61397

Буквы й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: формируем умение анализировать текст; формируем умение классифицировать слова по вопросам; формируем умение различать однозначные и многозначные слова. А что общего вы услышали в словах май пой жуй лей трамвай...

Русский

2014-05-27

27.5 KB

3 чел.

Тема:  буквы й, Й. Чтение слогов, слов. Слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Цели:

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение классифицировать слова по вопросам;

– формируем умение различать однозначные и многозначные слова.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

Цель: организация самооценки готовности обучающимися к уроку.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, правила посадки.

Чтение стихотворения:

Слайд 1

Проверь дружок
Ты готов начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Ручка, азбука, тетрадка.
Подтянулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И тихонечко присели
Все ли правильно сидят
Все ли на меня глядят.

2. Актуализация знаний.

А что общего вы услышали в словах май, пой, жуй, лей, трамвай? (Последний звук в словах [й’].)  (слова произношу я)

- Определите какой это звук, проверим, произнесем его,проверим звонкий или глухой закроем ушки (согл,всегда мягкий, звонкий),  (на доске схема-звуковичок,оденем шапочку и ботиночки)

Дадим характеристику звуку й

2) Завершение схемы-«человечка» звука, её характеристика.

– Буква Й обозначает звонкий, всегда мягкий согласный звук [й’]. Поэтому башмачки закрасим зелёным цветом, на голове нарисуем жёлтый колокольчик.

- А может кто-то уже знает какой буквой обозначается этот звук?(ответы детей)

-Звук й обозначается буквой й (переворачиваю букву на схеме и переварачиваю плакат с буквой й)

– Найдите эту букву на ленте букв.

- На что похожа буква й

1) Игра «Моя Вообразилия».

– На что похожа буква Й?

Букву Й зовут «и кратким»,

Й как И в твоей тетрадке.

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

                                (В. Степанов) 

- Мы уже не раз встречались с этим звуком. Найдите этот звук  в словах

[й’], [а] – Я – яблоко

[й’], [о] – Ё – ёжики;

[й’], [э]Е – ели. (отмечаем точкой на доске)

- Какими буквами обозначается звук Й (е.ё,я,й)

– Откройте учебники на с. 130.

– Рассмотрите страницу. Определите тему урока. Назовите её.

– Давайте составим план урока.

Составление плана урока.

План (примерный)  

  1.  Знакомство с новыми звуком и буквой.
  2.  Чтение слогов и слов.
  3.  Чтение предложений и текстов. (на доске)

-Что мы уже сделали? (1 пункт плана, ставим около него кружок)

1. Работа в «Букваре» (с. 130).

Применение нового знания.

1. Работа в «Букваре» (с. 130).  

Чтение слов и слогов с буквой Й, наблюдение над звуком [й’].

– Прочитайте слоги с буквой Й.

– Какие из них являются словами?

– Отметьте  точкой новый звук.  (на доске и в учебнике)

– Какое слово лишнее во 2-м столбике? Почему? (Мой, так как состоит из одного слога, а остальные слова двухсложные. Возможны и другие варианты, если они аргументированы.)

– Что такое айва? (Айва – фрукт.)

– Каковы же особенности звука [й’]? (Звук [й’] – согласный звонкий, всегда мягкий звук, обозначается буквой Й и буквами Е, Ё, Ю, Я.)

– Что нового мы сегодня узнали? 

– Что мы сейчас делали? (Читали слоги и слова.)  (выделяем кружком)

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.

1) Чтение слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие?

–Найдите слова ,выделенные написанные синим цветом.

-прочитайте (спросить лизу вал.)

2) – Сейчас мы с вами будем играть в игру.

– Я буду называть вопрос, а вы любое слово под вопросом с названием предмета с этим признаком.

Например:

Учитель: Какой?

Дети: Рыжий котёнок. И т.д.

3) – Прочитайте слова, которые заканчиваются звуком [й’]. (Красный, хороший, рыжий.)

– Что мы сейчас делали? (Читали слова.)

– Чему учились?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

-Послушайте сказку

-Подумайте над вопросом : « почему  буква й обиделась?»

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И –(произносим) протяжно, а Й (произносим) – коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Й и и на доску

- почему важно не путать звуки й и и в словах (так как замена одного звука может повлечь за сомой изменение целого слова)

- Сейчас мы с вами потренируемся читать слова с й (самостоятельное чтение слов)

Чем же отличаются эти слова?( отличаются значением. )

Зайка – это животное;

заика – это человек, который заикается;

трамвай – это слово стоит в единственном числе;

трамваи – во множественном числе;

война – это сражение;

воин – это человек, сражающийся на войне;

строй – это общество, в котором человек живёт, в другом значении – шеренга военнослужащих, приказ о строительстве (строй – стройте); строит – это что-то человек воздвигает.

– Какой вывод вы можете сделать? (Важно читать слова правильно, замена одного звука повлечёт за собой изменение смысла.)

-Что мы сейчас делали?

-Отметим кружком пункт плана

1.Физ.мин

- сегодня на физ. мин к нам пришел Знайка, как вы думаете, почему (в егоимени есть звук й)

- Но сначала мы узнаем несколько Знайкиных тайн.

- Как вы думаете, что Знайка больше любит: кисель или йогурт и почему?

- Из каких фруктов Знайка больше любит варенье: из айвы или яблок?

- Какой месяц в году для Знайки самый лучший? (Май).

- На физминутке мы с вами узнаем, о чем недавно прочитал Знайка в книгах.

