61435

Конспект уроков русского языка

Конспект

Педагогика и дидактика

Прогнозируемые результаты: Учащиеся опознают сложные предложения и определяют их роль в речи; употребляют в речи и конструируют как синтаксические синонимы сложносочинённые предложения с различными союзами а также сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.

Русский

2014-05-28

46.49 KB

10 чел.

27 вопрос. Синонимия сложных предложений (9 класс).

Цель: Познакомить учащихся с особенностями синтаксической синонимии и её ролью при создании текстов разных стилей; совершенствовать учебно-языковые умения и навыки; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Оборудование: Учебник, учебные тексты, запись на доске.

Тип урока: Урок применения знаний и формирования умений. 

Прогнозируемые результаты: Учащиеся опознают сложные предложения и определяют их роль в речи; употребляют в речи и конструируют как синтаксические синонимы сложносочинённые предложения с различными союзами, а также сложноподчинённые и бессоюзные сложные предложения.

ХОД УРОКА

I. Организационный Этап

II. Актуализация Опорных Знаний

1. слушание 3–4-х сообщений учащихся

(см. творческое домашнее задание предыдущего урока)

2. Беседа

♦ Что такое синонимы?

♦ Как вы понимаете значение ключевого слова темы нашего урока «Синонимия»? (Синонимы — слова, сходные по значению, а синонимия — это процесс.)

♦ Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения.

(Запись на доске.)

Зима начала хозяйничать над землёй, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, ещё можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето (К. Г. Паустовский).

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдём там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

III. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. Синтаксический строй русского языка представляет собой сложное, динамичное единство процессов и явлений. Для Каждого предложения, построенного по той или иной модели, характерны системные связи с другими моделями и их модификациями. Русский язык располагает огромным запасом синтаксических синонимов, то есть параллельных оборотов речи, которые различаются тонкими оттенками в значениях и могут в некоторых случаях заменять один другой: Она грустила. — Ей было грустно. — Она чувствовала грусть. — Грустно ей было! Синтаксическая синонимия, весьма разветвлённая в современном русском языке, по сути дела охватывает всю синтаксическую картину русского речевого употребления, являясь одной из наиболее важных составляющих с точки зрения важнейших коммуникативных смыслов, которые определяют общение. Синтаксическая синонимия в современном русском языке получила достаточно широкое освещение, но, несмотря на это, остаётся ещё множество нерешённых проблем…

IV. Работа Над Темой Урока

1. объяснение учителя

— Сложные предложения в русском языке бывают двух видов: союзные и бессоюзные. В союзных сложных предложениях части связаны между собой интонацией и союзами или союзными словами. Некоторые смысловые отношения могут выражаться как сложносочинёнными, так и сложноподчинёнными предложениями. Так возникают синтаксические синонимы, различающиеся стилистическими оттенками или сферой употребления. Сложносочинённые предложения отличаются живостью, лёгкостью, непосредственностью и поэтому более характерны для разговорной речи: Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. — Так как в сакле стало душно, то я вышел на воздух освежиться. Существует синонимия бессоюзных сложных предложений и сложносочинённых, и подчинённых предложений: Придёт зима — пруд покроется льдом (бессоюзное). — Придёт зима, и пруд покроется льдом (сложносочинённое). — Когда придёт зима, пруд покроется льдом (сложноподчинённое). Проявляются синонимичные отношения и в сложносочинённых предложениях, когда части связываются синонимичными соединительными союзами: Берёзы распустились, но дубы стояли обнажёнными. — Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными.

В бессоюзных сложных предложениях части связаны только интонацией. Сравните три примера. 1) Белка прыгнула с ветки на ветку, и на наши головы хлопьями Посыпался снег.

2) Белка прыгнула с ветки на ветку, поэтому на наши головы хлопьями посыпался снег.

