61537

Жизнь древних славян

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогические задачи: Образовательная: формировать представление о жизни древних славян. Конечный результат: расширятся знания о жизни древних славян об их быте и культуре.

Русский

2014-05-29

21.73 KB

0 чел.

Конспект пробного урока по окружающему миру

В 4 «а» классе   школы № 1270

студента группы 41 У

ПК № 1 им. К.Д.Ушинского

Шакирзянова Рустема

урок будет дан 15 февраля 2012 года

на 4 уроке 1 смены.

Начало урока в … часов…минут.

Учитель класса Корпицкая Екатерина Васильевна

К уроку допущен «…» февраля 2012 года

С конспектом урока ознакомлен «…» февраля 2012 года

Оценка за урок:           

Тема урока: Жизнь древних славян

Класс: 4 «а»

Автор: Андрей Анатольевич  Плешаков

Программа: «Зеленый дом», учебник «Мир вокруг нас»

Педагогические задачи:

  1.  Образовательная : формировать представление о жизни древних славян.
  2.  Воспитательные : воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету.
  3.  Развивающие : развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой, обогащать словарный запас.

Оборудование урока: учебник "Окружающий мир" А.А.Плешаков, электронная презентация, карточки с названиями эпох и раздела.

Конечный результат: расширятся знания о жизни древних славян, об их быте и культуре.

Структура урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Повторение изученного материала
  3.  Сообщение темы урока
  4.  Введение новых знаний
  5.  Работа с картой
  6.  Физминутка
  7.  Работа с учебником
  8.  Просмотр видеофрагмента
  9.  Подведение итогов
  10.  Домашнее задание

Оформление доски:

Этап урока

Ход урока

Примечание

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Рустем Владимирович, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Сегодня на уроке нам понадобится учебник, рабочая тетрадь, и пенал . Проверьте, всё ли у вас есть.

Садитесь.

Повторение изученного материала.

Сообщение темы урока.

Введение новых знаний.

Работа с картой в учебнике

Работа с учебником

Физминутка.

Работа с учебником

Просмотр видеофраг-

мента

- Какой раздел мы закончили изучать?  («Страницы всемирной истории». )

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (эпохи на доске на карточках)  

(Первая эпоха - Первобытная история , вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время) .

Колесо истории возвращает нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.

Мы начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества». Откройте учебник на странице 33. Ознакомьтесь с темами данного раздела.

Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства, важнейшие события в жизни страны.)  

Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом древних славян.

Итак, скажите, как же звучит наша сегодняшняя тема? ( Жизнь древних славян)

Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, то есть их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные.

1.5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга, Ока жили восточные славяне.

Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. Сегодня на уроке мы поговорим о племенном объединении восточных славян.

Откроем страницу 35 нашего учебника, и давайте посмотрим на карту, какие же племена относились к восточным славянам? (кривичи,  полочани, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняни)

Изучите карту и скажите, как же расселились эти племена?

(По Днепру  поселились поляне, на западе – волыняне, на северо-западе – древляне, по притокам Днепра – радимичи, у истоков Волги – кривичи, на Оке и Москве-реке – вятичи, на севере на реке Волхов – славяне).

Откроем страницу 37 и теперь поговорим о жилищах и быте древних славян. Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было,  дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Давайте прочитаем отрывок о домах славян на странице 37.

Итак скажите какое место выбирали для поселения древние славяне?(вблизи реки, на прибрежном холме)

Почему выбирали именно такие места? (в целях безопасности опасаясь иноземцев)

Что держали рядом с домом? ( домашний скот)

Каково было убранство дома древних славян? (деревянные столы, лавки, стулья, печь из камней и глины)

Что служило посудой? (глиняные горшки, сковороды)

Из чего была сделана одежда славян? ( из льна и шерсти)

 

Откроем страницу 34 учебника. Рассмотрите рисунок. Что вы видите на нем? Как вы думаете, чем занимались древние славяне? (Рыболовство, охота, земледелие).

