61501

Урок музыки

Научная статья

Педагогика и дидактика

Урок сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока...

Русский

2014-05-28

26.63 KB

8 чел.

Урок  музыки

Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, его основная структуро-образующая единица.

Урок – сложный и ответственный этап учебного процесса: от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляются на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения.  Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку.  По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело  использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

М. И. Махмутов для раскрытия сущности урока считает полезным определить его в двух аспектах:относительно процесса обучения в целом и как форму его организацииРассматриваемый относительно общего процесса обучения,  урок есть основная форма обучения, определяемаясодержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом - учителем и учащимися.                                                    В организационном аспекте  урок - это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности  и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.                                                                                                                                    Среди общих  требований, которым должен отвечать  современный урок,  выделяются следующие:

  1.  использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики;
  2.  построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса;
  3.  реализация на уроке в оптимальном соотношении  основных  дидактических принципов и правил;
  4.  обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их  индивидуально-психологических особенностей,  уровня  интеллектуального  и эмоционального  развития.

Структура урока - последовательность  отдельных этапов урока в их логической взаимосвязи и взаимодействии.  М. И. Махмутов рассматривает структуру урока на трех уровнях: дидактическом, логико-психологическом и методическом. М. И. Махмутов считает, что структура урока должна строиться  с учетом содержания учебного материала, дидактических целей, а также общих методов обучения, отражающих логику процесса обучения. Этим определяется наиболее общая дидактическая структура урока.Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока)  являются: 1) актуализация прежних знаний и способов действий;                                 2) формирование новых понятий и способов действий;    3) применение, формирование умений и навыков.

Типология уроков. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. Например,  уроки  классифицируют, исходя из дидактической цели (И.Т. Огородников, И.Н. Казанцев),  цели организации занятий, содержания и способов проведения урока (М.И. Махмутов), основных этапов учебного процесса (СВ. Иванов), дидактических задач, которые решаются на уроке      (Н.М. Яковлев, А.М. Сохор), методов обучения (И.Н. Борисов), способов организации учебной деятельности учащихся (Ф.М. Кирюшкин).  М.И. Махмутов в своей работе (Современный урок. М., 1981. С. 77)  предлагает классифицировать уроки по цели организации, детерминированной общедидактической целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. В соответствии с этим подходом выделяются следующие пять типов уроков: уроки изучения нового учебного материала (1-й тип); уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.) (2-й тип урока); уроки обобщения и систематизации (3-й тип), комбинированные уроки (4-й тип); уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков (5-й тип).  Эта классификация является весьма популярной, хотя и непризнанной всеми теоретиками-дидактами.                                                                                                      В настоящее время  классифицируют  и  формы (виды) организации современного урока. Итак, выделим следующие формы организации урока:

Типы  организации урока: вводный урок; урок по изучению и первичному закреплению нового материала; урок по закреплению знаний и способов деятельности; урок по комплексному применению знаний и способов деятельности; урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.

Формы  организации урока: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет, урок с дидактической игрой, урок - ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия,  урок- путешествие, урок-соревнование,  урок-концерт, урок - деловая игра, интегрированный урок,  театрализованный  урок.

Примерный  план-конспект  урока   музыки

ТЕМА. Название темы из учебной программы, из календарно-тематического (поурочного) планирования  учителя.

УРОК №. Порядковый номер урока и его название  из календарно- тематического планирования  учителя.

ТИП УРОКА определяется исходя из целей и задач проводимого урока.  Это могут быть:  урок изучения нового материала; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения пройденного материала;   урок обобщения и систематизации новых знаний и способов деятельности;  урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности;   комбинированный урок, и др.

ВИД УРОКА должен быть согласован с типом урока. Урок может быть традиционный, урок-беседа, урок-лекция,  урок-концерт, урок- музыкальный спектакль, урок- дискуссия,  урок-семинар,   урок-конференция,  музыкальная викторина, урок-путешествие,  или же сочетать в себе разные виды  деятельности.

ЦЕЛЬ УРОКА формулируется учителем.  Цель урока есть  заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока (см. рабочую учебную программу).

