61456

Упражнения для уроков толерантности

Другое

Педагогика и дидактика

Эта викторина полезна на любой стадии обучения правам человека. Помните что цель викторины поставить вопросы о правах человека а отнюдь не получить правильные ответы. Какоелибо право человека Страну где нарушаются права человека Документ провозглашающий права человека Группу людей преследовавшуюся в прошлом Страну где люди лишены своих прав изза расы Страну где люди лишены своих прав изза религиозных убеждений Страну где имеет место конфликт прав различных групп людей Организацию борющуюся за права...

Русский

2014-06-06

46.1 KB

1 чел.

Упражнения для уроков толерантности

Экспресс-викторина

Ключевая идея для усвоения:

Хотя мы уже много знаем о правах человека, иногда не бывает единственно правильных ответов, когда мы обсуждаем эти права.

Эта викторина полезна на любой стадии обучения правам человека. Если дети приступают к их изучению впервые, то она поможет выяснить, что именно они уже знают. Затем ее можно использовать для проверки роста их знаний по мере обучения. Викторина также поможет узнать, что конкретно волнует и интересует детей в вопросах прав человека.

Что вам понадобится:  Листы с вопросами викторины и местом для ответов на них.

Время: 1 час.

Как выполняется упражнение:

• Раздайте листы с вопросами викторины – по одному на каждого участника.

• Дайте ученикам 10 минут, чтобы они могли свободно походить по классу, опросить одноклассников и получить ответы на каждый из вопросов. Каждый отвечающий должен подписать свой ответ.

• Попросите учеников ответить на все вопросы. Запишите ответы на доске. На один вопрос может быть много ответов. Предложите детям обсудить эти ответы, пока вы их записываете.

• Возможно, дети не смогут дать ответы на все вопросы. Кроме того, их ответы могут быть и не точными. Помните, что цель викторины — поставить вопросы о правах человека, а отнюдь не получить «правильные» ответы.

• Вопросы, поднимающие особенно интересные проблемы, могут послужить основой для будущих дискуссий.

Вопросы викторины:

Можете ли вы назвать...

• Какое-либо право человека?

• Страну, где нарушаются права человека?

• Документ, провозглашающий права человека?

• Группу людей, преследовавшуюся в прошлом?

• Страну, где люди лишены своих прав из-за расы?

• Страну, где люди лишены своих прав из-за религиозных убеждений?

• Страну, где имеет место конфликт прав различных групп людей?

• Организацию, борющуюся за права человека?

• Фильм или книгу о правах человека?

• Страну, в которой люди подвергаются пыткам?

• Страну, в которой положение в области прав человека улучшилось?

• Страну, в которой люди лишены права на эмиграцию?

• Право, которого вы лишены в школе?

• Человека, ведущего борьбу за права человека?

• Право, в котором иногда отказывается женщинам?

• Право, которое должны иметь все дети?

• Народ, лишенный права на создание своей национальной автономии?

• Право, которого лишены в нашей стране некоторые люди?

• Право, которое имеют ваши родители и которого нет у вас?

• Ваше право, которое никогда не было нарушено?

• Нарушение прав человека, которое касается лично вас?

Инвалиды и здоровые люди

Ключевая идея для усвоения:

Инвалиды и другие дети с особыми потребностями имеют право на особую заботу и образование, обеспечивающее активное участие в жизни общества (статья 23 Конвенции о правах ребенка).

Это упражнение дает возможность понять, что люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.

Время: около 1 часа.

Как выполняется задание:

• Предложите детям, сидя на стульях, потанцевать, сделать 3 несложных движения под музыку «Испаночка»:

— поочередно поднимайте то левую ногу и правую руку, то правую ногу и левую руку;

— закинув правую за голову, повернитесь налево, затем — левую руку, повернитесь направо (поприветствуйте соседа улыбкой);

— легонько стукните ладошками о коленки, повернитесь к правому соседу и стукните ладонями его ладони, затем так же — другому соседу.

Повторите под музыку 5—6 раз.

• Ответьте на вопросы:

- Вы почувствовали усталость?

- У вас поднялось настроение?

- Помогает ли танец снять напряжение?

- В каких ситуациях можно танцевать этот танец?

- Такой танец в виде зарядки можно предложить людям, прикованным к инвалидному креслу?

• Предложите детям маленький тест. Когда вы видите человека в инвалидной коляске, вы:

А. Заводите разговор с ним как ни в чем не бывало.

Б. Не знаете о чем говорить, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.

• Вероятно, ответов Б будет больше. Почему? Дети часто не знают, как себя вести в таких случаях.

• Помогите им в этом, прочитав отрывок из произведения В. Крапивина «Самолет по имени Сережка».

Рома Смородкин не может ходить — в раннем детстве он упал спиной на железный прут. Он живет дома с мамой, которая считает, что Роме лучше жить в интернате для инвалидов, где созданы специальные условия

Для таких ребят, как он. Но сам Рома другого мнения.

