61306

Гражданская вйна

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План урока: Причины и особенности гражданской войны в России. Временные рамки гражданской войны. Объясните логическую цепочку Потерянная территория с плодородными землями и развитой промышленностью промышленностью...

Русский

2014-05-27

23.48 KB

3 чел.

Урок 11-12                                   тема: Гражданская война.

План урока:

  1.  Причины и особенности  гражданской войны в России.
  2.  Временные рамки гражданской войны.
  3.  Война внутри демократии.
  4.  Красные против белых.
  5.  «Военный коммунизм» и его последствия.

Первый урок.

Задание 1. Используя документ «Протокол заседания ЦК РСДРП (б) 23 февраля 1918 г.» Сформулируйте различные точки зрения на Брестский мир, сложившиеся в руководстве партии большевиков.

Из протокола заседания ЦК РСДРП (б) (23 февраля 1918 г.)

«Тов. Свердлов оглашает германские условия.

Тов. Троцкий разъясняет, что 48 часов, очевидно, считается до завтра 7 часов утра.

Тов. Ленин считает, что политика революционной фразы окончена. Если эта политика теперь будет продолжаться, то он выходит из правительства, и из ЦК. Для революционной войны нужна армия, ее нет. Значит, надо принимать условия.

Тов. Троцкий. Вести революционную войну при расколе партии мы не можем. Приходиться считаться не только с международными отношениями, но при создавшихся условиях наша партия не в силах руководить войной… Доводы В.И. (Ленина) далеко не убедительны: если мы имели бы единодушие, могли бы взять на себя задачу организации обороны, мы могли бы справиться с этим. Мы не были бы в плохой роли, если бы даже принуждены были сдать Питер и Москву. Мы бы держали весь мир в напряжении. Если мы подпишем сегодня германский ультиматум, то мы завтра же можем иметь новый ультиматум…

Тов. Зиновьев сообщает, что  по опыту последних дней ясно, что нет энтузиазма, ничего нельзя поделать, ибо замечается  лишь всеобщая усталость. Мы теперь подведены к тому, чтобы принять предложение…

Тов. Сталин…  Либо передышка, либо гибель революции – другого выхода нет.

Тов. Дзержинский. Передышки не будет, наше подписание, наоборот, будет усилением германского империализма. Подписав условия, мы не гарантируем себя от новых ультиматумов. Подписывая мир, мы ничего не спасем. Но согласен с Троцким, что если бы партия была достаточно сильна, чтобы вынести развал и отставку Ленина, тогда можно было бы принять решение, теперь нет.

Тов. Ленин. Некоторые упрекали меня за ультиматум. Я его ставлю в крайнем случае…  Эти условия надо подписывать. Если вы их не подпишите, то вы подпишите смертный приговор Советской власти через три недели. Эти условия Советской власти не трогают. У меня нет ни малейшей тени колебания. Я ставлю ультиматум не для того, чтобы его снимать. Я не хочу революционной фразы. Немецкая революция еще не дозрела. Это требует месяцев. Нужно принимать условия. Если потом будет новый ультиматум, то он будет в новой ситуации.

Тов. Урицкий… Наша капитуляция перед германским империализмом задержит зарождающуюся революцию на Западе…»

Вопросы к документу:

  1.  Что послужило причиной для заседания ЦК РСДРП (б) 23 февраля 1918 г.?
  2.  Какие позиции по поводу германского ультиматума занимали Ленин, Троцкий, Урицкий?
  3.  Какие доводы приводит Ленин в пользу немедленного заключения сепаратного мира с Германией?

Задание 2. 1) Объясните логическую цепочку

Потерянная территория с плодородными землями и развитой промышленностью

промышленностью

Нарушен товарообмен между городом и деревней

Дезорганизация производства

Брестский мир

 

Экономические проблемы стали важнейшей предпосылкой начала гражданской войны

Насильственная конфискация продовольствия большевиками (продотряды, комбеды)

Крестьяне не снабжали города продовольствием

2) Опираясь на информацию учебника (§10-11, п.3; с.68-71) и анализ выступления на митинге Верховного главнокомандующего большевика Н.В.Крыленко (см. задание №2; с.75), составьте логическую цепочку, в которой отразите влияние роспуска Учредительного собрания (6 января 1918 года) на возникновение Гражданской войны в России.

