61529

Духовная жизнь: достижения и потери

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: 1)образовательные: Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинах идеологического наступления на культуру. 2) развивающая: Развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию...

Русский

2014-05-29

30.63 KB

3 чел.

Духовная жизнь: достижения и потери

Цели  урока:  

1)образовательные:  Помочь учащимся целостно представить проект изучения новой темы и сформировать представление о причинах идеологического наступления на культуру.

2) развивающая:  Развитие информационной культуры учащихся, умение структурировать информацию;

3) воспитательная: Воспитывать гордость и уважение к людям, внесшим свой вклад в развитие советской культуры и науки.

Основные знания: перестройка народного образования; взаимоотношения власти и интеллигенции, власти и церкви; достижения и потери русской культуры в 20-е гг.      

Основные понятия: эмиграция; «сменовеховство»; плюрализм.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, выдержки из статей , тестовые задания (на бумажных носителях), учебники.

План урока:

  1.  Повторение пройденной темы( Международное положение и внешняя политика в 20-е годы) 7 мин.
  2.  Изучение нового материала (Духовная жизнь в 20-е годы) 30 мин
  3.  Закрепление пройденной темы 5 мин (Кроссворд)
  4.  Д/з

ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания ( выполнение тестовой работы)

Изучение нового материала:

СЛАЙД № 4

1. В. И. Ленин называл неграмотность населения России одним из главных врагов социалистической революции. Популярным стал решительный, почти военный лозунг — ликвидация неграмотности. При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики». Поэтому задача заключалась не столько в том, чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через это воздействовать на их умонастроения.

СЛАЙД № 5

В декабре 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». В нем указывалось, что ввиду необходимости сознательного участия в политической жизни страны все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучиться грамоте. Предупреждалось, что все уклоняющиеся от этого «привлекаются к уголовной ответственности». В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Все более или менее образованные люди были привлечены к этой работе Перепись 1926 г. определила, что с 1917 г. свою неграмотность «ликвидировали» 5 млн. человек.

СЛАЙД № 6

С 1918 г. началась перестройка народного образования. 30 сентября 1918 г. ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой школе РСФСР. В основу этого документа были положены передовые для того времени идеи как русских, так и зарубежных педагогов.

Новая советская школа была бесплатной, в ней широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважение к личности ребенка Впрочем, иногда педагогические поиски переходили все границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись уроки, задания на дом, учебники, отметки, экзамены.

СЛАЙД № 7

Декретом СНК от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для того чтобы поднять их общеобразовательный уровень до минимально необходимого при обучении в высшей школе, при университетах и институтах были созданы рабочие факультеты (рабфаки). К 1925 г. выпускники рабфаков, направляемые на учебу по партийным и комсомольским путевкам, составляли половину всех абитуриентов. Государство обеспечивало их стипендиями и общежитиями.
Так начала создаваться новая советская интеллигенция.

2. Развитие науки. СЛАЙД № 8

 В начальный период своего правления большевики в какой-то степени мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Продолжались процессы, заданные Серебряным веком с его плюрализмом и нарочитым отстранением от политики.

Запись определения в тетрадь.

Работа с документом.

Подтверждает ли слова Бердяева о наличии плюрализма в советской России?

СЛАЙД № 9

Представители гуманитарных направлений науки работали тогда благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей. Напротив, ученых-естественников, особенно тех, кто был связан с укреплением обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание, новая власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству.

Работа с документом.

Каким образом большевики хотели привлечь на свою сторону ученых – естественников?

СЛАЙД № 10
Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли воззрения большевиков. Среди таких ученых мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н. Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В. И. Вернадского, выдающегося химика Н. Д. Зелинского, биохимика А. Н. Баха, отца космонавтики К- Э. Циолковского,

СЛАЙД № 11
лауреата Нобелевской премии физиолога И. П. Павлова, агронома-испытателя И. В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К- А. Тимирязева и др.

СЛАЙД № 12

С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы.

Были разрешены частные издания, возобновился выпуск известных научно-популярных журналов — «Былое», «Голос минувшего», «Экономист», «Право и жизнь». Стали собираться профессиональные съезды ученых-аграрников, экономистов, врачей.

