61329

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Третий абзац сочинения должен быть посвящен комментариям по проблеме текста. При оценке работы эксперты будут учитывать насколько адекватно глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста...

Русский

2014-05-27

46.64 KB

11 чел.

Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации.

Урок 4

Третий абзац сочинения должен быть посвящен комментариям по проблеме текста.

При оценке работы эксперты будут учитывать насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста; проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте.

Этот абзац будет оцениваться по следующим критериям:

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

баллы

Проблема, сформулированная экзаменуемым, прокомментирована.

Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет.

2

Проблема, сформулированная экзаменуемым, прокомментирована,

но

допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована,

или

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

или

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым, проблема,

или

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента,

или

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.

0

Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.

Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова). 

Можно выделить два типа комментария.

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

• Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

• На чем заостряет внимание? Почему?

• Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

• Какие эмоции автора выражены в тексте?

• Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

• Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Рассмотрим пример по тексту А.П. Чехова

Проблему разделения физического и интеллектуального труда А.П.Чехов раскрывает на примере разговора отца и сына Полозневых. Автор подчеркивает, что речь идет о судьбе молодого человека,  решившего наперекор отцу стать самостоятельным. Сколько горечи вкладывает писатель в реплику героя, отмечающего, что отец-архитектор просто боится слухов. Как же так его, Полознева-старшего, могут осудить?! А.П.Чехов демонстрирует, как задевает молодого человека высокомерие отца, нежелание видеть в сыне близкого человека. Автор показывает, как  взрослому человеку трудно перестать зависеть от общества, поэтому  писатель отдает должное позиции молодого человека, пытающегося бороться  (хоть и слабо) за себя.

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы:

• К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

• Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

• Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

• Почему эта проблема привлекла внимание автора?

• Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

• К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Пример комментария

Какой труд важнее: физический или интеллектуальный? Кто каким трудом должен заниматься? И кто должен решать это? Задумывались над этими, всегда актуальными вопросами не только философы, ученые мужи и писатели, но и простые обыватели, в числе которых и герои рассказа А.П.Чехова  - отец и сын Полозневы. Одни, как и сын, считали незазорным самостоятельно добывать «кусок хлеба» и «не заставлять других кормить…  и одевать» себя. Другие, как отец, считали, что физический труд  «отличительное свойство раба и варвара». Чехов явно симпатизирует молодому человеку, подчеркивая в его репликах боль и сожаление по поводу непонимания отцом простых вещей. По мысли автора, каждый человек сам волен принимать решения за себя.

Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

Помните!!!

В любом случае комментарий – это Ваши собственные мысли по выделенной проблеме, но с учетом авторского взгляда на проблему.

Построить свои комментарии Вы должны в соответствии с накопленным материалом и предполагаемой логикой изложения.

Комментировать конкретную проблему на примере конкретного текста.

Если есть слова в необычном словоупотреблении (метафоры, эпитеты), которые остановили ваше внимание, и вы понимаете, что именно благодаря их выбору автору удалось донести до читателя свою мысль, неплохо обратить на них внимание.

В работе можно использовать следующие конструкции:

- Автор статьи поднимает (рассматривает, анализирует, раскрывает, разбирает, излагает, затрагивает, формулирует, решает) проблему ...

- В статье (тексте, очерке) раскрывается (анализируется, исследуется, разрабатывается, выясняется)  ....

- Самыми убедительными доводами являются ...., которые автор выделяет (отмечает, подчеркивает, повторяет)

- Автор отмечает ....(специально останавливается, неоднократно возвращается)

- Автор исследует ..., отмечает ... и на основе этого делает вывод о ....

- Свои рассуждения ... начинает с замечания о том, что ....

- Автор приводит примеры (ссылается, опирается, аргументирует, обосновывает, иллюстрирует)

- Чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что ....

- Автору не всё кажется таким простым. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает ....

- ... Такой, казалось бы, надоевшей теме (проблеме) автор придаёт новое звучание.

