61095

Открытый урок по теме: Князь Владимир Святославич

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Преподаватель перед вами художественный портрет Владимира Святославича в котором воссоздан облик индивидуальности его личности. 1 вариант составляет исторический портрет Владимира Святославича самостоятельно по рабочему листу.

Русский

2014-05-23

79.5 KB

4 чел.

Открытый урок по теме "Князь Владимир Святославич"

Цели образования: сформировать знание целей, задач политики князя, форм и средств их осуществления, итогов правления; сформировать представление о личности Владимира Святославича, дать ей оценку; развития: формировать умения ставить цель и задачи учебной деятельности, давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет; развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, выделять главное, анализировать, делать выводы, соотносить имя личности и события в истории, осмысленно и полностью воспроизводить изученный материал, давать развёрнутый ответ, оценивать ответ товарища, задавать вопросы, работать с понятием; воспитания: формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понимание роли личности в истории, воспитывать уважение к людям.

Методы: репродуктивно-словесный, частично-поисковый, диалогический, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся – фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока – урок формирования знаний (по классификации Чередова).

Материалы: рабочие листы с заданиями по вариантам, иллюстрации: В. Верещагин “Великий князь Владимир”, В. Васнецов “Богатыри”, К. Лебедев “Крещение киевлян”.

Ход занятия:

1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (1 минута).

2) ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ (2 минуты).

Преподаватель диктует название, предлагает сформулировать цель и задачи учебной деятельности учащимся 1 варианта – самостоятельно, учащимся 2 и 3 варианта при помощи преподавателя.

1 вариант (учащиеся с высоким уровнем учебных способностей и возможностей);

2 вариант (учащиеся со средним уровнем учебных способностей и возможностей);

3 вариант (учащиеся с низким уровнем учебных способностей и возможностей).

Преподаватель - перед вами художественный портрет Владимира Святославича, в котором воссоздан облик индивидуальности его личности.

Мы сегодня создадим исторический портрет князя. Подумайте, в чём это будет заключаться?

Какова наша цель? (дать развёрнутую характеристику личности)

Определим ряд учебных задач, которые нам предстоит решить для достижения цели. Составим план характеристики личности.

Какие критерии мы положим в основу характеристики? (обсуждается план характеристики).

План характеристики исторической личности. Исторический портрет.

1) Условия формирования личности. Яркие факты из биографии.

А) Происхождение, окружение, воспитание, образование;
Б) взгляды, идеи, убеждения, суждения;
В) качества личности (ум, воля, привычки, поступки, отношение к окружающим).

2) Деятельность.

А) Цели;
Б) направления;
В) основные задачи;
Г) средства, формы и методы осуществления поставленных целей и задач;
Д) итоги и результаты деятельности.

3) Оценка личности.

А) Оценка деятельности с точки зрения прогресса, общественного блага, позиций гуманизма;
Б) соотношение поставленных целей средствам их достижения и результатам;
В) роль личности в истории;
Г) оценка личности и её эпохе в исторической литературе.

Проблемная ситуация:

Преподаватель вводит учащихся в интеллектуально-психологическое затруднение, преодоление которого требует новых знаний.

Преподаватель - Князь Владимир неоднозначен. Он убил князя Рогволда и двух его сыновей, насильно взяв в жёны их дочь и сестру Рогнеду; брата Ярополка, жену которого заставил быть наложницей. Он отличался любвеобилием: летопись говорит о 5 законных жёнах и невероятном количестве наложниц князя, пил вино, вкушал пищу без меры. Но любопытно, что в памяти народной он остался князем Владимиром – Красное солнышко, а христианской церковью был канонизирован.

Мы должны сформировать собственную оценку Владимиру.

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (5 минут)

Преподаватель осуществляет логический переход к следующему этапу занятия.

Преподаватель - определить значимость личности в истории можно на фоне других; мы должны выяснить, можно ли считать князя продолжателем дела своих предшественников? Для этого выполним ряд заданий, опираясь на знания, полученные на предыдущих занятиях:

ЗАДАНИЯ по вариантам:

А) все:

- К какой династии относится Владимир Святославич? (Рюриковичей)

- С какими событиями связано появление этой династии на Руси?

- Укажите даты важных событий в истории Древней Руси на линии времени:

862
882
945
967 – 871
971

Б) соотнесите имена первых русских князей и меры их политики:

Имя князя

Меры политики

Олег
Игорь
Ольга
Святослав

  •  Реформа взимания дани
  •  Объединение русских земель под властью Киева
  •  Сокрушение Хазарии
  •  Подтверждение мирного договора с Византией

В) 1 вар. Перечислите общие черты в политике первых русских князей, какие цели им предстояло реализовать?

4) ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙ (20 минут)

Преподаватель предлагает учащимся выбрать вариант выполнения задания.

1 вариант – составляет исторический портрет Владимира Святославича самостоятельно по рабочему листу. В конце занятия на этапе систематизации и закрепления знаний, учащиеся этого варианта должны выступить с отчётом о проделанной работе, дать развёрнутую характеристику личности.

2 и 3 вариант – составляют исторический портрет с помощью преподавателя по рабочим листам своего варианта.

Так формируются группы. Преподаватель попеременно работает с той или иной группой по обозначенным проблемам в режиме диалога, координируя их деятельность. Все задания и материалы представлены на рабочих листах, с которыми учащиеся работают индивидуально. У каждого варианта свой лист (см. приложения 1-3)

1. Условия формирования личности. Яркие факты из биографии.

ЗАДАНИЕ 1 используя материалы учебника, стр. 57 – 58, отрывок из произведения историка Н.Карамзина, охарактеризуйте условия формирования личности Владимира:

… Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора: он презирал святость брачных союзов. Сверх законных жён, ежели верить летописи, было у него 300 наложниц в Вышегороде, 300 в Белогородке и 200 селе Берестове.

Карамзин Н. История государства Российского. Кн. 1.

Преподаватель предлагает 2 варианту подумать над вопросами, затем обсудить:

А) Происхождение и его влияние на судьбу князя.

Б) Под влиянием каких фактов сформировались его убеждения, кем воспитывался, в каком окружении рос, получил ли достойное образование?

В) Какие качества личности проявлял в молодости, начале правления?

В это время он работает с 3 вариантом:

А) Укажите родителей Владимира. В каком он был положении по сравнению с другими братьями, как это повлияло на судьбу князя?

Б) Кем он воспитывался, в каком окружении рос, получил ли достойное образование? Что известно о вероисповедании князя?

В) Какие качества личности проявлял в молодости, начале правления? Как Владимира характеризует летопись и, вслед за нею, историк Карамзин?

2. Деятельность.

ЗАДАНИЕ 2

2 вариант - используя материалы, приведённые ниже, определите и запишите:

1) цели правления Владимира Святославича:

- укрепление ……………………………,
- усиление княжеской ………………………...;
- возвращение Руси утраченных за время ………..….. ……..…….. и .………………… её рубежей.

3 вариант - внимательно прочитайте материал, приведённый ниже, подумайте, какие из перечисленных целей подходят для правления князя Владимира, выберите и запишите верные варианты:

- завершение объединения русских земель, 
- укрепление единства Руси;
- усиление княжеской власти;
- завоевание выхода в Чёрное море,
- завоевание новых земель, расширение пределов русского государства,
- возвращение Руси утраченных за время междоусобиц земель и укрепление её рубежей.

… С 980 г. Владимир Святославич стал великим князем всей Русской земли. Нелёгкие испытания стояли перед молодым правителем. Кровавой распрей братьев воспользовались соседи Руси. Польский князь Мечислав захватил западные русские земли – Червенские города на Волыни; на Полоцкую и Псковскую земли совершали набеги воинственные литовские племена ятвягов; в южных степях таились грозные печенеги. Языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Во время усобиц расшаталась княжеская власть: ранее покорные Киеву восточнославянские племена вятичей и радимичей стремились обособиться, что угрожало единству Руси. Не собирался князь мириться со столь обидным для Руси положением дел.

Энциклопедия для детей: Т.5, ч.1 (Расцвет Киевской Руси. Правление Владимира Святого).

2) Основные направления деятельности Владимира Святославича.

ЗАДАНИЕ 3 – используя материал учебника, стр. 59 и отрывки из произведений русских историков - Н. Карамзина и С. Соловьёва, проанализируйте внешнюю политику князя Владимира, заполнив таблицу:

2 вариант -

Внешняя политика Владимира Святославича.

Задачи внешней политики

Формы и средства осуществления поставленных задач (события внешней политики)

Результаты и значение

1.

2.

3.

 

 

3 вариант – (с некоторыми подсказками):

Внешняя политика Владимира Святославича.

Задачи внешней политики

Формы и средства осуществления поставленных задач (события внешней политики)

1.Захват…… для овладения ……………, важным………………………………………………..

2.Борьба с …………………за ……………………….

3. Защита …….рубежей от ………………………….

1.

2.

3.

