61206

Классно-урочная система обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Урок это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся включающая содержание формы методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования развития воспитания в процессе обучения. История развития классноурочной формы обучения. Возникают формы массового обучения детей.

Русский

2014-06-06

35 KB

26 чел.

Классно-урочная система обучения

Определение

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения.

История развития классно-урочной формы обучения. На рубеже XV и XVIвв. в  Европе наблюдается всплеск потребности в образовании. Возникают формы массового обучения детей. Впервые концепция массового обучения была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVIв.) и стала прообразом классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризирована  в XVIIв. Я.А.Коменским. В настоящее время эта форма обучения является преобладающей в мире.

Особенности классно-урочной формы обучения. Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:

  •  учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав;
  •  класс работает по единому годовому плану и по программе согласно расписанию;
  •  основной единицей занятий является урок;
  •  урок посвящен одному учебному предмету, теме; все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
  •  работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика; в конце года он принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены- признаки классно-урочной системы.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, сложность учета индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста.

Типы и виды уроков (М.И. Махмутов)

Махмутов М.И. предлагает классифицировать уроки по цели, характеру содержания урока, уровню обученности учащихся. Он выделяет 5 типов урока.

Тип 1. Урок изучения нового учебного материала

Виды: У-лекция, У-семинар, киноурок, У-теоретическая и практическая самостоятельная работа, У смешанного типа.

Тип 2. У совершенствования ЗУН.

Подтипы: У закрепления ЗУН, У повторения З, У комплексного применения ЗУН, У формирования УН

Виды: У - самостоятельные работы, У- лабораторные и практические работы, У- экскурсии, У-семинары.

Тип 3. У обобщения и систематизации.

Виды: У-обзорные лекции, У- дискуссии, У – семинары.

Тип 4. Комбинированный урок.

Структура: орг. момент – повторение и проверка ЗУН - введение нового учебного материала – первичное закрепление учебного материала и его применение – объяснение Д/з – подведение итогов урока.

Структура урока подвижна.

Тип 5. У контроля и коррекции ЗУН.

Виды: У- устный или письменный опрос, У - диктант, У решения задач, У – зачеты, У – контрольные работы, У – практические работы

Требования к уроку

1.Дидактические.

  •  четкое определение целей
  •  оптимальное содержание
  •  рациональный выбор методов, средств обучения, стимулирования и контроля
  •  правильность использования форм организации деятельности
  •  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода
  •  соответствие дидактическим принципам

2. Психологические

  •  планирование и осуществление развития учащихся
  •  использование позитивных средств психического воздействия
  •  соответствие принципам развивающего обучения
  •  использование смены видов деятельности
  •  правильное соотношение нагрузки на память и на мышление
  •  правильное соотношение побуждения и принуждения
  •  создание ситуации успеха
  •  благоприятный психологический климат (доброжелательность общения, оптимистичность)
  •  эмоциональная насыщенность урока

3. Организационные

  •  самоорганизация педагога
  •  рабочее самочувствие (собранность, настроенность, энергичность, находчивость)
  •  оптимальный темп и ритм урока

4. Гигиенические требования

  •  соблюдение температурного режима
  •  освещенность
  •  предупреждение утомления
  •  использование физ. пауз
  •  соответствие материально-технического обеспечения
  •  соблюдение временных рамок занятия
  •  соблюдение правильной рабочей позы

5. Требования к организации познавательной деятельности

  •  организация восприятия учебного материала
  •  создание условий для развития внимания
  •  использование мнемотехник
  •  обеспечение активности и самостоятельности мышления (вопросы, задачи, проблемные ситуации)
  •  организация поисковой и исследовательской работы
  •  создание условий для понимания учебного материала (сравнение, обобщение, классификация)
  •  использование творческих работ
  •  проблемный и эвристический характер обучения
  •  правильное соотношение преподнесения готового учебного материала и самостоятельной работы по поиску учебной информации

