61516

Понятие и сущность процесса обучения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: 1 Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом углубить получаемые знания в области педагогики; 2 Развивать мыслительную деятельность у учащихся умение применять полученные знания на практике...

Русский

2014-05-28

29.39 KB

3 чел.

ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

Психолого – педагогический факультет

Кафедра педагогики

Конспект урока по педагогике,

проведенного Ураковой Анной Николаевной

в 2.30 группе Смоленского педагогического колледжа

15.02.2013года

Преподаватель базы практики Балашенкова Любовь Сергеевна.

Смоленск 2013г.

Тема: «Понятие и сущность процесса обучения.

Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность.

Задачи: 1) Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом, углубить получаемые знания в области педагогики;

2) Развивать мыслительную деятельность у учащихся, умение применять полученные знания на практике;

3) Воспитывать любовь к будущей профессии, желание получать знания в этой области.

Оборудование: конспект лекций, презентация по теме с использованием компьютерного оборудования и проектора, таблица – схема на каждого студента.

Хронометраж урока по этапам:

организационный момент (знакомство) – 5 мин.

сообщение цели урока – 1 мин.

объяснение нового материала – 35 мин.

перерыв – 5 мин.

практическая часть урока, новый материал – 35 мин.

разъяснение домашнего задания – 5 мин.

окончание урока, подведение общего итога – 5 мин.

Ход урока:

Здравствуйте, давайте познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна, я студентка Смоленского государственного университета, психолого-педагогического факультета, специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». За время прохождения моей практики я буду заменять у вас Любовь Сергеевну по ее предмету – педагогика. Предлагаю представиться студентам, обращаясь к первой парте (студенты называют свои имена по цепочке).

Я проведу у вас 8 уроков, тема нашего первого занятия звучит так: «Понятие и сущность процесса обучения».

Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность. Для достижения поставленной цели нам необходимо ответить на следующие вопросы (запишите план лекции):

  1.  Обучение как особый вид социальной деятельности.
  2.  Активизация учебно – познавательной деятельности как педагогическая проблема.
  3.  Функции и виды обучения.

Прежде чем мы начнем разбирать первый вопрос нашего занятия, я бы хотела у вас спросить, - Как вы сами понимаете, что такое обучение? Правильно, молодцы!

Обучение можно определить как особый вид социальной деятельности по передаче учителем и усвоению учащимися содержания образования.

Обучение в этом определении выступает как сложная социально-значимая деятельность, состоящая из двух структурных компонентов – преподавание и учение.

Преподаваниерассматривается как деятельность учителя по передаче содержания образования учащимся, а учение – как деятельность ученика по его усвоению.

Главной деятельностью в обучении является учение, но учение – это ведомая деятельность, а ведущей деятельностью является преподавание.

Преподавание и учение тесным образом связаны друг с другом. Поэтому обучение можно рассматривать как процесс активного целенаправленного взаимодействия (общение и деятельность) между учителем и учеником, в результате которого у учащихся (согласно личностно – ценностному подходу к содержанию школьного образования) формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества, а так же происходит их развитие.

О связях и взаимодействии преподавания и учения свидетельствуют следующие положения:

  1.  Деятельность учителя и деятельность ученика в рамках учебного процесса направлены на достижение общей цели – усвоение учащимися содержания образования;
  2.  Успешное усвоение учебного материала происходит только в том случае, когда наряду с преподавательской деятельностью учителя учащиеся выполняют активную учебно – познавательную деятельность.

Связь между преподаванием и учением является двусторонней, т.е. преподавание влияет на учение, а учение, в свою очередь, влияет на преподавание. Влияние преподавания на учение заключается в следующем: от уровня педагогического мастерства учителя зависят результаты обучения учащихся. Влияние учения на преподавание состоит в том, что при организации учебного процесса учитель ориентируется на то, как протекает учебно-познавательная деятельность учащихся, и если необходимо перестраивает свою преподавательскую деятельность таким образом, чтобы учение протекало наиболее результативно.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.

Суть деятельности учителя в учебном процессе состоит в управлении познавательной деятельностью учащихся.

В рамках процесса обучения учитель выполняет свои определенные функции, к числу которых можно отнести следующие (запишем функции учителя):

1) информационная функция: учитель сообщает учащимся

информацию, которую они должны усвоить, а также раскрывает способы овладения учебным материалом;

  1.  организационная функция (основная): учитель выступает в роли организатора учебно-познавательной деятельности учащихся (постановка перед учащимися учебно-познавательных задач, инструктирование, оказание педагогической помощи и т.п.);
  2.  контрольно-оценочная функция: учитель получает информацию о ходе усвоения учащимися необходимого учебного материала;
  3.  регулятивная функция: учитель корректирует собственную деятельность, а также деятельность учащихся;
  4.  коммуникативная функция: учитель организует педагогически целесообразное общение в ходе обучения;
  5.  проектировочно-конструктивная функция: учитель планирует процесс обучения в целом и проектирует его результаты.

