61263

Времена глаголов

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Планируемые результаты: Предметные: умение правильно распознавать время глаголов; умение изменять глагол по временам; умение ставить вопросы к глаголам в настоящем прошедшем и будущем времени; умение различать глаголы в настоящем прошедшем и будущем времени в тексте.

Русский

2014-05-26

28.39 KB

3 чел.

Тема урока:   Времена глаголов.    3 класс.

Планируемые  результаты:

Предметные:

-  умение правильно распознавать время глаголов;

- умение изменять глагол по временам;

- умение ставить вопросы к глаголам в настоящем, прошедшем и будущем времени;

- умение различать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени в тексте.

Личностные:

- осознание  роли   изменения  глаголов по временам  в   речи;

- воспитание аккуратности в процессе  выполнения письменных  заданий;

- воспитание внимания, наблюдательности и памяти.

Метапредметные:

1) Регулятивные:

-умение использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм  время глаголов;

- умение планировать свои действия в соответствии  с задачами урока;

- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);

- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.

2) Познавательные:

- умение соотносить действия, которые называют глаголы, с моментов речи (в момент речи, до момента речи, после момента речи);

- умение  делать выводы в результате поиска ответа  на проблемный вопрос и фиксировать  выводы в виде определения «времена глаголов»;

-  умение «открыть» вместе с детьми новое знание об изменении  глаголов по временам.

3) Коммуникативные:

- умение правильно оформлять мысли в процессе  исследования языкового  материала в группах;

- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе  исследовательской деятельности учащихся;

- умение формулировать вывод в процессе  самостоятельной работы в группах.

Образовательные ресурсы:

1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2.-М., Просвещение, 2012..

2. Карточка со схемой «Что я знаю о глаголе».  

3. Рабочие листы: карточки  с заданиями  для групповой работы  и исследования.

4.  План работы: алгоритм  действий учащихся в процессе исследования.

5. Карточка-опора для обобщения знаний по теме «Времена глаголов».

Глаголы в форме  __________   ______   отвечают  на вопросы  __________________ .   Эти глаголы  обозначают действия, которые   ___________

6. Таблица «Времена глаголов» (заполняется постепенно самими учащимися).

Настоящее  время

Прошедшее время

Будущее  время

Обозначают действия, которые происходят в момент речи.

Обозначают действия, которые происходили до момента речи.

Обозначают действия, которые произойдут после  момента речи.

Что делает?

Что делают?

Что делал?

Что сделал?

Что делали?

Что сделали?

Что сделает?

Что сделают?

Что будет делать?

Что будут делать?

             Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. Самоопределение  

к деятельности.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты мой  друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята,  улыбнёмся друг другу и с хорошим  настроением  начинаем урок русского языка.

Учащиеся в парах (или в группах) выполняют действия и улыбаются друг другу.

2. Работа над формированием каллиграфического навыка (пятиминутка чистописания).

На доске написаны слова.  Вам нужно  красиво выписать только  глаголы.

Свет, светлый, светит, цветной, цвет, цвести,  цветёт.

- Поставьте к словам вопросы.

-  Чем отличаются слова: светит и цветёт?  С этими  словами составьте предложения.

- Запишем  предложение под диктовку: В небе ярко светит  луна.

- Чем в предложении является  глагол  светит?

Дети пишут глаголы:

Светит, цвести, цветёт.

Дети ставят вопросы и доказывают, что выписали глаголы.

В предложении  слово «светит» является  сказуемым.

3. Актуализация знаний. Фронтальный обзор знаний о глаголе.

– Над какой большой темой мы работаем?

– Что мы уже знаем о глаголе?

Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему:

– Мы работаем над темой “Глагол”

– Глагол – часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета.
– Глагол связан в речи с существительным и местоимением.
– Глагол в предложении бывает сказуемым.
– Глагол изменяется по числам.

4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока.

– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?

– Сформулируйте вопрос к уроку.

    Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме  ставит большой знак вопроса с записанным на нём вопросом к уроку.

– Нет, наверно, он еще как-то изменяется.

– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

5.  «Открытие» детьми  новых знаний на основе исследовательской  работы в группах.

  1.  Исследование учащихся в группах.

2)  Отчет групп у доски.

3)Выражение решения.

Формулирование новых сведений о языке по теме «времена глагола».

4)

Соотнесение сформулированных сведений о временах глагола с эталоном, данным в учебнике.

– Чтобы ответить на вопрос «Как ещё могут изменяться глаголы?»,  проведем исследование.

Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист”

           План работы:

1.Прочитайте предложения.

2.В скобках запишите вопрос к глаголу.

3.Определите, когда происходит действие относительно момента речи.

4. Запишите вывод.

- Отчитаемся о проделанной работе.

Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики. В  каждый столбик  добавляется запись:

I столбик “В момент речи, в настоящий момент”,  сейчас.  «Настоящее время»

II столбик “До момента речи, в прошедшем времени” «Прошедшее  время»

III столбик “После момента речи, будет ещё происходить”, «Будущее время»

- Попытаемся с опорой на  таблицу и план-опору рассказать о временах глаголов.

1)  Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые  происходят сейчас, в момент речи. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме настоящего времени.

2) Прочитайте глаголы, которые называют действия,  которые  произошли или происходили  до момента речи, в прошедшем  времени. На какие  вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме прошедшего  времени.

3)  Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые  ещё не произошли, но произойдут   в будущем времени. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме будущего  времени.

- Что поможет нам убедиться в правильности определения?

– Как  сформулировали сведения о глаголе  авторы учебника? Прочитайте  определение, данное в учебнике на странице 112.

Рабочий лист для группы №1.

Солнце  (что  … ?) светит.
(Что … ?)  Цветут кисти черемухи.
Вывод: действие происходит ____ момент речи, в настоящий момент.

Рабочий лист для группы №2

(Что … ?)  Растаял снег.
(Что … ?)  Прилетели птицы.
Вывод: действие происходит ____ момента речи, в прошлом.

Рабочий лист для группы №3

Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести подснежники.
Вывод: действие происходит _____  момента речи, будет ещё происходить.

Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь.

Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы.

Дети в тетрадях составляют таблицу, также  озаглавливают три столбика и записывают соответствующие вопросы.

– Глаголы в форме настоящего времени отвечают  на вопрос “что делает?”, “что делают?” и обозначают действия, которые происходят в момент речи, в настоящий момент.

– Глаголы в форме  прошедшего времени отвечает на вопрос  “что сделал?”,   “что сделали?” и обозначают действия, которые произошли  до момента речи, в прошедшем времени.

- Глаголы в форме будущего времени  отвечают на вопрос “что сделает?”,   “что будут делать?” и обозначают действия, которые произойдут после момента речи,   будущем времени.   

Учащиеся с опорой на таблицу и план-опору формулируют определение.

- О правильности определения  мы можем убедиться в учебнике.

Учащиеся читают  о временах глагола по учебнику.  Затем сравнивают свои выводы и дополняют вопросы, на которые отвечают глаголы в прошедшем и будущем времени.

6. Первичное закрепление нового знания.

1) Изменение  глагола  «работать»  по временам.

2)Тренировочные упражнения.

3)  Составление рассказа на тему «Весна, весна, и всё ей радо!».  

– Мы открыли новое знание о том, что  глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Нам нужно  ответить на вопрос:  Изменяется ли по временам один и тот же глагол?Проверим.

– Что мы делаем сейчас?

– В каком времени стоит этот глагол?         

– Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание.

– Что мы делали вчера?  

– В каком времени стоит этот глагол?

– Запишите глагол во II столбик.  Выделите окончание.

– Что мы будем делать завтра?  

– В каком времени стоит этот глагол?

– В будущем времени добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное. Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “будем”.

– Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод.

– На какой вопрос мы ответили?

Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется”    “по временам”.

1) Выполним упражнение 196 в тетради.

Прочитайте  задание и объясните, как будете работать.

- Вспомните определение и расскажите, как  будете у глаголов определять время. Составим вместе алгоритм действий при  определении  времени глагола.

2)Выполнение  задания по карточкам .

Задание: Найди  лишний глагол и запиши в тетради. Укажи  время и число глаголов.

Шагал, удивил, трещит, отвечал.

Встречает, празднует, спел, танцует.

Блестят, позеленеют, играют, бегут.

-  После выполнения  обменяйтесь тетрадями и проверьте  друг у друга  выполненную  работу.

3)  Устно составить рассказ на тему «Весна, весна, и всё ей радо!» В рассказе должны быть глаголы  в настоящем, прошедшем  и будущем времени .

- Работаем.

- В настоящем, так как действие происходит в момент речи.

Учащиеся записывают глагол работаем, выделяют окончание  -ем.

– Работали.

–В прошедшем, так как действие происходило до момента речи.

Учащиеся записывают глагол работали, подчёркивают окончание – и.

–  Будем работать.

– В будущем времени.

Учащиеся записывают глаголы  будем работать, в глаголе  «будем»  выделяют окончание –ем.

Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам.

– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

-Нам нужно выписать три предложения в таком порядке: вначале с глаголом в настоящем времени, затем в прошедшем времени, после этого в будущем временем.

Учащиеся составляют алгоритм действий:

  1.  поставить вопрос;
  2.  определить, что обозначает глагол: действие  происходит в настоящем времени (в момент речи), в прошедшем времени (до момента речи) или в будущем времени (после момента речи).

Учащиеся выборочно списывают предложения и проверяют написанное.

Учащиеся  выписывают глаголы в тетрадях: трещит, спел,  позеленеют.

Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга.

Учащиеся устно составляют рассказ на основе наблюдений о весне. Если позволяет время,  записывают 3 предложения так, чтобы глаголы стояли в настоящем, прошедшем  и будущем времени.

7. Рефлексия деятельности.  Итог урока.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

– Что нового каждый из вас узнал на уроке?  Как изменяются глаголы? В каком времени могут стоять глаголы?

- Каким способом решили задачу урока?

- Где можно применить новые знания о временах глаголов?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке: «Что мне понравилось на уроке?»

  1.  Все.
  2.  Ничего.
  3.  Работать в группах.
  4.  Изменять глаголы по временам.
  5.  Отвечать у доски.
  6.  Узнавать новое по русскому языку.

- Над чем ещё надо поработать?

- На уроке нам нужно было узнать, как ещё изменяются глаголы.

- Мы узнали, что глаголы изменяются по  временам. Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и   будущем времени.

- Мы в группах  исследовали предложения, ставили  вопросы, составили таблицу и алгоритм.

- Знания о временах  нам нужно для того, чтобы правильно говорить, составлять предложения и тексты.

Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы.

