61505

Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

После того как собака укусила Пичугина как меняется город из лавок высовываются сонные физиономии и скоро собирается толпа. Как все произошло в действительности знают только двое но к сожалению собака не умеет разговаривать.

Русский

2014-05-28

15.54 KB

0 чел.

Костюченко Софья.         РЛ 08 02

Урок 2.

Тема: Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения.

Цель:

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить понятия сатирического характера

- выявить роль художественной детали в создании сатирического характера

Развивающие:

- развитие монологической речи

Воспитательные:

- формирование у учеников уважение к окружающим в ходе урока.


Отрывок урока.

Образы героев.

Ребята, каким нам показывает город Чехов? Давайте прочитаем прям первый абзац.

- кругом тишина, на площади ни души. Нет даже нищих.

После того, как собака укусила Пичугина, как меняется город?

- из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро собирается толпа.

Что их пробудило?

- Простое любопытство, скандал, даровая потеха.

Кратко обсудим, кто герои этого рассказа и какие они.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Как вы можете описать очумелова?

Важный он. Говорит: «я этого так не оставлю».

Кто он по должности?

по своей должности обязан служить закону и наводить порядок на участке.

Справляется ли он со своей должностью?

Мы узнаем из ситуации, в которую он волей случая оказывается втянутым.

Как все произошло в действительности, знают только двое, но, к сожалению, собака не умеет разговаривать. Конечно, золотых дел мастер Хрюкин — не самый последний человек на рынке, поэтому если собака бездомная или если ее хозяин беден, то несомненно, прав пострадавший. В этом случае Очумелов советует Хрюкину не оставлять дела, добиваясь справедливости, а щенка, то есть «бродячий скот» и «подлость одну», нужно немедленно истребить.

Но тут появляется версия, что собака генеральская. И этот факт меняет поведение очумелова.

Как меняется поведение его. Когда он думает, что собака генеральская?

«Цуцик», «нежная тварь», может дотянуться до пальца высокого Хрюкина, если только тот не дразнил его или, еще хуже, не расковырял себе палец гвоздиком?

Да ребята, заметили, что решение полицейского надзирателя меняется с такой быстротой, что настоящему хамелеону с его сменой окраски за Очумеловым просто не угнаться.

Теперь мы видим, что автор не зря назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться.

А как ведет себя хрюкин и остальные в это время?

Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски.

Из толпы: «- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!»

И мнения все время меняются, генеральская это собака или нет.

А хрюкин как себя ведет?

Хрюкина укусила собака и он радуется возможности получить от неизвестного хозяина собаки компенсацию. Особый юмористический эффект вызывают разногласия в словах Хрюкина: то он утверждает, что «сейчас все равны», но сразу же с угрозой в голосе сообщает: «у меня у самого брат в жандармах».

Как вам кажется, ребята, Чехов специально дал свои героям такие фамилии: хрюков, очумелов?

- да

А почему такие?

Это говорящие фамилии, они отражают сущность героев, их поведение.

Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения.

В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55307. Сучасний стан розвитку сільськогосподарського машинобудування. Основні центри. Проблеми і перспективи розвитку галузі 23.86 KB
  У розвитку цієї важливої для України галузі склалася складна ситуація, зумовлена насамперед руйнуванням колишніх економічних звязків. У минулому потреби в комплектуючих на 70% задовольнялися за рахунок імпорту з Росії.
55308. Важке машинобудування, його роль у розвитку промисловості та економіки України. Структура галузі. Особливості сучасного розміщення виробництва 25.47 KB
  Важке машинобудування – це виробництво гірничо-шахтного, підйомно-транспортного, металургійного та енергетичного устаткування. Його характеризує низька трудомісткість і транспортабельність продукції, висока металомісткість
55309. Основні форми і особливості розвитку зовнішньоекономічних зв`язків України в сучасних умовах 25.7 KB
  Основні показники зовнішньої торгівлі: обсяг товарообігу, структура експорту та імпорту, сальдо зовнішньоторговельного балансу, географія торгівлі. Структура товарообігу обумовлена загальним економічним потенціалом країни; галузевою структурою економіки
55310. ОТ ПРОБЛЕМЫ В ОБУЧЕИИ К ПРОБЛЕМНОМУ ОБУЧЕНИЮ 81 KB
  Проблемное обучение предполагает творческое участие обучаемых в процессе освоения новых знаний формирование познавательных интересов и творческого мышления высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учеников. Содержание дидактической структуры урока...
55311. Проблемные ситуации на уроках математики 27 KB
  Сколько стоит покупка задачи с недостающими данными; В задачах этого типа отсутствуют некоторые данные вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным.
55312. Диагностика познавательных процессов 118.5 KB
  Педагогическая диагностика - это подраздел педагогики изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.
55313. Косичка 45.5 KB
  Воспитательная: содействовать воспитанию аккуратности Оборудование учителя: образец косички этапы ее изготовления заготовки косичек для учеников Оборудование ученика: гофрированная бумага клей картон Оформление доски...
55314. Спостереження за вимовою парних дзвінких і глухих приголосних звуків 2.02 MB
  Мета: Вчити дітей правильно вимовляти і писати слова із дзвінкими і глухими приголосними звуками поглибити уявлення школярів про дзвінкі і глухі приголосні звуки.