6150

Стандартизация в машиностроении

Научная статья

Производство и промышленные технологии

Стандартизация Огромное значение в машиностроении, как и вообще в народном хозяйстве, имеет стандартизация. Стандартизация - это обеспечение единообразия и качества продукции введением специальных обязательных для применения нормативных докумен...

Русский

2012-12-29

50.5 KB

172 чел.

Стандартизация

Огромное значение в машиностроении, как и вообще в народном хозяйстве, имеет стандартизация. Стандартизация — это обеспечение единообразия и качества продукции введением специальных обязательных для применения нормативных документов — стандартов.

Стандартизация деталей и узлов машин охватывает:

нормы проектирования — общие нормы, классификацию и терминологию, методы расчета, правила оформления чертежей;

конструкции — основные параметры, присоединительные и габаритные размеры;

параметры производственного процесса — технологический процесс и инструмент;

уровень качества и условия эксплуатации — материалы, показатели качества, технические требования, методы испытаний.

Стандартизация деталей машин обеспечивает:

а) возможность массового или крупносерийного производства стандартных деталей; как известно, трудоемкость деталей в массовом и крупносерийном производствах во много раз меньше, чем в мелкосерийном и индивидуальном, при значительно меньшем отходе металла в стружку;

б) возможность использования стандартного инструмента режущего, деформирующего и измерительного;

в) легкость замены вышедших из строя деталей при ремонте;

г) большую экономию труда при конструировании;

д) повышение качества конструкций.

Трудно представить себе то огромное количество труда, которое нужно было бы затратить, чтобы при проектировании каждой машины разрабатывать в индивидуальном порядке все винты, подшипники качения, смазочные устройства и другие стандартизованные детали и узлы.

Машины необходимо проектировать с учетом возможности унификации  узлов и деталей с другими машинами, близкими по размерам и конструктивно подобными. Поэтому весьма эффективно комплексное проектирование целых семейств или размерных рядов машин.

Опыт машиностроения показал очень большую эффективность агрегатирования машин, т.е. изготовления машин посредством их компоновки из отдельных нормализованных узлов — агрегатов или блоков. Агрегатирование применяют преимущественно для машин индивидуального и мелкосерийного производства, что делает возможным серийное изготовление агрегатов, а тем самым значительно удешевляет и ускоряет выпуск машин.

Огромная экономичность массового и крупносерийного производства по сравнению с мелкосерийным и индивидуальным заставляет конструкторов во всех случаях стремиться применять в проектируемых машинах агрегаты или даже детали машин, уже изготовляемые в массовом производстве.


Допуски и посадки

Детали машин не могут быть изготовлены абсолютно точно и всегда имеют некоторые отклонения от номинальных размеров. Вместе с тем для эксплуатации, изготовления и конструирования машин огромное значение имеет взаимозаменяемость деталей.

Взаимозаменяемость — это способность независимо изготовленных деталей без дополнительной обработки занимать свои места в машине и обеспечивать доброкачественную работу. Взаимозаменяемость позволяет независимую обработку деталей высокопроизводительными методами (так как исключается необходимость пригонки одной сопрягаемой детали к другой), эффективное применение поточной и конвейерной сборки, высокопроизводительный, простой и надежный контроль изделий с помощью калибров, быструю замену вышедших из строя деталей машин заранее изготовленными запасными, ускорение проектирования и т. д.

Взаимозаменяемость (полная или частичная) обесценивается стандартной системой предельных допусков и посадок.

Допуск размера есть разность между наибольшим и наименьшим предельными значениями размера. Зону между этими размерами называют полем допуска. Допуски установлены в соответствии с десятью классами точности: 1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8 и 9.

1-й   класс   точности   применяют:

а) для -деталей, определяющих точность работы особо точных машин, прецизионных станков, делительных машин;

б) для особо напряженных деталей быстроходных машин в случаях, когда точность в значительной степени определяет нагрузку или распределение напряжений;

в) для деталей быстроходных механизмов при необходимости бесшумной работы.

