61095

Открытый урок по теме: Князь Владимир Святославич

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Преподаватель перед вами художественный портрет Владимира Святославича в котором воссоздан облик индивидуальности его личности. 1 вариант составляет исторический портрет Владимира Святославича самостоятельно по рабочему листу.

Русский

2014-05-23

79.5 KB

4 чел.

Открытый урок по теме "Князь Владимир Святославич"

Цели образования: сформировать знание целей, задач политики князя, форм и средств их осуществления, итогов правления; сформировать представление о личности Владимира Святославича, дать ей оценку; развития: формировать умения ставить цель и задачи учебной деятельности, давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет; развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, выделять главное, анализировать, делать выводы, соотносить имя личности и события в истории, осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, давать развёрнутый ответ, оценивать ответ товарища, задавать вопросы, работать с понятием; воспитания: формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, воспитывать уважение к людям.

Методы: репродуктивно-словесный, частично-поисковый, диалогический, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока – урок формирования знаний (по классификации Чередова).

Материалы: рабочие листы с заданиями по вариантам, иллюстрации: В. Верещагин “Великий князь Владимир”, В. Васнецов “Богатыри”, К. Лебедев “Крещение киевлян”.

Ход занятия:

1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1 минута).

2) ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ (2 минуты).

Преподаватель диктует название, предлагает сформулировать цель и задачи учебной деятельности учащимся 1 варианта – самостоятельно, учащимся 2 и 3 варианта при помощи преподавателя.

1 вариант (учащиеся с высоким уровнем учебных способностей и возможностей);

2 вариант (учащиеся со средним уровнем учебных способностей и возможностей);

3 вариант (учащиеся с низким уровнем учебных способностей и возможностей).

Преподаватель - перед вами художественный портрет Владимира Святославича, в котором воссоздан облик индивидуальности его личности.

Мы сегодня создадим исторический портрет князя. Подумайте, в чём это будет заключаться?

Какова наша цель? (дать развёрнутую характеристику личности)

Определим ряд учебных задач, которые нам предстоит решить для достижения цели. Составим план характеристики личности.

Какие критерии мы положим в основу характеристики? (обсуждается план характеристики).

План характеристики исторической личности. Исторический портрет.

1) Условия формирования личности. Яркие факты из биографии.

А) Происхождение, окружение, воспитание, образование;
Б) взгляды, идеи, убеждения, суждения;
В) качества личности (ум, воля, привычки, поступки, отношение к окружающим).

2) Деятельность.

А) Цели;
Б) направления;
В) основные задачи;
Г) средства, формы и методы осуществления поставленных целей и задач;
Д) итоги и результаты деятельности.

3) Оценка личности.

А) Оценка деятельности с точки зрения прогресса, общественного блага, позиций гуманизма;
Б) соотношение поставленных целей средствам их достижения и результатам;
В) роль личности в истории;
Г) оценка личности и её эпохе в исторической литературе.

Проблемная ситуация:

Преподаватель вводит учащихся в интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует новых знаний.

Преподаватель - Князь Владимир неоднозначен. Он убил князя Рогволда и двух его сыновей, насильно взяв в жёны их дочь и сестру Рогнеду; брата Ярополка, жену которого заставил быть наложницей. Он отличался любвеобилием: летопись говорит о 5 законных жёнах и невероятном количестве наложниц князя, пил вино, вкушал пищу без меры. Но любопытно, что в памяти народной он остался князем Владимиром – Красное солнышко, а христианской церковью был канонизирован.

Мы должны сформировать собственную оценку Владимиру.

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (5 минут)

Преподаватель осуществляет логический переход к следующему этапу занятия.

Преподаватель - определить значимость личности в истории можно на фоне других; мы должны выяснить, можно ли считать князя продолжателем дела своих предшественников? Для этого выполним ряд заданий, опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях:

ЗАДАНИЯ по вариантам:

А) все:

- К какой династии относится Владимир Святославич? (Рюриковичей)

- С какими событиями связано появление этой династии на Руси?

