60989

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задания репродуктивного уровня включают в себя обязательный уровень образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач они выполняют задания пошагово исходя из общего алгоритма решения.

Русский

2014-05-22

861.5 KB

11 чел.

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Основной целью общеобразовательной школы является развитие умственного, нравственного, эмоционального и физического потенциала личности, раскрытие творческих возможностей, формирование основанного на общечеловеческих ценностях мировоззрения, гуманистического отношения, обеспечение разнообразных условий для расцвета индивидуальности обучаемого с учетом его психологических особенностей.

Существует большое разнообразие технологий, приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса в школе, которые позволяют в наибольшей степени приблизить конечный результат обучения к поставленной обществом перед школой цели развития личности обучаемого. Среди них особо следует выделить технологию уровневой дифференциации обучения.

Существует несколько определений понятия «уровневая дифференциация обучения».

Уровневая дифференциация (УДО) – это тип внутренней дифференциации обучения, при котором определяется уровень обязательного усвоения материала, для учащихся возможен поэтапный учебный процесс, сдача и досдача зачетов, достижений повышенных уровней.

Г.В. Дорофеев, Л.В. Кузнецова под уровневой дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимым и обеспечивающей возможности адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. При этом уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе, учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях.

Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения, а это, в свою очередь, помогает преподавателю формировать (на основе уровня обязательной подготовки) повышенные уровни овладения материалом. Учащиеся, учитывая свои способности, интересы, потребности, получают право и возможность выбирать объект и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.

Под уровневой дифференциацией будем понимать разделение подходов к обучению в одном классе учащихся с разными способностями, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже базового уровня обязательных требований. Основными признаками уровневой дифференциации являются свобода выбора уровней, заключающих в себе тот или иной объем знаний (обязательный, дополнительный, повышенной трудности), психологической мотивации, неявное объединение обучаемых в группы сходные по подходам к учению.

Реализация технологии УДО начинается с диагностики обучаемых, т.е. выявления уровня обученности, обучаемости, сформированности учебных умений, позновательного интереса учащихся к предмету. Это осуществляется за счет анкетирования, контрольных срезов, которые проводятся в несколько этапов: первичный, повторный (в середине года), конечный (в конце года).

По результатам диагностики необходимо осуществлять условное (в рамках одного класса) разделение учащихся на три группы. Учащимся каждой  группы предоставлено право выбора группы, типа задач, уровня подачи теоретического материала.

Рамки данной статьи не позволяют описать все элементы технологии УДО, поэтому рассмотрим более подробно только использование разноуровневых задач в процессе реализации уровневой дифференциации обучения.

В процессе обучения школьники могут выбрать и решать задачи трех уровней сложности:

1. Задания репродуктивного уровня включают в себя обязательный уровень образования. Ученикам дается алгоритм для решения таких задач, они выполняют задания пошагово, исходя из общего алгоритма решения.

2.Задания среднего (продуктивного) уровня требуют обобщения нового материала, заставляют делать выводы, применять свои знания в новых ситуациях. Ученикам предлагается выполнить задания, исходя из подсказки или общего решения задания, который может быть предложен учителем. Учитель может показать один вариант решения поставленного задания, а ученики должны продумать и реализовать свои способы решения.

3. Высокий (творческий) уровень содержит формулировку задания, в которых используются элементы творчества. Задания повышенной трудности, требующие сравнения, анализа, выводов, а также творческого подхода, проведения исследовательской работы, при решении которых нужно находить неоднозначные решения поставленных задач. Ученикам дается только формулировка задания, способы решения они находят самостоятельно.

Приведем пример задания репродуктивного уровня: создайте изображение воздушного шара, используя следующий алгоритм.

Шаг 1. Создать изображение 678×1000, применить заливку голубым цветом (небо):

Рис.1. Создание изображения

Шаг 2. Создать новый слой. С помощью инструмента «Эллиптическое выделение» нарисовать эллипс (шарик):

Рис.2. Рисование эллипса

Шаг 3. Залить выделение Градиентом с такими настройками как на рисунке:

Рис.3. Заливка выделения

Получится:

Рис.4. Результат

Шаг 4. Создать еще одно выделение и залить этим же градиентом:

Рис.5. Заливка градиентом

Шаг 5. Создать новый слой. Выбрать инструмент «Эллиптическое Выделение», залить его белым цветом и применить фильтр «Гауссово размывание» (Фильтры — Размывание — Гауссово размывание) с параметром 15px. В итоге:

Рис.6.Применение фильтра

Шаг 6. Создать новый слой. Выбрать «Кисть» и нарисовать красным цветом прямую линию (непрозрачность кисти 100%):

Рис.7. Рисование кистью

Шаг 7. Применить для линии искажение (Фильтры — Искажения — Интерактивное искажение). Соединить изображения шарика и нити:

Рис.8. Соединение изображений

Приведем пример задания продуктивного уровня: создать карту UNO.

