60978

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ УРОКОВ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Как и все сложные объекты уроки делятся на типы по различным признакам. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и непроблемные уроки. По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков...

Русский

2014-05-22

87 KB

0 чел.

Т.И. Скрипчепко, зам. директора по УВР школы № 1, с.Енотаеека Астраханская обл.

Материал Т.И. Скрипчепко оригинален. Автор предлагает краткое описание 26 видов уроков, расположенных в алфавитном порядке. Сами эти виды выделены автором в зависимости от их дидактических целей и снабжены методическими характеристиками которые позволяют опытным учителям пользоваться этим списком для увеличения вариативности своей работы. Особенно полезен может быть данный материал для работников ИПКРО и муниципальных методических кабинетов и центров.                                    Редакция

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ УРОКОВ

«Урок-«клеточка» педагогического процесса. В нем как солнце

в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то

значительная часть педагогики концентрируется в уроке»

М.Н. Скаткин

Урок является сложным педагогическим объектом. Как и все сложные объекты, уроки делятся на типы по различным признакам. В дидактике их классифицируют по разным признакам: исходя из целей, методов обучения, форм организации учебной деятельности. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и непроблемные уроки. Типологию уроков по ocновным дидактическим целям целесообразно представить, опираясь на основные элементы - составные части урока:

s    проверка опорных знаний и умений;

v    изучение нового материала;

s   его закрепление и обобщение;

у   задание на дом.

На основании классификации по дидактическим целям, была предпринята попытка разработать словарь уроков разных типов, видов и форм.

По дидактическим целям можно выделить следующие типы уроков:

■     вводные уроки;

■     уроки изучения нового материала;

  •  уроки формирования умений;
  •  уроки проверки, контроля и коррекции;
  •  комбинированные уроки;

■     уроки повторения изученного;

■     обобщающие уроки.

«А»

Аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим»

считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний - самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.

«Б»

Блицтурнир (см. турнир).

«В»

Вводные уроки. Проводятся в начале учебного года, когда приступают к изучению нового курса, или в начале большого раздела программы. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, раскрыть практическую роль знаний. Если этот урок - вводная лекция, то объединяется содержание материала в целом. Особое внимание уделяется разъяснению главного материала темы, составлению плана-конспекта.

«Г»

Взаимоконтроль. Это уроки опроса ранее пройденного материала. Класс делится на группы по 3-5 человек. Команды комплектуются на принципе добровольности, но в них обязательно и «слабые», и «средние», и «сильные» ученики. Учащиеся проверяют друг у друга выполнение заданий. При этом проявляются чувство ответственности друг перед другом, взаимопомощь, взаимовыручка.

«Д»

Диспут. Этот тип уроков означает признание важности и полезности обсуждений. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.

«3»

Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Архитектоника таких уроков всегда связана с повторением пройденного материала, выполнением упражнений и может быть успешно воспроизведена исключительно с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их восприимчивости к учению.

Целью уроков закрепления является не изучение нового материала, не разрешение теоретических проблемных вопросов, а тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.

Зачет. Такие уроки подводят итог работе. Это одна из форм проверки знаний. Суть его в том, что учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.

«И»

Изобретательство. Уроки этого типа развивают творчество учащихся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках этого типа в течение всего урока изучается новая тема. Могут проводиться с помощью опорных конспектов (логического плана ответа с помощью символов). На уроках реализуется принцип многократного повторения (от 2 до 5 раз). Разбирается достаточно большой по объему и сложности материал, требующий глубокой серьезной переработки. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.

Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.

Интегрированный (межпредметный). Это урок интегрированных связей нескольких предметов. Дает учащимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, перенапряжение за счет переключения на разнообразные виды деятельности; резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

«К»

Комбинированный. Такие уроки наиболее распространены. Они имеют несколько дидактических целей и включают все структурные элементы. Каждый из элементов комбинированного урока требует определенных методов и форм организации деятельности учащихся. Закрепление знаний на комбинированном уроке целесообразно проводить по ходу изучения нового материала. Домашнее задание может быть дано на разных этапах урока, важно лишь четко проинструктировать, как правильно его выполнять, какие знания и умения, опыт творческой деятельности необходимо приобрести и хорошо усвоить.

Консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи ученикам. Такие уроки обеспечивают удовлетворение интересов всех групп изучающихся, так как категорий учеников несколько:

s   одни недостаточно хорошо усвоили теоретический материал;

s   другие не научились решать типичные задачи;

s   третьи не усвоили приемы работы с приборами, картами, схемами;

v четвертые нуждаются в совете по подготовке к написанию реферата и доклада и т.д.

Конференция. Такой урок организуется как совещание специалистов по какой-либо науке, как собрание специалистов-практиков, занимающихся проблемами использования достижений науки, в производстве, как совещание предметников и философов, разрабатывающих мировоззренческие проблемы, как собрание специалистов разных профилей, решающих общую глобальную проблему. Учащиеся, как правило, выступают с докладами и сообщениями. Все сообщения готовятся самостоятельно и дома, а на уроке их только озвучивают. Базой для такой работы служит дополнительная литература: научно-популярные книги, журналы, газеты. Цель уроков-конференций - расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам. Происходит обмен мнениями. Формы работы в процессе подготовки - изучение литературных источников, в ходе самого урока - взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей, составление плана.

«Л»

Лабораторная работа. Это урок формирования экспериментальных умений и навыков, на котором учащиеся пользуются разными приборами, проводят наблюдения, опыты, снимают показания, описывают полученные результаты, составляют отчеты и делают выводы.

«О»

Обобщение и систематизация знаний. Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация изученного материала, определение в нем основных понятий, закономерностей, областей применения, этапов процесса познания. Урок может состоять из трех частей:

1-я часть. Фронтальное повторение пройденного материала по вопросам.

2-я часть. Выдвижение и решение проблемы.

3-я часть. Экспериментальная работа.

Обобщающие уроки приобретают все большее значение в процессе обучения многим предметам. Их проведение предусмотрено программами почти по всем курсам школьных предметов. Основная черта обобщающих уроков — приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний.

Такой урок может быть построен на самостоятельной работе учащихся с самостоятельными дидактическими карточками и таблицами, учебником или дополнительной литературой. Обобщение и систематизация знаний не только способствуют лучшему запоминанию и применению знаний, но и повышают их уровень, помогают усвоить фундаментальные знания. На таких уроках используется большое количество средств обучения - карты, схемы, таблицы, учебные картины, экранные пособия, плакаты, статистический материал, приборы.

Общественный смотр знаний. Такие уроки отражают стремление к открытости, гласности, сопереживанию, сотворчеству. Они являются своеобразной проверкой знаний учащихся по пройденной теме или разделу, особенность которой состоит в том, что проверка организуется с целью показать учащимся, учителям, родителям, чего достигли ученики, как они овладели знаниями и умениями, предусмотренными программой, и насколько этот интеллектуальный и практический багаж связан с жизнью.

«П»

Повторение изученного. Основная дидактическая цель уроков этого типа заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Особенность и сложность проведения таких уроков в том, чтобы точно определить границы учебного материала, умело выделить его основные идеи, понятия, правила, подобрать соответствующие задания. Повторение должно быть организовано в интересной форме и иначе, чем первоначальное усвоение материала.

Уроки, специально посвященные повторению, проводятся редко, так как систематическое текущее повторение материала имеет место на каждом уроке. Однако они важны для закрепления знаний и умений по большим разделам и темам с целью установления логической связи между разделами. Проводятся по усмотрению учителя исходя из конкретных условий.

Практическая работа. Цель такого урока - отработка и закрепление теоретических умений и навыков на практике. На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Уроки практической работы содержат следующие структурные элементы: постановка образовательно-воспитательных задач; ознакомление учащихся с учебными средствами, необходимыми для выполнения практической работы; инструкция по овладению приемами учебной работы и оформлению полученных результатов; подведение итогов и задание на дом. Результат этого типа уроков зависит от степени овладения учениками приемами учебной работы: сравнивать, сопоставлять, делать выводы, расчеты, анализировать, устанавливать зависимость.

