61507

Физические явления в химии. Химические реакции. Химические уравнения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

За время моей педагогической практики мы с вами изучим блок Изменения происходящие с веществами. Жидкая вода лед и пар не разные вещества а одно и то же вода в разных агрегатных состояниях.

Русский

2014-05-28

23.9 KB

4 чел.

Конспект урока Сергеевой Ольги 465гр.

Тема урока: Физические явления в химии. Химические реакции. Химические уравнения.

Цель урока:

Образовательная:

- Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;

- Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека;

- Способствовать усвоению понятий «физические явления»,  «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций», «химические уравнения».

Воспитательная:

- Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;

- Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.

Развивающая:

- Развивать познавательную активность;

- Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;

- Развивать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, объяснять.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы: беседа, рассказ, организация работы с учебником

Оборудование: компьютер, проектор, экран, оборудование для проведения эксперимента, презентация к уроку.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Организационный момент.

Здравствуйте. На прошлой неделе вы закончили изучение большого блока «Соединения химических элементов». За время моей педагогической практики мы с вами изучим блок «Изменения, происходящие с веществами».

Тема нашего сегоднешнего урока «Физические явления в химии. Химические реации. Химические уравнения»

    При испарении вода переходит в пар. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. При охлаждении вода превращается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии. Мельчайшая частичка воды – это молекула воды. Жидкая вода, лед и пар не разные вещества, а одно и то же вода в разных агрегатных состояниях.

Любой металл можно не только расплавить – перевести в жидкое состояние, но и превратить в газ. Во внешней оболочке Солнца, где температура 60000С, металлы находятся в газообразном состоянии.

Наоборот, газ путем охлаждения, может, переведен в жидкое и твердое состояние. Например: кислород при обычных условиях бесцветный газ, а при температуре – 1830 С переходит в жидкое состояние, жидкий кислород – голубого цвета, при температуре – 2180 С кислород переходит в твердое состояние – синего цвета.

Происходит ли изменение состава веществ на эти примерах?

    Правильно, во всех этих явлениях образование других веществ не происходит.

    Явления, при которых не происходит,  превращение одних веществ в другие называются физическими.

Нет.

3. Изучение нового материала.

Сегодня первую часть урока мы посвятим изучению физических явлений в химии.

Запишите, пожалуйста, в ежедневники домашнее задание: §25,26,27 читать, знать основные определения. Рабочая тетрадь физические явления, химические реакции, химические уравнения.

Тема сегодняшнего урока вам уже частично знакома из курса физики. Давайте вместе выделим признаки физических явлений. Какое изменение мы можем наблюдать со свечой?  

(скомкать лист бумаги) Какое изменение произошло?

(порвать лист бумаги) А что произошло теперь?

Теперь суммирую признаки, кто может дать определение физических явлений? (записать в тетради)

Физические свойства определяют важнейшие области применения веществ, а также их получение. Здесь и происходит взаимосвязь химии и физики. Многие способы получения чистых химических веществ, по сути, физические явления. К ним относят перегонку, кристаллизацию, фильтрование, возгонку и др.

Например, на различии температур кипения веществ основан способ дистилляции, или перегонки. Этим способом получают воду, очищенную от растворенных в ней веществ.

Давайте рассмотрим схему строения промышленной установки для непрерывной перегонки нефти. Она состоит из трубчатой печи для нагревания нефти разделительной или ректификационной, колонны, где нефть разделяется на фракции (дистилляты) – отдельные нефтепродукты. В трубчатой печи в виде змеевика расположен длинный трубопровод. Печь обогревается горящим мазутом или газом. По трубопроводу непрерывно подается нефть, в нем она нагревается до 320-350 градусов и в виде смеси жидкости и паров поступает в ректификационную колонну.  Ректификационная колонна – стальной цилиндрический аппарат высотой около 40 м. Она имеет внутри несколько десятков горизонтальных перегородок с отверстиями, так называемых тарелок. Пары нефти, поступая в колонну, поднимаются вверх и проходят через отверстия в тарелках. Постепенно охлаждаясь при своем движении вверх, они сжижаются на тех или иных тарелках в зависимости от температуры кипения и плотности. Углеводороды менее летучие и сжижаются уже на первых тарелках, образуя газойлевую фракцию, более летучие углеводороды собираются выше и образуют керосиновую фракцию, еще выше собирается лигроиновая фракция, наиболее летучие углеводороды выходят в виде паров из колонны и образуют бензин. Внизу собирается густая черная жидкость – мазут. Его используют в качестве топлива, а такде в качестве самзочных масел путем дополнительной перегонки.

Если вы помните, в прошлом семестре вы проводили эксперимент по выделению разделению соли и песка.

А в быту где используются фильтры?

Для получения чистого йода и серы используют такое физическое явление, как возгонка (сублимация).

При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлаждаемой – снова конденсируется с образованием кристаллов.

Если смешать вещества различной плотности и оставить на время (например, воду и масло), что мы увидим?

Такие смеси легко отделить друг от друга с помощью делительной воронки (видео).

Чтобы ускорить процесс отстаивания в лабораториях используют центрифугирование. Смесь помещают в центрифугу, в которой подобно карусели, пробирки интенсивно раскручиваются. Под действием центробежной силы частицы разных веществ получают различное ускорение, т.к. обладают различной плотностью, и смесь разделяется.

Запишите в тетрадь основные  способы раздения веществ.

Валеологическая пауза.

Теперь в тетрадях записываем новый заголовок «Химические реакции».

Демонстрационный опыт – горение фосфора в кислороде.

Кто мне скажет, сколько % кислорода в воздухе?

Вы уже знакомы с лакмусом?

Какого он цвета?

Какие изменения произошли с веществом в результате реакции?

