61454

Игровые технологии на уроках истории

Научная статья

Педагогика и дидактика

Тем не менее от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Явление это не случайно ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность свои индивидуальные качества такие как начитанность находчивость эрудированность и др. Для его организации необходимы не только усилия со стороны учителя но и со стороны учащихся. Обычно урокиповторения ассоциируются у учащихся с контрольными...

Русский

2014-06-06

18.44 KB

6 чел.

Бурдина М.Г., Бурдина Н. Г.

Игровые технологии на уроках истории

В наше время сложно заинтересовать детей чем-либо. Особенно сложно соотнести понятие «интерес» с учебной деятельностью. И тем не менее в школьной жизни без интереса тяжело. Многие специалисты: педагоги, психологи – считают, что чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими ребенка. Одним из таких методов, точнее, одной из технологий обучения является игровая. Тем не менее, от педагогов требуется постоянные усилия по созданию условий для того, чтобы вызвать у учащихся интерес к содержанию обучения и к самой учебной деятельности. Игра – это нестандартная в современной школе форма ведения урока. Учащиеся средней школы почти не играют, у них уже другие увлечения, но именно по этому она вызывает у них живой интерес. Причем первоначально он проявляется к самой игре как таковой, как к чему-то необычному и непривычному, и лишь потом распространяется на конкретную тему, предмет, дисциплину. Явление это не случайно, ведь именно в игровой ситуации у учащихся возникает возможность проявить умственную активность, свои индивидуальные качества (такие как начитанность, находчивость, эрудированность и др.). Многие специалисты психологи и педагоги уверяют, что игра – необходимый элемент на некоторых видах уроков. Одним важных и сложных уроков в школе является урок закрепление пройденного материала, или урок-повторение пройденного. Для его организации необходимы не только усилия со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Так почему же не сделать его более комфортным. Уроки повторения или закрепления пройденного материала являются важным и необходимым условием успешной деятельности любого учителя-предметника. Именно на этих занятиях у него появляется возможность проверить знания своих учеников по пройденной теме, сделать выводы об их готовности к восприятию новой темы, а также провести рефлексию своей работы. На наш взгляд наиболее удачная форма проведения таких уроков – игровая, так как у урока-игры масса преимуществ. — Обычно уроки-повторения ассоциируются у учащихся с контрольными работами, диктантами и т.д., на которых требуется полная сосредоточенность и направленность своих сил. Игра дает возможность педагогу проверить знания учащихся в более комфортной, естественной для детей среде, при этом эмоционально разгрузить их. — Во время игры есть возможность объединить различные виды деятельности, что позволяет более полно раскрыться всем учащимся не зависимо от их индивидуальных особенностей. — Целесообразно поводить игровые уроки объединяя детей в команды. Это способствует как сплочению коллектива, так и позволяет укрепить дисциплину в классе. Кроме того это дает возможность высказываться нерешительным ученикам. — Во время игры происходит свободное общение учащихся между собой и «неформальное» с педагогом, тем самым удовлетворяется потребность подростков в общении. Для учащихся среднего звена школы одним из ведущих мотивов учения является стремление добиться награды, поощрения, успеха. Поэтому при организации игр необходимо учитывать и этот фактор. Проведение уроков в игровой форме возможно практически на любом предмете. Нами предлагается план урока-игры по истории. Урок-игра «Оборона города от кочевников». Задачи урока: -повторение и обобщение пройденного материала, -подведение итогов изучения темы, -контроль над качеством знаний учащихся по теме. 1. Организационный момент. Класс делится на несколько групп (можно не равных по количеству человек). Первая группа – защитники города-крепости; Вторая – дружина «князя», которая идет на помощь. Далее педагог объясняет учащимся правила: задача защитников (первой группы) – продержаться 15 минут до подхода основных сил князя. Задача дружины (второй группы) ответить самостоятельно или в паре на предложенные вопросы и в нужный момент, по сигналу учителя вступить в игру. 2. Основной этап игры. Перед кочевниками три основных препятствия: 1. ров с валом, 2. городская крепостная стена, 3. укрепленный княжеский двор с церковью. Первый этап игры. Учитель будет задавать вопросы, на которые необходимо ответить каждому члену команды защитников. Каждый вопрос учителя – это поединок защитника с кочевниками. Не ответив на вопрос, участник становится тяжелораненым, выбывает из игры. Если дает неполный ответ, то считается легкораненым, набирает 1 балл и продолжает борьбу, но только до следующего ранения. Если отвечает верно и полно, то, набирая 2 балла, остается в игре. Когда потери составят 5 человек, то защитники будут вынуждены пропустить кочевников через ров и вал. Когда потеряют 10 человек, – это будет означать, что противник взобрался на городские стены, а защитники могут удерживать только княжеский двор. Если хотя бы один по истечении времени останется в игре, – это означает, что группа продержалась до прихода русской дружины. Второй этап игры. Далее в игру включается вторая группа учащихся – они озвучивают ответы на задания-карточки, которые готовили во время «битвы» группы защитников. Если все сделано правильно, то это значит, что город отстояли. Время ответа членов второй группы 12-15 минут. 