Нетрадиционные виды уроков

  •  У в форме соревнований и игр (У- конкурсы, турниры, КВН, викторины, деловые игры, эстафеты)
  •  У, основанные на использовании форм, жанров, методов работы, известных в общественной практике (У – комментарии, интервью, репортажи, исследования, конференции, аукционы, телемосты, журналы, диалоги, панорамы)
  •  У, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (У мудрости, откровения, доброты, мужества)
  •  У - фантазии: У – сказки, сюрпризы, У XX века)
  •  У – имитации деятельности общественных учреждений: У – суды, следствия, заседания, советы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36761. Конфигурация глобальной среды. Активизация механизма SSI 46.5 KB
  conf и пропишите в нем директиву которая будет задавать каталог где будут храниться webстраницы сервера: DocumentRoot vr www ваша_фамилия html Сохраните изменения и выйдите из редактора nno. В каталоге где должны храниться webстраницы сервера vr www ваша_фамилия html создайте файл с именем index.html следующего содержания на месте многоточия подставьте свои фамилию и имя: html hed title My web pge title hed body My nme is h1 My web server is working h1 body html Для создания файла введите nno имя_файла...
36763. ИССЛЕДОВАНИЕ ШЕРОХОВАТОСТИ ПОВЕРХНОСТИ 180 KB
  1: а средним арифметическим отклонением профиля R: R=i 1 б высотой неровностей профиля по десяти точкам Rz: Rz=i mx i min 2 где i mx и i min определяются относительно средней линии; в наибольшей высотой неровностей профиля Rmx расстояние между линией выступов и линией впадин профиля в пределах базовой длины; г средним шагом неровностей профиля Sm: Sm=...
36764. Исследование устойчивости линейных систем автоматического регулирования 271 KB
  Пакет моделирования Mtlb. Теоретическая часть Согласно структурной схемы данной математической модели соответствует система дифференциальных уравнений третьего порядка: 1 и уравнение в матричной форме: 2 Характеристическая матрица этого уравнения имеет вид: 3 Соответствующий характеристический полином третьего порядка: р = р3 с1 р2 с2 р с3 4 где коэффициенты сi i = 13 определяются выражениями: с1 = k2 k5 c2 = k2 k5 k4 k3 k6 5 c3 = k2 k3 k6 k1 k4. При заданных величинах коэффициентов полинома...
36765. Исследование метода компьютерной стеганографии для защиты информации 122 KB
  Цель работы Исследование метода замены младших бит используемого в компьютерной стеганографии для защиты информации. Таким образом если цель криптографии состоит в блокировании несанкционированного доступа к информации путём шифрования содержания секретных сообщений то цель стеганографии в скрытии самого факта существования секретного сообщения. При необходимости оба способа могут быть объединены и использованы для повышения эффективности защиты информации.
36766. ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА 482 KB
  ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 4 ИЗУЧЕНИЕ СВОБОДНЫХ КОЛЕБАНИЙ ПРУЖИННОГО МАЯТНИКА. Цель работы: Определение коэффициента жесткости пружины по удлинению пружины и методом колебаний пружинного маятника. Такой функцией является функция описывающая гармонические колебания...
36767. Перевод числа из одной системы счисления в другую 44.5 KB
  Варианты 1 15: Перевод из системы по основанию 10 в систему по основанию 2; Перевод из системы по основанию 10 в систему по основанию 4; Перевод из системы по основанию 10 в систему по основанию 8; Перевод из системы по основанию 10 в систему по основанию 16; Перевод из системы по основанию 8 в систему по основанию 10; Перевод из системы по основанию 8 в систему по основанию 2; Перевод из системы по основанию 8 в систему по основанию 4; Перевод из системы по основанию 8 в систему по основанию 16; Перевод...
36768. Размещение графики в документе 310.01 KB
  Работа с графикой в процессоре Word может строиться по трем направлениям.
36769. Изучение колебаний пружинного маятника 298 KB
  Изучение колебаний пружинного маятника. Цель работы: Изучение свободных и вынужденных колебаний системы с одной степенью свободы на примере пружинного маятника. Несмотря на различную физическую природу колебаний их можно описать одинаковыми уравнениями. Здесь А амплитуда колебаний; = круговая циклическая частота незатухающих свободных колебаний; t текущий момент времени...