- Почему ... ? (Для чего ... ? В чём смысл ... ?) Эти вопросы ставит автор в своём тексте (статье, публикации).

Помните !!!

  1.  Комментарий не подменять пересказом (не рассказывать о героях и их действиях; показывать, как автор раскрывает проблему).
  2.  Излишне не  цитировать (в комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя).
  3.  Если назвали конкретную проблему, то и комментируйте её же.
  4.  При анализе художественного текста разграничивайте понятия «автор» и «рассказчик».

ЗАДАНИЕ

Выделите проблему текста (или вспомните). Напишите текстуальный и концепционный комментарии.

(1)Юлия Сергеевна спросила себя: хорошо ли она поступила, что отказала человеку потому, что ей не нравится его наружность? (2) Правда, это нелюбимый человек, выйти за него значило бы проститься навсегда со своими мечтами, своими понятиями о счастье и супружеской жизни. (3) Однако встретит ли она когда-нибудь того, о ком мечтала? (4) Полюбит ли? (5) Ей уже двадцать один год. (6) Женихов в захолустном городе нет, что ей давно очевидно. (7) Она представила себе всех знакомых мужчин – чиновников, педагогов, офицеров. (8) Одни из них были уже женаты, и их семейная жизнь поражала своею мертвой скукой. (9) Те, кто холост, были неинтересны, бесцветны, неумны, безнравственны. (10) Лаптев же, как бы то ни было, москвич, окончил университет, говорит по-французски. (11) Он живет в столице, где много умных, благородных, замечательных людей, где шумно, прекрасные театры, музыкальные вечера, превосходные портнихи, кондитерские... (12) В Священном писании сказано, что жена должна любить своего мужа, и в пламенных романах любви придается громадное значение, но нет ли преувеличения в этом (авторы романов любят преувеличения)? (13) Разве без любви нельзя в семейной жизни? (14) Ведь говорят, что любовь скоро проходит, остается одна привычка и самая цель семейной жизни не в любви, не в счастье, а в обязанностях, например, в воспитании детей, в заботах по хозяйству. (15) Да и Священное писание, быть может, имеет в виду любовь к мужу как к ближнему, уважение к нему, снисхождение.

(16) Юлия Сергеевна достала из комода колоду карт и решила, что если хорошо стасовать карты и потом снять и если под низом будет красная масть, то надо согласиться на предложение Лаптева. (17) Если же выпадет черная, то нет. (18) Карта оказалась пиковой десяткой.

(19) Это ее успокоило, она уснула, но утром опять уже не было ни да, ни нет. (20) Она стала думать о том, что может теперь, захотев, переменить свою жизнь. (21) Мысли утомили бедную девушку, она изнемогала и чувствовала себя больной, но все же в начале двенадцатого часа оделась и пошла проведать Нину Федоровну. (22) Ей нужно было увидеть Лаптева. (23) Быть может, теперь он покажется ей лучше, быть может, она ошибалась до сих пор...(24) Однако всей душой чувствовала она, как противится ее натура браку без любви, что бы ни шептал ей разум. (25) И правда, многие ли из нас смогли бы без колебаний преодолеть искушения, которые услужливо готовит нам жизнь? (26) И многие ли, сделав опрометчивый выбор, не укоряли бы себя за него и не жалели бы о нем?

(По А.П. Чехову)

Домашнее задание

  1.  ЗАДАНИЕ
  2.  Выделите проблему текста (или вспомните). Напишите текстуальный и концепционный комментарии.

КНИГИ

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

  1.  Ты читал «Тома Сойера»?
  2.  Нет.
  3.  А «Вия»?
  4.  Нет.
  5.  Счастливый, — вздохнул с завистью старший.

И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Все это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

  1.  «Войну и мир» читал?
  2.  Смотрел в кино.
  3.  А «Белые ночи»?
  4.  -Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше.

Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной.

