61466

Путешествие в страну «Имя числительное»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Станция Орфографическая. Станция Кинематографическая. Станция Творческая включить музыку –Минус На фоне музыки читается стихотворение о Гжели: О. Станция Финальная О.

Русский

2014-05-28

157.7 KB

4 чел.

«Система принципов обучения Я.А. Коменского

в современном образовании»

(интегрированный урок русского языка и математики для 6 класса)

Учитель русского языка Кузнецова О.В.

Учитель математики Данилевская О.О.

ГБОУ СОШ №2025 города Москвы

Тема урока: «Путешествие в страну «Имя числительное»

Цели урока:

  1.  Систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Имя числительное»;
  2.  Развить представление о взаимосвязи математики и русского языка в рамках культурологического метапредметного урока.

Тип урока:  интегрированный, обобщающий.

Ход урока:

Урок начинается с эмоционального слова учителей:

О.В.   «Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз!

Я знаю: каждый в классе – гений!

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

О.О. Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу,

За странный слог не обессудьте!

А дальше прозой я скажу!»

После чтения стихотворения идёт грамматическая сказка, (обыгрываем с куклами):

О.В.В некотором царстве, в некотором государстве морфологическо-математическом жили-были имена числительные. Жили они дружно-предружно. Семья их состояла. Семья их состояла из порядковых и количественных числительных. Ох, и любили они считать, на путь истинный наставлять.

О.О.Все части речи обращались к ним за систематизацией: простое число или составное, целое или натуральное. На все вопросы числительные давали ответ: как пишутся и как склоняются, как складываются и как умножаются.

О.В.Слайд 1.Тема урока.

Цели урока.

Задачи.

Слайд 2.Эпиграф.                                                       Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты с числительным будь дружен.

Сегодня урок проведут для вас учителя одной из московских школ:

Учитель русского языка Кузнецова О.В.

Учитель математики Данилевская О.О.

Слайд 3. Карта путешествия.

О.В.Отправляемся в путешествие по нашей необычной стране, посмотрите на карту: станции Орфографическая, Поисковая, Учебная, Графическая, Проверочная, Творческая, Финальная, Кулинарная, Кинематографическая, Интерактивная…

О.О.У вас на партах путевые дневнички для заметок, записей и вычислений.

Отправляясь в дорогу, покупают билет; а мы начнём с визитной карточки имени числительного. 

О.В.Слайд 4. Русский язык:

  1.  Что такое имя числительное?
  2.  На какие разряды делится?
  3.  Синтаксическая роль.

( Привести примеры, где числительное применяется в названиях книг, кинофильмах, в пословицах, фразеологизмах).

О.О.Математика:

  1.  Прочитайте  число 140213, охарактеризуйте его (Натуральное, целое, нечётное);
  2.  Представьте число 2025 в виде квадрата (2025=452).

3.Какие числа называются целыми? (Натуральные, им противоположные и 0)

О.В. Слайд 5. Мы на станции «Учебная», игра «Третий лишний»:

Ребята, в гостях у числительных находятся «близкие родственники».

Узнаете ли вы их? Они просят вас сыграть в игру «Третий лишний»:

Русский язык: (работаем с распечаткой-путевым  дневником).

  1.  Тройка, тридцать, один («тройка» - существительное);
  2.  Два, утроить, пятерня («два» - числительное);
  3.  Двойной, двенадцать, двадцать («двойной» -  прилагательное);
  4.  Пятьдесят, пятерня, пятёрка («пятьдесят» -  числительное);

О.О.Математика:

  1.  Какое число является целым: 3,5; -14; 45?
  2.  Какое из уравнений не имеет корней: I x I = 3; I y I= -2; I z I =0?
  3.  Какое из утверждений неверно:
  4.  Сумма двух отрицательных чисел на координатной прямой находится левее каждого из слагаемых;
  5.  Любое число от прибавления к нему отрицательного числа увеличивается;
  6.  Модуль суммы минус двух и минус пяти равен минус семи?

Слайд 7. Остановка «Найди свой дом».

О.В.Ребята, посмотрите, здесь какая-то неразбериха посреди дороги.… Разберитесь, пожалуйста, в чём дело?

5, 66, 17, 20, 40, 85.