- Если в названном слове есть звук [й'], вы несколько раз киваете головой.

- Если звука [й'] в слове нет, топните ногами

О войне, о путешествиях, о тайне, о пустыне, о спорте, об йоге, о медведе, о зайце, об айсберге, о водопаде.

Работа с текстом «Я, мой друг и слова».      1 

а) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что можете сказать о детях)

(Дети увлечённо разговаривают, они, наверное, друзья.)

– Прочитайте заглавие.

– О чём нам говорит название? (Сколько героев должно быть в тексте.)

Чтение учителем Данил Каров продолжает…

Чтение первого абзаца учителем

-В чем богатство языка(в нем много интересных и разнообразных слов)

-Чтение второго абзаца …

- какие бы слова вы хотели бы услышать о своей внешности(красивый, стройный,аккуратный,модный,русый, темноволосый) на доске эти слова

-Как вы понимаете волевой характер?

-Какие слова вы бы хотели услышать о своем характере?(добрый, мягкий, волевой, бережливый, веселый) на доске

-Последнюю часть читает Д. Каров.

Какие задания предлагают нам выполнить? (придумать рассказ Мой друг, и какой я) – на доске

Какие слова вам помогут, чтобы вы смогли составить рассказ про себя или своего друга (слова, которые рассказывают про характер и про  внешность)

- Составьте рассказы и расскажите друг другу в пол голоса

– Почему вы смогли рассказать о себе, своих друзьях, и мы

почувствовали и «увидели» разных людей? (Слова использовали разные.) 

_Что мы сейчас делали? (читали текст)

-обратите внимание на доску, все ли пункты плана выполнены? 9мы сделали. все что,то запланировали)

Рефлексия. Подведение итога урока.

Угадайте сказочных героев.

Учитель: (по мере отгадывания загадок учитель крепит слова на доску)

3. Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Та девочка спала
И маленькую ласточку 
От холода спасла.            
(Дюймовочка)

4. Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит
Добрый доктор    
(Айболит)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы?   (Имена сказочных героев)

- Почему имена этих герое прозвучали у нас на уроке? (звук й есть в них)

- Какой звук обозн6ачается  буквой й

Продолжите предложения:

  1.  Я узнал…..
  2.  Мне понравилось…
  3.  Я могу ...


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81693. Культурно-історичний час і простір 22.69 KB
  Як форми руху матерії простір і час постають загальним «засобом організації» будь-якого обєкта дійсності: простір — у найзагальнішому плані — це форма сталості, збереження обєкта, його змісту; час — форма його розвитку, внутрішня міра його буття та самознищення. Доповнюючи один одного, простір і час функціонують як універсальна форма організації всієї різноманітності нескінченного світу
81694. Сутність ідеалістичної концепції буття 24.82 KB
  У широкому розумінні буття є захоплююча реальність гранично загальне поняття про суще взагалі. Буття є те що існує: матерія речі властивості звязки і відносини. Отже буття охоплює і матеріальне і духовне.
81695. Поясніть матеріалістичну концепцію буття 25.1 KB
  У широкому розумінні буття є захоплююча реальність гранично загальне поняття про суще взагалі. Буття є те що існує: матерія речі властивості звязки і відносини. Отже буття охоплює і матеріальне і духовне.
81696. Природа та структура пізнавального процесу 25.76 KB
  Пізнання процес цілеспрямованого активного відображення дійсності в свідомості людини зумовлений суспільноісторичною практикою людства. Він є предметом дослідження такого розділу філософії як теорія пізнання. Наука яка вивчає сутність знання закономірності його функціонування і розвитку називається теорією пізнання або гносеологією. Основною проблемою гносеології є проблема відносин...
81697. Чуттєве та раціональне та інтуїтивне пізнання 24.36 KB
  Чуттєве пізнання є безпосереднім результатом прямої взаємодії органів чуття субєкта з зовнішнім світом, хоча воно й опосередковане біологічною передісторією людини та її історичним розвитком. У цьому певне значення мають і предмети чуттєвого сприйняття, які в тій чи іншій мірі вже сформовані людською працею.
81698. Проблеми істини. Концепції істини філософія 27.52 KB
  Концепції істини філософія Метою пізнання є істина. Методи нанкового пізнання. Розглядаючи специфіку наукового пізнання слід охарактеризувати і основні методи які тут застосовуються. Метод наукового пізнання це спосіб побудови та обгрунтування системи наукових питань або сутність послідовність прийомів і операцій за допомогою яких здобувається нове знання.
81699. Проблема субстанції в історії філософії 22.51 KB
  Надалі починають розглядати субстанцію як особливе визначення Бога схоластика що веде до дуалізму філософське вчення яке вважало що матеріальні і духовні субстанції рівноправні душі і тіла. Проблема субстанції була поставлена в працях Декарта. Субстанцію як Єдине він роз\'єднав на дві самостійні субстанції: природу і мислення.
81700. Матеріальне буття та його форми: субституційний та реляційний підходи 19.31 KB
  Виходячи з цього сутність матеріального буття розкривається через поняття матерії та форм її існування. Матеріалісти античності ототожнювали її з першоосновою буття всіх речей останнім неподільним елементом дном за межами якого нічого не існує.
81701. Основні категорії онтології сутність-явище простір-час причина-наслідок 25.81 KB
  Явище і сутність – діалектично повязані між собою протилежності. Так міраж – це явище що виникає внаслідок викривлення променів світла атмосферою. Разом із тим явище і сутність передбачають одне одного.