61206

Классно-урочная система обучения

Доклад

Педагогика и дидактика

Урок это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся включающая содержание формы методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования развития воспитания в процессе обучения. История развития классноурочной формы обучения. Возникают формы массового обучения детей.

Русский

2014-06-06

35 KB

22 чел.

Классно-урочная система обучения

Определение

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

Урок – это динамическая и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения.

История развития классно-урочной формы обучения. На рубеже XV и XVIвв. в  Европе наблюдается всплеск потребности в образовании. Возникают формы массового обучения детей. Впервые концепция массового обучения была применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVIв.) и стала прообразом классно-урочной системы обучения. Теоретически эта система была обоснована и широко популяризирована  в XVIIв. Я.А.Коменским. В настоящее время эта форма обучения является преобладающей в мире.

Особенности классно-урочной формы обучения. Классно-урочная форма обучения отличается рядом особенностей:

  •  учащиеся примерно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который имеет постоянный состав;
  •  класс работает по единому годовому плану и по программе согласно расписанию;
  •  основной единицей занятий является урок;
  •  урок посвящен одному учебному предмету, теме; все учащиеся работают над одним и тем же материалом;
  •  работой учащихся на уроке руководит учитель, он оценивает каждого ученика; в конце года он принимает решение о переводе учащихся в следующий класс.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены- признаки классно-урочной системы.

Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура, упрощение управления педагогическим процессом, возможность обучаемых взаимодействовать в процессе обучения, постоянный контакт с учителем, экономичность обучения, последовательность обучения.

Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика, сложность учета индивидуальных особенностей учащихся, отсутствие общения между учащимися разного возраста.

Типы и виды уроков (М.И. Махмутов)

Махмутов М.И. предлагает классифицировать уроки по цели, характеру содержания урока, уровню обученности учащихся. Он выделяет 5 типов урока.

Тип 1. Урок изучения нового учебного материала

Виды: У-лекция, У-семинар, киноурок, У-теоретическая и практическая самостоятельная работа, У смешанного типа.

Тип 2. У совершенствования ЗУН.

Подтипы: У закрепления ЗУН, У повторения З, У комплексного применения ЗУН, У формирования УН

Виды: У - самостоятельные работы, У- лабораторные и практические работы, У- экскурсии, У-семинары.

Тип 3. У обобщения и систематизации.

Виды: У-обзорные лекции, У- дискуссии, У – семинары.

Тип 4. Комбинированный урок.

Структура: орг. момент – повторение и проверка ЗУН - введение нового учебного материала – первичное закрепление учебного материала и его применение – объяснение Д/з – подведение итогов урока.

Структура урока подвижна.

Тип 5. У контроля и коррекции ЗУН.

Виды: У- устный или письменный опрос, У - диктант, У решения задач, У – зачеты, У – контрольные работы, У – практические работы

Требования к уроку

1.Дидактические.

  •  четкое определение целей
  •  оптимальное содержание
  •  рациональный выбор методов, средств обучения, стимулирования и контроля
  •  правильность использования форм организации деятельности
  •  осуществление индивидуального и дифференцированного подхода
  •  соответствие дидактическим принципам

2. Психологические

  •  планирование и осуществление развития учащихся
  •  использование позитивных средств психического воздействия
  •  соответствие принципам развивающего обучения
  •  использование смены видов деятельности
  •  правильное соотношение нагрузки на память и на мышление
  •  правильное соотношение побуждения и принуждения
  •  создание ситуации успеха
  •  благоприятный психологический климат (доброжелательность общения, оптимистичность)
  •  эмоциональная насыщенность урока

3. Организационные

  •  самоорганизация педагога
  •  рабочее самочувствие (собранность, настроенность, энергичность, находчивость)
  •  оптимальный темп и ритм урока

4. Гигиенические требования

  •  соблюдение температурного режима
  •  освещенность
  •  предупреждение утомления
  •  использование физ. пауз
  •  соответствие материально-технического обеспечения
  •  соблюдение временных рамок занятия
  •  соблюдение правильной рабочей позы

