613

Развитие эмоционального общения со взрослым

Практическая работа

Педагогика и дидактика

Развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Русский

2013-01-06

68.5 KB

14 чел.

Развитие эмоционального общения со взрослым

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5-3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфных слов, вопрос установления контакта может стать проблематичным: часто только очень близкие люди могут разобрать произношение этих слов, понять их смысл. Добиться доверия ребенка в этом случае педагогу помогают игры для самых маленьких - эмоциональные игры.

С точки зрения детской психологии первой формой общения становится для малышa именно эмоциональное общение со взрослым человеком. И лишь позже появляются другие виды взаимодействия с людьми - деловое и личностное, общение со сверстниками.

Обычно маленькие неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям, просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за взрослым. А если учесть, что очень часто малышей, отстающих в речевом развитии, мучают требованиями «Скажи!», «Повтори!», такую ненавязчивую форму взаимодействия ребенок воспринимает с благодарностью и с радостью откликается на предложение поиграть.

Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном случае цель игры - это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт «Качели», «По ровненькой

дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

- знакомство;

- игры с использованием игрушек и предметов;

- контакт руками;

- телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

Во- вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

В- четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый - один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Tакая игра поможет настроиться на активное общение.

Игры для налаживания контакта с ребенком

Дай ручку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

- Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик - лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

Привет! Пока!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

- Привeт! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

- Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется - педагог машет рукой.

-Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

- Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

Хлопаем в ладоши!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

- Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопаем  мы в ладоши, будем мы хорошиe!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

-Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими.  Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

Ку-ку!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке или в бутылку, а снизу палочка, дергаем вниз, Петрушка оказывается в бутылке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

- Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами:

- Ку-ку!  Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

Лови мячик!

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

- Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

Петрушка

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).

Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

- Я Петрушка - веселая игрушка! Привет-привет!

Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.

- Давай здороваться! Дай ручку!

После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

- Давай хлопать в ладошки - хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спoю: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

Котёнок

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

- Смотри, какой к нам пришёл котенок - маленький, пушистый. Давай погладим котенка - вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька,  киcуля! Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, посmoй1И погладилa рукой.

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Солнечный зайчик

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.

- Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает - прыг-скок!

Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

- Потрогай зайчика - вот так. Ой! Смотри: солнечиый зайчик убегает - поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потoлке - не дocтaть!

Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями - дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

Шарик

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

- Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

- В какой руке шарик – угадай! Правильно угадал - вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

Платочек

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру,  расположившись на диване или сидя на ковре.

Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

- Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу - накиньте платок ему на голову.

-Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!

После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

Прятки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Оборудование: большое одеяло или плед.

Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

В отличие от игры с платком, это более продолжительная игра.

Водящий взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места - под стол, в шкафы и т.д. - со словами:

- Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции - напряжение и. возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается - ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

Хлопушки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

Детка хлопать так умеет! Своих ручек не жалеет! Вот так, вот так-так. Своих ручек не жалеет!

Коготки-царапки

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка. Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

У белого котенка

Мягкие лапки.

На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы - котенок «выпускает» коготки-царапки.

Но на каждой лапке

Koгoтки-цapaпки!

Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.


Киса, Киса! Брысь!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку, для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, Киса!». Как прогоняют кошку со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить - при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

- Давай пoигpaeм в кошечку! Когда кошечку гладят - «Киса! Киса!» - держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» - быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь!

Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника - ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны.

Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.

По ровненькой дорожке!

Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

По ровненькой дорожке.

По ровненькой дорожке.

По кочкам, пo кочкам,

По ухабам, пo ухабам.

Прямо в яму-

Бух!

Тушки-тутушки!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

Тушки-тутушки!

Сели на пoдушки. Пришли пoдружки. Стoлкнули с подушки - Бух!

Тритатушки - три-та-та!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:

- Тритaтyшки - три-та-та! Тритaтyшки - три-та-та!

