61521

Природные зоны. Пустыни

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Называется она зоной пустынь. Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей. По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.

Русский

2014-05-29

18.47 KB

0 чел.

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Пустыни ».

Цели и задачи :  -  формировать у учащихся универсальные учебные     действия:

                личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

               познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;

              регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

             коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

-формировать представление о природной зоне пустыни;

-познакомить с географическим положением этой природной зоны,

климатическими условиями, растительным и животным миром и

деятельностью человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Оборудование: - учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой; 

-карта природных зон;

-презентация «Пустыни»;

-инструкционные карты;

-атлас-определитель «От земли до неба»;

-магнитный плакат «Зона пустыни».

                                                                                                                                                                

 

Этапы  урока

Содержание

Примечание

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний учащихся.

Работа с картой  природных зон России.

Исследовательская работа.

Постановка проблемы.

Добывание новых знаний.

   Физминутка   

Подведение итогов исследования.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной степей ).

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу степей?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?

- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны степей?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.    Называется она зоной пустынь.

Определение расположения зоны пустынь относительно зоны степей.

- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны пустынь от зоны степей.

Работа в микрогруппах:

  1. Географы
  2. Ботаники
  3. Зоологи
  4. Социологи
  5. Экологи

                Отчет представителей микрогрупп.

  1. Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата пустынь.
  2. Ботаники представляют растительный мир пустынь, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.
  3. Зоологи рассказывают о животном мире пустынь, о приспособлении к жизни представителей животного мира.
  4. Социологи делятся информацией о населении пустынь и его хозяйственной деятельности.
  5. Экологи освещают экологические проблемы пустынь, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.

Составление экологической пирамиды и цепей питания.

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях пустынь?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в пустыне?

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

Страницы учебника 122-131-отвечать на вопросы.

Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира пустынь.

При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома

Использование мультимедийного проектора.

Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением зоны степей и пустынь.

На доске-карта природных зон.

Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт.

В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.

С использованием мультимедийного оборудования.

Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется  презентация, иллюстрирующая их рассказ.

Используется магнитный плакат «Зона пустынь».

Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.

С использованием дополнительной  и справочной литературы.

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

    В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

    Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в пустыне.

   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке    выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения);  при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

    Регулятивные УУД  формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

       И, конечно, коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

       На уроке проведена рефлексия учебной деятельности,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84129. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 36.2 KB
  Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...
84130. Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения 39.58 KB
  Его основные положения В русской философии XIX века сформировался так называемый русский космизм направление мысли пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом. Истоки русского космизма как и сама его логика находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной: 1. Кроме того исходя из подобного предположения мы можем предположить и следующее глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека...
84131. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин) 35.94 KB
  В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ. Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.
84132. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие 37.43 KB
  Бытие существующее сущее это действительность как таковая это всё то что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология поэтому Бытие как онтологическая категория выражает в философии ту сферу реальности которая не относится к процессам сознания и психики человека сфера гносеологии. Таким образом Бытие это онтологическая категория выражающая собой всё что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания ни от воли ни от эмоций человека. Вследствие этого...
84133. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения 36.02 KB
  Основные формы движения. В таком случае само понятие движения изменения изменчивости можно понимать только относительно некоего момента устойчивости относительно некоего момента покоя содержащего в себе набор характеристик относительно которых возникает картина происходящих изменений. Следовательно само состояние устойчивости объектов систем или явлений само состояние стартового покоя от которого начинается и усматривается их изменение находится также в составе самого движения поскольку движение никогда нигде не исчезает и не...
84134. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира 32.48 KB
  Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Концепции нераздельного с материей пространства могут предлагать его не только трехмерным но и четырехмерным например релятивизм длина ширина высота время или nмерным в еще больших количествах где каждое новое измерение отводится для того или иного отдельного физического взаимодействия фундаментального характера современные физические модели наподобие теории струн и пр. Время это некая мыслимая целостность вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая...
84135. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность 36.48 KB
  Язык и мышление как формы объективизации сознания. Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу и гносеологическую в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.
84136. Сущность познавательного процесса. Субъект и объект познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и характер соотнесенности 32.99 KB
  Познание это процесс получения знания и формирования теоретического объяснения действительности. В познавательном процессе мышление замещает реальные объекты действительности абстрактными образами и оперируя ими получает возможность теоретически воспроизводить в сознании порядок реальной действительности. Субъект познания это познающее мышление познающий индивид или группа индивидов а объект познания это то в составе действительности на что направлено познающее мышление познавательная деятельность субъекта. Таким образом...
84137. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании 39.57 KB
  Цель любого философского познания – достижение истины. Истина – это соответствие знания тому, что есть. Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким образом то или иное философское течение отвечает на вопрос – что же, в самом деле, есть? Или – что есть истинное бытие?