61001

СЛУШАЙТЕ, СМОТРИТЕ, ПОМНИТЕ! ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вступление А может не было войны Что мы знаем о войне. Дети войны. Ход мероприятия Организационный момент Вступление Под песню Марка Бернеса Журавли выходят ведущие юноша и девушка одетые в военные пилотки белые блузки читают слова...

Русский

2014-05-23

64 KB

2 чел.

Разработка воспитательного мероприятия на тему: «СЛУШАЙТЕ, СМОТРИТЕ, ПОМНИТЕ!»

Воспитательные цели:

  •  воспитание у учащихся качеств гражданина и патриота;
  •  развитие у учащихся национального самосознания.

Форма проведения – час общения.

Оборудование: ноутбук, грамзаписи военных песен, презентация, видео о Второй Мировой войне.

План воспитательного мероприятия

  1.  Организационный момент.
  2.  Вступление «А может не было войны…»
  3.  Что мы знаем о войне.
  4.  Скрытые факты о Второй Мировой войне.
  5.  Холокост.
  6.  Дети войны.
  7.  Инсценировка военной песни «Люди мира, на минуту встаньте!»
  8.  Завершение. Слово ведущего.
  9.  Список использованной литературы.

Ход мероприятия

  1.  Организационный момент
  2.  Вступление

Под песню Марка Бернеса «Журавли» выходят ведущие (юноша и девушка), одетые в военные пилотки, белые блузки, читают слова:

Юноша:

А может не было войны…

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

Девушка:

А может не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

Юноша:

А может не было войны?

И «шмайсер» – детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

Девушка:

А может не было войны,

И мир ее себе придумал?

«Но почему же старики

Так плачут в мае от тоски?»

Однажды ночью я подумал.

Юноша:

…А может не было войны,

И людям все это приснилось?...

Ведущий:

Именно эти последние строки – тема нашего мероприятия сегодня. Мы попробуем ответить на этот вопрос, поговорить не только о победе Советского Союза над фашистскими захватчикам, но и о нашем поражении в этой войне…

Звучит запись обращения Левитана, которая знаменует начало войны.

Ведущий:

Вот так и началась Вторая Мировая война – самая страшная из войн, которые знают современники. В участвовала 61 страна, 80 процентов населения земли.

Она унесла 50 миллионов человеческих жизней!

Что же мы о ней знаем?

Выступление учеников с подготовленным материалом.

Ученик 1-й:

Вторая Мировая война – самая крупная война двух мировых военно-политических коалиций. Развязана фашистскими Германией, Италией и милитаристской Японией совместно с другими участниками фашисткого блока. В войну было втянуто 61 государство, из них 14 – на стороне государств оси Берлин-Рим-Токио и 47 на стороне антигитлеровской коалиции. Общая численность населения государств, ввергнутых в войну, превышала 1,7 миллиардов человек.

Война продолжалась 6 лет – с 1 сентября 1939 года и до 2 мая 1945 года, охватив территории трех континентов: Европы, Азии, Африки, а также все четыре океанских театра (Атлантический, Тихий, Индийский и Северный).

Со стороны государств фашистского блока являлась войной захватнической и  грабительной, она велась в целях установления мирового господства, порабощения и уничтожения целых народов. Фашистскому блоку противостояла антигитлеровская коалиция, выступившая в защиту свободы и независимости своих стран и народов.

Ученик 2-й:

По украинской земле дважды прокатился разрушительный военный вал, не обойдя ни единого, даже самого маленького населенного пункта. Оборонные и наступательные бои стали важной составляющей невиданной битвы на просторах от Баренцева до Черного морей.

Да, победа была одна на всех, и никто не стоял за ценой. Для Украины эта цена составляла, по разным данным, от 8 до 10 миллионов человеческих жизней, колоссальные суммы экономических потерь.

Просмотр видео «Дорога на Берлин»

Ведущий:

Сегодня мы празднуем освобождение города Кривой Рог от фашистских захватчиков, это очень важная дата для каждого криворожанина. А что мы знаем о военных действиях в нашем городе и об его освобождении?

