61397

Буквы й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формируем умение анализировать текст; формируем умение классифицировать слова по вопросам; формируем умение различать однозначные и многозначные слова. А что общего вы услышали в словах май пой жуй лей трамвай...

Русский

2014-05-27

27.5 KB

3 чел.

Тема:  буквы й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Цели:

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение классифицировать слова по вопросам;

– формируем умение различать однозначные и многозначные слова.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Цель: организация самооценки готовности обучающимися к уроку.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, правила посадки.

Чтение стихотворения:

Слайд 1

Проверь дружок
Ты готов начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Ручка, азбука, тетрадка.
Подтянулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И тихонечко присели
Все ли правильно сидят
Все ли на меня глядят.

2. Актуализация знаний.

А что общего вы услышали в словах май, пой, жуй, лей, трамвай? (Последний звук в словах [й’].)  (слова произношу я)

- Определите какой это звук, проверим, произнесем его,проверим звонкий или глухой закроем ушки (согл,всегда мягкий, звонкий),  (на доске схема-звуковичок,оденем шапочку и ботиночки)

Дадим характеристику звуку й

2) Завершение схемы-«человечка» звука, её характеристика.

– Буква Й обозначает звонкий, всегда мягкий согласный звук [й’]. Поэтому башмачки закрасим зелёным цветом, на голове нарисуем жёлтый колокольчик.

- А может кто-то уже знает какой буквой обозначается этот звук?(ответы детей)

-Звук й обозначается буквой й (переворачиваю букву на схеме и переварачиваю плакат с буквой й)

– Найдите эту букву на ленте букв.

- На что похожа буква й

1) Игра «Моя Вообразилия».

– На что похожа буква Й?

Букву Й зовут «и кратким»,

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

                                (В. Степанов) 

- Мы уже не раз встречались с этим звуком. Найдите этот звук  в словах

[й’], [а] – Я – яблоко

[й’], [о] – Ё – ёжики;

[й’], [э]Е – ели. (отмечаем точкой на доске)

- Какими буквами обозначается звук Й (е.ё,я,й)

– Откройте учебники на с. 130.

– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)  

  1.  Знакомство с новыми звуком и буквой.
  2.  Чтение слогов и слов.
  3.  Чтение предложений и текстов. (на доске)

-Что мы уже сделали? (1 пункт плана, ставим около него кружок)

1. Работа в «Букваре» (с. 130).

Применение нового знания.

1. Работа в «Букваре» (с. 130).  

Чтение слов и слогов с буквой Й, наблюдение над звуком [й’].

– Прочитайте слоги с буквой Й.

– Какие из них являются словами?

– Отметьте  точкой новый звук.  (на доске и в учебнике)

– Какое слово лишнее во 2-м столбике? Почему? (Мой, так как состоит из одного слога, а остальные слова двухсложные. Возможны и другие варианты, если они аргументированы.)

– Что такое айва? (Айва – фрукт.)

– Каковы же особенности звука [й’]? (Звук [й’] – согласный звонкий, всегда мягкий звук, обозначается буквой Й и буквами Е, Ё, Ю, Я.)

– Что нового мы сегодня узнали? 

– Что мы сейчас делали? (Читали слоги и слова.)  (выделяем кружком)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.

1) Чтение слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

–Найдите слова ,выделенные написанные синим цветом.

-прочитайте (спросить лизу вал.)

2) – Сейчас мы с вами будем играть в игру.

– Я буду называть вопрос, а вы любое слово под вопросом с названием предмета с этим признаком.

Например:

Учитель: Какой?

Дети: Рыжий котёнок. И т.д.

3) – Прочитайте слова, которые заканчиваются звуком [й’]. (Красный, хороший, рыжий.)

– Что мы сейчас делали? (Читали слова.)

– Чему учились?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

-Послушайте сказку

-Подумайте над вопросом : « почему  буква й обиделась?»

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И –(произносим) протяжно, а Й (произносим) – коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Й и и на доску

- почему важно не путать звуки й и и в словах (так как замена одного звука может повлечь за сомой изменение целого слова)

- Сейчас мы с вами потренируемся читать слова с й (самостоятельное чтение слов)

Чем же отличаются эти слова?( отличаются значением. )

Зайка – это животное;

заика – это человек, который заикается;

трамвай – это слово стоит в единственном числе;

трамваи – во множественном числе;

война – это сражение;

воин – это человек, сражающийся на войне;

строй – это общество, в котором человек живёт, в другом значении – шеренга военнослужащих, приказ о строительстве (строй – стройте); строит – это что-то человек воздвигает.

– Какой вывод вы можете сделать? (Важно читать слова правильно, замена одного звука повлечёт за собой изменение смысла.)

-Что мы сейчас делали?

-Отметим кружком пункт плана

1.Физ.мин

- сегодня на физ. мин к нам пришел Знайка, как вы думаете, почему (в егоимени есть звук й)

- Но сначала мы узнаем несколько Знайкиных тайн.

- Как вы думаете, что Знайка больше любит: кисель или йогурт и почему?

- Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок?

- Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май).

- На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах.

- Если в названном слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой.

- Если звука [й'] в слове нет, топните ногами

О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, об йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.

Работа с текстом «Я, мой друг и слова».      1 

а) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что можете сказать о детях)

(Дети увлечённо разговаривают, они, наверное, друзья.)

– Прочитайте заглавие.

