соответствовала его типу.

Цели обучения соответствуют типу и месту урока в системе уроков по теме.

Целью воспитания было вызвать интерес к изучаемому материалу. Для этого была использована новая для учащихся форма работы – технология обучения в сотрудничестве. Второй целью воспитания было содействовать возникновению чувства ответственности и долга перед одногрупниками, желания к сотрудничеству, проявление максимальной работоспособности при работе на уроке. Достижению этой цели способствовало самообучение учащихся и взаимообучение. Для достижения поставленной перед учащимися цели, они должны были проявить максимальную трудоспособность и желание сотрудничать друг с другом. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке.

Целью развития было обеспечить развитие у учащихся умений анализировать основные свойства материалов, выделять главное, обобщать информацию. Для достижения этих целей учащимся были предложены фрагменты материала, в который было предусмотрительно заложено больше информации, чем им требуется. При изучении своего фрагмента материала учащиеся должны были его проанализировать, выбрать главное, а после обмена информацией между собой обобщить его. Вторая цель развития – содействовать развитию речи учащихся, их коммуникативных способностей. Достижению этой цели способствовала работа учащихся в команде, их общение между собой, умение донести информацию до собеседника.

Для реализации воспитательных целей и целей развития преподаватель произвел отбор информации из учебного материала, разделил его на пять равных фрагментов, обеспечил учащихся распечатанным материалом, помог учащимся разделиться на группы по пять человек так, чтобы в каждой подгруппе оказались и сильные и более слабые учащиеся.

Объем и содержание учебного материала правильно соотнесены с целями урока. Отбор нового учебного материала произведен с учетом целей обучения.

Работа на уроке базировалась на применении учащимися знаний, усвоенных ими в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, таких как физика, химия, электротехника.

Проведение занятия по технологии обучения в сотрудничестве помогло ребятам сблизиться в ходе работы в группах, так как учебная группа, в которой проводилось занятие, еще нельзя назвать сплоченным коллективом, так как учатся они вместе только первый год.

Рабочее время на уроке использовалось рационально и эффективно.

Во время проведения занятия некоторые трудности возникли при взаимообучении, так как не у всех учащихся достаточно развита речь, они не всегда могут правильно сформулировать свои мысли, донести смысл излагаемого материала до своих слушателей. Эти затруднения удалось преодолеть при незначительной помощи преподавателя, в комментарии им некоторых фрагментов материала.

Коррекцию знаний учащихся предполагается провести после проведения контрольного теста (Приложение 3) и выявления допущенных учащимися ошибок.

Домашнее задание учащимся выдавалось с учетом обязательных требований (проанализировать изученный материал), так и дополнительное задание (написание докладов и рефератов на предложенные преподавателем темы) (Приложение 5).

Уровень усвоения учебного материала определялся с помощью тестового задания (Приложение 3); уровень усвоения учебного материала полностью соответствует поставленным целям.

Осуществить самооценку своих успехов на учебном занятии, проанализировать свое эмоциональное состояние учащимся помогла рефлексивная «Мишень» (Приложение 6).

Не смотря на возникшие трудности при проведении учебного занятия, я думаю, что такие уроки необходимы, и я буду использовать в дальнейшей своей работе технологию обучения в сотрудничестве, а также другие современные технологии обучения с целью совершенствования учебного процесса и повышения эффективности совместной работы учащихся и преподавателя.

Карточки-опоры

  1.  Механические свойства

Механические свойства материалов характеризуют возможность их использования в изделиях, эксплуатируемых при воздействии внешних нагрузок. Основными показателями свойств материалов являются:

- прочность;

- твердость;

Их параметры существенно зависят от, формы, размеров и состояния поверхности образцов, а также режимов испытаний

Прочность – свойство материалов сопротивляться разрушению, а также необратимому изменению формы под действием внешних нагрузок.

Твердость является механической характеристикой материалов, отражающей их прочность, пластичность и свойства поверхностного слоя изделия.

Износостойкость – свойство материала оказывать сопротивление изнашиванию в определенных условиях трения.

2. Коррозионная стойкость

Коррозия – физико-химический процесс изменения свойств, повреждения и разрушения материалов вследствии перехода их компонентов в соединения с компонентами окружающей среды.

Под коррозионным повреждением понимают любой дефект структуры материала, возникший в результате коррозии.