3. Подведение итогов. Смогли ли учащиеся отстоять город, результаты деятельности каждого члена команды или группы в целом, оценивание. Важно провести обратную связь: понравилась ли учащимся игра, как они сами оценивают свои силы. Награждение самых «смелых» участников защиты крепости (медали, значки, грамоты и т. д.) Примечание: для наглядности желательно использовать схему города, макет, презентацию. Если есть возможность можно выбрать эксперта, который будет подсчитывать количество баллов каждому участнику первой группы, тогда проще оценить их деятельность в конце урока. Список использованной литературы: 1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2000. – 416 с. 2. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2003. – 384 с. 3. История. 5-11 классы: технологии современного урока/ авт.-сост. В. В. Гукова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80277. ПАЛІТРИ LABVIEW 86 KB
  Зображення елементів Палітри Інструментів Tools та пояснення щодо їх використання Інструмент керування. Використовується для роботи з передньою панеллю керування й індикаторами. Палітра керування Controls Палітра керування призначена для відтворення передньої панелі віртуального приладу.
80278. Палітра Функції - Functions 72 KB
  Палітра Функції Functions За допомогою палітри Функції – Functions. Якщо палітра Функції Functions не відображена на екрані необхідно викликати палітру вибравши рядок Показати палітру Функції Show Functions Plette у меню Вікна Windows. Палітра Функції Functions може бути пришпилена до робочого стола за допомогою кнопки в лівому куті палітри або прибрана кнопкою хрестик . Палітра Функції Functions доступна тільки якщо активно вікно Діаграма Digrm.
80281. ПРОЕКТУВАННЯ ВІРТУАЛЬНОГО ПРИЛАДУ ДОСДІДЖЕННЯ ТЕМПЕРАТУРИ 395 KB
  Усі середовища складаються з атомів і молекул. Молекули знаходяться у хаотичному русі. При великій кількості часток у системі (вуглеводневі енергоносії, гірські породи, водні середовища) нема змоги детально описати поведінку кожної окремої часточки. Однак загальні риси поведінки системи в цілому є опосередкованим відображенням руху окремих часточок
80282. Методи оцінки і аналізу тіньової економічної діяльності в сфері підприємництва 123.5 KB
  Однією з причин перманентної економічної кризи в якій перебуває Україна є безпрецедентні розміри тінізації та криміналізації її економіки. Необхідно виробити нові підходи у протидії тонізації та криміналізації економіки. Безпосередні фрагментарні дослідження іллегального сектору полягають у визначенні розмірів тіньової економіки у конкретному секторі наприклад у виробництві товарів і послуг у розрізі асортиментних позицій у обміні валюти з урахуванням кількості офіційних пунктів обміну банків туристичних агентств реального курсу...
80283. Удосконалення управління процесами детінізації економічної діяльності 140.5 KB
  Роль і функції держави у зниженні тіньової економічної діяльності в Україні. Механізми запобігання розвитку тіньової економічної діяльності у сфері фінансово грошових відносин. Основні принципи розроблення комплексу заходів запобіжного характеру спрямованих на зниження рівня тіньової економічної діяльності. Методологічні підходи до визначення послідовності реалізації заходів спрямованих на запобігання розвитку тіньової економіки.
80284. Особливості розвитку тіньової економіки в України 65.5 KB
  Тіньовий ринок тіньова економіка істотно впливають на всі сторони економічної діяльності на політичне і суспільне життя кожної країни. Вже на такому рівні вплив державно нерегульованих факторів стає настільки відчутним що суперечності між легальним і тіньовим секторами спостерігаються практично в усіх сферах життєдіяльності суспільства. Труднощі які виникають в результаті внутрішньої неузгодженості регуляторноправового механізму та безсистемної беззмістовної зміни концептуальних орієнтирів розвитку економіки створюють необґрунтовані...
80285. Соціально-економічна сутність тіньової економічної діяльності 86.5 KB
  Соціальноекономічні причини виникнення та джерела походження тіньової економіки. Основні складові тіньової економіки. Класифікація форм і видів прояву тіньової економіки. Тому кожна держава розробляє стратегію форми і методи протистояння тіньовій економічній діяльності упроваджує механізми зниження її негативного впливу на розвиток національної економіки.