ЗАДАЧИ УРОКА. Цель урока достигается путем совместного решения образовательных, развивающих ивоспитательных задач, а также задач личностного, познавательного, социального и коммуникативного развития учащихся.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА: 1) организационный; 2) этап проверки домашнего задания;  3) этап контроля и всесторонней проверки знаний; 4) этап подготовки к усвоению нового материала; 5) этап усвоения новых знаний; 6) этап закрепления новых знаний; 7) этап первичной проверки понимания нового материала; 8) этап повторения пройденного материала;  9) этап обобщения и систематизации новых знаний; 10) этап информации о домашнем  задании; 10) этап подведения итогов в учебной деятельности; 11) этап  рефлексии  учебной деятельности. (Введение рефлексии обусловлено ее важностью   как  эффективного способа  саморазвития  личности.  Рефлексия учебной деятельности - способность школьника к оценке собственной учебной деятельности с точки зрения ее соответствия правилам, требованиям, адекватности задаче и т.д.                             Активизация рефлексии учащихся в процессе урока позволяет ребенку переосмысливать свой субъективный опыт: личностные смыслы, ценностные отношения, действия, знания. Интересные приемы рефлексии, успешно используемые педагогами в практике обучения, приведены в работе Ходыревой Е.А. «Проблемы личностно ориентированного урока».)

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на уроке:  например: вокально-хоровая деятельность,  восприятие и анализ музыки, музицирование, театрализация,  импровизация, музыкально- пластические движения,   выполнение проблемно-творческих заданий, записи определений в рабочих тетрадях,   знакомство с материалом  учебников и пр.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебно-методическое оборудование (в том числе и музыкальные инструменты), печатные  пособия (хрестоматии, карточки, тесты, плакаты, таблицы и др.),  список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (компьютер, проектор,  интерактивная доска и др.), цифровые образовательные ресурсы (компакт-диски, видеофильмы,  компьютерные презентации, слайды и др.)

ПЛАН УРОКА составляется в произвольной форме, однако в нем должны найти отражение следующие элементы: дата проведения урока, его номер по тематическому плану; название темы урока и класса, в котором он проводится; задачи образования, воспитания и развития школьников; структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам; содержание учебного материала;  педагогические технологии, методы и приемы работы  в каждой  части урока; учебное оборудование, необходимое для проведения урока, включая наглядные технические средства обучения;  задание на дом.

План урока   можно  представить  в виде таблицы следующего содержания (по усмотрению педагога):

 

№ п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время ( мин)

1

2

3

4

1

2

ХОД УРОКА- основная часть  плана-конспекта. Здесь  в развернутом виде излагается последовательность действий учителя  по проведению урока и взаимодействия с учащимися от начала до конца занятия.

Технологическая карта урока

Тема урокаЦели урока (обучающие, развивающие, воспитательные).

Идея урока (например: идея гармонии всего сущего,  значение музыки в жизни человека и т.д.). Основные   и  сопутствующие  понятия  к уроку.

Универсальные умения в составе содержания урока музыки (метаумения): умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном и художественном разнообразии; участие в совместной  деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,  распределения функций и ролей; планирование,  контроль и оценка собственных учебных действий, умение их корректировать; умение совершать логические действия (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификацию по стилям и жанрам музыкального искусства); овладение  способностью  к реализации собственных творческих замыслов; ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности.

Используемые образовательные технологии

По способу кодирования информации (вербальные, аудиовизуальные, мультимедийные);

По характеру общения учителя и учащихся (интерактивные –субъект-объектные,  субъект-субъектные, субъект-текст-субъектные);

По смысло-образующему потенциалу (игровые, диалоговые,  рефлексивные).

Тип урока

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков (по месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной,   В.А.Онищуком и другими дидактами. По месту в общей логике процесса: вводный,  урок    ознакомления с новым материалом;   урок  закрепления изученного;  урок применения  знаний и умений;  урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний  и умений; комбинированный урок.

Вид урока (по основному способу (форме) проведения)

Беседа;  лекция;  урок-экскурсия; интернет-урок;  урок, как самостоятельная работа учащихся; викторина; урок-диспут,  урок-концерт;  урок - музыкальный спектакль, урок-путешествие; урок-конференция;  практическая работа;  сочетание различных  форм  деятельности.

По характеру познавательной деятельности учащихся на уроке:

-репродуктивный, проблемно- поисковый, творческий.