— А тогда почему ты хочешь сплавить меня в интернат?

Я понимаю, это вышло у меня совсем не ласково. Даже беспощадно. Однако выхода не было: я боролся за свою судьбу.

Потому что не хотел я в интернат! Изо всех сил не хотел!! Мне казалось, что интернат похож на больницы, в которых я лежал много раз и подолгу. И которые мне тошно вспоминать. Опять будут палаты с кроватями в ряд, белые халаты, запах лекарств и кухни, который не исчезает в коридорах. Короче говоря, казенный дом. И ни единого уголка, где можно остаться одному. Я же там зачахну от тоски!

Мне надо, чтобы вокруг были родные стены, которые я люблю до последней трещинки. Чтобы рядом все было привычное, мое. Мой стеллаж с книгами, мой телевизор, мой булькающий и ворчливый кран на кухне,

Мой пылесос, с которым я управляюсь не хуже мамы. Мой балкон и мой двор за окнами. И чтобы мама была рядом каждый день. Вернее, каждое утро и каждый вечер… Неужели она этого не понимает?!

А мама снова и снова заводила разговор об интернате:

— Тебе нужен коллектив, товарищи. Такие же, как ты. Чтобы ты чувствовал себя равным среди равных…

Но я не хотел быть таким равным.

Нет, не подумайте, что я как-то по нехорошему относился к инвалидам. Если бы я сам умел ходить, я мог бы вполне подружиться с больными ребятами и помогал бы им во всем. От души, а не из жалости. По-моему,

Такие ребята всегда должны быть с обыкновенными мальчишками и девчонками. И среди них стараться себя чувствовать равными.

Если сильно захотеть, можно добиться многого! Я, например, твердо решил, что когда вырасту, то заработаю деньги, куплю машину с ручным управлением и отправлюсь в путешествие по разным странам. И потом напишу про это путешествие книжку и сделаю к ней свои собственные рисунки. А если не хватит денег на автомобиль, куплю мотоцикл.

Мама слушала мои такие разговоры и говорила «да, конечно». Однако тут же сворачивала к тому, что будущие путешественники, журналисты и художники сперва должны учиться. А я разве не учился? Пятый класс закончил без единой троечки! Учителя из соседней школы раз в месяц принимали у меня зачеты: и по русскому, и по математике, и по всяким другим предметам. Даже по музыке. Потому что у нас дома было пианино, и я вполне освоил нотную грамоту и научился бренчать разные мелодии. Плохо только, что педалями пользоваться не мог… Учиться было совсем не трудно. Случалось, что месячное задание я делал за три-четыре дня. Но все равно мама снова и снова, при каждом удобном (и неудобном) случае начинала беседы об интернате.

Я же дома все делал сам. И прибирался, и суп умел сварить, и даже знал, как стирать в машине «Малютка». И электрический утюг чинить меня дядя Юра научил… И я вовсе не считал, что моя жизнь совсем плохая. У нас дома полным-полно замечательных книг, и телевизор, и проигрыватель с пластинками. И всяких конструкторов у меня куча…

И не бойся, мама, не буду я твоим «крестом». Вот вырасту, выучусь на географа или корреспондента, заведу машину — и в дальнюю дорогу!

Вопросы:

• Как вы относитесь к герою этого отрывка?

• Что мешает инвалидам и здоровым людям понимать друг друга?

• Как, по-вашему, должны относиться к инвалидам здоровые люди?

• Жалость к инвалидам — это хорошо или плохо?

• Как, по-вашему мнению, к инвалидам должно относиться государство?

Камуфляж

Ключевая идея для усвоения:

Права основаны на справедливости.

Эта игра, в которую можно играть в помещении или на улице, учит детей видеть несправедливость и ставить об этом вопросы.

 

Что вам понадобится:

Резюме прав из Конвенции о правах ребенка.

Три клубка шерсти разного цвета. Один клубок должен ярко выделяться по цвету на фоне окружающей обстановки, например красный, желтый, а другие — сливаться с окружающими цветами.

Время: около 1 часа.

Как выполняется задание:

• Отрежьте 20—30 ниточек шерсти каждого цвета.

• Спрячьте их где-нибудь поблизости в классе.

• Разделите класс на три команды. Каждая команда должна искать шерстяную нить только одного цвета.

• Определите время на поиск и условьтесь о сигнале окончания поиска.

• Посчитайте, сколько ниточек шерсти нашла каждая команда. Побеждает команда с наибольшим количеством ниточек шерсти.

• Команда, которая ищет яркоокрашенную нить, вероятно, выиграет, потому что ее задача легче. Однако может быть иначе: дети будут помогать друг другу, отдавать найденные нити другой команде.

• Задайте перечисленные ниже вопросы.

