61419

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

Русский

2014-05-28

65.37 KB

23 чел.

Устное народное творчество

МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА

1 час

Урок 2
Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора

      I. Проверка домашнего задания
      В начале урока один ученик может на доске написать план вступительной статьи учебника, а другой ученик перескажет обращение к читателям.

      
Вариант плана
      1. Значение книги для человека в прошлом и в настоящем.
      2. Деятельность первопечатника Ивана Федорова.
      3. Доверительный разговор между читателем и писателем.
      4. Важность правильного выбора книги.
      5. Роль создателей книги и читателя.
      6. Творческое чтение художественной литературы.
      7. Творческий читатель — это «перечитыватель».
      Еще один ученик может написать на доске найденные им пословицы об учении. После проверки плана и пересказа вступительной статьи учебника прочитаем эти пословицы, обсудим их, спросим, какие еще пословицы нашли другие ученики. Можно дополнить ответ ученика следующими пословицами.

ПОСЛОВИЦЫ ОБ УЧЕНИИ

*

Ученье — красота, неученье — простота.

*

Чему учился, тому и пригодился.

*

Наука — верней золотой поруки.

*

От умного научишься, от глупого разучишься.

*

Ученье лучше богатства.

*

Ничего не смыслить — век киснуть.

      II. Фольклор — коллективное устное народное творчество
      
Эвристическая беседа
      Сегодня мы проведем первый урок из нескольких уроков, посвященных фольклору. В начальной школе ученики уже не раз обращались к фольклору, поэтому спросим их:
      — Как вы понимаете, что такое
устное народное творчество? Что такое фольклор?
      
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
      Второе значение слова
фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
      В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать
словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
      — Почему мы называем фольклор
коллективным творчеством?
      — Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
      Прочитаем первый абзац статьи учебника «Устное народное творчество» по В. Аникину
(с. 7). Запишем в тетради:

      
Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.

      III. Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
      В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
      Дети легко поймут, что
малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
      В некоторых работах употребляется термин
детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
      Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника, после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения тех жанров, которые названы в статье.
      
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме 3:

Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.

      Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:

Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду...

      В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
      Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:

Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.

Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.

      — Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?

Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,

Сон-то говорит:
— Я спать хочу!

Дремота говорит:
— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам
Похаживают,

Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,

Заглядывают —
Спать укладывают.

      Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
      — Вспомните колыбельные про котика-кота.

*

Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.

      Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
      — Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?

Баю, баю, баиньки!..

      Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:

*

Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.

      Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:

*

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.

      Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:

*

Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.

      Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
      Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек», может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.

*

— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.

      Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.

*

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

*

Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.

*

А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют —
Васю потешают.
А сороки-белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами-то — хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то — топ, топ!

      Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:

*

— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!

      Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:

*

Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

      Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
      
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

*

Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.

*

Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.

*

Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.

      Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.

СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ

*

Первой, другой,
Три, четыре —
Прицепили;
Пять, шесть —
Бьем шерсть;
Семь, восемь —
Сено возим...

*

Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.

СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ

*

Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?

*

Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.

ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ

*

Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.

*

Эны-бены,
Рики-факи,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматэус,
Бакс.

      Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.

*

Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.

*

Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.

*

У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.

*

Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.

*

Добры бобры
Идут в боры.

*

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!

*

Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

*

От топота копыт
Пыль по полю летит.

      Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
      Роль загадок и прибауток одновременно играли
небылицы-перевертыши, например:

*

Лыко мужиком подпоясано.

*

Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.

*

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

*

Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.

*

Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже,
Може ноже обмороже.

      Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке. Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.

      
Сделаем выводы
      Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли
чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
      Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.

      
Домашнее задание
      Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь»
(с. 8 учебника).
      На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок. (Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ

8 ЧАСОВ

Урок 3
Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки

      I. Проверка домашнего задания, артикуляционная разминка
      Определяем, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведенные тексты.
      
Колыбельная. Закличка. Скороговорка.
      Просим детей показать скороговорки, которые они выписали. Если кто-то из детей хочет поделиться найденной самостоятельно забавной скороговоркой, дадим ему такую возможность. Одну из скороговорок можно выучить наизусть всем классом (желательно короткую). Подробно о работе со скороговорками рассказано в
Приложении.

      
II. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок
      Чтение статьи учебника
(с. 8—10) и коллективное составление плана этой статьи.
      — Что такое сказка?
      Определение сказки выпишем в тетрадь.
      
