61534

Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: открыть новые знания: имена существительные которые отвечают на вопрос: Кто обозначающие живой предмет живых существ умеющих самостоятельно бегать летать плавать хватать пищу наделенные душевными переживаниями называются одушевленными...

Русский

2014-05-29

20.54 KB

0 чел.

Конспект проблемного урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных».

По программе «Школа 2100».

Авторы: Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева., О.В.Пронина.

Составитель: учитель 1 квалификационной категории Костина Ольга Владимировна.

г. Шлиссельбург «МБОУ ШСОШ»

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Оборудование к уроку:

  1.  Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева, заяц, сорока (игрушки, рисунки).
  2.  Иллюстрация зимнего леса.
  3.  Запись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».
  4.  Карточки- снежинки трех цветов.

Х о д     у р о к а:

  1.  Организационный момент.

Повторение опорных знаний.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Урок русского языка. Ребята! Сегодня к нам на урок пришла Снегурочка!

Пришла одна, потому что злые силы похитили Дедушку Мороза! А что это значит? Это значит, что не наступит так всеми любимый новогодний праздник, ребятишки не получат свои подарки! Надо помочь Снегурочке найти Дедушку  и вернуть его домой. Вы согласны? (Да.)

Тогда надо хорошо потрудиться на уроке! Вы готовы?  (Да)

- Над какой темой мы работаем в течение нескольких уроков русского языка?

(Мы изучаем имя существительное - как часть речи.)

- Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

- Снегурочка предлагает первое задание: игру «Хлопни в ладоши».

Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши.

Если я называю слова, обозначающие части речи, то сидите тихонько.

(Снежинка, северный, любимый, подарок, елочка, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, снег, ветер,  солнце.)

- Молодцы!

- Какие слова мы называем именами существительными?

Имя существительное – самостоятельная часть речи. Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос (Кто?) или (Что?) Примеры

И т о г.

- Хорошо поработали, ребята. Хлопали вы дружно, но Дедушка Мороз не услышал вас, наверно он находится очень далеко. Поэтому Снегурочка предлагает другое задание.

  1.  Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на доску, По какому признаку сгруппирован материал? Обсудите этот вопрос в парах.

Обсуждение.

зайчик     льдинка

                                 сорока      звезда

                                 медведь

Дети отвечают:

В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, во втором - на вопрос: что?

- Запишите эти существительные, но сначала повторим правило посадки:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто?

Эти существительные обозначают живой предмет.

- Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что?

Они обозначают неживой предмет.

- Ребята, объясните нам со Снегурочкой, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет?

Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.

- Хорошо! Снегурочка приготовила вам загадку. Послушайте!

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

- Что это? Елочка.

- Докажите:

Ель- это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика.

Летом и зимой стоит елочка зеленая.

(картинки ели и ежика)

- Хорошо, ребята! А теперь подумайте, в какой столбик запишем существительное елочка?

Обсудите этот вопрос в парах.

Ответы детей:

а). На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное елочка в 1 столбик.

б). Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет, запишем во второй столбик.

- Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только

то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).

- Запишите существительное елочка в соответствующий столбик.

- Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные

- Как называются существительные,  отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные

- Кто сформулирует тему нашего урока?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

(табличка на доске)

- Какие новые знания мы уже открыли на уроке? Обсудите этот вопрос в парах.

- Ответы детей:

На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.

- Молодцы! А чему еще должны научиться?

Различать одушевленные и неодушевленные существительные.

  1.  Применение нового знания.

1.

- А теперь откроем учебник на странице 12, прочитаем определение, данное в нем.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали более полное определение, чем то, что записано в учебнике.

- Пользуясь правилом, выполним упражнение 219 на странице 12.

- Читаем задание.

- Чтобы правильно выполнить задание, как будем действовать? (Повторение алгоритма)

- Снегурочка предлагает выполнить задание так:

- 1 вариант выписывает одушевленные существительные.

- 2 вариант - неодушевленные существительные.

Поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик.

Поэзия, машина, математика, учебник, учение, учеба.

- Проверим.

(Сигнал: да - нет)

- Какое слово не выписали? Почему?

- Если задание выписали правильно, поставьте на полях: «+», если нет: «- «.