СЛАЙД № 13
3.Сумерки Серебряного века. В полном расцвете творческих сил встретили пролетарскую революцию многие деятели художественной культуры Серебряного века. Одни из них, превыше всего ценя свободу творчества, оказались в эмиграции. ( Определение в тетрадь)

К середине 20-х гг. за границу уехал ряд виднейших русских писателей и поэтов. Это были люди как старшего поколения, успевшие прославиться еще в дореволюционные годы (И. Бунин, А. Куприн, К- Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Вяч. Иванов и др.), так и более молодые, создавшие свои лучшие произведения уже за границей (В. Ходасевич, Г. Иванов и др.). Этот блестящий список продолжили русские композиторы, певцы и музыканты: А. Глазунов, А. Гречанинов, С. Прокофьев, С. Рахманинов, И. Стравинский, Ф. Шаляпин, А. Вертинский. Не менее впечатляет и список русских художников-эмигрантов. Достаточно назвать имена И. Репина, В. Кандинского, Л. Бакста, К. Коровина, М. Шагала.

Критическую позицию по отношению к большевистской власти занимал и М. Горький, который в 1921 г. выехал за границу и поселился на острове Капри в Италии.

СЛАЙД № 14
Часть выдающихся деятелей культуры осталась в Советской России, уйдя в духовную оппозицию к правящему режиму. Среди них можно назвать А. Ахматову, М. Волошина, Н. Замятина (он выехал за границу в 1933 г.), В. Короленко, М. Пришвина, М. Булгакова.

СЛАЙД № 15
Некоторые же деятели культуры восприняли революцию как очистительную грозу, которая освежит и омолодит страну, разбудит неведомые созидающие силы. Они считали себя продолжателями революционных традиций дореволюционной русской культуры. Октябрьская революция была воспета в стихах В. Маяковского («Ода революции», «Левый марш») и А. Блока («Двенадцать»), в картинах К. Петрова-Водкина («1918 год в Петрограде») и Б. Кустодиева («Большевик»).

СЛАЙД № 16

4. Большевики и интеллигенция. В августе 1921 г. был опубликован сенсационный материал о разоблачении так называемой Петроградской боевой организации, которая готовила «кровавый переворот». Активными участниками этой «контрреволюционной» организации объявлялась группа известных российских ученых и деятелей культуры. Хотя следствие велось наспех и не располагало убедительными доказательствами виновности арестованных, многих из них приговорили к смертной казни. Среди расстрелянных были известный ученый-химик профессор М. М. Тихвинский и выдающийся русский поэт Николай Гумилев.

В 1922 г. советское правительство решилось на выдворение из страны 160 крупнейших российских ученых и философов, известных не только в России, но и во всем мире. В числе высланных были философы Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов, Н. Лосский, С. Булгаков, Ф. Степун, Б. Вышеславцев, И. Ильин, А. Изгоев, Е. Трубецкой, И. Лапшин; ректоры Московского и Петербургского университетов зоолог М. Новиков и философ Л. Карсавин; большая группа математиков; известные историки А. Кизеветтер, В. Мякотин, А. Боголепов; социолог П. Сорокин и др. Эти люди вовсе не стремились к эмиграции. Не разделяя идеологических установок большевизма, они тем не менее не являлись активными борцами с ним.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет — Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, дабы на ее страницы не просочились неугодные властям материалы. Через год к Главлиту прибавился Главрепертком, призванный контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

5. «Сменовеховство». После Октябрьской революции Россию покинуло более миллиона ее граждан. Примерно четверть эмигрантов составляли офицеры и солдаты белых армий. Среди гражданских лиц были представители всех сословий и профессий, значительный процент составляла интеллигенция.
В рядах крупнейших представителей творческой интеллигенции наметились три подхода к власти большевиков.

СЛАЙД № 17

Работа с документами

СЛАЙД № 18

Большинство эмигрантов были настроены враждебно к советской власти и считали ее неизбежное падение лишь делом времени. Вместе с тем определенная часть эмигрантов начала пересмотр своей точки зрения на события в России. Это движение получило название «сменовеховство», так как наиболее полно его идеи были изложены в вышедшем в июле 1921 г. в Праге сборнике статей «Смена вех». Авторами его были публицисты кадетской ориентации Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, А. В. Бобрищев-Пушкин и др. Переосмыслив причины и характер русской революции, они увидели в ней глубоко национальные корни. Революция, говорили «сменовеховцы», приняла форму русского бунта, «бессмысленного и беспощадного». И только большевикам удалось остановить разлившееся море народной анархии, вогнать ее в государственное русло и начать, несмотря на свои утопические лозунги, восстановление русского великодержавия, русской империи. Во имя осуществления этой великой задачи необходимо объединить все усилия, прекратить борьбу с советской властью, ибо она в процессе возрождения русской государственности неизбежно должна утратить свои экстремистские черты и будет развиваться в сторону буржуазно-демократических порядков.