3) Белка прыгнула с ветки на ветку — на наши головы хлопьями посыпался снег. Попробуем определить смысловые взаимоотношения между

Частями предложения в каждом примере. В первом предложении две части соединены, кроме интонации, сочинительным союзом И, основное значение которого — указывать на последовательность событий. Во втором предложении две части соединены, кроме интонации, союзом (точнее, союзным аналогом) ПОЭТОМУ, главное назначение которого — указывать на следствие тех событий, которые описаны в главной части сложного предложения. а в третьем примере союз отсутствует, определить суть отношений между частями предложения точно мы не можем. Можно сказать, что там присутствуют и причинно-следственные отношения, и указание на последовательность событий одновременно. Итак, сложные бессоюзные предложения отличаются от сложных союзных предложений тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями. Для того чтобы сделать смысловые взаимоотношения между частями сложного бессоюзного предложения более ясными, на письме используются разные знаки пунктуации: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире.

Использование каждого знака пунктуации определяется специальным правилом.

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. Обобщение, Систематизация И Контроль Знаний и Умений Учащихся

1. наблюдение над языковым материалом

Š Сравните два отрывка.

1) Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.

2) Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о её судьбе меня мучила. Единственное развлечение моё состояло в наездничестве.

Š Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором — простые предложения объединены в сложные.)

Š Какой из отрывков, по вашему, принадлежит а. С. Пушкину? Обоснуйте своё мнение. (А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряжённость, волнение, а Гринёв напряжён, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своём тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

2. Практическая работа с языковым материалом.

Спишите предложения, расставляя в них недостающие знаки препинания. Определите смысловые отношения между частями сложных предложений.

1) лицо центуриона было изуродовано нос его некогда был разбит ударом германской палицы. 2) Поведение кота поразило Ивана он в неподвижности застыл у бакалейного магазина на углу. 3) Но это ещё не всё третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, чёрный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. 4) Мало того, что он позволил себе прямые призывы к мятежу он ещё убил стража при попытках брать его. 5) Не нужно было больше притворяться, не нужно было подбирать слова с каждым словом ему становилось легче и легче. 6) Он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет загорелась в стеклянном ящике надпись «Берегись трамвая!». 7) Владела или не владела этим домом тётка александра Сергеевича мы точно не знаем.  Москва отдавала накопленный за день в асфальте жар ясно было ночь не принесёт облегчения. 9) ах, кричали они напрасно не мог Михаил александрович позвонить никуда. 10) Маргарита распахнула дверь половая щётка, щетиной вверх, танцуя, влетела в спальню.

(По М. Булгакову)

Выделите в приведённых предложениях обособленные члены; объясните причины обособления.

Найдите сложные предложения с разными видами связи (союзной и бессоюзной).

28 вопрос. Конспект урока русского языка на тему "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"

Цели:

  1.  Подвести к пониманию того, что в сложноподчиненном предложении может быть 2 и более придаточных, связанных с главным разными видами подчинительной связи;
  2.  Учить находить части сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными, строить схемы, ставить знаки препинания;
  3.  Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
  4.  Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Оборудование: учебник «М.М. Разумовская, П.А. Лекант Русский язык 9 класс», наглядность на доску (схемы, опорные слова), листы чистой бумаги, маркеры, магниты, карточки с заданиями, «памятки», жетоны, контрольные листы для самооценки.

Этапы урока

Содержание

Примечание

1. Орг. момент.
Нацеливание.
Мотивация.

- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым материалом, который расширит ваше представление о СПП. А для чего важно знать особенности таких предложений? Где мы с ними встречаемся? (СПП богата речь окружающих нас людей; надо научиться использовать СПП в собственной речи, чтобы она стала более яркой и выразительной, а также для того, чтобы свои мысли уметь выражать более точно и правильно.)

Запись в тетрадях: Дата, Классная работа.

- Поэтому в качестве эпиграфа к нашему уроку мы берем слова Н.И. Жинкина: «Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли».
- Как вы понимаете это высказывание?
- На какие орфограммы следует обратить внимание при записи этого предложения?

Эпиграф записан на доске.

Учащиеся записывают это предложение в тетрадь по «правилам списывания».

Учитель подчеркивает их.

2. «Разминка» (повторение)

- Что можно сказать об этом предложении?
(Учащиеся по очереди называют грамматические признаки данного предложения, за правильные ответы получают жетоны. Тот ученик, который последним называет какой-либо признак предложения, считается победителем и получает «5». Такую же оценку зарабатывает и тот, кто набирает за игру наибольшее количество жетонов.)

