61388

Разнообразие и значение ракообразных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомится с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека. Тип урока: изучение нового материала.

Русский

2014-05-27

22.41 KB

43 чел.

Урок №1

Тема урока: Разнообразие и значение ракообразных.

Цель урока: познакомится с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека.

Задачи:

1.Образовательные.

- познакомиться с разнообразием ракообразных.

- познакомится со значением данного типа в жизни человека.

- познакомится с видами ракообразных обитающих в Беларуси.

2.Воспитательная.

- способствовать развитию саморазвития и самоконтроля.

- способствовать научному мировоззрению.

3.Развивающая.

- развить познавательный интерес школьников, уметь выделить главное, логически излагать мысли.

Класс: 8.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: рассказ с элементами беседы.

Материалы и оборудование: лабораторная тетрадь, учебник биологии 8 класса под редакцией Камлюк.

План урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствует?

2.Целепологание.

Сегодня мы с вами продолжим изучать тип животных, с которым вы начали знакомиться на прошлом занятии. Кто мне назовёт этот тип? Что именно вы с вами узнали на прошлом занятии об этом типе животных? А как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия исходя из темы урока? Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека.

3.Проверка домашнего задания.

 1. Из каких отделов состоит тело речного рака?

2. Сколько у него конечностей?

3. Каковы их функции?

4.Какая у них кровеносная система?

5. Какие органы чувств есть у рака?

4.Актуализация знаний.

Как вы уже знаете, тип членистоногие образует самый многочисленный тип  животных, которые заселяют толщу воды и дно пресных и морских водоемов, различные наземные местообитания, почвенную среду, есть среди них и паразиты. Так в этот тип входит класс ракообразные, с которым вы знакомились на прошлом занятии. Сегодня мы с вами поговорим о распространении и их значении в жизни человека.

5.Новый материал. 

Ракообразные обитают в самых различных водоемах, от мелких до морей и океанов. Они заселяют толщу воды и дно, способны жить во влажных наземных местообитаниях.

Возможно, некоторые из вас слышали об планктонных рачках дафнии (рис.62). Они имеют не большие размеры и обычно парят в толще воды благодаря резким взмахам длинных усиков. Дафнии  - активные фильтраторы. Они питаются, отфильтровывая водоросли, бактерий и органические частицы из воды с помощью сита из щетинок на грудных ножках. Таким образом, дафнии участвуют в процессах самоочищения водоемов. Дафнии - важное звено в цепях питания.

В лужах и прудах иногда массово развиваются щитни, тело которых покрыто панцирем и имеет на конце брюшка два длинных членистых выроста (рис.62). Надежно защищенные оболочками яйца щитней сохраняются при пересыхании весенних луж и обмелении водоемов, а затем могут разноситься ветром. Попадая в новые водоемы, яйца быстро развиваются, и достигшие половозрелости рачки начинают активно размножаться. В рыбоводных прудах эти хищные рачки могут приносить вред, поедая личинок рыб.

К хищникам относятся и небольшие планктонные рачки циклопы. Самки циклопов вынашивают оплодотворенные яйца в яйцевых мешках на брюшке. Сами циклопы служат пищей для мальков рыб, личинок насекомых, головастиков.

Излюбленным кормом самых различных обитателей водоемов служат водяные ослики. Эти рачки многочисленны на заросших участках озер, водохранилищ, рек. Они медленно ползают по дну, питаясь остатками разлагающихся растений и животных.

Под корягами на дне водоемов встречается небольшой, быстро плавающий на боку желтоватый рачок, согнутый в виде буквы С. Это озерный бокоплав.

Во влажных лиственных лесах, в лесной подстилке, в погребах и подвалах можно обнаружить мокриц. Питаются они остатками растений. В связи с жизнью в наземной среде жабры мокриц прикрыты краями щитков спинных покровов, что предохраняет их от пересыхания. Почвообитающие мокрицы могут вредить культурным растениям.