 

Этапы  урока

- организационный этап;

- этап проверки домашнего задания;

- этап контроля и всесторонней проверки знаний;

- этап подготовки к усвоению нового материала;

- этап усвоения новых знаний;

- этап закрепления новых знаний;

- этап первичной проверки понимания нового материала;

- этап повторения пройденного материала;

- этап обобщения и систематизации новых знаний;

- этап информации о домашнем задании;

-этап подведения итогов в учебной деятельности;

-этап  рефлексии  учебной деятельности.

(В  живом образовательном  процессе несколько этапов могут быть объединены в один.  Некоторые  этапы  носят инвариантный характер,   т.к. они имеют место на каждом уроке:   этап организации начала урока; этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъективного опыта учащихся);   основной этап;   этап подведения итогов урока;   рефлексия.).

Виды деятельности на уроке могут включать в себя, например: вокально-хоровую деятельность,  восприятие и анализ музыки,  театрализация,  музицирование, импровизация, музыкально- пластические движения, выполнение проблемно-творческих заданий, записи определений в рабочих тетрадях,  знакомство с  материалом  учебников и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69125. Засоби створення програм. Класифікація мов програмування. Технологія створення программ 74 KB
  Основна функція всіх мов програмування крім машинної полягає у тому щоб надати програмісту засоби абстрагування від характеристик та особливостей апаратного забезпечення на якому виконуватимуться програми. Такий спосіб написання програм називається програмуванням у числових кодах...
69126. Поняття алгоритму й основні алгоритмічні структури. Властивості та способи опису алгоритму. Алгоритмічна структура розгалуження і перетворення 56.5 KB
  Одним з базових понять інформатики є поняття алгоритму. Алгоритм вказує, які операції, пов’язані з обробкою даних, і в якій послідовності треба виконати, щоб отримати розв’язок задачі. Алгоритм розрахований на певного виконавця, з погляду котрого вказівки мають бути елементарними...
69127. Робота у середовищі Borland Pascal 7.0 202.5 KB
  Інтегроване середовище розробки Borland Pascal 7.0 - далі IDE (Integrated Development Environment) Borland Pascal 7.0 - складається з текстового редактора, компілятора, компонувальника, налагоджувача і довідкової системи. Стандартна поставка IDE Borland Pascal 7.0 являє собою...
69128. Словник мови та загальна структура програми. Алфавіт та словник мови 58 KB
  У будь-якій мові програмування програма — це набір зрозумілих компілятору команд. Для створення програм треба знати синтаксис мови, тобто правила запису команд і використання лексичних одиниць мови. Знайомство з мовою розпочнемо з алфавіту.
69129. Прості типи даних. Операції над даними 93 KB
  Поняття типу даних є одним із фундаментальних понять програмування. Тип даних визначає: множину допустимих значень яких може набувати змінна або константа зазначеного типу; множину допустимих операцій що застосовуються до даних певного типу; спосіб зображення даних...
69130. Константи, змінні, вирази. Найпростіші оператори. Процедури введення, виведення 126.5 KB
  Будь-які значення, що використовуються у програмі, - це або значення змінних, або константи. Принципова відмінність між змінними і константами полягає у тому, що для зберігання значень змінних під час виконання програми відводяться ділянки...
69131. Алгоритмічний вибір альтернатив. Вкладеність конструкцій вибору 48 KB
  Під час програмування деяких розгалужень виникає потреба у використанні операторних блоків що розглядатимуться у розділі 3. У цьому ж розділі буде пояснено як орієнтуватися в коді великих програм що містять численну кількість конструкцій вибору та операторних блоків.
69132. Алгоритмічна конструкція повторення. Цикл з передумовою, постумовою, лічильником. Переривання циклу 83.5 KB
  У заголовку циклу зазначається умова завершення циклу а тіло циклу являє собою блок операторів що повторюються. Кожне виконання операторів тіла циклу супроводжується перевіркою умови завершення циклу і називається його ітерацією.
69133. Підпрограми, їх різновиди та способи використання. Процедури та функції користувача. Стандартні процедури та функції 83.5 KB
  Одним із найпростіших і найважливіших застосувань циклічних структур є генерування рекурентних послідовностей. Ефективність розв’язання деяких математичних задач цілком залежить від вибору рекурентної послідовності та способу її обчислення. До таких задач належать, зокрема...