60989

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания репродуктивного уровня включают в себя обязательный уровень образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач они выполняют задания пошагово исходя из общего алгоритма решения.

Русский

2014-05-22

861.5 KB

16 чел.

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основной целью общеобразовательной школы является развитие умственного, нравственного, эмоционального и физического потенциала личности, раскрытие творческих возможностей, формирование основанного на общечеловеческих ценностях мировоззрения, гуманистического отношения, обеспечение разнообразных условий для расцвета индивидуальности обучаемого с учетом его психологических особенностей.

Существует большое разнообразие технологий, приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса в школе, которые позволяют в наибольшей степени приблизить конечный результат обучения к поставленной обществом перед школой цели развития личности обучаемого. Среди них особо следует выделить технологию уровневой дифференциации обучения.

Существует несколько определений понятия «уровневая дифференциация обучения».

Уровневая дифференциация (УДО) – это тип внутренней дифференциации обучения, при котором определяется уровень обязательного усвоения материала, для учащихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача и досдача зачетов, достижений повышенных уровней.

Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова под уровневой дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимым и обеспечивающей возможности адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. При этом уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе, учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях.

Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения, а это, в свою очередь, помогает преподавателю формировать (на основе уровня обязательной подготовки) повышенные уровни овладения материалом. Учащиеся, учитывая свои способности, интересы, потребности, получают право и возможность выбирать объект и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.

Под уровневой дифференциацией будем понимать разделение подходов к обучению в одном классе учащихся с разными способностями, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже базового уровня обязательных требований. Основными признаками уровневой дифференциации являются свобода выбора уровней, заключающих в себе тот или иной объем знаний (обязательный, дополнительный, повышенной трудности), психологической мотивации, неявное объединение обучаемых в группы сходные по подходам к учению.

Реализация технологии УДО начинается с диагностики обучаемых, т.е. выявления уровня обученности, обучаемости, сформированности учебных умений, позновательного интереса учащихся к предмету. Это осуществляется за счет анкетирования, контрольных срезов, которые проводятся в несколько этапов: первичный, повторный (в середине года), конечный (в конце года).

По результатам диагностики необходимо осуществлять условное (в рамках одного класса) разделение учащихся на три группы. Учащимся каждой  группы предоставлено право выбора группы, типа задач, уровня подачи теоретического материала.

Рамки данной статьи не позволяют описать все элементы технологии УДО, поэтому рассмотрим более подробно только использование разноуровневых задач в процессе реализации уровневой дифференциации обучения.

В процессе обучения школьники могут выбрать и решать задачи трех уровней сложности:

1. Задания репродуктивного уровня включают в себя обязательный уровень образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач, они выполняют задания пошагово, исходя из общего алгоритма решения.

2.Задания среднего (продуктивного) уровня требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Ученикам предлагается выполнить задания, исходя из подсказки или общего решения задания, который может быть предложен учителем. Учитель может показать один вариант решения поставленного задания, а ученики должны продумать и реализовать свои способы решения.

3. Высокий (творческий) уровень содержит формулировку задания, в которых используются элементы творчества. Задания повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, выводов, а также творческого подхода, проведения исследовательской работы, при решении которых нужно находить неоднозначные решения поставленных задач. Ученикам дается только формулировка задания, способы решения они находят самостоятельно.

Приведем пример задания репродуктивного уровня: создайте изображение воздушного шара, используя следующий алгоритм.

Шаг 1. Создать изображение 678×1000, применить заливку голубым цветом (небо):

Рис.1. Создание изображения

Шаг 2. Создать новый слой. С помощью инструмента «Эллиптическое выделение» нарисовать эллипс (шарик):

Рис.2. Рисование эллипса

Шаг 3. Залить выделение Градиентом с такими настройками как на рисунке:

Рис.3. Заливка выделения

Получится:

Рис.4. Результат

Шаг 4. Создать еще одно выделение и залить этим же градиентом:

Рис.5. Заливка градиентом

Шаг 5. Создать новый слой. Выбрать инструмент «Эллиптическое Выделение», залить его белым цветом и применить фильтр «Гауссово размывание» (Фильтры — Размывание — Гауссово размывание) с параметром 15px. В итоге:

Рис.6.Применение фильтра

Шаг 6. Создать новый слой. Выбрать «Кисть» и нарисовать красным цветом прямую линию (непрозрачность кисти 100%):

Рис.7. Рисование кистью

Шаг 7. Применить для линии искажение (Фильтры — Искажения — Интерактивное искажение). Соединить изображения шарика и нити:

Рис.8. Соединение изображений

Приведем пример задания продуктивного уровня: создать карту UNO.