(По С. Михалкову)

  1.  Выделите проблему текста. Напишите первый абзац (вступление), второй абзац (постановка проблемы) и третий абзац (текстуальный и\или концепционный комментарий).

(1)Вероятно, теперь я лучше понимаю, что такое духовная культура. (2) Духовная культура – это не внешнее многообразие впечатлений жизни, не театры, балет и книги, а внутренняя беспредельность человека, которая открывается ему через верования, обычаи и знания, накопленные веками. (3) Иногда их трудно оправдать логически, но они содержат свое оправдание в самих себе, как дороги, поскольку они куда-то ведут.

(4)Дурная литература, пытаясь насытить культурный голод своего читателя (он обычно молод и наивен), часто повествует об экзотике и странствиях, но проповедует нам бегство от самих себя. (5) Разумеется, пускаясь в эти странствия, мы бежим именно в поисках беспредельности. (6) Но духовную беспредельность нельзя найти на дороге. (7) Она созидается в нас самих. (8) Бегство само по себе никого никуда не приводило.

(9) Конечно, если человеку, чтобы почувствовать себя человеком, нужно куда-то бежать, искать внешней новизны, то это тоже движение к духовной культуре. (10) Но до чего же непрочны узы такого движения! (11) Подлинная духовная культура заполняет человека целиком, даже если внешне он неподвижен, как камень или дерево.

(12)Внутренняя жизнь молящегося монаха насыщенна до предела. (13) Человеком в полной мере он становится именно тогда, когда, простершись ниц, неподвижно застывает в молитве. (14) Внутренняя жизнь ученого, когда он, затаив дыхание, замирает над своим микроскопом, насыщенна до предела. (15) В полной мере человеком ученый становится именно тогда, когда он наблюдает, когда он осмысливает свои наблюдения. (16) Тут он идет вперед, тут он спешит. (17) Тут он шествует гигантскими шагами, хотя тот, кто наблюдает, всегда неподвижен. (18) Тут ему открывается глубина, которую я называю беспредельностью. (19) Художник, безмолвно застывший перед своим этюдом, тоже живет бесценной внутренней жизнью. (20) Человек в полной мере он именно тогда, когда молчит, всматривается и судит. (21) Тогда его полотно становится для художника бескрайним, как море.

(22) В каком-нибудь тихом городке сквозь серую дымку дождливого дня я вижу калеку-затворницу, задумчиво сидящую у своего окошка. (23) О духовной культуре этой женщины я буду судить именно по насыщенности ее внутренней жизни. (24) Да, именно так: чего мы стоим, если вдруг становимся неподвижны?

(По А. де Сент-Экзюпери*)

  1.  ЗАДАНИЯ

(реальный тест ФИПИ)

Часть 1

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
  2. засУха
  3. гнАлась
  4. чЕрпать
  5. принЯл
  6. В каком предложении вместо слова СПАСИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить СПАСАТЕЛЬНЫЙ?
  7. Я уже совсем было приготовился получить «двойку», но тут прозвучал СПАСИТЕЛЬНЫЙ звонок с урока.
  8. Продажа непрофильных активов осталась тем единственным СПАСИТЕЛЬНЫМ средством, которое могло бы уберечь корпорацию от банкротства.
  9. Наконец после недели засухи над саванной пронеслась СПАСИТЕЛЬНАЯ гроза.
  10. Под каждым сиденьем в пассажирском катере должен находиться СПАСИТЕЛЬНЫЙ жилет на экстренный случай.
  11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
  12. полк гусар
  13. более пятиста верст
  14. опытные офицеры
  15. прожжет дырку в диване
  16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвратившись из Германии,

