61534

Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: открыть новые знания: имена существительные которые отвечают на вопрос: Кто обозначающие живой предмет живых существ умеющих самостоятельно бегать летать плавать хватать пищу наделенные душевными переживаниями называются одушевленными...

Русский

2014-05-29

20.54 KB

0 чел.

Конспект проблемного урока по русскому языку в 3 классе.

Тема урока: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных».

По программе «Школа 2100».

Авторы: Р.Н.Бунеев., Е.В.Бунеева., О.В.Пронина.

Составитель: учитель 1 квалификационной категории Костина Ольга Владимировна.

г. Шлиссельбург «МБОУ ШСОШ»

Цель урока: открыть новые знания:

- имена существительные, которые отвечают на вопрос: (Кто?), обозначающие живой предмет, живых существ, умеющих самостоятельно бегать, летать, плавать, хватать пищу, наделенные душевными переживаниями, называются одушевленными; имена существительные, которые отвечают на вопрос (Что? ), обозначающие неживой предмет, неживых существ, которые не могут сами передвигаться,…, называются неодушевленными.

Задачи урока:

1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.

2. Развивать орфографическую зоркость

3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.

4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.

5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.

6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.

Оборудование к уроку:

  1.  Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева, заяц, сорока (игрушки, рисунки).
  2.  Иллюстрация зимнего леса.
  3.  Запись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».
  4.  Карточки- снежинки трех цветов.

Х о д     у р о к а:

  1.  Организационный момент.

Повторение опорных знаний.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Урок русского языка. Ребята! Сегодня к нам на урок пришла Снегурочка!

Пришла одна, потому что злые силы похитили Дедушку Мороза! А что это значит? Это значит, что не наступит так всеми любимый новогодний праздник, ребятишки не получат свои подарки! Надо помочь Снегурочке найти Дедушку  и вернуть его домой. Вы согласны? (Да.)

Тогда надо хорошо потрудиться на уроке! Вы готовы?  (Да)

- Над какой темой мы работаем в течение нескольких уроков русского языка?

(Мы изучаем имя существительное - как часть речи.)

- Сегодня на уроке мы расширим свои знания об имени существительном.

- Снегурочка предлагает первое задание: игру «Хлопни в ладоши».

Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши.

Если я называю слова, обозначающие части речи, то сидите тихонько.

(Снежинка, северный, любимый, подарок, елочка, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, снег, ветер,  солнце.)

- Молодцы!

- Какие слова мы называем именами существительными?

Имя существительное – самостоятельная часть речи. Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос (Кто?) или (Что?) Примеры

И т о г.

- Хорошо поработали, ребята. Хлопали вы дружно, но Дедушка Мороз не услышал вас, наверно он находится очень далеко. Поэтому Снегурочка предлагает другое задание.

  1.  Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на доску, По какому признаку сгруппирован материал? Обсудите этот вопрос в парах.

Обсуждение.

зайчик     льдинка

                                 сорока      звезда

                                 медведь

Дети отвечают:

В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, во втором - на вопрос: что?

- Запишите эти существительные, но сначала повторим правило посадки:

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я, друзья мои, не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто?

Эти существительные обозначают живой предмет.

- Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что?

Они обозначают неживой предмет.

- Ребята, объясните нам со Снегурочкой, а как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет?

Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, они обладают душевными переживаниями и наоборот.

- Хорошо! Снегурочка приготовила вам загадку. Послушайте!

Ее всегда в лесу найдешь-

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

- Что это? Елочка.

- Докажите:

Ель- это дерево, которое чаще всего растет в лесу, у нее листочки в виде иголочек, как у ежика.

Летом и зимой стоит елочка зеленая.

(картинки ели и ежика)

- Хорошо, ребята! А теперь подумайте, в какой столбик запишем существительное елочка?

Обсудите этот вопрос в парах.

Ответы детей:

а). На уроках окружающего мира мы говорим, знаем, что деревья и другие растения относятся к живой природе, поэтому запишем существительное елочка в 1 столбик.

