61502

Фотоискусство. История фотографии

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель как основной результат урока: Получение и формирование новых знаний о фотоискуссвте развитие воображения и интереса к фотоискусству. Задачи воспитания: способствовать формированию эстетического чувства художественных вкусов воспитывать эмоциональную отзывчивость научения...

Русский

2014-05-28

36.31 KB

7 чел.

КАРТОЧКА УРОКА

Класс: 5 А. Учебная дисциплина (курс): “Искусство”

Урок № 4.   Тема урока: “Фотоискусство. История фотографии»

Цель как основной результат урока: Получение  и формирование новых знаний о фотоискуссвте, развитие воображения и интереса к фотоискусству. Понять какое место занимает фотоискусство в жизни человека, какую роль играет, является ли вообще видом искусства.

.

 

2.Задачи 

-воспитания: способствовать формированию эстетического чувства, художественных вкусов, воспитывать эмоциональную отзывчивость

- научения: актуализировать и упорядочить полученные знания, сформировать чёткое представление о истории возникновения фотографии, о фотоискусстве, сформулировать предназначение и особенности фотографии, показать актуальность полученных знаний.

-развития: способствовать формированию умения различать виды и типы фотографий, умению анализировать увиденное, способности критического мышления и аргументации своей позиции в отношении задаваемых вопросов, научить не бояться публично выступать. Развить интерес к фотоискусству.

3. методы обучения:  - Методы формирования интереса к учению – учебная дискуссия, Перцептивные методы - рассказ, беседа с учениками, методы устного контроля. 

4.Основные понятия,  изучаемые на уроке: Фотография, камера обскура, негатив, позитив, цветная фотография, цифровая фотография.

5.Основные персоналии изучаемые на уроке : Жозеф Ньепс, Уильям Тальбот, Джордж Истман, Джеймс Масквелл.

6.Задания для учащихся на уроке:  - делать нужные записи, активно отвечать на вопросы, выполнить творческое задание –  дополнить предложения на розданных листиках - необходима вписать недостающие слова. 

7.Домашнее задание: подготовиться к проверочной по теме история фотографии, написать мини-сочинение про любую свою любимую фотографию, приложить к сочинению эту фотографию.

8.Список литературы к уроку для учителя  Ролан Барт «Camera lucida. Комментарий к фотографии» Издательство: Ад Маргинем Пресс, 2011год 185 стр.

Валерий Стигнеев «Популярная эстетика фотографии», изд.: Три квадрата, 2011г., стр. 72

Мишель Фризо «Новая история фотографии», изд.: Machina, 2008г., стр. 205

9.Специальное оборудование и материалы для учителя – проектор, презентация, раздаточный материал –карточки на которых необходима дописать не достающие слова в предложениях.

Структура урока (с указанием продолжительности каждой стадии урока):

 

1.Организация начала занятия ( приветствие + проверка присутствующих)  – 5мин

       2. Подготовка к основному этапу занятия – 5 мин

4. Усвоение новых знаний – 15 мин

5. Проверка понимания – 9 мин

5. Закрепление знаний – 5 мин

7. Домашнее задание – 3 мин.

*Задание на уроке

Вставьте пропущенные слова в предложения:

История фотографии началась с ………………………………….-прообраз фотоаппарата, но в точности не известно кем и когда она была создана.

С латинского сamera obskura  переводится как ……………………………

Фотография буквально переводится как «писать светом». Возникла фотография в ……веке.

Именно Ж………..  Н………….    Н……………  в 1826 году получил первое фотоизображение с помощью камеры-обскуры на цинковой пластине, покрытой светочувствительной асфальтом. Первое фото было сделано из окна его мастерской и на нём изображалось…………………………… ………

В 1835 году английский физик У………….. Т………………….  изобрёл отпечаток фотографии - …………………..- тона и цвета такого изображения прямо противоположны цветам и тонам оригинала,т.е. светлые области- тёмные. Также именно он изобрёл и первый ……………………………- изображение , в котором полутона объекта съёмки отображаются такими же полутонами на изображении. Официально днём рождения фотографии является …………………………….

В 1889 году в истории фотографии появляется имя Д……………………

И…………….К…………….. , который изобрёл первую в мире фотоплёнку в виде рулона ,а позже и фотокамеру «…………………..»

Цветная фотография возникла только в конце……………..века.