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

      
III. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки
      
Слово учителя, эвристическая беседа
      — Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.
      Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.
      На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.
      — Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?
      Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.
      Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.
      — Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?
      Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.
      — Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой?
      Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.
      — Какая будет интонация на этот раз?
      Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.
      — Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?
      Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.
      Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (
с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).
      
Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».
      
Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».
      
Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».
      Рассмотрим иллюстрации, прочитаем отрывки из сказок и назовем эти сказки
(с. 11—12 учебника): «Морозко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью».
      Учитель может обратиться к читательскому опыту учеников и спросить:
      — Иллюстрации каких художников к русским сказкам вам особенно нравятся?
      Так как пятиклассники редко обращают внимание на фамилии иллюстраторов, попросим их прочитать фамилии художников, чьи иллюстрации помещены в учебнике. Хорошо было бы принести на урок несколько иллюстрированных сборников русских сказок. Как правило, больше всего детям нравятся иллюстрации Ивана Билибина. Дети говорят, что этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.

      
Домашнее задание
      Подготовить по плану пересказ статьи учебника
(с. 8—10).

      
Индивидуальное задание (опережающее)
      Предложим двум-трем ученикам к уроку 7 подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором
Приложение).

Урок 4
 «Царевна-лягушка»

      I. Артикуляционная разминка, проверка домашнего задания
      Урок начнем с разучивания одной из предложенных детьми скороговорок. Можно попросить подготовленного ученика еще на перемене написать скороговорку на доске, а потом представить ее классу.
      Слушаем пересказ статьи учебника по плану, составленному на предыдущем уроке.
      — Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

      
II. «Царевна-лягушка»
      — Что вы знаете о том, как надо рассказывать или читать волшебную сказку?
      Ученики назовут особую выразительность, напевность, таинственность.
      Учитель читает сказку «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова
(с. 13—25). Чтение полного текста сказки занимает 18—20 минут.
      Потом сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации. Это не так легко, как кажется на первый взгляд. Выросло уже целое поколение детей, для которых персонажи американских мультфильмов роднее, чем герои русских сказок. Во многих семьях детям не читают вслух, не рассказывают сказок и потешек. Если когда-то дети впитывали сказочные интонации с молоком матери, то сейчас многие даже не представляют себе, что это такое. Начальная школа часто не может исправить это положение дел. Мы просим учителя обращать внимание главным образом не на технику чтения детей, а на воспроизведение сказочных интонаций. Предупредим детей, что дома сказку надо будет обязательно читать вслух.

      
Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение сказки «Царевна-лягушка» (можно с того момента, на котором остановились на уроке, до конца).
      Подготовить ответы на 2—3-й вопросы
(с. 26).

Урок 5
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования

      I. Артикуляционная разминка
      Детям на уроке предстоит чтение вслух, поэтому работу начнем с разминки — с произнесения скороговорки.

      
II. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Ритмичность сказочного повествования
      
Беседа
      — Какой фразой начинается сказка? В каких еще сказках вы встречали такое выражение? Знаете ли вы, как называется такое начало сказки?
      Обычно дети из курса начальной школы знают, что такое присказка, зачин и концовка. Обратим внимание, что присказки в нашем варианте сказки нет, но зачин и концовка традиционны.
      Если же детям эти термины незнакомы, можно обратиться к теоретическому материалу
(с. 12—13).
      — Кто главные герои сказки? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки? (2-й вопрос учебника,
с. 26.)
      Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что первое и главное чудо, волшебство этой сказки — встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича.
      — Как царь предложил своим детям искать себе невест?
      После ответа учеников на вопрос учитель предложит прочитать выразительно, а затем пересказать отрывок о том, как братья пускали стрелы, со слов: «Вышли братья на широкий отцовский двор...».
      Важно при чтении почувствовать ритмичность отрывка и сохранить эту ритмичность при пересказе. Продолжим беседу.
      — Почему, по-вашему, царь сказал Ивану-царевичу, чтобы тот брал лягушку в жены?
      — Рассмотрите иллюстрацию И. Билибина к сказке
(с. 15). Чем нравится вам эта иллюстрация? Какие чувства царевича удалось передать художнику?
      — Вот и стала лягушка женой Ивана-царевича. Какие задания давал царь своим невесткам?
      — Как утешала Ивана-царевича лягушка?
      — Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жены старших царевичей?
      Остановимся с учениками на описании того, как Василиса Премудрая печет хлеб: «Взяла она частые решета...» Прочитаем этот абзац выразительно и спросим:
      — Что особенного в этом описании?
      Дети услышат в нем ритмичность. В учебнике
(с. 27) есть ритмическая запись этого отрывка, но лучше будет, если дети попробуют сделать это самостоятельно.
      Работая в тетрадях и на доске под руководством учителя, они запишут отрывок как белые стихи, и эта работа поможет им приблизиться к представлению о ритме. Если дети пишут очень медленно, можно заранее заготовить текст и коллективно ритмично прочитать его.
      — Сравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой.
      Ученики отметят, что женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама. Учителю не стоит акцентировать эту тему, потому что в других вариантах сказок работу за Василису выполняют ее помощники.
      — Сделайте ритмическую запись или произнесите ритмически описание того, как Василиса ткала ковер.