Ученик 3-й:

Ведущий:

Это все то, что мы знаем и что мы должны знать. Но есть ли что-то, о чем нам не говорили?

Просмотр видео «Вся правда о войне»

Ведущий:

Выходит, вина фашистов сводится к таким понятиям, как холокост и неприятие идеологии коммунизма. В чем было преступление захватчиков? Рассмотрим явление холокоста в период Второй Мировой войны.

Ученик 4-й:

Выражение «Lebensunwertes Leben» или «жизнь, недостойная быть прожитой» считается одним из самых ужасающих в истории человечества. Этот термин использовался нацистской Германией для определения людей, жизни которых не представляли ценности и которые должны быть убиты без промедлений. Сначала это определение было применимо к людям с психическими расстройствами, а затем – к «расово неполноценным» или просто –  «врагам государства» как внутри страны, так и за ее пределами.

В начале войны нацисты ставили целью массовые казни гражданских лиц, в особенности евреев, которые затем переросли в планы по их полному уничтожению. На востоке орудовали эскадроны смерти, Айнзатцгруппы, которые уничтожили около 1 миллиона человек, затем началось строительство концентрационных лагерей, где заключенных морили голодом и отказывали в медицинской помощи, и, наконец, – лагерей смерти – правительственных учреждений, единственной целью которых было систематическое истребление огромного числа людей. В 1945 году, когда наступающие союзные войска начали находить эти лагеря, им открылись страшные последствия данной политики: сотни тысяч голодных и больных заключенных, запертых в помещениях с тысячами разлагающихся тел, газовые камеры, крематории, тысячи братских могил, документы, описывающие ужасающие медицинские эксперименты и многое другое. Таким образом нацисты истребили более 10 миллионов человек, в том числе 6 миллионов евреев.

Ученик 5-й:

Холокост – преследование и массовое уничтожение евреев в Германии во время Второй Мировой войны, систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией и коллаборационистами на протяжении 1933-1945 годов.

Отличительные черты холокоста:

  1.  Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того, были также уничтожены от четверти до трети цыганского народа, потери поляков составили 10%, погибли около трех миллионов советских военнопленных, подвергались тотальному истреблению также чернокожие жители Германии, душевнобольные и нетрудоспособные.
  2.  Система, предназначенная для массового уничтожения людей: были найдены списки потенциальных жертв и свидетельства об убийствах. Во время Второй Мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства людей, при этом технология уничтожения совершенствовалась.
  3.  Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей, оккупированной Германией территории Европы жертвы  преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и ее последующей капитуляции в мае 1945 года.
  4.  Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.

Ученик 6-й:

С началом Второй Мировой войны нацисты захватили страны  и области с местами компактного проживания еврейского населения – Польшу, Прибалтику, Украину, Белоруссию.

В крупных городах создавались еврейские гетто, куда сгонялось все еврейское население города и окрестностей. Крупнейшее гетто было создано в Варшаве, в нем содержалось до 480 000 евреев.

На территории СССР крупнейшими были Львовское гетто (409 тыс.),  Минское гетто (100 тыс.).

До принятия решения о полном физическом уничтожении евреев немцы применяли следующую схему «решения еврейского вопроса»:

  •  концентрация еврейского населения в крупных городских районах – гетто;
  •  отделение их от нееврейского населения – сегрегация;
  •  полное вытеснение евреев изо всех сфер общественной жизни;
  •  конфискация имущества, вытеснение из сфер экономической жизни, разорение;
  •  доведение евреев до состояния, когда рабский физический труд становится единственной возможностью для выживания.

Массовые расстрелы

Еврейское население СССР уничтожалось, как правило, непосредственно в местах его проживания т. н. айнзатцгруппами СС, а также украинскими и прибалтийскими коллаборационистами. Уничтожением евреев в оккупированной Одесской области занимались румынские войска. По всей Прибалтике, Украине, Белоруссии находились «ямы» - естественные овраги, куда сгоняли и расстреливали евреев.

