61388

Разнообразие и значение ракообразных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: познакомится с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека. Тип урока: изучение нового материала.

Русский

2014-05-27

22.41 KB

31 чел.

Урок №1

Тема урока: Разнообразие и значение ракообразных.

Цель урока: познакомится с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека.

Задачи:

1.Образовательные.

- познакомиться с разнообразием ракообразных.

- познакомится со значением данного типа в жизни человека.

- познакомится с видами ракообразных обитающих в Беларуси.

2.Воспитательная.

- способствовать развитию саморазвития и самоконтроля.

- способствовать научному мировоззрению.

3.Развивающая.

- развить познавательный интерес школьников, уметь выделить главное, логически излагать мысли.

Класс: 8.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: рассказ с элементами беседы.

Материалы и оборудование: лабораторная тетрадь, учебник биологии 8 класса под редакцией Камлюк.

План урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствует?

2.Целепологание.

Сегодня мы с вами продолжим изучать тип животных, с которым вы начали знакомиться на прошлом занятии. Кто мне назовёт этот тип? Что именно вы с вами узнали на прошлом занятии об этом типе животных? А как вы считаете, какова цель нашего сегодняшнего занятия исходя из темы урока? Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с разнообразием и значением ракообразных в жизни человека.

3.Проверка домашнего задания.

 1. Из каких отделов состоит тело речного рака?

2. Сколько у него конечностей?

3. Каковы их функции?

4.Какая у них кровеносная система?

5. Какие органы чувств есть у рака?

4.Актуализация знаний.

Как вы уже знаете, тип членистоногие образует самый многочисленный тип  животных, которые заселяют толщу воды и дно пресных и морских водоемов, различные наземные местообитания, почвенную среду, есть среди них и паразиты. Так в этот тип входит класс ракообразные, с которым вы знакомились на прошлом занятии. Сегодня мы с вами поговорим о распространении и их значении в жизни человека.

5.Новый материал. 

Ракообразные обитают в самых различных водоемах, от мелких до морей и океанов. Они заселяют толщу воды и дно, способны жить во влажных наземных местообитаниях.

Возможно, некоторые из вас слышали об планктонных рачках дафнии (рис.62). Они имеют не большие размеры и обычно парят в толще воды благодаря резким взмахам длинных усиков. Дафнии  - активные фильтраторы. Они питаются, отфильтровывая водоросли, бактерий и органические частицы из воды с помощью сита из щетинок на грудных ножках. Таким образом, дафнии участвуют в процессах самоочищения водоемов. Дафнии - важное звено в цепях питания.

В лужах и прудах иногда массово развиваются щитни, тело которых покрыто панцирем и имеет на конце брюшка два длинных членистых выроста (рис.62). Надежно защищенные оболочками яйца щитней сохраняются при пересыхании весенних луж и обмелении водоемов, а затем могут разноситься ветром. Попадая в новые водоемы, яйца быстро развиваются, и достигшие половозрелости рачки начинают активно размножаться. В рыбоводных прудах эти хищные рачки могут приносить вред, поедая личинок рыб.

К хищникам относятся и небольшие планктонные рачки циклопы. Самки циклопов вынашивают оплодотворенные яйца в яйцевых мешках на брюшке. Сами циклопы служат пищей для мальков рыб, личинок насекомых, головастиков.

Излюбленным кормом самых различных обитателей водоемов служат водяные ослики. Эти рачки многочисленны на заросших участках озер, водохранилищ, рек. Они медленно ползают по дну, питаясь остатками разлагающихся растений и животных.

Под корягами на дне водоемов встречается небольшой, быстро плавающий на боку желтоватый рачок, согнутый в виде буквы С. Это озерный бокоплав.

Во влажных лиственных лесах, в лесной подстилке, в погребах и подвалах можно обнаружить мокриц. Питаются они остатками растений. В связи с жизнью в наземной среде жабры мокриц прикрыты краями щитков спинных покровов, что предохраняет их от пересыхания. Почвообитающие мокрицы могут вредить культурным растениям.

Различные крупные ракообразные (лангусты, креветки, омары, речные раки, крабы) являются ценным продуктом питания и служат объектами промысла.

В водоемах Беларуси постоянно обитают три вида речных раков. Широко распространен узкопалый речной рак, реже встречается широкопалый (занесен в красную книгу РБ). В Немане и его притоках иногда находят американского рака, который был запущен в водоемы Польши. Он размножается быстрее европейских видов и не страдает от рачьей чумы.

На дальневосточных морях ведется промысел камчатского краба. Камчатский краб – хищник. Питается червями, моллюсками, ракообразными. Живет до 20 лет, достигает промысловых размеров к 8 -10 годам жизни. Он не имеет плотных покровов на брюшке, поэтому прячет его под широкий головогрудной щит.

