61516

Понятие и сущность процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: 1 Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом углубить получаемые знания в области педагогики; 2 Развивать мыслительную деятельность у учащихся умение применять полученные знания на практике...

Русский

2014-05-28

29.39 KB

2 чел.

ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Психолого – педагогический факультет

Кафедра педагогики

Конспект урока по педагогике,

проведенного Ураковой Анной Николаевной

в 2.30 группе Смоленского педагогического колледжа

15.02.2013года

Преподаватель базы практики Балашенкова Любовь Сергеевна.

Смоленск 2013г.

Тема: «Понятие и сущность процесса обучения.

Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность.

Задачи: 1) Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом, углубить получаемые знания в области педагогики;

2) Развивать мыслительную деятельность у учащихся, умение применять полученные знания на практике;

3) Воспитывать любовь к будущей профессии, желание получать знания в этой области.

Оборудование: конспект лекций, презентация по теме с использованием компьютерного оборудования и проектора, таблица – схема на каждого студента.

Хронометраж урока по этапам:

организационный момент (знакомство) – 5 мин.

сообщение цели урока – 1 мин.

объяснение нового материала – 35 мин.

перерыв – 5 мин.

практическая часть урока, новый материал – 35 мин.

разъяснение домашнего задания – 5 мин.

окончание урока, подведение общего итога – 5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, давайте познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна, я студентка Смоленского государственного университета, психолого-педагогического факультета, специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». За время прохождения моей практики я буду заменять у вас Любовь Сергеевну по ее предмету – педагогика. Предлагаю представиться студентам, обращаясь к первой парте (студенты называют свои имена по цепочке).

Я проведу у вас 8 уроков, тема нашего первого занятия звучит так: «Понятие и сущность процесса обучения».

Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность. Для достижения поставленной цели нам необходимо ответить на следующие вопросы (запишите план лекции):

  1.  Обучение как особый вид социальной деятельности.
  2.  Активизация учебно – познавательной деятельности как педагогическая проблема.
  3.  Функции и виды обучения.

Прежде чем мы начнем разбирать первый вопрос нашего занятия, я бы хотела у вас спросить, - Как вы сами понимаете, что такое обучение? Правильно, молодцы!

Обучение можно определить как особый вид социальной деятельности по передаче учителем и усвоению учащимися содержания образования.

Обучение в этом определении выступает как сложная социально-значимая деятельность, состоящая из двух структурных компонентов – преподавание и учение.

Преподаваниерассматривается как деятельность учителя по передаче содержания образования учащимся, а учение – как деятельность ученика по его усвоению.

Главной деятельностью в обучении является учение, но учение – это ведомая деятельность, а ведущей деятельностью является преподавание.

Преподавание и учение тесным образом связаны друг с другом. Поэтому обучение можно рассматривать как процесс активного целенаправленного взаимодействия (общение и деятельность) между учителем и учеником, в результате которого у учащихся (согласно личностно – ценностному подходу к содержанию школьного образования) формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества, а так же происходит их развитие.

О связях и взаимодействии преподавания и учения свидетельствуют следующие положения:

  1.  Деятельность учителя и деятельность ученика в рамках учебного процесса направлены на достижение общей цели – усвоение учащимися содержания образования;
  2.  Успешное усвоение учебного материала происходит только в том случае, когда наряду с преподавательской деятельностью учителя учащиеся выполняют активную учебно – познавательную деятельность.

Связь между преподаванием и учением является двусторонней, т.е. преподавание влияет на учение, а учение, в свою очередь, влияет на преподавание. Влияние преподавания на учение заключается в следующем: от уровня педагогического мастерства учителя зависят результаты обучения учащихся. Влияние учения на преподавание состоит в том, что при организации учебного процесса учитель ориентируется на то, как протекает учебно-познавательная деятельность учащихся, и если необходимо перестраивает свою преподавательскую деятельность таким образом, чтобы учение протекало наиболее результативно.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Суть деятельности учителя в учебном процессе состоит в управлении познавательной деятельностью учащихся.