Все эти функции находятся в тесной взаимосвязи, образуя единый цикл преподавания.

Учебная деятельность (учение, учебно-познавательная деятельность) – это особая деятельность ученика, направленная на сознательное усвоение содержания образования, на основе которого возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные знания.

Следует различать два таких понятия, как «учение» и «усвоение».

Усвоение – это внутренний психический процесс превращения содержания школьного образования в личностное достояние ученика (присвоение), а учение – это внешне выраженная деятельность (система учебных действий), результатом которой является усвоение содержания школьного образования. Оба эти процесса взаимосвязаны. Ученик осуществляет учебную деятельность и одновременно с этим происходит внутренний психический процесс усвоения учебного материала.

Учебная деятельность, также как и научно-исследовательская, относится к роду познавательной деятельности, т.к. в ходе их выполнения человек познает окружающую действительность. Но учебная деятельность отличается от научно-исследовательской деятельности по ряду признаков.

Запишем отличия учебной деятельности от научно исследовательской.

  1.  Целевая установка (цель учебного познания – усвоение содержания школьного образования; цель научного познания – открытие новых истин);
  2.  Учение – познавательная деятельность, которая в отличии от научного познания протекает в специально организованных дидактических условиях, под руководством учителя;
  3.  В процессе учения ученик усваивает уже открытые, зафиксированные в опыте человечества истины;
  4.  Процесс усвоения научных истин протекает более ускоренными темпами, чем процесс их открытия. За годы обучения в школе учащиеся овладевают достижениями науки, на открытие которых человечество потратило тысячи лет;
  5.  В ходе учебной деятельности учащиеся усваивают не только сам учебный материал, но и способы овладения им;
  6.  Есть разница в этапах научного познания и этапах усвоения знаний.

Вопросы для активизации внимания на материале:

  1.  Скажите пожалуйста, из каких 2ух структурных компонентов состоит обучение?
  2.  Какой компонент из них ведущий, а какой является главной деятельностью. Почему?
  3.  Назовите 2 связи преподавания и учения?
  4.  Кто может дать определение, усвоению?
  5.  Назовите одно из отличий учебной деятельности от научно - исследовательской.

Этапы научного познания

Этапы усвоения знаний

Уровни усвоения учебного материала

1. Живое созерцание - чувственное восприятие предметов и явления действительности.

1. Восприятие предполагает усвоение внешних признаков объекта и связей между ними; узнавание объекта по внешним признакам. На основе правильно организованного восприятия в сознании учащихся создаются представления или образы явлений, предметов.

Понимание

2. Абстрактное мышление - формулировка различных умозаключений.

2. Осмысление предусматривает усвоение внутренних признаков и связей объекта изучения, которые усваиваются в результате выполнения  учащимися определенных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), т.е. в процессе осмысления учебного материала. На этом этапе учащиеся осваивают научные понятия, а также происходит их интеллектуальное развитие.

Понимание

3. Практика - применение теоретических положений в практической деятельности.

3. Закрепление обеспечивает запечатление в памяти осмысленного учебного материала.

Запоминание

4. Применение (формирование умений и навыков) усвоенных знаний на практике.

  1.  в стандартных учебных ситуациях;
  2.  в измененных ситуациях;

- в творческих (новых) ситуациях.

Учебная деятельность учащихся имеет свою структуру. В качестве структурных компонентов учебной деятельности рассматривают различные виды учебных действий:

  1.  Действия, связанные с принятием и осознанием учебной задачи;
  2.  Действия, связанные с решением учебной задачи;
  3.  Действия самоконтроля и самооценки.