Учащиеся  высказывают своё мнение: А как ещё могут изменяться глаголы?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39767. СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 985.5 KB
  Передача PnP IRP пакетов нижним драйверным слоям. Работа с IRP пакетами. Вспомогательная функция CompleteIrp реализует действия по завершению обработки IRP пакета с кодом завершения status. Процедура ReadWrite_IRPhandler предназначена для обработки запросов Диспетчера ввода вывода которые он формирует в виде IRP пакетов с кодами IRP_MJ_READ IRP_MJ_WRITE по результатам обращения к драйверу из пользовательских приложений с вызовами read write или из кода режима ядра с вызовами ZwReadFile или ZwWriteFile.
39768. СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭИС 1.24 MB
  Требования высокой эффективности СП вызывают необходимость использования специальных языков, к которым принадлежат машинно-ориентированные языки типа Ассемблера, и языки высокого уровня с развитыми формами представления внутренней, прежде всего, адресной информации СП, например, Си или PL/M
39769. Уровни аппаратных привилегий в Windows NT 5 294.5 KB
  ДВВ представляет запросы от процессов пользовательского режима драйверным процедурам в форме пакета запроса на ввод вывод то есть пакета IRP. Пакет IRP является своего рода рабочим рецептом созданным ДВВ который передается в драйверные процедуры. Большая часть данной книги как раз посвящена правильной организации драйверного кода обрабатывающего IRP пакеты. Запросы сделанные к подсистеме ввода вывода формулируются передаются и отслеживаются с помощью четкого формата рабочего рецепта известного как IRP пакет I o Request Pcket пакет...
39770. Драйверы режима ядра 1.04 MB
  С разделением адресного пространства все на удивление просто. Все четыре, доступного в 32-х разрядной архитектуре, гигабайта разделены на две равные части (4GT RAM Tuning и Physical Address Extension я опускаю как зкзотические). Нижняя половина отдана процессам пользовательского режима, верхняя принадлежит ядру.
39771. Прерывания и особые случаи 922 KB
  Содержимое IDTR не сохраняется в TSS и не изменяется при переключении задачи. Обработчик может обращаться к любым сегментам памяти через таблицу GDT и LDT текущей задачи на своем уровне привелегий передавать управление с помощью команд FR JMP и FR CLL изменять уровень привелегий с помощью шлюза вызова и производить вводвывод. В IDT разрещается применять 3 вида дескрипторов: шлюз ловушки шлюз прерывания и шлюз задачи. Шлюз задачи Шлюз прерывания Шлюз ловушки Формат шлюза задачи аналогичен формату этого в GDT и LDT.
39772. Простой драйвер, посылающий в приложение адреса своих ха 62.5 KB
  Для того чтобы приложение могло запросить у драйвера выполнение конкретного действия из числа предусмотренных в драйвере в качестве одного из параметров этой функции выступает код действия в данном случае IOCTL__DDR. Процедура драйвера вызываемая функцией Windows DeviceIoControl должна проанализировать поступивший в драйвер код действия и передать управление на соответствующий фрагмент драйвера. В программе драйвера для формирования кода действия использован макрос CTL_CODE который определен в файле NTDDK.
39773. Написание драйверов для Windows NT 4.0 442.5 KB
  Поддерживающие пакетный вводвывод с повторно используемыми I O request pckets IRPs запросы вводавывода. 3 показан стандартный цикл работы драйвера заключающийся в обработке запроса на прерывание IRP. Disptch NTSTTUS PDRIVER_DISPTCH IN PDEVICE_OBJECT DeviceObject IN PIRP Irp ; Каждый драйвер должен иметь по крайней мере одну процедуру Disptch. StrtIo или Queuemngement VOID PDRIVER_STRTIO IN PDEVICE_OBJECT DeviceObject...
39774. Общие сведения о драйверах устройств в системе Windows 925 KB
  Наоборот если в UNIX можно взять исходники ядра и помотреть как там пишутся драйвера то в Windows это вряд ли будет возможным. Несмотря на всю ее просто ту драйвера конечно присутствовали и в ней. Практически все дело ограничивалось накoпителями дисководами CDROM приводами винчестерами да элементарнейшими драйверами клавиатуры и дисплея. В нем рассматриваются вопросы написания простого драйвера PCIустройства под Win 98 ME 2000 с использованием архитектуры драйверов WDM и пакета NuMeg DriverStudio.
39775. Виртуальные драйверы и виртуальные машины Windows 119 KB
  Основное назначение виртуального драйвера виртуализация устройства т. Разработка нового виртуального драйвера может понадобиться при установке на компьютер новой аппаратуры или нового программного обеспечения предназначенного для обслуживания других приложений которая будет использоваться в многозадачном режиме и для которой в системе Windows не предусмотрено средств виртуализации. В первом случае речь идет о приложениях работающих в плоской модели памяти на уровне привилегий 3 это характерно для 32разрядных приложений Windows;...