61194

Железо и его соединения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Повторить свойства соединений алюминия. Охарактеризовать железо по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Познакомить с физическими и химическими свойствами железа как простого вещества. Сформировать понятия о составе и свойствах оксидов и гидроксидов железа.

Русский

2014-05-24

127.5 KB

4 чел.

Урок химии в 9-м классе

Тема урока: «Железо и его соединения»

  1.  Повторить свойства соединений алюминия.
  2.  Охарактеризовать железо по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
  3.  Познакомить с физическими и химическими свойствами железа как простого вещества.
  4.  Сформировать понятия о составе и свойствах оксидов и гидроксидов железа.
  5.  Познакомить учащихся с качественными реакциями на катионы железа со степенями окисления 2+; 3+.

Развивающие:

  1.  На основе межпредметных связей продолжить формирование умений  устанавливать  взаимосвязь  между  составом,  строением  и свойствами веществ.
  2.  Знакомя учащихся с качественными реакциями, способствовать развитию исследовательских навыков.
  3.  Утвердить учащихся в познаваемости и единстве органического мира путем предоставления информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе.

План:

  •  Проверка выполнения домашнего задания.
  •  Железо как химический элемент.
  •  Физические свойства железа.
  •  Значение железа. Задача.
  •  Химические свойства железа.
  •  Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы железа».
  •  Заполнение карточек-прогнозов «Оксиды и гидроксиды железа».
  •  Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.
  •  Подведение итогов урока.
  •  Домашнее задание.

2. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтально: дописать уравнения реакций.

(Учащиеся выходят по одному к доске и записывают по одному уравнению реакции):

Fе2О3 + Аl =

Аl2(SО4)3 + ВаСl2 =

Аl(ОН)3 + NaОН =

Аl + О2 =

Аl + ? = Н2 + ?

? + КОН = Аl(ОН)3 + ?

НСl + ? = АlСl3 + Н2О

При проверке задания используем слайд №3.

Индивидуально (данные задания необходимо предложить более подготовленным, интересующимся предметом):

  1.  Напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия со следующими веществами: хлором, разбавленной серной кислотой, оксидом хрома (III), раствором сульфата меди (II). К каждому уравнению реакции составьте электронный баланс.
  2.  Напишите уравнения реакций получения хлорида алюминия четырьмя способами. К каждой реакции приведите электронный баланс или полные и сокращенные ионные уравнения.
  3.  Напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия со следующими веществами: бромом, серой, водой, гидроксидом натрия. К каждой реакции приведите электронный баланс.
  4.  К раствору, в котором находится 42,6 г нитрата алюминия, прилили раствор, содержащий 16 г гидроксида натрия. Рассчитайте массу образовавшегося осадка.

3. Актуализация знаний по теме

Учитель: Какие еще химические элементы относят к металлам?

Планируемый ответ: Натрий, калий, литий, кальций, барий (учащиеся могут и не назвать d-элементы).

Учитель: По какому признаку химические элементы относят к металлам?

Планируемый ответ: По количеству электронов на последнем энергетическом уровне , как правило, от одного до трех.

Формирование новых понятий и способов действия

4. Формирование знаний о железе - химическом элементе

Учитель: А железо можно отнести к металлам?

Планируемый ответ: По свойствам, конечно, можно, но нахождение железа в восьмой группе ставит это под сомнение.

Учитель: Железо действительно находится в восьмой группе, но в побочной подгруппе.

Записывает на доске схему электронного строения атома железа.

Fe +26 )2 )8 )14 )2       1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 3d6

d – элемент

Поэтому степень окисления железа в соединениях +2 и +3 (при участии еще одного электрона с предпоследнего уровня). Радиус атома железа - 0,126 нм, атомный радиус натрия - 0,186 нм, магния - 0,160 нм, алюминия - 0,14 нм. Какое влияние на свойства железа оказывают такие размеры атома и возможность отдавать электроны с внешнего и предвнешнего слоя?

