61263

Времена глаголов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: Предметные: умение правильно распознавать время глаголов; умение изменять глагол по временам; умение ставить вопросы к глаголам в настоящем прошедшем и будущем времени; умение различать глаголы в настоящем прошедшем и будущем времени в тексте.

Русский

2014-05-26

28.39 KB

3 чел.

Тема урока:   Времена глаголов.    3 класс.

Планируемые  результаты:

Предметные:

-  умение правильно распознавать время глаголов;

- умение изменять глагол по временам;

- умение ставить вопросы к глаголам в настоящем, прошедшем и будущем времени;

- умение различать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени в тексте.

Личностные:

- осознание  роли   изменения  глаголов по временам  в   речи;

- воспитание аккуратности в процессе  выполнения письменных  заданий;

- воспитание внимания, наблюдательности и памяти.

Метапредметные:

1) Регулятивные:

-умение использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм  время глаголов;

- умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока;

- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);

- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.

2) Познавательные:

- умение соотносить действия, которые называют глаголы, с моментов речи (в момент речи, до момента речи, после момента речи);

- умение  делать выводы в результате поиска ответа  на проблемный вопрос и фиксировать  выводы в виде определения «времена глаголов»;

-  умение «открыть» вместе с детьми новое знание об изменении  глаголов по временам.

3) Коммуникативные:

- умение правильно оформлять мысли в процессе  исследования языкового  материала в группах;

- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе  исследовательской деятельности учащихся;

- умение формулировать вывод в процессе  самостоятельной работы в группах.

Образовательные ресурсы:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2.-М., Просвещение, 2012..

2. Карточка со схемой «Что я знаю о глаголе».  

3. Рабочие листы: карточки  с заданиями  для групповой работы  и исследования.

4.  План работы: алгоритм  действий учащихся в процессе исследования.

5. Карточка-опора для обобщения знаний по теме «Времена глаголов».

Глаголы в форме  __________   ______   отвечают  на вопросы  __________________ .   Эти глаголы  обозначают действия, которые   ___________

6. Таблица «Времена глаголов» (заполняется постепенно самими учащимися).

Настоящее  время

Прошедшее время

Будущее  время

Обозначают действия, которые происходят в момент речи.

Обозначают действия, которые происходили до момента речи.

Обозначают действия, которые произойдут после  момента речи.

Что делает?

Что делают?

Что делал?

Что сделал?

Что делали?

Что сделали?

Что сделает?

Что сделают?

Что будет делать?

Что будут делать?

             Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Самоопределение  

к деятельности.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты мой  друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята,  улыбнёмся друг другу и с хорошим  настроением  начинаем урок русского языка.

Учащиеся в парах (или в группах) выполняют действия и улыбаются друг другу.

2. Работа над формированием каллиграфического навыка (пятиминутка чистописания).

На доске написаны слова.  Вам нужно  красиво выписать только  глаголы.

Свет, светлый, светит, цветной, цвет, цвести,  цветёт.

- Поставьте к словам вопросы.

-  Чем отличаются слова: светит и цветёт?  С этими  словами составьте предложения.

- Запишем  предложение под диктовку: В небе ярко светит  луна.

- Чем в предложении является  глагол  светит?

Дети пишут глаголы:

Светит, цвести, цветёт.

Дети ставят вопросы и доказывают, что выписали глаголы.

В предложении  слово «светит» является  сказуемым.

3. Актуализация знаний. Фронтальный обзор знаний о глаголе.

– Над какой большой темой мы работаем?

– Что мы уже знаем о глаголе?

Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:

– Мы работаем над темой “Глагол”

– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам.

4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока.

– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?

– Сформулируйте вопрос к уроку.

    Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме  ставит большой знак вопроса с записанным на нём вопросом к уроку.

– Нет, наверно, он еще как-то изменяется.

– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

5.  «Открытие» детьми  новых знаний на основе исследовательской  работы в группах.

  1.  Исследование учащихся в группах.

2)  Отчет групп у доски.

3)Выражение решения.

Формулирование новых сведений о языке по теме «времена глагола».

4)

Соотнесение сформулированных сведений о временах глагола с эталоном, данным в учебнике.