б). Нет, запишем во второй столбик, так как растения не могут сами передвигаться, у них нет ног, лап, поэтому существительное елочка обозначает неживой предмет, запишем во второй столбик.

- Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только

то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигаясь, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в языке неживым (живой- с точки зрения биологии).

- Запишите существительное елочка в соответствующий столбик.

- Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? Одушевленные

- Как называются существительные,  отвечающие на вопрос: что? Неодушевленные

- Кто сформулирует тему нашего урока?

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

(табличка на доске)

- Какие новые знания мы уже открыли на уроке? Обсудите этот вопрос в парах.

- Ответы детей:

На уроке мы открыли то, что имена существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, обозначающие живой предмет, наделенные в разной степени душевными переживаниями, могут сами передвигаться, … называются одушевленными.

Имена существительные, которые отвечают на вопрос: что?, обозначающие неживой предмет, не наделенные душевными переживаниями, сами не передвигаются, … называются неодушевленными.

- Молодцы! А чему еще должны научиться?

Различать одушевленные и неодушевленные существительные.

  1.  Применение нового знания.

1.

- А теперь откроем учебник на странице 12, прочитаем определение, данное в нем.

- Ребята! Какие вы молодцы!

Вы дали более полное определение, чем то, что записано в учебнике.

- Пользуясь правилом, выполним упражнение 219 на странице 12.

- Читаем задание.

- Чтобы правильно выполнить задание, как будем действовать? (Повторение алгоритма)

- Снегурочка предлагает выполнить задание так:

- 1 вариант выписывает одушевленные существительные.

- 2 вариант - неодушевленные существительные.

Поэт, машинист, чтец, математик, учитель, ученик.

Поэзия, машина, математика, учебник, учение, учеба.

- Проверим.

(Сигнал: да - нет)

- Какое слово не выписали? Почему?

- Если задание выписали правильно, поставьте на полях: «+», если нет: «- «.

 

И т о г

- Чему учились? Какие существительные называются одушевленными, неодушевленными?

- Молодцы!

Физкультминутка:

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки согреть

Раз – два, раз – два

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Кто-то зайку напугал

Зайка – прыг – и убежал.

2.

- Пока мы отдыхали, зайка успел рассказать Снегурочке, что Деда Мороза видели в лесу. Отправляемся в лес.

(открываю занавеску, на доске иллюстрация зимнего леса)

- Прочитайте то, что записано на доске.

(включаю магнитофон, звучит музыка П.И.Чайковского «Декабрь»)

- Что вы прочитали? Текст.

- Докажите.

Все предложения на одну тему, связаны по смыслу.

- Прочитаем вслух и подумаем: какова тема текста?

Зимний лес.

- В каком предложении выражена главная мысль?

( читают первое предложение)

- Запишите в тетрадь только те предложения, в которых встречаются одушевленные имена существительные.

Зимний лес.

    Чудесен русский лес зимой.

Везде лежит белоснежный ковер. Пушистый шарф

укутал елочку. Словно в белой шубе стоит могучий дуб.

     Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Самостоятельная работа.

Дополнительные задания:

  1.  Обозначь в словах ударение.
  2.  Подчеркни в словах орфограммы.

- Проверим. Прочитайте предложения. Назовите одушевленные существительные. Какие орфограммы встретились в первом предложении? Во втором предложении?

- Кто правильно выписал предложения (допустил ошибки), покажите сигнал «Да- нет».

И т о г

Побывали в зимнем лесу. Что при этом повторили, какую работу выполнили?

- Молодцы!

3.

Вот только сейчас Сорока принесла на хвосте новость. Дедушка Мороз томится в замке Снежной Королевы. Верные слуги: буйные ветры, снежные бураны охраняют подступы к владения Королевы. Но мы можем помочь успокоить буйные ветры, если каждый из вас хорошо потрудится. Задание записано на карточках – снежинках.