А цифровая фотография возникла  в 19.. году и активно развивается и сейчас.

Терминологическая картотека

Фотография - (от греч. фото – свет, граф – рисую, пишу) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним человеком. Возникла в 19 веке.(Ролан Барт «Camera lucida. Комментарий к фотографии» Издательство: Ад Маргинем Пресс, 2011год 185 стр)

Камера обскура— прообраз фотоаппарата, простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов.(Валерий Стигнеев «Популярная эстетика фотографии», изд.Три квадрата, 2011г., стр. 72)

НЕГАТИ́В - (от ·лат. negativum - отрицательное). Изображение снимаемого предмета на светочувствительной пластинке, в котором светлые места являются темными и наоборот.

(Д.Н. Ушаков  Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия) - http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-34221.htm)

Позитив -  изображение, в котором полутона объекта съемки отображаются такими же полутонами на изображении. Более светлые места (света́) объекта съемки выглядят светлыми и наоборот, тени выглядят темными. На цветном позитиве цвета объекта съемки отображаются такими же цветами изображения.

((Д.Н. Ушаков  Большой толковый словарь современного русского языка (онлайн версия) - http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-34221.htm)

Цветная фотография - появилась в середине XIX века. Первый устойчивый цветной фотоснимок был сделан в 1861 годуДжеймсом Максвеллом по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения).

Для получения цветного снимка по этому использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции (а позднее, и в печати) цветное изображение.

(Мишель Фризо «Новая история фотографии», изд.: Machina, 2008г., стр. 205)

 Цифровая фотография — относительно молодая, но популярная технология, зародившаяся в 1981 году, когда компания Sony выпустила на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей, записывающей снимки на диск. Этот аппарат не был цифровым в современном понимании (на диск записывался аналоговый сигнал), однако позволял отказаться от фотоплёнки. Первая полноценная цифровая камера — DCS 100 — была выпущена в 1990 году компанией Kodak.

Принцип работы цифровой камеры заключается в фиксации светового потока матрицей и преобразования этой информации в цифровую форму.

(Мишель Фризо «Новая история фотографии», изд.: Machina, 2008г., стр. 206)

Основные персоналии:

Жозеф Ньепс -  7 марта 1765 — 5 июля 1833) —французский изобретатель, наиболее известен как первооткрыватель фотографии.

Родился в городе Шалон-сюр-Сон в Бургундии в аристократической семье. Его отец был советником Людовика XV, мать — дочерью известного юриста[1]. В Шалоне семья располагала большим имуществом. Жозеф учился в колледжах Шалона, Труа и Анже с 1780 по 1788 год ораторскому искусству. Первым изобретением был пиреолофор — двигатель внутреннего сгорания, с помощью которого можно было двигать лодку по Сене. В 1816 году Ньепс начал работать над получением фотографического изображения. Изначально использовалась серебряная соль, которая чернеет при контакте с дневным светом. Ньепс смог получить негатив, однако при высвобождении серебряной соли из камеры снимок весь почернел. В дальнейшем Ньепс пытался использовать медную, или известняковую пластинку, покрытую асфальтом. Впервые Жосеф Ньепс получил зафиксированное изображение около 1822 года — «Накрытый стол».

В 1829 году 64-летний Ньепс был болен. Он и его брат Клод истратили все свои деньги, полученные по наследству, на различного рода изобретения, но ни одно не сделало их богатыми. Гелиография стала основным его занятием, и он отдал ей все свои силы. Умер Жозеф Ньепс в 1833 году.

(http://photo.far-for.net/content.php?r=2&p=4)

Уильям Генри Фокс Тальбот - 11 февраля 1800 — 17 сентября 1877— английский физик и химик, один из изобретателей фотографии.

Изобрёл негативно-позитивный процесс, то есть способ получения на светочувствительном материале негативного изображения, с которого можно получить неограниченное число позитивных копий.

В 1835 году создал первый негатив, в качестве носителя изображения Тальбот использовал бумагу, пропитанную нитратом серебра и раствором соли. Он фотографировал окно своей библиотеки изнутри, камерой с оптической линзой, величиной всего 8 см.

