61263
Времена глаголов
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Планируемые результаты: Предметные: умение правильно распознавать время глаголов; умение изменять глагол по временам; умение ставить вопросы к глаголам в настоящем прошедшем и будущем времени; умение различать глаголы в настоящем прошедшем и будущем времени в тексте.
Русский
2014-05-26
28.39 KB
4 чел.
Планируемые результаты:
Предметные:
- умение правильно распознавать время глаголов;
- умение изменять глагол по временам;
- умение ставить вопросы к глаголам в настоящем, прошедшем и будущем времени;
- умение различать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени в тексте.
Личностные:
- осознание роли изменения глаголов по временам в речи;
- воспитание аккуратности в процессе выполнения письменных заданий;
- воспитание внимания, наблюдательности и памяти.
Метапредметные:
1) Регулятивные:
-умение использовать приём планирования учебных действий: определять с опорой на заданный алгоритм время глаголов;
- умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока;
- умение контролировать и проверять выполненное задание в парах (взаимопроверка);
- умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока.
2) Познавательные:
- умение соотносить действия, которые называют глаголы, с моментов речи (в момент речи, до момента речи, после момента речи);
- умение делать выводы в результате поиска ответа на проблемный вопрос и фиксировать выводы в виде определения «времена глаголов»;
- умение «открыть» вместе с детьми новое знание об изменении глаголов по временам.
3) Коммуникативные:
- умение правильно оформлять мысли в процессе исследования языкового материала в группах;
- умение объяснять и доказывать правильность выполнения задания в процессе исследовательской деятельности учащихся;
- умение формулировать вывод в процессе самостоятельной работы в группах.
Образовательные ресурсы:
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений. Часть 2.-М., Просвещение, 2012..
2. Карточка со схемой «Что я знаю о глаголе».
3. Рабочие листы: карточки с заданиями для групповой работы и исследования.
4. План работы: алгоритм действий учащихся в процессе исследования.
5. Карточка-опора для обобщения знаний по теме «Времена глаголов».
Глаголы в форме __________ ______ отвечают на вопросы __________________ . Эти глаголы обозначают действия, которые ___________ |
6. Таблица «Времена глаголов» (заполняется постепенно самими учащимися).
Настоящее время |
Прошедшее время |
Будущее время |
Обозначают действия, которые происходят в момент речи. |
Обозначают действия, которые происходили до момента речи. |
Обозначают действия, которые произойдут после момента речи. |
Что делает? Что делают? |
Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? |
Что сделает? Что сделают? Что будет делать? Что будут делать? |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Ребята, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начинаем урок русского языка. |
Учащиеся в парах (или в группах) выполняют действия и улыбаются друг другу. |
2. Работа над формированием каллиграфического навыка (пятиминутка чистописания). |
На доске написаны слова. Вам нужно красиво выписать только глаголы. Свет, светлый, светит, цветной, цвет, цвести, цветёт. - Поставьте к словам вопросы. - Чем отличаются слова: светит и цветёт? С этими словами составьте предложения. - Запишем предложение под диктовку: В небе ярко светит луна. - Чем в предложении является глагол светит? |
Дети пишут глаголы: Светит, цвести, цветёт. Дети ставят вопросы и доказывают, что выписали глаголы. В предложении слово «светит» является сказуемым. |
3. Актуализация знаний. Фронтальный обзор знаний о глаголе. |
Над какой большой темой мы работаем? Что мы уже знаем о глаголе? Учитель по мере ответов детей на доске выстраивает схему: |
Мы работаем над темой “Глагол” Глагол часть речи, отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”, “что делает?”, “что делают?” и другие и обозначает действие предмета. |
4. Постановка учебной проблемы и формулирование задачи урока. |
Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол? Сформулируйте вопрос к уроку. Учитель на доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме ставит большой знак вопроса с записанным на нём вопросом к уроку. |
Нет, наверно, он еще как-то изменяется. Как изменяется глагол, кроме изменения по числам? |
5. «Открытие» детьми новых знаний на основе исследовательской работы в группах.
