61402

Деловые игры на уроках экономики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Итак каждая группа на рынке самолетов это отдельное предприятие по их производству. Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов. Требования к качеству самолетов...

Русский

2014-05-27

18.12 KB

7 чел.

Деловые игры на уроках экономики

Цели урока:

  1.  сформировать у учащихся понятия о разделении труда и специализации;
  2.  развить конкурентоспособную, активную личность;
  3.  создать условия для формирования коммуникативной культуры при выполнений заданий в группах.

Задачи урока:

  1.  познакомить учащихся с понятиями разделение, специализация, эффективность труда;
  2.  показать учащимся практическую значимость разделения труда и специализации при производстве товара;
  3.  сформировать умение анализировать происходящие ситуации и правильно на них реагировать.
  4.  развить у учащихся умение прогнозировать экономические и социальные последствия принимаемых решений
  5.  развить у учащихся умение работать в группах.

Оборудование урока:

  1.  Листы бумаги
  2.  Ручки
  3.  Цветные карандаши
  4.  Ножницы
  5.  Таблица

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: деловая игра (групповая деятельность).

Использование ИКТ: слайды (Приложение 2).

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Опрос домашнего задания.
  3.  Объяснение нового материала.
  4.  Подведение итогов.
  5.  Домашнее задание.

Перед уроком учитель просит ребят разделиться на группы по 5-6 человек.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

2. Фронтальный опрос учащихся.

- Кто является основоположником экономики? (Аристотель)

- Что изучает экономика? (Хозяйственную деятельность человека)

- Какие виды хозяйственной деятельности вы знаете? (Производство, обмен, потребление)

- Что такое потребление? Приведите пример потребления. (Потребление – это использование товаров и услуг себе во благо)

- Что такое обмен? Приведите пример обмена. (Обмен-замена одного блага на другое)

- Что такое производство? Приведите пример производства. (Производство – это создание экономических благ)

- Сформулируйте основную проблему экономики. В чем ее смысл? (Основная проблема экономики – это ограниченность (нехватка) ресурсов)

3. Объяснение нового материала.

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением. Так и было в натуральном хозяйстве.

- Почему же современная семья от этого отказалась? (нехватка сил, нехватка времени) В результате этого, люди стали искать способы для того, чтобы облегчить свой труд.

Итак, тема урока сегодня: “Способы преодоления ограниченности ресурсов”.

- Как вы думаете, какая цель урока? (сегодня мы должны узнать, какие существуют способы преодоления ограниченности ресурсов)

- Ребята, сегодня у вас необычный урок. Все вы сегодня работники авиастроительных компаний.

- Как вы думаете, что выпускают авиастроительные компании? Конечно, самолеты.

Итак, каждая группа на рынке самолетов – это отдельное предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.

Ресурсы для каждой фирмы будут:

  1.  три листа бумаги,
  2.  одни ножницы,
  3.  коробка цветных карандашей,
  4.  четыре ручки

- Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться конкуренция.

Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов.

Требования к качеству самолетов:

  1.  У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
  2.  Должна быть маркировка производителя.
  3.  Должна быть российская символика (например, флаг).

Время производства: 3 минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 1 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

- Давайте посмотрим на доску. Результаты невысокие! На рынке требуется больше самолетов!

- Почему такие низкие результаты? Обсудите этот вопрос на планерке в вашей фирме. Решите, что необходимо сделать для более результативной работы вашей организации? Ваше решение - это коммерческая тайна! Не выдавайте ее конкурентам!

Учитель дает некоторое время для обсуждения проблемы. Пока ребята обсуждают, он забирает со столов весь произведенный товар, отходы и оставшиеся неиспользованными ресурсы-листы и выдает каждой группе новых три листа.

- Итак, решение принято! А в нашей игре 2 тур! Задание прежнее: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов за три минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 2 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

- Проанализируйте результаты таблицы. Что вы можете сказать о производстве самолетов? (Производство самолетов во 2 туре игры стало выше)

- Работа каждой фирмы стала более эффективной. Что такое эффективность? (результативность)

- Почему результаты вашей деятельности стали лучше? (Во втором туре игры каждый стал заниматься своим делом)

- То есть, вы в своей работе стали применять разделение труда. После чего каждый стал все больше внимания уделять только своей операции, а значит начал специализироваться.

- Итак, появились новые слова:

Разделение труда – это организация производства, при которой каждый работник занимается каким-либо одним делом.

Специализация – это сосредоточение деятельности на каком-нибудь занятии.

Эффективность – это результат деятельности.

Запишите их в тетрадь.

