61263

Времена глаголов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: Предметные: умение правильно распознавать время глаголов; умение изменять глагол по временам; умение ставить вопросы к глаголам в настоящем прошедшем и будущем времени; умение различать глаголы в настоящем прошедшем и будущем времени в тексте.

Русский

2014-05-26

28.39 KB

3 чел.

Тема урока:   Времена глаголов.    3 класс.

Планируемые  результаты:

Предметные:

-  умение правильно распознавать время глаголов;

- умение изменять глагол по временам;

- умение ставить вопросы к глаголам в настоящем, прошедшем и будущем времени;

- умение различать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени в тексте.

Личностные:

- осознание  роли   изменения  глаголов по временам  в   речи;

- воспитание аккуратности в процессе  выполнения письменных  заданий;

- воспитание внимания, наблюдательности и памяти.

Метапредметные:

1) Регулятивные:

-умение использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм  время глаголов;

- умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока;

- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);

- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.

2) Познавательные:

- умение соотносить действия, которые называют глаголы, с моментов речи (в момент речи, до момента речи, после момента речи);

- умение  делать выводы в результате поиска ответа  на проблемный вопрос и фиксировать  выводы в виде определения «времена глаголов»;

-  умение «открыть» вместе с детьми новое знание об изменении  глаголов по временам.

3) Коммуникативные:

- умение правильно оформлять мысли в процессе  исследования языкового  материала в группах;

- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе  исследовательской деятельности учащихся;

- умение формулировать вывод в процессе  самостоятельной работы в группах.

Образовательные ресурсы:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2.-М., Просвещение, 2012..

2. Карточка со схемой «Что я знаю о глаголе».  

3. Рабочие листы: карточки  с заданиями  для групповой работы  и исследования.

4.  План работы: алгоритм  действий учащихся в процессе исследования.

5. Карточка-опора для обобщения знаний по теме «Времена глаголов».

Глаголы в форме  __________   ______   отвечают  на вопросы  __________________ .   Эти глаголы  обозначают действия, которые   ___________

6. Таблица «Времена глаголов» (заполняется постепенно самими учащимися).

Настоящее  время

Прошедшее время

Будущее  время

Обозначают действия, которые происходят в момент речи.

Обозначают действия, которые происходили до момента речи.

Обозначают действия, которые произойдут после  момента речи.

Что делает?

Что делают?

Что делал?

Что сделал?

Что делали?

Что сделали?

Что сделает?

Что сделают?

Что будет делать?

Что будут делать?

             Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Самоопределение  

к деятельности.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты мой  друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята,  улыбнёмся друг другу и с хорошим  настроением  начинаем урок русского языка.

Учащиеся в парах (или в группах) выполняют действия и улыбаются друг другу.

2. Работа над формированием каллиграфического навыка (пятиминутка чистописания).

На доске написаны слова.  Вам нужно  красиво выписать только  глаголы.

Свет, светлый, светит, цветной, цвет, цвести,  цветёт.

- Поставьте к словам вопросы.

-  Чем отличаются слова: светит и цветёт?  С этими  словами составьте предложения.

- Запишем  предложение под диктовку: В небе ярко светит  луна.

- Чем в предложении является  глагол  светит?

Дети пишут глаголы:

Светит, цвести, цветёт.

Дети ставят вопросы и доказывают, что выписали глаголы.

В предложении  слово «светит» является  сказуемым.

3. Актуализация знаний. Фронтальный обзор знаний о глаголе.

– Над какой большой темой мы работаем?

– Что мы уже знаем о глаголе?

Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:

– Мы работаем над темой “Глагол”

– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам.

4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока.

– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?

– Сформулируйте вопрос к уроку.

    Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме  ставит большой знак вопроса с записанным на нём вопросом к уроку.

– Нет, наверно, он еще как-то изменяется.

– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

5.  «Открытие» детьми  новых знаний на основе исследовательской  работы в группах.

  1.  Исследование учащихся в группах.

2)  Отчет групп у доски.

3)Выражение решения.

Формулирование новых сведений о языке по теме «времена глагола».

4)

Соотнесение сформулированных сведений о временах глагола с эталоном, данным в учебнике.

– Чтобы ответить на вопрос «Как ещё могут изменяться глаголы?»,  проведем исследование.

Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”

           План работы:

1.Прочитайте предложения.

2.В скобках запишите вопрос к глаголу.

3.Определите, когда происходит действие относительно момента речи.

4. Запишите вывод.

- Отчитаемся о проделанной работе.

Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики. В  каждый столбик  добавляется запись:

I столбик “В момент речи, в настоящий момент”,  сейчас.  «Настоящее время»

II столбик “До момента речи, в прошедшем времени” «Прошедшее  время»

III столбик “После момента речи, будет ещё происходить”, «Будущее время»

- Попытаемся с опорой на  таблицу и план-опору рассказать о временах глаголов.

1)  Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые  происходят сейчас, в момент речи. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме настоящего времени.

