61306
Гражданская вйна
Конспект урока
Педагогика и дидактика
План урока: Причины и особенности гражданской войны в России. Временные рамки гражданской войны. Объясните логическую цепочку Потерянная территория с плодородными землями и развитой промышленностью промышленностью...
Русский
2014-05-27
23.48 KB
5 чел.
Урок 11-12 тема: Гражданская война.
План урока:
Первый урок.
Задание 1. Используя документ «Протокол заседания ЦК РСДРП (б) 23 февраля 1918 г.» Сформулируйте различные точки зрения на Брестский мир, сложившиеся в руководстве партии большевиков.
Из протокола заседания ЦК РСДРП (б) (23 февраля 1918 г.)
«Тов. Свердлов оглашает германские условия.
Тов. Троцкий разъясняет, что 48 часов, очевидно, считается до завтра 7 часов утра.
Тов. Ленин считает, что политика революционной фразы окончена. Если эта политика теперь будет продолжаться, то он выходит из правительства, и из ЦК. Для революционной войны нужна армия, ее нет. Значит, надо принимать условия.
Тов. Троцкий. Вести революционную войну при расколе партии мы не можем. Приходиться считаться не только с международными отношениями, но при создавшихся условиях наша партия не в силах руководить войной… Доводы В.И. (Ленина) далеко не убедительны: если мы имели бы единодушие, могли бы взять на себя задачу организации обороны, мы могли бы справиться с этим. Мы не были бы в плохой роли, если бы даже принуждены были сдать Питер и Москву. Мы бы держали весь мир в напряжении. Если мы подпишем сегодня германский ультиматум, то мы завтра же можем иметь новый ультиматум…
Тов. Зиновьев сообщает, что по опыту последних дней ясно, что нет энтузиазма, ничего нельзя поделать, ибо замечается лишь всеобщая усталость. Мы теперь подведены к тому, чтобы принять предложение…
Тов. Сталин… Либо передышка, либо гибель революции другого выхода нет.
Тов. Дзержинский. Передышки не будет, наше подписание, наоборот, будет усилением германского империализма. Подписав условия, мы не гарантируем себя от новых ультиматумов. Подписывая мир, мы ничего не спасем. Но согласен с Троцким, что если бы партия была достаточно сильна, чтобы вынести развал и отставку Ленина, тогда можно было бы принять решение, теперь нет.
Тов. Ленин. Некоторые упрекали меня за ультиматум. Я его ставлю в крайнем случае… Эти условия надо подписывать. Если вы их не подпишите, то вы подпишите смертный приговор Советской власти через три недели. Эти условия Советской власти не трогают. У меня нет ни малейшей тени колебания. Я ставлю ультиматум не для того, чтобы его снимать. Я не хочу революционной фразы. Немецкая революция еще не дозрела. Это требует месяцев. Нужно принимать условия. Если потом будет новый ультиматум, то он будет в новой ситуации.
Тов. Урицкий… Наша капитуляция перед германским империализмом задержит зарождающуюся революцию на Западе…»
Вопросы к документу:
Задание 2. 1) Объясните логическую цепочку
Потерянная территория с плодородными землями и развитой промышленностью
промышленностью
Нарушен товарообмен между городом и деревней
Дезорганизация производства
Брестский мир
Экономические проблемы стали важнейшей предпосылкой начала гражданской войны
Насильственная конфискация продовольствия большевиками (продотряды, комбеды)
Крестьяне не снабжали города продовольствием
2) Опираясь на информацию учебника (§10-11, п.3; с.68-71) и анализ выступления на митинге Верховного главнокомандующего большевика Н.В.Крыленко (см. задание №2; с.75), составьте логическую цепочку, в которой отразите влияние роспуска Учредительного собрания (6 января 1918 года) на возникновение Гражданской войны в России.
Задание3. Объясните термины «Гражданская война», «интервенция».
Задание 4. Как вы думаете, была ли Гражданская война в России неизбежна? Почему?
Задание 5.Сформулируйте причины и особенности Гражданской войны в России (§10-11, п.1; с.65-67).
Задание 6. Гражданская война в России- всегда трагедия, смута, разложение общественного организма, распад государственности, социальная катастрофа. Гражданские войны в Англии (XVII) и США ( XIX) сопровождались укреплением государственности, гражданских основ в обществе.
3-4 вопрос Практикум. Самостоятельная работа с текстом (§10-11, пп. 3-5; с. 68-75)
Найдите на исторической карте учебника №4 «Гражданская война в России» основные очаги антибольшевисткого движения. Раскройте смысловую подоплеку фразы: «Советская Россия в кольце фронтов».
Заполните хронологическую таблицу «Гражданская война и военная интервенция 1917-1922 гг.»
По материалу учебника
Периоды |
Основные события и участники Гражданской войны. |
Результаты, общая характеристика периода |
I 1917- весна 1918 года |
||
IIЛето-осень 1918 года |
||
III Осень 1918-1920 год |
||
IV1921-1922 год |
Урок 2.
