61505

Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

После того как собака укусила Пичугина как меняется город из лавок высовываются сонные физиономии и скоро собирается толпа. Как все произошло в действительности знают только двое но к сожалению собака не умеет разговаривать.

Русский

2014-05-28

15.54 KB

0 чел.

Костюченко Софья.         РЛ 08 02

Урок 2.

Тема: Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения.

Цель:

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить понятия сатирического характера

- выявить роль художественной детали в создании сатирического характера

Развивающие:

- развитие монологической речи

Воспитательные:

- формирование у учеников уважение к окружающим в ходе урока.


Отрывок урока.

Образы героев.

Ребята, каким нам показывает город Чехов? Давайте прочитаем прям первый абзац.

- кругом тишина, на площади ни души. Нет даже нищих.

После того, как собака укусила Пичугина, как меняется город?

- из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро собирается толпа.

Что их пробудило?

- Простое любопытство, скандал, даровая потеха.

Кратко обсудим, кто герои этого рассказа и какие они.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Как вы можете описать очумелова?

Важный он. Говорит: «я этого так не оставлю».

Кто он по должности?

по своей должности обязан служить закону и наводить порядок на участке.

Справляется ли он со своей должностью?

Мы узнаем из ситуации, в которую он волей случая оказывается втянутым.

Как все произошло в действительности, знают только двое, но, к сожалению, собака не умеет разговаривать. Конечно, золотых дел мастер Хрюкин — не самый последний человек на рынке, поэтому если собака бездомная или если ее хозяин беден, то несомненно, прав пострадавший. В этом случае Очумелов советует Хрюкину не оставлять дела, добиваясь справедливости, а щенка, то есть «бродячий скот» и «подлость одну», нужно немедленно истребить.

Но тут появляется версия, что собака генеральская. И этот факт меняет поведение очумелова.

Как меняется поведение его. Когда он думает, что собака генеральская?

«Цуцик», «нежная тварь», может дотянуться до пальца высокого Хрюкина, если только тот не дразнил его или, еще хуже, не расковырял себе палец гвоздиком?

Да ребята, заметили, что решение полицейского надзирателя меняется с такой быстротой, что настоящему хамелеону с его сменой окраски за Очумеловым просто не угнаться.

Теперь мы видим, что автор не зря назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться.

А как ведет себя хрюкин и остальные в это время?

Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски.

Из толпы: «- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!»

И мнения все время меняются, генеральская это собака или нет.

А хрюкин как себя ведет?

Хрюкина укусила собака и он радуется возможности получить от неизвестного хозяина собаки компенсацию. Особый юмористический эффект вызывают разногласия в словах Хрюкина: то он утверждает, что «сейчас все равны», но сразу же с угрозой в голосе сообщает: «у меня у самого брат в жандармах».

Как вам кажется, ребята, Чехов специально дал свои героям такие фамилии: хрюков, очумелов?

- да

А почему такие?

Это говорящие фамилии, они отражают сущность героев, их поведение.

Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения.

В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55263. Основні фактори розміщення продуктивних сил, їх вплив на розміщення виробництва 25.69 KB
  Фактори розміщення це реалізація закономірностей і принципів при врахуванні конкретних умов, що впливають на вибір місць розташування промислових підприємств і формування територіально-виробничих комплексів.
55264. Поняття компютерної презентації. Основне призначення системи підготовки презентації 68.5 KB
  Мета уроку: навчальна: отримати уявлення про мультимедіа, познайомитися з програмою для створення мультимедійних презентацій; навчитися технології створення і демонстрації електронних презентацій; розвиваюча: розвиток мислення, пізнавальних інтересів, навиків роботи на компютері, роботи з мультимедійними програмними засобами...
55265. Чисельність населення України, особливості його динаміки. Природний рух населення. Демографічна ситуація в Україні, основні шляхи її розв’язання 25.61 KB
  Демографічні передумови є найважливішою складовою розміщення продуктивних сил. Населення країни фактор її комплексного економічного та соціального розвитку. Населення це трудові ресурси і споживач, яке впливає на формування міжрайонних функцій виробництва, потужність і структуру потоку продукції, що вивозиться за межі певної території, розвиток місцевого виробництва.
55266. Комп’ютерна презентація 107.5 KB
  Мета: 1) ввести поняття “презентація”, навчити учнів проектувати презентації, ознайомити з програмою Power Point та її можливостями. З’ясувати призначення комп’ютерної презентації. 2) розвивати алгоритмічне та логічне мислення, вміння порівнювати, виділяти головне, роботи узагальнення і висновки. Розвивати пізнавальну, комунікативну та інформаційну компетентності.
55268. Принципи економічного районування України. Районний господарський комплекс та його галузева структура (три групи галузей) 25.18 KB
  Спеціалізація як основна народногосподарська функція (спеціалізація району на певних виробництвах і послугах певною мірою відповідає його географічному розташуванню, природним, економічним і соціальним умовам та спирається на раціональний поділ праці з іншими районами);
55269. Пригоди в осінньому лісі 44 KB
  Любі гості мами й тата В дитсадку у нас розвага Починаємо увага Під музику заходять діти сідають. Погляньте діти у віконце: Де сховалось наше сонце Хмарини у небі пропливають Холодним дощиком лякають. Кукловська Діти виконують пісню Осінь сл. Діти давайте разом попросимо дощик щоб він перестав.
55270. Казкові пригоди 40 KB
  Математика: продовжувати вчити дітей орієнтуватись в просторі; розв’язувати цікаві математичні задачі; формувати навички орієнтування в часі; закріплювати знання цифр у межах 10 вміння їх відшукувати на картинках; назви геометричних фігур та їхні ознаки; назви днів тижня частини доби місяців.