  1.  (Как вы помогли числительным «найти свой дом»?)
  2.  О.О.Из данной числовой последовательности выберите простые числа и запишите им противоположные (-5; -17)
  3.     (I -5 I + I -17 I =22).

Слайд 8. Станция «Орфографическая».Что такое орфография?

Чтобы двигаться дальше, ребята, посмотрим расписание поездов. Ребята, а вам не кажется, что расписание какое-то странное?

Расписание поездов

5-10                       50-Ь-80

11-20                  500-Ь-900

                                30-Ь

О.В. Русский язык: запишите в путевой дневник, в чём «загвоздка»?

О.О .Математика: Рассмотрим «расписание» с точки зрения вычитания:

  1.  5-10=-5; 11-20=-9; 50-80=-30; 500-900=-400.
  2.  Запишите полученные результаты в порядке возрастания:

        (-400; -30; -9; -5) в путевые дневнички, ответьте на вопросы…

  1.  *Найдите  сумму данных чисел  (-444) ,
  2.    ** И разделите сумму на меньшее простое число (-222),
  3.    *** И разделите сумму на куб меньшего простого числа (-55,5).

О.О. Итак, ребята, расписание мы уточнили и запомнили, когда пишется в числительных Ь, как располагаются отрицательные числа на координатной прямой и записали (говорят учащиеся)  последовательность (пока записывают, включить фрагменты фильмов),  заканчивайте, подъезжаем…

О.В.  Слайд 9. Станция «Кинематографическая».

При проверке билетов, ребята, оказалось,  что имена числительные давно встречались вам и в мультфильмах, и в кино («озвучка»  фрагментов фильмов «Сказка о потерянном времени»,  «В стране невыученных уроков»,  «Золушка»,  м.б.«Сказки Пушкина»)

  1.  Посмотрите фрагменты внимательно, числа выпиши обязательно; прочитайте, какие числительные вы записали?
  2.  Какие из данных чисел являются корнями данных уравнений:
  3.   2х=3;       2)  IXI -10=0;   3)Y+0=0?
  4.  *для фантазёров: Составьте с выписанными числами «сказочные» задачи. Заканчивайте, подъезжаем к станции

Слайд 10. Станция «Творческая»  (включить музыку –«Минус»)

На фоне музыки читается стихотворение о Гжели:

О.В.Есть в Подмосковье такое местечко-

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий…

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей,

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

Рядом с осинками в синих косынках

Синие гроздья на синих рябинках,

Синие зори и синие птицы –

С этой красою ничто не сравнится. ( учащиеся работают под музыку)

О.В.Напишите 1-2 предложения о Гжели…

Текст: «Маленькая  д__ревушка  Гжель впервые была упомянута 660 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Началом же самого здешнего  и_ску_тва   учёные  считают   1339 год.              Да, уже в XIV-XV веках гжельцы делали из глины посуду. Они часто говорили: «Не землёй мы кормимся: глина  наша – золото»

Русский язык: работаем с раздаточным материалом

  1.  Докажите, что это текст;
  2.  Стиль, тема текста;
  3.  Вставьте пропущенные орфограммы, числительные запишите прописью.

Математика и русский язык: (задание для любопытны х)- или на дом!:

  1.  О.О. Используя  данные текста, найдите, во сколько раз Гжель старше двенадцатилетнего\одиннадцатилетнего шестиклассника                   (660:12=55  и  660:11=66). Ответ запишите прописью (Пятьдесят пять, шестьдесят шесть)

Слайд 10. Станция «Финальная»

О.О.Подведём теоретические и практические итоги урока-путешествия:

О.В.Русский язык:

  1.  На уроке мы правильно писали, склоняли, произносили и употребляли числительные;

О.О.Математика: 

  1.  Числа всюду: и в кино, и на документах…

         Мы сегодня повторили несколько фрагментов:

Числа целые, кубы, корень уравнения,

Модуль, частное, квадраты…

                              И ещё сравнение!

И на числовой прямой в нашем приключении

Всё расположить смогли после вычисления!                                                                      

О.В.Домашнее задание для путешественников необычное, различное:

  1.  По русскому языку (станция Проверочная: написать эссе из 7-8 предложений «Числительные в моей биографии»;
  2.  По математике (станция Интерактивная): зайти на сайт школы №2025  http://sch2025.mskzapad.ru  и используя данные сайта, ответить на вопросы:

1) Сколько целых чисел находится между числами: номер школы и год основания школы?