Где кольнет иглой раз —
цветок зацветет,
где кольнет другой раз —
хитрые узоры идут,
где кольнет третий —
птицы летят.

      — Как царь оценивает работу своих невесток? Что он одобряет, что порицает?
      Предложим ученикам прочитать выразительно описание пира от слов: «На другой день, как пришло время ехать на пир...» — до слов: «Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно»
(с. 18—20 учебника).

      Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир»
(с. 19 учебника).
      Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
      Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
      — Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

      
III. Самостоятельная работа
      — Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1—2 примера в столбик, как стихотворение.
      Если на уроке не остается времени, можно дать это задание на дом.
      
Примеры
      Отрывок о клубочке можно записать так:

Катится клубочек по высоким горам,
катится по темным лесам,
катится по зеленым лугам,
катится по топким болотам,
катится по глухим местам...

      Этот фрагмент передает ритмичность, длительность и неотвратимость действия.
      Слова о том, как царевич нашел иглу, передают быстроту, динамику события:

Обрадовался царевич,
разбил яйцо,
достал иглу
и отломил у нее кончик.

      Домашнее задание
      Подготовить ответы на 5—6-й вопросы учебника
(с. 26).

Урок 6
Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки

      I. Артикуляционная разминка
      Записываем на доске и в тетради новую скороговорку, добиваемся четкости, хорошей артикуляции при ее произнесении.

      
II. Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Победа добра над злом
      
Беседа
      — За что разгневался Кощей на Василису Премудрую и приказал ей три года лягушкой быть?
      — Как снарядился Иван-царевич на поиски жены? Что он взял с собою, что надел?
      — Кто помогал Ивану-царевичу?
      — Рассмотрим иллюстрации И. Билибина в учебнике
(с. 22, 23). Какие встречи изобразил художник?
      — Старый старичок, его клубочек и животные — это волшебные помощники. В каких сказках вы еще встречали волшебных помощников? Какие они бывают?

      
Выразительное чтение
      Предложим ученикам прочитать по ролям рассказ о трудном пути Ивана-царевича (от слов: «Катится клубочек по высоким горам...» — до конца сказки,
с. 21—25). Распределим роли. Скажем, что кому-то достанется прочитать всего одну-две фразы, но их надо суметь прочитать так, чтобы они не выпали из общего ритма сказки. Мы тренируем умение следить за чтением товарищей и вовремя вступить, поддержав ритм и интонацию предыдущего чтеца.
      Затем продолжим беседу.
      — Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича?
      Возможен такой ответ: царевич проявил нетерпение и раньше времени, без разрешения своей жены, спалил лягушачью кожу, потому что ему было очень досадно слышать насмешки братьев. Он думал о себе, а не о причинах, которые заставили Василису Премудрую носить эту кожу. За то, что он проявил нетерпение, он должен был долго скитаться, износить две пары железных сапог, изглодать два железных хлеба, терпеть холод и голод, чтобы научиться думать не только о себе, но и об окружающих, жалеть и понимать их.
      — Чему научила Ивана-царевича встреча с Бабой-ягой? Как удалось ему победить Кощея Бессмертного?
      — Как народ в сказках выражает свои сокровенные желания? Почему в сказках добро торжествует над злом?