Вопросы:

• Что вы чувствовали, оказавшись в команде-победительнице?

• Что вы чувствовали, оказавшись в проигравшей команде?

• Какая команда нашла наибольшее количество шерстяных нитей? Почему?

• Если мы будем играть снова, в какой команде вы хотели бы быть? Почему?

• Справедливая ли эта игра?

• Можно ли ее сделать справедливой?

• Подумайте об играх, которые вы знаете. Что делает их справедливыми? (Напри-

мер, в футболе обе команды имеют одинаковое количество игроков.)

Подарки для Андрея и Тони

Ключевая идея для усвоения:

Иногда люди оказываются в таких ситуациях, в которых их права вступают в конфликт, и этот конфликт можно разрешить мирным путем.

Эта игра может помочь детям в определении путей разрешения конфликтов, касающихся прав.

Что вам понадобится:

Резюме прав из Конвенции o правах ребенка.

Текст «Истории Андрея и Тони».

Время: около 40 минут.

Как выполняется задание:

• Расскажите детям нижеприведенную историю.

• Предложите им разыграть эту ситуацию.

• Они могут играть 4 роли: Андрея, Тони, отца и матери.

• Остановите игру в точке конфликта. Спросите класс о том, что может произойти дальше. Затем выбирается и разыгрывается одно из предложений.

• Задайте приведенные ниже вопросы, которые подведут класс к осознанию возможностей мирного разрешения конфликта.

• Ученики затем могут разыграть мирную концовку.

Вопросы:

• Как возник этот конфликт? Почему он произошел?

• Что чувствовали действующие лица?

• Счастливый ли был конец?

• Как этот конфликт мог бы быть предотвращен?

• Какие другие концовки могли бы быть?

• Чьи права игнорировали Андрей и Тоня? Какие права? (См. Резюме прав из

Конвенции о правах ребенка.)

История Андрея и Тони

Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим замечательные подарки. Тоня получила барабан и так обрадовалась, что сразу же начала играть на нем.  Андрей также был очень рад,  потому что получил свисток, в который стал немедленно свистеть. Сначала они были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба могли одновременно играть, но через некоторое время увидели, что не могут сконцентрироваться, если играют одновременно. Прекратив играть, Андрей попросил Тоню сделать перерыв и дать возможность поиграть ему одному. Тоня сказала, что свист ее не беспокоит и что она будет продолжать играть на барабане.

Ее ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень громко, и тогда Тоня стала играть еще громче. Они состязались друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

• Придумайте окончание этой истории.

• Какую позицию займут родители.

• Проиграйте разрешение конфликта. Может быть, у вас будет несколько вариантов.

Воображаемая страна

Ключевая идея для усвоения:

Документы о правах человека основаны на наших собственных естественных потребностях, при этом мы ценим одни права больше, чем другие, в зависимости от обстоятельств, но каждое право является важным для кого-то.

Это упражнение знакомит детей с Всеобщей декларацией прав человека и подводит их к концепции прав, основанных на потребностях людей. Оно ставит вопрос о том, насколько мы ценим наши права.

 

Что вам понадобится:

Сокращенный вариант Всеобщей декларации прав человека

Время: около 1 часа 15 минут на основное упражнение

Как выполняется задание:

• Разделите класс на небольшие группы по 5—6 человек.

• Прочитайте следующий сценарий:

«Представьте, что вы открыли новую страну, куда не ступала нога человека и где нет ни законов, ни правил. Ваша группа будет первыми поселенцами на этой новой земле. Вы не знаете, какое социальное положение будете занимать там».

• Каждый ученик должен самостоятельно перечислить три права, которые, по его мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в этой новой стране.

• Попросите учеников обсудить в группе выбранные ими права и затем отобрать 10 прав, являющихся, по общему мнению, наиболее важными.

• Пусть каждая группа даст название своей стране и затем на большом листе бумаги или на доске напишет 10 выбранных прав.

• Каждая группа представляет классу свой список прав. По мере их представления составьте «контрольный» список, в который должны войти все права, перечисленные группами. Некоторые из них будут повторяться, внесите их в «контрольный» список только один раз, отмечая галочкой, когда они упоминаются вновь.

• Когда группы представят свои варианты, определите в «контрольном» списке права, совпадающие или противоречащие друг другу. Можно ли логически обосновать этот список? Можно ли сгруппировать некоторые права?

• Сопоставьте получившийся «контрольный» список прав с Сокращенным вариантом Всеобщей декларации прав человека. Каковы различия и каково сходство между вашим списком и Декларацией?

• Задайте следующие вопросы для усвоения ключевых понятий. В рубрике «Другие варианты работы» даются расширенные варианты этого задания.

Вопросы:

• Изменились ли в ходе выполнения этого задания ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?

• Какова была бы жизнь, если бы мы исключили некоторые из этих прав?