– Чтобы ответить на вопрос «Как ещё могут изменяться глаголы?»,  проведем исследование.

Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”

           План работы:

1.Прочитайте предложения.

2.В скобках запишите вопрос к глаголу.

3.Определите, когда происходит действие относительно момента речи.

4. Запишите вывод.

- Отчитаемся о проделанной работе.

Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики. В  каждый столбик  добавляется запись:

I столбик “В момент речи, в настоящий момент”,  сейчас.  «Настоящее время»

II столбик “До момента речи, в прошедшем времени” «Прошедшее  время»

III столбик “После момента речи, будет ещё происходить”, «Будущее время»

- Попытаемся с опорой на  таблицу и план-опору рассказать о временах глаголов.

1)  Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые  происходят сейчас, в момент речи. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме настоящего времени.

2) Прочитайте глаголы, которые называют действия,  которые  произошли или происходили  до момента речи, в прошедшем  времени. На какие  вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме прошедшего  времени.

3)  Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые  ещё не произошли, но произойдут   в будущем времени. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме будущего  времени.

- Что поможет нам убедиться в правильности определения?

– Как  сформулировали сведения о глаголе  авторы учебника? Прочитайте  определение, данное в учебнике на странице 112.

Рабочий лист для группы №1.

Солнце  (что  … ?) светит.
(Что … ?)  Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ____ момент речи, в настоящий момент.

Рабочий лист для группы №2

(Что … ?)  Растаял снег.
(Что … ?)  Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит ____ момента речи, в прошлом.

Рабочий лист для группы №3

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести подснежники.
Вывод: действие происходит _____  момента речи, будет ещё происходить.

Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы.

Дети в тетрадях составляют таблицу, также  озаглавливают три столбика и записывают соответствующие вопросы.

– Глаголы в форме настоящего времени отвечают  на вопрос “что делает?”, “что делают?” и обозначают действия, которые происходят в момент речи, в настоящий момент.

– Глаголы в форме  прошедшего времени отвечает на вопрос  “что сделал?”,   “что сделали?” и обозначают действия, которые произошли  до момента речи, в прошедшем времени.

- Глаголы в форме будущего времени  отвечают на вопрос “что сделает?”,   “что будут делать?” и обозначают действия, которые произойдут после момента речи,   будущем времени.   

Учащиеся с опорой на таблицу и план-опору формулируют определение.

- О правильности определения  мы можем убедиться в учебнике.

Учащиеся читают  о временах глагола по учебнику.  Затем сравнивают свои выводы и дополняют вопросы, на которые отвечают глаголы в прошедшем и будущем времени.

6. Первичное закрепление нового знания.

1) Изменение  глагола  «работать»  по временам.

2)Тренировочные упражнения.

3)  Составление рассказа на тему «Весна, весна, и всё ей радо!».  

– Мы открыли новое знание о том, что  глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Нам нужно  ответить на вопрос:  Изменяется ли по временам один и тот же глагол?Проверим.

– Что мы делаем сейчас?

– В каком времени стоит этот глагол?         

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

– Что мы делали вчера?  

– В каком времени стоит этот глагол?

– Запишите глагол во II столбик.  Выделите окончание.

– Что мы будем делать завтра?  

– В каком времени стоит этот глагол?

– В будущем времени добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное. Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “будем”.

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

– На какой вопрос мы ответили?

Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется”    “по временам”.

1) Выполним упражнение 196 в тетради.

Прочитайте  задание и объясните, как будете работать.

- Вспомните определение и расскажите, как  будете у глаголов определять время. Составим вместе алгоритм действий при  определении  времени глагола.

2)Выполнение  задания по карточкам .

Задание: Найди  лишний глагол и запиши в тетради. Укажи  время и число глаголов.

Шагал, удивил, трещит, отвечал.

Встречает, празднует, спел, танцует.

Блестят, позеленеют, играют, бегут.

-  После выполнения  обменяйтесь тетрадями и проверьте  друг у друга  выполненную  работу.

3)  Устно составить рассказ на тему «Весна, весна, и всё ей радо!» В рассказе должны быть глаголы  в настоящем, прошедшем  и будущем времени .

- Работаем.