Качели

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

- Ты любишь качаться на качелях? Давай пoигpaeм в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей - покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

- Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей - вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

Часики

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

- Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!». Давай поиграем в часы!

Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов - осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

- Часики тикают: тик-так! Тик-так!

Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, - часики могут тикать медленно и быстро.

Догоню-догоню!

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

-Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!

Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить - дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог  ловит ребенка - обнимает его, тормошит.

Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать, попробуйте в другой раз.

Ладушки  

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.

- Давай похлопаем в ладоши - вот так.

Ладушки-ладушки!                   Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши-

- Где были?

- у бабушки!

-Что ели?

-Кашку!

-Что пили?

-Бражку!

Кашку поели,

Бражку попили!

У-у-у-У, полетели!

На головку сели!

На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

Сорока-белобока

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.

Сорока-белобока

Кашку варилa,

Деток кормилa:

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

А этому не дала:

Ты, сынок, мал.

Нам не помогал. Тебе каши не дадим.

Педагог круговыми движениями водит пальчиком ребенка по его ладошке - «мешает кашку».

При словах «этому дала» загибайте поочередно пальчики ребенка, начиная с мизинца.

При словах «а этому не дала» поверните большой палец ребенка и пощекочите его ладошку.

Коза рогатая

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ! Глазками хлоп-хлоп: «Кто каши не ест? Кто молока не пьет? Того забодаю, 3абодаю, за6одаю!»

Сожмите пальцы правой руки, выставив вперед только указательный палец и мизинец-получилась «коза» с рожками. Приговаривая, то приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю», «пободайте» ребенка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80404. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.24 MB
  На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью теории и методики формирования компетенций, которыми должен владеть выпускник среднего профессионального учебного заведения экологического профиля.
80405. Международные инвестиционные соглашения (договоры, контракты) 812 KB
  Цель и задачи исследования: с теоретических позиций рассмотреть международные инвестиционные соглашения как институт международного частного права, раскрыть его сущность, содержание и юридическую природу, выявить теоретические и практические проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию...
80406. ПОРІВНЯЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА ХІМІЧНОГО ЗАБРУДНЕННЯ СНІГОВОГО ПОКРИВУ В РАЙОНІ МІСТА УЖГОРОД 1.27 MB
  Встановлено, що сніговий пкрив у транспортній зоні більш забруднений хімічними речовинами у порівнянні з іншими функціональними зонами м. Ужгорода. Проведено порівняльний аналіз забруднення снігового покриву хімічними речовинами м. Ужгорода та м. Чернігова.
80407. ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА 3.83 MB
  Продемонстрировать эффективность процесса системы менеджмента качества. Доказать, что компании выгодно внедрять адекватную систему с точки зрения получения следующих преимуществ: повышение стоимости компании, привлечение инвестиций, прозрачность компании для менеджмента, удобство управления.
80408. Особенности рассмотрения дел о банкротстве в арбитражных судах 254 KB
  Правовой институт современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) - это очень сложный и чрезвычайно важный механизм регулирования материальных отношений рыночной экономики, один из самых динамично развивающихся правовых институтов.
80410. Основы контрольно-надзорной деятельности 50 KB
  Федеральная миграционная служба; Государственная противопожарная служба МЧС России; Федеральная служба по оборонному заказу; Федеральное казначейство; Федеральная служба страхового надзора; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральная антимонопольная служба;
80411. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СТАРЫЙ СОЛДАТ») 353 KB
  Актуальность темы исследования. Корпоративная культура - это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, управление персоналом, организационное поведение, социология, психология, культурология.
80412. Фандрейзинг как приоритет деятельности Отдела развития театра 1.1 MB
  В связи с ростом дефицита бюджета последовательно проводится политика сокращения («защищенных статей» сметы театров. Предусмотренный в законе порядок финансирования государственных и муниципальных театров на практике не соблюдается, государственное финансирование организаций культуры...