- Укажите даты важных событий в истории Древней Руси на линии времени:

862
882
945
967 – 871
971

Б) соотнесите имена первых русских князей и меры их политики:

Имя князя

Меры политики

Олег
Игорь
Ольга
Святослав

  •  Реформа взимания дани
  •  Объединение русских земель под властью Киева
  •  Сокрушение Хазарии
  •  Подтверждение мирного договора с Византией

В) 1 вар. Перечислите общие черты в политике первых русских князей, какие цели им предстояло реализовать?

4) ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ (20 минут)

Преподаватель предлагает учащимся выбрать вариант выполнения задания.

1 вариант – составляет исторический портрет Владимира Святославича самостоятельно по рабочему листу. В конце занятия на этапе систематизации и закрепления знаний, учащиеся этого варианта должны выступить с отчётом о проделанной работе, дать развёрнутую характеристику личности.

2 и 3 вариант – составляют исторический портрет с помощью преподавателя по рабочим листам своего варианта.

Так формируются группы. Преподаватель попеременно работает с той или иной группой по обозначенным проблемам в режиме диалога, координируя их деятельность. Все задания и материалы представлены на рабочих листах, с которыми учащиеся работают индивидуально. У каждого варианта свой лист (см. приложения 1-3)

1. Условия формирования личности. Яркие факты из биографии.

ЗАДАНИЕ 1 используя материалы учебника, стр. 57 – 58, отрывок из произведения историка Н.Карамзина, охарактеризуйте условия формирования личности Владимира:

… Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов. Сверх законных жён, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белогородке и 200 селе Берестове.

Карамзин Н. История государства Российского. Кн. 1.

Преподаватель предлагает 2 варианту подумать над вопросами, затем обсудить:

А) Происхождение и его влияние на судьбу князя.

Б) Под влиянием каких фактов сформировались его убеждения, кем воспитывался, в каком окружении рос, получил ли достойное образование?

В) Какие качества личности проявлял в молодости, начале правления?

В это время он работает с 3 вариантом:

А) Укажите родителей Владимира. В каком он был положении по сравнению с другими братьями, как это повлияло на судьбу князя?

Б) Кем он воспитывался, в каком окружении рос, получил ли достойное образование? Что известно о вероисповедании князя?

В) Какие качества личности проявлял в молодости, начале правления? Как Владимира характеризует летопись и, вслед за нею, историк Карамзин?

2. Деятельность.

ЗАДАНИЕ 2

2 вариант - используя материалы, приведённые ниже, определите и запишите:

1) цели правления Владимира Святославича:

- укрепление ……………………………,
- усиление княжеской ………………………...;
- возвращение Руси утраченных за время ………..….. ……..…….. и .………………… её рубежей.

3 вариант - внимательно прочитайте материал, приведённый ниже, подумайте, какие из перечисленных целей подходят для правления князя Владимира, выберите и запишите верные варианты:

- завершение объединения русских земель, 
- укрепление единства Руси;
- усиление княжеской власти;
- завоевание выхода в Чёрное море,
- завоевание новых земель, расширение пределов русского государства,
- возвращение Руси утраченных за время междоусобиц земель и укрепление её рубежей.

… С 980 г. Владимир Святославич стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкие испытания стояли перед молодым правителем. Кровавой распрей братьев воспользовались соседи Руси. Польский князь Мечислав захватил западные русские земли – Червенские города на Волыни; на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги воинственные литовские племена ятвягов; в южных степях таились грозные печенеги. Языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Во время усобиц расшаталась княжеская власть: ранее покорные Киеву восточнославянские племена вятичей и радимичей стремились обособиться, что угрожало единству Руси. Не собирался князь мириться со столь обидным для Руси положением дел.

Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1 (Расцвет Киевской Руси. Правление Владимира Святого).

