61388

Разнообразие и значение ракообразных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомится с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека. Тип урока: изучение нового материала.

Русский

2014-05-27

22.41 KB

29 чел.

Урок №1

Тема урока: Разнообразие и значение ракообразных.

Цель урока: познакомится с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека.

Задачи:

1.Образовательные.

- познакомиться с разнообразием ракообразных.

- познакомится со значением данного типа в жизни человека.

- познакомится с видами ракообразных обитающих в Беларуси.

2.Воспитательная.

- способствовать развитию саморазвития и самоконтроля.

- способствовать научному мировоззрению.

3.Развивающая.

- развить познавательный интерес школьников, уметь выделить главное, логически излагать мысли.

Класс: 8.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: рассказ с элементами беседы.

Материалы и оборудование: лабораторная тетрадь, учебник биологии 8 класса под редакцией Камлюк.

План урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствует?

2.Целепологание.

Сегодня мы с вами продолжим изучать тип животных, с которым вы начали знакомиться на прошлом занятии. Кто мне назовёт этот тип? Что именно вы с вами узнали на прошлом занятии об этом типе животных? А как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия исходя из темы урока? Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека.

3.Проверка домашнего задания.

 1. Из каких отделов состоит тело речного рака?

2. Сколько у него конечностей?

3. Каковы их функции?

4.Какая у них кровеносная система?

5. Какие органы чувств есть у рака?

4.Актуализация знаний.

Как вы уже знаете, тип членистоногие образует самый многочисленный тип  животных, которые заселяют толщу воды и дно пресных и морских водоемов, различные наземные местообитания, почвенную среду, есть среди них и паразиты. Так в этот тип входит класс ракообразные, с которым вы знакомились на прошлом занятии. Сегодня мы с вами поговорим о распространении и их значении в жизни человека.

5.Новый материал. 

Ракообразные обитают в самых различных водоемах, от мелких до морей и океанов. Они заселяют толщу воды и дно, способны жить во влажных наземных местообитаниях.

Возможно, некоторые из вас слышали об планктонных рачках дафнии (рис.62). Они имеют не большие размеры и обычно парят в толще воды благодаря резким взмахам длинных усиков. Дафнии  - активные фильтраторы. Они питаются, отфильтровывая водоросли, бактерий и органические частицы из воды с помощью сита из щетинок на грудных ножках. Таким образом, дафнии участвуют в процессах самоочищения водоемов. Дафнии - важное звено в цепях питания.

В лужах и прудах иногда массово развиваются щитни, тело которых покрыто панцирем и имеет на конце брюшка два длинных членистых выроста (рис.62). Надежно защищенные оболочками яйца щитней сохраняются при пересыхании весенних луж и обмелении водоемов, а затем могут разноситься ветром. Попадая в новые водоемы, яйца быстро развиваются, и достигшие половозрелости рачки начинают активно размножаться. В рыбоводных прудах эти хищные рачки могут приносить вред, поедая личинок рыб.

К хищникам относятся и небольшие планктонные рачки циклопы. Самки циклопов вынашивают оплодотворенные яйца в яйцевых мешках на брюшке. Сами циклопы служат пищей для мальков рыб, личинок насекомых, головастиков.

Излюбленным кормом самых различных обитателей водоемов служат водяные ослики. Эти рачки многочисленны на заросших участках озер, водохранилищ, рек. Они медленно ползают по дну, питаясь остатками разлагающихся растений и животных.

Под корягами на дне водоемов встречается небольшой, быстро плавающий на боку желтоватый рачок, согнутый в виде буквы С. Это озерный бокоплав.

Во влажных лиственных лесах, в лесной подстилке, в погребах и подвалах можно обнаружить мокриц. Питаются они остатками растений. В связи с жизнью в наземной среде жабры мокриц прикрыты краями щитков спинных покровов, что предохраняет их от пересыхания. Почвообитающие мокрицы могут вредить культурным растениям.

Различные крупные ракообразные (лангусты, креветки, омары, речные раки, крабы) являются ценным продуктом питания и служат объектами промысла.

В водоемах Беларуси постоянно обитают три вида речных раков. Широко распространен узкопалый речной рак, реже встречается широкопалый (занесен в красную книгу РБ). В Немане и его притоках иногда находят американского рака, который был запущен в водоемы Польши. Он размножается быстрее европейских видов и не страдает от рачьей чумы.

