6112

Региональные финансы

Конспект

Финансы и кредитные отношения

Региональные финансы Управление финансами можно рассматривать как сознательное воздействие органов управления на финансовые отношения экономических субъектов региона, на их финансовые потоки, осуществляемые в целях осуществления и сбалансированности...

Русский

2012-12-28

30.41 KB

19 чел.

Региональные финансы

Управление финансами можно рассматривать как сознательное воздействие органов управления на финансовые отношения экономических субъектов региона, на их финансовые потоки, осуществляемые в целях осуществления и сбалансированности, устойчивости соц.-эк. системы и ее финансовой подсистемы.

ТЕМА №2

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ РЕГИОНА

  1. Субъекты финансового управления.
  2. Лучшие практики управления финансами  региона и местных органов власти.
  3. Государственно-частное партнерство.
  4. Система оценки результативности деятельности органов исполнительной власти Самарской области.

Субъекты финансового управления

Субъектами государственного управления финансовыми потоками региона являются региональные органы власти (управляющие органы – финансовый аппарат в лице законодательных органов, принимающие законы о финансах, и исполнительных органов субъектов федерации, направляющий, регулирующих, контролирующих финансовые процессы в государственном и негосударственном секторах экономики).

В состав региональных финансовых отношений входят отношения, складывающиеся внутри каждого сектора региональной экономики. Хоз.субъекты преследуют свои основные цели, как правило, не связанные с решением задач территории. Перераспределение первичных доходов происходит через налоговый механизм. В результате чего образуются централизованные фонды государства, органов местного самоуправления и конечные доходы хозяйствующих субъектов, населения. В хозяйствующих субъектах конечные доходы распределяются на потребление и накопление с участием финансовых посредников – кредитной системы и фондового рынка.

Цели и функции подсистем региональной финансовой системы

Системы (подсистемы)

Цели систем (подсистем)

Функции систем (подсистем)

Региональная финансовая система

Рост региональных инвестиций

Финансовое обеспечение социально-экономических процессов региона

Государственные и муниципальные финансы

Финансовое обеспечение деятельности органов власти

Аллокация, перераспределение, стабилизация, фискальная

Финансы организаций

Обслуживание процесса производства

Выбор форм и методов финансового обеспечения деятельности, распределение финансовых ресурсов, организация финансового контроля

Финансы домохозяйств

Повышение уровня жизни населения

Воспроизводственная, стимулирующая, обеспечивающая интеллектуальное и духовное развитие человека

 

Источники финансовых ресурсов предприятия

Источники финансовых ресурсов населения

Источники финансовых ресурсов региональных и местных органов власти

Прибыль до налогообложения

Амортизационные отчисления

Устойчивые пассивы

Средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной наличностью

Долгосрочные кредиты и займы

Взносы в УК

З/п

Доходы от предпринимательской деятельности

Доходы от операций с личным имуществом

От кредитно-финансовых операций

Социальные трансферты

Налоги

Неналоговые доходы

Безвозмездные перечисления

Государственный и муниципальный кредит

Доходы от эмиссии ценных бумаг

Методология управления налогами должна учитывать:

  1. Их движение происходит в денежной или стоимостной форме.
  2. Целенаправленность (денежные фонды создаются и расходуются строго в соответствии с целевым назначением).
  3. Высокая степень организованности, обусловленная необходимостью согласования интересов субъектов финансовой системы.
  4. Регламентированность.

Главным субъектом является Министерство управления финансами.

Государственно-частное предпринимательство.

Принято постановление о государственно-частном партнерстве.

Экономика ряда развитых стран широко применяет практику взаимодействия государства и частного бизнеса.

Public Private Partnership

Эта форма основывается на ослаблении прямого воздействия государства в экономике, передаче функциональных полномочий частному сектору и одновременно сохранении и усилении регулирования. В зависимости от степени интенсивности решаемых задач в рамках ГЧП существует ряд моделей. КОНЦЕССИЯ – это модель финансирования, представляющая собой коммерческий наем, лизинг и различные формы финансирования. Концессионное соглашение  - форма отношений между государством и частным бизнесом, основывается на том, что государство, оставаясь собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока определенные функции, оговоренные соглашением, и наделяя частного партнера определенными полномочиями. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату, оговоренную в соглашении.