      
Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите рисунок к сказке палехского художника А. Куркина (нахзац учебника). Нравится ли он вам? В чем особенность этого рисунка? Какие сцены изображены на нем?
      Палехский промысел возник в старину, когда в стране было много церквей, народ верил в Бога и в каждом доме обязательно были иконы.
      Жители Палеха занимались иконописью и фресковой живописью, они выработали самобытный стиль и прославили свой городок на всю страну. После Октябрьской революции 1917 г. правительство большевиков активно вмешалось в религиозную жизнь, были разрушены многие церкви, насаждался атеизм, т. е. неверие в Бога. Тогда художники Палеха, желая сохранить творческие достижения своих отцов и дедов, организовали артель по производству лаковой миниатюры, которая завоевала своей красотой и оригинальностью любовь во всем мире. Изделия из папье-маше они стали покрывать черным фоном, на нем тончайшими кистями рисовать картины яркими, чистыми, солнечными красками, сохраняя и творчески переосмысливая традиции русской иконописи. На смену религиозным сюжетам пришли сюжеты из народной жизни, из произведений фольклора и русской литературы.
      На рисунке палехского художника А. Куркина мы видим изображение сцены пира, когда Василиса Премудрая пляшет с Иваном-царевичем. Композиция снизу ограничена изображением плывущих по волнам прекрасных лебедей, справа и слева — разноцветными вереями (столбиками), к которым прислонились сидящие на стульях братья Ивана-царевича. Сверху мы видим синие узорчатые маковки терема, украшенные кокошниками, в этом тереме проходит пир. Над маковками поднимаются кроны деревьев; это деревья условные: глядя на них, мы не можем сказать, что это за растения, но живописец этого и не добивается. Ему важно подчеркнуть сказочность изображения.
      На русских иконах часто бывает, что в центре изображен святой, а по сторонам, сверху и снизу мы видим
житие, т. е. мелко написанные сцены из жития святого, показывающие главные этапы его пути к Богу на земле.
      В миниатюре «Царевна-лягушка» вверху, над маковками, мы видим три сцены из сказки: Иван-царевич возле избушки на курьих ножках — слева; на белом коне с мечом — справа; в центре — Иван-царевич с Василисой Премудрой возвращаются домой на ковре-самолете.
      Композиция миниатюры исключительно выразительна. На ней мы видим восемнадцать человеческих фигур, каждая из которых тщательно выписана. Наиболее крупно изображены Иван-царевич и Василиса Премудрая: взявшись за руки, они торжествуют и радостно пляшут. В позах сидящих братьев видны удивление и восхищение чудесным танцем. Справа и слева от танцующей пары — склонившие головы жены братьев, которые завидуют Василисе Премудрой. Слева три более мелких фигуры — музыканты с балалайкой, рожком и гуслями. Справа — сцена на пиру. В середине, за столом, на котором стоят блюда и кубки, на троне сидит царь, его охраняют два стражника в ярко-синих кафтанах. Царь, приподнявшись из-за стола, изумленно глядит на танец.
      Главная особенность всех изображенных фигур в том, что они не существуют сами по себе, а подчинены одной идее — танцу, они все словно бы притягиваются к главным фигурам — Ивану-царевичу и Василисе Премудрой.
      Навсегда запоминается колорит палехских миниатюр. Такие же чистые цвета использовал в своих фресках великий живописец XV века Дионисий, расписывая русские храмы. На черном фоне краски выглядят ярче, они словно светятся и дарят зрителям тепло и радость.

      
III. Поэтика волшебной сказки. Постоянные эпитеты, повторы. Изобразительный характер формул волшебной сказки
      
Практическая работа
      — При чтении сказки мы замечали, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число
три в древности считали волшебным, магическим числом, поэтому в сказках часто бывает три брата, события повторяются трижды и т. д.
      — Какие троекратные повторения действий или явлений мы встретили в сказке «Царевна-лягушка»?
      Ученики с удовольствием назовут повторения.
      — Вы уже заметили, что сказочное повествование — особенное. Мы c вами видели ритмичность сказки. Еще одна особенность сказочной речи — это повторы (не путать с повторениями!): если мы читаем
жили, значит, следующее слово будет были; если в сказке есть путь, то это обязательно путь-дорожка. Давайте поищем в сказке примеры таких повторов.
      
Повторы: жил-был; лягушка-квакушка; подумал-подумал; царство-государство; костями-огрызками (осыпали); искала, искала; хитрей-мудрей; шел-шел; лежит-издыхает; щука-рыба; найти-разыскать.
      Выясним, знаком ли ученикам по начальной школе термин
эпитет. Если нет, скажем, что эпитет — это художественное определение предмета. Для нас актуально будет определение постоянного эпитета (с. 12 учебника). Прочитаем его и предложим вспомнить:
      — Какие еще постоянные эпитеты вы встречали в сказках?
      Ученики назовут несколько наиболее частотных постоянных эпитетов:
серый волк, чистое поле, дремучий лес.
      — Найдите и назовите (выпишите) постоянные эпитеты из сказки «Царевна-лягушка».
      
