61319

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: Формирование понятий о химическом элементе вещество химическая реакция Знакомство с методами познания вещества. Методические подходы к изучению темы: Индуктивный от конкретного вещества...

Русский

2014-05-27

21.69 KB

9 чел.

Вопрос 24. Методика проведения урока химии «Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси.

Место изучения темы  в школьном курсе химии:

8 класс (18 ч) – формирование системы знаний и умений: о химическом элементе, веществе, химической реакции в свете АМУ (атомно-молекулярного учения.)

Цели и задачи:

  1.  Формирование понятий о «химическом элементе», «вещество», «химическая реакция»
  2.  Знакомство с методами познания вещества.

Методические подходы к изучению темы:

  1.  Индуктивный (от конкретного вещества)
  2.  Проблемный (противоречие)
  3.  Экспериментальный ( эксперимент)
  4.  Исторический (А.М.У.)
  5.  Логический ( логика изложения)

Химические понятия:

Состав хим. понятия

  1.  Объем – количественная характеристика, выражающаяся числом обобщенных в нем химических объектов.
  2.  Содержание – качественная характеристика.

Фундаментальные понятия:

  1.  Химический элемент
  2.  Химическое вещество
  3.  Химическая реакция
  4.  Химическая технология

Фундаментальные понятия – процесс, направленный на обеспечение качества усвоения учащимися объема и содержания химических понятий и овладения умениями оперировать ими.

Основные понятия

  1.  Вещество, простое вещество, сложное вещество, чистое вещество, смеси.
  2.  Химический элемент
  3.  Атом, атомная масса
  4.  Молекула, относительная молекулярная масса
  5.  Валентность, степень окисления
  6.  Химические уравнения, химические реакции.

Основные законы:

  1.  Закон постоянства состава (химическая формула)
  2.  АМУ
  3.  Закон сохранения массы

Простые и сложные вещества

Вещество – это то, из чего состоит физическое тело. Например, стеклянный стакан – тело, стекло - вещество. Вещества могут быть природного, искусственного и синтетического происхождения. Например, крахмал – природное вещество, пластмассы – синтетические,  стекло – искусственные.
Свойства вещества – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.  Свойства бывают химические и физические.

Физические свойства: свойства, которые можно измерить с помощью приборов или описать с помощью органов чувств. Например: Железо – твердое, серое, имеет металлический блеск, не растворимо в воде, способно намагничиваться.

Химические свойства: способность одних веществ превращаться в другие. Химические свойства веществ записывают с помощью уравнений реакций.

Например: Водород горюч, при сгорании превращается в воду  2Н22 =2Н2О

Демонстрация моделей рисунков: O2, H2O, H2, N2, NH3.

Вводим понятие атом, молекула

Атом – электронейтральная система взаимодействия элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.

Молекула – электронейтральная наименьшая совокупность атомов, образующих определенную структуру посредством химического взаимодействия.

Формирование понятия «химический элемент» и «простое вещество»

Химический элемент – определенный вид атомов с одинаковым положением заряда ядра.

Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называются простыми. Например, водород H2, кислород O2, медь Cu, алмаз C (семь формул простых веществ записываются с индексом «2»: N2, Cl2, F2, I2, Br2, H2, O2).

Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называются сложными (химическими соединениями). Например, углекислый газ CO2, серная кислота H2SO4, вода H2O

Формирование понятия «химический элемент»

Относительная атомная масса.

Атомная масса – значение массы атома, выраженное в относительных атомных единицах массы. Выбор особой единицы для измерения масс атомов связан с неудобством выражать А. м. в граммах из-за чрезвычайно малых масс атомов (10-22-10-24 г). Впервые понятие А. м. ввел Д. Дальтон (1808), он же впервые определил А. м. многих элементов, взяв за относительную единицу измерения массу атома водорода. В 1818 г. Й. Я. Берцелиус предложил определять А. м., исходя из атомной массы кислорода, приняв ее равной 100. В 1906 г. за единицу А. м. была принята кислородная единица, которая составляла 1/16 часть атомной массы кислорода. С 1961 г. за единицу А. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода 12С, которая называется атомной единицей массы (а.е.м.). По последним данным 1 а.е.м. = 1,6605402×10-27 кг. Чаще пользуются относительной атомной массой (Аr), т. е. значением, полученным отношением массы данного атома к 1/12 массы изотопа углерода с массой 12.

Относительная атомная масса – величина, равная отношению средней массы атома естественного изотопического состава, учитывая процент распространенности в природе к 1/12 массы атома углерода.

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества  - вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами, например, дистиллированная вода.