Пресс-конференция. Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции, когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседу с представителями прессы, направленную на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополни- тельной литературой, прививают любознательность, вырабатывают умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.

Путешествие. Этот урок - познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Цель экспедиции - узнать о вкладе ученых какой-либо страны в развитие какого-либо раздела изучаемого предмета. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.

«Р»

Решение задач. Такие уроки имеют многогранные функции: средство осознания и усвоения изучаемых понятий, явлений и закономерностей; средство отработки знаний и формирование умений, применение их на практике; средство повторения пройденного, способствующее установлению связи изучаемого предмета с жизнью и производством во всех его разновидностях, средство создания проблемных ситуаций. Такие уроки учат трудиться, быть целеустремленными и самостоятельными, творчески активными. Важное значение имеет формирование у учеников обобщенных умений, выработка общего подхода. Используются как групповые формы работы, так и индивидуальные.

Ролевая игра. Такие уроки имитируют научную, производственную, социальную деятельность людей. Моделируют самые разнообразные жизненные и производственные ситуации с целью изучения нового материала, его закрепления, расширения и отработки знаний. К этому типу уроков относятся уроки-спектакли, когда педагог организует театральное представление и материал урока подается в форме инсценировки. Такие уроки привлекают своей праздничностью, атмосферой театра, возможностью проявить творчество, массовостью.

«С»

Семинар. Урок углубляет и систематизирует знания. Непременное требование к нему - активное участие каждого ученика. На семинарах предполагается более высокая степень конкретизации учебного материала, чем на лекции. Они требуют от учащихся серьезной самостоятельной работы с дополнительной литературой, чтения нового источника, сравнения материалов, подбора интересных фактов.

Семинар - форма организации коллективной работы учащихся в рамках урока, который характеризуется коллективным обсуждением заранее запланированных вопросов.            .

С использованием компьютера. Тип урока, который позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Такие уроки работы на компьютерах создают у учащихся положительный эмоциональный настрои на учебу, обеспечивают их большую информированность.

Соревнование. Это прием введения в урок элементов игры. Они основаны на групповой деятельности учащихся. Бывают разными по содер- жанию, структуре, форме организации, разной может быть их роль в учебном процессе.

Сочинение. Уроки этого типа посвящаются творческим работам учащихся. Они являются повторительными и основываются на изученном материале. Они связывают тему предмета и родного языка и литературы. Чтобы написать сочинение, надо не только владеть фактическим материал лом, но и уметь грамотно выражать мысли.                                                       ■

«Т»

Творческий отчет. Такой урок проводится с целью повторения и обобщения материала, систематизации знаний. На нем учащиеся показывают и защищают свои творческие работы. На смотр и защиту могут представляться проекты, модели, стенды, рисунки, доклады, экспериментальные исследования. Отчет должен содержать аргументацию выбора темы, изложение сути работы, объединение полученных результатов с опорой на знание.

Турнир. Цель такого урока - повторение и обобщение изученного материала. Его форма - диалог-соревнование между двумя группами, выявляющий качество усвоения материала. К этому типу уроков относятся и блицтурниры. Это конкурсы. Они проводятся на повторительно-обобщающем уроке. Их цель - развитие устной речи, осмысленное понимание материала, быстрота реакции.

«Ф»

Формирование или совершенствование умений. Такие уроки направлены на формирование специфических умений и навыков, которые тесно связаны с теоретическими знаниями, их закрепление и обучение применению. Основной формой учебной деятельности на этих уроках являются практические работы, обучающие или тренировочные.

«Э»

Экскурсия. Это одна из форм организации обучения учащихся особенно в природоведении, географии, биологии. Такие уроки прежде всего призваны показать школьникам возможности практического применения знаний, полученных при изучении темы или раздела. Учащиеся по ходу экскурсий собирают природный материал для выполнения определенных заданий. Это форма организации занятий в природе или на предприятиях. Цель уроков-экскурсий заключается в реализации краеведческого принципа обучения, а также экологического и экономического принципов. Они играют большую .роль в ознакомлении школьников с методами исследования, в развитии их познавательной самосостоятельности.