Постоянные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, темные леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец, красное солнце.
      
Формулы волшебных сказок. В «Царевне-лягушке» много слов и выражений, которые встречаются именно в русских народных сказках: диву дался, узорами мудреными, ни в сказке сказать, ни пером описать (см. рубрику «Обогащаем устную речь», с. 27). Благодаря этим выражениям сказка становится особенно красивой. Давайте поищем с вами такие выражения. Это будет наше домашнее задание.
      
Домашнее задание
      Найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке.
      Подготовить пересказ сказки «Царевна-лягушка».
      
Индивидуальное задание
      В зависимости от уровня литературного развития класса дадим двум-трем ученикам задание прочитать другой вариант сказки «Царевна-лягушка», например в обработке А. Н. Толстого 
4 (см. Приложение), и сравнить его с текстом сказки в пересказе М. А. Булатова, данным в учебнике-хрестоматии.

Урок 7
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок развития речи

      I. Изобразительный характер формул волшебной сказки
      
Проверка домашнего задания
      Слушаем чтение выписанных учениками формул волшебной сказки, обсуждаем значение некоторых из них, например: «Дело пытаешь или от дела
лытаешь?» (однокоренное слово отлынивать). Пытаясь определить, формула ли волшебной сказки перед ними, дети будут руководствоваться не знанием большого количества сказок и их сравнительным анализом, а языковой интуицией; к ней мы и будем апеллировать.
      
Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
      Как мне не печалиться?
      Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.
      ...ни в сказке сказать, ни пером описать!
      ...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек...
      ...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
      ...за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
      ...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.
      Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
      
— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
      Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

      — Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
      ...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга — костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.
      Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила...
      ...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
      И стали они жить дружно, в любви и согласии.

      II. Народная мораль и поэтика волшебной сказки
      
Пересказ сказки
      2—3 ученика последовательно пересказывают сказку. Учитель и одноклассники отмечают верность интонации, наличие в речи сказочных формул, повторов, постоянных эпитетов, затем вместе оценивают пересказ.

      
Литература и изобразительное искусство: сообщения учеников
      Если на первом уроке по теме мы давали индивидуальные задания подготовить рассказы о И. Билибине и В. Васнецове, об их творчестве, связанном с русским фольклором, то сегодня дадим детям возможность выступить с рассказами о художниках (учитель может помочь детям материалами, данными в
Приложении). За пару дней перед этим уроком важно поинтересоваться у детей, как идет у них подготовка, нашли ли они книги с репродукциями картин этих художников, оказать необходимую помощь. Детям надо сказать, что выступление должно занимать не более 5—7 минут, иначе ребенок не сможет удержать внимание класса.
      Классу дадим установку, что сообщение (доклад, выступление) — это не просто ответ у доски. Тема, о которой рассказывает ученик, ему интересна, он хочет зажечь ею одноклассников, хочет донести до них собственные открытия и наблюдения. В таких выступлениях очень важен артистизм, выразительность, жестикуляция, это театр одного актера.
      Можно даже ставить детям две оценки, если это потребуется: одну — за подготовленный самостоятельно материал (текст, выбор иллюстраций, их осмысление), а другую — за выразительность выступления.

      
Итоговая беседа
      — Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»?
      Волшебная сказка «Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.
      — Чем начинается и чем завершается сказка?
      Сказка начинается с зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве...», завершается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
      — Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка»
волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?
      Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича.
      Чудеса приходят в мир людей, когда Иван-царевич берет лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает ковер: «Где кольнет иглой раз — цветок зацветет...» Удивительны ее танец на пиру и новое превращение в белую лебедь.
      После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого волшебного помощника — старого старичка, получает в дар волшебный предмет — клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана-царевича. Последняя удивительная встреча героя — с Бабой-ягой, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного.

      
Чтение статьи учебника
      Читаем статью-задание «Герои народных сказок в оценке писателей»
(с. 28), отвечаем на вопросы этой статьи.
      М. Горький сказал об образе Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса заботливо спрашивает, о чем печалится Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним своей красотой и умением, а делает свое дело ночью, когда ее никто не видит. Трудится она легко, с любовью. И если бы не необходимость явиться на пир к царю, она бы не сбросила перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока.
      Рассматривая задание учебника, мы должны сказать, что, на наш взгляд, категория
характера неприменима к сказочному герою. Если быть точным, мы можем говорить о характерных чертах сказочного героя. Возможна такая характеристика Ивана-царевича.

