6126

Направления воспитательной работы

Научная статья

Педагогика и дидактика

Направления воспитательной работы Чтобы учесть все направления деятельности актуальные для ребенка в лагере, можно опираться на характеристики его благополучия или направления развития ребенка. С этой точки зрения можно выделить дела, направленные н...

Русский

2012-12-29

43 KB

2 чел.

Направления воспитательной работы

Чтобы учесть все направления деятельности актуальные для ребенка в лагере, можно опираться на характеристики его благополучия или направления развития ребенка.

С этой точки зрения можно выделить дела, направленные на:

– интеллектуальное развитие;

– физическое развитие;

– эмоциональное развитие;

– социальное развитие;

– нравственное развитие.

Большинство дел нацелено одновременно на развитие ребенка с разных сторон, но есть для каждого направления и свои, особые дела. Попробуем на каждое из направлений подобрать ряд примеров дел, игр, педагогических приемов, заданий, которые может использовать педагог.

I. Развитие интеллекта, т. е. развитие мыслительной способности ребенка, памяти, воображения; помощь в овладении механизмами практического применения знаний.

1. Экскурсии (развивают эрудицию, любознательность, внимание к окружающему миру) – экскурсия в природу, в музей, по историческим местам, экскурсия в придуманный город и т. п.

2. Час тихого чтения (читают все – взрослые и дети, затем список книг может быть обнародован, прочитанное может обсуждаться, каждый рассказывает, что нового и интересного узнал).

3. Игры со словами – буриме, рассказ на одну букву, несколько слов из одного.

4. Логические задачи.

5. Коллективные «малые» игры, например, «Ассоциация» (по принципу глухого телефона).

6. Интеллектуальные игры («5x5», «Морской бой», «Взломщик», «Что? Где? Когда?», викторины, в которых вопросы даются для поиска ответа на несколько дней и др.).

7. Встреча с интересным человеком.

8. Защита фантастических проектов (развитие воображения).

9. У малышей – прикладная практическая деятельность («голова развивается через руки») – вышивка, вязание, изготовление мягкой игрушки, бумажная пластика, судо-, авиамоделизм).

10. Творчество – литературное (сочинения, стихи, сказки, рассказы), художественное (рисование, лепка, работа с глиной, песком); конкурсы, выставки («Город мастеров», «Бульвар творчества», «Новый Арбат»).

11. Дискуссионные формы – дети учатся формулировать и высказывать свои мысли, собирать информацию, ориентироваться в ней.

II. Физическое развитие – всестороннее совершенствование и развитие тела, укрепление здоровья, поддержание хорошего жизненного тонуса.

1. Обучение разным видам двигательной деятельности (танцы, аэробика, гимнастика и др.).

2. Активная трудовая деятельность, правильно организованная.

3. Дела познавательного характера, помогающие ребенку распознавать свои физические состояния, узнавать свой организм, свои физические возможности, правильно их использовать.

4. Занятия, на которых ребенок может овладевать способами сохранения и укрепления своего здоровья.

5. Спортивные часы.

6. Разучивание спортивных и подвижных народных игр, в которые дети смогут играть самостоятельно.

7. Тренировки, спортивные игры, соревнования.

8. «Часы здоровья» – комплексная форма, которая может включать элементы дел разных направлений, осуществляться может по принципу «вертушки» общими усилиями педагогов.

III. Эмоциональное развитие – обогащение мира чувств, эмоций и развитие умения их выражать.

1. Коллективные «малые» игры, сопровождающиеся проявлением эмоций или нацеленные на него. Например, игра «Комплимент» (без слов «сказать» человеку приятную фразу). Важны не только ощущения «водящего», но и каждого участника игры.

2. Развлекательные игры. Например, «Рассказ без прилагательных», «Крокодильчик» (с помощью мимики и жестов передать информацию другой команде).

3. КВН и подобные формы.

4. Театральные дела (постановка спектаклей, сцен для других дел, театральные конкурсы и др.)

5. Конкурсы чтецов, дикторов, исполнителей песен и др.

6. Музыкальные дела – Вечер песни, музыкальные часы, музыкальные игры, клубы.

7. «Вечер легенд и сказаний» – придуманных и найденных.

8. Соревнования, конкурсные программы с участием болельщиков.

9. Праздники.

IV. Социальное развитие – приобретение умений жить в обществе – общаться с другими людьми, находить свое дело, свою роль.

1. Сначала важно посмотреть уровень владения детьми «социальными» навыками, определить уровень сложившихся взаимоотношений, распределение ролей. Для этого может быть использован ряд игровых заданий (наряду с социологическими и психолого-педагогическими методами исследования). Например, серия игровых заданий «Начали!», игра «Большая семейная фотография», «Лидер – команда» и др.

2. Привлечь внимание к другим людям помогут игры и дела, направленные на знакомство, например, «Суета сует».

3. Привлечь внимание к самому себе – индивидуальные задания – «10 Я», «10 умею».

4. Выбор поручений в совместной деятельности (по интересам, по делам, которые планируем подготовить и провести).

5. Профильная деятельность, например, работа пресс-центра с систематическим выпуском газет, радиопередач и др.

6. Игры с распределением ролей – ситуационно-ролевые, например, коллективная творческая игра «Киностудия» – создание рисованного фильма.

7. Составление каждым программы саморазвития на смену «Что я хочу сделать за смену: зачем? как? кто поможет мне?»

8. Игры-театрализации, игры-тренинги с последующим обсуждением.

9. Метод проектов – комплексный метод. Его специфика; педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия с окружающим миром, с учетом принципа деятельности на пользу окружающему миру и принципа самодеятельности. Суть проекта (индивидуального, группового, коллективного) – это действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью.

Как создается проект?