В 1841 году Тальбот зарегистрировал патент на негативно-позитивный способ создания фотоснимков. Для съёмки он использует йодо-серебряную бумагу, проявляет с помощью и нитрата серебра. Фиксирует с помощью тиосульфата натрия. Получившийся негатив он опускает в ёмкость с воском, который делает снимок прозрачным. После этого он накладывает прозрачный негатив на чистую йодо-серебряную бумагу, экспонирует и получает позитивную копию после проявления и фиксации.Также открыл эффект Тальбо — самовоспроизведение изображения периодической решетки.

(http://www.worldofnature.ru/index.php?option=com_library&view=page&id=178)

Джордж Истман - 12 июля 1854 — 14 марта 1932 —американский бизнесмен и изобретатель, основатель компании Eastman Kodak. 

В возрасте 24 лет Истмен решил отдохнуть в Санто-Доминго и запечатлеть на фотопластинки все красоты города. Однако купленный фотоаппарат оказался настолько громоздким и неудобным в транспортировке и эксплуатации, что он решил отказаться от этой идеи. Но с этого момента все его мысли были заняты фотографией: он поставил перед собой цель максимально упростить этот трудоёмкий процесс[1].

В 1879 году Истмен построил машину для изготовления сухих броможелатиновых фотографических пластинок, а с сентября 1880 года начал выпускать сами фотопластинки. 1 июня 1881 года была зарегистрирована «Компания сухих пластинок Истмена. В 1883 году его фирма выпустила рулонную плёнку, которая подходила практически ко всем фотоаппаратам со стеклянными пластинками. В 1884 году партнерство Истмен-Стронг дало начало новой фирме — «Компании по производству сухих пластинок и фотопленки»

Летом 1888 года был выпущен первый фотоаппарат под маркой Kodak. Он представлял собой небольшую ящичную камеру: затвор был с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, а заряжался фотоаппарат плёнкой на 100 кадров. Его полная стоимость составляла 25 долларов].

В последние 2 года жизни здоровье Истмена резко ухудшилось, и вскоре он узнал от врача, что неизлечимо болен. 14 марта 1932 года он покончил жизнь самоубийством, выстрелив из пистолета себе в сердце. Джордж Истмен, который так и не женился, был похоронен на территории основанной им компании Kodak в Рочестере.

(http://wwwru.kodak.com/RU/ru/corp/aboutKodak/kodakHistory/eastman.shtml)

Джеймс Клерк Ма́ксвелл 13 июня 1831Эдинбург,Шотландия — 5 ноября 1879КембриджАнглия— британский физик и математик, изобритатель первой цветной фотографии.

Шотландец по происхождению. Член Лондонского королевского общества (1861). Максвелл заложил основы современной классической электродинамики (уравнения Максвелла), ввёл в физику понятия тока смещения и электромагнитного поля, получил ряд следствий из своей теории (предсказание электромагнитных волн, электромагнитная природа светадавление света и другие)В июне 1860 года на съезде Британской ассоциации в Оксфорде Максвелл сделал доклад о своих результатах в области теории цветов, подкрепив их экспериментальными демонстрациями с помощью цветового ящика. Позже в том же году Лондонское королевское общество наградило его медалью Румфорда за исследования по смешению цветов и оптике. 17 мая 1861 года на лекции в Королевском институте (Royal Institution) на тему «О теории трёх основных цветов» Максвелл представил ещё одно убедительное доказательство правильности своей теории — первую в мире цветную фотографию, идея которой возникла у него ещё в 1855 году[56]. Вместе с фотографом Томасом Саттоном(англ. Thomas Sutton) было получено три негатива цветной ленты на стекле, покрытом фотографической эмульсией (коллодий). Негативы были сняты через зелёный, красный и синий фильтры (растворы солей различных металлов). Освещая затем негативы через те же фильтры, удалось получить цветное изображение. Как было показано спустя почти сто лет сотрудниками фирмы «Кодак», воссоздавшими условия опыта Максвелла, имевшиеся фотоматериалы не позволяли продемонстрировать цветную фотографию и, в частности, получить красное и зелёное изображения. Тем не менее, в опыте Максвелла содержался верный принцип получения цветной фотографии, использованный спустя многие годы, когда были открыты светочувствительные красители.

