61454

Игровые технологии на уроках истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

Тем не менее от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Явление это не случайно ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность свои индивидуальные качества такие как начитанность находчивость эрудированность и др. Для его организации необходимы не только усилия со стороны учителя но и со стороны учащихся. Обычно урокиповторения ассоциируются у учащихся с контрольными...

Русский

2014-06-06

18.44 KB

15 чел.

Бурдина М.Г., Бурдина Н. Г.

Игровые технологии на уроках истории

В наше время сложно заинтересовать детей чем-либо. Особенно сложно соотнести понятие «интерес» с учебной деятельностью. И тем не менее в школьной жизни без интереса тяжело. Многие специалисты: педагоги, психологи – считают, что чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими ребенка. Одним из таких методов, точнее, одной из технологий обучения является игровая. Тем не менее, от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того, чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Игра – это нестандартная в современной школе форма ведения урока. Учащиеся средней школы почти не играют, у них уже другие увлечения, но именно по этому она вызывает у них живой интерес. Причем первоначально он проявляется к самой игре как таковой, как к чему-то необычному и непривычному, и лишь потом распространяется на конкретную тему, предмет, дисциплину. Явление это не случайно, ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность, свои индивидуальные качества (такие как начитанность, находчивость, эрудированность и др.). Многие специалисты психологи и педагоги уверяют, что игра – необходимый элемент на некоторых видах уроков. Одним важных и сложных уроков в школе является урок закрепление пройденного материала, или урок-повторение пройденного. Для его организации необходимы не только усилия со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Так почему же не сделать его более комфортным. Уроки повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности любого учителя-предметника. Именно на этих занятиях у него появляется возможность проверить знания своих учеников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы. На наш взгляд наиболее удачная форма проведения таких уроков – игровая, так как у урока-игры масса преимуществ. — Обычно уроки-повторения ассоциируются у учащихся с контрольными работами, диктантами и т.д., на которых требуется полная сосредоточенность и направленность своих сил. Игра дает возможность педагогу проверить знания учащихся в более комфортной, естественной для детей среде, при этом эмоционально разгрузить их. — Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся не зависимо от их индивидуальных особенностей. — Целесообразно поводить игровые уроки объединяя детей в команды. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе. Кроме того это дает возможность высказываться нерешительным ученикам. — Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении. Для учащихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор. Проведение уроков в игровой форме возможно практически на любом предмете. Нами предлагается план урока-игры по истории. Урок-игра «Оборона города от кочевников». Задачи урока: -повторение и обобщение пройденного материала, -подведение итогов изучения темы, -контроль над качеством знаний учащихся по теме. 1. Организационный момент. Класс делится на несколько групп (можно не равных по количеству человек). Первая группа – защитники города-крепости; Вторая – дружина «князя», которая идет на помощь. Далее педагог объясняет учащимся правила: задача защитников (первой группы) – продержаться 15 минут до подхода основных сил князя. Задача дружины (второй группы) ответить самостоятельно или в паре на предложенные вопросы и в нужный момент, по сигналу учителя вступить в игру. 2. Основной этап игры. Перед кочевниками три основных препятствия: 1. ров с валом, 2. городская крепостная стена, 3. укрепленный княжеский двор с церковью. Первый этап игры. Учитель будет задавать вопросы, на которые необходимо ответить каждому члену команды защитников. Каждый вопрос учителя – это поединок защитника с кочевниками. Не ответив на вопрос, участник становится тяжелораненым, выбывает из игры. Если дает неполный ответ, то считается легкораненым, набирает 1 балл и продолжает борьбу, но только до следующего ранения. Если отвечает верно и полно, то, набирая 2 балла, остается в игре. Когда потери составят 5 человек, то защитники будут вынуждены пропустить кочевников через ров и вал. Когда потеряют 10 человек, – это будет означать, что противник взобрался на городские стены, а защитники могут удерживать только княжеский двор. Если хотя бы один по истечении времени останется в игре, – это означает, что группа продержалась до прихода русской дружины. Второй этап игры. Далее в игру включается вторая группа учащихся – они озвучивают ответы на задания-карточки, которые готовили во время «битвы» группы защитников. Если все сделано правильно, то это значит, что город отстояли. Время ответа членов второй группы 12-15 минут. 