Подсказки:

  1.  Инструментом «Прямоугольное выделение» выделите все созданное изображение. В настройках инструмента установить параметр «Закруглённые углы».
  2.  Залить выделение белым цветом, и уменьшите выделение на 5рх. 
  3.  Цвет заливки может быть любым (красным, синим, зелёным или жёлтым). Это связано с игрой UNO (детям можно предложить в качестве домашнего задания выяснить причину разницы цветов в игре). Инструментом «Контуры» необходимо нарисовать овал:

Рис.9. Рисование овалов

Получить нужно подобную карту UNO.

Рис.10. Пример карты

Приведем пример задание высокого (творческого уровня): Самостоятельно нарисуйте авторский смайлик.

Таким образом, преимущество уровневой дифференциации обучения заключается в том, что учеников не нужно делить на профильные классы, они все могут учиться в одном классе и изучать какой либо предмет на интересующем им уровне. Предлагаемые разноуровневые задачи помогут учащимся в усвоении материала в индивидуальном темпе и режиме работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42905. Сестринский процесс при ожирении 186.5 KB
  Эта проблема касается всех слоев населения независимо от социальной и профессиональной принадлежности, возраста, места проживания и пола. Так, в странах Западной Европы избыточную массу тела имеет от 10 до 20% мужчин и от 20 до 25% женщин. В некоторых регионах Восточной Европы доля людей, страдающих ожирением, достигла 35%. В России в среднем 30% трудоспособного населения имеют ожирение и 25% - избыточную массу тела.
42906. Разработка программы для реализации модели боя типа «Б» с учетом корректировки огня 66.8 KB
  Исходные данные В качестве исходных данных задачи принимаются следующие величины: N1 численность наших войск на момент начала бояN2 численность войск противника на момент начала бояn1 численность при которой наши подразделения выходят из бояn2 численность при которой подразделения противника выходят из бояλ1 скорострельность наших подразделенийλ2 скорострельность подразделений противникаP1 вероятность поражения БЕ противника при попаданииP2 вероятность поражения нашей БЕ при попаданииK1 коэффициент корректировки огня наших...
42907. Розробка алгоритмів покриття та сортування 733.57 KB
  Алгоритм - це точний припис, що визначає обчислювальний процес, що веде від варійованих вихідних даних до шуканого результату. Саме слово «алгоритм» походить від латинської форми написання імені великого математика IX століття Аль Хорезмі (Мухаммеда ібн Муса аль Horesmi)
42908. Разработка программы по учету покупок 4.71 MB
  Стек это линейный список в котором добавление новых элементов и удаление существующих производится только с одного конца называемого вершиной стека. Это сокращение помогает запомнить механизм работы стека. Значением указателя представляющего стек является ссылка на вершину стека и каждый элемент стека содержит поле ссылки на соседний нижний элемент.Описание процедур Процедура Функция Параметры Описание dd b:Integer Общее колво элементов p:TPElemВершина стека В стек добавляется элемент.
42910. Генератор с широтно-импульсной модуляции 667.11 KB
  Сфера применения: в схемах управления скоростью вращения электродвигателей постоянного тока преобразователях напряжения в импульсных блоках питания и т. Схема ШИМ в своём составе обычно содержит сравнивающий элемент для сравнения управляющего и опорного напряжения генератор сигналов опорного напряжения выходной каскад для обеспечения нужного уровня выходного сигнала по напряжению и мощности. В приведён пример схемы генератора пилообразного напряжения генератора импульсов прямоугольной формы мультивибратора необходимых для работы...
42911. Радиационное загрязнение среды обитания человек 181.5 KB
  Проблема радиационного загрязнения среды обитания человека очень актуальна на данный момент во всем мире. Вина за загрязнение планеты возлагается на самого человека, который из-за своей деятельности сам загрязняет свою среду обитания. Загрязнение планеты происходит из-за разных видов ошибок человечества.
42913. Сестринский процесс при инфаркте миокарда 345.56 KB
  Инфаркт миокарда - острый некроз сердечной мышцы, развивается в результате стойкого нарушения кровообращения, которое происходит наиболее часто вследствие тромбоза или резкого сужения атеросклеротической бляшкой просвета сосуда (более 75% просвета). Данное заболевание занимает одно из ведущих мест не только в нашей стране, но и во всём мире, особенно в развитых странах. Более одного миллиона россиян ежегодно умирают от сердечно - сосудистых заболеваний, из них 634 тыс. имели диагноз - инфаркт миокарда.