2) Прочитайте глаголы, которые называют действия,  которые  произошли или происходили  до момента речи, в прошедшем  времени. На какие  вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме прошедшего  времени.

3)  Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые  ещё не произошли, но произойдут   в будущем времени. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме будущего  времени.

- Что поможет нам убедиться в правильности определения?

– Как  сформулировали сведения о глаголе  авторы учебника? Прочитайте  определение, данное в учебнике на странице 112.

Рабочий лист для группы №1.

Солнце  (что  … ?) светит.
(Что … ?)  Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ____ момент речи, в настоящий момент.

Рабочий лист для группы №2

(Что … ?)  Растаял снег.
(Что … ?)  Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит ____ момента речи, в прошлом.

Рабочий лист для группы №3

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести подснежники.
Вывод: действие происходит _____  момента речи, будет ещё происходить.

Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы.

Дети в тетрадях составляют таблицу, также  озаглавливают три столбика и записывают соответствующие вопросы.

– Глаголы в форме настоящего времени отвечают  на вопрос “что делает?”, “что делают?” и обозначают действия, которые происходят в момент речи, в настоящий момент.

– Глаголы в форме  прошедшего времени отвечает на вопрос  “что сделал?”,   “что сделали?” и обозначают действия, которые произошли  до момента речи, в прошедшем времени.

- Глаголы в форме будущего времени  отвечают на вопрос “что сделает?”,   “что будут делать?” и обозначают действия, которые произойдут после момента речи,   будущем времени.   

Учащиеся с опорой на таблицу и план-опору формулируют определение.

- О правильности определения  мы можем убедиться в учебнике.

Учащиеся читают  о временах глагола по учебнику.  Затем сравнивают свои выводы и дополняют вопросы, на которые отвечают глаголы в прошедшем и будущем времени.

6. Первичное закрепление нового знания.

1) Изменение  глагола  «работать»  по временам.

2)Тренировочные упражнения.

3)  Составление рассказа на тему «Весна, весна, и всё ей радо!».  

– Мы открыли новое знание о том, что  глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Нам нужно  ответить на вопрос:  Изменяется ли по временам один и тот же глагол?Проверим.

– Что мы делаем сейчас?

– В каком времени стоит этот глагол?         

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

– Что мы делали вчера?  

– В каком времени стоит этот глагол?

– Запишите глагол во II столбик.  Выделите окончание.

– Что мы будем делать завтра?  

– В каком времени стоит этот глагол?

– В будущем времени добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное. Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “будем”.

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

– На какой вопрос мы ответили?

Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется”    “по временам”.

1) Выполним упражнение 196 в тетради.

Прочитайте  задание и объясните, как будете работать.

- Вспомните определение и расскажите, как  будете у глаголов определять время. Составим вместе алгоритм действий при  определении  времени глагола.

2)Выполнение  задания по карточкам .

Задание: Найди  лишний глагол и запиши в тетради. Укажи  время и число глаголов.

Шагал, удивил, трещит, отвечал.

Встречает, празднует, спел, танцует.

Блестят, позеленеют, играют, бегут.

-  После выполнения  обменяйтесь тетрадями и проверьте  друг у друга  выполненную  работу.

3)  Устно составить рассказ на тему «Весна, весна, и всё ей радо!» В рассказе должны быть глаголы  в настоящем, прошедшем  и будущем времени .

- Работаем.

- В настоящем, так как действие происходит в момент речи.

Учащиеся записывают глагол работаем, выделяют окончание  -ем.

– Работали.

–В прошедшем, так как действие происходило до момента речи.

Учащиеся записывают глагол работали, подчёркивают окончание – и.

–  Будем работать.

– В будущем времени.

Учащиеся записывают глаголы  будем работать, в глаголе  «будем»  выделяют окончание –ем.

Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам.

– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

-Нам нужно выписать три предложения в таком порядке: вначале с глаголом в настоящем времени, затем в прошедшем времени, после этого в будущем временем.

Учащиеся составляют алгоритм действий:

  1.  поставить вопрос;
  2.  определить, что обозначает глагол: действие  происходит в настоящем времени (в момент речи), в прошедшем времени (до момента речи) или в будущем времени (после момента речи).

Учащиеся выборочно списывают предложения и проверяют написанное.

Учащиеся  выписывают глаголы в тетрадях: трещит, спел,  позеленеют.

Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга.

Учащиеся устно составляют рассказ на основе наблюдений о весне. Если позволяет время,  записывают 3 предложения так, чтобы глаголы стояли в настоящем, прошедшем  и будущем времени.

7. Рефлексия деятельности.  Итог урока.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

– Что нового каждый из вас узнал на уроке?  Как изменяются глаголы? В каком времени могут стоять глаголы?

- Каким способом решили задачу урока?

- Где можно применить новые знания о временах глаголов?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке: «Что мне понравилось на уроке?»

  1.  Все.
  2.  Ничего.
  3.  Работать в группах.
  4.  Изменять глаголы по временам.
  5.  Отвечать у доски.
  6.  Узнавать новое по русскому языку.