2) Отчет групп у доски. 3)Выражение решения. Формулирование новых сведений о языке по теме «времена глагола». 4) Соотнесение сформулированных сведений о временах глагола с эталоном, данным в учебнике. |
Чтобы ответить на вопрос «Как ещё могут изменяться глаголы?», проведем исследование. Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий лист” План работы: 1.Прочитайте предложения. 2.В скобках запишите вопрос к глаголу. 3.Определите, когда происходит действие относительно момента речи. 4. Запишите вывод. - Отчитаемся о проделанной работе. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает столбики. В каждый столбик добавляется запись: I столбик “В момент речи, в настоящий момент”, сейчас. «Настоящее время» II столбик “До момента речи, в прошедшем времени” «Прошедшее время» III столбик “После момента речи, будет ещё происходить”, «Будущее время» - Попытаемся с опорой на таблицу и план-опору рассказать о временах глаголов. 1) Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые происходят сейчас, в момент речи. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме настоящего времени. 2) Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые произошли или происходили до момента речи, в прошедшем времени. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме прошедшего времени. 3) Прочитайте глаголы, которые называют действия, которые ещё не произошли, но произойдут в будущем времени. На какие вопросы они отвечают? Расскажите всё, что узнали о глаголах в форме будущего времени. - Что поможет нам убедиться в правильности определения? Как сформулировали сведения о глаголе авторы учебника? Прочитайте определение, данное в учебнике на странице 112. |
Рабочий лист для группы №1. Солнце (что … ?) светит. Рабочий лист для группы №2 (Что … ?) Растаял снег. Рабочий лист для группы №3 Скоро (что … ?) зазеленеет травка, будут (что … ?) цвести подснежники. Дети читают план работы, работают в группах. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую помощь. Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к глаголам и глаголы. Дети в тетрадях составляют таблицу, также озаглавливают три столбика и записывают соответствующие вопросы. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопрос “что делает?”, “что делают?” и обозначают действия, которые происходят в момент речи, в настоящий момент. Глаголы в форме прошедшего времени отвечает на вопрос “что сделал?”, “что сделали?” и обозначают действия, которые произошли до момента речи, в прошедшем времени. - Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопрос “что сделает?”, “что будут делать?” и обозначают действия, которые произойдут после момента речи, будущем времени. Учащиеся с опорой на таблицу и план-опору формулируют определение. - О правильности определения мы можем убедиться в учебнике. Учащиеся читают о временах глагола по учебнику. Затем сравнивают свои выводы и дополняют вопросы, на которые отвечают глаголы в прошедшем и будущем времени. |
6. Первичное закрепление нового знания. 1) Изменение глагола «работать» по временам. 2)Тренировочные упражнения. 3) Составление рассказа на тему «Весна, весна, и всё ей радо!». |
Мы открыли новое знание о том, что глаголы могут обозначать действия, которые происходят в разное время. Нам нужно ответить на вопрос: Изменяется ли по временам один и тот же глагол?Проверим. Что мы делаем сейчас? В каком времени стоит этот глагол? Запишите глагол в тетрадь в I столбик. Выделите окончание. Что мы делали вчера? В каком времени стоит этот глагол? Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание. Что мы будем делать завтра? В каком времени стоит этот глагол? В будущем времени добавляется глагол-связка, так как время будущее сложное. Запишите оба глагола в III столбик. Выделите окончание в глаголе “будем”. Сравните окончания глагола в разных временах, сделайте вывод. На какой вопрос мы ответили? Учитель убирает из схемы знак вопроса и дописывает под второй стрелкой “изменяется” “по временам”. 1) Выполним упражнение 196 в тетради. Прочитайте задание и объясните, как будете работать. - Вспомните определение и расскажите, как будете у глаголов определять время. Составим вместе алгоритм действий при определении времени глагола. 2)Выполнение задания по карточкам . Задание: Найди лишний глагол и запиши в тетради. Укажи время и число глаголов. Шагал, удивил, трещит, отвечал. Встречает, празднует, спел, танцует. Блестят, позеленеют, играют, бегут. - После выполнения обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненную работу. 3) Устно составить рассказ на тему «Весна, весна, и всё ей радо!» В рассказе должны быть глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени . |
- Работаем. - В настоящем, так как действие происходит в момент речи. Учащиеся записывают глагол работаем, выделяют окончание -ем. Работали. В прошедшем, так как действие происходило до момента речи. Учащиеся записывают глагол работали, подчёркивают окончание и. Будем работать. В будущем времени. Учащиеся записывают глаголы будем работать, в глаголе «будем» выделяют окончание ем. Окончание глагола изменяется, значит один и тот же глагол изменяется по временам. Как изменяется глагол, кроме изменения по числам? -Нам нужно выписать три предложения в таком порядке: вначале с глаголом в настоящем времени, затем в прошедшем времени, после этого в будущем временем. Учащиеся составляют алгоритм действий:
Учащиеся выборочно списывают предложения и проверяют написанное. Учащиеся выписывают глаголы в тетрадях: трещит, спел, позеленеют. Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга. Учащиеся устно составляют рассказ на основе наблюдений о весне. Если позволяет время, записывают 3 предложения так, чтобы глаголы стояли в настоящем, прошедшем и будущем времени. |
7. Рефлексия деятельности. Итог урока. |
- Какую задачу ставили? - Удалось решить поставленную задачу? Что нового каждый из вас узнал на уроке? Как изменяются глаголы? В каком времени могут стоять глаголы? - Каким способом решили задачу урока? - Где можно применить новые знания о временах глаголов? - Что на уроке у вас хорошо получалось? Учитель раздает каждому ученику лист отзыва об уроке: «Что мне понравилось на уроке?»