• Есть ли права, которыми вы хотели бы дополнить окончательный список?

• Назвал ли кто-нибудь право, не упоминавшееся ни в одном из списков?

• Почему составление такого списка полезно для нас?

Другие варианты работы:

• В качестве проекта можно составить «Права класса», которые, по мнению учеников, улучшат обстановку в

школе. Например, право на труд в тишине, право на уважение вашей точки зрения, право на неприкосновенность личного имущества... Принимайте все их предложения, однако подчеркивайте, что всем правам соответствуют обязанности.

Этот «живой документ» может быть выставлен в классе, и по мере необходимости в него могут вноситься дополнения и изменения. Спросите класс: «Как вы думаете, что произойдет, если кто-то нарушит эти права?»

Права человека в новостях

Ключевая идея для усвоения:

Права, хотя и изложены на бумаге, связаны с жизненными повседневными ситуациями.

Это аналитическое упражнение-дискуссия призвано подвести к рассмотрению прав человека старшеклассников, которые уже имеют представление о них. Оно помогает им не только научиться распознавать эти права, но и развивает способность рассматривать жизненные повседневные ситуации в контексте прав человека.

Что вам понадобится:

Старые газеты и журналы, как минимум по одному экземпляру на несколько человек.

Классная доска или большой лист бумаги, ручки.

Всеобщая декларация прав человека и Сокращенный вариант Декларации.

Время: 1 час.

Как выполняется задание:

• Прочитайте классу следующий текст:

«В современном мире мы имеем доступ к большему объему информации, чем когда-либо. Большинство из нас эти сведения получает через средства массовой информации и в особенности из новостей. Каждый день разнообразные новости: обнадеживающие, трагические, радостные, огорчительные, простые или сложные — заполняют телевизионные экраны и страницы газет. Обычно, читая или слушая какие-то ужасные сообщения, мы чувствуем себя беспомощными. Однако, если посмотреть внимательнее, с точки зрения прав человека, можно увидеть, что там, где права защищены и реализуются, есть определенные достижения, а там, где они отрицаются, продолжают существовать проблемы».

• Разделите ребят для работы на группы по 4 человека.

• Раздайте газеты и журналы.

• Нарисуйте большой круг на всю доску или весь лист бумаги. По окружности напишите три положения так, чтобы они были как можно дальше друг от друга. (Это место будет позже использовано для наклейки газетных вырезок.)

Три предложения:

— Права, которых лишают.

— Права, которые защищены.

— Права, которые реализуются.

• Попросите учеников просмотреть газеты и журналы и найти в них материалы, иллюстрирующие каждое из этих трех положений. Попросите их изучить журналы и газеты от корки до корки, включая рекламу, объявления и другие рубрики.

• Если необходимо, помогите классу следующими примерами:

— Права, которых лишают:

Это может быть статья, выражающая недовольство в связи с закрытием муниципальной поликлиники без предварительного согласования с жителями данного района. Это может послужить примером лишения права на охрану здоровья или даже на жизнь!

— Права, которые защищены:

Это может быть рассказ о детях, вырванных из рук людей, которые плохо с ними обращались.

— Права, которые реализуются:

Это может быть фотография футболиста, забивающего гол, что иллюстрирует право на досуг, охрану здоровья, свободу собраний и даже свободу передвижения (если это международный матч!).

• Когда класс выполнит это задание (обычно на это дается около 10 минут), попросите их просмотреть Всеобщую декларацию прав человека или ее Сокращенный вариант и найти статью или статьи, относящиеся к публикациям или фотографиям, которые они нашли в газетах. Отведите на это еще 10 минут.

• Попросите каждую группу по очереди наклеить отобранные материалы на доске или на большом листе бумаги. Дети должны объяснить свой выбор и указать, какую конкретную статью Декларации они иллюстрируют.

• В некоторых публикациях могут описываться ситуации, где одно и то же право или права одновременно отрицаются, защищаются и реализуются! Для рассмотрения таких ситуаций задайте приведенные ниже вопросы.

Вопросы:

• Легко ли было найти примеры, иллюстрирующие ситуации, в которых права отрицаются, защищаются или реализуются?

• На какое положение найти примеры оказалось труднее? Почему?

• Встретились ли материалы, которые иллюстрировали бы все три положения? Какие? Почему?

• Встретились ли примеры ситуаций, когда защита прав одного человека или одной группы людей вела к отрицанию прав других? Может ли к такой ситуации быть применена идея «мои права кончаются там, где начинаются твои, и наоборот»? Поможет ли применение этой идеи найти лучшее решение для всех, кто имеет отношение к такой ситуации? Если да — почему? Если нет — почему?

История Лейлы

 

Ключевая идея для усвоения:

Дискриминация, в том числе по национальному признаку, — это нарушение прав человека.

Изучение этого конкретного дела о расовой дискриминации поднимает вопросы справедливости и прав человека.