1) Определяется важная и посильная для ребенка (коллектива) задача на определенный период (не слишком длительный).

2) Разрабатывается план деятельности по достижению намеченного: основные шага, к кому обращаться за помощью, какие книги прочесть, какие предметы нужны при выполнении проекта, с какими предметами нужно научиться обращаться.

3) Выполнение проекта (конкретное практическое дело или ряд дел – шагов к намеченной цели).

4) Подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.

Чтобы зафиксировать проект и ход его выполнения, можно использовать «Маршрутный лист», «Карту проекта», карточку «Мой проект», личную книжку-подсказку. Примеры проектов: «Природа в моем доме», «Будь здоров!», «Веселая переменка», «Кем быть?», «Разведка осенних примет» и др.

10. Экологические дела – учимся выстраивать взаимоотношения с природой –составление экологической карты города, микрорайона; изготовление макетов карты из природного материала; «Экологическая экспертиза» и др.

5. Нравственное развитие. В его основе может лежать правовое воспитание. Человек воспринимает правовые представления в раннем возрасте. С детских лет закладываются основы мировоззрения, взглядов, целевых установок, привычек, поведения. Заниматься правовым воспитанием можно не только на специальных занятиях, но и в игре. Какие проблемы можно при этом рассматривать?

1. Умение выбрать свою позицию так, чтобы сохранить свое достоинство (одни – готовы слушаться, другие – сами решают, как поступить); каждого ребенка нужно научить принимать решения. Это можно делать через принятие ребенком лидерской позиции.

Формы решения проблемы:

– ЧТП с чередованием роли командира, дежурный командир отряда;

– игры-вертушки, в которых определена смена отвечающего от имени группы;

– конкурсная программа «Белая ворона», День рекордов и другие дела, в которых может проявиться каждый;

– малые коллективные игры, требующие самостоятельных действий участников в общей деятельности.

2. Взаимоотношения с другими людьми. Детям нужно учиться выражать свое мнение и слышать мнения других.

Формы решения проблемы:

– подведение итогов дня, дела (разговор по кругу, в группах с использованием различных методик);

– обоснование мнений при принятии коллективных и индивидуальных решений (не просто голосование);

– игра «Поспорим с Великим».

3. «Мое и Чужое» – проблема честности.

Формы решения проблемы:

Начинать работать с детьми над этой проблемой можно с находок: что делать, если ты нашел чужую вещь?

– дать детям информацию, куда можно отнести находку (в ролевой, ситуационной игре, на занятии);

– игра-тренинг  «Нашел  на  дороге».  Фабула  игры – простое событие (человек шел по дороге и нашел кошелек...). В этой ситуации участнику можно играть любую роль. Наблюдателям после разыгранной ситуации задается вопрос: каковы ваши ощущения в связи с происшедшим? Как бы вы поступили? Затем условия игры усложняются: деньги и ключи, деньги и валидол, деньги и фотография, деньги и визитка. В условия игры можно добавить, что на дороге никого нет. Важное условие при обсуждении – обсуждается роль, а не человек.

4. «Осторожно, рядом человек!» (не причини вреда другому). Нужно обучать детей безопасным методам ведения игры, выбору места для игр, правилам дорожного движения и т. п.

Формы решения проблемы:

– дискуссия на тему «Имею право делать то, что не вредит другому»;

– игра «Ринг ситуаций» – разыгрываются и обсуждаются ситуации, иллюстрирующие данную проблему;

– журнал-эстафета на ту же тематику.

5. Знакомство с документами, в которых фиксируются права детей.

Формы решения проблемы:

– создание своего варианта Конвенции о правах ребенка – «Детский взгляд»: в рисунках, детским языком;

– специальные ролевые игры;

– коллективно-творческие дела на материале правовых документов.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8981. Формирование первичных теоретических моделей и законов 35.5 KB
  Формирование первичных теоретических моделей и законов. Модели играют большую роль в научно-теоретическом познании. Они позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия: например, модель атома,...
8982. Научная революция. Появление аномалий и кризис 38.5 KB
  Научная революция Появление аномалий. Как мы отмечали выше, факты, с которыми имеет дело научная теория, можно разделить на три группы: факты, которые она успешно объясняет факты, которых она пока не объясняет, но есть надежда, что со временем ей э...
8983. Главные характеристики современной постнеклассической науки 40.5 KB
  Главные характеристики современной постнеклассической науки 1. Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития систем любой природы. В этой связи становится все более укрепляющееся представление о мире не...
8984. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации 36 KB
  Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Современный техногенный мир сложен, техногенная цивилизация ориентирована на ускоренное изменение природной среды, сопровождаемое видоизменением социальных свя...
8985. Структура и функции науки 36.5 KB
  Структура и функции науки Понятие бытия включает в себя природу, человека и общество. В зависимости от этих трех сфер бытия выделяются три основных направления научного знания: естествознание, человекознание и обществознание. Естествознание - это со...
8986. Общество как объект философского познания 43 KB
  Общество как объект философского познания. Общество как объект философского познания. Понятие общество, общественный, социальный, чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Общность определя...
8987. Проблемы и предмет социальной философии 33 KB
  Проблемы и предмет социальной философии Традиционное философствование и социально-философская проблематика Сверхчеловеческий характер всеобщих категорий Является ли социальная философия философией человека Отрыв бытия социального от бытия человече...
8988. Специфика социального познания 44.5 KB
  Специфика социального познания Проблема истины является одной из древнейших в философии. Сама философия является порождением интенции к истине. Даже этимология термина философия в скрытой форме содержит интерес к истине и истинности вещей и знаний...
8989. Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания 36.5 KB
  Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания Социально-исторические изменения в обществе, ставшие реальностью сегодняшнего дня, требуют своего философского осмысления и нуждаются в разработке новых методов описания и анализ...