В рамках процесса обучения учитель выполняет свои определенные функции, к числу которых можно отнести следующие (запишем функции учителя):

1) информационная функция: учитель сообщает учащимся

информацию, которую они должны усвоить, а также раскрывает способы овладения учебным материалом;

  1.  организационная функция (основная): учитель выступает в роли организатора учебно-познавательной деятельности учащихся (постановка перед учащимися учебно-познавательных задач, инструктирование, оказание педагогической помощи и т.п.);
  2.  контрольно-оценочная функция: учитель получает информацию о ходе усвоения учащимися необходимого учебного материала;
  3.  регулятивная функция: учитель корректирует собственную деятельность, а также деятельность учащихся;
  4.  коммуникативная функция: учитель организует педагогически целесообразное общение в ходе обучения;
  5.  проектировочно-конструктивная функция: учитель планирует процесс обучения в целом и проектирует его результаты.

Все эти функции находятся в тесной взаимосвязи, образуя единый цикл преподавания.

Учебная деятельность (учение, учебно-познавательная деятельность) – это особая деятельность ученика, направленная на сознательное усвоение содержания образования, на основе которого возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные знания.

Следует различать два таких понятия, как «учение» и «усвоение».

Усвоение – это внутренний психический процесс превращения содержания школьного образования в личностное достояние ученика (присвоение), а учение – это внешне выраженная деятельность (система учебных действий), результатом которой является усвоение содержания школьного образования. Оба эти процесса взаимосвязаны. Ученик осуществляет учебную деятельность и одновременно с этим происходит внутренний психический процесс усвоения учебного материала.

Учебная деятельность, также как и научно-исследовательская, относится к роду познавательной деятельности, т.к. в ходе их выполнения человек познает окружающую действительность. Но учебная деятельность отличается от научно-исследовательской деятельности по ряду признаков.

Запишем отличия учебной деятельности от научно исследовательской.

  1.  Целевая установка (цель учебного познания – усвоение содержания школьного образования; цель научного познания – открытие новых истин);
  2.  Учение – познавательная деятельность, которая в отличии от научного познания протекает в специально организованных дидактических условиях, под руководством учителя;
  3.  В процессе учения ученик усваивает уже открытые, зафиксированные в опыте человечества истины;
  4.  Процесс усвоения научных истин протекает более ускоренными темпами, чем процесс их открытия. За годы обучения в школе учащиеся овладевают достижениями науки, на открытие которых человечество потратило тысячи лет;
  5.  В ходе учебной деятельности учащиеся усваивают не только сам учебный материал, но и способы овладения им;
  6.  Есть разница в этапах научного познания и этапах усвоения знаний.

Вопросы для активизации внимания на материале:

  1.  Скажите пожалуйста, из каких 2ух структурных компонентов состоит обучение?
  2.  Какой компонент из них ведущий, а какой является главной деятельностью. Почему?
  3.  Назовите 2 связи преподавания и учения?
  4.  Кто может дать определение, усвоению?
  5.  Назовите одно из отличий учебной деятельности от научно - исследовательской.

Этапы научного познания

Этапы усвоения знаний

Уровни усвоения учебного материала

1. Живое созерцание - чувственное восприятие предметов и явления действительности.

1. Восприятие предполагает усвоение внешних признаков объекта и связей между ними; узнавание объекта по внешним признакам. На основе правильно организованного восприятия в сознании учащихся создаются представления или образы явлений, предметов.

Понимание

2. Абстрактное мышление - формулировка различных умозаключений.

2. Осмысление предусматривает усвоение внутренних признаков и связей объекта изучения, которые усваиваются в результате выполнения  учащимися определенных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), т.е. в процессе осмысления учебного материала. На этом этапе учащиеся осваивают научные понятия, а также происходит их интеллектуальное развитие.

Понимание

3. Практика - применение теоретических положений в практической деятельности.

3. Закрепление обеспечивает запечатление в памяти осмысленного учебного материала.

Запоминание

4. Применение (формирование умений и навыков) усвоенных знаний на практике.