В отличие от физических явлений при химических происходит превращение одних веществ в другие. Эти превращения сопровождаются внешними признаками:

-изменение цвета

-появление запаха

-выделение газа

-образование осадка

-излучение света

-выделение или поглощение теплоты.

Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими, а с поглощением теплоты – эндотермическими. Откройте учебник на стр.136 и выпишите определения. Пока вы записываете, подумайте, к какому из видов относится реакция показанная мной?

Реакции могут начаться с соприкосновения двух веществ, а могут и не начаться.. От чего это зависит?

Большенство реакции протекают только при нагревании или добавлении катализаторов.

Что требуют эндотермические реакции (с поглощением энергии)? Откуда они берут эту энергию?

И еще некоторые реакции идут только при действии электрического тока или света.

Запишите в тетрадь условия протекания химической реакции.

Задание. 1 вариант – выбрать из предложенных явлений химические. 2 вариант – физические явления.

  1.  Образование облаков
  2.  Подгорание пищи
  3.  Засахаривания варенья
  4.  Прокисание молока
  5.  Протухание куриного яица
  6.  Образование снежинок
  7.  Горение бензина
  8.  Испарение духов.

Теперь меняемся с соседом по парте и проверяем.

Запишите заголовок « Химические уравнения».

Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым.

Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.

Закон сохранения массы вещества: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее. (записать в тетради).

На основании этого закона составляют уравнения химических реакций с помощью – формул.

правила:

1.В левой части уравнения записать формулы веществ, вступающих в реакцию (реагентов). Затем поставить стрелку.

N + H

2. В правой части (после стрелки) записать формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов). Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления.

N + H → NH3

3.Уравнение реакции составляется на основе закона сохранения массы веществ,  т. е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.

Алгоритм расстановки коэффициентов

в уравнении химической реакции.

1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.

2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.

3.  Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.

4.   Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.

5.  Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в составе нескольких веществ).

N2 + 3H2 → 2NH3

Составьте уравнения реакций по следующим схемам:

1.Соляная кислота + нитрат серебра(I) →хлорид серебра(I) + азотная кислота;

2.вода+ оксид фосфора = фосфорная кислота;

3.Водород + оксид цинка → цинк + вода;

4.Кальций + бромоводородная кислота → бромид кальция + водород;

5.Оксид калия + серная кислота → сульфат калия + вода.

(Решение у доски)

Из рабочей тетради стр.93 (7)

Учебник стр. 145(2)

Плавится (тает)

Изменение агрегатного состояния

Изменение формы

Изменение размеров

Физическими явлениями называются те, в результате которых состав вещества остается без изменения, а изменяется лишь агрегатное состояние или форма и размеры тела.

Сначала мы растворяем соль в воде, отфильтровываем песок.

А затем соль выпаривают, вода испаряется, и остаются кристаллы соли.

Для очистки питьевой воды.

На  станциях очистки.

Вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу.

Разделение фаз

Возгонка, сублимация, перегонка, фильтрование.

21%

Да, фиолетового.

Фосфор превратился в оксид фосфора пять, затем образовывается фосфорная кислота.

Записывают

Энергию

Излучение света, выделение тепла

Записывают в тетради: соприкосновение реагир. веществ, нагревание, действие эл. тока или света.

1вариант: 2,4,5,7

2вариант:1,3,6,8

Записать в тетради

Записать в тетради

Записать в тетради


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69943. Программное обеспечение ЭВМ и информационные технологии 213.36 KB
  Сообщение это форма представления информации для ее последующей передачи в одном из следующих видов: числовая форма представленная цифрами; текстовая форма представленная текстами составленными из символов того или иного языка; кодовая форма представленная кодами...
69944. Начертательная геометрия 6.38 MB
  Методом начертательной геометрии является метод проекций. Аппарат центрального проецирования состоит из: плоскости проекций центра проекций S проецирующих прямых проходящих через центр проекций S объектов проецирования точек А В С D и т.
69945. СООТВЕТСТВИЯ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. СООТВЕТСТВИЯ МЕЖДУ МНОЖЕСТВАМИ 1.74 MB
  Множества и операции над ними Основными неопределяемыми понятиями математики являются множество элемент множества. Множества представляют собой совокупность каких-либо предметов объектов обладающих общим свойством. Договоримся называть их элементами множества.
69946. Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф 68 KB
  Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды...
69947. Дошкольники. Формирование монологической речи у дошкольников 51.5 KB
  Чтобы организовать работу с детьми по формированию монологической речи воспитателям необходимо руководствоваться прежде всего данными современной лингвистики текста которая пытается ответить на вопросы: Как сделан текст Как он организован; Что превращает определённую последовательность...
69948. Медицинская генетика как наука 83 KB
  Место генетики в практической медицине Исторические этапы развития генетики Предмет изучения медицинской генетики 4. Основы медицинской генетики 4. Практические достижения генетики Основы цитологии 5. Менделя генетика прошла путь от натурфилософского понимания законов наследственности...
69949. Понятие о первой медицинской помощи. Асептика и антисептика 75 KB
  Первая медицинская помощь – комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение.
69950. Східні слов’яни. Зародження української державності. Київська Русь 114 KB
  Суспільнополітичний та економічний лад Київської Русі. Східні слов’яни розселилися на території сучасної України Білорусії частково Росії Ока верхня течія Волги. Таким чином утвердження Олега в Києві знаменувало створення великої держави східних слов’ян Київської Русі або Давньої Русі.
69951. Понятие, цели и задачи налогового контроля 110.5 KB
  Учебные и воспитательные цели: Определить понятие налогового контроля Изучить организацию налогового контроля в России Определить субъекты налогового контроля в Российской Федерации 4. Понятие налогового контроля 2. Организация налогового контроля в России.