Все заработанные за урок баллы учащиеся фиксируют в контрольном листе.

3. Знакомство с новой темой.

Проблемная ситуация.

  1.  Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли.
  2.  Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться и который помогает нам попасть в сферу мысли.
  3.  Когда мы попадаем в сферу мысли, мы понимаем, что грамматика – это тот трамплин, от которого мы оттолкнулись.

При выполнении этой самостоятельной работы учащиеся руководствуются «памяткой»:

  1.  Внимательно прочитайте предложения.
  2.  Подумайте, почему именно этот текстовой материал вам предложен для анализа (какой общий признак лежит в основе подбора материала).
  3.  Сформулируйте проблему, поставленную перед вами.
  4.  Подумайте, какие пути решения данной проблемы можно предложить для ее решения.
  5.  Выполните решение.
  6.  К какому выводу вы пришли?
  7.  Как его можно оформить в виде схемы? Создайте ее.
  8.  С каким новым языковым явлением вы познакомились?
  9.  Проверьте себя по учебнику (справочнику), посоветуйтесь с товарищем или учителем.
  10.  Дайте оценку своей деятельности.

Самостоятельная работа учащихся над предложенным для языкового анализа текстовым материалом.

Выслушивание ответов 2-3 учеников по итогам проделанной работы, после чего учащиеся сравнивают свой результат с тем, который им дает заранее подготовленный ученик, и оценивают себя.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о СПП у доски по схемам и опорным словам.

4. Закрепление.

1. – Оцените свое умение находить части СПП с несколькими придаточными.
Работа в парах:
- Задайте друг другу вопросы по новой теме и найдите ответы на них.
Проверка: 2 пары учеников воспроизводят свои вопросы и ответы.
Учащиеся выставляют себе оценки на контрольный листок.

 

2. – Найдите в тексте СПП предложения с несколькими придаточными, выпишите их и постройте схемы.

Говорят что содержание определяет форму. Это верно. Но верно и то что от формы в известной мере зависит содержание. Поэтому поговорим о форме нашего поведения о том что должно войти в нашу привычку и что тоже должно стать нашим внутренним содержанием. В разговоре с другими умейте слушать умейте помолчать умейте редко и вовремя пошутить. Занимайте собой как можно меньше места не старайтесь быть «душой общества».
Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам не страдайте от них так как хуже нет когда в человеке развивается «комплекс неполноценности». Человек теряет то что в нем лучшее доброту.
И еще одно и самое может быть важное будьте правдивы. Тот кто стремится обмануть других обманывается сам потому что ложь всегда выдает себя.

Проверка.
Оценивание работы.

При проверке схемы СПП с несколькими придаточными ребята записывают на доску.

3. Проблемный вопрос.

Наблюдения над постановкой знаков препинания в записанном на доске эпиграфе и предложении из предыдущего задания (оно записано на дополнительной части доски):
Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться и который помогает нам попасть в сферу мысли.
Вывод
Когда не ставится запятая между частями СПП ?
Запись выведенного правила в тетради в виде схемы.
Составление учащимися подобных предложений и запись их в тетради. 
Проверка – устно.
Оценивание работы.

4. Игра «Мозаика».
Из разрозненных частей СПП с несколькими придаточными необходимо составить предложения. Игра проводится в парах, в виде соревнования между рядами: «У кого быстрее получится связный текст?»

  1.  Язык – самое выразительное

Чем
Человек обладает
Если 
Он перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать
Что
Он овладел им уже в достаточной мере
Он станет отступать

  1.  За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно

И
Если… то
Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком
Который 
Стремится поднять уровень своей культуры и образованности
Обращайте внимание на свой язык

  1.  Если… то

Вам приходится часто публично выступать 
Следите
Чтобы
Ваши выступления не были длинными

  1.  Следите за временем

Потому что
Это необходимо не только из уважения к окружающим, но и это важно
Чтобы
Вас поняли

  1.  Чтобы

Выступление было интересным
Все должно быть интересным для вас
Что
Вы говорите

Проверка – устно.
Оценивание работы.
- О чем этот текст?
- Послушайте, чем заканчивается статья Д.С. Лихачева:

Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно.
Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, слушатели будут догадываться, к чему вы ведете, в чем вы их хотите убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы сформулируете в конце вашу основную мысль.

 

5. Самостоятельная работа.

Тест.
Самопроверка по записи на закрытой части доски. Выставление оценки на лист контроля.

 

6. Дополнительное задание.

- Составьте алгоритм, пользуясь которым, вы никогда не сделаете ошибок при постановке знаков препинания в СПП с несколькими придаточными.
Работа в группах маркерами на больших листах бумаги.
При проверке листы с алгоритмами вывешиваются на доску. Учащиеся сравнивают свою работу с той, которую выполнили другие, после чего выставляют себе оценку на лист контроля.

 

7. Итог. Домашнее задание.

Учащиеся самостоятельно подводят итог своей работе на уроке, выводят средний балл (оценка в журнал за урок выставляется только после того, как учителем будет проверена тестовая работа).
- Насколько изменилось ваше представление об СПП? Пригодятся ли вам в жизни эти знания? Насколько легко вам будет выполнить домашнее задание? (Упр. 207, 208 – по выбору учащихся).

Выбирайте из этой разработки фрагмент на свое усмотрение.

29 вопрос. Разработка урока по русскому языку на тему "Текст. Признаки текста" (5-й класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков;

Задачи:

  1.  закрепить изученные ранее орфограммы;
  2.  развивать внимание, мышление, речь обучающихся;
  3.  познакомить с фактами биографии Д.И. Менделеева.

Оборудование:

  1.  дидактический материал
  2.  мультимедийный проектор
  3.  портрет Д. И. Менделеева
  4.  толковые словари
  5.  учебник “ Русский язык. 5 класс” /под ред.М.М.Разумовской.- М.: Просвещение, 2000.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя: Сегодня нам предстоит сделать несколько открытий, касающихся личности великого ученого Д.И.Менделеева и познакомиться с понятием “Текст”. Вы будете учеными, которые исследуют, делают открытия и познают новое. Перед вами, ребята, отрывок из книги о Д.И.Менделееве, прочитайте его. (Текст спроецирован на доску) Обратите внимание на подчеркнутые слова.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и дажеметеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907) - великий русский ученый-энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог и даже метеоролог. Менделеев обладал удивительно ясным химическим мышлением, он всегда ясно представлял конечные цели своей творческой работы: предвидение и пользу. Он писал: "Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".

II.Словарная работа.

- Как вы понимаете значение этих слов? Объясните. Теперь посмотрите, как даётся их толкование в словаре. (самостоятельная работа со словарём)

- Подберите к этим словам однокоренные и запишите их в тетрадь.

(все работают в тетради, 2 ученика у доски)

- Объясните устно знаки препинания в предложениях.

III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению новых знаний.

Работа с текстом.

- Можно ли назвать эти предложения текстом?

- По каким признакам вы это определили? (ученики называют признаки текста, знакомые им из курса начальной школы).

IV. Усвоение новых знаний. Работа с таблицей “Признаки текста” (составляем совместно)

Заголовок

Начало

Основная часть

Концовка

Ключевые (опорные) слова, абзац, тема

Основная мысль

- Объясните каждый признак текста (поисковая работа по учебнику).

V. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

1. Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст).

"Мастер чемоданных дел"

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

- "Кто этот почтенный господин?"

- "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. - Это мастер чемоданных дел Менделеев".

Припасы для этих работ он закупал в Гостином дворе.

- "Кто этот почтенный господин?"

Любимым занятием на досуге у Менделеева в течение многих лет было изготовление чемоданов и рамок для портретов. - "Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик.

- Это мастер чемоданных дел Менделеев".

Однажды, выбирая нужный товар, Менделеев услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:

Учитель:

- Это текст?

- Можно ли создать из этих предложений текст?

- Восстановите текст.

- Что вы сделали для этого?(расставили предложения по порядку)

-Следовательно, мы с вами вывели еще один признак текста. (Последовательность предложений)

- Давайте внесём этот признак в нашу таблицу.

- Озаглавьте получившийся текст.

- Докажите, что это текст, опираясь на нашу таблицу.

Задание по вариантам:

I вариант- записать первое предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

II вариант- записать второе предложение, подчеркнуть главные члены, найти орфограммы.

2. Самостоятельная работа: ученикам даны карточки с текстом без знаков препинания и заглавных букв.

Учитель: Представьте себе, что вы редакторы. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно. (Два ученика работают у доски, остальные в тетради).

В 1895 году Менделеев ослеп _но продолжал руководить Палатой мер и весов _ деловые бумаги ему зачитывали вслух распоряжения он диктовал секретарю_ а дома вслепую продолжал клеить чемоданы _ профессор И. В.Костенич за две операции удалил катаракту_ и вскоре зрение вернулось…

После работы над текстом ребята самостоятельно делают вывод о том, что предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.

VI. Этап усвоения и закрепления нового материала.

Тест “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель

Ученик

  1.  Текст состоит из предложений
  2.  К тексту нельзя придумать заглавие
  3.  Все предложения в тексте имеют границы
  4.  Предложения в тексте не имеют определенной последовательности
  5.  В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится
  6.  Текст можно разделить на части
  7.  Каждая часть текста записывается с красной строки

+
-
+
-
+
+
+
+

VII. Этап подведения итогов урока.

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Напишите дома письмо Д.И. Менделееву и на следующем уроке докажите, что ваше письмо является текстом.

30 вопрос. Урок-практикум "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью". 5-й класс

Тип урока: закрепление изученного

Вид урока: урок-практикум

Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода

Цели урока:

  1.  проверить знания по теме “прямая речь”;
  2.  закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;

Задачи:

  1.  отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;
  2.  развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
  3.  воспитывать культуру учебной деятельности.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.

Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Слово учителя.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо.

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

2. Объявление темы урока.

На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.

Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” (Презентация, слайд 2)

3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:

1) Что такое прямая речь? (слайд 3)

2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (слайд 4)

3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? (слайд 5)

4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)

5) Как пишется прямая речь? (слайд 6)

6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? (слайды 7,8,9)

На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь.

Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей. (слайд 10)

Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.

II. Тренировочные упражнения

1. Схематический диктант (один ученик у доски).

1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

Проверяю себя (слайд 11).

2. Расставьте пропущенные знаки препинания

Тренажер (Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6 класс) (слайд 12)

Все это верно согласился строитель

А как вы думаете обратился председатель к залу

Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

3. Расставьте пропущенные знаки препинания.

Запись на доске: (слайд 13) (Приложение №1)

1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник

2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки

3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина

5. Работа в группах.

Составьте предложения на тему “Зима и птицы” (слайд 16)

Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.

1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!

2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка. (слайд 17)

Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. (слайд 18)

1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.

2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.

Составьте и запишите предложения по схемам. (слайд 19) 1. “П!” - а. 2.А: “П?”

III. Физкультминутка (слайд 20)

IV. Прочитайте текст. (слайды 21,22) Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?

Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги.

(По В.Сухомлинскому)

  1.  Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).
  2.  Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
  3.  Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность. (слайд 23)
  4.  Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.

Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)

(демонстрация таблицы – слайды 24,25)

V. Работа в группах.

В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? (слайд 26)

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

VI. Самостоятельная работа. Тест (Приложение №1).

1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.

“П”,- а. 3. “П!” - а.

А – “П?” 4. А: “П”.

2) Какое предложение соответствует схеме?

“П”, - а.

1. Старший молвил Что за диво!

2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.

3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.

4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.

3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.

Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”

“Спасибо тебе” : сказал доктор.

“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.

“Что там случилось?” - спросил Крокодил.

4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.

Куда же вы спросил Андрей _________________

Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________

Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________

В известной песне поется С чего начинается Родина _________

VII. Вывод.

  1.  Что узнали сегодня на уроке?
  2.  Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
  3.  Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)
  4.  Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?

VIII. Домашнее задание: (по выбору) (слайд 27)

1) подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;

2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;

3) упражнение 241.

Используемая литература

  1.  Русский язык. Учебник для 5 класса / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2006.
  2.  Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя/ Богданова Г.А. – М.: Издательский Дом “ГЕНЖЕР”, 2000.
  3.  Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя/ Никитина Е.И. – М.: Просвещение, 2001.
  4.  Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6класс.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80174. Эксплуатация АЭС 148.5 KB
  Вводная лекция по дисциплине Эксплуатация АЭС. Цель и задачи дисциплины Эксплуатация АЭС. Характеристика системы эксплуатации АЭС. Изучить и законспектировать основные термины и определения эксплуатации АЭС.
80175. Перевод энергоблока в состояние «Холодный останов» после перегрузки топлива 116 KB
  Окончание перегрузки топлива означает что полностью выполнены Программа и рабочий график перемещения ТВС Программа проведения контроля герметичности оболочек ТВЭЛ ТВС и другие программы работ запланированные на период разупотнения первого контура. Исходное состояние технологических систем перед подготовкой к пуску следующее: в работе один из активных каналов САОЗ низкого давления системы планового и аварийного расхолаживания и не менее чем еще один канал работоспособный; в работе два канала системы технической воды...
80176. Перевод энергоблока из состояния «Холодный останов» в состояние «Горячий останов» 189 KB
  Состояние систем и оборудования ЭБ при подготовке к разогреву 1го контура. Разогрев первого контура до температуры гидроиспытаний. Здесь были рассмотрены процессы дозаполнения первого контура подъем давления в первом контуре до 5 и 35 кгс см2 а также создание азотной подушки в компенсаторе давления. Перевод ЭБ в состояние горячий останов является важной технологической операцией так как при этом происходит включение ГЦН и разогрев первого контура до номинальных параметров.
80177. Перевод энергоблока из состояния «Горячий останов» в состояние «Реактор критичен» 157.5 KB
  Вывод реактора в критическое состояние и на минимально контролируемый уровень мощности. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: состояние систем и оборудования ЭБ перед началом вывода РУ на МКУ; действия оператора при выводе реактора в критическое состояние; б уметь выполнять операции водообмена и подъема ОР СУЗ; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при его переводе в состояние Реактор критичен. Перевод ЭБ в состояние реактор критичен является важной технологической...
80178. Перевод энергоблока из состояния «Реактор критичен» в состояние «Работа на мощности» 111.5 KB
  Перевод энергоблока из состояния Реактор критичен в состояние Работа на мощности План лекции. Увеличение мощности реактора до 5 Nном. Увеличение мощности реактора до 2039 Nном. Увеличение мощности реактора до 7580 Nном.
80179. Эксплуатация энергоблока в состоянии «Работа на мощности» 158.5 KB
  В работе находятся вспомогательные системы обеспечивающие подачу масла запирающей воды промконтура и воды VB на соответствующие ГЦН. Работоспособны системы отвода генерируемого пара по второму контуру: все четыре БРУА; все четыре БРУК при наличии вакуума в конденсаторе; хотя бы один БРУСН и коллектор собственных нужд. TQ13 2333 Все три канала системы аварийного ввода бора TQ132333 работоспособны и готовы к работе. TQ14 2434 Все три канала системы аварийного впрыска бора высокого давления TQ142434 работоспособны и...
80180. Эксплуатация энергоблока при снижении и повышении нагрузки генератора 147.5 KB
  Организация выставления уставок по нейтронной мощности при изменении мощности энергоблока. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: действия оперативного персонала для снижения мощности генератора; действия оперативного персонала для повышения мощности генератора; б уметь выполнять действия для изменения мощности энергоблока; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при изменении нагрузки генератора. После получения распоряжения от НСС на снижение мощности ЭБ до нового уровня НСБ...
80181. Эксплуатация энергоблока с неполным числом петель первого контура 78 KB
  Подготовка вспомогательных систем ГЦН к работе. В результате изучения материала лекции студенты должны: а знать: действия оперативного персонала при плановом отключении ГЦН; действия оперативного персонала при плановом запуске ГЦН; б уметь выполнять действия для останова и пуска ГЦН; в быть ознакомленными с физическими основами процессов протекающих на ЭБ при работе с различным числом включенных ГЦН. Ситуации требующие отключения одного или двух ГЦН в процессе эксплуатации являются довольно частыми. Реакторная установка допускает...