3. Подведение итогов. Смогли ли учащиеся отстоять город, результаты деятельности каждого члена команды или группы в целом, оценивание. Важно провести обратную связь: понравилась ли учащимся игра, как они сами оценивают свои силы. Награждение самых «смелых» участников защиты крепости (медали, значки, грамоты и т. д.) Примечание: для наглядности желательно использовать схему города, макет, презентацию. Если есть возможность можно выбрать эксперта, который будет подсчитывать количество баллов каждому участнику первой группы, тогда проще оценить их деятельность в конце урока. Список использованной литературы: 1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. – 416 с. 2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с. 3. История. 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. В. В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73794. Психологическая диагностика, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.3 KB
  Психодиагностика осуществляется на основе: объективных показателей деятельности реальной или моделируемой в эксперименте тесте; субъективных показателей сведений сообщаемых о себе самом человеком Инструментом для оценивания в работе психолога-диагноста являются его профессиональные психологические наблюдения беседы психологические тесты...
73795. Психологическое консультирование, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.88 KB
  Оно включает в себя и профконсультирование и педагогическое и промышленное консультирование и консультирование руководителей и многое другое. Групповое консультирование может проводиться с семьей производственной группой или группой людей не связанных друг с другом в повседневной жизни но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом консультировании являются семейное консультирование работа по разрешению межличностных конфликтов и проблемных ситуаций в коллективах.
73796. Психотерапия как одно из направлений деятельности практического психолога 17.42 KB
  Обычно такая психологическая помощь обозначается понятием психотерапия. Психотерапия это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции суждения самосознание человека при психических нервных и психосоматических заболеваниях. Чаще всего психотерапия обращена к личностным проблемам ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань с чем связаны тягостные переживания нарушения социального поведения изменения сознания и самосознания и пр.
73797. Психопрофилактика, как одно из направлений деятельности практического психолога 17.39 KB
  Врачи часто недооценивают значение работы медицинских психологов в клинике и активно ее не принимают. Проявляется взаимное непонимание врачей и психологов. Заключения психологов строятся на использовании методов несопоставимых по своей точности с диагностическими медицинскими исследованиями. Сейчас большинство медицинских психологов работает в области психиатрии.
73798. Психокоррекционная и развивающая работа, как одно из направлений деятельности практического психолога 18.96 KB
  Термин коррекция психического развития как обозначение определенной формы психологической деятельности впервые возник в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. В психологии психокоррекция стала трактоваться как совокупность мер психологического воздействия направленных на доформирование отсутствующих психических...
73799. Программирование разветвлений 524 KB
  Блок-схема алгоритма Условные операторы Для программирования разветвляющейся структуры на Фортране предусмотрено несколько видов условных операторов: условный логический оператор условный блочный оператор условный структурный оператор. В записи алгоритма эти операторы заменяют шаг ЕСЛИ в блокс-хемах. В этих операторах условие записывается в виде логического выражения которое может принимать лишь два значения...
73800. Философия Нового Времени 94.5 KB
  Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века Философия нового времени. Гоббс: единство эмпирических и рациональных методов познания. Развитие принципов научного познания в европейской философии XVII века Философия нового времени Общественный прогресс определяемый глубокими экономическими причинами все в большей степени выявляет необходимость развития научного познания и науки в целом. Именно в это время создаются первые системы научного познания всесторонне обсуждаются возможности человеческого разума...
73801. Реконструкция, модернизация и капитальный ремонт общественных и жилых зданий 45.5 KB
  Характеристика существующего фонда общественных и жилых зданий. Фонд общественных и гражданских зданий составляют в основном здания постройки второй половины Х1Х века и нашего столетия. Кроме того в тот период для выполнения строительно-монтажных работ имелся достаточный парк строительных машин и механизмов способных обеспечить строительство зданий такой высоты.