2) Основные направления деятельности Владимира Святославича.

ЗАДАНИЕ 3 – используя материал учебника, стр. 59 и отрывки из произведений русских историков - Н. Карамзина и С. Соловьёва, проанализируйте внешнюю политику князя Владимира, заполнив таблицу:

2 вариант -

Внешняя политика Владимира Святославича.

Задачи внешней политики

Формы и средства осуществления поставленных задач (события внешней политики)

Результаты и значение

1.

2.

3.

 

 

3 вариант – (с некоторыми подсказками):

Внешняя политика Владимира Святославича.

Задачи внешней политики

Формы и средства осуществления поставленных задач (события внешней политики)

1.Захват…… для овладения ……………, важным………………………………………………..

2.Борьба с …………………за ……………………….

3. Защита …….рубежей от ………………………….

1.

2.

3.

…На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары. В течении времени они сделались народом гражданским и торговым; имели сообщение, посредством судоходных рек, с севером России, а через море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая завладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с новгородцами и знаменитым Добрынею. Великий князь победил болгаров; но мудрый Добрыня, осмотрев пленников, и видя их в сапогах, сказал Владимиру: “Они не захотят быть нашими данниками: пойдём лучше искать лапотников!”. Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют более причин и средств обороняться. Владимир же, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами. Карамзин Н. история государства Российского. Кн. 1.

ЗАДАНИЕ 4 для 2 и 3 варианта: используя материал учебника, стр. 58, охарактеризуйте внутреннюю политику князя Владимира в начале его правления, для чего завершите схему:

(2 вариант – самостоятельно, 3 вариант – при помощи преподавателя)

ЗАДАНИЕ 5 – используя материал учебника, стр. 60 – 63 и исторический документ, приведённый ниже, охарактеризуйте религиозную реформу Владимира Святославича, определив:

2 вариант:

А) исторические причины религиозной реформы:

1 ……………, 2 ……..………., 3 …..………….., 4 .…..…………., 5 .……..……….

Б) причины выбора государственной религии в пользу восточного христианства (православия):

………………………………………………………………………………………………………..

В) дату крещения князя Владимира и его дружины - ____г.; условия и обстоятельства, при которых произошло крещение князя, ответьте на вопрос историка Н. Карамзина:

“…Истинное ли уверение князя в святыне христианства, или, как повествует знаменитый арабский историк 13 века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься?”

Г) Методы крещения Руси.

- Прочитайте документ, определите, какое представление о характере начального этапа крещения Руси даёт нам “Повесть временных лет”?

Крещение Руси. Из повести “Временных лет”.

Владимир пришёл в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры – один изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить его с горы в ручей. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его. После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”. Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. А людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…

- объясните смысл пословицы, появившейся в то время: “Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём”. Почему эта пословица, по замечанию историка С. Соловьёва, была бранной для новгородцев?

Д) Значение крещения Руси:

- для хозяйственного развития Руси - _____________________________________________;

- для развития международных отношений - _______________________________________;

- для развития культуры и образования - __________________________________________ .

Раскройте понятие двоеверие - …………………………………………………………

3 вариант- с помощью наводящих вопросов:

А) исторические причины религиозной реформы:

1 ……………, 2 ……..………., 3 …..………….., 4 .…..…………., 5 .……..……….

Вопрос 1: Как назывались верования восточных славян до принятия христианства? (язычество).

Призывали верить в одного Бога на небе и подчиняться власти одного правителя на земле? (нет).

Способствовали ли они, т.о., усилению власти князя? (нет)

Вопрос 2: Почему предшественники Владимира много воевали с соседними государствами?

(Соседние государства не рассматривали языческую Русь в качестве полноправного партнёра на на международной арене и спешили ли заключить выгодные договоры и династические браки).

Вопрос 3: Чему способствовало бы приобщение Руси к мировой религии?

(Развитию культуры, письменности, духовному обогащению Руси, укреплению нравственных устоев общества).