Так же занимались славяне строительством, кузнечным делом и  скотоводством. Детенышей  некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Откроем страницу 38 учебника и начнем читать по 1-му абзацу.

Во что верили древние славяне?(в Богов)

Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают Боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке)

Какой главный Бог? (Перун)

Что просили у Богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

В каких фантастических существ верили славяне?(лешего, домового, бабу-ягу)

Чтобы Боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники, какие? (Ивана Купала 23-24 июня).

А сейчас ребята, посмотрим видеофрагмент о восточных славянах и увидим, как же выглядела их жизнь.

Карточка с разделом на доске.

Карточки с эпохами на доске.

1-ый слайд на экране (карта из учебника)

2-ой слайд на экране (дом славянина)

Спрашиваю -2-ух учеников прочитать о быте славян учебнике.

3-ий слайд посуда славян

4-ий слайд одежда

6, 7, 8, 9, 10 слайды занятия славян.

11,12 слайды Боги Славян.

Подведение итога.

Подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

Кто такие славяне? ( группа племен и народов принадлежащих к одной языковой семье)

Какие племена относятся к восточным славянам? (кривичи, полочани, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняни)

Расскажите о домах славян.

Чем занимались наши предки?

Что вы запомнили о Богах и духах славян?

Домашнее

задание.

Прочитать текст на страницах 34-39 и ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80947. Контроль навчання, його функції, види методи 37.51 KB
  У дидактиці це нагляд спостереження і перевірка успішності учнів. Спостереження за учнями під час занять перевірка їх знань навичок і вмінь зошитів навчальної і практичної діяльності учнів є засобами контролю. Облік успішності передбачає фіксацію результатів контролю у вигляді оцінки Функції контролю перевірки і оцінки навчальних досягнень учнів. Ці функції оцінки знань учнів різнопланові.
80948. Система перевірки знань, умінь, навичок; учнів після вивчення теми «Україна в другій половині XIX століття» 35.42 KB
  Повторити та узагальнити матеріал з даної теми. Хронологічний конкурс Цей конкурс має характер розминки і передбачає знання хронології історичних подій. Командам потрібно розташувати події в хронологічній послідовності і вказати дати, коли вони сталися. Максимальна оцінка за цей конкурс шість балів.(робота з індивідуальними картками)
80951. Характеристика сучасної системи шкільної історичної освіти в Україні 36.25 KB
  Програма шкільних курсів історії. У програмі шкільних курсів історії закладено такі пріоритети. Вивчення історії України. Вивчення історії ХХ століття.
80952. Необхідність використання художньої літератури в навчанні історії України 35.92 KB
  Твори художньої літератури рекомендуються у всіх шкільних підручниках з кожного курсу історії художня література є для учнів одним з важливих джерел для ознайомлення з історичним минулим і одним з ефективних засобів їх морального і естетичного виховання. Чому слід використовувати художні твори Тому що Художній образ як правило відрізняється влучністю і переконливістю. Літературні памятники Звичайно це твори створені в ту епоху яку ми вивчаємо тобто твори написані сучасниками описуваних явищ і подій. Твори цієї групи є документами...
80953. Основні компоненти змісту історичної освіти 33.66 KB
  Зміст освіти його основні компоненти: Зміст шкільної історичної освіти один із компонентів процесу навчання історії певна система історичної інформації яка засвоюється у вигляді історичних знань умінь і навичок в яких особистість засвоює вже відомі способи діяльності досвід творчої пізнавальної діяльності у розв\'язанні проблем що вирішувались людством у минулому. Лернером 1 досвід пізнавальної діяльності що відображений у знаннях про природу суспільство техніку мислення і способи діяльності...
80954. План вивчення теми: «Українські землі наприкінці ХУІІ— у першій половині ХУІІІ ст.» (8 клас) 36.43 KB
  Першою темою Гетьманщина наприкінці XVII на початку XVIII ст. Метою цього уроку характеризувати політичне становище Гетьманщини наприкінці XVII на початку XVIIІ ст.№2 Правобережна Україна наприкінці XVII на початку XVIII ст.