 

И т о г

- Чему учились? Какие существительные называются одушевленными, неодушевленными?

- Молодцы!

Физкультминутка:

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки согреть

Раз – два, раз – два

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

2.

- Пока мы отдыхали, зайка успел рассказать Снегурочке, что Деда Мороза видели в лесу. Отправляемся в лес.

(открываю занавеску, на доске иллюстрация зимнего леса)

- Прочитайте то, что записано на доске.

(включаю магнитофон, звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь»)

- Что вы прочитали? Текст.

- Докажите.

Все предложения на одну тему, связаны по смыслу.

- Прочитаем вслух и подумаем: какова тема текста?

Зимний лес.

- В каком предложении выражена главная мысль?

( читают первое предложение)

- Запишите в тетрадь только те предложения, в которых встречаются одушевленные имена существительные.

Зимний лес.

    Чудесен русский лес зимой.

Везде лежит белоснежный ковер. Пушистый шарф

укутал елочку. Словно в белой шубе стоит могучий дуб.

     Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Самостоятельная работа.

Дополнительные задания:

  1.  Обозначь в словах ударение.
  2.  Подчеркни в словах орфограммы.

- Проверим. Прочитайте предложения. Назовите одушевленные существительные. Какие орфограммы встретились в первом предложении? Во втором предложении?

- Кто правильно выписал предложения (допустил ошибки), покажите сигнал «Да- нет».

И т о г

Побывали в зимнем лесу. Что при этом повторили, какую работу выполнили?

- Молодцы!

3.

Вот только сейчас Сорока принесла на хвосте новость. Дедушка Мороз томится в замке Снежной Королевы. Верные слуги: буйные ветры, снежные бураны охраняют подступы к владения Королевы. Но мы можем помочь успокоить буйные ветры, если каждый из вас хорошо потрудится. Задание записано на карточках – снежинках.

Выполняется в тетради.

(Карточки – снежинки отличаются по количеству слов.)  

Нужно вставить пропущенную букву в словах, распределив слова в два столбика: одушевленные и неодушевленные существительные, содержат дополнительные задания.

- Написали последнее слово. Закончили выполнять задание.

- Проверим вашу работу.

(Чтение орфографическое, проверка сигналом «Да – нет».)

И т о г

Вы были внимательны, старательны. Справились с заданием.

Буйные ветры успокоились. Кто–то стучится в дверь! А

вот и дедушка Мороз. Ура! Дедушка говорит, что вы молодцы! Расскажите ему, какие новые знания открыли, чему научились на уроке.

Ответы детей.

- Домашнее задание: страница 18, упражнение 4, страница 12, учить правило.

4.

- Дедушка Мороз хочет поиграть с вами в игру «Добрый волшебник» и проверить, хорошо ли вы научились различать одушевленные и неодушевленные существительные.

-  измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное.

Одушевленные                              неодушевленные

лиса                                                     липа

кот                                                        рот

коза                                                      коса

цапля                                                    капля

щука                                                     рука

- Молодцы!

Если останется время:

а). Игра «Найди лишнее».

1. Пальто, ножницы, бабочка.

2. Собака, автобус, яблоко.

3. Ножницы, кошка, корова.

- объясни свой выбор.

б). Вернуться к иллюстрации:

- Найди предметы, которые являются одушевленными и неодушевленными существительными, докажи.

 

 

 

 