Планируемый ответ: Железо, имеющее атомы небольших размеров и большое число электронов, участвующих в металлической связи, должно обладать высокой температурой плавления и значительной твердостью, но вместе с тем небольшой электропроводностью.

5. Формирование знаний о железе - простом веществе (слайды №4-8)

Учитель: Действительно ли такими важными свойствами обладает железо? Убедиться в этом и познакомиться не только с железом, но и его соединениями и будет целью нашего урока сегодня (слайд 4)

Демонстрируются физические свойства железа:

  •  теплопроводности (один конец стальной проволоки с кнопками на пластилине нагревается, кнопки по порядку падают на подставку демонстрационного стола), учащиеся делают вывод: железо теплопроводно;
  •  электропроводности  (замыкается  простейшая  электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается), учащиеся делают вывод: железо электропроводно;
  •  наличие металлического блеска (металлическая пластина поворачивается при дневном свете), учащиеся делают вывод: металлический блеск есть;
  •  пластичности и ковкости (демонстрируются изделия из железа и его сплавов: трубки, решетки), учащиеся делают вывод: железо пластично и ковко;
  •  магнетизма (к железным гвоздям подносится магнит, и гвозди притягиваются), учащиеся делают вывод: железо магнитно.

Способность притягиваться магнитом и самому быть магнитом - одно из удивительных свойств железа. Явление магнетизма известно с глубокой древности. Слово магнетизм происходит от названия горы Магнезии в Малой Азии. Здесь существовало богатое месторождение магнитного железняка. Практическое применение магнетизм получил значительно раньше, чем началось его научное исследование. Мореходы издавна пользовались компасом с магнитной стрелкой.

В 1755 году швейцарский ювелир Дитрих впервые изготовил подковообразный магнит. Электромагнит с железным сердечником изобрел в 1823 году самоучка, сын английского сапожника Стержен. Его магнит состоял из одного слоя голого медного провода, навитого на лакированный железный сердечник. Американец Генри усовершенствовал электромагнит, навив на железный сердечник провод в несколько слоев. Генри изолировал сами провода вместо того, чтобы лакировать сердечник. Навивая на каркас все больше слоев проволоки, Генри делал более мощные электромагниты. В 1831 году он изготовил электромагнит, который мог поднимать 300 килограммов.

Как известно, у металлов довольно высокий коэффициент теплового расширения. По этой причине стальные сооружения в зависимости от времени года, а следовательно, от температуры окружающего воздуха, становятся то длиннее, то короче. Так, знаменитая Эйфелева башня - «железная мадам», как часто называют ее парижане, летом на 15 см выше, чем зимой (слайд 5)

Плотность железа в кг/м3 - 7900, температура кипения – 2770° С, температура плавления - 1 536° С.

Учитель: А что мы знаем о железе? Где встречается железо в природе?

1-й ученик: Австралийский исследователь в области физики твердой Земли Стейси считает, что средняя плотность Земли и внутреннее ее строение, по данным сейсмологии, хорошо согласуются с допущением, что Земля обладает жидким железным ядром с плотностью при нулевом давлении 7 г/см3, окруженным твердой мантией из силикатов с плотностью 3,3 г/см3.

2-й ученик: По современным представлениям, в 16-километровой толще земной коры содержится 4,5 % железа. В следующем слое, лежащим под земной корой, железа находится втрое больше; центр земного шара состоит из железа с примесью никеля и кобальта. В среднем же земной шар состоит на 34,6 % из железа. В составе Земли железо преобладает как по массе, так и по числу атомов. Оно является важнейшей составляющей частью в строении нашей планеты.

Учитель: Это современные представления о распространении железа, но человек знаком с железом очень давно. Действительно ли это так?

3-й ученик: Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки человека, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения: железо входило в состав метеоритов, упавших на нашу планету. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем» (слайд 6). В то же время многие крупные ученые еще в конце XVIII века не допускали и мысли о том, что Вселенная может «снабжать» Землю железом. В 1751 году вблизи немецкого города Ваграма упал метеорит. Спустя сорок лет венский профессор Штюц писал об этом событии: «Можно себе представить, что в 1751 году даже самые просвещенные люди в Германии могли поверить в падение куска железа с неба, - насколько слабы были тогда их познания в естественных науках... Но в наше время непростительно считать возможными подобные сказки».