– О чём нам говорит название? (Сколько героев должно быть в тексте.)

Чтение учителем Данил Каров продолжает…

Чтение первого абзаца учителем

-В чем богатство языка(в нем много интересных и разнообразных слов)

-Чтение второго абзаца …

- какие бы слова вы хотели бы услышать о своей внешности(красивый, стройный,аккуратный,модный,русый, темноволосый) на доске эти слова

-Как вы понимаете волевой характер?

-Какие слова вы бы хотели услышать о своем характере?(добрый, мягкий, волевой, бережливый, веселый) на доске

-Последнюю часть читает Д. Каров.

Какие задания предлагают нам выполнить? (придумать рассказ Мой друг, и какой я) – на доске

Какие слова вам помогут, чтобы вы смогли составить рассказ про себя или своего друга (слова, которые рассказывают про характер и про  внешность)

- Составьте рассказы и расскажите друг другу в пол голоса

– Почему вы смогли рассказать о себе, своих друзьях, и мы

почувствовали и «увидели» разных людей? (Слова использовали разные.) 

_Что мы сейчас делали? (читали текст)

-обратите внимание на доску, все ли пункты плана выполнены? 9мы сделали. все что,то запланировали)

Рефлексия. Подведение итога урока.

Угадайте сказочных героев.

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку 
От холода спасла.            
(Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор    
(Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы?   (Имена сказочных героев)

- Почему имена этих герое прозвучали у нас на уроке? (звук й есть в них)

- Какой звук обозн6ачается  буквой й

Продолжите предложения:

  1.  Я узнал…..
  2.  Мне понравилось…
  3.  Я могу ...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45886. Конструкция протяжек для протягивания отверстий и шпоночных пазов 81.42 KB
  Как обеспечивается соосность протяжки и отверстий от чего зависит точность и качество обработки отверстий протягиванием. Хвостовик воспринимает усилие протия и служит для закрепления протяжки в патроне станка. Длина шейки выберается с таким расчётам чтобы обеспечить необходимую длину протяжки до первого реж. Режущая часть явлся основной частью протяжки.
45887. Настроечные элементы 64.88 KB
  3 выше к ним относятся кондукторные втулки направляющие втулки. Кондукторные втулки прим. Кондукторные втулки бывают : постоянные быстросменные и сменные. Сменые втулки применяются при обработке одним инструментом но с учётом замены вследствии износа.
45888. Способы установки приспособлении на месте эксплуатации 87.32 KB
  Приспособления устанавливаются на столах элементах шпинделей и др. Чтобы быстро и точно установить на место эксплуатации на корпусе приспособления выполняются посадочные поверхности которые согласовываются с посадочным местом станка или другого места эксплуатации. Сравнительно легко обеспечивается точность расположения приспособления относительно оси шпинделя но при замене обработанной заготовки новой надо снимать приспособление со станка. 2Для установки в отверстие шпинделя на корпусе приспособления выполняется посадочная поверхность...
45889. Самоцентрирующие устройства 66.2 KB
  Самоцентрирующие устройства применяются для базирования отверстий и нар. В самоцентрирующих устройствах опорные поверхности подвижны и связаны между собой так что могут одновременно и с равным перемещением сближаться к оси устройства или удаляться от нее. По конструкции различают следующие самоцентрирующие зажимные устройства: призматические; плунжерные; цанговые; гидропластмассовые; мембранные; с тарельчатыми пружинами; 2х и 3х кулачковые патроны; рычажные.
45891. Базирование заготовки 20.76 KB
  Базирование заготовки основывается на правиле 6 точек: чтобы предать заготовке вполне определенное положение в приспособлении надо и достаточно иметь 6 опорных точек лишающих заготовку всех 6 степеней свободы. Больше 6 точек использовать не допустимо изза лишних опрных точек заготовку не удаётся установить в приспособлении или после закрепления положение при базировании нарушится. Количество опорных точек определяется условием выполнения операции и в первую очередь числом выдерживаемых на ней исходных параметров и схемой их расположения по...
45892. Приспособления для агрегатных станков и автоматических линий 28 KB
  Приспособления для агрегатных станков и автоматических линий В связи с широким внедрением в промышленность прогрессивного металлорежущего оборудования станков с ЧПУ а также агрегатных станков и автоматических линий значительно возросли требования к технологической оснастке. Правильное решение вопросов оснащения станков с ЧПУ прогрессивными приспособлениями и другой оснасткой позволяет получить максимальный эффект от внедрения этих станков.
45893. Особенности конструкций приспособлений для сверлильных станков 27.63 KB
  Для устранения этого недостатка применяют многошпиндельные сверлильные головки. Головки могут быть специальными и универсальными. В крупносерийном и массовом производстве в основном применяются специальные многошпиндельные головки т. головки с неизменным расположением шпинделей.
45894. Система допусков и посадок для подшипников качения 14.37 KB
  Выбор посадок подшипников качения Весьма важным в обеспечении высокой работоспособности подшипников является выбор посадок колец подшипника с присоединяемыми поверхностями деталей изделия. Основными факторами определяющими выбор посадок являются: вид нагружения колец подшипника; величина нагрузки интенсивность нагружения; частота вращения; условия монтажа. Главным фактором при выборе посадок является вид нагружения наружного и внутреннего колец подшипника. Если Fr Fc то нагружение колец может быть местным или циркуляционным в...