61491

История. Древне-Русское государство

Контрольная

Педагогика и дидактика

Борьба Руси с иноземными завоевателями. подготовить 1 вопрос а также принятие христианства на Руси и его историческое значение. Он сделал немало для укрепления Киевской Руси. И при нем же произошло крещение Руси.

Русский

2014-05-28

23.84 KB

0 чел.

История

Древне-Русское государство
(9в. - начало 16 веков)

1 Вопрос: древняя Русь:  экономика, политика, культура. (9 в  – 15 в).

2 Вопрос: Русь в до Монгольский период феодальной раздробленности (12-13в).

3 Вопрос: Борьба Руси с иноземными завоевателями. Золотоордынское иго (13-15в) и его последствия.

4 Вопрос: Образование единого государства (14 в.  – начало 16 веков).

(подготовить 1 вопрос, а также принятие христианства на Руси и его историческое значение.)

1 Вопрос:

В начале 1 тыс. нашей эры восточная половина восточно-европейской равнины делилась на два пояса. Север и северо-запад населяли земледельцы, занимавшиеся расчисткой леса для посевов. Они жили «дарами природы». Одновременно они были защищены от врагом этими «дарами»: лесами и болотами. Степь была местом обитания, сражений и многочисленных перемещений кочевых народов. (Они как правило приходили с Востока).

5-6 века это время широкой славянской колонизации и заселения огромных территорий. Южные славяне заселили Балканский полуостров, восточные: верхнее поднепровье и т.д.

В 7 веке вост. Славяне насчитывали 13-14 племён (нельзя с точностью сказать 13 или 14, т.к. мало источников). Самым влиятельными были «Поляне», которые жили в среднем течении Днепра. Все эти племена 13 или 14 объединял единый язык. Центральной власти не было (в ней не нуждались). Во главе племён и родов стояли старейшины, главные фигуры, деятели которые управляли племенами. Земля и скот считались общей собственностью. Важные вопросы решались на племенных сходах в «укрепленных градах».

В 8-9 веках с подъемом торговли и земледелия племенные центры начали превращаться в ранние феодальные города, которые позже назывались «Посадами». Главным городом Полян был Киев. (Основатель легендарный Кий, его братья Корь и Щека, сестра Лыдя, памятник в Киеве: бронзовая ладья, а аналогичный памятник есть в Швеции). На основе археологических находок последних 10 летий ученые все больше склонны считать, что древне-русское гос-во или «киевское» возникло врезультате сложного взаимодействия Славянского и Варяжского начала. (Варяги были однозначно, они были воинственными соседями которые соединялись с русскими и сливались с ними).

Киев звали «матерью городов Русских». И все стремились овладеть им.  Кнезья (Олег правил успешно. Игорь (912-945) нет (была непосильная дань) Жена Ольга 945-960 поняла, что нужно изменить политику, понимая, что большая дань погубит гос-во, т.о. «перегибы» закончились. Она одна из первых в 945 приняла христианство).
Затем Святослав (945г. - ) сумел подчинить себе «Вятичей» и по существу сумел распространить власть киева на всех восточных славян. И проложил древне-русскому гос-ву путь на восток. Потом он серьёзно угрожал Византии. Затем разгромил Хазаров (в этом на самом деле была и негативная сторона, т.к. хазары были «буферной зоной» защищавшей от набегов русь и защита ослабла).
В 972 году Святослав был убит печенегами и до 972 -980 года была междоусобица. Затем с 980 по 1015 годы Киевским князем был Владимир Святославович («красное солнышко»). Он сделал немало для укрепления Киевской Руси. Укрепил Южные границы, построил там ряд городов и начал искать более безопасные пути в Византию, прежде всего в Константинополь. На западе Владимир присоединил Галичь, Волынь и при нем древне русское гос-во достигло своего расцвета. Владения Князя Владимира достигли 800000 км. И при нем же произошло крещение Руси.

С 1015-1019 годы шла междоусобная война за Киевский престол сыновьями Владимира. Но затем с 1019 года наступает княжение Ярослава «Мудрого» (потому что продолжил и умножил дело начатое отцом и заложил основы русского права под названием «Русская правда»). Он основал в Киеве метрополию (1037г). Вел активное строительство церквей. При нем только в Киеве было основано более 400 церквей. В том числе были возведены такие шедевры как софийский собор (1037). Полоцкий (1045). А в 1051 был основан Печерский монастырь.

Принятие христианства

В 988 -989 г. началось крещение Руси (До конца Русь стала Христианской только в 14 веке). Многие выдающиеся ученые разных эпох оценивали это как крупную гос-ю реформу. Смелую, неординарную, которая имела далеко идущие последствия.

Главные аспекты крещения Руси:

  1. Этнический («Этнос» - народ).

Принятие христианства ускорило консолидацию, образование единого народа. С принятием единой религии процесс объединения значительно ускорился. С того времени стали исчезать межплеменные различия и в этом была заинтересована как светская так и церковная власть.

  1. Его влияние на социально-экономические процессы в древней Руси.

Единая религия, освещавшая власть одного государя способствовала усилению процесса соц-й дифференциации в обществе, и способствовало появлению и укреплению феодальной собственности на Руси. Сначала появились церковно-монастырские «земли» затем боярские. Так расширялась частная собственность. С принятием христианства стали образовываться города. До татаро-монгольского ига образовались 74 города. С принятием христианства стало ускоренно развиваться ремесленное производство (уникальное на тот момент времени, «штучное» производство.) Опыт передавался от отца сыну, от иностранцев к русским,  а до христианства на Руси иностранцы не ехали на Русь, т.к. Русские приносили в жертву (тех же иностранцев, ведь себя не хотели ) людей. А когда пришло христианство, иностранные ремесленники поехали на Русь.

