61516
Понятие и сущность процесса обучения
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Задачи: 1 Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом углубить получаемые знания в области педагогики; 2 Развивать мыслительную деятельность у учащихся умение применять полученные знания на практике...
Русский
2014-05-28
29.39 KB
3 чел.
ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»
Психолого педагогический факультет
Кафедра педагогики
Конспект урока по педагогике,
проведенного Ураковой Анной Николаевной
в 2.30 группе Смоленского педагогического колледжа
15.02.2013года
Преподаватель базы практики Балашенкова Любовь Сергеевна.
Смоленск 2013г.
Тема: «Понятие и сущность процесса обучения.
Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность.
Задачи: 1) Обучать студентов педагогического колледжа систематической работе над учебным материалом, углубить получаемые знания в области педагогики;
2) Развивать мыслительную деятельность у учащихся, умение применять полученные знания на практике;
3) Воспитывать любовь к будущей профессии, желание получать знания в этой области.
Оборудование: конспект лекций, презентация по теме с использованием компьютерного оборудования и проектора, таблица схема на каждого студента.
Хронометраж урока по этапам:
организационный момент (знакомство) 5 мин.
сообщение цели урока 1 мин.
объяснение нового материала 35 мин.
перерыв 5 мин.
практическая часть урока, новый материал 35 мин.
разъяснение домашнего задания 5 мин.
окончание урока, подведение общего итога 5 мин.
Ход урока:
Здравствуйте, давайте познакомимся. Меня зовут Анна Николаевна, я студентка Смоленского государственного университета, психолого-педагогического факультета, специальности «Педагогика и методика дошкольного образования». За время прохождения моей практики я буду заменять у вас Любовь Сергеевну по ее предмету педагогика. Предлагаю представиться студентам, обращаясь к первой парте (студенты называют свои имена по цепочке).
Я проведу у вас 8 уроков, тема нашего первого занятия звучит так: «Понятие и сущность процесса обучения».
Цель: Изучить процесс обучения, его понятие и сущность. Для достижения поставленной цели нам необходимо ответить на следующие вопросы (запишите план лекции):
Прежде чем мы начнем разбирать первый вопрос нашего занятия, я бы хотела у вас спросить, - Как вы сами понимаете, что такое обучение? Правильно, молодцы!
Обучение можно определить как особый вид социальной деятельности по передаче учителем и усвоению учащимися содержания образования.
Обучение в этом определении выступает как сложная социально-значимая деятельность, состоящая из двух структурных компонентов преподавание и учение.
Преподавание рассматривается как деятельность учителя по передаче содержания образования учащимся, а учение как деятельность ученика по его усвоению.
Главной деятельностью в обучении является учение, но учение это ведомая деятельность, а ведущей деятельностью является преподавание.
Преподавание и учение тесным образом связаны друг с другом. Поэтому обучение можно рассматривать как процесс активного целенаправленного взаимодействия (общение и деятельность) между учителем и учеником, в результате которого у учащихся (согласно личностно ценностному подходу к содержанию школьного образования) формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества, а так же происходит их развитие.
О связях и взаимодействии преподавания и учения свидетельствуют следующие положения:
Связь между преподаванием и учением является двусторонней, т.е. преподавание влияет на учение, а учение, в свою очередь, влияет на преподавание. Влияние преподавания на учение заключается в следующем: от уровня педагогического мастерства учителя зависят результаты обучения учащихся. Влияние учения на преподавание состоит в том, что при организации учебного процесса учитель ориентируется на то, как протекает учебно-познавательная деятельность учащихся, и если необходимо перестраивает свою преподавательскую деятельность таким образом, чтобы учение протекало наиболее результативно.
Преподавание упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения.
Суть деятельности учителя в учебном процессе состоит в управлении познавательной деятельностью учащихся.
В рамках процесса обучения учитель выполняет свои определенные функции, к числу которых можно отнести следующие (запишем функции учителя):
1) информационная функция: учитель сообщает учащимся
информацию, которую они должны усвоить, а также раскрывает способы овладения учебным материалом;
Все эти функции находятся в тесной взаимосвязи, образуя единый цикл преподавания.
Учебная деятельность (учение, учебно-познавательная деятельность) это особая деятельность ученика, направленная на сознательное усвоение содержания образования, на основе которого возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные знания.
Следует различать два таких понятия, как «учение» и «усвоение».