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ.

Д/З: министерство финансов

Постановление о ГЧП

Закон Самарской области от 02.106.2010 ГД №72 «Об участии С.О. в государственных частных партнерствах»

СРП – это договор, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу мин.сырья на участке недр указанном в соглашении. Инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет  и на свой риск.

ГЧП – участие частного сектора в капитале гос.предприятия может предполагать акционирование и создание совместных предприятий.

Разнообразные контракты, которое государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для гос.нужд, контракты технической помощи и д.р.  

Для проектов, реализуемых на условиях ГЧП, определяются цели, объемы, ресурсы. Т.е. организация проекта ГЧП – это процесс, обеспечивающий подготовку, принятие, исполнение решения органа гос.муницип.управления по реализации проекта ГЧП. Ответственность лежит на органах гос.муницип.управления.

17.09.2012

Лучшая практика управления финансами.

Правительство любой страны вне зависимости от количества уровней органов власти несет ответственность за предоставление определенных общественных услуг. Поэтому необходим контроль за качеством управления финансами на региональном и местном уровне. Исходя из этого, возникла необходимость создания системы стандартов, требований и рекомендаций для более эффективного использовании я фин.ресурсов на уровне регионов и местного уровня. Большой опыт в этом вопросе у развитых стран.

Рассмотрим отдельные принципы внедрения лучших практик.

Лучшие практики в области управления региональными и местными финансами применяются во всех странах.

Выделяют 2 основных подхода:

  1. Состоит в развитии соответствующего федерального законодательства, устанавливающего стандарты и требования, которые должны выполняться региональными и местными органами власти. Этот метод применяется в странах континентальной Европы. Они разрабатывают нормы национального законодательства. Все процедуры и технологии в области управления финансами, которые нац.правительства считают лучшей практикой.
  2. Присущ странам «общего права», представленным англо-саксонскими странами. Разрабатывается 2 вида документов – рекомендации для рег. и местн. органов власти, коллекции практик, которые считаются лучшими. В некоторых случаях рекомендации или коллекции включаются в Кодексы.

В федеральных государствах субнациональные образования обычно пользуются сравнительно большей автономией в принятии решений в сфере региональн. и муницип.финансов, играют ведущую роль в Бюдж.системе страны или даже доминирует в ней. В унитарных государствах нац.правительство обычно доминирует в сфере управления финансами.

Различаются страны и по уровню контроля гражданского общества над управлением общественными финансами.  Страны общего права разрабатывают детальные законодательства с нормами и правилами (доминирование государства). Это страны, не придерживающиеся принципов общего права. Страны, придерживающиеся общего права, дают больше возможностей для контроля регионального и местного органа власти. Англосаксонские страны применяют концепцию составления рекомендаций для распространения лучших практик.

Например, в США Ассоциация гос. финансистов формирует библиотеку лучших практик, постоянно обновляемую по 5 основным направлениям:

  1. БУ
  2. Аудит и финансовая отчетность
  3. Управление бюджетом и финансовый менеджмент
  4. Управление ликвидностью
  5. Управление долгом

В таких странах как Франция или Германия региональные и местные органы власти выполняют требования нац. законодательства.

Лучшие практики выносятся на обсуждение и затем утверждаются в нац./фед. законодательстве.

Оба способа имеют одну цель – повышение эффективности использования общественных средств на региональном и местном уровне.  Соответствие строго определенным нормам, достижение определенных результатов, предложение готовых процедур для рег./местн. уровней власти.

В 2008 году Правительство С.О. подготовило постановление №103, которое называется «О подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти С.О.».

Данное положение устанавливает основные принципы и правила подготовки, предоставления и рассмотрения докладов.

Главная цель – эффективная деятельность органов исполнительной власти. Доклад состоит из нескольких разделов, кроме того к докладу прилагаются документы, подтверждающие достоверность представленных в них данных о размере бюджетных расходов.

Доклад подписывается руководителем и направляется губернатору.