Что вам понадобится:

По одному экземпляру Сокращенного варианта Всеобщей декларации прав человека для каждой группы.

Время: около 1,5 часа.

Как выполняется задание:

• Разделите класс на группы по 5—6 человек.

• Объясните классу, что во многих странах имеются законы, направленные против несправедливой дискриминации на основании расы или пола. Всеобщая декларация прав человека также содержит статьи против дискриминации.

• Предложите ученикам просмотреть различные части Сокращенного варианта Всеобщей декларации прав человека и найти статьи, относящиеся к вопросу дискриминации.

Примечание. Почти каждая статья так или иначе имеет отношение к этому вопросу.

• Через 10 минут предложите каждой группе рассказать классу о статье, которая, по их мнению, имеет отношение к данному вопросу. Попросите их обосновать выбор статьи и с помощью конкретных примеров показать, как закрепленное ею положение противостоит дискриминации.

• Прочитайте «Историю Лейлы»:

Лейла — беженка. Вот ее история:

«В окне магазина «Одежда» я увидела объявление о вакансии на должность продавца. Они искали кандидата в возрасте от 18 до 23 лет. Мне 19 лет, поэтому я вошла в магазин и спросила об этой работе, но мне сказали, чтобы я пришла через два дня, так как якобы они получили недостаточно заявлений.

Я приходила сюда дважды, и каждый раз мне говорили одно и то же. Почти через неделю я снова зашла в этот магазин. В окне все еще было объявление «Требуется продавец». Директор была слишком занята, чтобы уделить мне время, и мне сказали, что вакансия уже занята.

Я была так расстроена после посещения магазина, что попросила подругу — не беженку! — пойти в магазин и спросить об этой работе. Когда она вышла, то сказала, что ее попросили прийти на собеседование в следующий понедельник».

• Прочитайте ответ директора магазина:

«Мне показалось, что Лейле будет трудно работать у нас, так как она должна была бы каждый день приезжать на работу издалека, двумя автобусами с пересадкой, к тому же у нее нет постоянной прописки. Работа магазина нарушается, если продавцы все время опаздывают. Я бы предпочла принять кого-то, кто живет и прописан в данном районе. Человек, которому я предложила эту работу, показался мне подходящим для нее».

• Предложите группам решить следующие вопросы:

— Считаете ли вы, что Лейла подверглась дискриминации? Почему?

— Если — да, то что, по вашему мнению, должен был сделать магазин?

— Что могла сделать Лейла в этой ситуации? Считаете ли вы, что ее друзья, не являющиеся беженцами, должны были помочь ей добиться справедливости? Как?

• Теперь объясните классу, что это было фактически реальное судебное дело, которое было взято из практики Европейского суда по правам человека:

Лейла была цыганкой. Она обратилась в Европейский суд, который признал, что она была подвергнута дискриминации. Несколько других человек, которые также жили далеко от магазина, были приглашены на собеседование. Девушка, которая была принята на работу, была белая, ей было только 16 лет, и она жила на таком же расстоянии от магазина, как и Лейла. Магазин вынужден был выплатить Лейле компенсацию за причиненный моральный ущерб.

Вопросы:

• Каковы детские размышления после изучения этой новой информации? Привела ли она к появлению нового взгляда детей на это дело? Если некоторые из детей обнаружат убеждения, что в этом судебном деле дискриминация может быть оправданна, объясните им, что антидискриминационное законодательство как раз и существует для того, чтобы дать каждому одинаковые возможности, что как раз именно это предубеждение по данному делу привело в конечном итоге к признанию владельца магазина виновным в дискриминации.

• Лейла несправедливо подверглась дискриминации из-за ее этнического происхождения и социального положения. Директор магазина фактически ничего не знала о ней. Какие группы людей подвергаются дискриминации в нашей стране? Почему? Вы согласны с проявлением такой дискриминации?

• Знаете ли вы что-либо об этих группах? Вы считаете, что то, что вы знаете, достоверно и точно?

• «Невежество поощряет предрассудки и способствует дискриминации». Согласны ли вы с этим утверждением?

Ролевая игра «Беженцы»

Ключевая идея для усвоения:

Беженцы и переселенцы являются особенно уязвимой группой людей, имеющей особые права.

 

Это упражнение направлено на расширение знаний детей о правах беженцев.

Что вам понадобится:

«Аргументы и варианты поведения сотрудников иммиграционных органов»

«Аргументы и варианты поведения беженцев»

Информация о беженцах.

Время: 1 час.

Как выполняется задание:

• Методом «мозговой атаки» выясните, что ученики думают о беженцах. Напишите на доске слово «беженец» и попросите сказать, с чем у них ассоциируется это слово.

• Чтобы познакомить класс с вопросом о беженцах, прочитайте «Информацию о беженцах».