- Над чем ещё надо поработать? |
- На уроке нам нужно было узнать, как ещё изменяются глаголы. - Мы узнали, что глаголы изменяются по временам. Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени. - Мы в группах исследовали предложения, ставили вопросы, составили таблицу и алгоритм. - Знания о временах нам нужно для того, чтобы правильно говорить, составлять предложения и тексты. Дети обводят кружочком или подчеркивают нужные ответы. Учащиеся высказывают своё мнение: А как ещё могут изменяться глаголы? |
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
44253. | Особенности перевода языковых элементов, отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык | 242 KB | |
Данная работа посвящена исследованию особенностей перевода языковых элементов отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык. Таким образом актуальность работы в способах перевода языковых элементов выражающие агрессивное состояние человека. Объектом данного исследования являются языковые элементы выражающие агрессивное состояние человека а предметом способы перевода языковых элементов выражающих агрессивное состояние человека. Целью данного исследования является выявление оптимальных способов перевода... | |||
44254. | Реконструкция аккумуляторного участка в РДАУП Автобусный парк № 1 г. Витебска | 719.5 KB | |
Расчёт годового объёма работ. Расчет годового объема работ по ТОТР вспомогательных работ работ по самообслуживанию. Реконструкцию необходимо проводить таким образом чтобы обеспечить нормальную работу действующих зон и участков. В Витебске работает более 30 автобусных маршрутов. | |||
44255. | Годинники, засновані на підрахунку періодів коливань від задаючого генератора за допомогою електронної схеми і виведення інформації на цифровий дисплей | 545 KB | |
В умовах подальшого технічного прогресу, що характеризується інтенсивним використанням електроніки та мікропроцесорної техніки, сучасний спеціаліст в будь-якій галузі науки й техніки повинен бути ознайомлений із основними функціональними пристроями електроніки, які становлять основу усіх систем керування технологічними процесами. | |||
44256. | ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ БЛОК-СЕКЦИЯ НА 12 КВАРТИР | 1.01 MB | |
Кладка стен осуществляется на цементно-песчаном растворе. Толщина наружных стен определяется на основании теплотехнического расчета. Изначально толщина наружной стены предполагается равной 510 мм. Такая толщина необходима для обеспечения устойчивости по отношению к ветровым и ударным нагрузкам, а также для увеличения тепло- и звукоизоляционной способности стен | |||
44257. | Расчет канализационной сети | 110 KB | |
Общесплавными называют системы канализации при которых все сточные воды бытовые производственные и дождевые сплавляются по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения. Раздельными называют системы канализации при которых дождевые и условно чистые производственные воды отводят по одной сети труб и каналов а бытовые и загрязненные производственные сточные воды по другой одной или нескольким сетям. Характеристика наружной канализационной сети Наружной канализационной сетью называют... | |||
44258. | Расчёт многопустотной плиты перекрытия | 355.5 KB | |
Расчетные данные Для бетона класса В 30 Rb=17 МПа; Rbser=22 МПа; Rbt=12 МПа; Rbt ser=18 МПа; Eв=29000 МПа для тяжелого бетона с тепловой обработкой Для напрягаемой арматуры класса АтIV: Rsn=590 МПа; Rs=510 МПа; Rs=405 МПа; Es=19105 МПа. Для арматуры сварных сеток и каркасов из проволоки класса ВрI: R=360 МПа; Rs=265 МПа; Es=1.7105 МПа. Rвр=05 В=30=0530=15 МПа. | |||
44259. | Разработка жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракетоносителя, работающего на топливе Керосин и О2ж | 3.15 MB | |
Объектами разработки являются конструкция камеры компоновочная схема и пневмогидравлическая схема двигателя. В процессе работы произведён выбор системы подачи схемы и основных параметров системы характеризующих совершенство процессов в камере сгорания и сопле проведен тепловой расчет камеры определены параметры системы подачи выполнено... | |||
44260. | АНАЛІЗ РОЗВЯЗУЮЧИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ІМПЕДАНСНИХ СТРУКТУР З РЕАКТИВНИМ ІМПЕДАНСОМ | 8.48 MB | |
Значення коефіцієнта придушення. Аркуш 5 Значення коефіцієнта придушення. Ефективність запропонованої неоднорідної імпедансної смуги була оцінена в досить вузькому частотному діапазоні у зв'язку з чим не зрозуміло як буде поводитися коефіцієнт придушення за границями цього діапазону. Коефіцієнт придушення імпедансної смуги. | |||
44261. | Создание ИТ инфраструктуры внутри организации ОАО «ИПРОМАШПРОМ» | 6.33 MB | |
ИТ инфраструктура гарантирует: бесперебойную работу сети; адекватную скоростью расширения без перестройки; возможность управления ИТ инфраструктурой.1 LN WLN Wireless re Network вид локальной вычислительной сети LN использующий для связи и передачи данных между узлами высокочастотные радиоволны а не кабельные соединения.2 WLN CN Cmpus re Network кампусная сеть объединяющая локальные сети близко расположенных зданий на ограниченной территории студенческий городок. WN Wide re Network сети объединяющие территориально... | |||