2) Вычислить значение выражения  -0,01 Iу-хI ;

где х- число учеников школы; у- число педагогов школы.

  1.  По технологии (станция Кулинарная): всем любителям кулинарии заехать на станцию Кулинарная, где вы сможете познакомиться с кулинарным рецептом Софьи Андреевны Толстой, жены великого русского писателя

Старинный рецепт миндального торта

Продукты: 9 яиц, 200 грамм сахара, 200 грамм сладких миндальных орехов, 20 штук горьких миндальных орехов.

Для приготовления миндального торта нужно растереть 9 желтков до получения однородной массы, добавить мелко истолчённый миндаль и 9 взбитых до пены белков. Всё хорошо взбить. Полученную массу выпекать. Готовый торт обмазать взбитыми сливками и украсить  миндалём и цукатами. Приятного аппетита!

Заключение: 

О.В….В некотором царстве , в некотором государстве дружно жили имена числительные …но наше путешествие и наш урок заканчиваются. С нами остаются знания и дружба: великого и могучего русского языка и царицы наук - математики!

Мы дарим вам календарики,  …благодарим за урок

  1.  Var:  Вообразите, что перед вами стихотворение, прочитайте его с поэтической интонацией:

714; 15;  3475;  2025;  660;  150;  4342;  330;  556; 728;  1345;  222.

Раздаточный материал: Приложение №1.

Приложение №1.

Путевой дневник - ученика(цы) 6 «_» класса школы №_____    

__________________________________________________________

Дата путешествия в страну «Имя числительное»________________

Станция «Учебная», игра «Третий лишний»

(подчеркните, обоснуйте)

  1.  Тройка, тридцать, один

  1.  Два, утроить, пятерня

  1.  Двойной, двенадцать, двадцать

  1. Пятьдесят, пятерня, пятёрка

1)Какое число является целым: 3,5; -14; 45?

2)Какое из уравнений не имеет корней: I x I = 3; I y I= -2; I z I =0?

3)Какое из утверждений неверно:

  1.  Сумма двух отрицательных чисел на координатной прямой находится левее каждого из слагаемых;
  2.  Любое число от прибавления к нему отрицательного числа увеличивается;
  3.  Модуль суммы минус двух и минус пяти равен минус семи?

Станция  «Орфографическая»

  1.  6 апреля 1155 года на великокняжеский престол в Киеве вступил великий князь Юрий Долгорукий, он основал Москву.

  1.   Вычислите

11-20=      ; 500-900=      ;

50-80=       ;    5-10=     ;

  1.  12 апреля 1961 года впервые в истории человечества русский лётчик Юрий Гагарин  совершил полёт в космос.

  1.  Запишите полученные результаты  в порядке возрастания:

_______________________

  1.  Байкал расположен на высоте 456 метров. В озере обитает  1800 видов животных и растений.

3.*Найдите  сумму данных чисел     ____________________________,

  1.    ** И разделите сумму на меньшее простое число______
  2.    *** И разделите сумму на куб меньшего простого числа _____

Станция «Кинематографическая»

  1.  *для фантазёров: Составьте с выписанными числами «сказочные» задачи.
  1.  Какие из данных чисел являются корнями данных уравнений:

1) 2х=3;       2)  IXI -10=0;   3)Y+0=0?

Станция «Творческая» (работайте под музыку, ребята)

Маленькая  д__ревушка  Гжель впервые была упомянута 660 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Началом же самого здешнего  и_ску_тва   учёные  считают   1339 год.   Да, уже в XIV-XV веках гжельцы делали из глины посуду. Они часто говорили: «Не землёй мы кормимся: глина  наша – золото».

  1.  Докажите, что это текст:

(задание для любопытных): Используя  данные текста, найдите, во сколько раз Гжель старше двенадцатилетнего и одиннадцатилетнего шестиклассников:                   

  1.  Стиль, тема текста

Решение:

1.

2.