2-й   класс   точности   считается основным в современном производстве

3-й  класс точности   характерен для деталей в среднескоростных машинах и механизмах и других машинах средней точности.

4-й   класс   точности   применяют для деталей, узлов и машин низкой точности,  преимущественно тихоходных;  он предусматривает возможность частичного применения деталей, изготовленных без снятия стружки из чистотянутой круглой стали и труб, холодноштампованных деталей и т. д.

5-й класс точности применяют при самых минимальных требованиях к точности, как правило, для вспомогательных устройств, он ориентирован на изготовление деталей без снятия стружки.

7-й, 8-й и 9-й классы точности  предназначаются для свободных размеров деталей, т. е. размеров несопрягаемых поверхностей, а также для размеров заготовок после предварительной обработки.  Эти классы точности получаются -в результате штампования, волочения, отливки в пресс-формы, грубой обточки и фрезерования и т. д.

Числовые значения допусков в основном диапазоне размеров 1—500 мм

приняты пропорциональными корню кубическому из размера.

Характер соединения сопряженных деталей определяется посадкой, ограничивающей  величины  натягов   или  зазоров   в  соединении.

Посадки разделяют на три группы: с натягом, с зазором и переходные.

Посадки с натягом (прессовые) применяют в основном для неподвижного соединения деталей без, дополнительного крепления.

Переходные посадки, т. е. посадки, в которых может быть как натяг, так и зазор (в зависимости от сочетания действительных размеров сопрягаемых деталей), применяют для неподвижного соединения деталей с дополнительным креплением шпонками, штифтами и винтами. Эти посадки в основном служат для центрирования сопрягаемых деталей.

Посадки с зазором (подвижные) применяют в подвижных сопряжениях (кинематических парах); из них посадку скольжения также применяют в неподвижных при работе машины соединениях, но подверженных частой сборке и разборке.

Посадки 2-го (основного) класса точности располагаются в порядке убывания натяга и возрастания зазора:

С натягом

Переходные

С зазором

Горячая

Глухая

Скользящая

Прессовая

Тугая

Движения

Легкопрессовая

Напряженная

Ходовая

Плотная

Легкоходовая

Широкоходовая

Тепловая ходовая

Посадки выбирают .по расчету или на основе опыта.   '

Для прессовых посадок рассчитывают натяг по условию передачи требуемой нагрузки, а для подвижных — оптимальный зазор для создания жидкостного трения с учетом температурных деформаций. Часто зазор ограничивается требованиями точности.

Различные посадки осуществляют варьированием предельных отклонений только одной из сопрягаемых деталей, а предельные отклонения второй детали для данного номинального размера и класса точности остаются постоянными. Это уменьшает требуемое количество инструмента (разверток, протяжек и калибров).

Если предельные отклонения сохраняются  (для данного диаметра и класса  точности)   постоянными  у  охватывающей  детали — отверстия,   то, система допусков и посадок называется системой отверстия, а если у охватываемой детали — вала, это система называется системой вала.

В системе отверстия номинальный размер совпадает с наименьшим предельным размером отверстия, а поле допуска втулки располагается в тело втулки. В системе вала номинальный размер совпадает с наибольшим предельным размером вала, а поле допуска вала располагается в тело вала.

Основное применение в машиностроении имеет система отверстия, обеспечивающая сокращение ассортимента дорогих инструментов для обработки отверстий.

Применение системы вала вызывается следующим:

1) использованием для валов чистотянутого калиброванного материала без последующей обработки (в сельскохозяйственном и текстильном машиностроении и некоторых областях приборостроения);

2) выполнением посадочных поверхностей наружных колец подшипников качения по системе вала (во избежание необходимости выпуска подшипников с различными допускаемыми отклонениями по наружному диаметру);

3) возможностью поставить гладкий вал вместо ступенчатого.

