61494

Восстановление государственности. Воцарение династии Романовых

Другое

Педагогика и дидактика

В этом веке происходил заметный подъём земледелия главным образом за счёт расширения посевных земель. В 17 веке началась распашка черноземных земель. В этом веке происходило целенаправленное совершенство С Х техники особенно сохи к тому времени существовало 12 разновидностей сохи.

Русский

2014-05-28

22.04 KB

13 чел.

История

В августе 1612 года ополчение подошло к Москве. Началась осада Москвы, длившаяся очень долго. Особенно упорно сопротивлялся Польский гарнизон, засевший в Китай городе и в кремле.  Польские гарнизоны не получали подкрепления от своих. Для поляков начался голод. Наши войска предложили «свободный коридор», свободный выход из страны. Но те отвергли предложение, и продолжали сопротивляться. В итоге голод довёл их до каннибализма. Но, не смотря на упорное сопротивление Поляков, в октябре был взят Китай город, в ноябре – кремль.

После освобождения Москвы, изгнания поляков, перед страной встала задача восстановление государственности, а для этого нужно было решить вопрос с царём.

Восстановление государственности. Воцарение династии Романовых.

Чтобы решить вопрос о власти, надо было созвать земский собор. Такое решение было принято. Для этого нужно было избрать земских делегатов от каждой земле. И вот в январе 1612 года в Москву на земский собор съехались выборные люди (считается, что их было не менее 800 человек). Есть скупые сведения о том, что произошло на первых заседаниях первого собора. Бояре предложили избрать на русский трон иноземного царя. Либо поляка Владислава, либо шведа Филиппа.  Но в этой ситуации земский собор поступил весьма мудро и дальновидно, а именно, было принято решение – иноземного царя, на русский трон  иноземного царя не избирать.  Известно также, что на царский трон было не менее 4х претендентов, люди мало известные, хотя были и люди известных родов, ведущих борьбу за трон еще после Грозного. Но 7 января 1613 был избран Михаил Романов. Его поддерживали низы и казачество.  Кроме того, в пользу Михаила был тот факт, что у него был очень влиятельный отец, находившийся тогда в Польском плену, человек уважаемый и дальновидный, бывший митрополит Филарет. Были посланы гонцы от земского собора в земли чтобы узнать поддерживают ли «места» Михаила. 21 февраля была коронация. Примечательно то что самого Михаила там не было.  Когда его нашли, всем импонировало то, что он отказывался быть царём, его уговорила мать.

В период смуты, издревле существующий в нашей стране, постепенно окреп. И вот, после воцарения, началось восстановление политической системы, по тому типу который был до смуты. Трудно утверждать, сознательно или нет, но действовал один принцип: всё должно быть как в старые времена, при прежних царях. По существу, земский собор давал понять, что он против какого то реформирования страны. В то же время процесс восстановления был сложным. Прежде всего, любая власть не может действовать, восстанавливать – без денег. А козна тогда была пуста. Тогда встал вопрос: откуда взять деньги? Ведь козна пополняется за счёт налогов, а они приносили мало денег. Михаил решил ввести новые налоги.

Россия могла стать теократическим государством. Но на этот вариант не претендовала церковь и он не прошёл. Еще одна из задач, стоявших перед Михаилом – освобождение страны от иноземных войск. Они были изгнаны из Москвы, но не из страны (свирепствовали Поляки, Шведы, даже местами Казаки, воспользовавшись сложностями, стали бунтовать Татары).

Но постепенно, упираясь на помощь народа, Михаил справился со смутой. Не малую роль в этом, в спасении государства – сыграл и земский собор. Его участники понимали, насколько сложна обстановка, понимали, что царь имел мало опыта управления страной. И тем самым оказывали помощь царю в связи с местами. И вот, постепенно страна восстанавливалась.  

В 1645 году умер Михаил. Следующим взошёл на престол царь Алексей Михайлович (1645-1676г)

Идеалом Алексея была монархия Ивана Грозного. То есть его кумиром был Грозный, его привлекала жесткая власть и контроль над обществом. Но он понимал, что время другое. Тем не менее, подчеркивая кто есть кто в России 1654 году Алексей принял титул:  Царя, великого князя, государя, всея великие и малые и белые России самодержца. Далее титулы удлинялись и усложнялись. Принятие этого титула закрепило название страны Россией.

Алексей Михайлович стал проводить определённые изменения в стране, опираясь в своей деятельности на своих служилых людей. Т.е. была бюрократия, которая начиная с Алексея, начала расти быстрыми темпами. К середине 17 века численность чиновников насчитывала 4657. Алексей Михайлович пытался превратить Думу в своеобразное правительство. Но не получилось. К концу его правления она потеряла значение, управление шло через приказы.

Главные деяния в период правления Алексея Михайловича

  1. При нём был учрежден «приказ тайных дел», которого до этого не было, широкими полномочиями.  В указе о создании было записано, что главное назначение этого приказа – следить за точным выполнениями приказов царя. Но фактически, приказ следил за всем и всеми, т.к. находился под покровом царя, это было своеобразное око государево.
  2. Принятие нового закона «соборное уложение» в 1649 году. В этом законе было окончательно закреплено, что основной опорой царя было дворянство. Этот документ ликвидировал местную автономию. Этим документом, законодательно было закреплено крепостное право (в это время в Европе его почти не осталось)
  3. Новый царь приказал для церкви, сохранить свои земли, но духовенству запрещалось приобретать новые.
  4. В период долгого рассмотрения, в 1654 Украина была принята в состав страны.
  5. Люди посадов в период правления Алексея Михайловича и в соответствии с новыми законами прикреплялись к свои посадам, городам. Т.е. любой горожанин не имел права переехать из одного города в другой. Самое главное:  если человек получал какую-то профессию, то он не имел право сменить её всю жизнь.