  1.  в стандартных учебных ситуациях;
  2.  в измененных ситуациях;

- в творческих (новых) ситуациях.

Учебная деятельность учащихся имеет свою структуру. В качестве структурных компонентов учебной деятельности рассматривают различные виды учебных действий:

  1.  Действия, связанные с принятием и осознанием учебной задачи;
  2.  Действия, связанные с решением учебной задачи;
  3.  Действия самоконтроля и самооценки.

Используемая литература:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46603. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ. ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ 21.55 KB
  Основные понятия Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение: автор физическое лицо творческим трудом которого создано произведение; аудиовизуальное произведение произведение состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров с сопровождением или без сопровождения их звуком предназначенное для зрительного и слухового в случае сопровождения звуком восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все...
46604. Виды трения. Износ при сухом, граничном, полужидкостном и жидкостном трении. Роль смазки 21.6 KB
  Трение сопротивление возникающее при взаимном перемещении соприкасающихся поверхностей тел. В зависимости от кинематических признаков относительного перемещения тел чаще всего встречаются два вида трения: трение скольжения и трение качения. В зависимости от состояния трущихся поверхностей различают: трение без смазки трение двух твердых тел при отсутствии на поверхности трения введенного смазочного материала всех видов; граничное трение трение двух твердых тел при наличии на поверхности трения слоя жидкости обладающего...
46605. Понятие государственной региональной политики 21.61 KB
  Применительно к системе государственного управления сформировалось следующее понимание государственной региональной политики. Под государственной региональной политикой можно понимать систему целей и задач органов центральной и местной государственной власти а также систему мер предпринимаемых ими в сфере управления политическим экономическим и социальным развитием регионов которая направлена на реализацию стратегии территориального развития государства. Региональной политикой можно считать лишь такую систему намерений и действий которая...
46606. Понятие и система источников экологического права 21.75 KB
  Применение пестицидов и агрохимикатов связано прежде всего с экономическими интересами получения высоких урожаев. Мерами по охране окружающей среды при обращении с этими веществами служат: регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов; экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов; государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов; лицензирование деятельности в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами; стандартизация и сертификация пестицидов и агрохимикатов; ...
46607. Методика анализа художественного произведения на уроке изобразительного искусства 21.77 KB
  Методика анализа художественного произведения на уроке изобразительного искусства.анализ живописного произведения Методика анализа худ. предполагает постановку учителем целей задач содержания выбор средствметодов форм обучения. 20Какую роль играет в картине колорит подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию 22В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит 24Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнамимазками 25Как написаны теплые и холодные цвета...
46608. Доходный подход к оценке недвижимости 21.93 KB
  Доходный подход Доходный подход основан на том что стоимость недвижимости в которую вложен капитал должна соответствовать текущей оценке качества и количества дохода который эта недвижимость способна принести.5: или где С V стоимость недвижимости; ЧД I ожидаемый доход от оцениваемой недвижимости. Оценка потерь от неполной загрузки сдачи в аренду и невзысканных арендных платежей производится на основе анализа рынка характера его динамики применительно к оцениваемой недвижимости.
46609. Миссия 21.96 KB
  Миссия смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов реализации конкурентных преимуществ мотивации сотрудников фирмы Миссия это основная общая цель организации четко выраженная причина ее существования. Постоянное самосовершенствование: стремиться к улучшению корпоративных и личных обязательств чтобы выполнить миссию фирмы по достижению прочного мира и процветания[1]. В процессе планирования необходимо ответить на следующие вопросы: Что должно быть сделано Когда это должно быть сделано Как это будет...
46611. Офіційно-діловий стиль сучасної української літературної мови. Підстилі й жанри офіційно-ділового стилю. Їхня характеристика 22 KB
  Офіційноділовий стиль сучасної української літературної мови. Підстилі й жанри офіційноділового стилю. В українській літературній мові виділяють п'ять основних функціональних стилів: публіцистичний розмовний науковий художній офіційноділовий. Офіційноділовий функціональний стиль літературної мови що використовують у сфері офіційноділових відносин.