  1. с юным философом произошел любопытный случай.
  2. мне некоторое время было в сыром Петербурге не по себе.
  3. мы привезли подарки родным.
  4. каждому члену команды была вручена награда.
  5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
  6. Учения прошли согласно планам командования.
  7. В балладе «Лесном царе» присутствуют черты фольклорного сюжета.
  8. Все, кто не умел плавать, переправились на надувных плотах.
  9. Одним из умельцев, клавших печи по голландскому образцу, был мой дед.
  10. Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1).... (2)Их первоисточниками являются древнеримские вощеные таблички, которые в Средние века стали употребляться в монастырях для обучения чтению и письму. (3)... эти дощечки были квадратные, величиной с ладонь, их делали из букового дерева, а иногда украшали, обтягивая пергаментом. (4)Рисовали на них металлическим грифелем или штифтом. (5)Часто дощечки соединяли в альбомы, связывая их ремешками или бечевками, и они служили для упражнений или как образцы переходили из одной мастерской в другую (так называемые подлинники). (6)Сохранилось несколько таких альбомов, известны также старинные картины, изображающие, как художник рисует на деревянной дощечке.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Художники стали использовать бумагу для рисования только в XIV веке.
  2. Древнейшими материалами для рисования были деревянные дощечки.
  3. До изобретения бумаги куски пергамента были главным материалом для рисования.
  4. В Средние века для рисования использовали вощеные таблички, которые грунтовали костяным порошком.
  5. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в третьем предложении?
  6. Как правило,
  7. Поэтому
  8. Однако
  9. Несмотря на это,
  10. Какие слова являются грамматической основой в одной из частей шестого (6) предложения текста?
  11. сохранилось несколько
  12. художник рисует на дощечке
  13. сохранилось несколько альбомов
  14. известны старинные картины
  15. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.
  16. сложное с подчинительной и бессоюзной связью между частями
  17. бессоюзное сложное предложение
  18. сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями
  19. сложное с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью между частями
  20. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЧАСТО из  предложения 5.
  21. краткое прилагательное
  22. частица
  23. наречие
  24. краткое причастие
  25. Укажите значение слова КАРТИНА в предложении 6.
  26. подразделение акта в драме
  27. общее состояние, положение чего-либо
  28. произведение живописи
  29. то же, что фильм
  30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Лодка с полотня(1)ым тентом наконец была пришвартова(2)а к огражде(3)ому канатами причалу.

  1. 2
  2. 1, 2
  3. 2, 3
  4. 3
  5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
  6. зас...вать поля, разв...вающиеся страны, попл...вок
  7. зас...дание, прож...вать в деревне, сл...гаемые
  8. озл...бление, погл...щённый, преп...рательства
  9. с...мволика, зат...вать драку, приобр...тение
  10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
  11. во всей …круге, из…бразить на бумаге, пр…бабушка
  12. бе…вкусный, ветхое …дание, и…подлобья
  13. пр…творить идеи в жизнь, непр…ходящие ценности, пр…емственность поколений
  14. небез…нтересный проект, полная без…дейность, сверх…нтересный вопрос
  15. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква Е?
  16. собака зала…т, посе...шь
  17. независ…мые источники, колебл…мые ветерком
  18. выстро…вший, увид…вший
  19. осме…нный, скле…нное
  20. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. луч…вой

Б. кокетл…вый

В. потч…вать (обедом)

Г. заман…вать

  1. А, В
  2. А, Б, В
  3. Б, Г
  4. Б, В, Г
  5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
  6. Дверь на кухню (не)закрыта.
  7. Вы совершили (не)красивый поступок.
  8. Вы мыслите весьма (не)логично, хотя ярко.
  9. Окружающие не могли привыкнуть к (не)увядающей красоте моей матери и каждый раз удивлялись ее улыбке.
  10. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
  11. Должен же КТО(ТО) наконец понять, что для того, ЧТО(БЫ) добиться успеха, необходима дисциплина!
  12. (В)СЛЕДСТВИЕ выбросов токсичных отходов с целлюлозной фабрики, осуществляемых (В)ТЕЧЕНИЕ последнего месяца, в реке стала умирать рыба.
  13. Михаилу НЕ(ОТ)КУДА было взять денег на новый дом, (ПО)ТОМУ он обратился за помощью к брату.
  14. ЧТО(БЫ) вы сказали, коллега, если бы год научных поисков был вами потрачен (В)ПУСТУЮ?
  15. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

По воде пробежала рябь ( ) и стало зябко.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Кружась (1) листок несся вдоль берега (2) вместе с водой ручейка (3) к заросшей камышом и мохом (4) мельничной запруде.