Как видно, Алексей не менял систему, он её совершенствовал.

В 1652 году Российским патриархом был избран неординарный человек, которого звали Никон. И он решил провести церковную реформу. Задачи, которые он поставил:

  1. Устранить различия в Богослужениях
  2. Ввести единообразие. Чтобы служба везде шла одинаково.

Предложения по реформам были умеренными. Но, такие предложение вызвали отпор, противоречие. Появились раскольники, выступали за сохранение старины. Всё это вынудило Никона уйти в 1658 в монастырь.  В 1656, 57 годах – состоялся церковный собор всех православных церквей, которых признал, что царь имеет больше прав в делах гражданских, а церковь – в делах духовных.

Алексей был привлекательной личностью, одним из самых образованных людей своего времени. Он вникал буквально во всё.

Этот век был бунтажным веком. Население было не многочисленным,  около 6 млн. человек. В этом веке происходил заметный подъём земледелия, главным образом, за счёт расширения посевных земель. В 17 веке началась распашка черноземных земель. Было распахано около 1,5 млн. ГА земли, стали  засеиваться пшеницей, также рожь, овёс.  В этом веке происходило целенаправленное совершенство С/Х техники, особенно сохи, к тому времени существовало 12 разновидностей сохи. Хлеб впервые стал товаром. Выводились новые породы скота, именно в 17 веке появилась известная холмогорская порода коров. Продукция животноводства развивалось. Спросом пользовалась кожа, «красный товар», её вывозили во многие страны мира. Кстати, большим спросом пользовалось Русское сало. Развивалась охота на пушного зверя, причем меха вывозились за рубеж (Мехом №1 был соболь,  № Чернобурая лисица).

В 17 веке оставались следующие виды производства:

  1. Домашнее производство.
  2. ремесло (было особенно развитое, в одной Москве было 250 специальностей). Были кожные, деревообрабатывающие, стало развиваться речное судостроение. В России было примерно 400 сёл, где главным занятием было ремесло.
  3. Мелкотоварное производство.
  4. мануфактуры.

Иногда не хватало для работы людей, тогда привлекали «Гулящих людей» (позже Шабашники), ходящих из района в район (5-7 рублей в год). Иностранцам платили больше (50-70 рублей в год).

С Европой тогда торговали через Архангельс, с востоком через Астрахань.

Началось активное обучение. 1682 открытие славяно-греко-латинской академии.

Появилась первая газета «Куранты».  

В 17 веке было только 15% грамотных людей. В этом веке было положено начало театру, возник он при дворе.

Летописная деятельность прекращается и появляются «Записки», по существу разновидность летописи, только о важнейших гос-х делах. Основными были повести и сказки. В 17 веке была тяга к реализму, Симон Ушаков был самым известным художником.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8852. Бухгалтерские счета и двойная запись 202.88 KB
  Бухгалтерские счета и двойная запись Цель лекции: студент должен познакомиться с понятиями бухгалтерский счет, двойная запись. Содержание. Понятие бухгалтерского счета. Структура бухгалтерского счета. Виды бухгалтерских счетов. Акт...
8853. Хозяйственные операции и хозяйственные процессы 68.54 KB
  Хозяйственные операции и хозяйственные процессы Цель лекции: студент должен познакомиться с понятиями хозяйственные операции, хозяйственные процессы. Содержание 1. Понятие хозяйственного процесса и хозяйственной операции 1 2.1. Характеристика ...
8854. Классификация счетов бухгалтерского учета 120.33 KB
  Классификация счетов бухгалтерского учета Цель лекции: студент должен познакомиться с классификацией счетов бухгалтерского учета. Содержание 1. Классификация счетов по отношению к балансу 1 2. Классификация счетов по экономическому содержанию, стр...
8855. Cчета синтетического и аналитического учета 108 KB
  Cчета синтетического и аналитического учета. Цель лекции: студент должен познакомиться с понятиями синтетический и аналитический счет. Содержание. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса. Синтетические и аналитич...
8856. Оценка хозяйственных средств и калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) 54.74 KB
  5 Оценка хозяйственных средств и калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) Цель лекции: студент должен познакомиться со способами оценки хозяйственных средств. Содержание 1. Оценка хозяйственных средств 1 2. Способы оценки хозяйственных сре...
8857. Бухгалтерский баланс, его структура и виды 219.66 KB
  Бухгалтерский баланс Цель лекции: студент должен познакомиться с понятием бухгалтерский баланс, его структурой, видами. Содержание. Понятие бухгалтерского баланса. Структура бухгалтерского баланса. Виды бухгалтерских балансов...
8858. Документация хозяйственных операций 146.44 KB
  Документация хозяйственных операций Цель лекции: студент должен познакомиться со способами ведения документации хозяйственных операций Содержание. Документация. Классификация бухгалтерских документов. Характеристика первичных документов...
8859. Виды и назначение отчетности 84.27 KB
  Виды и назначение отчетности Цель лекции: студент должен познакомиться с видами отчетности и системой их показателей Содержание. Понятие отчетности. Классификация отчетности. Виды отчетности. Требования, предъявляемые к отчетно...
8860. Сценарий экологического праздника. И кошке доброе слово приятно. Сценарий экологического праздника 63.5 KB
  Сценарий экологического праздника И кошке доброе слово приятно Цель: представить и обобщить результаты коллективной творческой деятельности учащихся в ходе реализации экологического проекта Кошкин дом. Задачи: обобщить и дополнить знания уча...