6. Большевики и церковь. 

СЛАЙД № 19

Работа с документом.

Как вы думаете каковы были отношения большевиков к церкви?

Большевики поставили перед собой цель воспитать «нового человека», достойного жить в коммунистическом обществе. Одним из направлений коммунистического воспитания было нравственное совершенствование человека, что во все времена являлось делом церкви.

СЛАЙД № 20

Первым актом устранения церкви из активной общественной жизни стал декрет от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства и школы от церкви. Этот декрет, хотя и не ставил подобных задач, послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям.

СЛАЙД № 21

Повсеместной практикой стали самовольное закрытие церквей, конфискация церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительным работам и т. д.
Главой Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 г. стал митрополит Московский Тихон. Когда в 1921 г. разразился страшный голод, Тихон обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи голодающим развернул активную деятельность.

СЛАЙД № 22

Но большевистское руководство было недовольно тем, что церковь перехватила инициативу у государства. В феврале 1922 г. Совнарком принял декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Исполнение декрета вылилось в некоторых местах в подлинный грабеж церковного имущества. Это вызвало протест как со стороны церковнослужителей, так и верующих. В течение трех месяцев произошло более тысячи столкновений верующих с отрядами, проводившими реквизиции. Наиболее кровавый характер приобрели события в городе Шуя, во время которых было ранено 10 человек и 4 человека убито. В. И. Ленин использовал эти события для нанесения церкви решающего удара. В апреле — мае 1922 г. в Москве и в июле 1922 г. в Петрограде были организованы громкие суды, на которых ряд крупных церковных иерархов приговорили к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности. Патриарх Тихон был взят под домашний арест, а затем переведен в тюрьму.

Коммунистическая партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь общества и приступила к реализации задачи воспитания «нового человека» и новой пролетарской интеллигенции.

7. Начало «нового» искусства. 

СЛАЙД № 23
В области художественной культуры набирали силу новые тенденции и явления. Все громче заявляет о себе литературно-художественная и культурно-просветительская организация, получившая название Пролеткульт. Своей главной задачей пролеткультовцы считали формирование особой социалистической культуры путем развития творческой самодеятельности пролетариата. Они создавали художественные студии и клубы, которые объединяли склонных к творчеству рабочих. К 1920 г. организации Пролеткульта насчитывали до 400 тыс. членов. Одной из самых знаменитых был 1-й Рабочий театр. В нем начинали свое творчество будущие светила советского искусства: режиссеры С. М. Эйзенштейн и И. А. Пырьев, актеры М. М. Штраух, Э. П. Гарин и др.
В идеологии Пролеткульта существовали сильные левые тенденции. Проповедуя идею «чистой» пролетарской культуры, они призывали выбрасывать «на свалку истории» все культурные достижения и традиции прошлого.

В 1925 г. оформилась Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), которая также оценивала литературные произведения, исходя не из их художественных достоинств, а с точки зрения социального происхождения авторов. Все вышедшее из-под пера писателей не рабоче-крестьянского происхождения объявлялось не заслуживающим внимания.

СЛАЙД № 24

В 20-е гг. стали издаваться произведения писателей нового поколения, участников революции и Гражданской войны. Во многих из них не только воспевалась революционная романтика, но и исследовались сложнейшие жизненные проблемы, психологические конфликты. Произведения И. Бабеля («Конармия»), Вс. Иванова («Сопки. Партизанские повести»), А. Серафимовича («Железный поток»), К. Тренева («Любовь Яровая»), М. Шолохова («Донские рассказы»), Д. Фурманова («Чапаев»),
A. Фадеева («Разгром»), А. Веселого («Россия, кровью умытая») вошли в золотой фонд русской литературы. Литература с помощью таких произведений становилась более доступной для понимания широких слоев населения.

В этот же период во всю свою мощь раскрылся талант великого русского поэта С. Есенина, а его творческая и личная судьба стали отражением противоречий, характерных для революционной эпохи.

СЛАЙД № 25

Особое место в плакате тех лет занимала новая форма агитационного искусства — «Окна РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихами освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Активная роль в создании «Окон РОСТА» принадлежала В. Маяковскому

В это же время в изобразительном искусстве возникают самые разные группировки со своими платформами, манифестами, системой изобразительных средств.