      
Иван-царевич
      Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку.
      После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
      После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая.
      — Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?
      — К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью?
      — Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую?

      
III. Вариативность народных сказок
      
Сообщения учеников
      Собирателями сказок записано 24 варианта сказки «Царевна-лягушка».
      Подготовленные ученики рассказывают об отличии сказки «Царевна-лягушка» в обработке А. Н. Толстого от пересказа М. А. Булатова.
      Текст Толстого в основном совпадает с тем, что дан в учебнике. Но есть небольшие отличия. Лягушка немного иначе приветствует Ивана, когда он возвращается домой после приказов отца: «Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?» Сначала царь задает невесткам сшить рубашку, а потом испечь хлеб. Василиса зовет на помощь мамок и нянек. При описании пира нет слов
музыка и танец, говорится, что настал черед плясать. Царевна обернулась не белой лебедью, а серой кукушкой. В варианте Толстого не говорится о железных сапогах и железных хлебах. Иван-царевич видит на дубу не ларец, а кованый сундук. По-разному звучат зачин и концовка этих сказок (если позволяет время, можно попросить для сравнения прочитать фрагмент сказки, зачин или концовку).
      — Как вы объясните, что существует несколько вариантов народных сказок? Почему сказка «Царевна-лягушка» была особенно любимой в народе?

      
Домашнее задание
      Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
(с. 28—37).

Урок 8
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли

      I. Артикуляционная разминка
      
      
II. «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
      — Сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» вы прочитали дома. Понравилась ли вам эта сказка?

      
Выразительное чтение
      Ученики читают сказку выразительно. Это дает возможность учителю в начале учебного года лучше познакомиться с учащимися и с уровнем техники чтения в классе, проверить навыки выразительного чтения.

      
III. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли
      
Беседа
      — К какому виду сказок относится эта сказка?
      — Как вы объясните название сказки? Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде?
      Братья отправляются втроем на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Поэтому сказка называется «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо».
      — Как вы понимаете слово
герой? Сколько значений имеет это слово?
      Герой — это действующее лицо, персонаж художественного произведения.
      Другое значение слова
герой — человек, совершивший героический поступок.
      Мы можем назвать героями, т. е. персонажами, всех братьев, но героический поступок совершает только младший брат, Иван.
      — Почему сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» называют
героической?
      — Чему посвящена эта сказка? Что она прославляет?
      Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» посвящена борьбе народа с врагами. Она учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского рода, он младший сын в простой крестьянской семье. Сказка прославляет крестьянский труд, смекалку, упорство и верность.

      
Домашнее задание
      Подготовить ответы (устно) на 2—6-й вопросы учебника
(с. 38).

Урок 9
Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки

      I. Особенности сюжета сказки
      
Составление плана сказки
      Учитель вместе с учениками составляет план сказки (простой или сложный — по выбору учителя). Приходим к выводу, что сказка состоит из нескольких частей, главные из которых — сражения Ивана — крестьянского сына с чудами-юдами и обратный путь братьев.

