61505

Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

После того как собака укусила Пичугина как меняется город из лавок высовываются сонные физиономии и скоро собирается толпа. Как все произошло в действительности знают только двое но к сожалению собака не умеет разговаривать.

Русский

2014-05-28

15.54 KB

0 чел.

Костюченко Софья.         РЛ 08 02

Урок 2.

Тема: Художественная деталь как средство характеристики героя литературного произведения.

Цель:

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить понятия сатирического характера

- выявить роль художественной детали в создании сатирического характера

Развивающие:

- развитие монологической речи

Воспитательные:

- формирование у учеников уважение к окружающим в ходе урока.


Отрывок урока.

Образы героев.

Ребята, каким нам показывает город Чехов? Давайте прочитаем прям первый абзац.

- кругом тишина, на площади ни души. Нет даже нищих.

После того, как собака укусила Пичугина, как меняется город?

- из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро собирается толпа.

Что их пробудило?

- Простое любопытство, скандал, даровая потеха.

Кратко обсудим, кто герои этого рассказа и какие они.

Учащиеся высказывают свое мнение.

Как вы можете описать очумелова?

Важный он. Говорит: «я этого так не оставлю».

Кто он по должности?

по своей должности обязан служить закону и наводить порядок на участке.

Справляется ли он со своей должностью?

Мы узнаем из ситуации, в которую он волей случая оказывается втянутым.

Как все произошло в действительности, знают только двое, но, к сожалению, собака не умеет разговаривать. Конечно, золотых дел мастер Хрюкин — не самый последний человек на рынке, поэтому если собака бездомная или если ее хозяин беден, то несомненно, прав пострадавший. В этом случае Очумелов советует Хрюкину не оставлять дела, добиваясь справедливости, а щенка, то есть «бродячий скот» и «подлость одну», нужно немедленно истребить.

Но тут появляется версия, что собака генеральская. И этот факт меняет поведение очумелова.

Как меняется поведение его. Когда он думает, что собака генеральская?

«Цуцик», «нежная тварь», может дотянуться до пальца высокого Хрюкина, если только тот не дразнил его или, еще хуже, не расковырял себе палец гвоздиком?

Да ребята, заметили, что решение полицейского надзирателя меняется с такой быстротой, что настоящему хамелеону с его сменой окраски за Очумеловым просто не угнаться.

Теперь мы видим, что автор не зря назвал свой рассказ «Хамелеон». Мы видим, как разительно меняется Очумелов в зависимости от обстоятельств, меняется его поведение, его речь. Становится очевидным, что полицейский надзиратель — воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться.

А как ведет себя хрюкин и остальные в это время?

Любопытно, что и Хрюкин, и толпа обывателей ведут себя тоже по-хамелеонски.

Из толпы: «- Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она - не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!»

И мнения все время меняются, генеральская это собака или нет.

А хрюкин как себя ведет?

Хрюкина укусила собака и он радуется возможности получить от неизвестного хозяина собаки компенсацию. Особый юмористический эффект вызывают разногласия в словах Хрюкина: то он утверждает, что «сейчас все равны», но сразу же с угрозой в голосе сообщает: «у меня у самого брат в жандармах».

Как вам кажется, ребята, Чехов специально дал свои героям такие фамилии: хрюков, очумелов?

- да

А почему такие?

Это говорящие фамилии, они отражают сущность героев, их поведение.

Таким образом, в рассказе описан не единичный случай, а дан психологически обоснованный тип общественного поведения.

В «Хамелеоне» Чехов осуждает трусость холопствующих перед сильными мира сего. Он смеется над теми, кто заискивает и лебезит, бледнея и растерянно улыбаясь. Такие люди вызывают насмешку и презрение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6395. Мировоззрение и его исторические типы 72.5 KB
  Мировоззрение и его исторические типы Менталитет и мировоззрение Мировоззрение в современную эпоху Исторические типы мировоззрения Мифология как исторически первый тип мировоззрения Религия как тип мировоззрения Ме...
6396. Философия как тип мировоззрения 62.5 KB
  Философия как тип мировоззрения Философия и другие типы мировоззрения Структура философии Различные типы философствования Философия и другие типы мировоззрения Любое мировоззрение связано с осмыслением мира, выявлением смысла. В ми...
6397. История философии и ее связь с историческим процессом 99 KB
  История философии и ее связь с историческим процессом Происхождение философии Основные этапы развития европейской философии Особенности развития русской философии Происхождение философии. Философия возникла одновременно в древнейших...
6398. Материя как предмет философского осмысления 66.5 KB
  Материя как предмет философского осмысления Онтология и проблема бытия Проблема материи в истории философии Атрибуты материи Онтология и проблема бытия Одним из центральных разделов философии является онтология - уче...
6399. Сознание как проблема философии 58 KB
  Сознание как проблема философии Основные философские позиции по проблеме сознания Теория отражения. Основные философские позиции по проблеме сознания. Представители объективного идеализма (Платон, Гегель) трактуют сознание, дух как вечное п...
6400. Диалектика как теоретическая система и метод познания 98.5 KB
  Диалектика как теоретическая система и метод познания Исторические типы метафизики и диалектики Системность Детерминизм Развитие Исторические типы метафизики и диалектики Еще с древности люди заметили, что всем предметам и явлениям ми...
6401. Проблема человека в философии 71 KB
  Проблема человека в философии Проблема человека в истории философии Проблема антропосоциогенеза Природа человека Проблема человека является центральной для всей духовной культуры общества, т.к. только через себя мы понимаем окружающий мир, о...
6402. Человеческая деятельность и ее содержание 116 KB
  Человеческая деятельность и ее содержание Освоение и отчуждение. Проблема свободы. Основные способы освоения мира человеком. Познание. Практически-духовное освоение мира Освоение и отчуждение. Проблема свободы. Центральной проблемой...