Коррозионное повреждение различных участков материала может быть неодинаковым. По характеру разрушения материалов различают равномерную и местную коррозию. Последняя

возникает из-за химической или физической неоднородности среды и материала на отдельных участках поверхности изделия.

С конструктивными особенностями изделий связаны щелевая и контактная коррозии. Первая протекает внутри или в непосредственной близости от узкого отверстия или зазора в конструкциях. Вторая вызвана контактированием металлов, различающихся по электродному потенциалу.

Сопротивление материалов коррозии характеризуют с помощью параметра коррозионная стойкостьвеличина, обратная технической скорости коррозии материала в данной коррозионной системе.

Противокоррозионная защита – это изменение коррозионной системы, ведущее к снижению скорости коррозии материала.

3. Температурные характеристики

Параметры, отражающие изменение свойств материалов в зависимости от их температуры, являются одними из важнейших характеристик материалов. Стойкость материалов к повышенным температурам и нагрузкам в значительной степени определяет прогресс в автомобилестроении. При осуществлении технологических процессов (литье, ковка, сварка и др.) важное значение имеет температурное изменение деформационно-прочностных характеристик материалов.

Жаростойкость – когда механические параметры материалов сохраняются или незначительно изменяются при высоких температурах.

Жароупорность – свойство материалов противостоять коррозионному воздействию газов при высокой температуре.

Жаропрочность – свойство материалов длительное время сопротивляться деформированию и разрушению при высоких температурах, которые имеют место в двигателях внутреннего сгорания.

Хладноломкость – возрастание хрупкости материалов при понижении температуры. При низких температурах (в технике – от 0 до – 50 С) снижается пластичность и вязкость материалов, повышается склонность к хрупкому разрушению.

Температурное расширение материалов регистрируют по изменению размеров и формы при изменении температуры.

Теплопроводность – перенос энергии от более нагретых участков материала к менее нагретым.

4. Электрические свойства

Электропроводность – свойство материалов проводить электрический ток, обусловленное наличием в них подвижных заряженных частиц – носителей тока.

Электрическое сопротивление – свойство материалов как проводников противодействовать электрическому току.

5. Технологические свойства

Технологические свойства материалов характеризуют восприимчивость материалов технологическим воздействиям при переработке в изделия. Знания этих свойств позволяет рационально осуществлять процессы изготовления изделий.

Свариваемость – свойство материала образовывать сварное соединение, работоспособность которого соответствует качеству основного материала, подвергнутого сварке.

Тест по теме «Основные свойства материалов»

  1.  Перечислите основные показатели механических свойств материалов

______________________________________________________________

  1.  …………………..- физико-химический процесс изменения свойств, повреждения и разрушения материалов вследствие перехода их компонентов в соединение с компонентами окружающей среды.

  1.  По каким параметрам регистрируется температурное расширение материалов?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

  1.  Соотнесите понятия:

Электропроводность  

Свойство материалов как проводников противодействовать электрическому току

Электрическое сопротивление Свойство материалов проводить электрический ток, обусловленное наличием в них подвижных заряженных частиц – носителей тока

Фамилия, имя, группа ____________________________________________

Эталон ответов к тесту

  1.  Перечислите основные показатели механических свойств материалов
    1.  прочность; 2) твердость;
  2.  Коррозия - физико-химический процесс изменения свойств, повреждения и разрушения материалов вследствие перехода их компонентов в соединение с компонентами окружающей среды.

  1.  По каким параметрам регистрируется температурное расширение материалов?

По изменению размеров и формы при изменении температуры

  1.  Соотнесите понятия:

Электропроводность  

Свойство материалов как проводников противодействовать электрическому току

Электрическое сопротивление Свойство материалов проводить электрический ток, обусловленное наличием в них подвижных заряженных частиц – носителей тока

Шкала оценивания

1задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

Общее кол-во баллов

9 баллов

3 балла

3 балла

9 баллов

6 баллов

30 баллов

Ключ

Количество баллов

1-2

3-4

5-8

9-12

13-16

17-20

21-24

25-28

29-30

Отметка

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Содержание домашнего задания

  1.  Проанализировать записи в конспекте по теме «Основные свойства материалов» для закрепления пройденного материала.
  2.  Ответить на контрольные вопросы в учебнике «Материаловедение» Ю.Т. Чумаченко стр. 33.
  3.  По желанию учащиеся могут выполнить рефераты на тему:
  4.  «История материаловедения»;
  5.  «Области применения материалов»;
  6.  «Производство материалов и экология».