В Латвии в течение нескольких недель было уничтожено все еврейское население провинциальных городов.

Значительной части еврейского населения Эстонии, насчитывавшего 4,5 тысяч человек, удалось избежать гибели. В 1941 году, за 8 дней до войны примерно 500 евреев были депортированы органами НКВД в Сибирь, около 500 еврейских мужчин  были мобилизованы в Красную армию или вступили в истребительные батальоны. Примерно 2-2,5 тысячам эстонских евреев удалось эвакуироваться  во внутренние регионы Советского Союза.

В Белоруссии лишь немногим евреям удалось эвакуироваться вглубь страны. В течение пяти дней около 80 тысяч евреев Минска и его окрестностей были сконцентрированы в гетто.

На Западной Украине немцы и местное население устроили погромы уже в конце июня – начале июля 1941 года

Евреи центральной и восточной Украины, которым не удалось эвакуироваться до прихода немцев попали в руки нацистов и разделили участь восточноевропейских областей. Многие еврейские общины Украины были уничтожены бесследно.

После занятия немцами в конце октября 1941 года почти всего Крыма, было убито, при активном содействии местного населения, около пяти тысяч крымских евреев и еще около 18 тысяч еврейских жителей.

Убийства евреев Юга России и Северного Кавказа начались летом 1942 года после оккупации нацистами этих регионов. 23 июля 1942 года произошло массовое убийство евреев Ростова-на-Дону Змиевской балке.

Конец войны

По мнению некоторых исследователей, программа истребления евреев в1943-1945 годах была выполнена на две трети. Нехватка рабочей силы и одновременно экономически бессмысленное убийство миллионов людей вызвали в 43-44 годах  сомнения у нацистской верхушки в правильности подхода к «окончательному решению». В 1943 году Гитлер  отдал приказ об использовании труда уцелевших евреев в интересах ведения войны. Поступило даже предложение освободить часть в обмен на политические уступки или за колоссальный выкуп.

На последнем этапе войны, когда неизбежность поражения Германии уже не вызывала сомнений, некоторые нацистские руководители пытались использовать евреев для установления связи с союзниками, в то время как другие продолжали требовать тотального уничтожения  тех, кто еще оставался. В конце 1945 года было названо число убитых евреев – около 5 миллионов человек.

Ведущий:

Давайте посмотрим как это происходило.

Просмотр видео «Холокост»

Ведущий:

Не смотря на то, чья вина, война была, она прошла через сердца, осталась в навечно памяти нашей. Она унесла  50 миллионов человеческих жизней, забрала сыновей, мужей, братьев. На фронте сражались и девушки, ни чем не уступая парням в мужестве и храбрости. Война вручила детям автоматы вместо игрушек.

Ученик 7-й:

Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном смысле этого  слова. Сколько их, чье детство сжигали, расстреливали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Ученик 8-й:

Свои впечатления о детских годах, совпавших с военной порой, можно выразить по-разному. Анатолий Запрягаев, рабочий из Смоленска, сделал это в стихах:

Нам безотцовщина копейку

Не выдавала на заплаты

Не по размеру телогрейку

Вдвоем носили с младшим братом

Глядели радостно, влюблено

На серые шинели взрослых

И молча кляли почтальона –

Он похоронку в дом принес нам…

Наметили не возраст, а голод

Нам сроки рабочих начал,

А добрые помыслы – холод

До самых костей простучал

Бывало, как хочешь, кумекай,

В землянке ни дров, ни полов,

Остывшее солнце – калекой

Приснится в бинтах облаков

Столбы прогремят костылями

Оттуда, с чужой стороны

И рощи останутся пнями,

Но больше не будет войны!...

Ученик 9-й:

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужасы войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Ученик 10-й:

«Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи – две булки теплого хлеба»;

«Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы он не смотрел»;

«Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

  •  Ира, мне надо тебе рассказать…
  •  Мама, я не хочу… Мне казалось, если она скажет, что хочет, то умрет.»

«Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», - умоляла солдата маленькая девочка.»

Ученик 11-й:

Живет наш народ без войны много лет,

В грядущее смотрит уверенно.

На планете сейчас не спокойно

Но мы верим в садов цветение,

О чем мечтают дети?

У нас сейчас мечта одна,

Пусть будет на планете

Мир, добрый как весна.

Инсценировка песни «Люди мира, на минуту встаньте!» (дети замирают в виде памятника, который оживает)

Ведущий:

Мы не в праве забывать то грозное судьбоносное время. Жить без памяти, без истории – означает лишиться корня жизни.

…А потому давайте вспомним снова

    Всех тех, кто подарил победу нам!

Список использованной литературы

  1.  Деборин Г. А. Вторая мировая война, М. – 1988.
  2.  Кулиш В. М. Второй фронт, М. – 1980.
  3.  Мельников Д. Е. Заговор 20 июля 1944 в Германии, М. – 1985.
  4.  Против фальсификации истории Второй Мировой войны. Сборник статей, М. – 1994.
  5.  Фомин В. Т. Империалистическая агрессия против Польши в 1989 г., М. – 1952.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29470. Необходимый признак сходимости(расходимости) гармонического ряда 23.45 KB
  Необходимый признак сходимостирасходимости гармонического ряда Необходимый признак сходимости ряда. Если то ряд расходится – это достаточный признак расходимости ряда. Также следует запомнить понятие обобщенного гармонического ряда:1 Данный ряд расходится при . Еще раз подчеркиваю что почти во всех практических заданиях нам совершенно не важно чему равна сумма например ряда важен сам факт что он сходится.
29471. Признак Даламбера в предельной и непредельной форме 168.98 KB
  При́знак д’Аламбе́ра или Признак Даламбера признак сходимости числовых рядов установлен Жаном д’Аламбером в1768 г. Если для числового ряда существует такое число что начиная с некоторого номера выполняется неравенство то данный ряд абсолютно сходится; если же начиная с некоторого номера то ряд расходится. Признак сходимости д’Аламбера в предельной форме[править] Если существует предел то рассматриваемый ряд абсолютно сходится если а если расходится. Если то признак д′Аламбера не даёт ответа на вопрос о сходимости ряда.
29472. Признак коши (радикальный) 15.45 KB
  Радикальный признак Коши: Рассмотрим положительный числовой ряд .в При признак не дает ответа. Нужно использовать другой признак.
29474. Накочередующиеся ряды, признак Лейбница 18.25 KB
  Теорема Лейбница о сходимости знакочередующихся рядов Признак Лейбница признак сходимости знакочередующегося ряда установлен Готфридом Лейбницем. Формулировка теоремы: Пусть для знакочередующегося ряда выполняются следующие условия: монотонное убывание. Тогда этот ряд сходится.
29476. ЧЕЛОВЕК ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ 152.5 KB
  Проблема приспособления человека к изменившейся социальной среде становится предельно острой и общезначимой в условиях крутых общественных переломов когда практически все общественные слои и группы оказываются перед выбором вынужденного приспособления или самораспада. период перестройки общества и человека оказался более долгим располагал более массированными средствами включая тотальный террор и последствия двух мировых войн притом объектом воздействия оказывался расшатанный ранее тип социального человека. Ориентируясь на идеологию...
29477. ЧЕЛОВЕК НЕДОВОЛЬНЫЙ: ПРОТЕСТ И ТЕРПЕНИЕ 114.5 KB
  Чтобы преодолеть видимый парадокс нужно определить те социальные условия и структуры которые формируют и поддерживают такое сочетание а точнее взаимодействие недовольства и терпения в обществе. или к неэффективности современного социального недовольства фонового констатируют бесспорные факты но не объясняют их. Состояние общественно значимого недовольства возникает как реакция на сравнение то ли с лучшим по крайней мере более спокойным прошлым то ли с неосуществленным светлым будущим точнее с иллюзией такого будущего...