      
II. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя
      
Беседа по вопросам учебника
      Дома дети готовили ответы на вопросы учебника. Беседу строим на основе этих вопросов, которые обязательно должны быть прочитаны на уроке учениками. Практика показывает, что вопрос, произнесенный учителем, дети понимают гораздо лучше, чем тот же самый вопрос, но прочитанный в книге. Причиной тому — точная интонация, которую выбирает педагог и которую не всегда могут уловить дети через текст. Поэтому важно обратить внимание на точность понимания школьниками письменно заданных вопросов.
      — Чем занимались старик и старуха — родители трех братьев? Почему братьям пришлось уехать? Как об этом говорится в сказке?
(2-й вопрос.)
      Старик и старуха, родители трех сыновей, были крестьянами. В сказке об этом говорится так: «Жили они — не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали». Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с чудом-юдом поганым, которое собиралось «на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить».
      — Кого встретили братья в сожженной деревне? Что убедило братьев, что не напрасно они покинули родную землю и поехали «с чудом-юдом сразиться»?
(3-й вопрос.)
      В сожженной деревне братья встретили старую старуху. Старуха рассказала, что чудо-юдо уже все ближние царства разорило, разграбило, людей лютой смерти предало. Поняли братья, что не напрасно они покинули родную землю: нужно было победить чудо-юдо и спасти людей от беды.
      — Как проявили себя братья в дозоре?
(4-й вопрос.)
      Старший брат первым пошел в дозор и заснул. Младшему брату не спалось. Он вышел к реке Смородине, обнаружил предательство брата и стал сам сторожить переезд. Когда появилось чудо-юдо шестиголовое, он вступил с ним в бой и победил его. Средний брат в дозоре тоже заснул в кустах. Ивану — крестьянскому сыну было сложнее сражаться во вторую ночь, потому что у чуда-юда было уже девять голов.
      — Почему каждый новый бой с чудом-юдом для Ивана — крестьянского сына становится все тяжелее?
      Ивану было тяжело, потому что он знал о том, что братья предали не только его, но и всю землю и ему надеяться не на кого. В третьем бою Иван чуть не погиб от предательства братьев, которые обещали не спать и все же заснули. Спас Ивана от гибели верный конь, который отвлек внимание чуда-юда о двенадцати головах.
      — Проследите по тексту, как называют Ивана — крестьянского сына в начале, середине и конце сказки. С чем это связано?
(5-й вопрос.)
      В начале сказки братья называют младшего
Иванушкой: «молод он еще, чтобы на бой идти». Старушка в деревне говорит братьям: «Добрые молодцы!» Чудо-юдо и змеиха называют его Иван — крестьянский сын. В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем тоже Иваном — крестьянским сыном. Иванушка — это ласковое имя. Так называют обычно маленьких, младших. Обращение Иван — уважительное, а Иван — крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в старину говорили — Иван Петров сын). Обращение по имени и отчеству надо было заслужить.
      — Какие черты Ивана — крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя и после него?
(6-й вопрос.)
      Сначала Иван — крестьянский сын проявляет решимость идти на бой вместе со старшими братьями, затем во время боев он проявляет храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Качество, которое проявил Иван, отправившись утром к змеевым палатам, можно назвать бдительностью, осторожностью. Он узнал о замыслах змеевых жен. «Кто предупрежден, тот вооружен!» — говорит пословица.
      — Кто и когда помогал братьям?
      Когда в погоню бросилась сама старая змеиха, братьям помогли кузнецы, которые спрятали братьев, а кузницу закрыли на двенадцать кованых замков.
      — Почему в конце сказки Иван возвращается домой, к отцу, к матери, чтобы «поле пахать, рожь да пшеницу сеять»?
      Образ Ивана — это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца, таких, как сила, храбрость, верность своей родине, готовность к ее защите, любовь к труду на земле.

      
Словесное рисование
      — Если бы вы рисовали иллюстрации к сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», какие эпизоды вы выбрали бы? Устно опишите одну из иллюстраций.
      Если рисовать картины боев Ивана — крестьянского сына, то они будут очень мрачными, зловещими. Ночь. Луны и звезд нет. Только вдалеке светится окошко в избушке, где спят братья. На небе тучи, дует ветер. Вспыхивают молнии. В свете молний блестит меч Ивана и летят искры из отрубленных голов чуда-юда. Свистит чудо-юдо, и сверкает его огненный палец.

      
III. Поэтика сказки
      — Есть ли в этой сказке троекратные повторения?

      
Самостоятельная работа
      Разделим класс на три группы и предложим ученикам выписать в тетрадь:
      1) постоянные эпитеты;
      2) повторы;
      3) сказочные формулы.
      Закончив работу, ученики прочитают то, что они выписали. Класс обсудит и оценит работу выступавших.
      
Постоянные эпитеты:
      
чудо-юдо поганое, мечи булатные, на добрых коней, живой души, старая старуха, добрые молодцы, на калиновый мост, черный ворон, острый меч, страшный бой, сыра земля, буйные ветры, добрых людей, беда неминучая.
      
Повторы:
      
жили-были; в том царстве-государстве; города-села; затужили старик со старухой, загоревали; в путь-дорогу; с хлебом-солью; ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал; заснул крепко, захрапел громко; не спится ему, не дремлется; протирал да прочищал; огнем-пламенем пышут; огнем жжет-палит; одеваться-обуваться; яблоки спелые да румяные; ветер завыл, загудел; скакали-скакали; лизала-лизала.
      
