61402

Деловые игры на уроках экономики

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Итак каждая группа на рынке самолетов это отдельное предприятие по их производству. Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов. Требования к качеству самолетов...

Русский

2014-05-27

18.12 KB

7 чел.

Деловые игры на уроках экономики

Цели урока:

  1.  сформировать у учащихся понятия о разделении труда и специализации;
  2.  развить конкурентоспособную, активную личность;
  3.  создать условия для формирования коммуникативной культуры при выполнений заданий в группах.

Задачи урока:

  1.  познакомить учащихся с понятиями разделение, специализация, эффективность труда;
  2.  показать учащимся практическую значимость разделения труда и специализации при производстве товара;
  3.  сформировать умение анализировать происходящие ситуации и правильно на них реагировать.
  4.  развить у учащихся умение прогнозировать экономические и социальные последствия принимаемых решений
  5.  развить у учащихся умение работать в группах.

Оборудование урока:

  1.  Листы бумаги
  2.  Ручки
  3.  Цветные карандаши
  4.  Ножницы
  5.  Таблица

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: деловая игра (групповая деятельность).

Использование ИКТ: слайды (Приложение 2).

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Опрос домашнего задания.
  3.  Объяснение нового материала.
  4.  Подведение итогов.
  5.  Домашнее задание.

Перед уроком учитель просит ребят разделиться на группы по 5-6 человек.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих.

2. Фронтальный опрос учащихся.

- Кто является основоположником экономики? (Аристотель)

- Что изучает экономика? (Хозяйственную деятельность человека)

- Какие виды хозяйственной деятельности вы знаете? (Производство, обмен, потребление)

- Что такое потребление? Приведите пример потребления. (Потребление – это использование товаров и услуг себе во благо)

- Что такое обмен? Приведите пример обмена. (Обмен-замена одного блага на другое)

- Что такое производство? Приведите пример производства. (Производство – это создание экономических благ)

- Сформулируйте основную проблему экономики. В чем ее смысл? (Основная проблема экономики – это ограниченность (нехватка) ресурсов)

3. Объяснение нового материала.

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением. Так и было в натуральном хозяйстве.

- Почему же современная семья от этого отказалась? (нехватка сил, нехватка времени) В результате этого, люди стали искать способы для того, чтобы облегчить свой труд.

Итак, тема урока сегодня: “Способы преодоления ограниченности ресурсов”.

- Как вы думаете, какая цель урока? (сегодня мы должны узнать, какие существуют способы преодоления ограниченности ресурсов)

- Ребята, сегодня у вас необычный урок. Все вы сегодня работники авиастроительных компаний.

- Как вы думаете, что выпускают авиастроительные компании? Конечно, самолеты.

Итак, каждая группа на рынке самолетов – это отдельное предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.

Ресурсы для каждой фирмы будут:

  1.  три листа бумаги,
  2.  одни ножницы,
  3.  коробка цветных карандашей,
  4.  четыре ручки

- Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться конкуренция.

Ваша задача: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов.

Требования к качеству самолетов:

  1.  У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
  2.  Должна быть маркировка производителя.
  3.  Должна быть российская символика (например, флаг).

Время производства: 3 минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 1 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

- Давайте посмотрим на доску. Результаты невысокие! На рынке требуется больше самолетов!

- Почему такие низкие результаты? Обсудите этот вопрос на планерке в вашей фирме. Решите, что необходимо сделать для более результативной работы вашей организации? Ваше решение - это коммерческая тайна! Не выдавайте ее конкурентам!

Учитель дает некоторое время для обсуждения проблемы. Пока ребята обсуждают, он забирает со столов весь произведенный товар, отходы и оставшиеся неиспользованными ресурсы-листы и выдает каждой группе новых три листа.

- Итак, решение принято! А в нашей игре 2 тур! Задание прежнее: произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов за три минуты.