СЛАЙД № 26

Среди них ведущее место занимала группа АХРР (Ассоциация художников революционной России). В своей декларации «ахрровцы» объявили, что гражданским долгом каждого мастера является «художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве».
Примерами такого стиля являются картины И. Бродского («Ленин и манифестация»), М. Грекова («Тачанка»), Е. Чепцова («Заседание сельской ячейки»).

СЛАЙД № 27

Произведения, овеянные революционной романтикой, создал в 20-е гг. скульптор И. Шадр. Классической стала его работа «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год». Скульптор А. Матвеев создал известную композицию «Октябрь». В портретной скульптуре продолжала работать А. Голубкина.

До середины 20-х гг. культура развивалась в условиях относительного идеологического плюрализма, рожденного могучей волной культуры начала XX в. С укреплением позиций И. В. Сталина партия «поворачивается лицом к культуре». В 1925 г. принимается резолюция ЦК ВКХ1(б) «О политике партии в области художественной литературы». Она положила начало партийному диктату в области художественного творчества. Выступая на совещании с интеллигенцией, Н. И. Бухарин предложил ей «идти под знамена рабочей диктатуры и марксистской идеологии». Началось свертывание художественного разномыслия.

8. Приметы времени. За годы нэпа страна залечила самые страшные военные раны: была восстановлена экономика, несмотря на многочисленные трудности, жизнь принимала нормальный облик. Вопреки ожесточенной антирелигиозной пропаганде, многие отмечали Пасху, крестили детей, служили молебны в церквах. Правда, венчаний было все меньше и меньше: молодежь предпочитала гражданский брак. В моде были новые имена для новорожденных, отражающие дух революционной эпохи. В загсах висели рекомендательные списки с такими именами, как Индустрия; Октябрина, Коммуна, Идея — для девочек; Червонец, Спартак, Текстиль, Владлен, Марлей — для мальчиков. В газетах много писали о поисках отважным путешественником Куликом таинственного Тунгусского метеорита Всеобщее внимание привлекали герои Арктики — бесстрашный норвежец Амундсен и итальянский генерал Нобиле. И конечно, первые, не связанные с войной и революцией советские герои — моряки ледокола «Красин» и полярные летчики, спасающие в Арктике гибнущих героев-полярников.
СЛАЙД № 28

Таким образом, духовная жизнь советского общества в первые годы советской власти отличалась известным плюрализмом. Но по мере укрепления позиций Сталина началось партийное наступление на культуру.

СЛАЙД № 29

IV. Закрепление нового материала происходит с помощью решения кроссворда.

СЛАЙД № 30

V. Домашнее задание. Выставление оценок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68522. Понятие бытия. Бытие-в-мире и бытие мира, универсальный характер этих понятий. Проблема единства мира 170.5 KB
  Вещи и явления возникают длятся и исчезают во времени а также занимают ограниченное место в пространстве. имеющие предел ограничивающий их бытие во времени и в пространстве. И во времени оно тоже ограничено: в какой-то момент появилось и через какое-то время исчезнет например будет съедено или сгниет...
68523. Культура и цивилизация. Общее понятие культуры, антропологические предпосылки и основные определения культуры 169.5 KB
  Общее понятие культуры антропологические предпосылки и основные определения культуры Мы начнем с самого общего представления о культуре которое охватывает все что сюда входит; это будет следовательно самое абстрактное определение но зато самое исходное.
68524. Общее понятие ценности. Ценность и истина. Проблема ценности в истории философии 109 KB
  Отличие человека от других живых существ можно определять по многим признакам: прямоходящее существо обладающее сознанием; способное к чувству стыда; владеющее членораздельной речью; использующее символы; производящее орудия и т. Это и означает что человеческие действия всегда ориентированы на ценности.
68525. Философия в контексте культуры 351.5 KB
  Для одного человека это способ выразить себя. Мировоззрение это совокупность общих представлений человека о своем месте в мире и вытекающих из этого жизненных принципов и целей. Специфика философских проблем состоит в том что конкретные моменты взаимодействия человека с миром рассматриваются...
68530. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 115 KB
  В структуру эмоционального интеллекта авторы включают следующие компоненты: оценку и выражение эмоций собственных вербальное или невербальное; других людей невербальное восприятие или эмпатия; регуляцию эмоций собственных других людей; использование эмоций гибкое планирование...