61030

Как получается предложение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Умение сохранить учебную цель заданную учителем умение самостоятельно ставить новые учебные задачи определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями...

Русский

2014-05-23

90 KB

1 чел.

Предмет: Русский язык (развивающая система Л.В. Занкова)

Класс:      1 класс

      Учитель:   Рябова Ирина Анатольевна    МБОУ «СОШ №5» г. Нижневартовск                                                                              

Технологическая карта

Тема

Как получается предложение.

Цели:

Образовательный аспект: Закрепление знаний   о предложении; обобщение знаний  о различных видах предложения; развивать умения выделять отличительные признаки слов и объединять их в группы по существенным признакам, учить высказывать своё мнение, учить обобщать, анализировать.

Развивающий аспект: Развитие умений добывать информацию, использовать ее для обогащения личного опыта; развитие интереса к  предмету, способствовать развитию связной речи, совершенствование устной речи у  учащихся. Совершенствование  коммуникативных  навыков - умения слушать  других, договариваться друг с другом и высказывать своё мнение.

Воспитательный аспект:  Воспитание любознательности,  интереса к родному языку, желание учиться и делать открытия;  воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к животным.

Формировать УУД:

- Личностные УУД: эмоциональная отзывчивость на жизненные события:  способность сопереживать человеку и  «братьям нашим меньшим», способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь; формирование мотивации к освоению содержания предмета «Русский язык», формировать  учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке.

-  Регулятивные УУД: Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, умение самостоятельно ставить новые учебные задачи, определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, планировать последовательность  учебных действий в соответствии поставленной задачей, самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД:. Умение  строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации,  формулировать точку зрения, аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы для получения от партнера сведений, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, адекватно оценить поведение окружающих  и  собственное поведение в ходе решения совместной учебной задачи.

- Познавательные УУД: Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных  признаков, «синтез». «сравнение» по самостоятельно выбранным критериям, « классификация» по самостоятельно выбранным критериям, «обобщение». Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации,  использовать знаково-символические средства для создания моделей, обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения, владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- Полякова А.В. Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (система  Л.В.Занкова).  .

- конверты с раздаточным материалом (звуки, буквы, слова)

-карточка – кластер и алгоритм работы с кластером

- карточки слов

- орфографический словарь

- компьютер, мультимедийное  оборудование, презентация, выполненная в программе Power Point,

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, в группах.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формирование УУД

1. Этап мотивации  к учебной деятельности

(самоопределения) к учебной деятельности.

Цель: создание  эмоционального настроя на совместную деятельность и познавательную  активность.

Проговаривают стихотворение, в котором  находим правила работы и пожелания к уроку.

Определяют по записи на доске, какой это урок и находят лишний предмет, оценивают готовность к уроку.

Микроитог: готовы к уроку русского языка.

Создаёт  условия  для обеспечения позитивной мотивации обучающихся,  условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1.Приветствие.

- Читаем на слайде стихотворение. Слайд 1.  

Прозвенел уже звонок!

Начинается урок

В путешествие пойдём,

В страну знаний попадём.

Слушай, думай, наблюдай.

И конечно рассуждай!

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что мы должны делать,  чтобы попасть в страну знаний? (Слушать, думать, наблюдать  и конечно рассуждать!)

- Какие пожелания даёт автор нам на урок?

-А на каком уроке автор пожелал нам попасть в страну Знаний?

- Как вы догадались, что это урок русского языка? (ответы учеников)

Коммуникативные:

- умение совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе  и следовать им;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение слушать и понимать речь других.

Личностные:

-  умение чувствовать необходимость  учения

2. Этап актуализации знаний. 

Цель  обеспечение мотивации принятия учащимися цели. учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений.

Организация работы  в парах: классификация по самостоятельно выбранным критериям,  обобщение    и анализ. Самоконтроль-исправление допущенных ошибок. Доказывать свои действия .

Микроитог: обобщение знаний о  предложении.

Организует повторение изученного материала через применение системно-деятельностного подхода (работа в парах) обучение планированию предстоящих действий.

