61534

Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: открыть новые знания: имена существительные которые отвечают на вопрос: Кто обозначающие живой предмет живых существ умеющих самостоятельно бегать летать плавать хватать пищу наделенные душевными переживаниями называются одушевленными...

Русский

2014-05-29

20.54 KB

0 чел.

Конспект проблемного урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных».

По программе «Школа 2100».

Авторы: Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева., О.В.Пронина.

Составитель: учитель 1 квалификационной категории Костина Ольга Владимировна.

г. Шлиссельбург «МБОУ ШСОШ»

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Оборудование к уроку:

  1.  Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева, заяц, сорока (игрушки, рисунки).
  2.  Иллюстрация зимнего леса.
  3.  Запись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».
  4.  Карточки- снежинки трех цветов.

Х о д     у р о к а:

  1.  Организационный момент.

Повторение опорных знаний.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Урок русского языка. Ребята! Сегодня к нам на урок пришла Снегурочка!

Пришла одна, потому что злые силы похитили Дедушку Мороза! А что это значит? Это значит, что не наступит так всеми любимый новогодний праздник, ребятишки не получат свои подарки! Надо помочь Снегурочке найти Дедушку  и вернуть его домой. Вы согласны? (Да.)

Тогда надо хорошо потрудиться на уроке! Вы готовы?  (Да)

- Над какой темой мы работаем в течение нескольких уроков русского языка?

(Мы изучаем имя существительное - как часть речи.)

- Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

- Снегурочка предлагает первое задание: игру «Хлопни в ладоши».

Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши.

Если я называю слова, обозначающие части речи, то сидите тихонько.

(Снежинка, северный, любимый, подарок, елочка, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, снег, ветер,  солнце.)

- Молодцы!

- Какие слова мы называем именами существительными?

Имя существительное – самостоятельная часть речи. Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос (Кто?) или (Что?) Примеры

И т о г.

- Хорошо поработали, ребята. Хлопали вы дружно, но Дедушка Мороз не услышал вас, наверно он находится очень далеко. Поэтому Снегурочка предлагает другое задание.

  1.  Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на доску, По какому признаку сгруппирован материал? Обсудите этот вопрос в парах.

Обсуждение.

зайчик     льдинка

                                 сорока      звезда

                                 медведь

Дети отвечают:

В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, во втором - на вопрос: что?

- Запишите эти существительные, но сначала повторим правило посадки:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто?

Эти существительные обозначают живой предмет.

- Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что?

Они обозначают неживой предмет.

- Ребята, объясните нам со Снегурочкой, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет?

Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.

- Хорошо! Снегурочка приготовила вам загадку. Послушайте!

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

- Что это? Елочка.

- Докажите:

Ель- это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика.

Летом и зимой стоит елочка зеленая.

(картинки ели и ежика)

- Хорошо, ребята! А теперь подумайте, в какой столбик запишем существительное елочка?

Обсудите этот вопрос в парах.

Ответы детей:

а). На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное елочка в 1 столбик.

б). Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет, запишем во второй столбик.

- Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только

то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).

- Запишите существительное елочка в соответствующий столбик.

- Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные

- Как называются существительные,  отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные

- Кто сформулирует тему нашего урока?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

(табличка на доске)

- Какие новые знания мы уже открыли на уроке? Обсудите этот вопрос в парах.

- Ответы детей:

На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.

- Молодцы! А чему еще должны научиться?

Различать одушевленные и неодушевленные существительные.

  1.  Применение нового знания.

1.

- А теперь откроем учебник на странице 12, прочитаем определение, данное в нем.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали более полное определение, чем то, что записано в учебнике.

- Пользуясь правилом, выполним упражнение 219 на странице 12.

- Читаем задание.

- Чтобы правильно выполнить задание, как будем действовать? (Повторение алгоритма)

- Снегурочка предлагает выполнить задание так:

- 1 вариант выписывает одушевленные существительные.

- 2 вариант - неодушевленные существительные.

Поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик.

Поэзия, машина, математика, учебник, учение, учеба.

- Проверим.

(Сигнал: да - нет)

- Какое слово не выписали? Почему?

- Если задание выписали правильно, поставьте на полях: «+», если нет: «- «.

 

И т о г

- Чему учились? Какие существительные называются одушевленными, неодушевленными?

- Молодцы!

Физкультминутка:

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки согреть

Раз – два, раз – два

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

2.

- Пока мы отдыхали, зайка успел рассказать Снегурочке, что Деда Мороза видели в лесу. Отправляемся в лес.

(открываю занавеску, на доске иллюстрация зимнего леса)

- Прочитайте то, что записано на доске.

(включаю магнитофон, звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь»)

- Что вы прочитали? Текст.

- Докажите.

Все предложения на одну тему, связаны по смыслу.

- Прочитаем вслух и подумаем: какова тема текста?

Зимний лес.

- В каком предложении выражена главная мысль?

( читают первое предложение)

- Запишите в тетрадь только те предложения, в которых встречаются одушевленные имена существительные.

Зимний лес.

    Чудесен русский лес зимой.