На поверхность земного шара ежегодно выпадают тысячи тонн метеоритного вещества, содержащего до 90 % железа. Самый крупный метеорит найден в 1920 году в юго-западной части Африки. Это метеорит Гоба, весящий около 60 тонн. В 1891 году в Аризонской пустыне была обнаружена громадная воронка диаметром более 1200 и глубиной 175 метров. Ее образовал гигантский железный метеорит, упавший в доисторические времена.

4-й ученик: (слайды 7-8) Восточная легенда повествует о том, как египетский султан и полководец XII века Саладин (Салах-ад-дин) состязался в ловкости и воинском искусстве с английским королем Ричардом I по прозвищу Львиное Сердце. Могучим ударом меча Ричард разрубил пополам копье одного из рыцарей, продемонстрировав тем самым высокую прочность клинка и собственную силу. В ответ Саладин подбросил в воздух тонкий шелковый платок и рассек его на лету своей саблей, что говорило не только о ловкости султана, но и об удивительной остроте его оружия.

По преданию, одни из лучших на Востоке клинков изготовляли мастера из Аджлуна (на севере Иордании). В Средние века здесь было широко развито оружейное дело, и на протяжении нескольких столетий Аджлун снабжал саблями, мечами, кинжалами армии арабских халифатов, воевавших с крестоносцами и другими завоевателями.

Недавно археологи обнаружили в окрестностях Аджлуна остатки кузнечных мастерских и заброшенные копи, где горняки средневековья добывали железную руду. Находка археологов еще раз подтвердила высокий уровень развития металлургии и оружейного дела, достигнутый древними аджлунекими мастерами.

6. Формирование знаний о химических свойствах железа

Учитель: Рассмотрим химические свойства железа.

I. Взаимодействие с простыми веществами

Взаимодействие железа с кислородом (демонстрация опыта учителем).

Предварительно собирают кислород в колбу и закрывают пробкой. Нагревают до воспламенения железной опилки и опускают в колбу с кислородом.

Fe+O2FeO·Fe2O3

Задание: Расставьте коэффициенты в указанном уравнении реакции методом электронного баланса. Один ученик работает у доски.

Планируемый ответ:

Fe0    -2e Fe+2    1

в-ль

2Fe0 -6e → 2Fe+3  1

в-ль

O2    +4e 2O-2    2

ок-ль

3Fe+2O2=Fe3O4 железная окалина

Взаимодействие железа с хлором

Fe+Cl2FeCl3

Д/з: расставить коэффициенты методом электронного баланса, определить восстановитель и окислитель в реакции.

Взаимодействие железа с серой.

 Fe+SFeS

Д/з: расставить коэффициенты методом электронного баланса, определить восстановитель и окислитель в реакции.

II. Взаимодействие со сложными веществами

Взаимодействие железа с солями, образованными менее активными металлами (демонстрация опыта учеником). К доске выходят два ученика. Один выполняет опыт, другой делает записи на доске.

В каждую из 2-х пробирок налили по 4-5 мл сульфата меди (II). Одну поставили в штатив для сравнения. В другую насыпали немного железных опилок. Перемешали содержимое пробирки до тех пор, пока не исчезнет синяя окраска раствора. Сравнили цвет раствора в 2-х пробирках.

Fe+CuSO4= FeSO4 + Cu

Fe0+Cu2++ SO42- = Fe2+ + SO42- + Cu0

Fe0+Cu2+= Fe2++Cu0

в-ль

Взаимодействие железа с кислотами (демонстрация опыта учеником). К доске выходят следующих два ученика. Один выполняет опыт, другой делает записи на доске.

При опускании железа в растворы соляной и серной кислот идет реакция с выделением водорода. В пробирку кладут 2-3 канцелярские кнопки или маленькие железные гвоздики и наливают по 4-5 мл раствора соляной кислоты (1:1). Пробирку нагревают до начала выделения водорода (не до кипения). Когда реакция закончится, обратите внимание на окраску раствора хлорида железа (II).