• Игра начинается с того, что вы рассказываете историю обыкновенного служащего, спокойно выполняющего свою работу, практически не интересующегося политикой. У служащего есть приятель, который рьяно защищает права человека, и у него возникают всевозможные сложности на работе. Однажды приятель служащего исчезает, и никто больше о нем ничего не слышит. А через некоторое время наш служащий начинает получать письма с угрозами. Он старается не обращать на них внимания, пока не получает письма,

Где его обещают убить. Другого выхода, кроме бегства, нет. Через несколько часов служащему необходимо навсегда уехать из этого города.

• Предложите всем участникам представить себя этим служащим и написать список из 5 пунктов тех вещей, которые он возьмет с собой, учитывая, что, возможно, никогда домой не вернется. Уточним, что пункты могут включать самые общие понятия: средства гигиены, одежда, документы, лекарства, деньги.

• Почти наверняка ни один из участников не догадается, что самое для него главное— это взять письмо с угрозами, потому что иначе он не сможет получить статус беженца.

• Учитель может сыграть роль пограничника, не пропускающего в другую страну без достаточных оснований (в списке вещей нет того самого письма). Пусть участники читают свои списки, добавляя все новые пункты, пока кто-то не предъявит главного аргумента, дающего право на статус беженца.

• Прочитайте следующий сценарий (если хотите, придумайте воображаемые названия стран А и Б):

«Холодная, темная и сырая ночь на границе между странами А и Б. Прибыла колонна беженцев, спасающихся от войны в стране А. Они хотят перейти в страну Б. Они страдают от холода, голода и усталости. У них нет денег, нет никаких документов, кроме паспортов. Сотрудники иммиграционной службы из страны Б имеют

различные точки зрения: одни хотят разрешить беженцам въезд в страну Б, но другие — против этого. Беженцы в отчаянии и приводят свои аргументы, стараясь убедить чиновников в том, что они нуждаются в убежище».

• Разделите класс на три группы. Предложите одной группе представить, что они иммиграционные чиновники из страны Б. Дайте им «Аргументы и варианты поведения сотрудников иммиграционных органов».

• Предложите другой группе представить, что они беженцы. Дайте им «Аргументы и варианты поведения беженцев».

• Объясните игрокам, что они могут использовать аргументы, приведенные на карточках, а также любые другие доводы, которые они считают уместными. Если хотите, проведите линию на полу, символизирующую границу. Скажите им, что с момента начала игры у них 10 минут на принятие какого-либо решения о варианте

поведения.

• Вместе с классом решите вопрос о том, будут ли беженцы и сотрудники иммиграционных органов выступать как группа, или каждый из них будет доказывать свою точку зрения индивидуально.

• Попросите третью группу выступить в качестве наблюдателей. (Половина членов этой группы следит за доводами «сотрудников иммиграционных органов», а другая половина наблюдает за «беженцами».)

• Дайте «беженцам» и «сотрудникам иммиграционных органов» несколько минут на ознакомление с аргументами, изложенными на карточках, и на выработку тактики действий.

• Начните ролевую игру. Закончить ее можно по вашему усмотрению.

• Обсудите проведенную ролевую игру, используя следующие вопросы с целью закрепления ключевых понятий.

Вопросы:

• Как создалась такая ситуация? Что произошло?

• Какие чувства вы испытывали, играя роль беженцев?

• Какие чувства вы испытывали, играя роль сотрудников иммиграционных органов?

• Беженцы имеют право на защиту по Конвенции о статусе беженцев 1951 года.

Было ли предоставлено этим беженцам такое право? Почему вы так думаете?

• Считаете ли вы, что страна должна иметь право на отказ беженцам в убежище?

• Сделали бы вы это сами в том случае, если бы знали, что им угрожает смерть в их собственной стране?


Аргументы и варианты поведения сотрудников иммиграционных органов

Вы можете использовать как эти аргументы, так и любые другие, которые считаете уместными.

• Они в отчаянии, и мы не можем отправить их обратно.

• Если отправим их обратно, мы будем виновны, если они подвергнутся аресту, пыткам или будут убиты.

• Мы имеем юридические обязательства по принятию беженцев.

• У них нет денег, им нужна будет помощь государства. Наша страна не может позволить себе эти расходы.

• Могут ли они доказать, что являются подлинными беженцами? Может быть, они прибыли сюда только в поиске более хорошей жизни?

• Наша страна является военным и деловым партнером страны А. Нам не подобает предоставлять защиту беженцам из этой страны.

• Может быть, у них есть умения и навыки, которые нам нужны?

• В нашей стране уже достаточно беженцев. Нам нужно заботиться о собственных гражданах. Пусть они едут в более богатые страны.

• Если мы предоставим им убежище, другие люди также потребуют въезда в страну.

• Они не говорят на нашем языке, у них другая религия, они едят другую пищу. Они не смогут интегрироваться.