5. Требования к организации познавательной деятельности

  •  организация восприятия учебного материала
  •  создание условий для развития внимания
  •  использование мнемотехник
  •  обеспечение активности и самостоятельности мышления (вопросы, задачи, проблемные ситуации)
  •  организация поисковой и исследовательской работы
  •  создание условий для понимания учебного материала (сравнение, обобщение, классификация)
  •  использование творческих работ
  •  проблемный и эвристический характер обучения
  •  правильное соотношение преподнесения готового учебного материала и самостоятельной работы по поиску учебной информации

Нетрадиционные виды уроков

  •  У в форме соревнований и игр (У- конкурсы, турниры, КВН, викторины, деловые игры, эстафеты)
  •  У, основанные на использовании форм, жанров, методов работы, известных в общественной практике (У – комментарии, интервью, репортажи, исследования, конференции, аукционы, телемосты, журналы, диалоги, панорамы)
  •  У, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (У мудрости, откровения, доброты, мужества)
  •  У - фантазии: У – сказки, сюрпризы, У XX века)
  •  У – имитации деятельности общественных учреждений: У – суды, следствия, заседания, советы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43524. Расчёт и конструирование асинхронных двигателей 730 KB
  Расчёт обмоток статора Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора Сердечники статора и ротора собраны из штампованных листов электротехнической стали толщиной Обмотка короткозамкнутого ротора и закорачивающие кольца выполняются алюминиевыми обмотка статора медной.
43525. Социальные конфликты современной России 162.5 KB
  Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т.д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
43526. Многомерная модель базы данных и ее реализация на основе Microsoft SQL Server 479.5 KB
  Поэтому не удивительно то внимание которое сегодня уделяется средствам реализации и концепциям построения информационных систем ориентированных на аналитическую обработку данных. И в первую очередь это касается систем управления базами данных основанными на многомерном подходе МСУБД. Требования к средствам реализации систем оперативной и аналитической обработки данных.
43527. Организация отдыха детей и молодежи: технологии, опыт, проблемы 246.5 KB
  Правильно организованный отдых детей и молодежи обеспечит их разностороннее развитие и формирование личности, духовное, патриотическое, нравственное воспитание, укрепление здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности. В современной России возникла проблема, касающаяся организации досуга и отдыха детей и молодежи
43528. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия ООО «Зеркало-инфо» 455 KB
  Объектом исследования курсовой работы является ООО Зеркалоинфо предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия ООО Зеркалоинфо выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43529. Анализ и прогнозирование финансового состояния предприятия СООО «Эмир Моторс» 467 KB
  Объектом исследования курсовой работы является СООО Эмир Моторс предмет исследования финансовое состояние предприятия. Цель курсовой работы исследование финансового состояния предприятия СООО Эмир Моторс выявление основных проблем финансовой деятельности. В первой главе работы проводится анализ финансового состояния предприятия.
43530. Расчет балки и ее характеристик 3.86 MB
  Для указанных схем определить собственные частоты и формы колебаний. Проверить ортогональность собственных форм колебаний. Определить амплитуды вынужденных колебаний под действием силы P(t) = P0cosΩt, приложенной в точке А. Построить эпюру динамических изгибающих моментов при частоте Ω = (γ/mδ)1/2
43531. Системный анализ информационной системы управления бюджетом на предприятии 12.42 MB
  А1 Масштаб предприятия одно здание 100 служащих. А2 Масштаб предприятия четыре филиала в пределах города 500 служащих. А3 Масштаб предприятия один филиал в пределах города и четыре филиала в области 1000 служащих. А4 Масштаб предприятия семь офисов в семи регионах РФ 500 служащих.
43532. Становление системы хореографического образования А.Я.Вагановой 82.91 KB
  Стремясь подчеркнуть особенности русской балетной школы, Ваганова в своей книге нередко сопоставляет ее с французской и итальянской школами. Эти понятия нельзя связывать с современным зарубежным балетом, хотя в отдельных случаях описанные Вагановой приемы еще бытуют в хореографической практике.