Вопросы:
Из книги Л.Д. Троцкого «Сталин»
«Наши фронты имели тенденцию сомкнуться в кольцо с окружностью свыше 8 тысяч километров. Противники сами выбирали направление, создавали базу на периферии, получали помощь из-за границы и наносили удары по направлению к центру. Преимущество нашего положения состояло в том, что мы занимали центральное положение и действовали из единого центра по радиусам или так называемым внутренним операционным линиям. Наше центральное положение, расположение врагов по кругу, возможность для нас действовать по внутренним операционным линиям, всели нашу стратегию к одной простой идее: именно к последовательной ликвидации фронтов в зависимости от их относительной важности. Если враги выбирали направление для удара, то мы могли выбирать направление для ответа. Мы имели возможность перебрасывать наши силы и массировать их в ударные кулаки на наиболее важном в каждый данный момент направлении. Однако реализовать это преимущество можно было только при условии полного централизма в управлении и командовании. Чтоб жертвовать временно одними участками, более отдаленными или менее важными, для спасения наиболее близкого и важного, нужно было иметь возможность приказывать, а не уговаривать. Все это слишком азбучно, чтоб останавливаться здесь на этом. Непонимание этого исходило из тех центробежных тенденций, которые неизбежно пробудила революция, из провинциализма необъятной страны, из примитивного духа независимости, который не успел еще подняться на более высокую ступень достаточно упомянуть, что в самый период в каждом уезде создавался свой Совет народных Комиссаров со своим народным комиссаром по военным делам… В 1918 году 76% всего командного и административного аппарата Красной армии представляли бывшие офицеры царской армии и лишь 12,9% состояло из молодых красных командиров, которые естественно занимали низкие должности.»
Вопросы к документу:
Из выступления генерала Врангеля перед представителями крымской печати (10 апреля 1920 г.)
«Теперь о причинах наших бывших неудач. Причины эти чрезвычайно разнообразны. Резюмируя их, можно сказать, что стратегия была принесена в жертву политике, а политика некуда не годилась. Вместо того, чтобы объединить все силы, поставившие себе целью борьбу с большевизмом и коммуной и проводить одну политику, «русскую» вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика, руководители которой видели во всем том, что не носило на себе печать «добровольцев» - врагов России.
Дрались и с большевиками, дрались и с украинцами, и с Грузией, и Азербайджаном, и лишь немногого не хватало, чтобы начать драться с казаками, которые составляли половину нашей армии и кровью своей на полях сражений спаяли связь с регулярными частями. В итоге, провозгласив единую, великую и неделимую Россию на целый ряд враждующих между собой образований».
Вопросы к документу:
1). Сравните лозунги большевиков - «власть Советам», «земля крестьянам», «мир народам»; и белого движения «За Единую, Великую, Неделимую Россию». Какие лозунги красных или белых были понятны и близки населению?
2) Что означали слова Врангеля: «стратегия была принесена в жертву политике»? Приведите факты из истории Гражданской войны, которые подкрепляют утверждения генерала о разобщенности действий белых армий. Опираясь на текст документа, сформулируйте причины поражения белого движения в Гражданской войне.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
68523. | Культура и цивилизация. Общее понятие культуры, антропологические предпосылки и основные определения культуры | 169.5 KB | |
Общее понятие культуры антропологические предпосылки и основные определения культуры Мы начнем с самого общего представления о культуре которое охватывает все что сюда входит; это будет следовательно самое абстрактное определение но зато самое исходное. | |||
68524. | Общее понятие ценности. Ценность и истина. Проблема ценности в истории философии | 109 KB | |
Отличие человека от других живых существ можно определять по многим признакам: прямоходящее существо обладающее сознанием; способное к чувству стыда; владеющее членораздельной речью; использующее символы; производящее орудия и т. Это и означает что человеческие действия всегда ориентированы на ценности. | |||
68525. | Философия в контексте культуры | 351.5 KB | |
Для одного человека это способ выразить себя. Мировоззрение это совокупность общих представлений человека о своем месте в мире и вытекающих из этого жизненных принципов и целей. Специфика философских проблем состоит в том что конкретные моменты взаимодействия человека с миром рассматриваются... | |||
68530. | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ | 115 KB | |
В структуру эмоционального интеллекта авторы включают следующие компоненты: оценку и выражение эмоций собственных вербальное или невербальное; других людей невербальное восприятие или эмпатия; регуляцию эмоций собственных других людей; использование эмоций гибкое планирование... | |||
68531. | Бухгалтерский учет финансовых результатов на ООО «БУЛГАРНЕФТЕПРОДУКТ» | 637.78 KB | |
Прибыль - показатель эффективности работы предприятия, источник её жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществление расширенного воспроизводства и удовлетворения растущих социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. | |||