Слайд 2. ( на доске написаны буквы, схемы звуков и слова и одна цифра)

-  Всё ли подойдёт к уроку русского языка?   (выявления лишнего предмета, убираем цифру)

Слайд 3

- Какое задание предлагаете выполнить с оставшимися объектами?

(разделить на группы)

-Подумайте, на какие группы их можно разделить, постарайтесь дать название группам.

(работа в парах, у ребят эти объекты в конвертах, одна пара у доски)

- Проверяет пара работающая у доски. (получаем три группы: буквы- с о, б, а, к,а; звуки – гласные, согласные твёрдые и согласные мягкие; слова -  предложение и составить).

- Если связь между этими группами? (Да, звуки -  слышим, обозначаем их буквами, а из букв составляем слова)

- В какой группе находится объект,  о котором мы говорили на предыдущих уроках? ( Предложение)

- Составь из слов третьей группы тему нашего урока. (Мы будем учиться составлять предложения )

Познавательные: 

- умение добывать новые знания;  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный   опыт и

информацию, полученную на уроках, выполнять классификацию.  

Регулятивные: 

- умение проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: 

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли;

- умение слушать и понимать речь других обучающихся;          

3.Этап формулирования темы урока, постановка цели и планирования действий.

Цель:  Обеспечение  готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока, участвуют в планировании предстоящих действий.

Микроитог: умение планировать деятельность.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

- Что мы знаем уже о предложениях? (составляется план)

Слайд 4

1. Предложение состоит из слов.

2. Начинаем  записывать       предложение с большой буквы и в конце . ! ? .

3. Предложение имеет смысл.

4. Слова в предложении связаны вопросом.

5. Одно предложение  можно прочитать с разной интонацией.( последний пункт плана закрыт)

-Мы уже много знаем о предложении, может и не стоит нам работать над данной темой?

( Нет,  последний  пункт нашего плана  закрыт, значит  - новое в работе будет)

- Что нового мы будем узнавать, я вам не скажу. Лишь сделаю небольшую подсказку, что связана она будет со вторым пунктом нашего плана.

(Делаем предположение, что составлять будем разные по цели высказывания предложения)

-Как можем узнать, что нового будет в нашей  работе?

(Нужно начать выполнять упражнения)

Познавательные:

- умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

- умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные:

- умение точно и полно выражать свои мысли.

Личностные

- умение устанавливать связи между знаниями и жизненными ситуациями

 4. Этап усвоение новых знаний и способов действий. 

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения  

Решают поставленную проблему, находят пути реализации поставленной цели и способы , обсуждают пути решения проблемы.

Микроитог:  предложение можно прочитать с разной интонацией.

Организует, помогает. направляет, дает советы.

Осуществляет  проверку умения  учащихся работать с дополнительной информацией  и умение представлять данную информацию обучающимся..

- Сегодня для составления предложений предлагаю использовать кластер.

 Но к сожалению я забыла взять слово с которым мы будем составлять предложения. Как же нам поступить?

(Ребята предлагают разные варианты, но останавливаемся на составлении слова из букв, которые были в первой группе и получаем слово  СОБАКА)

-Что вы можете сказать об этом слове?

(Это слово из словаря, ставим ударение, определяем гласную, где может возникнуть трудность при написании.)

- Что обозначает это слово ?

(Предмет)

- Значит слово- магнит будет предмет, ставим его в кластер на центральное место. Сейчас из файла достаём слова ,которые будем использовать в предложениях.

(Работа  по алгоритму в парах)

Слайд 5

Алгоритм работы.

1. выбери слово (предмет)

2. остальные слова раздели на группы (признаки и действия)

3.распредели слова в кластере по группам (цвет). Постарайся поставить на одну линию слова, которые легче связать в одном предложении.

4.составь  разные предложения (слово предмет, как магнит притягивает к себе по одному слову из группы)

5.Запиши предложение (Вспомни, как оформляется предложение)

Проверку начинает группа работающая у доски,

Получаем в кластере три дорожки:

1. собака, усталая. спит

2.собака, грустная, скулит

3. собака, голодный. облизывается

(Заслушиваем разные варианты предложений, у нас их получилось 9)

Дойдя до третьей дорожки, возникает проблема, не согласованы существительное и прилагательное, предлагают поменять род у прилагательного на женский.