Сказочные формулы:
      
Жили они — не ленились... пашню пахали да хлеб засевали.
      ...снарядили... в путь-дорогу.
      Куда путь держите?
      Ближние царства хоть шаром покати.
      ...на дозор ходить...
      ...все тихо, никого не видать, ничего не слыхать.
      Как пошло время за полночь...
      Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!
      Возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пропищал.
      ...по колена... в сыру землю вогнал.
      На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!
      ...умыли, накормили, напоили и спать уложили.
      Долго ли, коротко ли ехали...
      Много ли, мало ли проехали...
      ...ветер тот прах во все стороны развеял.
      — Послушайте несколько предложений из сказки. Какой из малых жанров фольклора перед нами?

ПОСЛОВИЦЫ

      Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его.
      Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
      
Домашнее задание
      К уроку внеклассного чтения подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой или волшебной (по одной сказке — на выбор учителя или учеников). Нарисовать иллюстрации к выбранным сказкам.

Урок 10
Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочники. Русские народные сказки

Урок внеклассного чтения

      I. Сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
      
Артикуляционная разминка, выразительное чтение
      Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5—7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля», 2 человека читают «Солдатскую шинель»: один читает текст от автора, другой — реплики персонажей.
      Внимание второй группы акцентируем на орфоэпической норме при произнесении слова
шинель — [н’э], так как в наше время под влиянием многочисленных заимствований дети часто произносят [нэ].
      Пока они готовятся, оставшиеся в классе дети проводят с учителем артикуляционную разминку. Время позволит прочитать и даже выучить две-три небылицы-перевертыша (см.
Приложение).
      После выступления первой творческой группы обсудим сказку
«Журавль и цапля» с помощью вопросов и заданий учебника (с. 40).
      «Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».
      В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж...»
      Постоянных эпитетов в сказке нет.
      Народные выражения, т. е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».
      В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.
      Вторая творческая группа читает сказку
«Солдатская шинель». Обсуждаем сказку с помощью вопросов и заданий (с. 42).
      Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для такого типа сказки персонажи: находчивый солдат и глупый барин. Мы радуемся смекалке солдата и смеемся над растяпой-барином.

      
II. Сказочники
      Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках»
(с. 42—43).
      — Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?
      В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.
      — Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?
      — Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?
      При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

      
III. Русские народные сказки
      
Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок
      Учитель может заранее распределить сказки между учениками. Хорошо, если на уроке прозвучат разные виды сказок. Возможно, некоторые из них будут прочитаны по ролям. Постараемся, чтобы дети при чтении и пересказе сказок учли прочитанную на уроке статью о сказочниках. Чтение и пересказы школьники проиллюстрируют своими рисунками.
      Урок завершим обсуждением вопроса:
      — Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?
      У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.
      В качестве внеклассного мероприятия по теме «Устное народное творчество» можно подготовить урок-праздник «Серебряное донце, золотое веретенце» (сценарий урока предлагается в Приложении).

      
Домашнее задание
      Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

      1 Здесь и далее страницы даны по первой части учебника, указанного в Предисловии издания.
      
2 Пáлех — поселок городского типа в Ивановской области, недалеко от города Шуи, известный центр палехской миниатюры — вида миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Для палехской миниатюры, выполненной яркими локальными красками по черному фону, характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.
      
3 Здесь и далее используется материал книг: Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре: вып. I: младенчество; детство. — М.: Художественная литература, 1991; Потешки. Считалки. Небылицы / сост., авт. вступ. ст. и прим. А. Н. Мартынова. — М.: Современник, 1989.
      
4 См. в кн.: Русские сказки / Вступ. ст., сост. и подг. текстов В. Аникина. — М.: Художественная литература, 1969.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50418. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера 250.5 KB
  Цель работы: Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера. Приборы и принадлежности: крутильный маятник, набор тел. Ход работы: I)Определение моментов инерции длинного стержня: 1)Период колебания рамки без закреплённых в ней тел
50420. Влияние сотового телефона на здоровье человека 66.5 KB
  Влияет ли сотовый телефон на здоровье человека, если да, то как уберечь себя от отрицательного влияния сотового телефона. Найти информацию о развитии сотовой связи. Исследование общественного мнения по вопросу влияния мобильного телефона на здоровье человека и изучение различных вариантов использования сотовой связи «за» и «против»
50421. Изучение физического маятника. Экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами, характеризующими колебаниями математического и оборотного маятников 100.5 KB
  Экспериментальное определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. – экспериментальное определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.