  1.  Вставьте пропущенные орфограммы, числительные запишите прописью…

Ответ запишите прописью:

Таблица самооценивания путешественника в страну «Имя числительное»

Станция путешествия

Выполнял

самостоятельно, без подсказки

Обращался за помощью

Было интересно

Было трудно

Устная разминка  (русский язык)

Устная разминка (математика)

«Третий лишний» (русский язык)

«Третий лишний» (математика)

«Найди свой дом» (русский язык)

«Найди свой дом» (математика)

Станция «Орфографическая» (русский язык)

Станция «Орфографическая» (математика)

Станция «Кинематографическая» (русский язык)

Станция «Кинематографическая» (математика)

Станция «Творческая» (русский язык)

Станция «Творческая» (математика)

Домашнее задание для путешественников: 

1.По русскому языку (станция Проверочная): написать эссе из 7-8 предложений «Числительные в моей биографии»;

2. По математике (станция Интерактивная): зайти на сайт школы №2025  http://sch2025.mskzapad.ru  и,  используя данные сайта, ответить на вопросы:

1) Сколько целых чисел находится между числами: номер школы и год основания школы?

2) Вычислить значение выражения  -0,01 Iу-хI ;

где х- число учеников школы; у- число педагогов школы.

  1.  3. По технологии (станция Кулинарная): всем любителям кулинарии заехать на станцию Кулинарная, где вы сможете познакомиться с кулинарным рецептом Софьи Андреевны Толстой, жены великого русского писателя

Старинный рецепт миндального торта

Продукты: 9 яиц, 200 грамм сахара, 200 грамм сладких миндальных орехов, 20 штук горьких миндальных орехов.

Для приготовления миндального торта нужно растереть 9 желтков до получения однородной массы, добавить мелко истолчённый миндаль и 9 взбитых до пены белков. Всё хорошо взбить. Полученную массу выпекать. Готовый торт обмазать взбитыми сливками и украсить  миндалём и цукатами. Приятного аппетита!

Эссе,  ответы на вопросы,  отправить по адресу doo208@mail.ru

Путевой дневник - ученика(цы) 6 «_» класса школы №_____    

__________________________________________________________

Дата путешествия в страну «Имя числительное»________________

Станция «Учебная», игра «Третий лишний»

(подчеркните, обоснуйте)

  1.  Тройка, тридцать, один

  1.  Два, утроить, пятерня

  1.  Двойной, двенадцать, двадцать

  1.  Пятьдесят, пятерня, пятёрка

1)Какое число является целым: 3,5; -14; 45?

2)Какое из уравнений не имеет корней: I x I = 3; I y I= -2; I z I =0?

3)Какое из утверждений неверно:

  1.  Сумма двух отрицательных чисел на координатной прямой находится левее каждого из слагаемых;
  2.  Любое число от прибавления к нему отрицательного числа увеличивается;
  3.  Модуль суммы минус двух и минус пяти равен минус семи?

Станция  «Орфографическая»

  1.  6 апреля 1155 года на великокняжеский престол в Киеве вступил великий князь Юрий Долгорукий, он основал Москву.

  1.   Вычислите

11-20=      ; 500-900=      ;

50-80=       ;    5-10=     ;

  1.  12 апреля 1961 года впервые в истории человечества русский лётчик Юрий Гагарин  совершил полёт в космос.

  1.  Запишите полученные результаты  в порядке возрастания:

_______________________

  1.  Байкал расположен на высоте 456 метров. В озере обитает  1800 видов животных и растений.

3.*Найдите  сумму данных чисел     ____________________________,

  1.    ** И разделите сумму на меньшее простое число______
  2.    *** И разделите сумму на куб меньшего простого числа _____

Станция «Кинематографическая»

  1.  *для фантазёров: Составьте с выписанными числами «сказочные» задачи.
  1.  Какие из данных чисел являются корнями данных уравнений:

1) 2х=3;       2)  IXI -10=0;   3)Y+0=0?

Станция «Творческая» (работайте под музыку, ребята)

Маленькая  д__ревушка  Гжель впервые была упомянута 660 лет тому назад в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты. Началом же самого здешнего  и_ску_тва   учёные  считают   1339 год.   Да, уже в XIV-XV веках гжельцы делали из глины посуду. Они часто говорили: «Не землёй мы кормимся: глина  наша – золото».

  1.  Докажите, что это текст:

(задание для любопытных): Используя  данные текста, найдите, во сколько раз Гжель старше двенадцатилетнего и одиннадцатилетнего шестиклассников:                   

  1.  Стиль, тема текста

Решение:

1.

2.