Задание3. Объясните термины «Гражданская война», «интервенция».

Задание 4. Как вы думаете, была ли Гражданская война в России неизбежна? Почему?

Задание 5.Сформулируйте причины и особенности Гражданской войны в России (§10-11, п.1; с.65-67).

Задание 6. Гражданская война в России- всегда трагедия, смута, разложение общественного организма, распад государственности, социальная катастрофа. Гражданские войны в Англии (XVII) и США ( XIX) сопровождались укреплением государственности, гражданских основ в обществе.

  1.  Вспомните, какие еще гражданские войны знакомы вам по истории России.
  2.  Как вы думаете, почему именно в России Гражданская война сопровождалась полным разрушением государственности, массовым бунтом и хаосом в обществе?
  3.  Можно ли найти общие точки соприкосновения в гражданских войнах Смутного времени (XVII) и Смуте начала ХХ века (Гражданской войне 1917-1922 года)? Если да, то какие?

3-4 вопрос Практикум. Самостоятельная работа с текстом (§10-11, пп. 3-5; с. 68-75)

Найдите на исторической карте учебника №4 «Гражданская война в России» основные очаги антибольшевисткого движения. Раскройте смысловую подоплеку фразы: «Советская Россия в кольце фронтов».

  1.  На каких направлениях происходили главные сражения в период Гражданской войны?

Заполните хронологическую таблицу «Гражданская война и военная интервенция 1917-1922 гг.»

По материалу учебника

Периоды

Основные события и участники Гражданской войны.

Результаты, общая характеристика периода

I 1917- весна 1918 года

IIЛето-осень 1918 года

III Осень 1918-1920 год

IV1921-1922 год

Урок 2.

Вопросы:

  1.  Как бы вы могли объяснить причины победы «красных» и поражение «белых» в Гражданской войне?
  2.  Как вы думаете, повлияло ли российское крестьянство на результаты Гражданской войны?

Из книги Л.Д. Троцкого «Сталин»

«Наши фронты имели тенденцию сомкнуться в кольцо с окружностью свыше 8 тысяч километров. Противники сами выбирали направление, создавали базу на периферии, получали помощь из-за границы и наносили удары по направлению к центру. Преимущество нашего положения состояло в том, что мы занимали центральное положение и действовали из единого центра по радиусам или так называемым внутренним операционным  линиям. Наше центральное положение, расположение врагов по кругу, возможность для нас действовать по внутренним операционным линиям, всели нашу стратегию к одной простой идее: именно к последовательной ликвидации фронтов в зависимости от их относительной важности. Если враги выбирали направление для удара, то мы могли выбирать направление для ответа. Мы имели возможность перебрасывать наши силы и массировать их в ударные кулаки на наиболее важном в каждый данный момент направлении. Однако реализовать это преимущество можно было только при условии полного централизма в управлении и командовании. Чтоб жертвовать временно одними участками, более отдаленными или менее важными, для спасения наиболее близкого и важного, нужно было иметь возможность приказывать, а не уговаривать. Все это слишком азбучно, чтоб останавливаться здесь на этом. Непонимание этого исходило из тех центробежных тенденций, которые неизбежно пробудила революция, из провинциализма необъятной страны, из примитивного духа независимости, который не успел еще подняться на более высокую ступень достаточно упомянуть, что в самый период в каждом уезде создавался свой Совет народных Комиссаров со своим народным комиссаром по военным делам… В 1918 году 76% всего командного и административного аппарата Красной армии представляли бывшие офицеры царской армии и лишь 12,9% состояло из молодых красных командиров, которые естественно занимали низкие должности.»

Вопросы к документу:

  1.  В чем, по мнению Л.Д.Троцкого, состояло главное преимущество «красных» в Гражданской войне?
  2.  С какими проблемами столкнулось Советское правительство в годы Гражданской войны?
  3.  Какие главные причины победы большевиков в Гражданской войне отметил Л.Д.Троцкий?