- Где еще в экономической жизни общества встречается разделение труда и специализация? Приведите примеры. Молодцы!

- С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском самолетов?

(Не хватило листов, ножниц, времени)

- Значит, вы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов, т.е. с проблемой ограниченности ресурсов.

- Если человек ограничен в ресурсах, то ему всегда приходится делать выбор. А значит, ему необходимо чем-то жертвовать.

При ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором. Предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим. Поэтому и существуют способы преодоления ограниченности ресурсов – это разделение труда и специализация.

4. Подведение итогов.

- Теперь давайте подведем итог уроку и выясним, чему вы научились. Закончите мою фразу: “Сегодня на уроке я узнал, что ……”

(Сегодня на уроке вы узнали, что такое разделение труда, специализация, эффективность. Вспомнили, что при ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором, предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим.)

5. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76499. Лишение родительских прав: основания, порядок 16.41 KB
  Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии обучении подготовке к общественно полезному труду; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома отделения либо из иного лечебного учреждения воспитательного учреждения учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений; злоупотребляют своими родительскими правами т. использование этих прав в ущерб интересам детей например...
76500. Правовые последствия лишения родительских прав 16.64 KB
  71 СК следует что родители лишенные родительских прав утрачивают вопервых все права основанные на факте родства с ребенком в отношении которого они лишены родительских прав причем речь идет не только о тех правах которые они имели до достижения детьми совершеннолетия но и других вытекающих как из семейных так и иных правоотношений. Вовторых родители лишенные родительских прав утрачивают право на льготы и государственные пособия установленные для граждан имеющих детей. Так лишение родительских прав влечет утрату для...
76501. Восстановление в родительских правах 18.79 KB
  Что касается правовой стороны восстановления в родительских правах то оно допустимо лишь в отношении несовершеннолетних так как напрямую связано с воспитанием ребенка. 72 СК восстановление в родительских правах уже невозможно. Восстановление в родительских правах допускается если родители один из них изменили: свое поведение; образ жизни; отношение к воспитанию ребенка.
76502. Ограничение родительских прав 17.55 KB
  При лишении родительских прав родители ребёнка утрачивают право на личное воспитание в том числе на общение; на получение мер социальной поддержки: пособий компенсаций льгот. При ограничении родительских прав отец и мать утрачивают права на личное воспитание и получение льгот но сохраняют право на общение с ребенком если такое общение не оказывает на ребенка негативного вредного влияния. В каких случаях суд можно ограничить мать и отца в родительских правах Если ребенок находится в опасной обстановке которая возникла не по вине...
76503. Алиментные правоотношения супругов и бывших супругов 18.09 KB
  Супруги вправе заключить соглашение об уплате алиментов. проживающие как супруги без официальной регистрации брака в органах загса могут заключить соглашение о предоставлении содержания на которые нормы СК РФ регулирующие соглашения об уплате алиментов будут распространяться в порядке аналогии закона. В случае отказа от материальной поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга обладающего необходимыми для этого средствами имеют: а...
76504. Алиментные правоотношения родителей и детей 21.08 KB
  80 СК РФ Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.27 ГК РФ обязанность родителей содержать своих детей прекращается ст. Гражданский кодекс РФ наделяет детей достигших 14-летнего возраста заключать соглашение об уплате алиментов с согласия своего родителя или иного законного представителя ст.
76505. Алиментные правоотношения родителей и совершеннолетних детей 19.06 KB
  И здесь следует остановиться на соглашении об уплате алиментов. Соглашение об уплате алиментов способ добровольной уплаты алиментов. Родители вправе заключить соглашение о предоставлении алиментов своим совершеннолетним детям независимо от их нетрудоспособности и нуждаемости.
76506. Алиментные правоотношения других членов семьи 17 KB
  Трудоспособные совершеннолетние братья и сестры обладающие необходимыми средствами обязаны содержать своих нуждающихся в помощи несовершеннолетних братьев и сестер в случае невозможности получения ими содержания от своих родителей а также нетрудоспособных нуждающихся в помощи совершеннолетних братьев и сестер если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей супругов бывших супругов или от родителей ст. 94 СК РФ предусмотрена алиментная обязанность дедушки и бабушки в отношении своих внуков. К...
76507. Соглашение об уплате алиментов (понятие, форма, содержание, правовое значение) 17.43 KB
  Заключить соглашение может также лицо не являющееся алиментообязанным когда нет оснований для назначения алиментов в судебном порядке. Соглашение об уплате алиментов должно быть заключено в письменной форме с последующим нотариальным удостоверением п. В содержании соглашения об уплате алиментов должны быть указаны размер алиментов; порядок и способы их уплаты.