        Fe + 2HCl= FeCl2 + H2                   Fe0+2H+= Fe2++ H2

                                                           в-ль

        Fe + H2SO4= FeSO4 + H2         Fe0+2H+= Fe2++ H2

                                                           в-ль

Учитель:  В концентрированных растворах серной кислоты железе окисляется до Fe3+:

Fe + H2SO4→ Fe2 (SO4 )3 + H2O+SO2

Задание: Расставьте коэффициенты в указанном уравнении реакции методом электронного баланса. Один ученик работает у доски.

Планируемый ответ:

Fe0    -3e Fe+3  2

в-ль

S+6   +2e S+4   3

ок-ль

2Fe0 + 6H2S+6O4= Fe+3 2 (SO4 )3 + 6H2O+3S +4O2

Учитель: Однако в серной кислоте, концентрация которой близка к 100%, железо становится пассивным и взаимодействия практически не происходит.

В разбавленных и умеренно концентрированных растворах азотной кислоты железо растворяется:

Fe + HNO3→ Fe (NO3)3 + H2O+NO

Д/з: Расставьте коэффициенты методом электронного баланса

Учитель: При высоких концентрациях HNO3 (d=1,41) растворение замед-ляется и железо становится пассивным.

Взаимодействие железа с водой.

Для проведения этой реакции необходима высокая температура, поэтому учитель предлагает учащимся только записать уравнение реакции

Fe + H2O →  Fe3O4 + H2

Д/з: расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Учащиеся делают вывод о химических свойствах железа.

7. Формирование  знаний о соединениях железа

Железо - активный металл, поэтому встречается в природе в виде соединений, известны оксиды и гидроксиды, различные соли железа. Рассмотрим качественные реакции на ионы железа.

Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы железа»

Учащиеся выполняют лабораторную работу и оформляют её в тетради.

Инструктивная карточка к лабораторной работе

«Качественные реакции на ионы железа».

1) Качественные реакции на Fe2+

Налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (II). Добавьте к нему по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

Повторите опыт, заменив раствор гидроксида натрия раствором гексацианоферрата (III) калия К3[FeN)6] (красная кровяная соль). Отметьте цвет.

Запишите все уравнения реакций (cлайд № 4)

2. Качественные реакции на ионы железа (III)

Возьмите три пробирки и налейте в каждую по 1 мл раствора хлорида железа (III). К раствору в первой пробирке прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

Во вторую пробирку добавьте 1-2 капли раствора гексацианоферрата (II) калия К4[FeN)6] (желтая кровяная соль). Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.

К раствору в третьей пробирке добавьте 2 мл воды и одну каплю раствора роданида калия KSCN. Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите в проходящем свете. Отметьте цвет. Запишите все уравнения реакций

(слайд № 9).

Учитель: Обратите внимание на цвет осадков, образованных при добавлении щелочи. Учащиеся замечают, что осадки стали одинаковы по цвету. Действительно, гидроксид железа (II) превратился в гидроксид железа (III).

Записывается уравнение реакции на доске и в тетрадях.

4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3

Вывод: Реактивом на ионы железа (II) являются: щелочи и гек-сацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль), а на ионы железа (III) - щелочи, гексацианоферрат (II) калия (желтая кровяная соль) и тиоцианаты.

8. Формирование умений и навыков

Заполнение карточек-прогнозов

Учащиеся заполняют карточки-прогнозы (дают характеристику сложному веществу по плану). Эта работа хорошо знакома учащимся. Нужно отметить подходящие свойство или элемент строения. Работа выполняется по вариантам. Первый вариант - оксид и гидроксид железа (II), а второй - оксид и гидроксид железа (III).

Карточка-прогноз

Отметьте правильное высказывание:

1. Ваше соединение:

а) оксид,

б) гидроксид,

в) соль.

3. Железо в вашем соединении имеет степень окисления:

а) +2,

б)+3,

4. Агрегатное состояние вашего вещества:

а) газообразное,

б) жидкость,

в) твердое.