  1.  Вставьте пропущенные орфограммы, числительные запишите прописью…

Ответ запишите прописью:

Таблица самооценивания путешественника в страну «Имя числительное»

Станция путешествия

Выполнял

самостоятельно, без подсказки

Обращался за помощью

Было интересно

Было трудно

Устная разминка  (русский язык)

Устная разминка (математика)

«Третий лишний» (русский язык)

«Третий лишний» (математика)

«Найди свой дом» (русский язык)

«Найди свой дом» (математика)

Станция «Орфографическая» (русский язык)

Станция «Орфографическая» (математика)

Станция «Кинематографическая» (русский язык)

Станция «Кинематографическая» (математика)

Станция «Творческая» (русский язык)

Станция «Творческая» (математика)

Домашнее задание для путешественников: 

1.По русскому языку (станция Проверочная): написать эссе из 7-8 предложений «Числительные в моей биографии»;

2. По математике (станция Интерактивная): зайти на сайт школы №2025  http://sch2025.mskzapad.ru  и,  используя данные сайта, ответить на вопросы:

1) Сколько целых чисел находится между числами: номер школы и год основания школы?

2) Вычислить значение выражения  -0,01 Iу-хI ;

где х- число учеников школы; у- число педагогов школы.

  1.  3. По технологии (станция Кулинарная): всем любителям кулинарии заехать на станцию Кулинарная, где вы сможете познакомиться с кулинарным рецептом Софьи Андреевны Толстой, жены великого русского писателя

Старинный рецепт миндального торта

Продукты: 9 яиц, 200 грамм сахара, 200 грамм сладких миндальных орехов, 20 штук горьких миндальных орехов.

Для приготовления миндального торта нужно растереть 9 желтков до получения однородной массы, добавить мелко истолчённый миндаль и 9 взбитых до пены белков. Всё хорошо взбить. Полученную массу выпекать. Готовый торт обмазать взбитыми сливками и украсить  миндалём и цукатами. Приятного аппетита!

Эссе,  ответы на вопросы,  отправить по адресу doo208@mail.ru


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70843. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С АКТИВНЫМИ И ИНДУКТИВНЫМИ СОПРОТИВЛЕНИЯМИ 217 KB
  В работе необходимо последовательно произвести измерения параметров двух различных схем рисунки 43. Физическое обоснование эксперимента Прежде чем приступить к выполнению работы необходимо ознакомиться с главами Переменный электрический ток Построение векторных диаграмм...
70845. СТАНДАРТНАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ 504 KB
  Получение навыков стандартной обработки результатов наблюдений оценивания погрешностей и представления результатов измерений в этом случае. После получения результатов наблюдений полученные данные обрабатывают при этом могут быть использованы различные процедуры.
70846. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОКРАТНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ НАЛИЧИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ 375 KB
  Получение навыков обнаружения и устранения влияния систематических погрешностей на результаты прямых однократных измерений. Ознакомиться с понятием погрешности средства измерений. Ознакомиться с понятием погрешности результата измерений.
70847. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ ПРИ НАЛИЧИИ ГРУБЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ 444 KB
  Ознакомление с методикой выполнения прямых измерений с многократными наблюдениями при наличии грубых погрешностей выбросов. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70848. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СЕРИИ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ 418.5 KB
  Ознакомление с методикой обработки и представления результатов измерений для группы равнорассеянных многократных наблюдений. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70849. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ЦИФРОВОГО ВОЛЬТМЕТРА МЕТОДОМ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ 237.5 KB
  Получение навыков проведения метрологических работ в процессе определения контроля погрешности цифрового вольтметра методом прямых измерений. Ознакомьтесь с принципом действия устройством и характеристиками цифрового вольтметра.
70850. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ЭЛЕКТРОННОГО ВОЛЬТМЕТРА МЕТОДОМ СЛИЧЕНИЯ 368.5 KB
  Получение навыков проведения метрологических работ в процессе определения контроля погрешности электронного вольтметра методом сличения. Ознакомиться с принципом действия устройством и характеристиками электромагнитного вольтметра.
70851. ИЗМЕРЕНИЕ СИЛЫ ПОСТОЯННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 494 KB
  Ознакомление с прямыми и косвенными измерениями силы постоянного электрического тока; получение сведений о способах учета погрешностей измерений в этих случаях; знакомство с некоторыми средствами измерения силы постоянного электрического тока.