  1.  1, 2
  2.  1
  3.  3, 4
  4.  1, 2, 3, 4
  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

После грозы в небе (1) как будто (2) стало выше и просторнее.

Когда пожар в цеху был потушен, выяснилось, что в здании в это время (3) к счастью (4) никого не было.

  1. 1,2
  2. 3
  3. 3,4
  4. 1,2,3,4
  5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
  6. Мы собираемся переоборудовать два цеха и готовы самостоятельно финансировать этот проект.
  7. Юля уже спит или просто притворяется спящей.
  8. Начались долгие и серые осенние будни и незаметно растворили в себе воспоминания о лете.
  9. Банк берет на себя ответственность не только за возврат кредита но и за своевременное погашение процентов.
  10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Внимательный читатель «Евгения Онегина» может определить, к какому конкретно году относится то или иное событие романа: сам автор не раз прямо указывает на связь художественной хронологии и реального исторического времени.

  1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С первого дня наступления (1) атаки врага сопровождались массированными артналетами (2) грохот разрывов (3) от которых (4) долетал с передовой до здания штаба армии.

  1.  1, 3
  2.  3
  3.  2
  4.  2, 4
  5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Время отпуска подходило к концу (1) и (2) хотя у нас оставалось еще несколько дней до отъезда (3) но настроение у всех уже было «дорожным» (4) а мысли вернулись к кругу московских дел.

  1. 1, 3, 4
  2. 1, 2, 3, 4
  3. 1, 4
  4. 1, 2, 4
  5. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения НЕЛЬЗЯ заменить определением, выраженным причастным оборотом?
  6. Пушкин в «Медном всаднике» цитирует фразу Александра Первого, которую тот произнес при виде последствий петербургского наводнения.
  7. Особую роль в поэме Пушкина играет образ самого Медного всадника, который олицетворяет собой самодержавное начало Российской империи.
  8. Одной невнятной, бессильной угрозы, которая прозвучала из уст безумного Евгения, достаточно для Медного всадника (тот в гневе сходит с пьедестала).
  9. Образ разбушевавшейся стихии играет в поэме особую роль, которая будет раскрываться по мере развития сюжета.
  10. Прочитайте текст.

Идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен (норманнская теория), родившись в XVIII веке, сохранила свою популярность до наших дней. Теория эта, с развитием исторической науки неоднократно опровергавшаяся исследованиями знаменитых ученых, к концу XIX века потеряла свою научную значимость, поскольку не способна уже была опереться ни на подробный анализ источников, ни на обзор открытых наукой фактов эпохи. Тогда из области исторической науки норманнская теория перекочевала в область идеологической борьбы и стала аргументом в руках сторонников идеи политической и культурной отсталости России. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1. Идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен, потеряв свое научное значение в XIX веке, ушла в прошлое.
  2. Норманнская теория, потеряв свою научную значимость, сохранилась до нашего времени как орудие идеологической борьбы.
  3. К концу XIX века идея заимствования государственности славянами у северогерманских племен окончательно потеряла свое научное значение.
  4. Возникшая в XVIII веке норманнская теория не способна была опереться ни на подробный анализ источников, ни на обзор открытых наукой фактов эпохи.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1

(1)Для переброски в тыл врага наш отряд был разбит на несколько звеньев. (2)Начальником первого звена назначили, долго не раздумывая, Сашу Творогова, уже воевавшего в тылу врага, молодого, но опытного партизана. (3)В списках бойцов нашего отряда Саша Творогов стоял первым и раньше всех полетел в тыл врага. (4)Ему необходимо было приземлиться в Мозырских лесах и отыскать место, подходящее для приема второго и третьего звеньев. (5)Перед вылетом его предупредили: если с ним что-нибудь случится, встреча звеньев все равно должна состояться в назначенном пункте.

