61319

Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели и задачи: Формирование понятий о химическом элементе вещество химическая реакция Знакомство с методами познания вещества. Методические подходы к изучению темы: Индуктивный от конкретного вещества...

Русский

2014-05-27

21.69 KB

9 чел.

Вопрос 24. Методика проведения урока химии «Предмет химии. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси.

Место изучения темы  в школьном курсе химии:

8 класс (18 ч) – формирование системы знаний и умений: о химическом элементе, веществе, химической реакции в свете АМУ (атомно-молекулярного учения.)

Цели и задачи:

  1.  Формирование понятий о «химическом элементе», «вещество», «химическая реакция»
  2.  Знакомство с методами познания вещества.

Методические подходы к изучению темы:

  1.  Индуктивный (от конкретного вещества)
  2.  Проблемный (противоречие)
  3.  Экспериментальный ( эксперимент)
  4.  Исторический (А.М.У.)
  5.  Логический ( логика изложения)

Химические понятия:

Состав хим. понятия

  1.  Объем – количественная характеристика, выражающаяся числом обобщенных в нем химических объектов.
  2.  Содержание – качественная характеристика.

Фундаментальные понятия:

  1.  Химический элемент
  2.  Химическое вещество
  3.  Химическая реакция
  4.  Химическая технология

Фундаментальные понятия – процесс, направленный на обеспечение качества усвоения учащимися объема и содержания химических понятий и овладения умениями оперировать ими.

Основные понятия

  1.  Вещество, простое вещество, сложное вещество, чистое вещество, смеси.
  2.  Химический элемент
  3.  Атом, атомная масса
  4.  Молекула, относительная молекулярная масса
  5.  Валентность, степень окисления
  6.  Химические уравнения, химические реакции.

Основные законы:

  1.  Закон постоянства состава (химическая формула)
  2.  АМУ
  3.  Закон сохранения массы

Простые и сложные вещества

Вещество – это то, из чего состоит физическое тело. Например, стеклянный стакан – тело, стекло - вещество. Вещества могут быть природного, искусственного и синтетического происхождения. Например, крахмал – природное вещество, пластмассы – синтетические,  стекло – искусственные.
Свойства вещества – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.  Свойства бывают химические и физические.

Физические свойства: свойства, которые можно измерить с помощью приборов или описать с помощью органов чувств. Например: Железо – твердое, серое, имеет металлический блеск, не растворимо в воде, способно намагничиваться.

Химические свойства: способность одних веществ превращаться в другие. Химические свойства веществ записывают с помощью уравнений реакций.

Например: Водород горюч, при сгорании превращается в воду  2Н22 =2Н2О

Демонстрация моделей рисунков: O2, H2O, H2, N2, NH3.

Вводим понятие атом, молекула

Атом – электронейтральная система взаимодействия элементарных частиц, состоящая из ядра и электронов.

Молекула – электронейтральная наименьшая совокупность атомов, образующих определенную структуру посредством химического взаимодействия.

Формирование понятия «химический элемент» и «простое вещество»

Химический элемент – определенный вид атомов с одинаковым положением заряда ядра.

Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называются простыми. Например, водород H2, кислород O2, медь Cu, алмаз C (семь формул простых веществ записываются с индексом «2»: N2, Cl2, F2, I2, Br2, H2, O2).

Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называются сложными (химическими соединениями). Например, углекислый газ CO2, серная кислота H2SO4, вода H2O

Формирование понятия «химический элемент»

Относительная атомная масса.

Атомная масса – значение массы атома, выраженное в относительных атомных единицах массы. Выбор особой единицы для измерения масс атомов связан с неудобством выражать А. м. в граммах из-за чрезвычайно малых масс атомов (10-22-10-24 г). Впервые понятие А. м. ввел Д. Дальтон (1808), он же впервые определил А. м. многих элементов, взяв за относительную единицу измерения массу атома водорода. В 1818 г. Й. Я. Берцелиус предложил определять А. м., исходя из атомной массы кислорода, приняв ее равной 100. В 1906 г. за единицу А. м. была принята кислородная единица, которая составляла 1/16 часть атомной массы кислорода. С 1961 г. за единицу А. м. принята 1/12 часть массы изотопа углерода 12С, которая называется атомной единицей массы (а.е.м.). По последним данным 1 а.е.м. = 1,6605402×10-27 кг. Чаще пользуются относительной атомной массой (Аr), т. е. значением, полученным отношением массы данного атома к 1/12 массы изотопа углерода с массой 12.

Относительная атомная масса – величина, равная отношению средней массы атома естественного изотопического состава, учитывая процент распространенности в природе к 1/12 массы атома углерода.

Чистые вещества и смеси.

Чистые вещества  - вещества, которые обладают постоянными физическими свойствами, например, дистиллированная вода.

Смеси – это комбинация из нескольких веществ. Например, воздух, нефть, молоко.

Чистые вещества молекулярного строения имеют постоянный состав, состав смеси может быть любым. Например, воздух в комнате, в лесу и на оживленной автомагистрали имеет разный состав. Состав чистых веществ можно выразить химической формулой (вода  Н2О), а состав смеси нельзя (воздух).

Смеси

Однородные

Неоднородные

Смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, входящих в смесь

Например: раствор сахара в воде

Смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь.

Например:  молоко, смесь песка с водой

Различают суспензии (твердое вещество + жидкое, например, мел в воде) и эмульсии (две не растворимые друг в друге жидкости, например, масло + вода).

