61206

Классно-урочная система обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Урок это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся включающая содержание формы методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования развития воспитания в процессе обучения. История развития классноурочной формы обучения. Возникают формы массового обучения детей.

Русский

2014-06-06

35 KB

22 чел.

Классно-урочная система обучения

Определение

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения.

История развития классно-урочной формы обучения. На рубеже XV и XVIвв. в  Европе наблюдается всплеск потребности в образовании. Возникают формы массового обучения детей. Впервые концепция массового обучения была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVIв.) и стала прообразом классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризирована  в XVIIв. Я.А.Коменским. В настоящее время эта форма обучения является преобладающей в мире.

Особенности классно-урочной формы обучения. Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:

  •  учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав;
  •  класс работает по единому годовому плану и по программе согласно расписанию;
  •  основной единицей занятий является урок;
  •  урок посвящен одному учебному предмету, теме; все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
  •  работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика; в конце года он принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены- признаки классно-урочной системы.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, сложность учета индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста.

Типы и виды уроков (М.И. Махмутов)

Махмутов М.И. предлагает классифицировать уроки по цели, характеру содержания урока, уровню обученности учащихся. Он выделяет 5 типов урока.

Тип 1. Урок изучения нового учебного материала

Виды: У-лекция, У-семинар, киноурок, У-теоретическая и практическая самостоятельная работа, У смешанного типа.

Тип 2. У совершенствования ЗУН.

Подтипы: У закрепления ЗУН, У повторения З, У комплексного применения ЗУН, У формирования УН

Виды: У - самостоятельные работы, У- лабораторные и практические работы, У- экскурсии, У-семинары.

Тип 3. У обобщения и систематизации.

Виды: У-обзорные лекции, У- дискуссии, У – семинары.

Тип 4. Комбинированный урок.

Структура: орг. момент – повторение и проверка ЗУН - введение нового учебного материала – первичное закрепление учебного материала и его применение – объяснение Д/з – подведение итогов урока.

Структура урока подвижна.

Тип 5. У контроля и коррекции ЗУН.

Виды: У- устный или письменный опрос, У - диктант, У решения задач, У – зачеты, У – контрольные работы, У – практические работы

Требования к уроку

1.Дидактические.

  •  четкое определение целей
  •  оптимальное содержание
  •  рациональный выбор методов, средств обучения, стимулирования и контроля
  •  правильность использования форм организации деятельности
  •  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода
  •  соответствие дидактическим принципам

2. Психологические

  •  планирование и осуществление развития учащихся
  •  использование позитивных средств психического воздействия
  •  соответствие принципам развивающего обучения
  •  использование смены видов деятельности
  •  правильное соотношение нагрузки на память и на мышление
  •  правильное соотношение побуждения и принуждения
  •  создание ситуации успеха
  •  благоприятный психологический климат (доброжелательность общения, оптимистичность)
  •  эмоциональная насыщенность урока

3. Организационные

  •  самоорганизация педагога
  •  рабочее самочувствие (собранность, настроенность, энергичность, находчивость)
  •  оптимальный темп и ритм урока

4. Гигиенические требования

  •  соблюдение температурного режима
  •  освещенность
  •  предупреждение утомления
  •  использование физ. пауз
  •  соответствие материально-технического обеспечения
  •  соблюдение временных рамок занятия
  •  соблюдение правильной рабочей позы

5. Требования к организации познавательной деятельности

  •  организация восприятия учебного материала
  •  создание условий для развития внимания
  •  использование мнемотехник
  •  обеспечение активности и самостоятельности мышления (вопросы, задачи, проблемные ситуации)
  •  организация поисковой и исследовательской работы
  •  создание условий для понимания учебного материала (сравнение, обобщение, классификация)
  •  использование творческих работ
  •  проблемный и эвристический характер обучения
  •  правильное соотношение преподнесения готового учебного материала и самостоятельной работы по поиску учебной информации

Нетрадиционные виды уроков

  •  У в форме соревнований и игр (У- конкурсы, турниры, КВН, викторины, деловые игры, эстафеты)
  •  У, основанные на использовании форм, жанров, методов работы, известных в общественной практике (У – комментарии, интервью, репортажи, исследования, конференции, аукционы, телемосты, журналы, диалоги, панорамы)
  •  У, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (У мудрости, откровения, доброты, мужества)
  •  У - фантазии: У – сказки, сюрпризы, У XX века)
  •  У – имитации деятельности общественных учреждений: У – суды, следствия, заседания, советы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83062. Разработка технологического процесса восстановления детали (маховика № 53-10050115) 630.06 KB
  Перспективность авторемонтного производства обусловливается объективными постоянно действующими факторами. Современные конструктивные, технологические и экономические основы, на которых базируются конструирование, производство и эксплуатация автомобилей, предопределяют неодинаковость...
83063. Оператор ЭВМ 89.5 KB
  Оператора ЭВМ оператора ПК заключается в том что он вводит информацию в компьютер и обрабатывает и передаёт её в локальных сетях К Когда-то давно ещё когда никто не знал что такое компьютер для проведения больших вычислений собиралась не одна сотня учёных которые дни и ночи на напролёт сидели и умножали возводили в степень извлекали корень. Это оператор ЭВМ со своим на надёжным другом компьютером. Мастер по обработке цифровой информации Оператор ЭВМ...
83064. Роль зрелища в римской культуре 172 KB
  В связи с этим цель работы – на основе анализа историко-теоретического материала выявить особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа. В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач: Охарактеризовать особенности древнеримской цивилизации.
83065. Разработка АИС «Работа отдела кадров» 6.6 MB
  Цель разработки – облегчить работу сотрудникам отдела кадров, уменьшить время затрачиваемое на составление различных отчётов. В процессе работы построена функциональная и инфологическая модель предметной области с использованием CASE – средств, разработана структура база данных.
83066. Разработка игры Сапёр 70.5 KB
  В данной работе реализованы многие технологии и решены проблемы, с которыми придётся столкнуться программистам при разработке программ в реальной жизни, такие как создание окна и его элементов, обработка сообщений Windows, рисование изображений, работа с системным реестром, использование ресурсов.
83067. Расчет калькуляции себестоимости ТО и ТР строительных и дорожных машин 205.87 KB
  Диагностирование при ТО проводят для определения его необходимости и прогнозирования момента возникновения неисправного состояния путем сопоставления фактических значений параметров, измеренных при контроле, с предельными.
83068. Преимущества совместного пребывания матери и новорожденного 147.5 KB
  Причем под термином современные перинатальные технологии здесь подразумевается прежде всего: выкладывание малыша на живот мамы сразу же после родов раннее прикладывание малыша к груди присутствие супруга на родах совместное пребывание в послеродовых отделения мамы и ребенка свободное грудное вскармливание.
83069. Развитие расчетов с использованием платежных карточек в Республике Беларусь 108.06 KB
  Цель работы: определить теоретические аспекты организации расчетов на основе пластиковых карт провести анализ и оценку организации расчетов с использованием карт в Республики Беларусь а также установить направления совершенствования организации расчетов.
83070. Взаємозв’язок батьківського виховання та самооцінки підлітків 334.5 KB
  Актуальність теми полягає в тому, що в даний час все більше уваги приділяється самооцінці підлітка, а батьківське виховання впливає на самооцінку підлітка. Батьки є першою соціальним середовищем дитини і саме вони надають найбільш значущий вплив на становлення і формування багатьох рис особистості...