Ребята занимаются производством самолетов в группах. Через три минуты учитель подводит итог 2 тура игры, подсчитывая количество созданных ребятами самолетиков. Данные заносит в таблицу на доске.

- Проанализируйте результаты таблицы. Что вы можете сказать о производстве самолетов? (Производство самолетов во 2 туре игры стало выше)

- Работа каждой фирмы стала более эффективной. Что такое эффективность? (результативность)

- Почему результаты вашей деятельности стали лучше? (Во втором туре игры каждый стал заниматься своим делом)

- То есть, вы в своей работе стали применять разделение труда. После чего каждый стал все больше внимания уделять только своей операции, а значит начал специализироваться.

- Итак, появились новые слова:

Разделение труда – это организация производства, при которой каждый работник занимается каким-либо одним делом.

Специализация – это сосредоточение деятельности на каком-нибудь занятии.

Эффективность – это результат деятельности.

Запишите их в тетрадь.

- Где еще в экономической жизни общества встречается разделение труда и специализация? Приведите примеры. Молодцы!

- С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском самолетов?

(Не хватило листов, ножниц, времени)

- Значит, вы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов, т.е. с проблемой ограниченности ресурсов.

- Если человек ограничен в ресурсах, то ему всегда приходится делать выбор. А значит, ему необходимо чем-то жертвовать.

При ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором. Предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим. Поэтому и существуют способы преодоления ограниченности ресурсов – это разделение труда и специализация.

4. Подведение итогов.

- Теперь давайте подведем итог уроку и выясним, чему вы научились. Закончите мою фразу: “Сегодня на уроке я узнал, что ……”

(Сегодня на уроке вы узнали, что такое разделение труда, специализация, эффективность. Вспомнили, что при ограниченных ресурсах человек всегда оказывается перед выбором, предпочитая одно, ему приходиться жертвовать другим.)

5. Домашнее задание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76016. Що за диво ці казки! The Magic World of Fairy Tales 966.5 KB
  Мета: узагальнити та систематизувати знання учнів за темою «Казка»; розвивати уміння застосовувати набуті знання сприяти морально-етичному вихованню школярів, виховувати інтерес до вивчення літератури.
76019. Как планете остаться голубой. Вода – источник жизни на Земле 148 KB
  Цели урока: познакомить учащихся с проблемой загрязнения воды научить детей быть бережливыми хозяевами природных ресурсов воспитывать любовь и бережное отношение к водным источникам. Приветствие в кругу друзей: Экологов в круг приглашаем сейчас Проблемы воды мы обсудим как раз.
76021. Казкові герої виліплення з пластиліну. Виготовлення плоских форм на площині казкового героя 50 KB
  Як ви уже зрозуміли сьогодні до нас на урок завітала казка Чи полюбляєте ви казки Які казки вам подобаються Про що ми дізнаємося у казках Як казочки завжди розпочинаються Як казочки закінчуються А чи знаєте ви що таке казка і звідки вона до нас прийшла...
76022. НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО... ВЕЧЕР ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЁННЫЙ 66-Й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ 49 KB
  22 июня 1941 года, нарушив мирную жизнь людей, внезапно, без объявления войны, фашистская Германия напала на нашу страну. В тихое, мирное воскресное утро, когда еще люди спали, началась война. (В записи звучит песня «Священная война».)
76023. МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ ВАШИ ИМЕНА... ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОДЕССЫ И ДНЮ ПОБЕДЫ 79 KB
  Вставай страна огромная Пусть ярость благородная Вставай на смертный бой Вскипает как волна С фашистской силой темною Идет война народная С проклятою ордой Священная война Одесса была одним из первых городов преградившим на длительное время путь врагу.
76024. Побратимські стосунки між угорським містечком та прикарпатським селом 626.5 KB
  Курс України на плідну й довготривалу співпрацю з багатьма країнами, її інтеграція в європейський освітній простір, міжнародний обмін інформацією в різних галузях знань, реальна можливість навчання, проходження практики, стажування та робота в зарубіжних...