Достоверность содержания Доклада проверяется путем:

  1. Сравнения данных о значениях показателей за отчетный год, указанных в докладе, с данными Органов статистики или Минфина области

Если выявлена неполнота или недостоверность сведений, то необходимо уточнить данные с учетом результатов проверки.

Методика содержит ряд формул, на основании которых делаются расчеты по показателям , установленным для каждого ГРБС.

Доклад должен содержать цели и задачи для каждого ГРБС, при определении целей рекомендуется руководствоваться следующими требованиями – релевантность, специфичность, измеримость, краткость формулирования целей.

 

18.09.12 СЕМИНАР

Автономные учреждения:

  1. Казенные учреждения, работают по смете
  2. Бюджетные учреждения (доход в форме субсидий)
  3. Автономные учреждения имеют право счета в коммерческом банке.

Переход в рейтинг автономного учреждения. Получают средства в виде субсидии в расчете на 1 услугу или человека. При муниципалитете создается попечительский совет, в ведение автономного учреждения передается недвижимое и особо ценное движимое имущество.  

ТЕМА №3

Территориальное сводное планирование

  1. Территориальный сводный финансовый баланс
  2. Реестр расходных обязательств Самарской области
  3. Роль региональных целевых и целевых ведомственных программ в развитии экономики региона.

Территориальный сводный финансовый баланс.

Основным инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных  и использованных на данной территории. Предполагает сведение во едино различных видов финансовых планов: фин.планов организаций, террит.бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения.

С помощью баланса можно определить все фин.ресурсы административной-террит. единицы. В нашей стране сводный фин.баланс на общем гос.уровне стал составляться с 30х гг. прошлого века. На областном и городском уровнях только в середине 70х гг. составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана. Необходимость разработки терр. сводных фин. планов обусловлено рядом факторов:

  1.  Разработка программ, предусматривающих объединение усилий терр.органов власти и предприятий, расположенных на их территории по экономическому и социальному развитию.
  2. Значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ.
  3. Необходимость сведения воедино различных фин. планов, отражающих отдельные стороны и этапы пере/распределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Как экономико-организационный процесс сводное планирование призвано решать следующие задачи:

  1. Обеспечить возможности фин.обеспечения стратегических целей и основных задач развития региона на конкретный период  с учетом уровня развития общества.
  2. Определить источники фин.ресурсов.
  3. Обосновать рациональные и эффективные пути использования фин.ресурсов для достижения поставлены целей.

Планирование фин.ресурсов сопровождается анализом достигнутого уровня, мобилизации и использования фин.ресурсов, выявление степени соответствия этого уровня потребностям развития региона.

Территориальный сводный финансовый план должен учитывать доход, созданный на территории региона и использованный там же, часть НД, созданная за пределами региона, но поступающими на его территорию в порядке распределения и перераспределения. Доходную часть сводного баланса включаются средства, созданные в регионе, но направляемые в вышестоящий бюджет. Платежи из прибыли, налоги.

Промежуточным звеном в системе сводного финансового планировании является фин.обеспечение комплексных целевых программ. Информационной базой при разработке сводного фин.баланса региона является: данные территориальных эк., фин., стат. органов,  функц.подразделений террит.органов власти, показатели проектов планом эк.-соц. развития территории, данный террит.бюджета, внебюджетных фондов, балансов доходов и расходов всех организаций, расположенных на территории независимо от их ведомственной подчиненности.

Доходы:

  1. Амортизационные отчисления
  2. Налоги
  3. Безвозмездные перечисления от других уровней власти
  4. Прибыль (убыток) – сальдо
  5. Средства целевых бюджетных фондов
  6. Средства для образования гос.внебюджетных фондов

Расходы:

  1. Расходы организаций за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, а также за счет амортизации
  2. Субсидии/субвенции
  3. Отдельно учитываются затраты на капитальное вложение

В отличие от бюджета, являющегося законом, региональный фин.баланс служит аналитическим документом, составление которого позволяет: сопоставить потребности территорий и реальные возможности для их покрытия; определить фин.обеспеченность конкретной территории; выявить потенциал регионального бюджета и внебюджетного фонда; представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад гос.ресурсов в развитие региона; выявлять узкие места; позволяет контролировать эффективность использования ресурсов; позволяет добиваться террит. и ведомств. интересов.

