61505

Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

После того как собака укусила Пичугина как меняется город из лавок высовываются сонные физиономии и скоро собирается толпа. Как все произошло в действительности знают только двое но к сожалению собака не умеет разговаривать.

Русский

2014-05-28

15.54 KB

0 чел.

Костюченко Софья.         РЛ 08 02

Урок 2.

Тема: Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения.

Цель:

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить понятия сатирического характера

- выявить роль художественной детали в создании сатирического характера

Развивающие:

- развитие монологической речи

Воспитательные:

- формирование у учеников уважение к окружающим в ходе урока.


Отрывок урока.

Образы героев.

Ребята, каким нам показывает город Чехов? Давайте прочитаем прям первый абзац.

- кругом тишина, на площади ни души. Нет даже нищих.

После того, как собака укусила Пичугина, как меняется город?

- из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро собирается толпа.

Что их пробудило?

- Простое любопытство, скандал, даровая потеха.

Кратко обсудим, кто герои этого рассказа и какие они.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Как вы можете описать очумелова?

Важный он. Говорит: «я этого так не оставлю».

Кто он по должности?

по своей должности обязан служить закону и наводить порядок на участке.

Справляется ли он со своей должностью?

Мы узнаем из ситуации, в которую он волей случая оказывается втянутым.

Как все произошло в действительности, знают только двое, но, к сожалению, собака не умеет разговаривать. Конечно, золотых дел мастер Хрюкин — не самый последний человек на рынке, поэтому если собака бездомная или если ее хозяин беден, то несомненно, прав пострадавший. В этом случае Очумелов советует Хрюкину не оставлять дела, добиваясь справедливости, а щенка, то есть «бродячий скот» и «подлость одну», нужно немедленно истребить.

Но тут появляется версия, что собака генеральская. И этот факт меняет поведение очумелова.

Как меняется поведение его. Когда он думает, что собака генеральская?

«Цуцик», «нежная тварь», может дотянуться до пальца высокого Хрюкина, если только тот не дразнил его или, еще хуже, не расковырял себе палец гвоздиком?

Да ребята, заметили, что решение полицейского надзирателя меняется с такой быстротой, что настоящему хамелеону с его сменой окраски за Очумеловым просто не угнаться.

Теперь мы видим, что автор не зря назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться.

А как ведет себя хрюкин и остальные в это время?

Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски.

Из толпы: «- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!»

И мнения все время меняются, генеральская это собака или нет.

А хрюкин как себя ведет?

Хрюкина укусила собака и он радуется возможности получить от неизвестного хозяина собаки компенсацию. Особый юмористический эффект вызывают разногласия в словах Хрюкина: то он утверждает, что «сейчас все равны», но сразу же с угрозой в голосе сообщает: «у меня у самого брат в жандармах».

Как вам кажется, ребята, Чехов специально дал свои героям такие фамилии: хрюков, очумелов?

- да

А почему такие?

Это говорящие фамилии, они отражают сущность героев, их поведение.

Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения.

В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63183. ТЕМАТИЧНЕ ОЦІНЮВАННЯ ЗА ТЕМОЮ «ВИНИКНЕННЯ ТА РОЗВИТОК КИЇВСЬКОЇ РУСІ» 19.09 KB
  У 907 році київський князь Олег згідно з легендою літопису повісив на воротах Константинополя свій щит. а показати жителям міста свою приязнь до них; б підкреслити: Візантія віднині під владою Олега; в символічно засвідчити перемогу Київського князя над містом.
63185. Культура та вірування людей за первісних часів 23.4 KB
  Мета: ознайомити учнів із розвитком знань мистецтва та релігійних вірувань перших людей; показати прикладний характер знань давньої людини звязок релігійних уявлень із господарською діяльністю наших предків.
63187. Узагальнення матеріалу з теми «Життя людей за первісних часів» 21.58 KB
  Після цього уроку учні зможуть: називати основні поняття із якими ознайомилися впродовж вивчення теми; називати хронологічні межі палеоліту неоліту енеоліту та бронзового віку основні заняття людей за різних періодів первісного суспільства...
63190. Громадянство України 26.18 KB
  Мета: розкрити зміст понять громадянин громадянство; ознайомити учнів з основними нормами Закону України Про громадянство України; навчити розрізняти статус громадянина іноземця особи без громадянства...
63191. Утворення Єгипетської держави 30.29 KB
  Мета: ознайомити учнів із природними умови та розташуванням Давнього Єгипту розглянути процес утворення держави в Давньому Єгипті; визначити функції держави в єгиптян; удосконалити навички роботи учнів у групах.