Рефлексивная «Мишень»

Содержательность    Моя активность

Форма проведения     Эмоциональное состояние

Студент-практикант:                                                Прокудин П.Н.

Преподователь:                                                         Борнрвицкий С.С.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21455. Системы линейных дифференциальных уравнений 293 KB
  Системы линейных дифференциальных уравнений. Напомним что достаточными условиями существования и единственности решения системы обыкновенных дифференциальных уравнений 1 удовлетворяющего начальным условиям 2 являются: непрерывность всех функций в окрестности начальных значений; выполнение условия Липшица для всех...
21456. Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами 282 KB
  Системы линейных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами. Итак общее решение однородной системы 1 имеет вид 6 причем векторы 7 частные решения системы 1 которые могут быть получены следующим образом. Итак решения линейно...
21457. Матричная экспонента 394 KB
  а матрица j й столбец которой есть решение системы 1а с начальными условиями т. матрица имеет вид и удовлетворяет уравнению Тогда вектор t решение системы 1а с начальным условием может быть записан в виде т. Запишем теперь jе решение уравнения 1а удовлетворяющее начальному условию где диагональная матрица вектор столбец коэффициентов и положим где матрица коэффициентов . Теперь окончательно имеем...
21458. Спектральные приборы 519 KB
  различаются методами спектрометрии приёмниками излучения исследуемым рабочим диапазоном длин волн и др. Форма отверстия в равномерно освещенном экране 1 соответствует функции f описывающей исследуемый спектр распределение энергии излучения по длинам волн . группа 2 информация об исследуемом спектре получается путём одновременной регистрации без сканирования по  несколлькими приёмниками потоков излучения разных длин волн    .
21459. Управление света светом 870.5 KB
  ставит очень амбициозную задачу создание устройств выполняющих функции управления характеристиками оптического излучения с помощью другого оптического излучения. Предлагается воспользоваться свойствами поляризованного электромагнитного оптического излучения а именно использовать эффект оптического гашения который описан например в [3]. 1 Если четвертьволновую пластинку P1 установить так чтобы её быстрая ось была ориентирована под углом к оси OX то для излучения прошедшего через пластинку P1 получим = 1 = . 2 Согласно [4]...
21460. Применение лазерного излучения для управления движением атомами и ионами 789.5 KB
  Этот эффект называется охлаждением атомов давлением лазерного излучения. Методы позволяющие с помощью лазерного излучения охлаждать атомы основаны на эффекте вязкой жидкости оптическая патока в которой атомы медленно перемещаются. При охлаждении вещества его энергия и энтропия понижаются поэтому процесс охлаждения возможен если энергия и энтропия излучения после взаимодействия с веществом повышаются.
21461. Лазерный пинцет 957 KB
  Сила с которой свет действует на окружающие объекты невелика но ее оказывается достаточно чтобы ловить и контролируемо перемещать частицы размером от 10 нм до 10 мкм. В дальнейшем Эшкин и его коллеги продемонстрировали возможности оптической ловушки на основе инфракрасного лазера захватывать удерживать и перемещать в пространстве различные биологические объекты такие как вирусные частицы одиночные бактериальные и дрожжевые клетки и органеллы в живых клетках водорослей. Как будет вести себя частица в поле после Пишейпера В случаях...
21462. Прецизионные волоконно-оптические датчики 333 KB
  100 Мрад Последовательного и параллельного типа Распределение температуры и деформации Обратное рассеяние Релея Интенсивность обратного рассеяния Релея Многомодовое Разрешающая способность 1 м Условия реализации волоконных датчиков связаны с наличием оптической комплектации: оптическое волокно в различных спектральных диапазонах. Соединительные и разделительные фильтры Многослойники дифракционные решетки; модуляторы интенсивности на основе электрооптического эффекта ниобат лития обладающий электрооптическими свойствами которые...
21463. Импульсный оптический рефлектометр 479 KB
  Введение Импульсные оптические рефлектометры OTDR Opticl Time Domin Reflectometer различных типов широко используются практически на всех этапах создания волоконнооптических систем связи: от производства волокна и оптического кабеля до строительства волоконнооптических линий связи ВОЛС и их эксплуатации. Измерять средние потери оптического волокна на катушках равномерность распределения потерь в волокне и выявлять наличие локальных дефектов при производстве волокна. Обнаруживать постепенное или внезапное ухудшение качества волокна...