(6)Через два дня после вылета Творогов сообщил по радио, что произошла ошибка: вместо Мозырских лесов летчики выбросили его звено южнее Житомира. (7)Это за триста километров от Мозырских лесов! (8)Местность там оказалась безлесной, скрываться от немцев было негде. (9)Во время передачи сообщения связь вдруг прервалась. (10)Ждали день, два, три – связи все нет и нет. (11) Поскольку ни укрытий, ни запаса продуктов, ни транспорта группа под Житомиром найти не могла, все понимали, что это может означать. (12)Мы рассчитывали: если случилось чудо и Саша Творогов жив, он направится к нам в условленное место. (13)Мы высадились под Мозырем и ждали ребят долго, но не пришел никто.

(14)Вскоре наши разведчики услышали от крестьян рассказы о каких-то отважных четырнадцати партизанах. (15)Сначала эти вести доходили до нас как легенда о красных десантниках, наголову разбивших большой фашистский отряд. (16)Потом сведения начали проясняться, появились очевидцы, местные жители, с которыми мы быстро нашли общий язык, и вот что мы установили.

(17)Творогов со своим звеном решил все-таки прорываться на север, к Мозырю, чтобы выполнить поставленную боевую задачу. (18)Уже в первую ночь немцы окружили хату в деревне, где партизаны расположились на отдых.

(19)«Рус, сдавайся!» – кричали враги.

(20)Надеяться нашим товарищам было не на что. (21)Но никто не сдался. (22)Бой длился целый день. (23)Убито было свыше пятидесяти гитлеровцев. (24)Из четырнадцати партизан в живых остались только пятеро. (25)Когда стемнело, немцы подожгли дом, но партизанам удалось сделать невозможное. (26) Отстреливаясь, они скрылись.

(27)За ночь, раненые и измученные, они прошли километров десять. (28)Когда на рассвете увидели погоню, то добежали до деревни и успели занять крайнюю хату. (29)И опять немцы их окружили, и опять предложили сдаться. (30) Снова безрезультатно. (31)Несколько часов длился горячий, ожесточенный бой. (32)Наконец стрельба из хаты прекратилась. (33)Когда немцы ворвались в дом, их добычей были тела трех убитых партизан. (34)Двое каким-то чудом бежали. (35)По рассказам крестьян можно было догадаться, что в числе убитых был и Саша Творогов. (36)Ничего больше об этой группе мы не узнали.

(37)Легко ли было им сознавать, что из-за роковой ошибки летчиков ситуация стала безвыходной? (38)Сознавать, что погибнут без славы и даже без весточки родным, не надеясь на то, что об их последнем бое узнают товарищи? (39)А ведь они могли сохранить себе жизнь… (40)Сдаться в плен. (41)И все-таки никто из них этого не сделал.

(По Д.Н. Медведеву*)

*Дмитрий Николаевич Медведев (1898–1954) – полковник, Герой Советского Союза, командир крупных партизанских отрядов во время Великой Отечественной войны, писатель.

  1. Какое высказывание соответствует содержанию текста?
  2. Причиной ошибки летчиков при высадке Творогова стали плохие погодные условия.
  3. Второе звено было направлено в леса под Мозырь для спасения группы Саши Творогова.
  4. Группа Творогова, попав в трудное положение, тем не менее попыталась выполнить возложенную на нее задачу.
  5. Группа Творогова вела бой с врагом, надеясь выбраться из окружения за линию фронта.
  6. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 37–40?
  7. описание и повествование
  8. повествование
  9. рассуждение
  10. рассуждение и повествование
  11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
  12.  2
  13.  10
  14.  16
  15.  19

Часть 2

  1. Укажите способ образования слова ВЫЛЕТ (предложение 5).
  2. Из предложений 3–4 выпишите имя прилагательное.
  3. Из предложений 9–10 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
  4. Среди предложений 27–36 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
  5. Среди предложений 11–18 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
  6. Среди предложений 5–12 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
  7. Среди предложений 1–8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.