5. Ваше соединение реагирует:

а)  с водой,

б)  с кислотами,

в) с неметаллами,

г) разлагается при нагревании,

д) с металлами.

Учащиеся галочками выделяют нужное, а где необходимо (в последнем пункте) записывают уравнения реакций.

9. Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.

На данном этапе собираются карточки-прогнозы. Затем проводится беседа-обсуждение заполнения карточек. На экране (слайд №10) показаны уравнения возможных реакций.

Fe+32O3 – оксид железа (III)

Fe2O3+6HCl=2FeCl3+3H2O

Fe2O3+2Al=Al2O3+2Fe

Fe+3(OH)3 – гидроксид железа (III)

Fe(OH)3+3HCl=FeCl3+3H2O

2Fe(OH)3=Fe2O3+3H2O

Fe+2O - оксид железа (II)

FeO+2HCl=FeCl2+H2O

3FeO+2Al=Al2O3+3Fe

Fe+2(OH)2 – гидроксид железа (III)

Fe(OH)2+2HCl=FeCl2+H2O

Fe(OH)2=FeO+H2O

10. Подведение итогов урока

Учитель зачитывает пункты плана урока, а учащиеся отвечают, что им известно по этому вопросу.

В конце урока учитель говорит о том, что цель урока достигнута и называет окончательные отметки.

11. Домашнее задание: § 14, записи в тетради (слайд №11)

Домашнее задание

1. § 14

2. Расставить коэффициенты методом электронного баланса, определить восстановитель и окислитель в реакциях:

       Fe+Cl2FeCl3

Fe + S

       Fe + H2SO4→ Fe2 (SO4 )3 + H2O+SO2

       Fe + HNO3→ Fe (NO3)3 + H2O+NO

       Fe + H2O →  Fe3O4 + H2

Планируемый ответ( работа ученика у доски): 

Fe0 -3e Fe+3    1

в-ль

N+5    +3eN+2    1

ок-ль

Планируемый ответ (работа ученика у доски): 

Fe0 -3e Fe+3   2

в-ль

S+6    +2e → S+4    3

ок-ль

FeSО4 + 2NaОН = Fe(ОН)2↓ + Na2SО4

Выпадает осадок белого цвета. В присутствии же воздуха окраска делается зеленоватой.

ЗFeSO4 +2К3[Fe(CN)6] = Fe3[FeN)6]2 + ЗК2SО4

Образуется темно-синий осадок - турнбулева синь.

FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3↓+3NaCl

Образуется красно-бурый осадок.

4FeCl3+3K4[Fe(CN)6]=Fe4[Fe(CN)6]3+12KCl

Образуется темно-синий осадок - берлинская лазурь.

FeCl3+3KSCN=Fe(NCS)3+3KCl

Образуется соединение кроваво-красного цвета - тиоционат железа (III).

Fе2О3 + 2Аl = Аl2О3 + 2Fе

Аl2(SО4)3 +3ВаСl2 =3Ва SО4↓+ 2АlСl3

Аl(ОН)3 + NaОН = Na[Al(OH)4]

l +3О2 = 2Аl2О3

l +6HCl= 3Н2 + 2AlCl3 

AlCl3  + 3КОН = Аl(ОН)3 + 3KCl

3НСl + Аl(ОН)3 = АlСl3 + 3Н2О

1-й ученик: Железо имеет большое значение для биологии животных организмов, так как является основным катализатором дыхательных процессов. Организм взрослого человека содержит около 3 г железа, из которых приблизительно 75 % входит в состав гемоглобина. Основной функцией этой части железа является связывание молекулярного кислорода и перенос его в ткани. Последние, в свою очередь, содержат органические соединения железа, катализирующие процессы дыхания в клетках. Из отдельных частей организма наиболее богаты железом печень и селезенка.