(они стали решающим фактором в выборе веры)

В) дату крещения князя Владимира и его дружины - ____г.; условия и обстоятельства, при которых произошло крещение князя.

Г) Методы крещения Руси.

- Прочитав документ, определите, насильственными или мирными были методы крещения Руси?

Д) Значение крещения Руси:

- для хозяйственного развития Руси - _____________________________________________;

- для развития международных отношений - _______________________________________;

- для развития культуры и образования - __________________________________________ .

Раскройте понятие двоеверие - …………………………………………………………

3) Итоги деятельности князя Владимира Святославича.

ЗАДАНИЕ 6 – 2 и 3 вариант – определите итоги деятельности князя, соотнеся цели с результатами:

Цели правления

Результаты правления

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3. Оценка личности.

ЗАДАНИЕ 7 2 и 3 вариант - дайте оценку личности Владимира Святославича.

А) Ознакомьтесь с высказываниями русских историков. Какую оценку они дают князю, согласны ли с ней вы?

Б) Дайте оценку личности с точки зрения прогресса, общественного блага, позиций гуманизма.

Соотнесите поставленные цели средствам их достижения и результатам, сделайте вывод.

В) Определите роль личности в истории Руси. Была ли выполнена её историческая миссия?

Г) Какие качества проявил князь, всегда ли был мудрым, дальновидным и последовательным политиком, государственным деятелем?

… Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Важнейшее дело князя то, что Россия, наконец вся и торжественно признала святость Христианства. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Но имя великого принадлежит ему и за дела государственные. Он смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, старался просветить Россию, населял пустыни.

Н. Карамзин

… Деятельность Владимира отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались усобицами братьев и перестали платить дан. Главная черта его деятельности состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чуждой земли покинул свою, которою едва не овладели варвары ; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров.

С. Соловьёв

… Народ прозвал своего щедрого князя Красным Солнышком. Когда Владимир скончался, все плакали – бояре о защитнике земли, бедные и сирые о своём заступнике и кормителе. С плачем положили тело в каменный гроб и опустили в землю.

историк А. Нечволодов

5. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (8 минут)

ЗАДАНИЯ по вариантам:

А) учащиеся 2 варианта отвечают на вопросы, выполняют задания:

- прочитать текст, найти и исправить ошибочное:

… К княжению Владимира относится окончательное подчинение русскому князю племён дреговичей, воспользовавшихся уходом Святослава, а потом междоусобием сыновей его и переставшими платить дань в Киев. В то время, когда Владимир уже не искал славы Героев и жил в мире с соседскими государями, хищные хазары беспрестанно опустошали Россию. В годы своего правления князь совершил завоевательные походы в Болгарию и Швецию…

Б) учащиеся 3 варианта выполняют задание:

- определить, что является лишним в логическом ряду, мнение аргументировать:

  •  вятичи, древляне, радимичи;
  •  Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович? 

В) учащиеся 1 варианта должны заполнить пробелы в высказывании С. Соловьёва и Н. Карамзина:

………………….. есть особенность русской истории: ни одному другому государству не предстояло необходимости выбора между ……………………………..

Главной государственной реформой была ……………………………………………………………………...

Г) все учащиеся должны внимательно прослушать историческую сценку, ответить на вопросы:

3 вар. - Какие религии мог выбрать князь? Какую религию превратил в государственную?

2 вар. - Почему был сделан выбор между христианством и другими мировыми религиями в пользу христианства, между западным и восточным христианством в пользу восточного?

1 вар. - Какие особенности религии повлияли на решения князя?

Ведущий- проповедники из разных стран посылали в Киев своих мудрых послов склонять Владимира к принятию веры своей. Выслушал князь речи посла от булгар. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило его воображение, но обрезание и запрет пить вино показались ему ненавистными.

Князь – вино есть веселие для русских, не можем жить без него.

