61206

Классно-урочная система обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся включающая содержание формы методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования развития воспитания в процессе обучения. История развития классноурочной формы обучения. Возникают формы массового обучения детей.

Русский

2014-06-06

35 KB

18 чел.

Классно-урочная система обучения

Определение

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения.

История развития классно-урочной формы обучения. На рубеже XV и XVIвв. в  Европе наблюдается всплеск потребности в образовании. Возникают формы массового обучения детей. Впервые концепция массового обучения была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVIв.) и стала прообразом классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризирована  в XVIIв. Я.А.Коменским. В настоящее время эта форма обучения является преобладающей в мире.

Особенности классно-урочной формы обучения. Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:

  •  учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав;
  •  класс работает по единому годовому плану и по программе согласно расписанию;
  •  основной единицей занятий является урок;
  •  урок посвящен одному учебному предмету, теме; все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
  •  работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика; в конце года он принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены- признаки классно-урочной системы.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, сложность учета индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста.

Типы и виды уроков (М.И. Махмутов)

Махмутов М.И. предлагает классифицировать уроки по цели, характеру содержания урока, уровню обученности учащихся. Он выделяет 5 типов урока.

Тип 1. Урок изучения нового учебного материала

Виды: У-лекция, У-семинар, киноурок, У-теоретическая и практическая самостоятельная работа, У смешанного типа.

Тип 2. У совершенствования ЗУН.

Подтипы: У закрепления ЗУН, У повторения З, У комплексного применения ЗУН, У формирования УН

Виды: У - самостоятельные работы, У- лабораторные и практические работы, У- экскурсии, У-семинары.

Тип 3. У обобщения и систематизации.

Виды: У-обзорные лекции, У- дискуссии, У – семинары.

Тип 4. Комбинированный урок.

Структура: орг. момент – повторение и проверка ЗУН - введение нового учебного материала – первичное закрепление учебного материала и его применение – объяснение Д/з – подведение итогов урока.

Структура урока подвижна.

Тип 5. У контроля и коррекции ЗУН.

Виды: У- устный или письменный опрос, У - диктант, У решения задач, У – зачеты, У – контрольные работы, У – практические работы

Требования к уроку

1.Дидактические.

  •  четкое определение целей
  •  оптимальное содержание
  •  рациональный выбор методов, средств обучения, стимулирования и контроля
  •  правильность использования форм организации деятельности
  •  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода
  •  соответствие дидактическим принципам

2. Психологические

  •  планирование и осуществление развития учащихся
  •  использование позитивных средств психического воздействия
  •  соответствие принципам развивающего обучения
  •  использование смены видов деятельности
  •  правильное соотношение нагрузки на память и на мышление
  •  правильное соотношение побуждения и принуждения
  •  создание ситуации успеха
  •  благоприятный психологический климат (доброжелательность общения, оптимистичность)
  •  эмоциональная насыщенность урока

3. Организационные

  •  самоорганизация педагога
  •  рабочее самочувствие (собранность, настроенность, энергичность, находчивость)
  •  оптимальный темп и ритм урока

4. Гигиенические требования

  •  соблюдение температурного режима
  •  освещенность
  •  предупреждение утомления
  •  использование физ. пауз
  •  соответствие материально-технического обеспечения
  •  соблюдение временных рамок занятия
  •  соблюдение правильной рабочей позы

5. Требования к организации познавательной деятельности

  •  организация восприятия учебного материала
  •  создание условий для развития внимания
  •  использование мнемотехник
  •  обеспечение активности и самостоятельности мышления (вопросы, задачи, проблемные ситуации)
  •  организация поисковой и исследовательской работы
  •  создание условий для понимания учебного материала (сравнение, обобщение, классификация)
  •  использование творческих работ
  •  проблемный и эвристический характер обучения
  •  правильное соотношение преподнесения готового учебного материала и самостоятельной работы по поиску учебной информации

Нетрадиционные виды уроков

  •  У в форме соревнований и игр (У- конкурсы, турниры, КВН, викторины, деловые игры, эстафеты)
  •  У, основанные на использовании форм, жанров, методов работы, известных в общественной практике (У – комментарии, интервью, репортажи, исследования, конференции, аукционы, телемосты, журналы, диалоги, панорамы)
  •  У, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (У мудрости, откровения, доброты, мужества)
  •  У - фантазии: У – сказки, сюрпризы, У XX века)
  •  У – имитации деятельности общественных учреждений: У – суды, следствия, заседания, советы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69891. Алгоритми і форми його представлення. Основні структури алгоритмів 572.12 KB
  Мета: набуття навичок побудови блоксхем при розв’язуванні алгоритмічних задач. Блоксхеми. Побудувати блоксхему. Теоретичні відомості Основні форми представлення алгоритмів: словесний опис алгоритму; графічне представлення алгоритму блоксхема; мова псевдокодів...
69892. Дослідження ефективності алгоритму 3.19 MB
  Мета: набуття навичок визначення часової складності алгоритму. Теоретичні питання план Функція складності алгоритму. Види функції складності алгоритмів. Часова функція складності.
69893. Алгоритми сортування даних в оперативній пам’яті 59.5 KB
  Під сортуванням розуміють процес перестановки об’єктів даної множини в певному порядку. Мета сортування – полегшити подальший пошук елементів у відсортованій множині. В цьому значенні сортування присутнє майже у всіх задачах обробки інформації.
69894. Програмування задач обробки структур даних, розташованих на зовнішніх носіях 94 KB
  Мета: ознайомитися з поняттям файлу навчитися створювати і читати файли. Теоретичні питання план Поняття файлу. Основні типи файлових структур. Особливості роботи з текстовими файлами.
69895. Циклические вычислительные процессы 145 KB
  Вычислить значения функции a=1.6x3-1.5 на интервале (-1,1) с шагом изменения аргумента 0.25. Выдать на печать отрицательные значения функции с соответствующими им значениями аргумента. Вычислить и вывести на печать таблицу значений функции
69896. Создание псевдонима базы данных 1.11 MB
  При работе с таблицами локальных БД или СУБД сама база размещается либо в каталоге на диске и хранится в виде отдельного набора файлов, либо на удаленном сервере. Обращение к базе данных происходит по ее псевдониму (Database Alias).
69897. ЭЛЕКТРОННАЯ ТАБЛИЦА EXCEL. ЭЛЕМЕНТЫ ОКНА.НАСТРОЙКА ПАНЕЛИ ИНСТРУМЕНТОВ. ВВОД И РЕДАКТИРОВАНИЕ ДАННЫХ 465.5 KB
  Создайте электронные таблицы для расчета оплаты труда рабочих строительной бригады пропорционально отработанному времени, разряду и тарифам. Данные для расчетов разместить на разных листах.