2-й ученик: Интересное использование процесса окисления двухвалентного железа до трехвалентного имеет место в телах особого вида бактерий, так называемых железобактерий. Последние поглощают из окружающей среды соли двухвалентного железа и кислород, причем внутри их организмов протекает реакция, приблизительно выражающаяся уравнением:

4Fе(НСО3)2 + 2Н2O + О2 = 4Fе(ОН)2 + 8СО2

Выделяющаяся при этом энергия служит бактериям для поддержания их жизнедеятельности. Окисление железа является, следовательно, актом дыхания железобактерий и заменяет для них имеющее место в организмах высших растений окисление углерода.

Железобактерии размножаются главным образом в водах железистых источников, болотах, прудах и т. п. Нередко наблюдается также массовое развитие их колоний в водопроводных трубах. После отмирания бактерий накопившийся в их организмах гидроксид железа оседает на дно служившего им жизненной средой водоема, что с течением времени приводит к образованию отложений так называемых «болотных» или «озерных» железных руд. В частности, именно таково происхождение Керченского месторождения железных руд.

5-й ученик: Когда с помощью советских специалистов в Египте сооружалась Асуанская плотина, археологи вели многочисленные раскопки в Нубийской пустыне, которая после ввода плотины в строй должна была стать районом затопления. Однажды здесь был найден стальной нож, пролежавший в земле несколько тысяч лет. Вряд ли эта находка всерьез заинтересовала бы ученых, если бы не одно обстоятельство: лезвие ножа оказалось настолько острым, что им можно было легко резать даже мягкий хлеб. Столь высокое качество изделий свидетельствует о большом мастерстве древних металлургов и оружейников.

6-й ученик: Восточная легенда повествует о том, как египетский султан и полководец XII века Саладин (Салах-ад-дин) состязался в ловкости и воинском искусстве с английским королем Ричардом I по прозвищу Львиное Сердце. Могучим ударом меча Ричард разрубил пополам копье одного из рыцарей, продемонстрировав тем самым высокую прочность клинка и собственную силу. В ответ Саладин подбросил в воздух тонкий шелковый платок и рассек его на лету своей саблей, что говорило не только о ловкости султана, но и об удивительной остроте его оружия.

По преданию, одни из лучших на Востоке клинков изготовляли мастера из Аджлуна (на севере Иордании). В Средние века здесь было широко развито оружейное дело, и на протяжении нескольких столетий Аджлун снабжал саблями, мечами, кинжалами армии арабских халифатов, воевавших с крестоносцами и другими завоевателями.

Недавно археологи обнаружили в окрестностях Аджлуна остатки кузнечных мастерских и заброшенные копи, где горняки средневековья добывали железную руду. Находка археологов еще раз подтвердила высокий уровень развития металлургии и оружейного дела, достигнутый древними аджлунекими мастерами.

7-й ученик: Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия тому назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла тогда крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда, в конце концов, им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся в крепости запасы гвоздей (семь тонн!) не имело смысла, но оставлять их англичанам тоже не хотелось. Вот и решили римляне зарыть ящики с гвоздями поглубже в землю до лучших времен. Однако лучшие времена так и не наступили: вернуться сюда римским завоевателям уже не довелось, и железные гвозди благополучно пролежали в земле два тысячелетия.

Предприимчивые строители, упаковав древнеримские гвозди в полиэтиленовые мешочки и пустив их в продажу в качестве исторических сувениров, с удовлетворением наблюдали за тем, как поржавевшие железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего когда-то походы на Британские острова.

8-й ученик: Проблемой защиты от коррозии люди заинтересовались еще в Древние века. В трудах греческого историка Геродота (V век до н. э.) мы находим упоминание об оловянных покрытиях, предохраняющих железо от ржавчины. В Индии уже полтора тысячелетия существует общество по борьбе с коррозией. В XIII веке оно принимало участие в постройке на побережье Бенгальского залива Храма Солнца. Сооружение, веками подвергавшееся действию соленых ветров и морской влаги, уже превратилось в руины, но его железная арматура сохранилась в хорошем состоянии. Стало быть, уже в те далекие времена индийские мастера знали, как противостоять коррозии.