Различные крупные ракообразные (лангусты, креветки, омары, речные раки, крабы) являются ценным продуктом питания и служат объектами промысла.

В водоемах Беларуси постоянно обитают три вида речных раков. Широко распространен узкопалый речной рак, реже встречается широкопалый (занесен в красную книгу РБ). В Немане и его притоках иногда находят американского рака, который был запущен в водоемы Польши. Он размножается быстрее европейских видов и не страдает от рачьей чумы.

На дальневосточных морях ведется промысел камчатского краба. Камчатский краб – хищник. Питается червями, моллюсками, ракообразными. Живет до 20 лет, достигает промысловых размеров к 8 -10 годам жизни. Он не имеет плотных покровов на брюшке, поэтому прячет его под широкий головогрудной щит.

Интересен краб-разбойник, или пальмовый вор, достигающий в длину 30 см. Он живет на островах Тихого океана и приспособился к жизни на суше. Днем крабы прячутся в норах, которые покидают ночью. Питаются плодами пальм либо хищничают, нападая на ослабленных животных. Для размножения самка уходит в море, где из оплодотворенных яиц выходят личинки.

6.Физкультминутка.

Проводится спустя 20 минут после начала урока. Ученики, сидя на месте, не поворачивая головы, смотрят направо, налево, вверх и вниз, делают круговые движения глазами по часовой и против часовой стрелки.

7.Домашнее задание.

Параграф 16.

8.Рефлексия.

А теперь ответьте на вопрос, что вы запомнили или что вы нового узнали из сегодняшнего урока? Какие вопросы возникли у вас во время урока?

9.Литература.

1.Учебное пособие по биологии 8 класса.

2.Настольная книга учителя биологии, под редакцией Яршанский Е.Я., 2010год.

3.Репетитор по биологии, под редакцией Егорова А.С., 2008 год.

4.www.biolog.ru 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63244. Елліністичні держави в IV—II ст. до н. є. Елліністична культура 23.02 KB
  Мета: розкрити суть еллінізму; дати коротку характеристику елліністичних держав; визначити основні причини розквіту культури і науки часів еллінізму розглянути їхні основні досягнення.
63245. Урок узагальнення з теми «Еллінізм» 19.64 KB
  Очікувані результати Після цього уроку учні зможуть: називати час політичної роздробленості Греції існування імперії Александра Македонського та елліністичних держав дати правління Філіппа II та Александра Македонського історичних діячів...
63247. Природні умови Італії та виникнення Риму 25.85 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час виникнень Риму; показувати на карті Апеннінський півострів місто Рим; застосовувати та пояснювати на прикладах поняття та терміни: патриції плебеї сенат; пояснювати причини ліквідації царської влади і встановлення республіки...
63248. Римська республіка V — середини III ст. до нашої ери 34.95 KB
  Мета: розглянути боротьбу плебеїв і патриціїв у Римі визначити вплив її результатів на перетворення Риму на одну з найсильніших держав Західного Середземноморя; дати уявлення про особливості організації влади та суспільного устрою часів Римської республіки.
63250. Урок узагальнення з теми: Давній Рим у VIII—І ст. до нашої ери 23.88 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час утворення Римської республіки завоювання Римом Італії виникнення Риму війн Риму з Карфагеном установлення диктатури Сулли повстання Спартака першого тріумвірату історичних осіб цієї доби основні джерела рабства...
63251. Диктатура Юлія Цезаря 25.34 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати час громадянської війни в Римі диктатури Гая Юлія Цезаря; показувати на карті напрями походів Гая Юлія Цезаря; застосовувати та пояснювати на прикладах поняття диктатор...
63252. Римська імперія в І—II ст. нашої ери 29.75 KB
  Ознайомитися із системою державного управління що склалася за часів правління Августа; удосконалити вміння давати характеристику історичної особистості. Очікувані Після цього уроку учні зможуть: називати час правління Октавіана Августа органи влади імперії...