…На берегах Волги и Камы издревле обитали болгары. В течении времени они сделались народом гражданским и торговым; имели сообщение, посредством судоходных рек, с севером России, а через море Каспийское с Персиею и другими богатыми азиатскими странами. Владимир, желая завладеть Камскою Болгариею, отправился на судах вниз по Волге вместе с новгородцами и знаменитым Добрынею. Великий князь победил болгаров; но мудрый Добрыня, осмотрев пленников, и видя их в сапогах, сказал Владимиру: “Они не захотят быть нашими данниками: пойдём лучше искать лапотников!”. Добрыня мыслил, что люди избыточные имеют более причин и средств обороняться. Владимир же, уважив его мнение, заключил мир с болгарами, которые торжественно обещались жить дружелюбно с россиянами. Карамзин Н. история государства Российского. Кн. 1.

ЗАДАНИЕ 4 для 2 и 3 варианта: используя материал учебника, стр. 58, охарактеризуйте внутреннюю политику князя Владимира в начале его правления, для чего завершите схему:

(2 вариант – самостоятельно, 3 вариант – при помощи преподавателя)

ЗАДАНИЕ 5 – используя материал учебника, стр. 60 – 63 и исторический документ, приведённый ниже, охарактеризуйте религиозную реформу Владимира Святославича, определив:

2 вариант:

А) исторические причины религиозной реформы:

1 ……………, 2 ……..………., 3 …..………….., 4 .…..…………., 5 .……..……….

Б) причины выбора государственной религии в пользу восточного христианства (православия):

………………………………………………………………………………………………………..

В) дату крещения князя Владимира и его дружины - ____г.; условия и обстоятельства, при которых произошло крещение князя, ответьте на вопрос историка Н. Карамзина:

“…Истинное ли уверение князя в святыне христианства, или, как повествует знаменитый арабский историк 13 века, одно честолюбие и желание быть в родственном союзе с государями византийскими решило его креститься?”

Г) Методы крещения Руси.

- Прочитайте документ, определите, какое представление о характере начального этапа крещения Руси даёт нам “Повесть временных лет”?

Крещение Руси. Из повести “Временных лет”.

Владимир пришёл в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры – один изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить его с горы в ручей. Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его. После этого Владимир послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идёт против меня”. Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. А людей заставлял креститься по всем городам и сёлам. И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мёртвым…

- объясните смысл пословицы, появившейся в то время: “Путята крестил мечом, а Добрыня – огнём”. Почему эта пословица, по замечанию историка С. Соловьёва, была бранной для новгородцев?

Д) Значение крещения Руси:

- для хозяйственного развития Руси - _____________________________________________;

- для развития международных отношений - _______________________________________;

- для развития культуры и образования - __________________________________________ .

Раскройте понятие двоеверие - …………………………………………………………

3 вариант- с помощью наводящих вопросов:

А) исторические причины религиозной реформы:

1 ……………, 2 ……..………., 3 …..………….., 4 .…..…………., 5 .……..……….

Вопрос 1: Как назывались верования восточных славян до принятия христианства? (язычество).

Призывали верить в одного Бога на небе и подчиняться власти одного правителя на земле? (нет).

Способствовали ли они, т.о., усилению власти князя? (нет)

Вопрос 2: Почему предшественники Владимира много воевали с соседними государствами?

(Соседние государства не рассматривали языческую Русь в качестве полноправного партнёра на на международной арене и спешили ли заключить выгодные договоры и династические браки).

Вопрос 3: Чему способствовало бы приобщение Руси к мировой религии?

(Развитию культуры, письменности, духовному обогащению Руси, укреплению нравственных устоев общества).

(они стали решающим фактором в выборе веры)

В) дату крещения князя Владимира и его дружины - ____г.; условия и обстоятельства, при которых произошло крещение князя.

Г) Методы крещения Руси.

- Прочитав документ, определите, насильственными или мирными были методы крещения Руси?

Д) Значение крещения Руси:

- для хозяйственного развития Руси - _____________________________________________;

- для развития международных отношений - _______________________________________;

- для развития культуры и образования - __________________________________________ .

Раскройте понятие двоеверие - …………………………………………………………

3) Итоги деятельности князя Владимира Святославича.

ЗАДАНИЕ 6 – 2 и 3 вариант – определите итоги деятельности князя, соотнеся цели с результатами:

Цели правления

Результаты правления

1.

2.

3.

1.

2.

3.

3. Оценка личности.

ЗАДАНИЕ 7 2 и 3 вариант - дайте оценку личности Владимира Святославича.

А) Ознакомьтесь с высказываниями русских историков. Какую оценку они дают князю, согласны ли с ней вы?

Б) Дайте оценку личности с точки зрения прогресса, общественного блага, позиций гуманизма.

Соотнесите поставленные цели средствам их достижения и результатам, сделайте вывод.