(В тетрадь записываем на усмотрение учителя несколько предложений и предлагаем поставить разные знаки )

Облизывается голодная собака!  Голодная собака облизывается?  Собака голодная облизывается.

- Кто догадался, что же нового сегодня было в предложениях?

Вывод: Одно и тоже предложение можно прочитать с разной интонацией.

-

Регулятивные:

- определять и формулировать

цель деятельности на уроке под    руководством учителя;

- планировать свою деятельность;

-определять последователь-

ность действий на уроке.

Познавательные:

- добывать новые знания:

- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности  

Физкультминутка 

Цель: создать условия  для эмоциональной  разгрузки, снять напряжение и усталость обучающихся создать условия для обеспечения позитивной мотивации.

Выполняют физические упражнения, развивают умение  концентрировать свое внимание на определенных действиях.

Микроитог: выпол-

няли физические упражнения.

Организует, выполнение движений .  

Слайд 6

Физминутка  для пальчиков под музыку.

Коммуникативные

- умение выполнять физические упражнения по команде, вместе.

 5.Этап закрепления знаний и способов действий 

Цель:  Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Активные действия учащихся с объемом изученного; максимальное использование самостоятельности в применении знаний и овладении способами действий.

Микроитог: приме-

няли полученные знания при выполнении дифференцированных заданий.

Организует, помогает. направляет.

Организует  проверку умения работать с информацией.

-Ребята , а какие у нас получились все  предложения ?

(Грустные, даже в предложениях с восклицательным знаком было сострадание и жалость)

-А когда возникают такие чувства к животным?

(Когда они брошенные, голодные и беззащитные )

Слайд 7(учащиеся просматривают 1-2 мин фильм о тяжёлой судьбе бездомных животных)

-Как сделать ,чтобы наш урок закончить не на грустной ноте.

(Составить свои предложения, вспоминают ,как сами помогали приюту бездомных животных)

Работа в группах (дифференцированные задания)

1 группа : выписывают из серии предложенных предложений, только о хорошей жизни собак.

2 группа: вставляют свои слова в предложения.

3 группа: составляют предложения к своим рисункам.

(отчёт групп о проделанной работе, учащиеся определяют по интонации, какое это предложение и можно ли его прочитать по -другому)

Познавательные:

- умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли

- умение слушать и понимать речь других

Личностные УУД

-умение проявлять интерес к способу решения и общему способу действия.

Динамическая пауза. Цель: создание условий для психоэмоциональной  разгрузки.

Проговаривают стихотворение, выполняют физические упражнения.

Микроитог: выпол-

няли физические  упражнения, проговаривали стих.

Организует проговаривание, выполнение движений  

Слайд 8

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить

И кота и осла,

Тот людям вовеки не сделает зла!

-Чему нас учит это стихотворение?

- Личностные УУД: эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать  «братьям нашим меньшим», способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь,

6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока и ставят задачи к следующему.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Рассказывают, что узнали.

Микроитог: подводили итоги, ставили задачи на следующий урок.

Организует итоговую беседу.

Организует самооценку учебной деятельности.

Организует рефлексию.

Подведение итогов

- Что нового мы сегодня узнали?

-Научились ли мы читать одно и тоже предложение по-разному?

- Можем теперь дополнить наш план новым пунктом?

-Расскажи, что ты знаешь о предложении.( по плану)

- Были ли у вас затруднения?
- Смогли ли мы их преодолеть?
Оцените свои достижения на уроке используя  сигналы: зелёный - вам было все понятно на уроке и задания вы выполнили без ошибок., , жёлтый – вам было все понятно, но в ходе выполнения некоторых заданий у вас были затруднения, красный – вам было многое  непонятно на уроке и вы очень часто ошибались.  

А теперь обозначьте своё настроение в кластере.

(Учащиеся закрашивают в один из указанных цветов и зарисовывают настроение.)

Вывод: качественная оценка приобретённых знаний и умений учащихся.

Регулятивные:

- умение осуществлять самоконтроль совместно с учителем и одноклассниками ,

- умение давать оценку деятельности на уроке;

- умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД

- умение проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли.