61454

Игровые технологии на уроках истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

Тем не менее от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Явление это не случайно ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность свои индивидуальные качества такие как начитанность находчивость эрудированность и др. Для его организации необходимы не только усилия со стороны учителя но и со стороны учащихся. Обычно урокиповторения ассоциируются у учащихся с контрольными...

Русский

2014-06-06

18.44 KB

6 чел.

Бурдина М.Г., Бурдина Н. Г.

Игровые технологии на уроках истории

В наше время сложно заинтересовать детей чем-либо. Особенно сложно соотнести понятие «интерес» с учебной деятельностью. И тем не менее в школьной жизни без интереса тяжело. Многие специалисты: педагоги, психологи – считают, что чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими ребенка. Одним из таких методов, точнее, одной из технологий обучения является игровая. Тем не менее, от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того, чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Игра – это нестандартная в современной школе форма ведения урока. Учащиеся средней школы почти не играют, у них уже другие увлечения, но именно по этому она вызывает у них живой интерес. Причем первоначально он проявляется к самой игре как таковой, как к чему-то необычному и непривычному, и лишь потом распространяется на конкретную тему, предмет, дисциплину. Явление это не случайно, ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность, свои индивидуальные качества (такие как начитанность, находчивость, эрудированность и др.). Многие специалисты психологи и педагоги уверяют, что игра – необходимый элемент на некоторых видах уроков. Одним важных и сложных уроков в школе является урок закрепление пройденного материала, или урок-повторение пройденного. Для его организации необходимы не только усилия со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Так почему же не сделать его более комфортным. Уроки повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности любого учителя-предметника. Именно на этих занятиях у него появляется возможность проверить знания своих учеников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы. На наш взгляд наиболее удачная форма проведения таких уроков – игровая, так как у урока-игры масса преимуществ. — Обычно уроки-повторения ассоциируются у учащихся с контрольными работами, диктантами и т.д., на которых требуется полная сосредоточенность и направленность своих сил. Игра дает возможность педагогу проверить знания учащихся в более комфортной, естественной для детей среде, при этом эмоционально разгрузить их. — Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся не зависимо от их индивидуальных особенностей. — Целесообразно поводить игровые уроки объединяя детей в команды. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе. Кроме того это дает возможность высказываться нерешительным ученикам. — Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении. Для учащихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор. Проведение уроков в игровой форме возможно практически на любом предмете. Нами предлагается план урока-игры по истории. Урок-игра «Оборона города от кочевников». Задачи урока: -повторение и обобщение пройденного материала, -подведение итогов изучения темы, -контроль над качеством знаний учащихся по теме. 1. Организационный момент. Класс делится на несколько групп (можно не равных по количеству человек). Первая группа – защитники города-крепости; Вторая – дружина «князя», которая идет на помощь. Далее педагог объясняет учащимся правила: задача защитников (первой группы) – продержаться 15 минут до подхода основных сил князя. Задача дружины (второй группы) ответить самостоятельно или в паре на предложенные вопросы и в нужный момент, по сигналу учителя вступить в игру. 2. Основной этап игры. Перед кочевниками три основных препятствия: 1. ров с валом, 2. городская крепостная стена, 3. укрепленный княжеский двор с церковью. Первый этап игры. Учитель будет задавать вопросы, на которые необходимо ответить каждому члену команды защитников. Каждый вопрос учителя – это поединок защитника с кочевниками. Не ответив на вопрос, участник становится тяжелораненым, выбывает из игры. Если дает неполный ответ, то считается легкораненым, набирает 1 балл и продолжает борьбу, но только до следующего ранения. Если отвечает верно и полно, то, набирая 2 балла, остается в игре. Когда потери составят 5 человек, то защитники будут вынуждены пропустить кочевников через ров и вал. Когда потеряют 10 человек, – это будет означать, что противник взобрался на городские стены, а защитники могут удерживать только княжеский двор. Если хотя бы один по истечении времени останется в игре, – это означает, что группа продержалась до прихода русской дружины. Второй этап игры. Далее в игру включается вторая группа учащихся – они озвучивают ответы на задания-карточки, которые готовили во время «битвы» группы защитников. Если все сделано правильно, то это значит, что город отстояли. Время ответа членов второй группы 12-15 минут. 3. Подведение итогов. Смогли ли учащиеся отстоять город, результаты деятельности каждого члена команды или группы в целом, оценивание. Важно провести обратную связь: понравилась ли учащимся игра, как они сами оценивают свои силы. Награждение самых «смелых» участников защиты крепости (медали, значки, грамоты и т. д.) Примечание: для наглядности желательно использовать схему города, макет, презентацию. Если есть возможность можно выбрать эксперта, который будет подсчитывать количество баллов каждому участнику первой группы, тогда проще оценить их деятельность в конце урока. Список использованной литературы: 1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. – 416 с. 2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с. 3. История. 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. В. В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54041. Внеклассное воспитательное мероприятие «Книжная летопись» 79 KB
  Она скромна и велика Обличий книги много Для старика она – клюка Для юноши – дорога. Люблю твой вечный непокой Когда тебе всё мало Как попадешь от букваря Под власть печатной силы Идёшь её боготворя до самой до могилы Ученик: Книги говорят с тобой И ты мой юный друг Весь путь истории земной Как бы увидишь вдруг. Выходит ученик в костюме жителя Вавилона с изображением глиняной книги. Ученик: Древние книги На чём вы писались Как вообще вы порой создавались Вот Вавилон.
54042. Літосфера 157.5 KB
  Мета: розширити уявлення з теми «Літосфера»; формувати навички роботи з колекцією гірських порід; розвивати соціальну, полікультурну, інформаційну, комунікативну та саморозвивальну компетенції учнів; познайомити учнів з особливостями наук геологія та палеонтологія; формувати інтерес до професії ювеліра, геолога, палеонтолога.
54044. Митное оподаткування субєктів зовнішньоекономічної діяльності 2.02 MB
  Опорний конспект лекцій з дисциплини “Митное оподаткування субєктів зовнішньоекономічної діяльності» виконан відповідно до плану Академії митної служби України з видань наукової та навчально-методичної літератури з урахуванням змін та доповнень чинного законодавства станом на травень 2013 р.
54045. АРХИТЕКТУРА ORACLE 93 KB
  Термин база данных Orcle используется для обозначения логической и физической структуры данных совместно со всей служебной информацией. База данных БД это хранилище данных. Система управления базой данных СУБД это программа управляющая доступом к БД. Orcle это современная система управления реляционной базой данных поддерживающая работу в различных операционных средах включая Windows NT Unix Linux и др.