61516

Понятие и сущность процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: 1 Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом углубить получаемые знания в области педагогики; 2 Развивать мыслительную деятельность у учащихся умение применять полученные знания на практике...

Русский

2014-05-28

29.39 KB

2 чел.

ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Психолого – педагогический факультет

Кафедра педагогики

Конспект урока по педагогике,

проведенного Ураковой Анной Николаевной

в 2.30 группе Смоленского педагогического колледжа

15.02.2013года

Преподаватель базы практики Балашенкова Любовь Сергеевна.

Смоленск 2013г.

Тема: «Понятие и сущность процесса обучения.

Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность.

Задачи: 1) Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом, углубить получаемые знания в области педагогики;

2) Развивать мыслительную деятельность у учащихся, умение применять полученные знания на практике;

3) Воспитывать любовь к будущей профессии, желание получать знания в этой области.

Оборудование: конспект лекций, презентация по теме с использованием компьютерного оборудования и проектора, таблица – схема на каждого студента.

Хронометраж урока по этапам:

организационный момент (знакомство) – 5 мин.

сообщение цели урока – 1 мин.

объяснение нового материала – 35 мин.

перерыв – 5 мин.

практическая часть урока, новый материал – 35 мин.

разъяснение домашнего задания – 5 мин.

окончание урока, подведение общего итога – 5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, давайте познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна, я студентка Смоленского государственного университета, психолого-педагогического факультета, специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». За время прохождения моей практики я буду заменять у вас Любовь Сергеевну по ее предмету – педагогика. Предлагаю представиться студентам, обращаясь к первой парте (студенты называют свои имена по цепочке).

Я проведу у вас 8 уроков, тема нашего первого занятия звучит так: «Понятие и сущность процесса обучения».

Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность. Для достижения поставленной цели нам необходимо ответить на следующие вопросы (запишите план лекции):

  1.  Обучение как особый вид социальной деятельности.
  2.  Активизация учебно – познавательной деятельности как педагогическая проблема.
  3.  Функции и виды обучения.

Прежде чем мы начнем разбирать первый вопрос нашего занятия, я бы хотела у вас спросить, - Как вы сами понимаете, что такое обучение? Правильно, молодцы!

Обучение можно определить как особый вид социальной деятельности по передаче учителем и усвоению учащимися содержания образования.

Обучение в этом определении выступает как сложная социально-значимая деятельность, состоящая из двух структурных компонентов – преподавание и учение.

Преподаваниерассматривается как деятельность учителя по передаче содержания образования учащимся, а учение – как деятельность ученика по его усвоению.

Главной деятельностью в обучении является учение, но учение – это ведомая деятельность, а ведущей деятельностью является преподавание.

Преподавание и учение тесным образом связаны друг с другом. Поэтому обучение можно рассматривать как процесс активного целенаправленного взаимодействия (общение и деятельность) между учителем и учеником, в результате которого у учащихся (согласно личностно – ценностному подходу к содержанию школьного образования) формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества, а так же происходит их развитие.

О связях и взаимодействии преподавания и учения свидетельствуют следующие положения:

  1.  Деятельность учителя и деятельность ученика в рамках учебного процесса направлены на достижение общей цели – усвоение учащимися содержания образования;
  2.  Успешное усвоение учебного материала происходит только в том случае, когда наряду с преподавательской деятельностью учителя учащиеся выполняют активную учебно – познавательную деятельность.

Связь между преподаванием и учением является двусторонней, т.е. преподавание влияет на учение, а учение, в свою очередь, влияет на преподавание. Влияние преподавания на учение заключается в следующем: от уровня педагогического мастерства учителя зависят результаты обучения учащихся. Влияние учения на преподавание состоит в том, что при организации учебного процесса учитель ориентируется на то, как протекает учебно-познавательная деятельность учащихся, и если необходимо перестраивает свою преподавательскую деятельность таким образом, чтобы учение протекало наиболее результативно.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Суть деятельности учителя в учебном процессе состоит в управлении познавательной деятельностью учащихся.

В рамках процесса обучения учитель выполняет свои определенные функции, к числу которых можно отнести следующие (запишем функции учителя):

1) информационная функция: учитель сообщает учащимся

информацию, которую они должны усвоить, а также раскрывает способы овладения учебным материалом;

  1.  организационная функция (основная): учитель выступает в роли организатора учебно-познавательной деятельности учащихся (постановка перед учащимися учебно-познавательных задач, инструктирование, оказание педагогической помощи и т.п.);
  2.  контрольно-оценочная функция: учитель получает информацию о ходе усвоения учащимися необходимого учебного материала;
  3.  регулятивная функция: учитель корректирует собственную деятельность, а также деятельность учащихся;
  4.  коммуникативная функция: учитель организует педагогически целесообразное общение в ходе обучения;
  5.  проектировочно-конструктивная функция: учитель планирует процесс обучения в целом и проектирует его результаты.

Все эти функции находятся в тесной взаимосвязи, образуя единый цикл преподавания.

Учебная деятельность (учение, учебно-познавательная деятельность) – это особая деятельность ученика, направленная на сознательное усвоение содержания образования, на основе которого возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные знания.

Следует различать два таких понятия, как «учение» и «усвоение».