- Над чем ещё надо поработать?

- На уроке нам нужно было узнать, как ещё изменяются глаголы.

- Мы узнали, что глаголы изменяются по  временам. Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и   будущем времени.

- Мы в группах  исследовали предложения, ставили  вопросы, составили таблицу и алгоритм.

- Знания о временах  нам нужно для того, чтобы правильно говорить, составлять предложения и тексты.

Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы.

Учащиеся  высказывают своё мнение: А как ещё могут изменяться глаголы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22774. Українське питання на Ялтинський конференції (1945р.) 46 KB
  Національні інтереси України та механізми їх забезпечення. Позиція України щодо ЄЕП в контексті інтеграційних процесів на пострадянському просторі. Зрештою глави урядів трьох держав СРСР США й Великої Британії схвалили рішення що східний кордон Польщі проходитиме вздовж лінії Керзона з відхиленням від неї в деяких районах від п'яти до восьми кілометрів на користь Польщі Це було досягнення й України попри те що частина земель населених українцями залишалася під польською владою.Стеттініус який зазначив що радянський приклад можуть...
22775. Ініціативи дипломатії УРСР в 00Н 41 KB
  Концепції нейтралітету та позаблоковості в зовнішній політиці України. Відносини України з країнами Африки. Концепція нейтралітету та позаблоковостів в зовнішній політиці України. зазначається про намір України стати нейтральною однак в цьому документі крім положень що фіксують оборонний характер військової доктрини можна зустріти тезу про те що У дотримується свого позаблокового статусу.
22776. Створення та розгортання діяльності Наркомату закордонних справ УРСР 39.5 KB
  Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Механізм формування та реалізації зовнішньої політики України. Під керівництвом Президента України практична реалізація зовнішньополітичної діяльності забезпечується Кабінетом Міністрів України і здійснюється Міністерством закордонних справ іншими центральними органами державної виконавчої влади на основі Конституції і законів України.
22777. Українське питання на завершальному етапі Другої світової війни 42 KB
  Засади та основні напрямки зовнішньої політики України. Під кінець війни міжнародний авторитет України зріс збільшувалась увага в світі до життя й долі українського народу. Правда дещо несподіваною виявилася кандидатура наркома закордонних справ України. Засади та основні напрямки зовнішньої політики України З погляду концептуальної визначеності зовнішньополітичного курсу України особливо велике значення мав документ схвалений Верховною Радою України 2 липня 1993 р.
22778. УРСР на міжнародній арені 1944-1949 рр 56 KB
  Національні інтереси України зовнішній аспект. Співробітництво України в Чорноморському регіоні. Про значний міжнародний авторитет України свідчило обрання Д. Національні інтереси України зовнішній аспект.
22779. Зовнішньополітична діяльність закордонних українських громадсько-політичних організацій в повоєнній добі 45 KB
  Концепція стратегічного партнерства в зовнішній політиці України. Розбудова відносин України з країнами Африки. Концепції стратегічного партнерства€ в зовнішній політиці України Стратегічне партнерство являє собою стан відносин що характеризуються наявністю комплексних стратегічних інтересів в сіх сферах діяльності двох сторін з огляду на певну політичну взаємозалежність та готовність до застосування компромісних механізмів узгодження спільних інтересів. Але у випадку з нашою державою така взаємозалежність є асиметричною і як правило...
22780. Двосторонні договори та угоди УРСР 1944-1949 рр.: зміст, значення, наслідки 51 KB
  Проте дослідники звертали увагу на три справжні причини такого ставлення приховану надію на повернення західноукраїнських земель очікування можливої війни між союзниками СРСР та Великою Британією й США невдоволення поляків характером і діяльністю ПКНВ. Україну як незалежну державу США визнали 26 грудня 1991р. Кравчука до США. В ході візиту було підписано низку документів зокрема політичну декларацію та меморандум про взаєморозуміння між урядами України та США.
22781. Проблема множинного представництва на завершальному етапі II світової війни 83.5 KB
  Етапи відносин України та Російської Федерації. Передбачалося що на початку роботи конференції делегати Великобританії й США підтримають пропозицію про допуск до первісного членства двох радянських республік України та Білорусії. Етапи відносин України та Російської Федерації. розстрілу Білого дому та зміцнення позицій реформаторів у Кремлі курс щодо України став жорсткішим що виявилось у намаганнях на дострокових виборах 1994 р.
22782. Участь делегації УРСР в роботі Паризької мирної конференції 67.5 KB
  Відносини ЄССШАУ країна. міністри закордонних справ Англії США Франції й СРСР опублікували Декларацію про колишні італійські колоніальні володіння в Африці яка стала основою для Спільної декларації з цього питання і була підписана разом із мирними угодами. Відносини ЄС Україна США. Геополітичний простір України передбачає визначення таких пріоритетних зовнішньополітичних напрямків як ЄС перспективна мета на інтеграцію до європейського політичного економічного правового простору РФ найбільший впливовий сусід відносини з...