Реестр расходных обязательств

Министерство управления финансами формирует лимиты бюджетов ассигнований областного бюджета и доводит их до ГРБС.

ГРБС - главные распорядители бюджетных средств.

В соответствии с БК планирование бюджетных ассигнований осуществляют ГР БС и предоставляют реестр действующих расходных обязательств и реестр принимаемых расходных обязательств.

Долгосрочные целевые и ведомственные программы

Основное направление реформы бюджетного процесса  - это переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.

Расширение сферы применения  и повышения качества программ целевых методов должно базироваться на:

  1. Предоставлении ежегодных докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности
  2. Расширении полномочий администраторов бюджетных программ в процессе исполнения бюджета

Общими требованиями к бюджетным целевым программам являются:

  1. Четкая формулировка цели программы, соответствующей полномочиям и сфере ответственности администратора, координатора программы
  2. Описания, поддающиеся количественным оценкам ожидаемых результатов реализации программ, т.е. эффект от предоставленных услуг для их получателей
  3. Наличие системы показателей для измерения результатов  и целевых значений каждого из таких показателей
  4. Обоснование потребностей в ресурсах для реализации достижения цели или результатов программ, рисков и устойчивости программы к внешним условиям
  5. Описание системы управления программой, разграничение полномочий и ответственности различных единиц управления

Основными различиями между ведомственными целевыми программами и целевыми программами являются …. Постановление о разработке и реализации целевых программ №253 и Постановление №2 от 16.01.2008

  1.  

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10260. Роль философии права в изучении юриспруденции в Италии 149.81 KB
  О роли философии права в изучении юриспруденции в Италии В последнее время все чаще можно встретить утверждение о том что обучение студентовюристов стало сегодня гораздо более интенсивным правда знаний при этом они получают гораздо меньше. Суждение довольно ре...
10261. К основному вопросу философии права 97 KB
  К основному вопросу философии права С тех пор как в теоретических исследованиях право стало изучаться с точки зрения философии а уже у Гесиода прозвучало: Следуй всегда закону который среди всех благ является наивысшим никогда не учиняй насилия и особенно с того ...
10262. Философия права и естественное право 81 KB
  А. Основные положения. 1. Философия права и естественное право. Философия права является отраслью философии о человеке т.е. той философии которая имеет целью познать положение человека и человеческой культуры во вселенной и в мировом развитии. Право как и другие ...
10263. Вальденберг. В. О задачах философии права 75 KB
  В. Вальденберг О задачах философии права Поднимая вопрос о задачах какой-нибудь науки мы можем давать этому вопросу двоякого рода постановку. Может быть так что наука существует и существование ее не подлежит никакому спору, но мы сомневаемся что те задачи которые ...
10264. Проблемы буржуазной теории права 129.5 KB
  Проблемы буржуазной теории права: Философия права. М.: ИИИОН 1984. Философия права и её место в системе юридических наук. Обзор По общему признанию западная философия права переживает ныне не лучшие времена. И причины её кризи...
10265. Правовая онтология 694.5 KB
  Правовая онтология 1. Человек как правовое существо Рассмотренные определения сущности и понятия права в его различении и совпадении с законом позволяют охарактеризовать право под углом зрения онтологии учения о бытии гносеологии учения о познании и аксиологии у
10266. Единство и многообразие мировой истории 34 KB
  Единство и многообразие мировой истории 1. Развитие понятия История 2. Единство мировой истории 3. Многообразие мировой истории 4. Роль личности в истории 1. Развитие понятия История История человечества это история множества народов и государств стран и р
10267. Общественное сознание Духовная жизнь 39 KB
  Общественное сознание Духовная жизнь Основными элементами духовной жизни общества являются: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Духо
10268. Практика есть специфический человеческий способ отношения к миру 23.5 KB
  Практика Практика есть специфический человеческий способ отношения к миру заключающийся в активном целенаправленном преобразовании объективно существующих в нем предметов и явления. Понятие деятельность по объему шире понятия практика так как оно включает в себ...