Из выступления генерала Врангеля перед представителями крымской печати (10 апреля 1920 г.)

«Теперь о причинах наших бывших неудач. Причины эти чрезвычайно разнообразны. Резюмируя их, можно сказать, что стратегия была принесена в жертву политике, а политика некуда не годилась. Вместо того, чтобы объединить все силы, поставившие себе целью борьбу с большевизмом и коммуной и проводить одну политику, «русскую» вне всяких партий, проводилась политика «добровольческая», какая-то частная политика, руководители которой видели во всем том, что не носило на себе печать «добровольцев» - врагов России.

Дрались и с большевиками, дрались и с украинцами, и с Грузией, и Азербайджаном, и лишь немногого  не хватало, чтобы начать драться с казаками, которые составляли половину нашей армии и кровью своей на полях сражений спаяли связь с регулярными частями. В итоге, провозгласив единую, великую и неделимую Россию на целый ряд враждующих между собой образований».

Вопросы к документу:

1). Сравните лозунги большевиков -  «власть – Советам», «земля – крестьянам», «мир – народам»; и белого движения – «За Единую, Великую, Неделимую Россию». Какие лозунги – красных или белых – были понятны и близки населению?

2) Что означали слова Врангеля: «стратегия была принесена в жертву политике»? Приведите факты из истории Гражданской войны, которые подкрепляют утверждения  генерала о разобщенности действий белых армий. Опираясь на текст документа, сформулируйте причины поражения белого движения в Гражданской войне.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39748. Развитие мышления в онтогенезе 64.5 KB
  Пиаже отмечал что: 1 изменения внутри каждой стадии обычно количественны и линейны изменения между стадиями носят качественный характер; 2 последовательность прохождения этих четырех стадий обязательно и чтобы достичь очередной стадии ребенок должен пройти через все предыдущие. В последующем ребенок может осуществлять поведение с иной целью чем собственно поведение. Координирование таких средств и целей происходит на следующем этапе третичные схемы когда ребенок может проделывать с объектом несколько различных вещей взять его...
39749. Речь и мышление 338.98 KB
  Общая характеристика речи. Значение речи в жизни человека Определение речи Речь и язык. Понятие языка Понятие речи Отличие языка от речи Теории речи. Рефлекторный характер речевой деятельности Динамическая локализация речи Соотношение центра с периферией Восприятие и понимание речи Функции речи.
39750. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии 88 KB
  Она тесно связана с уровнем притязаний человека степенью трудности целей которые он ставит перед собой. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности т. Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах настойчивостью в достижении цели большей продуктивностью критичностью в оценке достигнутого.
39751. Способности 109.5 KB
  Классификация способностей Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Следует отметить что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том что общие и специальные способности не конфликтуют а сосуществуют взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве...
39752. Темперамент 131 KB
  Общая характеристика темперамента Каждый человек уникален и неповторим. Свойства темперамента это и есть такие индивидуальные свойства которые определяют течение т. Однако динамика психической деятельности зависит не только от темперамента. Например любой человек не зависимо от его темперамента при наличии интереса работает энергичнее быстрее а при отсутствии медленнее и вяло.
39753. Теории мышления в психологии 67 KB
  Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с 17го века однако психология мышления специально стала разрабатываться лишь в 20ом веке. не видели необходимости в социальном исследовании мышления. Считалось что мышление образно процесс мышления непроизвольная смена образов развитие мышления процесс накопления ассоциаций.
39755. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 34 KB
  Итак мы переходим к следующему вопросу Физиологические основы мышления. Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является средством умственного общения и условием развития мышления.
39756. Формы мышления 129.5 KB
  Взаимосвязь понятий и представлений очень сложна. Рубинштейн Формирование понятий Подход Менчинской Н. Образование искусственных понятий: методика двойной стимуляции. Менчинская Наталия Александровна Усвоение понятий в процессе обучения Ребенок не сразу овладевает тем или иным научным понятием этот процесс не сводится к простому копированию в сознании учащихся понятий Вводимых учителем.