Литература:

1.  Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. -Т.У. «Учитель», 2002.

2.  Щуркова Н.Е. Практикум современного урока. М., Педагогическое общество России, 2000.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65705. Внутрішньомозкові і внутрішньошлуночкові крововиливи в результаті розриву аневризм переднього півкільця артеріального кола головного мозку (клініка, діагностика, лікування) 281.5 KB
  Необхідне подальше вивчення та практичне вдосконалення хірургічного лікування хворих з розривами АА, ускладненими ВМГ і ВШК, шляхом подальшого визначення показань і протипоказань, оптимальних строків, методів і обсягів оперативних втручань...
65706. Структурні зміни в нирках при експериментальній артеріальній гіпертензії та її фармакологічній корекції 139 KB
  Перспективним напрямком дослідження структурних змін нирок за умов АГ є використання експериментальних моделей зокрема щурів лінії СІСАГ спадково індукована стресом артеріальна гіпертензія. Тому використання вказаних щурів дає можливість прослідкувати поетапність...
65707. Внутрішньоісламські протиріччя в мусульманській уммі Криму: природа, стан, еволюція 160.5 KB
  Генезис та ескалація внутрішньорелігійних протиріч в ісламі який на теренах України переживає процес відродження та реінтеграції у нове для нього суспільне буття стали ще одним підтвердженням складності й багаторівневості релігійних процесів в умовах конфліктогенного...
65708. Наукові основи технологій одержання заряджених полімерних мембран з антибактеріальними властивостями 1.56 MB
  Мембранні технології в сучасному світі відіграють значну роль як у вирішенні локальних галузевих питань так і глобальних проблем що постали перед людством серед яких: забезпечення населення якісними продуктами харчування питною водою та сучасними джерелами енергії охорона...
65709. УДОСКОНАЛЕНІ ЗАХОДИ ДОГЛЯДУ ЗА НАСІННИКАМИ ЦУКРОВИХ БУРЯКІВ В УМОВАХ НЕСТІЙКОГО ЗВОЛОЖЕННЯ ЛІСОСТЕПУ УКРАЇНИ 303 KB
  Одним із надійних шляхів підвищення урожайності та якості насіння гібридів цукрових буряків є впровадження у виробництво удосконалених технологій вирощування які забезпечували б високу продуктивність насінників тобто максимальну реалізацію їх біологічного потенціалу...
65710. Комп’ютерний комплекс моделювання динаміки фізіологічного стану людини при роботі у приміщенні 360 KB
  Забезпечення належних умов праці на робочому місці безпека технологічних процесів санітарнопобутові умови праці та створення комфортних умов перебування людини у приміщенні набувають особливого значення оскільки більшу частину свого часу людина проводить саме в приміщенні.
65711. ПУБЛІЧНИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДІЯЛЬНІСТЮ ОРГАНІВ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНИЙ АНАЛІЗ 199 KB
  Одним із ефективних засобів розвитку та функціонування сучасного постмодерного суспільства є налагодження діалогу між державою та громадянином між відповідними гілками влади політичними партнерами культурами та цивілізаціями.
65712. Податкова політика російського царату в українському селі у другій половині ХІХ – на початку ХХ ст.: історичний аспект 143.5 KB
  Трансформаційні процеси в аграрному секторі економіки України кінця ХХ – початку ХХІ ст. стимулюють зростання значного інтересу як дослідників-фахівців, так і широкої громадськості до специфічних особливостей перебігу аграрних перетворень, що мали місце в українському селі у минулому.
65713. Теплоізоляційні матеріали на основі модифікованих лужних алюмосилікатних композицій, здатних до спучування 927 KB
  Отже враховуючи все вищезазначене особливої актуальності набуває питання щодо розробки принципово нових видів теплоізоляційних матеріалів на основі модифікованих лужних алюмосилікатних композицій здатних до спучування які можуть бути виготовлені з використанням недорогої...