Подсказки:

  1.  Инструментом «Прямоугольное выделение» выделите все созданное изображение. В настройках инструмента установить параметр «Закруглённые углы».
  2.  Залить выделение белым цветом, и уменьшите выделение на 5рх. 
  3.  Цвет заливки может быть любым (красным, синим, зелёным или жёлтым). Это связано с игрой UNO (детям можно предложить в качестве домашнего задания выяснить причину разницы цветов в игре). Инструментом «Контуры» необходимо нарисовать овал:

Рис.9. Рисование овалов

Получить нужно подобную карту UNO.

Рис.10. Пример карты

Приведем пример задание высокого (творческого уровня): Самостоятельно нарисуйте авторский смайлик.

Таким образом, преимущество уровневой дифференциации обучения заключается в том, что учеников не нужно делить на профильные классы, они все могут учиться в одном классе и изучать какой либо предмет на интересующем им уровне. Предлагаемые разноуровневые задачи помогут учащимся в усвоении материала в индивидуальном темпе и режиме работы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37980. Определение силы при механическом ударе 80 KB
  Цель работы: Определить силу удара при столкновении тел путем измерения времени их соударения и скоростей перед началом и после удара.
37981. Определение индуктивности катушки 118 KB
  Цель работы: научиться округлять индуктивность катушки Оборудование: Низковольтный источник переменного тока. Миллиамперметр переменного тока. Вольтметр переменного тока. Собрать цепь по схеме соединив последовательно катушку и миллиамперметр переменного тока.
37982. Определение оптической силы линзы 39.5 KB
  Цель работы: Изучить получение изображений с помощью двояковыпуклой линзы научиться определять оптическую силу линзы. Прямую которая проходит через сферические центры кривизны поверхностей линзы называют главной оптической осью линзы. Если на собирающую линзу направить пучок лучей параллельных главной оптической оптической оси то они соберутся в одной точке с другой стороны линзы которая называется главным фокусом линзы.
37983. Ознакомление с характеристиками магнитных свойств вещества и определение зависимости магнитной индукции и магнитной проницаемости ферромагнитного образца от напряжения поля 46.5 KB
  Вывод: Мы ознакомились с характеристиками магнитных свойств вещества и определили зависимость магнитной индукции и магнитной проницаемости ферромагнитного образца от напряженности поля.
37984. Ознакомление с общими принципами передачи электрической энергии на большие расстояния и определение потерь напряжения в моделях электрических линий 84.5 KB
  Вывод: 1 Способ определения потерь U= I= 2 I точнее поскольку в этой формуле используется только один измерительный прибор амперметр а в способе определения потерь U= U1 U2 используется два прибора вольтметра поэтому он менее точен.
37985. ОСОБЕННОСТИ ПОРАЖЕНИЯ АОХВ С ПРЕЕМУШЕСТВЕННО ЦИТОТОКСИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ 128.5 KB
  Практически любая тяжелая интоксикация в той или иной степени вызывает поражение клеток различных типов. При этом могут возникать функциональные или грубые структурные изменения клеточных мембран, внутриклеточных структур, нарушения генетического аппарата, процессов синтеза белка и других видов пластического обмена. Зачастую повреждения носят вторичный характер, когда изменения в клетках органов и тканей происходят за счет нарушения токсикантами или их метаболитами гемодинамики, газообмена
37987. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ В ПРОГРАММЕ ELECTRONICS WORKBENCH 581.5 KB
  Из источников питания рассмотрены параметрические компенсационные и импульсные стабилизаторы напряжения а также тиристорные источники питания с фазовым управлением. Источники Батарея ЭДС источника постоянного напряжения или батареи измеряется в вольтах и задается величинами в диапазоне от мкВ до кВ. Ко входу устройства необходимо подключить функциональный генератор или другой источник переменного напряжения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 ПАРАМЕТРИЧЕСКИЕ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ НАПРЯЖЕНИЯ Современная электроника предъявляет жесткие...
37988. Исследование сопротивления заземляющих устройств 373.5 KB
  Измерить сопротивление заземления нулевого провода учебного корпуса определить сопротивление грунта изучить методику расчета сопротивления заземляющего устройства. Штатное заземление нулевого провода учебного корпуса измерители сопротивления заземлений МС08 М416 Ф4103М1 зонд и вспомогательный заземлитель. В этом случае если человек стоит на земле цепь тока замыкается через землю причем величина тока проходящего через человека зависит от режима нейтрали сети сопротивления изоляции и емкости фаз относительно земли.