Смеси – это комбинация из нескольких веществ. Например, воздух, нефть, молоко.

Чистые вещества молекулярного строения имеют постоянный состав, состав смеси может быть любым. Например, воздух в комнате, в лесу и на оживленной автомагистрали имеет разный состав. Состав чистых веществ можно выразить химической формулой (вода  Н2О), а состав смеси нельзя (воздух).

Смеси

Однородные

Неоднородные

Смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь

Например: раствор сахара в воде

Смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь.

Например:  молоко, смесь песка с водой

Различают суспензии (твердое вещество + жидкое, например, мел в воде) и эмульсии (две не растворимые друг в друге жидкости, например, масло + вода).

Способы разделения смесей.

Выпаривание. Кристаллизация (способ основан на различных агрегатных состояниях компонентов смеси) Например: соль и вода

Дистилляция (способ основан на различии в температурах кипения растворимых друг в друге компонентов) Например: спирт и вода

Хроматография (способ основан на том, что отдельные вещества с различной скоростью поглощаются поверхностью другого вещества) Например: разделение компонентов чернил (вода + краситель)

Отстаивание (способ основан на различных плотностях компонентов смеси) Например: песок и вода, масло и вода

Фильтрование (способ основан на различной пропускной способности пористого материала – фильтра, по отношению к частицам, составляющим смесь)  Например: песок и вода

Действие магнитом (способ основан на способности одного компонента смеси намагничиваться)  Например: порошок железа и серы

Возгонка (одно из веществ смеси способно возгоняться, т.е. при нагревании, минуя жидкое состояние, сразу превращается в газ)

Например: загрязненный йод.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3853. Обчислення означених інтегралів 79 KB
  Обчислення означених інтегралів Мета роботи: вивчити методи наближених обчислень і запрограмувати алгоритми обчислення означених інтегралів. Короткі теоретичні відомості Формули прямокутників. Нехай на відрізку задана неперервна функція . Потрібно о...
3854. Метод хорд і дотичних 135 KB
  Метод хорд і дотичних Мета роботи: вивчити і засвоїти ітераційні методи розв’язування алгебраїчних і трансцендентних рівнянь. Короткі теоретичні відомості. Метод хорд. Метод хорд – метод лінійної інтерполяції (метод пропорційних частин, ме...
3855. Інтерполяційна схема Ейткена 324 KB
  Інтерполяційна схема Ейткена Мета роботи:Засвоїти теоретичний матеріалі методи апроксимації функцій, набути практичні навики знаходження наближених значень функцій. Короткі теоретичні відомості На практиці зустрічаються випадки, коли потрібно ...
3856. Розв’язування задачі Коші методом Рунге-Кутта 163 KB
  Розв’язування задачі Кошіметодом Рунге-Кутта Мета роботи: вивчити і засвоїти постановку та методи розв’язування задачі Коші. Навчитися досліджувати розв’язок , використовуючи метод Рунге-Кутта. Короткі теоретичні відомості Тільк...
3857. Методи розв’язування диференційних рівнянь у частинних похідних 130.5 KB
  Методи розв’язування диференційних рівнянь у частинних похідних Мета роботи: Засвоїти теоретичний матеріал і методи розв’язування диференційних рівнянь у частинних похідних, набути практичні навики знаходження їхніх наближених значень...
3858. Информационные возможности непрерывного канала связи 1.01 MB
  Дайте определение понятию «Информационные возможности» каналов связи на физическом уровне. Изобразите модель передачи информации по каналу с помехами с описанием количественных характеристик. Под информационными возможностями канала будем понимат...
3859. Експлуатація повітряних суден 726 KB
  Експлуатація повітряних суден. На методологічній основі вивчення авіаційної техніки як об'єкту експлуатації, конструктивно-експлуатаційних властивостей і показників повітряних суден, розглянуті структура та зміст системи технічної експлуатації повітряних суден, її організаційні аспекти, а також характеристика програми та основних стратегій технічного обслуговування і ремонту АТ.
3860. Оцінка радіаційної обстановки після аварії на АЕС 62.61 KB
  Оцінка радіаційної обстановки після аварії на АЕС Завдання На північній АЕС сталася аварія з викидом шкідливих радіоактивних речовин в навколишнє середовище. Промисловий об’єкт розташований на відстані Rвід АЕС, може попасти в зону радіац...
3861. Фрейми. Інтерактивні Web-сторінки 33.5 KB
  Фрейми. Інтерактивні Web-сторінки Мета роботи - після виконання роботи студент повинен знати: базові команди мови HTML з реалізації фреймів основи мови HTML зі створення форм базові команди мови HTML із реалізації меню принципи створення інтеракт...