Допуски и посадки ставят на чертежах за обозначением номинального размера. На сборочных чертежах посадки обозначают дробью, причем числитель относится к отверстию, а знаменатель к валу; на рабочих чертежах допуск обозначают в строку с размером. В системе отверстия для отверстия ставят букву А, а для вала — символ соответствующего допуска. В системе вала для него ставят букву В, а для отверстия — символ соответствующего допуска. Класс точности обозначают индексом у символов допусков. Для 2-го класса точности индексы не ставят.

В случае применения нестандартных допусков и посадок, а также при отсутствии необходимых предельных калибров на чертеже можно проставлять числовые значения допустимых отклонений размеров.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78620. Национальная экономика и ее макроэкономические показатели 44.5 KB
  Основными показателями являются: ВНП ВВП ЧНП ВНД ЛД РД. ВВП валовой внутренний продукт рыночная стоимость всех товаров и услуг созданных внутри страны. ВНП ВВП на величину разности между экспортом и импортом экспорт импорт = торговое сальдо. ВВП рассчитывают тремя методами: по расходам по использованию по доходам по производству.
78621. Виды государственного имущества и управление государственным имуществом 28.5 KB
  Государственная собственность это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже убыточны что делает их непривлекательными для частного капитала. Речь идет главным образом о социальноэкономической инфраструктуре железнодорожный транспорт коммунальное хозяйство сфера образования Государственная собственность отличается тем что абсолютные права...
78622. Приватизация собственности. Формы приватизации 29.5 KB
  Формы приватизации. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. А основной причиной для отказа от приватизации конкретного объекта может быть выполнение им политически значимой функции которая в контексте конкретного региона расценивается как слишком важная для того чтобы поставить ее в зависимость от случайностей рынка. Как показывает мировой опыт возможны следующие формы приватизации собственности: массовая ваучерная приватизация с...
78623. Современные системы и формы оплаты труда в Российской Федерации 29.5 KB
  Современные системы и формы оплаты труда в Российской Федерации. Сдельная построена в прямой зависимости от результатов труда. Сдельную оплату труда можно применять только на механических работах которые поддаются техническому нормированию. Разновидностью сдельной оплаты труда может быть сдельнопрогрессивная сдельнопремиальная косвенная сдельная и аккордная форма оплаты труда.
78624. Эффективность использования основных фондов (основного капитала) на предприятии. Амортизация 24 KB
  Эффективность использования основных фондов основного капитала на предприятии. Амортизация основных фондов есть форма возмещения износа основных фондов путем постепенного переноса ими своей стоимости на произведенный продукт то есть амортизация это денежное выражение физического и морального износа основных фондов. Накапливаемые амортизационные отчисления составляют амортизационный фонд за счет которого производится полное или частичное возмещение стоимости основных фондов. Амортизационный фонд делится на...
78625. Оборотный капитал предприятия и эффективность его использования 34.5 KB
  Наличие у предприятия собственного оборотного капитала его состав и структура скорость оборота и эффективность использования оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на рынке. Эффективное использование оборотного капитала играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия повышении рентабельности хозяйственной деятельности и зависит от множества факторов. Обобщающим показателем эффективности использования оборотного капитала является его рентабельность Рок...
78626. Прибыль предприятия, ее формирование и использование 53.5 KB
  Прибыль предприятия ее формирование и использование. Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора как предпринимательство. Вовторых мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену по аналогии с рынком труда капитала и земли. Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход прибыль.
78627. Организационно-правовые формы предприятия и их развитие в современных условиях 44.5 KB
  Организационноправовые формы предприятия и их развитие в современных условиях Фирма хозяйствующий субъект обладающий экономической самостоятельностью для осуществления производственной деятельности с целью получения прибыли. В настоящее время наибольшее распространение получили следующие формы предприятий организаций: индивидуальные предприятия; товарищества; акционерные общества; объединения предприятий ФПГ; государственные предприятия; смешанные предприятия. Преимущества: быстрая организация предприятия открытие и закрытие;...
78628. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Показатели экономической эффективности 38.5 KB
  Эффективность производства важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта тем выше эффективность производства. Эффективность производства это показатель...