Об этом же свидетельствует и знаменитая железная колонна - одна из многочисленных достопримечательностей индийской столицы. Вот что писал в своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру: «Древняя Индия добилась, очевидно, больших успехов в обработке железа. Близ Дели высится огромная железная колонна, ставящая в тупик современных ученых, которые не могут определить способ ее изготовления, предохранивший железо от окисления и других атмосферных явлений».

Весит колонна около 6,5 тонны. Ее высота - 7,2 метра. Диаметр - от 42 сантиметров у основания, до 30 сантиметров у верха. Изготовлена она почти из чистого железа (99,72 %).

Колонна была воздвигнута в 415 году в честь скончавшегося незадолго до этого царя Чандрагупты II. Первоначально ее установили на востоке страны перед одним из храмов, а в 1050 году перевезли в Дели. По народному поверью, у того, кто прислониться к колонне спиной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание. С давних времен стекались к ней толпы богомольцев, желавших получить свою толику счастья.

Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудо-колонну, перед которой бессильно время? Некоторые писатели-фантасты не исключают, что она создана на другой планете, а завез ее к нам экипаж космического звездолета, который захватил ее с собой на Землю либо в качестве вымпела, либо как дар жителям нашей планеты. По другим версиям, колонна выкована из крупного железного метеорита.

9-й ученик: История цивилизации неразрывно связана с железом. В древности у некоторых народов этот металл ценился дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из железа, причем нередко в золотой оправе. В Древнем Риме из железа изготовляли даже обручальные кольца. Постепенно, по мере развития металлургии, этот металл становился доступнее и дешевле. И все же еще сравнительно недавно многие отсталые народы, испытывая острую нужду в железе, готовы были платить за него огромную цену. Известный английский мореплаватель XVIII века Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезийских островов: «... Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо всегда было для них самым желанным, самым драгоценным товаром». Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь по- лучить целую свинью. В другой раз за несколько старых ненужных ножей островитяне дали матросам столько рыбы, что ее хватило на много дней для всей судовой команды.

Во время визита на один из островов Кук преподнес местным жителям в качестве подарка горсть железных гвоздей. Видимо, прежде туземцам не приходилось пользоваться этими странными металлическими предметами, и поэтому они с явным недоумением вертели их в руках. Попытки объяснить островитянам назначение гвоздей ни к чему не привели.

Помог верховный жрец - крупный специалист по любым вопросам. С важным видом он изрек несколько мудрых мыслей, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Теперь пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили пришельцам, что из посаженных в землю железных палочек вскоре вырастут деревья, которые, подобно банану, будут увешаны связками гвоздей. Собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73292. ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ И КАТЕХОЛАМИНЫ 30.5 KB
  Некоторые наблюдения сделанные прежними исследователями данного вопроса позволяют считать что относительное увеличение доли адреналина в адреналиново-норадреналиновом выделении в период стресса связано с характером эмоциональной реакции причем адреналин ассоциируется с тревожными реакциями а норадреналин с агрессивными реакциями Большинство данных по этому вопросу косвенны и не очень убедительны. С помощью методов ранжирования мы получили величины различных личностных переменных у немногим более 100 студентов колледжа и измерили...
73293. НЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИЯ СТРЕССА 46 KB
  Сигнал о некоторой хирургической травме может быть передан в мозг и гипофиз по соответствующим нервам но изменения в химическом составе крови так же точно могут оказывать прямое воздействие на клетки производящие АКТГ. Прямое воздействие на мозговое вещество надпочечников оказывают и другие вещества отличные от АКТГ...
73296. Кримінальна відповідальність за побої і катування 179 KB
  Конституція України проголошує визнання і гарантію прав і свобод людини і громадянина відповідно до загальновизнаних принципів і нормам міжнародного права. Конституції України життя особи та її здоров’я є однією із основних цінностей держави...
73299. Лизинг: понятие, виды, правовое регулирование 221.5 KB
  ля такой перестройки промышленности России необходимы инвестиции, которых в настоящее время остро не хватает. Поэтому наряду с традиционными формами инвестирования представляет интерес и ее особая форма - лизинг, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.