Интересен краб-разбойник, или пальмовый вор, достигающий в длину 30 см. Он живет на островах Тихого океана и приспособился к жизни на суше. Днем крабы прячутся в норах, которые покидают ночью. Питаются плодами пальм либо хищничают, нападая на ослабленных животных. Для размножения самка уходит в море, где из оплодотворенных яиц выходят личинки.

6.Физкультминутка.

Проводится спустя 20 минут после начала урока. Ученики, сидя на месте, не поворачивая головы, смотрят направо, налево, вверх и вниз, делают круговые движения глазами по часовой и против часовой стрелки.

7.Домашнее задание.

Параграф 16.

8.Рефлексия.

А теперь ответьте на вопрос, что вы запомнили или что вы нового узнали из сегодняшнего урока? Какие вопросы возникли у вас во время урока?

9.Литература.

1.Учебное пособие по биологии 8 класса.

2.Настольная книга учителя биологии, под редакцией Яршанский Е.Я., 2010год.

3.Репетитор по биологии, под редакцией Егорова А.С., 2008 год.

4.www.biolog.ru 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35561. Профилактика зависимости от ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 2.45 MB
  Представленные в пособии материалы позволят тренеру составить детальный план тренинговых занятий с учетом потребностей целевой группы различного опыта и знаний подростков о вреде наркотиков. Основные понятия В ходе тренинга с участниками группы происходят изменения. Развитие или движение группы во времени обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой и с ведущим называют групповой динамикой. Групповая сплоченность формирование у участников чувства принадлежности к группе группового единства необходимое...
35562. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ, СИСТЕМЫ И СЕТИ 4.47 MB
  В учебном пособии изложены основные принципы схемотехнической и программной организации современных ЭВМ. Основное внимание уделено задачам организации ЭВМ на основе микропроцессоров фирмы Intel.
35563. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВТОРИЧНОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ 1.87 MB
  Рассмотрены источники образования и классификация вторичных отходов металлов описаны операции разделки и компактирования сепарации лома и отходов металлов приведены конструктивные схемы установок и оборудования для вторичной обработки металлов и сплавов. Источники образования и структура вторичных сырьевых ресурсов Ресурсы отходов цветных металлов и сплавов  это часть фонда металлов и сплавов перешедшая в категорию отходов к моменту на который определяется фонд. Оборотные отходы  часть отходов металлов и сплавов...
35564. Высокие технологии в металлургии. ч.1 Производство цветных металлов 1.14 MB
  Кратко изложена теория и практика современной металлургии меди никеля алюминия магния и титана. Металлургия меди 5 1.2 Свойства меди и области её применения 8 1.3 Сырье для получения меди 9 1.
35565. ТЕОРИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ПРОЦЕССОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ 9.56 MB
  21 Операторные схемы замещения элементов цепи22 Законы Ома и Кирхгофа в операторной форме.38 Численное решение уравнения состояния явный метод Эйлера40 ЛЕКЦИЯ 5 Линейные электрические цепи при импульсных воздействиях Расчет реакции цепи на одиночный импульс воздействия метод наложения.42 Расчет реакции цепи на периодическое импульсное воздействия метод сопряжения интервалов . Дальнейшее состояние цепи называют установившимся процессом.
35566. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЕЙ 3.43 MB
  АТС и его эксплуатационные свойства4 Вопрос 2. Условия эксплуатации АТС. Тяговоскоростные свойства АТС ТСС АТС. Силы действующие на АТС9 Вопрос 5.
35567. Металлургия черных металлов 1.51 MB
  Дан расчет количества МНЛЗ обращено внимание на выбор типа и основных проектных характеристик МНЛЗ. Типы МНЛЗ и их применение. Расчет количества МНЛЗ для рассматриваемого примера. На обоих предприятиях установлена и внедрена в производство установка внепечной очистки сталей АКВОС на ОАО €Электросталь€ строится 5й СПЦ который планируется оборудовать двумя ДСП20 агрегатами внепечной очистки стали и МНЛЗ.
35568. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛИ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПЕЧАХ 1.01 MB
  Курс лекций Технология производства стали в электрических печах ГОУ СПО Красносулинский металлургический колледж г. Данное методическое пособие является кратким курсом лекций по дисциплине Технология производства стали в электрических печах для студентов 3 курса специальности 150108 – Порошковая металлургия композиционные материалы покрытия СОДЕРЖАНИЕ АННОТАЦИЯ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИЗВОДСТВА СТАЛИ.
35569. Матанализ Конспект лекций 20.29 MB
  Свойства бесконечно малой последовательности. Теорема. Сумма бесконечно малой есть бесконечно малое. Теорема Произведение бесконечно малого есть бесконечно малое. Теорема о представление последовательности имеющий конечный предел. Теоремы о пределах числовых последовательностей. Теорема о пределе суммы/ Теорема о произведение пределов///