61534

Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: открыть новые знания: имена существительные которые отвечают на вопрос: Кто обозначающие живой предмет живых существ умеющих самостоятельно бегать летать плавать хватать пищу наделенные душевными переживаниями называются одушевленными...

Русский

2014-05-29

20.54 KB

0 чел.

Конспект проблемного урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных».

По программе «Школа 2100».

Авторы: Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева., О.В.Пронина.

Составитель: учитель 1 квалификационной категории Костина Ольга Владимировна.

г. Шлиссельбург «МБОУ ШСОШ»

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Оборудование к уроку:

  1.  Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева, заяц, сорока (игрушки, рисунки).
  2.  Иллюстрация зимнего леса.
  3.  Запись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».
  4.  Карточки- снежинки трех цветов.

Х о д     у р о к а:

  1.  Организационный момент.

Повторение опорных знаний.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Урок русского языка. Ребята! Сегодня к нам на урок пришла Снегурочка!

Пришла одна, потому что злые силы похитили Дедушку Мороза! А что это значит? Это значит, что не наступит так всеми любимый новогодний праздник, ребятишки не получат свои подарки! Надо помочь Снегурочке найти Дедушку  и вернуть его домой. Вы согласны? (Да.)

Тогда надо хорошо потрудиться на уроке! Вы готовы?  (Да)

- Над какой темой мы работаем в течение нескольких уроков русского языка?

(Мы изучаем имя существительное - как часть речи.)

- Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

- Снегурочка предлагает первое задание: игру «Хлопни в ладоши».

Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши.

Если я называю слова, обозначающие части речи, то сидите тихонько.

(Снежинка, северный, любимый, подарок, елочка, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, снег, ветер,  солнце.)

- Молодцы!

- Какие слова мы называем именами существительными?

Имя существительное – самостоятельная часть речи. Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос (Кто?) или (Что?) Примеры

И т о г.

- Хорошо поработали, ребята. Хлопали вы дружно, но Дедушка Мороз не услышал вас, наверно он находится очень далеко. Поэтому Снегурочка предлагает другое задание.

  1.  Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на доску, По какому признаку сгруппирован материал? Обсудите этот вопрос в парах.

Обсуждение.

зайчик     льдинка

                                 сорока      звезда

                                 медведь

Дети отвечают:

В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, во втором - на вопрос: что?

- Запишите эти существительные, но сначала повторим правило посадки:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто?

Эти существительные обозначают живой предмет.

- Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что?

Они обозначают неживой предмет.

- Ребята, объясните нам со Снегурочкой, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет?

Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.

- Хорошо! Снегурочка приготовила вам загадку. Послушайте!

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

- Что это? Елочка.

- Докажите:

Ель- это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика.

Летом и зимой стоит елочка зеленая.

(картинки ели и ежика)

- Хорошо, ребята! А теперь подумайте, в какой столбик запишем существительное елочка?

Обсудите этот вопрос в парах.

Ответы детей:

а). На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное елочка в 1 столбик.

б). Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет, запишем во второй столбик.

- Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только

то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).

- Запишите существительное елочка в соответствующий столбик.

- Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные

- Как называются существительные,  отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные

- Кто сформулирует тему нашего урока?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

(табличка на доске)

- Какие новые знания мы уже открыли на уроке? Обсудите этот вопрос в парах.

- Ответы детей:

На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.

- Молодцы! А чему еще должны научиться?

Различать одушевленные и неодушевленные существительные.

  1.  Применение нового знания.

1.

- А теперь откроем учебник на странице 12, прочитаем определение, данное в нем.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали более полное определение, чем то, что записано в учебнике.

- Пользуясь правилом, выполним упражнение 219 на странице 12.

- Читаем задание.

- Чтобы правильно выполнить задание, как будем действовать? (Повторение алгоритма)

- Снегурочка предлагает выполнить задание так:

- 1 вариант выписывает одушевленные существительные.

- 2 вариант - неодушевленные существительные.

Поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик.

Поэзия, машина, математика, учебник, учение, учеба.

- Проверим.

(Сигнал: да - нет)

- Какое слово не выписали? Почему?

- Если задание выписали правильно, поставьте на полях: «+», если нет: «- «.

 

И т о г

- Чему учились? Какие существительные называются одушевленными, неодушевленными?

- Молодцы!

Физкультминутка:

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки согреть

Раз – два, раз – два

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

2.

- Пока мы отдыхали, зайка успел рассказать Снегурочке, что Деда Мороза видели в лесу. Отправляемся в лес.

(открываю занавеску, на доске иллюстрация зимнего леса)

- Прочитайте то, что записано на доске.

(включаю магнитофон, звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь»)

- Что вы прочитали? Текст.

- Докажите.

Все предложения на одну тему, связаны по смыслу.

- Прочитаем вслух и подумаем: какова тема текста?

Зимний лес.

- В каком предложении выражена главная мысль?

( читают первое предложение)

- Запишите в тетрадь только те предложения, в которых встречаются одушевленные имена существительные.

Зимний лес.

    Чудесен русский лес зимой.

Везде лежит белоснежный ковер. Пушистый шарф

укутал елочку. Словно в белой шубе стоит могучий дуб.

     Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Самостоятельная работа.

Дополнительные задания:

  1.  Обозначь в словах ударение.
  2.  Подчеркни в словах орфограммы.