  1. Его влияние на политическую структуру древнерусского государства.

Учение Христианства едином Боге, правителе – ускорило процесс разрушения феодальной раздробленности. Владимир много работал, чтобы сломать местный сепаратизм. Постепенно укреплялась власть в Киеве, т.е. центральная. Стал расти престиж Руси на международной арене. (Пример: другие цари стремились отдать своих дочерей за Русских сыновей и наоборот).

  1. Его роль в укреплении образования культуры.

Церковь боролась за единую общерусскую культуру. Особенно велика роль в распространении письменности. После крещения этот процесс (ранее медленный) пошёл очень быстро. А вместе и с письменностью стала распространяться литература, сначала переводная, затем оригинальная. Об этом свидетельствуют такие произведения как «повесть временных лет» (монах Нестр), «слово о законе и благодати» (Илларион Киевский), «память и похвала князю Владимиру» (монах Яков), «сказание о Борисе Игле» (Нестр). С принятием христианства на Руси возникают первые школы, обучались вместе дети, вне зависимости от их соц-й принадлежности. В первых школах готовились и кадры священников. После крещения Руси возникают обширные библиотеки, которые работали, как правило, при Княжеских дворцах и монастырях. Получает развитие летописание. (летописанием занимались «иереи», это также официальное название православного священника). В первую половину 11 века происходит становление кириллицы. В страну все больше проникают произведения зарубежных авторов, и переписывались в Н-м количестве экземплярах. Духовенство участвовало в совершении русского законодательства (т.к. они более грамотные). Кроме того после крещения стали один за одним строиться храмы, большинство из которых стали памятниками культуры. (Самая старая Десятинная построенная в 10 веке). Наконец церковь стала отстаивать моногамную семью.

2 Вопрос

После широкой колонизации территорий славянами, острой проблемой было освоение территорий.  Когда мы говорим о освоении территорий, то мы учитываем постоянный контакт с кочевниками. Кочевники постоянно совершали набеги на Русь. (А последний набег Татар был в 1761 году).

К 9 веку были первые предпосылки к феодальному строю:

  1. Появление новых орудий труда.

Увеличилась производительность труда. Появились малые семьи и они были в состоянии себя прокормить.

  1. Возникают прото( «первый») -городские центры. (Типа Новгорода, первый раз упоминавшегося в 800 годах)
  2. Возникают прото-государственные образования (принято именовать племенными княжениями или объединениями).

Велись споры. В 862 или 882. Раньше ученые были более склонны к 882 так как тогда произошло объединения Киева и Новгорода. Но сейчас 862.

Долго шли дискуссии о том откуда взялось название «Русь». Говорят от реки «рось» и племени живущего там. Есть северный вариант, т.е. название принесли варяги.

Что было характерно для ранне-феодального гос-ва?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72189. Базы данных: учебно-методический комплекс 3.24 MB
  Дисциплина посвящена изучению вопросов организации баз данных и систем управления базами данных. В основных ее разделах изучаются принципы построения, функционирования и оценки характеристик баз данных и их систем управления.
72190. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ХИМИЯ ПИЩИ» 1.54 MB
  В основе производства пищевых продуктов лежат превращения основных компонентов пищи воды белковых веществ липидов углеводов солей и витаминов. Их классификацию состав и строение; пищевую энергетическую и биологическую ценность основных нутриентов...
72191. Захист інформації та інформаційна безпека: посібник 998.5 KB
  Інформація, будучи продуктом діяльності, виступає як власність держави, підприємств, установ, організацій, громадян, і, як об’єкт власності, вимагає захищеності. Проте проблема захисту інформації не зводиться тільки до захисту прав її власників, але і містить в собі такий важливий аспект...
72192. БАЗЫ ДАННЫХ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 7.9 MB
  Методические указания к выполнению лабораторных работ являются составной частью раздела «Информационные ресурсы дисциплины» учебно-методического комплекса и содержат описание лабораторных работ, порядок их выполнения и требования к оформлению отчета.
72193. Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методический комплекс 503.5 KB
  Безопасность жизнедеятельности БЖД –- наука о сохранении здоровья и безопасности человека в процессе жизнедеятельности; об опасностях среды обитания в том числе производственной среды; о выявлении и анализе опасностей и защите от них.
72194. Высокотехнологичное оборудование предприятий общественного питания: Учебное пособие 2.76 MB
  К механическому высокотехнологичному оборудованию для предприятий общественного питания относятся: ленточные пилы; мясорубки с системой охлаждения в процессе измельчения продукта; иньекторы; вакуумные массажеры-маринаторы; вакуумные упаковочные машины.
72195. Схемотехника аналоговых электронных устройств: Учебное пособие 3.54 MB
  В учебном пособии рассмотрены теоретические основы и принципы действия аналоговых устройств на биполярных и полевых транзисторах. Анализируются основные схемы , используемые в аналоговых трактах типовой радиоэлектронной аппаратуры, приводятся расчетные формулы, позволяющие определить элементы...
72196. Спектроскопические методы. Атомно-эмиссионный спектральный анализ. Фотометрические методы анализа 1.35 MB
  Спектроскопические методы анализа основаны на взаимодействии электромагнитного излучения с веществом. Это взаимодействие сопровождается явлениями из которых наиболее важны испускание поглощение и рассеяние излучения. К оптическим спектральным методам анализа относятся методы...