Выполняется в тетради.

(Карточки – снежинки отличаются по количеству слов.)  

Нужно вставить пропущенную букву в словах, распределив слова в два столбика: одушевленные и неодушевленные существительные, содержат дополнительные задания.

- Написали последнее слово. Закончили выполнять задание.

- Проверим вашу работу.

(Чтение орфографическое, проверка сигналом «Да – нет».)

И т о г

Вы были внимательны, старательны. Справились с заданием.

Буйные ветры успокоились. Кто–то стучится в дверь! А

вот и дедушка Мороз. Ура! Дедушка говорит, что вы молодцы! Расскажите ему, какие новые знания открыли, чему научились на уроке.

Ответы детей.

- Домашнее задание: страница 18, упражнение 4, страница 12, учить правило.

4.

- Дедушка Мороз хочет поиграть с вами в игру «Добрый волшебник» и проверить, хорошо ли вы научились различать одушевленные и неодушевленные существительные.

-  измените одну букву в слове так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное.

Одушевленные                              неодушевленные

лиса                                                     липа

кот                                                        рот

коза                                                      коса

цапля                                                    капля

щука                                                     рука

- Молодцы!

Если останется время:

а). Игра «Найди лишнее».

1. Пальто, ножницы, бабочка.

2. Собака, автобус, яблоко.

3. Ножницы, кошка, корова.

- объясни свой выбор.

б). Вернуться к иллюстрации:

- Найди предметы, которые являются одушевленными и неодушевленными существительными, докажи.

 

 

 

 

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71986. Додавання двоцифрових чисел без переходу через десяток. Задачі, що містять відношення «на… більше» («на… менше») 43 KB
  Мета: учити учнів додавати двоцифрові числа без переходу через десяток творчо працювати із задачами що містять відношення на більше на менше; розвивати логічне мислення уміння працювати в парах; виховувати любов до природи інтерес до математики.
71989. Число й цифра 7. Утворення числа способом прилічення 1. Порівняння чисел у межах 7. Попереднє і наступне число. Написання цифри 7 88.5 KB
  Тож гаразд часу не гаєм І урок вже починаєм А урок сьогоднішній нехай всім принесе задоволення від дуже потрібної роботи. Сьогодні ми вивчимо цифру 7 яка позначає число сім. Цифра сім як кочерга це її стирчить нога. Сім яскравих кожен знає Кольорів веселка має.
71990. Знаходження невідомого дільника. Розв’язання задачі на три дії виразом 1.57 MB
  Обладнання: зошит з друкованою основою картка з буквеним виразом з домашнього завдання; відповіді математичного диктанту для перевірки зі словом спасибі; картки з виразами на предметних малюнках; таблиця для розв’язування рівняння в підручнику;...
71991. Число 8. Цифра 8. Склад числа 8. Розробка інтегрованого уроку математики (з елементами ознайомлення з навколишнім світом) 216 KB
  Мета. Познайомити учнів з числом і цифрою 8. Повторити і закріпити навички рахунку в межах 7. Розвивати логічне мислення, мову, творчі здібності. Збагачувати знання про навколишній світ. Виховувати пізнавальний інтерес до предмету математики.
71993. Образование и название чисел второго десятка 34.5 KB
  Цель – ознакомить с образованием и названием, последовательностью чисел от 11 до 20; упражнять в табличном сложении и вычитании в пределах 10; упражнять в решении задач; развивать внимание, память; воспитывать желание учиться.
71994. Таблиця додавання числа 5. Розв’язування прикладів та задач. Розпізнавання многокутників 63 KB
  МЕТА: Навчати учнів користуватися таблицею додавання числа 5; складати приклади за числовою шкалою. Удосконалювати вміння розв’язувати задачі. Формувати вміння розпізнавати геометричні фігури. Розвивати критичне мислення. ОБЛАДНАННЯ: картки для групової роботи, казкові герої, план уроку, предметні малюнки.