Усвоение это внутренний психический процесс превращения содержания школьного образования в личностное достояние ученика (присвоение), а учение это внешне выраженная деятельность (система учебных действий), результатом которой является усвоение содержания школьного образования. Оба эти процесса взаимосвязаны. Ученик осуществляет учебную деятельность и одновременно с этим происходит внутренний психический процесс усвоения учебного материала.
Учебная деятельность, также как и научно-исследовательская, относится к роду познавательной деятельности, т.к. в ходе их выполнения человек познает окружающую действительность. Но учебная деятельность отличается от научно-исследовательской деятельности по ряду признаков.
Запишем отличия учебной деятельности от научно исследовательской.
Вопросы для активизации внимания на материале:
Этапы научного познания |
Этапы усвоения знаний |
Уровни усвоения учебного материала |
1. Живое созерцание - чувственное восприятие предметов и явления действительности. |
1. Восприятие предполагает усвоение внешних признаков объекта и связей между ними; узнавание объекта по внешним признакам. На основе правильно организованного восприятия в сознании учащихся создаются представления или образы явлений, предметов. |
Понимание |
2. Абстрактное мышление - формулировка различных умозаключений. |
2. Осмысление предусматривает усвоение внутренних признаков и связей объекта изучения, которые усваиваются в результате выполнения учащимися определенных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.п.), т.е. в процессе осмысления учебного материала. На этом этапе учащиеся осваивают научные понятия, а также происходит их интеллектуальное развитие. |
Понимание |
3. Практика - применение теоретических положений в практической деятельности. |
3. Закрепление обеспечивает запечатление в памяти осмысленного учебного материала. |
Запоминание |
4. Применение (формирование умений и навыков) усвоенных знаний на практике. |
- в творческих (новых) ситуациях. |
Учебная деятельность учащихся имеет свою структуру. В качестве структурных компонентов учебной деятельности рассматривают различные виды учебных действий:
Используемая литература:
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
68519. | Философия нового времени | 148.5 KB | |
Это удалось сделать только немецкому философу Иммануилу Канту. Иммануил Кант Иммануил Кант 1724-1804 немецкий философ. Основатель немецкой классической философии представителями которой кроме Канта являются Фихте Шеллинг Гегель Фейербах. Кант родился в городе Кенигсберге и всю жизнь не выезжал из него. | |||
68520. | Философия жизни | 131 KB | |
Философия жизни возникает в 60-70 годах XIX века, наибольшего развития достигает в первой четверти XX века. Затем ее идеи воспринимают экзистенциализм и персонализм. Согласно философии жизни, все существующее рассматривается как формы проявления жизни... | |||
68521. | Русская философия | 346 KB | |
Речь идет об учреждениях и традициях автоматических навыках и твердых правилах избавляющих индивидуумов каждый раз самостоятельно и заново а следовательно и своевольно решать возникающие в их жизни проблемы колеблясь в выборе между различными способами поведения. | |||
68522. | Понятие бытия. Бытие-в-мире и бытие мира, универсальный характер этих понятий. Проблема единства мира | 170.5 KB | |
Вещи и явления возникают длятся и исчезают во времени а также занимают ограниченное место в пространстве. имеющие предел ограничивающий их бытие во времени и в пространстве. И во времени оно тоже ограничено: в какой-то момент появилось и через какое-то время исчезнет например будет съедено или сгниет... | |||
68523. | Культура и цивилизация. Общее понятие культуры, антропологические предпосылки и основные определения культуры | 169.5 KB | |
Общее понятие культуры антропологические предпосылки и основные определения культуры Мы начнем с самого общего представления о культуре которое охватывает все что сюда входит; это будет следовательно самое абстрактное определение но зато самое исходное. | |||
68524. | Общее понятие ценности. Ценность и истина. Проблема ценности в истории философии | 109 KB | |
Отличие человека от других живых существ можно определять по многим признакам: прямоходящее существо обладающее сознанием; способное к чувству стыда; владеющее членораздельной речью; использующее символы; производящее орудия и т. Это и означает что человеческие действия всегда ориентированы на ценности. | |||
68525. | Философия в контексте культуры | 351.5 KB | |
Для одного человека это способ выразить себя. Мировоззрение это совокупность общих представлений человека о своем месте в мире и вытекающих из этого жизненных принципов и целей. Специфика философских проблем состоит в том что конкретные моменты взаимодействия человека с миром рассматриваются... | |||