  1.  По-военному кратко излагая историю группы партизан-диверсантов, отправленных в тыл врага, Д.Н. Медведев скуп на средства художественной изобразительности. Тем не менее, в тексте они присутствуют. Среди выразительных средств синтаксиса обращает на себя внимание _________ (предложения 37, 38), а также _________ (предложения 20, 23, 36). Автор также прибегает к __________ (предложения 39–40). Среди лексических средств выразительности в предложении 31 можно отметить _________ («горячий, ожесточенный бой»).

Список терминов

1) парцелляция

2) фразеологизм

3) инверсия

4) развернутая метафора

5) эпитет

6) риторический вопрос

7) сравнительный оборот

8) риторическое восклицание

9) разговорная и просторечная лексика


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7880. Збирання доказів при розслідуванні злочинів 104.5 KB
  Збирання доказів при розслідуванні злочинів. Поняття та зміст збирання доказів. Будучи специфічним, процес доказування є особливим різновидом інтелектуальної діяльності суб’єктів розслідування. Найбільш складним її елементом є збирання та фор...
7881. Поняття та зміст оцінки доказів 29.11 KB
  Поняття та зміст оцінки доказів Найважливішим елементом процесу доказування є оцінка доказів. Вона вважається однією із проблем кримінального судочинства і є, як зазначає В.Д. Арсеньєв, душой уголовно-процессуального доказывания. Оцінка дозв...
7882. Перевірка (дослідження) доказів та їх джерел 62.5 KB
  Перевірка (дослідження) доказів та їх джерел Зібрані докази підлягають ретельній, усесторонній та об’єктивній перевірці. Це передбачає вивчення їх джерел, аналіз отриманих доказів і співставлення їх між собою. У силу принципу публічності...
7883. Тактичні проблеми доказування 36.5 KB
  Тактичні проблеми доказування. Тактичні прийоми роботи з доказами. Фактор раптовості, його врахування і використання в доказуванні. Перш ніж розглядати саме тактичні прийоми роботи з доказами, слід зупинитись на співвідношенні процесуального й такти...
7884. Школа и общественное дошкольное воспитание в период восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР (1946—1958 гг.) 126.5 KB
  Школа и общественное дошкольное воспитание в период восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР (1946 гг.) Еще в ходе Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство принимали меры по восста...
7885. Проверочные тесты по темам Педагогика как наука, Теория обучения 87.5 KB
  Проверочные тесты по темам Педагогика как наука, Теория обучения Тест 1 Задание. Выберите наиболее точное определение объекта педагогической науки: Ученик Учитель Образование Ребенок Развивающаяся личность Задание...
7886. Основы государства и права (коспект) 467.5 KB
  Основы государства и права (коспект) Введение В условиях развития рыночных отношений в экономике возросли требования к правовой подготовке специалистов. Соответственно от высшей школы требуют формирование широкого кругозора и правовой культуры...
7887. Основы термодинамики. Молекулярная физика 166 KB
  Основы термодинамики Молекулярная физика и термодинамика занимаются явлениями, обусловленными совокупным действием огромного числа непрерывно движущихся частиц. Несмотря на то, что каждая частица движется по законам механики, их совокупное движение ...
7888. Поняття про форму організації навчання 28.5 KB
  Поняття про форму організації навчання Відповідь на питання Як навчати? виводить нас на ще одну важливу категорію педагогіки - категорію форм організації навчання. Якщо поняття метод характеризує змістову або внутрішню сторону навчального процесу ...