Ведущий – убеждали в правоте веры своей также полы немецких католиков.

Князь – идите обратно! Отцы наши не принимали веры от римского Папы.

Ведущий – выслушал и иудеев, посланцев от гневных хазар и спросил их:

Князь – а где Отечество ваше?

Посол из Хазарии – в Иерусалиме, но Бог в гневе своём расточил нас по землям чуждым!

Князь – и вы, наказанные Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться Отечества своего!

Ведущий – наконец, безымянный философ, присланный греками, рассказал Владимиру содержание Библии, историю рая, греха, ада.

Греческий посол – крестись, князь, и будешь в раю первым!

Ведущий – Владимир отпустил посла с дарами и великой честью. Отправил он мужей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.

Муж – видели мы, Великий князь, в земле булгар – мусульман храмы скудные, моление унылое, лица печальные. В земле католиков богослужение с обрядами, но безо всякого величия и красоты. Но в Константинополе своим великолепием поразили нас храмы, убранство алтарей, красота живописи. А императорский дворец – святыня, императору отвешивают земные поклоны, целуют стопы и колена!

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (8 минут).

ЗАДАНИЕ по вариантам:

А) учащиеся 1 варианта отчитываются о проделанной работе – один из них даёт развёрнутую характеристику личности Владимира Святославича, остальные слушают, дополняют и оценивают ответ.

Б) учащиеся 2 и 3 варианта слушают и задают отвечающему вопросы, оценивают ответ.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ (1минута)

Преподаватель предлагает учащимся подвести итоги занятия, определить степень реализации поставленной учебной цели. Проводит рефлексию. Оценивает деятельность каждого учащегося на занятии и учебной группы (класса) вцелом.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Прочитать параграф 8, ответить на вопросы, стр. 63 – 64: 1 вар.- 1, 3, 1; 2 вар.- 4, 5, 6; 3 вар.- 3, 2.

Готовить устную характеристику личности Владимира Святославича.

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=214249


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77841. Порядок маркировки шасси и двигателя авто ЗИЛ-131, УРАЛ-4320, УАЗ-3151, КАМАЗ-4310, МТ-ЛБ, прицепы: 2ПН-4, 2ПН-2 1.51 MB
  Имеют маркировку и основные составные части изделия: корпус, двигатель, главная передача, промежуточный редуктор, бортовые передачи, торсионные валы, переговорное устройство, фильтр ФПТ-200М, подогреватель, отопитель, дифманометр-тягонапоромер, аккумуляторные батареи, реле-регулятор...
77842. Особенности празднования Масленицы 159 KB
  Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели.
77843. Средства и методы развития координационных способностей в спортивной тренировке 44.68 KB
  Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины...
77845. Назначение и устройство КПП автомобиля КАМАЗ. Восстановление корпуса КПП. Сборка КПП. Техника безопасности при восстановлении и сборке. Пожарная безопасность на АЗС. Площадка слива автоцистерн 271.63 KB
  Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента скорости и направления движения автомобиля.
77846. Феноменология Гуссерля Эдмунда 58.5 KB
  Гуссерль предполагал что сознание всегда к чему-либо направлено и оно несет в себе идеал. Но речь то идет о нашем сознании о том знаем ли мы что такое наше сознание можем ли мы понять другого человека наделенного таким же сознанием или не таким...
77847. Социально-философский смысл евразийства 191.5 KB
  Славянофилы ставшие основоположниками теории локальных цивилизаций в России старались возродить религиозную философию истории и на ее теоретической основе создать образ России единственной после Византии цивилизации усвоившей высшую религию –- христианство в наиболее...
77848. Тепловые машины 148.5 KB
  Настоящая история паровых машин начинается лишь в 17 веке. Одним из первых, кто создал действующий прообраз паровой машины, был Дени Папен. Паровая машина Папена, была фактически лишь набросками, моделью. Он так и не сумел создать настоящую паровую машину, которая могла бы использоваться на производстве.