Везде лежит белоснежный ковер. Пушистый шарф

укутал елочку. Словно в белой шубе стоит могучий дуб.

     Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Самостоятельная работа.

Дополнительные задания:

  1.  Обозначь в словах ударение.
  2.  Подчеркни в словах орфограммы.

- Проверим. Прочитайте предложения. Назовите одушевленные существительные. Какие орфограммы встретились в первом предложении? Во втором предложении?

- Кто правильно выписал предложения (допустил ошибки), покажите сигнал «Да- нет».

И т о г

Побывали в зимнем лесу. Что при этом повторили, какую работу выполнили?

- Молодцы!

3.

Вот только сейчас Сорока принесла на хвосте новость. Дедушка Мороз томится в замке Снежной Королевы. Верные слуги: буйные ветры, снежные бураны охраняют подступы к владения Королевы. Но мы можем помочь успокоить буйные ветры, если каждый из вас хорошо потрудится. Задание записано на карточках – снежинках.

Выполняется в тетради.

(Карточки – снежинки отличаются по количеству слов.)  

Нужно вставить пропущенную букву в словах, распределив слова в два столбика: одушевленные и неодушевленные существительные, содержат дополнительные задания.

- Написали последнее слово. Закончили выполнять задание.

- Проверим вашу работу.

(Чтение орфографическое, проверка сигналом «Да – нет».)

И т о г

Вы были внимательны, старательны. Справились с заданием.

Буйные ветры успокоились. Кто–то стучится в дверь! А

вот и дедушка Мороз. Ура! Дедушка говорит, что вы молодцы! Расскажите ему, какие новые знания открыли, чему научились на уроке.

Ответы детей.

- Домашнее задание: страница 18, упражнение 4, страница 12, учить правило.

4.

- Дедушка Мороз хочет поиграть с вами в игру «Добрый волшебник» и проверить, хорошо ли вы научились различать одушевленные и неодушевленные существительные.

-  измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное.

Одушевленные                              неодушевленные

лиса                                                     липа

кот                                                        рот

коза                                                      коса

цапля                                                    капля

щука                                                     рука

- Молодцы!

Если останется время:

а). Игра «Найди лишнее».

1. Пальто, ножницы, бабочка.

2. Собака, автобус, яблоко.

3. Ножницы, кошка, корова.

- объясни свой выбор.

б). Вернуться к иллюстрации:

- Найди предметы, которые являются одушевленными и неодушевленными существительными, докажи.

 

 

 

 

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2881. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГЕМОПОЭЗА 307 KB
  Фізика є основною наукою про природу. Вона вивчає найбільш загальні властивості і форми руху матерії. Одним із видів руху є механічний рух, під яким розуміють зміну положення тіла в просторі з часом. Механіка Галілея-Ньютона вивчає рух макроскопічни...
2882. Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы 935.25 KB
  Целью настоящей работы является изучение принципов построения и работы авиационных приборов: топливомеров, тахометров, датчиков давления, указателей скорости и высоты. Приведена  краткая теория работы и методические рекомендации по исследованию...
2883. Машини для земляних робіт 769.5 KB
  Розрахунки за кінематичними схемами одноківшевих (одномоторних) екскаваторів. Мета роботи: Виконати кінематичні та силові розрахунки в передачах екскаваторів. Методика розрахунку. Креслимо схему запасовки канатів заданого...
2884. Генетика бактерий 55 KB
  Генетика бактерий Наука о наследственности и изменчивости микроорганизмов. Наследственность это способность организмов воспроизводить одни и те же свойства из поколения в поколение благодаря передачи генов от родителей потомкам. Изменчивость - измен...
2885. Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа 42 KB
  Гибридологический метод Г. Менделя как основа генетического анализа Почему же закономерности наследования, выявленные Менделем, не были приняты к рассмотрению научным сообществом того времени, хотя его работа с 1865 по 1900 год цитировалась не менее...
2886. Генетика. Законы наследственности 1.02 MB
  Генетика. Законы наследственности Задание 1. Основные термины и понятия Заполните таблицу: Понятия Характеристика Генетика Наследственность Генотип Фенотип Аллельные гены Доминантные признаки Рецессивные признаки Гомозиготные особи Гетерозиготные ...
2887. Оптические и лазерные системы 3.67 MB
  Оптические и лазерные системы Помехи в ОВД. 1)Внешние 2)Внутренние 2) Внутренние помехи определяются. Процесс генерации фотоэлектронов имеет случайную характеристику рассеивание излучения микрочастицами атмосферы естественных источников излучения (солнце и т.д.)...
2888. Генетика человека 267.5 KB
  Генетика человека Генеалогический и близнецовый методы Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением: Что затрудняет изучение генетики человека. В чем сущность генеалогического метода изучения генетики человека. Кто так...
2889. Генетика. Закономерности изменчивости 343 KB
  Генетика. Закономерности изменчивости. Характеристика модификационной изменчивости Заполните таблицу: Модификационная изменчивость Характеристика  Причины изменчивости  Можно ли ее считать определенной изменчивостью. Приведите примеры...