На дальневосточных морях ведется промысел камчатского краба. Камчатский краб – хищник. Питается червями, моллюсками, ракообразными. Живет до 20 лет, достигает промысловых размеров к 8 -10 годам жизни. Он не имеет плотных покровов на брюшке, поэтому прячет его под широкий головогрудной щит.

Интересен краб-разбойник, или пальмовый вор, достигающий в длину 30 см. Он живет на островах Тихого океана и приспособился к жизни на суше. Днем крабы прячутся в норах, которые покидают ночью. Питаются плодами пальм либо хищничают, нападая на ослабленных животных. Для размножения самка уходит в море, где из оплодотворенных яиц выходят личинки.

6.Физкультминутка.

Проводится спустя 20 минут после начала урока. Ученики, сидя на месте, не поворачивая головы, смотрят направо, налево, вверх и вниз, делают круговые движения глазами по часовой и против часовой стрелки.

7.Домашнее задание.

Параграф 16.

8.Рефлексия.

А теперь ответьте на вопрос, что вы запомнили или что вы нового узнали из сегодняшнего урока? Какие вопросы возникли у вас во время урока?

9.Литература.

1.Учебное пособие по биологии 8 класса.

2.Настольная книга учителя биологии, под редакцией Яршанский Е.Я., 2010год.

3.Репетитор по биологии, под редакцией Егорова А.С., 2008 год.

4.www.biolog.ru 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36793. Определение горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли 46.5 KB
  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Томский политехнический университет†Факультет Естественных наук и математики Кафедра Общая физика Направление Физика Лабораторная работа № 216 Определение горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли. Лабораторная работа № 216 Определение горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля...
36794. Измерение напряженности магнитного поля соленоида 182 KB
  Магнитные поля созданные каждым витком в отдельности складываются. Напряженность магнитного поля соленоида в средней его части при прохождении по нему электрического тока определяется формулой: 1 Величина пропорциональна силе тока и зависит от числа витков приходящихся на единицу длины соленоида. Напряженность магнитного поля можно определить по воздействию этого поля на данный магнит.
36795. Измерение напряженности магнитного поля длинного соленоида с помощью датчика Холла 270 KB
  Цель работы: ознакомиться с одним из широко используемых на практике методов измерений и исследования магнитных полей с помощью датчика Холла; исследовать магнитное поле внутри длинного соленоида. Приборы и принадлежности: соленоид датчик Холла блок питания для соленоида источник питания для датчика Холла милливольтметр для измерения электродвижущей силы Холла. Эффект Холла.
36797. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 80.5 KB
  Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ II АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Перечень заданий: Частные реакции на катионы Аg. Частные реакции на катионы Pb2. Провести частные реакции на катион серебра g.
36798. Исследование распространения сигналов тональных частот по ЛЭП 6(10) кВ с использованием программной среды PSpice 93.83 KB
  Магистральные ЛЭП напряжением 110_кВ и выше, соединяющие между собой энергорайоны, при их использовании в качестве линий связи, как правило, обработываются с помощью заградителей, обходов и т.д
36799. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 68 KB
  Тема: ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ III АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. Частные реакции на катионы Ва2. Частные реакции на катионы Са2. Частные реакции на катион Ва2.
36800. Графический растровый редактор GIMP 1.65 MB
  Далее возвращаемся на 1й слой – в данном случае это слой Рисунок 1 и создаем над ним новый с указанными ниже параметрами: Для типа заливки слоя выбираем Цвет переднего плана при этом цвет должен быть обязательно черным: Отключаем все слои кроме двух нижним с которыми мы сейчас работаем: Переходим на наш слой залитый черным цветом: Теперь берем инструмент ластик с мягкими краями и достаточно большого размера 305: Встаем в произвольном месте нашего изображения и несколько раз щелкаем по одному и тому же месту чтобы эффект ластика...
36801. ЧАСТНЫЕ РЕАКЦИИ КАТИОНОВ IV АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ 72 KB
  Реактивы: NH42S lCl3 ZnCl2 CrCl3 NOH H2O NH4OH N2S HCl NH4Cl крист K4 [Fe CN 6] K3 [Fe CN 6] CH3COOH. Групповым реагентом на катионы четвертой группы является гидроксид натрия NOH в избытке. В каждую из них добавить 1 мл группового реактива – NOH. Ваши наблюдения ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Записать уравнения реакций в молекулярном и ионном виде: LCI3 NOH =...