Усвоение – это внутренний психический процесс превращения содержания школьного образования в личностное достояние ученика (присвоение), а учение – это внешне выраженная деятельность (система учебных действий), результатом которой является усвоение содержания школьного образования. Оба эти процесса взаимосвязаны. Ученик осуществляет учебную деятельность и одновременно с этим происходит внутренний психический процесс усвоения учебного материала.

Учебная деятельность, также как и научно-исследовательская, относится к роду познавательной деятельности, т.к. в ходе их выполнения человек познает окружающую действительность. Но учебная деятельность отличается от научно-исследовательской деятельности по ряду признаков.

Запишем отличия учебной деятельности от научно исследовательской.

  1.  Целевая установка (цель учебного познания – усвоение содержания школьного образования; цель научного познания – открытие новых истин);
  2.  Учение – познавательная деятельность, которая в отличии от научного познания протекает в специально организованных дидактических условиях, под руководством учителя;
  3.  В процессе учения ученик усваивает уже открытые, зафиксированные в опыте человечества истины;
  4.  Процесс усвоения научных истин протекает более ускоренными темпами, чем процесс их открытия. За годы обучения в школе учащиеся овладевают достижениями науки, на открытие которых человечество потратило тысячи лет;
  5.  В ходе учебной деятельности учащиеся усваивают не только сам учебный материал, но и способы овладения им;
  6.  Есть разница в этапах научного познания и этапах усвоения знаний.

Вопросы для активизации внимания на материале:

  1.  Скажите пожалуйста, из каких 2ух структурных компонентов состоит обучение?
  2.  Какой компонент из них ведущий, а какой является главной деятельностью. Почему?
  3.  Назовите 2 связи преподавания и учения?
  4.  Кто может дать определение, усвоению?
  5.  Назовите одно из отличий учебной деятельности от научно - исследовательской.

Этапы научного познания

Этапы усвоения знаний

Уровни усвоения учебного материала

1. Живое созерцание - чувственное восприятие предметов и явления действительности.

1. Восприятие предполагает усвоение внешних признаков объекта и связей между ними; узнавание объекта по внешним признакам. На основе правильно организованного восприятия в сознании учащихся создаются представления или образы явлений, предметов.

Понимание

2. Абстрактное мышление - формулировка различных умозаключений.

2. Осмысление предусматривает усвоение внутренних признаков и связей объекта изучения, которые усваиваются в результате выполнения  учащимися определенных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), т.е. в процессе осмысления учебного материала. На этом этапе учащиеся осваивают научные понятия, а также происходит их интеллектуальное развитие.

Понимание

3. Практика - применение теоретических положений в практической деятельности.

3. Закрепление обеспечивает запечатление в памяти осмысленного учебного материала.

Запоминание

4. Применение (формирование умений и навыков) усвоенных знаний на практике.

  1.  в стандартных учебных ситуациях;
  2.  в измененных ситуациях;

- в творческих (новых) ситуациях.

Учебная деятельность учащихся имеет свою структуру. В качестве структурных компонентов учебной деятельности рассматривают различные виды учебных действий:

  1.  Действия, связанные с принятием и осознанием учебной задачи;
  2.  Действия, связанные с решением учебной задачи;
  3.  Действия самоконтроля и самооценки.

Используемая литература:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3599. Механизм ценообразования в переходной экономике 147.5 KB
  Объект исследования: механизм ценообразования в переходной экономике. Цель работы: рассмотреть структуру цены, методы ценообразования, проанализировать влияние отдельных факторов на цену. Методы исследования: метод статистического исследования, мето...
3600. Суть довгих хвиль Кондратьєва в економіці 98.5 KB
  Відомо декілька типів економічних циклів, які іноді називають хвилями. Їх важко виділиті з-за великої кількості їх показників, з-за часової pозмитості гpаниць між ними. Так звані довгі хвилі (цикли) мають довжину в 40-60 років. Розpобка теоpії...
3601. Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом 5.75 MB
  Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и ср...
3602. Креслення – основа політехнічної освіти учнів 6.41 MB
  Креслення – основа політехнічної освіти учнів Креслення – мова техніки Графічна підготовка учнів — складова частина їх політехнічної освіти — сприяє раціональнішому засвоєнню елементів техніки, допомагає глибше вникати в будову о...
3604. Відношення і пропорції. 149.18 KB
  Тема. Відношення і пропорції. Мета: узагальнити і систематизувати знання учнів з теми; показати застосування математичних пропорцій у мистецтві та архітектурі;розвивати вміння застосовувати математику в проблемних ситуаціях; виховувати ерудова...
3605. КАЧЕСТВО САХАРА И ПУТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ 4.64 MB
  Введение Увеличение производства сахара в мире, в том числе в Республике Беларусь, связано одновременно с возрастающими требованиями к его качеству. Имея отличные вкусовые качества и высокую калорийность, сахар является одним из самых важных пр...
3606. Водні ресурси України 8.51 MB
  Водні ресурси – це природне багатство, яке вимагає збереження і охорони особливо в теперішній час коли суспільство змінює свої погляди, розширює можливості. У сільськогосподарському виробництві використувується 72,2% території країни, а 57,5%...
3607. ВАНТАЖОПІДЙОМНА, ТРАНСПОРТУЮЧА ТА ТРАНСПОРТНА ТЕХНІКА 9.59 MB
  В посібнику описані сучасні конструкції вантажопідйомної, транспортуючої та транспортної техніки, яка використовується при переміщенні великої кількості вантажів в процесі виробництва в різних галузях народного господарства, в будівництві промислово...