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65679. ЗАКОНОМІРНОСТІ АДСОРБЦІЇ І ІНГІБУЮЧОЇ ДІЇ КАТІОНОАКТИВНИХ ПОЛІЕЛЕКТРОЛІТІВ І ЇХ АСОЦІАТІВ З АЛКІЛСУЛЬФОНАТАМИ НАТРІЮ 1.93 MB
  Рішенням цієї проблеми може бути кероване конструювання безпосередньо в розчині асоціатів водорозчинних полімерів з іоногенними поверхневоактивними речовинами ПАР так званих поліелектролітних комплексів ПЕК. Утворення ПЕК може призвести до зростання...
65680. ПРИНЦИПИ ФОРМУВАННЯ ЖИТЛОВИХ БУДИНКІВ У КОМПЛЕКСІ З ОБ’ЄКТАМИ ОБСЛУГОВУВАННЯ (НА ТЕРИТОРІЯХ, НАБЛИЖЕНИХ ДО АЕРОПОРТІВ) 5.24 MB
  У найбільших містах України особливо у таких як Київ Харків Львів Одеса Донецьк Дніпропетровськ та інші організація територій залежить від багатьох містобудівних чинників серед яких суттєвим є розташування аеропортів. Тому актуальним є використання територій наближених до аеропортів для житла в комплексі з обєктами обслуговування.
65681. ЛАНДШАФТНО-ГЕОГРАФІЧНІ ТА ЕКОЛОГІЧНІ ФАКТОРИ ДИФЕРЕНЦІАЦІЇ ПРИБЕРЕЖНО-МОРСЬКИХ ТЕРИТОРІЙ І АКВАТОРІЙ УКРАЇНИ 159.5 KB
  Актуальність теми обумовлена наростаючою потребою народногосподарського освоєння прибережноморських геосистем ПМГ України. Уперше на регіональному рівні виділені прибережноморські території і акваторії України як ПМГ які включають орогідрографічні системи суші системи шельфу з похованими палеорічковими долинами...
65682. МІФОТВОРЧІСТЬ СУЧАСНИХ МУСУЛЬМАНСЬКИХ ЕЛІТ ЯК СОЦІАЛЬНА ДІЯ 137 KB
  Внаслідок цього виникає необхідність філософського осмислення найважливіших суспільних процесів що відбуваються в сучасному мусульманському світі зокрема соціальної міфотворчості. За подібних обставин стає можливим підштовхування народних мас мобілізованих за допомогою міфотворчості до конфронтації...
65683. Гігієнічна оцінка процесів формування особливостей особистості студентів медичних вищих навчальних закладів та шляхи їх корекції 394.5 KB
  У цьому контексті надзвичайно важливим слід вважати наукове обґрунтування підходів до збереження і зміцнення здоровя студентської молоді що засвоюють медичні спеціальності в умовах навчання у ВНЗ визначення закономірностей формування соціально і професійнозначущих особливостей особистості студентів...
65684. НАУКОВІ ОСНОВИ КОРОЗІЙНОГО МОНІТОРИНГУ І ПРОГНОЗУВАННЯ ЗАЛИШКОВОГО РЕСУРСУ ОБЛАДНАННЯ ХІМІЧНОЇ ТА НАФТОПЕРЕРОБНОЇ ПРОМИСЛОВОСТІ 18.14 MB
  Для виробництва обладнання і апаратури нафтопереробної та хімічної промисловості використовують низку сталей які експлуатуються у різних технологічних середовищах за різних температур тисків що часто змінюються навіть на різних ділянках одного апарата.
65685. АКТОПРОТЕКТОРНІ ВЛАСТИВОСТІ НОВИХ ПОХІДНИХ 4-ОКСО(АМІНО-)ХІНАЗОЛІНУ (ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ) 624.5 KB
  Оцінити актопротекторну дію на щурів сполуки лідера в умовах гіпокінезії за показниками плавальної проби бігу у третбані тесту із статичним навантаженням емоційно-поведінкових реакцій у відкритому полі та динамікою морфологічної картини внутрішніх органів та м'язів.
65686. Механізм банківського мікрокредитування малого підприємництва в Україні 279.5 KB
  У вітчизняній економічній літературі науковотеоретичному обґрунтування суті й обєктивної необхідності розвитку малого підприємництва та мікрокредитування присвячені праці О. Однак проблема фінансового забезпечення малого підприємництва за допомогою мікрокредитування у вітчизняній літературі...
65687. ПОВЕДІНКА СПОЖИВАЧА В СИСТЕМІ УПРАВЛІННЯ КОНКУРЕНТНОЮ СТРАТЕГІЄЮ ПІДПРИЄМСТВА 207.5 KB
  Вирішення питання удосконалення конкурентної стратегії підприємства з урахуванням поведінки споживача є актуальним для всіх складових елементів його системи управління. З огляду на це необхідним є забезпечення інтеграції особливостей поведінки споживача до розробки системи стратегічного управління...