В) Определите роль личности в истории Руси. Была ли выполнена её историческая миссия?

Г) Какие качества проявил князь, всегда ли был мудрым, дальновидным и последовательным политиком, государственным деятелем?

… Владимир с помощью злодеяния и храбрых варягов овладел государством; но скоро доказал, что он родился быть государем великим. Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил и в истории имя Великого. Важнейшее дело князя то, что Россия, наконец вся и торжественно признала святость Христианства. Быв в язычестве мстителем свирепым, гнусным сластолюбцем, воином кровожадным и – что всего ужаснее – братоубийцею, Владимир, наставленный в правилах христианства, боялся уже проливать кровь самых злодеев и врагов отечества. Но имя великого принадлежит ему и за дела государственные. Он смирил бунты своих данников, отражал набеги хищных соседей, старался просветить Россию, населял пустыни.

Н. Карамзин

… Деятельность Владимира отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались усобицами братьев и перестали платить дан. Главная черта его деятельности состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чуждой земли покинул свою, которою едва не овладели варвары ; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров.

С. Соловьёв

… Народ прозвал своего щедрого князя Красным Солнышком. Когда Владимир скончался, все плакали – бояре о защитнике земли, бедные и сирые о своём заступнике и кормителе. С плачем положили тело в каменный гроб и опустили в землю.

историк А. Нечволодов

5. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (8 минут)

ЗАДАНИЯ по вариантам:

А) учащиеся 2 варианта отвечают на вопросы, выполняют задания:

- прочитать текст, найти и исправить ошибочное:

… К княжению Владимира относится окончательное подчинение русскому князю племён дреговичей, воспользовавшихся уходом Святослава, а потом междоусобием сыновей его и переставшими платить дань в Киев. В то время, когда Владимир уже не искал славы Героев и жил в мире с соседскими государями, хищные хазары беспрестанно опустошали Россию. В годы своего правления князь совершил завоевательные походы в Болгарию и Швецию…

Б) учащиеся 3 варианта выполняют задание:

- определить, что является лишним в логическом ряду, мнение аргументировать:

  •  вятичи, древляне, радимичи;
  •  Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович? 

В) учащиеся 1 варианта должны заполнить пробелы в высказывании С. Соловьёва и Н. Карамзина:

………………….. есть особенность русской истории: ни одному другому государству не предстояло необходимости выбора между ……………………………..

Главной государственной реформой была ……………………………………………………………………...

Г) все учащиеся должны внимательно прослушать историческую сценку, ответить на вопросы:

3 вар. - Какие религии мог выбрать князь? Какую религию превратил в государственную?

2 вар. - Почему был сделан выбор между христианством и другими мировыми религиями в пользу христианства, между западным и восточным христианством в пользу восточного?

1 вар. - Какие особенности религии повлияли на решения князя?

Ведущий- проповедники из разных стран посылали в Киев своих мудрых послов склонять Владимира к принятию веры своей. Выслушал князь речи посла от булгар. Описание Магометова рая и цветущих гурий пленило его воображение, но обрезание и запрет пить вино показались ему ненавистными.

Князь – вино есть веселие для русских, не можем жить без него.

Ведущий – убеждали в правоте веры своей также полы немецких католиков.

Князь – идите обратно! Отцы наши не принимали веры от римского Папы.

Ведущий – выслушал и иудеев, посланцев от гневных хазар и спросил их:

Князь – а где Отечество ваше?

Посол из Хазарии – в Иерусалиме, но Бог в гневе своём расточил нас по землям чуждым!

Князь – и вы, наказанные Богом, дерзаете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться Отечества своего!

Ведущий – наконец, безымянный философ, присланный греками, рассказал Владимиру содержание Библии, историю рая, греха, ада.

Греческий посол – крестись, князь, и будешь в раю первым!

Ведущий – Владимир отпустил посла с дарами и великой честью. Отправил он мужей в разные земли испытать, который народ достойнее поклоняется божеству.

Муж – видели мы, Великий князь, в земле булгар – мусульман храмы скудные, моление унылое, лица печальные. В земле католиков богослужение с обрядами, но безо всякого величия и красоты. Но в Константинополе своим великолепием поразили нас храмы, убранство алтарей, красота живописи. А императорский дворец – святыня, императору отвешивают земные поклоны, целуют стопы и колена!

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ (8 минут).

ЗАДАНИЕ по вариантам:

А) учащиеся 1 варианта отчитываются о проделанной работе – один из них даёт развёрнутую характеристику личности Владимира Святославича, остальные слушают, дополняют и оценивают ответ.