- В настоящем, так как действие происходит в момент речи.

Учащиеся записывают глагол работаем, выделяют окончание  -ем.

– Работали.

–В прошедшем, так как действие происходило до момента речи.

Учащиеся записывают глагол работали, подчёркивают окончание – и.

–  Будем работать.

– В будущем времени.

Учащиеся записывают глаголы  будем работать, в глаголе  «будем»  выделяют окончание –ем.

Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам.

– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

-Нам нужно выписать три предложения в таком порядке: вначале с глаголом в настоящем времени, затем в прошедшем времени, после этого в будущем временем.

Учащиеся составляют алгоритм действий:

  1.  поставить вопрос;
  2.  определить, что обозначает глагол: действие  происходит в настоящем времени (в момент речи), в прошедшем времени (до момента речи) или в будущем времени (после момента речи).

Учащиеся выборочно списывают предложения и проверяют написанное.

Учащиеся  выписывают глаголы в тетрадях: трещит, спел,  позеленеют.

Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга.

Учащиеся устно составляют рассказ на основе наблюдений о весне. Если позволяет время,  записывают 3 предложения так, чтобы глаголы стояли в настоящем, прошедшем  и будущем времени.

7. Рефлексия деятельности.  Итог урока.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

– Что нового каждый из вас узнал на уроке?  Как изменяются глаголы? В каком времени могут стоять глаголы?

- Каким способом решили задачу урока?

- Где можно применить новые знания о временах глаголов?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке: «Что мне понравилось на уроке?»

  1.  Все.
  2.  Ничего.
  3.  Работать в группах.
  4.  Изменять глаголы по временам.
  5.  Отвечать у доски.
  6.  Узнавать новое по русскому языку.

- Над чем ещё надо поработать?

- На уроке нам нужно было узнать, как ещё изменяются глаголы.

- Мы узнали, что глаголы изменяются по  временам. Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и   будущем времени.

- Мы в группах  исследовали предложения, ставили  вопросы, составили таблицу и алгоритм.

- Знания о временах  нам нужно для того, чтобы правильно говорить, составлять предложения и тексты.

Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы.

Учащиеся  высказывают своё мнение: А как ещё могут изменяться глаголы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44924. Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период 18.97 KB
  От того насколько эффективно функционирует и развивается система популяция предприятий в государстве зависит эффективность работы экономики в целом а если говорить более широко то и состояние общества. У 37 промышленных предприятий в 1 кв. Доля предприятий не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50 в 2008 г. Доля руководителей предприятий не понимающих экономическую политику государства за 34 месяца: во IIм квартале 2009 г.
44925. Философия Аристотеля, Основоположник формальной логики 40 KB
  Метафизика (гр.) –говорит о том, что выходит за пределы природы. Метафизика – учение о началах бытия и познания, об их основаниях. «Первая философия» вместо метафизика. То есть сама философия. Вторая философия – физика-производная от метафизики.
44926. My Specialty 12.04 KB
  Those who combine studies with their work re trined t the eveningtime nd the extrmurl deprtments. We ttend lectures do lbortory work nd tests. The fourthyer students combine their studies with their reserch work. We write course ppers nd grdution thesis on the scientific problems of our reserch work.
44928. Первые социологи 17.83 KB
  Знание должно быть реальным а не абстрактным; применимым очевидным организующим Энциклопедическая лестница наук: Иерархия наук в последовательности достижения ими позитивной стадии: Математика первой достигла позитивной стадии Астрономия – Физика –Химия –Биология Социальная физика социология В социологии – два раздела: Социальная Статика – Социальная Динамика Социология – позитивное изучение совокупности фундаментальных законов свойственных социальным явлениям Конт за модель общества применял семью и расширял ее до всего...
44930. Основные этапы складывания древнерусского государства 20.74 KB
  Основные этапы складывания древнерусского государства В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. На первом этапе образования древнерусского государства VIIIсередина IХ вв. процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов варягов. Норманнская теория происхождения древнерусского государства.
44932. Australia. Австралия 15.29 KB
  Australia is one of the most unusual and exotic countries of the world. A significant feature of modern Australian society is the representation of a lot of cultures drawn from many lands by its people