Способы разделения смесей.

Выпаривание. Кристаллизация (способ основан на различных агрегатных состояниях компонентов смеси) Например: соль и вода

Дистилляция (способ основан на различии в температурах кипения растворимых друг в друге компонентов) Например: спирт и вода

Хроматография (способ основан на том, что отдельные вещества с различной скоростью поглощаются поверхностью другого вещества) Например: разделение компонентов чернил (вода + краситель)

Отстаивание (способ основан на различных плотностях компонентов смеси) Например: песок и вода, масло и вода

Фильтрование (способ основан на различной пропускной способности пористого материала – фильтра, по отношению к частицам, составляющим смесь)  Например: песок и вода

Действие магнитом (способ основан на способности одного компонента смеси намагничиваться)  Например: порошок железа и серы

Возгонка (одно из веществ смеси способно возгоняться, т.е. при нагревании, минуя жидкое состояние, сразу превращается в газ)

Например: загрязненный йод.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40396. ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА 42 KB
  А поэтому их используют при нарушениях психической деятельности при невротических и неврозоподобных расстройствах состояниях внутреннего напряжения страха тревоги беспокойства. 4 В связи с альфаадреноблокирующим эффектом используют при купировании гипертонического криза. При лечении больных манией используют: 1 нейролептики; 2 соли лития. Соли лития используют для лечения и профилактики маний.
40397. Методика сочинений отдельных видов 41.5 KB
  Подготовка материала его систематизация обдумывание композиции и плана сочинения установление логических связей выбор слов фразеологизмов словосочетаний построение предложений и связи между ними проверка орфографии весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью. Сочинения классифицируются по источникам материала по степени самостоятельности по жанрам и по языковым особенностям. В зависимости от источников...
40398. Речевые ошибки, их диагностика и исправление 49.5 KB
  К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово неправильно построенное предложение искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения которые предусмотрены программой начальных классов совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Причина ошибок малый речевой опыт бедность фразеологического запаса. К группе морфологостилистических ошибок относится неправильное образование...
40399. Основные этапы истории методики русского языка как науки 39.5 KB
  Буслаева О преподавании отечественного языка 1844. Ушинский 1824 1870 который создал методику в полном ее объеме обосновал ее теоретически написал учебники для школы Родное слово для I II и III годов обучения Детский мир а также пособия для учителей: О первоначальном преподавании русского языка. Он раскрыл роль родного языка в воспитании человека в формировании его личности в его мыслительном развитии.
40400. Методы обучения грамоте 36 KB
  Вторая ступень состояла в обучении чтению слогов: сначала двухбуквенных потом трехбуквенных и далее вплоть до пяти и шестибуквенных. Чтение слогов проходило так: сначала нужно было назвать первую букву слога допустим буки затем присоединить к ней название второй буквы аз. Выучивание слогов сменялось новой третьей ступенью обучения по буквослагательному методу обучением чтению отдельных слов. выбранном для чтения слове надо было выделить первый слог и буква за буквой называть каждую из них в слоге а затем произнести весь...
40401. Методика работы над элементами синтаксиса 48 KB
  Из данных форм образуются словосочетания и предложения которые могут соединяться в сложные предложения и образовывать максимальную синтаксическую единицу – текст. Синтаксис как наука – это взаимодействие нескольких направлений лингвистической мысли например предложение как синтаксическая единица рассматривается с точки зрения: Теории членов предложения предполагает деление текста на составляющие – словосочетания и слова Теории актуального членения рассматривает предложение как часть более сложной синтаксической единицы – текста а...
40402. Гражданская война в США 78.84 KB
  Первый период войны апрель 1861 апрель 1863 Сражения 1861 года Боевые действия начались 12 апреля 1861 года сражением за форт Самтер в бухте Чарлстон который после 34часового обстрела был вынужден сдаться. Первое серьёзное сражение произошло в Вирджинии у железнодорожной станции Манассас 21 июля 1861 года когда плохо обученные войска северян перейдя ручей БуллРан атаковали южан но были вынуждены начать отступление превратившееся в бегство. В ходе этого самого кровавого дня войны известного как Сражение при Энтитеме обе стороны...
40403. Эпоха Бурбонов (XVIII век) 30.32 KB
  В 1609 году начинается выселение из Испании морисков однако доходы от конфискации их имущества не компенсировали последующий упадок торговли и запустение многих городов во главе с Валенсией. Вступление в войну католической Франции лишило конфликт религиозной почвы и привело к катастрофическим последствиям для Испании. На долгие десятилетия политическую жизнь Испании начали определять интересы её северного соседа. Экономическая и политическая слабость привели Испанию к подписанию крайне невыгодного договора в СанИльдефонсо 1796 который...
40404. Италия во времена испанского господства и возрастающего влияния Франции (1559—1700) 141.87 KB
  Наибольшее значение для будущего имело восстановление Савойи и Пьемонта которые прежде всего должны были служить испанскому господству в верхней Италии оплотом против Франции. Незадолго до того прекратило своё существование ещё одно из небольших владений в Италии Урбино которое в 1623 году слилось с Церковной областью. Франция уже ранее воздвигла на северной границе Италии преграду дальнейшему развитию испанской власти тем что воспрепятствовала соединению габсбургских земель в Граубюндене и Вальтеллине. Она пыталась утвердиться и в...