• Они станут причиной политических беспорядков.

Прежде чем начать ролевую игру, подумайте над следующими вариантами:

• Позволите ли вы пересечь границу всем беженцам?

• Позволите ли вы пересечь границу только некоторым из них?

• Будете ли вы делить их по возрасту, профессии, имущественному положению?..

• Предпримете ли вы что-либо другое?

Аргументы и варианты поведения беженцев

Вы можете использовать как нижеприведенные аргументы, так и любые другие, которые сочтете уместными.

• Получение убежища — наше право.

• Наши дети голодают, вы морально обязаны помочь нам.

• Нас убьют, если мы вернемся назад.

• У нас нет денег.

• Нам некуда больше идти.

• Я был врачом в своем родном городе.

• Нам нужен кров только до тех пор, пока наше возвращение не станет безопасным.

• Другим беженцам было разрешено остаться в вашей стране.

Прежде чем начать ролевую игру, подумайте над следующими вариантами:

• Разделитесь ли вы, если этого потребуют сотрудники иммиграционных органов?

• Возвратитесь ли вы домой, если они попытаются отослать вас обратно?


Информация о беженцах

Каждый год десятки тысяч людей вынуждены покидать свои дома, часто и свою страну, из-за войн или преследований. Эти люди становятся беженцами. Почти всегда они вынуждены бежать неожиданно, оставляя все, что они имеют, разлучаясь со своими родными. Многие никогда не смогут возвратиться домой. В 1992 году в мире насчитывалось почти 19 миллионов беженцев. Большинство беженцев ищут убежища в соседних странах. Другие вынуждены уезжать далеко в поисках безопасных мест пребывания. Беженцы часто прибывают в аэропорты и морские порты стран далеко от родной страны и обращаются с просьбой

о предоставлении убежища.

В 1951 году ООН приняла Конвенцию о статусе беженцев. Большинство стран мира приняло эту Конвенцию. Они берут беженцев под свою защиту и соглашаются не возвращать их в страны, где им может угрожать преследование или смерть. В статье 33 Конвенции говорится: «Договаривающиеся государства не будут никоим образом высылать или возвращать беженцев на границу страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений».

Этот принцип также применим в том случае, если правительство намеревается выслать беженца в другую страну, из которой он может быть выслан домой. Также правительства должны рассматривать ходатайства беженцев, желающих обрести безопасность (найти убежище) в их стране. Этот принцип действует в отношении всех стран, независимо от того, являются ли они участниками Конвенции 1951 года.

Согласно Конвенции, беженец — это лицо, которое покинуло свою страну и не может в нее возвратиться в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Конвенция 1951 года также определяет, что беженцы не должны подвергаться дискриминации и должны пользоваться всеми правами той страны, которая предоставила им убежище. Многие статьи Всеобщей декларации прав человека направлены на защиту беженцев. Однако между странами существуют разногласия по поводу того, кто является «подлинным» беженцем. СМИ и политики часто требуют ограничения числа беженцев, аргументируя это тем, что они вызывают расовые трения, способствуют росту дефицита жилья и безработицы.

В последние годы правительства многих самых богатых стран мира сократили квоту на принимаемых беженцев по двум причинам. Во-первых, стали дешевле авиабилеты, и это означает, что большее число беженцев из развивающихся стран могут захотеть перебраться в развитые страны. Во-вторых, мировой экономический спад снизил потребность в большом числе рабочей силы. Это означает, что беженцы,

которые раньше пребывали в стране как сезонные рабочие, теперь вынуждены подавать ходатайства о предоставлении им статуса беженцев. В оправдание введения квоты на беженцев богатые страны часто приводят довод о том, что беженцы не являются жертвами репрессий, а просто хотят лучшей жизни. Они называют их «экономическими беженцами». Для защиты прав беженцев 14 декабря 1950 года Генеральная Ассамблея ООН учредила в г. Женеве Офис Верховного комиссара ООН по делам беженцев (ВКДБ).

Правительства часто утверждают, что опасения беженцев преувеличены или ложны. От подобных доводов беженцев защищают организации, которые приводят доказательства нарушений прав человека в странах, откуда они прибывают, с тем, чтобы убедить правительства позволить им обратиться с ходатайством о предоставлении убежища.

Ситуация в Российской Федерации

Основным международным документом, определяющим правовой режим беженцев, является Конвенция ООН о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и Протокол к ней от 31 января 1967 г., ратифицированные Россией 13 ноября 1992 г. Основными нормативными актами в Российской Федерации, регулирующими статус беженцев, является Закон «О беженцах» 1993 г., Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».