Б) учащиеся 2 и 3 варианта слушают и задают отвечающему вопросы, оценивают ответ.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ОБУЧЕНИЯ (1минута)

Преподаватель предлагает учащимся подвести итоги занятия, определить степень реализации поставленной учебной цели. Проводит рефлексию. Оценивает деятельность каждого учащегося на занятии и учебной группы (класса) вцелом.

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Прочитать параграф 8, ответить на вопросы, стр. 63 – 64: 1 вар.- 1, 3, 1; 2 вар.- 4, 5, 6; 3 вар.- 3, 2.

Готовить устную характеристику личности Владимира Святославича.

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?numb_artic=214249


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50052. ЯВЛЕНИЕ САМОИНДУКЦИИ 99 KB
  Цель работы: ознакомиться с явлением самоиндукции; изучить зависимость постоянной времени электрической цепи состоящей из катушки индуктивности и омического сопротивления от величины сопротивления; определить величины индуктивности катушки и магнитной проницаемости сердечника соленоида. Найдём функциональную зависимость силы тока от времени. 12 Величину t=L R называют постоянной времени цепи которая равняется времени за которое при разрядке...
50053. Изучение команд меню Corel Draw10 117.5 KB
  Команда предназначена для загрузки в активный документ векторного растрового или текстового файла. Существует возможность загрузки нескольких десятков форматов и этот набор охватывает большинство наиболее распространенных графических и текстовых форматов. Позволяет сохранить информацию активного документа в различных форматах векторных растровых и текстовых. Текстовая информация может быть экспортирована либо вся либо из текущей страницы при включенном режиме Export this pge only Экспортировать лишь текущую страницу.
50054. Определение теплоемкости твердого тела 116 KB
  Цель работы: 1 измерение зависимости повышения температуры исследуемого образца в муфельной печи от времени; 2 вычисление по результатам измерений теплоемкости исследуемого образца. В любой момент времени количество тепла поступившее от электронагревателя идет на нагрев установки и на излучение в окружающую среду: [2] Величина Qпотерь пропорциональна разнице температур между печью и окружающим воздухом и может быть принята равной нулю в начальный момент времени. Прямое определение величин в уравнении [2] в начальный момент...
50055. Измерение параметров емкостей в цепи переменного тока 195.5 KB
  Плеханова технический университет Кафедра Общей и технической физики лаборатория электромагнетизма Измерение параметров ЕМКОСТЕЙ в цепи переменного тока Методические указания к лабораторной работе № 6 САНКТПЕТЕРБУРГ 2009 УДК 531 534 075. Цель работы: Определение импеданса сдвига фаз и измерение емкости на разных частотах в резистивноемкостной цепи. При работе на переменном токе с реактивными элементами в цепи индуктивность емкость следует обязательно учитывать их реактивный характер проводимости. Кроме того реактивные элементы...
50057. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ МАХОВОГО КОЛЕСА МЕТОДОМ КОЛЕБАНИЙ 286.5 KB
  Цель работы: Ознакомление с методом измерения моментов инерции тел обладающих осевой симметрией. Основные теоретические положения к данной работе (основополагающие утверждения: формулы, схематические рисунки)
50058. ВЫБОР СПЕЦОДЕЖДЫ, СПЕЦОБУВИ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 108.5 KB
  Изучить Правила обеспечения работников специальной одеждой специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты принятыми Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 18 декабря 1998 г. Составить личную карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты по представленной форме в соответствии с заданием. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются преподавателем или берутся из справочника по охране труда в сельском хозяйстве...
50059. Рефрактометр Рэлея 260.5 KB
  Элемент щели dx посылает в направлении φ волну с амплитудой пропорциональной dx. При этом будем считать что угол φ достаточно мал sin φ ≈ φ и что в правой щели искусственно создана дополнительная разность хода Δ одинаковая для всех ее элементов это позволит написать смещение интерференционных полос используемое для измерений в интерферометреРэлея. Интегрируя 3 найдем 4 где а расстояние между щелями b ширина щели. Первый из них описывает распределение интенсивности в дифракционной картине Фраунгофера от одной щели.
50060. Техніка пересувань футболістів у нападі та захисті 21 KB
  Футболіст пересувається короткими кроками і завжди повинен бути готовий до миттєвої зупинки або зміни темпу й напрямку руху. Найважливіше під час вистрибування вибрати відповідне місце відштовхування врахувавши швидкість та висоту руху м’яча. Ефективний спосіб пересувань – зміна напрямку руху. Для того щоб змінити напрямок руху з мінімальною втратою часу футболісти застосовують повороти: переступанням стрибком на опорній нозі.