- Проверим. Прочитайте предложения. Назовите одушевленные существительные. Какие орфограммы встретились в первом предложении? Во втором предложении?

- Кто правильно выписал предложения (допустил ошибки), покажите сигнал «Да- нет».

И т о г

Побывали в зимнем лесу. Что при этом повторили, какую работу выполнили?

- Молодцы!

3.

Вот только сейчас Сорока принесла на хвосте новость. Дедушка Мороз томится в замке Снежной Королевы. Верные слуги: буйные ветры, снежные бураны охраняют подступы к владения Королевы. Но мы можем помочь успокоить буйные ветры, если каждый из вас хорошо потрудится. Задание записано на карточках – снежинках.

Выполняется в тетради.

(Карточки – снежинки отличаются по количеству слов.)  

Нужно вставить пропущенную букву в словах, распределив слова в два столбика: одушевленные и неодушевленные существительные, содержат дополнительные задания.

- Написали последнее слово. Закончили выполнять задание.

- Проверим вашу работу.

(Чтение орфографическое, проверка сигналом «Да – нет».)

И т о г

Вы были внимательны, старательны. Справились с заданием.

Буйные ветры успокоились. Кто–то стучится в дверь! А

вот и дедушка Мороз. Ура! Дедушка говорит, что вы молодцы! Расскажите ему, какие новые знания открыли, чему научились на уроке.

Ответы детей.

- Домашнее задание: страница 18, упражнение 4, страница 12, учить правило.

4.

- Дедушка Мороз хочет поиграть с вами в игру «Добрый волшебник» и проверить, хорошо ли вы научились различать одушевленные и неодушевленные существительные.

-  измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное.

Одушевленные                              неодушевленные

лиса                                                     липа

кот                                                        рот

коза                                                      коса

цапля                                                    капля

щука                                                     рука

- Молодцы!

Если останется время:

а). Игра «Найди лишнее».

1. Пальто, ножницы, бабочка.

2. Собака, автобус, яблоко.

3. Ножницы, кошка, корова.

- объясни свой выбор.

б). Вернуться к иллюстрации:

- Найди предметы, которые являются одушевленными и неодушевленными существительными, докажи.

 

 

 

 

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85025. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Защита населения от последствий ураганов и бурь 33.76 KB
  Защита населения от последствий ураганов и бурь Цель урока. Сформировать у учащихся представление об опасности ураганов и бурь для жизнедеятельности человека. Дать информацию об основных мероприятиях проводимых в стране по защите населения от последствий ураганов и бурь. Последствия ураганов и бурь.
85026. Смерчи и защита населения от них 31.37 KB
  Сформировать у учащихся представления об опасности последствий смерча для безопасности жизнедеятельности человека. Обсудить рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча. Показать строение смерча: вихрь тромб ядро воронка.
85027. Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на данных объектах 33.55 KB
  Аварии на взрывопожароопасных объектах экономики Тамбовской области. Систематизировать знания учащихся о взрыво и пожароопасных объектах познакомить их с возможными последствиями аварий на этих объектах и основными причинами их возникновения проиллюстрировать это на конкретном примере. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в нашей стране по защите населения от последствий аварий на взрыво и пожароопасных объектах а также с мероприятиями по повышению уровня безопасности функционирования взрыво и пожароопасных...
85028. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Обеспечение защиты населения от последствий аварий 34.02 KB
  Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. Сформировать у обучаемых общее представление о гидродинамической аварии возможных причинах ее возникновения и возможных последствиях. Гидродинамические аварии и причины их возникновения. Дать определение гидродинамической аварии.
85029. Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера 32.61 KB
  Оповещение и эвакуация населения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера Цели урока. Познакомить учащихся с организацией оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Познакомить учащихся с одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций эвакуацией населения. Размещение эвакуированного населения.
85030. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.68 KB
  Обобщить знания о защитных сооружениях гражданской обороны и их предназначении. Защитные сооружения гражданской обороны и их предназначение. Правила поведения укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны. Основные мероприятия инженерной защиты населения: укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленных сооружениях подвальные помещения цокольные этажи подземные пространства объектов торговосоциального назначения; использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных...
85031. Психологическая уравновешенность 30.75 KB
  Необходимость воспитания психологической уравновешенности в школьном возрасте. Основные направления воспитания психологической уравновешенности. При этом нередко появляются признаки эмоциональной психологической неустойчивости: колебание настроения без видимых причин сочетание повышенной чувствительности ранимости и подчеркнутой развязности и показной самоуверенности. Обсудить общие направления воспитания психологической уравновешенности: побороть в себе робость воспитать уверенность; постоянно работать над самосовершенствованием.
85032. Стресс и его влияние на человека 31.18 KB
  Стресс и его влияние на человека Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями стрессовый фактор и стресс; проанализировать стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье человека. Изучаемые вопросы Стрессовые факторы и стресс. Стадии стресса влияние сильного стресса на здоровье.
85033. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 31.27 KB
  Познакомить учащихся с особенностями развития организма в подростковом возрасте обратить внимание на возможность появления функциональных расстройств в организме человека. Изучаемые вопросы Развитие человека в подростковом возрасте. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. В подростковом возрасте могут возникнуть различные функциональные расстройства органов: повышение кровяного артериального давления сердцебиение учащение пульса иногда одышка головная боль.