Беженцами в России являются неграждане РФ, т.е. иностранные граждане и лица без гражданства, которые прибыли на территорию РФ, потому что подвергаются преследованию или угрозе преследования по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям

и другим обстоятельствам, а также если не оказывается защита их государством по месту проживания и они вынуждены переехать в Россию. Беженцами не могут считаться лица, которые прибыли на территорию страны вследствие стихийных бедствий. Также беженцами не будут считаться лица, которые проживали

на территории РФ и были вынуждены в силу определенных обстоятельств (военных действий, в силу реальной опасности преследования по расовой, национальной принадлежности и др.) переселиться в другое место на территории РФ. Их называют переселенцами. В эту категорию входят и граждане России, проживающие за границей, но в силу вышеуказанных причин переехали на территорию России. За всеми прибытиями и убытиями, а также по другим делам и вопросам в России занимается Федеральная миграционная служба.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35058. Общий психологический практикум 233 KB
  Предисловие 5 Требование ГОС 7 Учебная программа 8 Расчет часов учебного времени 16 Методические рекомендации по изучению дисциплины 17 Планы групповых занятий 19 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 25 Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий 27 Темы и направления контрольных заданий 31 Методические рекомендации по подготовке к зачету 33 Вопросы для подготовки к зачету 34 Методические рекомендации по проведению экспериментальнопсихологического исследования 39 Рекомендуемая...
35059. Права и их защита 142.42 KB
  Понятие прав и свобод человека и гражданина и их классификация. права и свободы подразделяют на индивидуальные и коллективные относятся право на объединение ст. 31 право на забастовку Права и свободы можно разделить на основные и дополнительные посредством которых реализуются основные в управлении делами государства ч. 32 Конституции РФ реализуется в том числе и через право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления участвовать в отправлении правосудия поступать на...
35060. Организация сельскохозяйственного производства в ООО «Редькинское» Дзержинского района Калужской области 127 KB
  Обоснование фактической и перспективной специализации хозяйства Планирование качественных показателей хозяйства на перспективу Планирование урожайности сельскохозяйственных культур Планирование продуктивности сельскохозяйственных животных Установление типа кормления животных Расчет площади условной пашни Расчет посевной площади необходимой для обеспечения внутрихозяйственных нужд и выполнения договоров по растениеводческой продукции Расчет кормовых площадей для производства единицы животноводческой продукции Планирование...
35061. Осложнения при кастрации 22.54 KB
  С лечебной целью кастрируют животных при интравагинальных грыжах орхитах периорхитах при ранениях семенников и заболеваниях семенного канатика. Наиболее часто наблюдаются: кровотечение выпадение общей влагалищной оболочки культи семенного канатика сальника и кишечной петли. К ним относят: воспалительные отеки воспаление общей влагалищной оболочки воспаление и некроз культи семенного канатика и др. Источником кровотечения могут быть артерии и вены мошонки семенного канатика и семяпровода.
35062. Организация строительного производства 154.47 KB
  Разработчики: проектировщики. Состав ПОС: Календарный план строительства или комплексный укрупненный сетевой график Календарный план работ выполняемых в подготовительный период График производства СМР Ведомость основных объемов работ Ведомость потребности в конструкциях изделиях и оборудовании Организационнотехнологические схемы возведения зданий и сооружений Строительные генеральные планы для подготовительного и основного периодов Ситуационный план района строительства График потребности в основных машинах и транспорте по...
35063. Менеджмент и стратегии в туризме 477 KB
  Менеджмент организации CД. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности – Менеджмент организации Индекс Основные дидактические единицы учебной дисциплины СД. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Стратегические проблемы развития производства и структура промышленности; стратегия предприятия стратегическое управление; стратегический маркетинг; ситуационный анализ; формирование стратегических целей и стратегии предприятия; стратегия и техническая политика предприятия; стратегия внешнеэкономической...
35064. Документаційне забезпечення сучасного медичного закладу на прикладі клініки “Боріс” 1.56 MB
  У дослідженні використані загальнонаукові методи аналізу, синтезу, порівняльний метод та метод описання. Метод аналізу застосовано під час дослідження документаційного забезпечення медичної організації та діяльності кожного її підрозділу в кліниці. Порівняльний метод використані при виявлені місця медичного підрозділу установи. Метод описання застосовується при розгляді основ діяльності та функцій. Метод синтезу використано для підбиття підсумків дослідження.
35065. Экономическая оценка инвестиций, Экономическое содержание инвестиций и их значение 81 KB
  Содержание инвестиционного проекта. Инвестиционный цикл: содержание стадий разработки и реализации инвестиционного проекта. По совместимости реализации инвестиционные проекты подразделяются...
35066. Социология. Социальное неравенство 196.66 KB
  Все общества за исключением простейшего охотников и собирателей характеризуются всеми тремя типами неравенства выделенными М. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества денег власти образования и престижа между различными стратами или слоями населения. Неравенство существует во всех обществах. Неравенство выросло при охоте достигло максимума при земледелии и стало снижаться в индустриальном и постиндустриальном обществах.