61397

Буквы й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формируем умение анализировать текст; формируем умение классифицировать слова по вопросам; формируем умение различать однозначные и многозначные слова. А что общего вы услышали в словах май пой жуй лей трамвай...

Русский

2014-05-27

27.5 KB

3 чел.

Тема:  буквы й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Цели:

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение классифицировать слова по вопросам;

– формируем умение различать однозначные и многозначные слова.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Цель: организация самооценки готовности обучающимися к уроку.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, правила посадки.

Чтение стихотворения:

Слайд 1

Проверь дружок
Ты готов начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Ручка, азбука, тетрадка.
Подтянулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И тихонечко присели
Все ли правильно сидят
Все ли на меня глядят.

2. Актуализация знаний.

А что общего вы услышали в словах май, пой, жуй, лей, трамвай? (Последний звук в словах [й’].)  (слова произношу я)

- Определите какой это звук, проверим, произнесем его,проверим звонкий или глухой закроем ушки (согл,всегда мягкий, звонкий),  (на доске схема-звуковичок,оденем шапочку и ботиночки)

Дадим характеристику звуку й

2) Завершение схемы-«человечка» звука, её характеристика.

– Буква Й обозначает звонкий, всегда мягкий согласный звук [й’]. Поэтому башмачки закрасим зелёным цветом, на голове нарисуем жёлтый колокольчик.

- А может кто-то уже знает какой буквой обозначается этот звук?(ответы детей)

-Звук й обозначается буквой й (переворачиваю букву на схеме и переварачиваю плакат с буквой й)

– Найдите эту букву на ленте букв.

- На что похожа буква й

1) Игра «Моя Вообразилия».

– На что похожа буква Й?

Букву Й зовут «и кратким»,

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

                                (В. Степанов) 

- Мы уже не раз встречались с этим звуком. Найдите этот звук  в словах

[й’], [а] – Я – яблоко

[й’], [о] – Ё – ёжики;

[й’], [э]Е – ели. (отмечаем точкой на доске)

- Какими буквами обозначается звук Й (е.ё,я,й)

– Откройте учебники на с. 130.

– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)  

  1.  Знакомство с новыми звуком и буквой.
  2.  Чтение слогов и слов.
  3.  Чтение предложений и текстов. (на доске)

-Что мы уже сделали? (1 пункт плана, ставим около него кружок)

1. Работа в «Букваре» (с. 130).

Применение нового знания.

1. Работа в «Букваре» (с. 130).  

Чтение слов и слогов с буквой Й, наблюдение над звуком [й’].

– Прочитайте слоги с буквой Й.

– Какие из них являются словами?

– Отметьте  точкой новый звук.  (на доске и в учебнике)

– Какое слово лишнее во 2-м столбике? Почему? (Мой, так как состоит из одного слога, а остальные слова двухсложные. Возможны и другие варианты, если они аргументированы.)

– Что такое айва? (Айва – фрукт.)

– Каковы же особенности звука [й’]? (Звук [й’] – согласный звонкий, всегда мягкий звук, обозначается буквой Й и буквами Е, Ё, Ю, Я.)

– Что нового мы сегодня узнали? 

– Что мы сейчас делали? (Читали слоги и слова.)  (выделяем кружком)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.

1) Чтение слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

–Найдите слова ,выделенные написанные синим цветом.

-прочитайте (спросить лизу вал.)

2) – Сейчас мы с вами будем играть в игру.

– Я буду называть вопрос, а вы любое слово под вопросом с названием предмета с этим признаком.

Например:

Учитель: Какой?

Дети: Рыжий котёнок. И т.д.

3) – Прочитайте слова, которые заканчиваются звуком [й’]. (Красный, хороший, рыжий.)

– Что мы сейчас делали? (Читали слова.)

– Чему учились?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

-Послушайте сказку

-Подумайте над вопросом : « почему  буква й обиделась?»

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И –(произносим) протяжно, а Й (произносим) – коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Й и и на доску

- почему важно не путать звуки й и и в словах (так как замена одного звука может повлечь за сомой изменение целого слова)

- Сейчас мы с вами потренируемся читать слова с й (самостоятельное чтение слов)

Чем же отличаются эти слова?( отличаются значением. )

Зайка – это животное;

заика – это человек, который заикается;

трамвай – это слово стоит в единственном числе;

трамваи – во множественном числе;

война – это сражение;

воин – это человек, сражающийся на войне;

строй – это общество, в котором человек живёт, в другом значении – шеренга военнослужащих, приказ о строительстве (строй – стройте); строит – это что-то человек воздвигает.

– Какой вывод вы можете сделать? (Важно читать слова правильно, замена одного звука повлечёт за собой изменение смысла.)

-Что мы сейчас делали?

-Отметим кружком пункт плана

1.Физ.мин

- сегодня на физ. мин к нам пришел Знайка, как вы думаете, почему (в егоимени есть звук й)

- Но сначала мы узнаем несколько Знайкиных тайн.

- Как вы думаете, что Знайка больше любит: кисель или йогурт и почему?

- Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок?

- Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май).

- На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах.

- Если в названном слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой.

- Если звука [й'] в слове нет, топните ногами

О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, об йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.

Работа с текстом «Я, мой друг и слова».      1 

а) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что можете сказать о детях)

(Дети увлечённо разговаривают, они, наверное, друзья.)

– Прочитайте заглавие.

– О чём нам говорит название? (Сколько героев должно быть в тексте.)