Используемая литература:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20990. Цифрові рекурсивні фільтри 81.21 KB
  КРЕМЕНЧУК 2011 Мета: одержання практичних навичок із синтезу рекурсивних фільтрів Завдання Визначити параметри рекурсивного фільтра відповідно до варіанту навести передавальну функцію фільтра комплексну та у zзображеннях рівняння сигналу на виході фільтра та побудувати частотні характеристики фільтра. Розрахунок РЦФ в пакеті Mathcad Вихідні дані Визначення нормованих цифрових частот: Визначення порядку фільтра Фільтр 21 порядку розрахувати важко тому візьмемо фільтр 4 порядку Визначення передавальної функції цифрового...
20991. Цифрові нерекурсивні фільтри 154.13 KB
  КРЕМЕНЧУК 2011 Мета: набуття практичних навичок із синтезу нерекурсивних фільтрів низької та високої частоти смугового та режекторного фільтрів. Порядок виконання роботи Реалізація фільтру низьких частот: Реалізація фільтру високих частот: Реалізація смугового фільтру: Реалізація режекторного фільтру: Висновок: На даній практичній роботі були здобуті практичні навички із синтезу нерекурсивних фільтрів низької та високої частоти смугового та режекторного фільтрів.
20992. Розробка цифрових нерекурсивних та рекурсивних фільтрів в LabVIEW 146.2 KB
  Розміщуємо на блокдіаграмі експрес ВП DFD. Classical Filter Design Functions → Addons → Digital Filter Design → Filter Design → DFD Classical Filter Design Функції → Додаткові → Проектування цифрових фільтрів → Проектування фільтрів → DFD Класична розробка фільтрів. Рисунок 1 Конфігурація FIR ФНЧ Розміщуємо на блокдіаграмі експрес ВП DFD Filter Analysis Аналіз фільтру Functions → Addons → Digital Filter Design → Filter Analysis → DFI Filter Analysis Функції → Додаткові → Проектування цифрових фільтрів → Аналіз фільтрів →...
20993. Дослідження загальної процедури цифрових фільтрів в LabVIEW 240.66 KB
  розміщуємо три горизонтальні повзункові регулятори Horizontal Pointer Slid' Controls → Express → Numeric Control → Horizontal Pointer Slide Елементи керування → Експрес → Цифровий контроль → Горизонтальний повзунковий регулятор для налаштування частоти сигналів; три графіки осцилограми Waveform Graph для відображення вхідного і відфільтрованого сигналів у часовому і спектральному зображенні. На закладці Scale Шкала змінюємо максимальне значення шкали частоти Найквіста на 4000 Гц у всіх трьох елементах і на закладці Data Range Діапазон...
20994. Синтез цифрових фільтрів в MatLab 418.96 KB
  Баттерворда Режекторний Фільтр: Рисунок 1.1 АЧХ Рисунок 1.2 ФЧХ Рисунок 1.3 АФЧХ Рисунок 1.
20995. Дослідження характеристик цифрових фільтрів у програмі MatLab 297.85 KB
  Для перетворення сигналу з аналогової форми в дискретну застосовуємо блок АЦП. Для графічного відображення результатів роботи застосовуємо блоки Signal Processing Blockset signal Processing Sinks time Scope для відображення часової залежності сигналів та Signal Processing Blockset signal Processing Sinks spectrum Scope для відображення спектру сигналу. Для фільтрації в пакеті Sptool виконуємо наступні дії: В полі Signals виділяємо назву необхідного сигналу Signnoise. Натискуємо кнопку Apply після натиснення якої з'являється діалогове...
20996. Дослідження схем диференційних підсилювачів 268.5 KB
  Подаємо на входи диференційного підсилювача гармонійні сигнали різної амплітуди Uвх1= 2 В Uвх1= 15 В з частотою f = 1 кГц рис.1: Рисунок 1 Сигнали на входах диференційного підсилювача UBИX=54 В .2 зображено два сигнали сигнал з постійною амплітудою є вхідним. Подаємо на входи гармонійні сигнали різної частоти: рис.
20997. Дослідження диференціюючого та інтегруючого підсилювачів 492 KB
  Аналізуємо залежності форми вихідного сигналу від вхідного сигналу. Визначаємо вигляд вихідного сигналу при синусоїдальній прямокутній та трикутній формах вхідних сигналів. На вході інтегратора задаємо частоту згідно індивідуального завдання та подаємо вхідний синусоїдальний сигнал з частотою =10 Гц: визначаємо форму вихідного сигналу: переконуємося що вихідна напруга дорівнює інтегралу від вхідної напруги: Uвх=0.85 В На вході інтегратора задаємо частоту більшу в декілька разів від початкової та подаємо вхідний синусоїдальний сигнал з...
20998. Ознайомлення з лабораторним комплексом 181 KB
  До складу стенда входять наступні функціональні схеми: підсилювач з інвертуванням вхідного сигналу Inv Amplifier; підсилювач без інвертування вхідного сигналу NonInv Amplifier; суматор з інвертуванням вхідного сигналу Inv Summing Amplifie; суматор без інвертування вхідного сигналу NonInv Summing Amplifier; диференційний підсилювач Difference Amplifier; інструментальний підсилювач Instrumentation Amplifier; інтегратор Integrator; диференціатор Differentiator; фільтр низьких частот Low Pass Active Filter; ...