(http://ru.wikipedia.org/wiki/Масквелл)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31513. Тарифна система оплати праці та її складові 224 KB
  Тарифна система оплати праці та її складові Зміст учбового матеріалу: Тарифна система та її призначення. Довідник кваліфікаційних характеристик професій працівників. Тарифні ставки працівників. Тарифна система та її призначення Тарифне нормування оплати праці – це складова організації заробітної плати що здійснюється за допомогою тарифної системи і являє собою сукупність фіксованих норм оплати за роботу в межах норм праці трудових обов’язків а також норм оплати праці за роботу понад норму праці.
31514. Оплата праці та її організація в умовах трансформації соціально-трудових відносин 192.5 KB
  Оплата праці та її організація в умовах трансформації соціальнотрудових відносин Зміст учбового матеріалу: Системи оплати праці: сутність ознаки взаємозв’язок та взаємозалежність. Відрядна форма оплати праці: сутність та види. Почасова форма оплати праці: сутність та види. Безтарифна система оплати праці.
31515. Аналіз і планування трудових показників 131.5 KB
  Аналіз і планування трудових показників Зміст учбового матеріалу: Планування продуктивності праці: методичні основи Розроблення плану продуктивності праці Планування й аналіз чисельності працівників Планування й аналіз заробітної плати 1. Методичні основи планування продуктивності праці Основними трудовими показниками є: продуктивність праці; чисельність працівників; фонд заробітної плати; середня заробітна плата Трудові показники визначаються технікоекономічними та іншими факторами виробництва: технікоорганізаційним рівнем...
31516. Міжнародна організація праці: значення, вплив на розвиток та методи регулювання соціально-трудових відносин 101.02 KB
  МОП: цілі завдання та структура 2. Основні види діяльності МОП 3. МОП: цілі завдання та структура Міжнародна організація праці МОП – це міжурядова установа яка вирішує проблеми зайнятості населення. МОП була створена у 1919 р.
31517. Праця як об’єкт вивчення дисципліни „Економіка праці і соціально-трудові відносини” та основа життєдіяльності суспільства 96 KB
  Праця як об’єкт вивчення дисципліни Економіка праці і соціальнотрудові відносини†та основа життєдіяльності суспільства Зміст учбового матеріалу: Діяльність та її види Праця як об’єкт вивчення дисципліни “Економіка праці і соціальнотрудові відносиниâ€: предмет завдання зміст методи вивчення Система понять про працю: сутність характер аспекти розгляду Виробничий фактор праці Місце дисципліни в загальній системі економічних наук 1. Праця як об’єкт вивчення дисципліни “Економіка праці і соціальнотрудові ресурсиâ€:...
31518. Ринок праці: зовнішній та внутрішньофірмовий 171 KB
  Ринок праці: зовнішній та внутрішньофірмовий Зміст учбового матеріалу: І. Зовнішній ринок праці: 1. Поняття ринку праці його елементи та функції 2. Структура типи сегменти ринку праці 3.
31519. Трудові ресурси і трудовий потенціал суспільства 133.5 KB
  Трудові ресурси і трудовий потенціал суспільства Зміст учбового матеріалу: Населення як суб’єкт соціальноекономічних відносин. Населення як суб’єкт соціальноекономічних відносин. Населення – це сукупність людей яка склалася історично та проживає на певній території. В залежності від його ролі у формуванні розвитку та реалізації виробничих відносин можна поділити на три функціональні групи: перша група – населення пов’язане з виконанням господарських функцій промислові сільськогосподарські транспортні тощо.
31520. Зайнятість населення та безробіття 217.5 KB
  Зайнятість населення та безробіття Зміст учбового матеріалу: Зайнятість населення: сутність види класифікація Безробіття як складне економічне соціальне і психологічне явище Система показників оцінки ринку праці зайнятості та безробіття Регулювання зайнятості населення Програми сприяння зайнятості Зайнятість населення: сутність види класифікація Зайнятість населення являє собою діяльність частини населення щодо створення суспільного продукту національного доходу. Економічна сутність зайнятості полягає у тому що вона...
31521. Соціально-трудові відносини та соціальне партнерство 206 KB
  Соціальнотрудові відносини та соціальне партнерство Зміст учбового матеріалу: Сутність соціальнотрудових відносин та особливості формування в умовах ринкової економіки. Система соціального захисту і соціальної забезпеченості Сутність соціального партнерства 1. Сутність соціальнотрудових відносин та особливості формування в умовах ринкової економіки. Соціальнотрудові відносини – це взаємозалежність і взаємодія суб’єктів цих відносин яка виникає в процесі праці і спрямована на регулювання умов трудового життя.