Чтение учителем Данил Каров продолжает…

Чтение первого абзаца учителем

-В чем богатство языка(в нем много интересных и разнообразных слов)

-Чтение второго абзаца …

- какие бы слова вы хотели бы услышать о своей внешности(красивый, стройный,аккуратный,модный,русый, темноволосый) на доске эти слова

-Как вы понимаете волевой характер?

-Какие слова вы бы хотели услышать о своем характере?(добрый, мягкий, волевой, бережливый, веселый) на доске

-Последнюю часть читает Д. Каров.

Какие задания предлагают нам выполнить? (придумать рассказ Мой друг, и какой я) – на доске

Какие слова вам помогут, чтобы вы смогли составить рассказ про себя или своего друга (слова, которые рассказывают про характер и про  внешность)

- Составьте рассказы и расскажите друг другу в пол голоса

– Почему вы смогли рассказать о себе, своих друзьях, и мы

почувствовали и «увидели» разных людей? (Слова использовали разные.) 

_Что мы сейчас делали? (читали текст)

-обратите внимание на доску, все ли пункты плана выполнены? 9мы сделали. все что,то запланировали)

Рефлексия. Подведение итога урока.

Угадайте сказочных героев.

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку 
От холода спасла.            
(Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор    
(Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы?   (Имена сказочных героев)

- Почему имена этих герое прозвучали у нас на уроке? (звук й есть в них)

- Какой звук обозн6ачается  буквой й

Продолжите предложения:

  1.  Я узнал…..
  2.  Мне понравилось…
  3.  Я могу ...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19855. Принцип работы сканирующего туннельного микроскопа (СТМ). Получение изображения поверхности в режиме постоянного туннельного тока и в режиме метода постоянной высоты 417.5 KB
  Лекция 20 Принцип работы сканирующего туннельного микроскопа СТМ. Получение изображения поверхности в режиме постоянного туннельного тока и в режиме метода постоянной высоты. Модуляционная методика определения локальной работы выхода. Измерение вольтамперных харак
19856. Принцип действия атомно-силового микроскопа (АСМ). Схема реализации обратной связи в АСМ 878.5 KB
  Лекция 21 Принцип действия атомносилового микроскопа АСМ. Схема реализации обратной связи в АСМ. Параметры кантилеверов в АСМ. Контактные и бесконтактные методики измерения. Атомносиловой микроскоп АСМ был изобретён в 1986 году Гердом Биннигом Кэлвином Куэйтом и Кри...
19857. Принцип действия магнитно-силового микроскопа (МСМ). Квазистатические методики в МСМ 1.67 MB
  Лекция 22 Принцип действия магнитносилового микроскопа МСМ. Квазистатические методики в МСМ. Колебательные методики в МСМ. Магнитносиловой микроскоп МСМ был изобретен И. Мартином и К. Викрамасингхом в 1987 г. для исследования локальных магнитных свойств образцов. Дан...
19858. Принцип действия растрового электронного микроскопа. Схема РЭМ. Понятие увеличения в РЭМ 137.5 KB
  Лекция 23 Принцип действия растрового электронного микроскопа. Схема РЭМ. Понятие увеличения в РЭМ. Детектор электронов. Растровый электронный микроскоп РЭМ является одним из наиболее распространенных аналитических приборов используемых как в исследовательских ла
19859. Понятие контраста в растровом электронном микроскопе. Определение предельного разрешения РЭМ. Формирование топографического контраста в РЭМ 553 KB
  Лекция 24 Понятие контраста в растровом электронном микроскопе. Определение предельного разрешения РЭМ. Формирование топографического контраста в РЭМ. Для того чтобы на экране ЭЛТ можно было наблюдать картину отображения образца необходимо чтобы интенсивность свеч
19860. Физические основы рентгеновского микроанализа. Количественный рентгеновский микроанализ с использованием метода трех поправок 604 KB
  Лекция 25 Физические основы рентгеновского микроанализа. Количественный рентгеновский микроанализ с использованием метода трех поправок. Как было отмечено ранее при взаимодействии электронного пучка с образцом генерируется характеристическое рентгеновское излуче...
19861. Физические основы метода Оже-электронной спектроскопии. Необходимое оборудование. Модуляционная методика в Оже-электронной спектроскопии 189 KB
  Лекция 26 Физические основы метода Ожеэлектронной спектроскопии. Необходимое оборудование. Модуляционная методика в Ожеэлектронной спектроскопии. В прошлом семестре был подробно рассмотрен процесс Ожеэлектронной эмиссии. Кратко напомним схему образования Ожеэле
19862. Проведение количественного анализа в Оже-спектроскопии методом внешних эталонов и методом коэффициентов элементной чувствительности 255.5 KB
  Лекция 27 Проведение количественного анализа в Ожеспектроскопии методом внешних эталонов и методом коэффициентов элементной чувствительности. Растровая Ожеэлектронная спектроскопия. Метод ОЭС позволяет проводить как качественный так и количественный элементный
19863. Физические основы метода вторичной ионной масс-спектрометрии (ВИМС). Аппаратура, необходимая для реализации метода ВИМС 115 KB
  Лекция 28 Физические основы метода вторичной ионной массспектрометрии ВИМС. Аппаратура необходимая для реализации метода ВИМС. Возможности метода ВИМС. Массспектрометрический анализ нейтральных распыленных частиц. Метод вторичной ионной массспектрометрии ВИМС ...