61537

Жизнь древних славян

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Педагогические задачи: Образовательная: формировать представление о жизни древних славян. Конечный результат: расширятся знания о жизни древних славян об их быте и культуре.

Русский

2014-05-29

21.73 KB

0 чел.

Конспект пробного урока по окружающему миру

В 4 «а» классе   школы № 1270

студента группы 41 У

ПК № 1 им. К.Д.Ушинского

Шакирзянова Рустема

урок будет дан 15 февраля 2012 года

на 4 уроке 1 смены.

Начало урока в … часов…минут.

Учитель класса Корпицкая Екатерина Васильевна

К уроку допущен «…» февраля 2012 года

С конспектом урока ознакомлен «…» февраля 2012 года

Оценка за урок:           

Тема урока: Жизнь древних славян

Класс: 4 «а»

Автор: Андрей Анатольевич  Плешаков

Программа: «Зеленый дом», учебник «Мир вокруг нас»

Педагогические задачи:

  1.  Образовательная : формировать представление о жизни древних славян.
  2.  Воспитательные : воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету.
  3.  Развивающие : развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой, обогащать словарный запас.

Оборудование урока: учебник "Окружающий мир" А.А.Плешаков, электронная презентация, карточки с названиями эпох и раздела.

Конечный результат: расширятся знания о жизни древних славян, об их быте и культуре.

Структура урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Повторение изученного материала
  3.  Сообщение темы урока
  4.  Введение новых знаний
  5.  Работа с картой
  6.  Физминутка
  7.  Работа с учебником
  8.  Просмотр видеофрагмента
  9.  Подведение итогов
  10.  Домашнее задание

Оформление доски:

Этап урока

Ход урока

Примечание

Орг. момент

Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Рустем Владимирович, и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Сегодня на уроке нам понадобится учебник, рабочая тетрадь, и пенал . Проверьте, всё ли у вас есть.

Садитесь.

Повторение изученного материала.

Сообщение темы урока.

Введение новых знаний.

Работа с картой в учебнике

Работа с учебником

Физминутка.

Работа с учебником

Просмотр видеофраг-

мента

- Какой раздел мы закончили изучать?  («Страницы всемирной истории». )

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? (эпохи на доске на карточках)  

(Первая эпоха - Первобытная история , вторая - Мир древности, третья - Средние века, четвертая - Новое время, пятая - Новейшее время) .

Колесо истории возвращает нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.

Мы начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества». Откройте учебник на странице 33. Ознакомьтесь с темами данного раздела.

Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования нашего государства, важнейшие события в жизни страны.)  

Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом древних славян.

Итак, скажите, как же звучит наша сегодняшняя тема? ( Жизнь древних славян)

Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, то есть их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные.

1.5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга, Ока жили восточные славяне.

Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. Сегодня на уроке мы поговорим о племенном объединении восточных славян.

Откроем страницу 35 нашего учебника, и давайте посмотрим на карту, какие же племена относились к восточным славянам? (кривичи,  полочани, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняни)

Изучите карту и скажите, как же расселились эти племена?

(По Днепру  поселились поляне, на западе – волыняне, на северо-западе – древляне, по притокам Днепра – радимичи, у истоков Волги – кривичи, на Оке и Москве-реке – вятичи, на севере на реке Волхов – славяне).

Откроем страницу 37 и теперь поговорим о жилищах и быте древних славян. Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было,  дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Постель заменяла солома, покрытая звериными шкурами.

Давайте прочитаем отрывок о домах славян на странице 37.

Итак скажите какое место выбирали для поселения древние славяне?(вблизи реки, на прибрежном холме)

Почему выбирали именно такие места? (в целях безопасности опасаясь иноземцев)

Что держали рядом с домом? ( домашний скот)

Каково было убранство дома древних славян? (деревянные столы, лавки, стулья, печь из камней и глины)

Что служило посудой? (глиняные горшки, сковороды)

Из чего была сделана одежда славян? ( из льна и шерсти)

 

Откроем страницу 34 учебника. Рассмотрите рисунок. Что вы видите на нем? Как вы думаете, чем занимались древние славяне? (Рыболовство, охота, земледелие).

Так же занимались славяне строительством, кузнечным делом и  скотоводством. Детенышей  некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Откроем страницу 38 учебника и начнем читать по 1-му абзацу.

Во что верили древние славяне?(в Богов)

Почему славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают Боги? (славяне считали, что лес, деревья, реки, солнце и ветер – все живое, одушевленные; не имели представления о науке)

Какой главный Бог? (Перун)

Что просили у Богов? (дождя, удачной охоты, обильного урожая)

В каких фантастических существ верили славяне?(лешего, домового, бабу-ягу)

Чтобы Боги были добрее к людям, в их честь устраивали праздники, какие? (Ивана Купала 23-24 июня).

А сейчас ребята, посмотрим видеофрагмент о восточных славянах и увидим, как же выглядела их жизнь.

Карточка с разделом на доске.

Карточки с эпохами на доске.

1-ый слайд на экране (карта из учебника)

2-ой слайд на экране (дом славянина)

Спрашиваю -2-ух учеников прочитать о быте славян учебнике.

3-ий слайд посуда славян

4-ий слайд одежда

6, 7, 8, 9, 10 слайды занятия славян.

11,12 слайды Боги Славян.

Подведение итога.

Подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

Кто такие славяне? ( группа племен и народов принадлежащих к одной языковой семье)

Какие племена относятся к восточным славянам? (кривичи, полочани, вятичи, дреговичи, северяне, древляне, поляне, угличи, волыняни)

Расскажите о домах славян.

Чем занимались наши предки?

Что вы запомнили о Богах и духах славян?

Домашнее

задание.

Прочитать текст на страницах 34-39 и ответить на вопросы, задание № 1,3(устно)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82286. Политические партии и течения в период от февраля к октябрю 1917 года 39.16 KB
  Букейханов стал лидером партии Алаш его поддержали соратники: А. В апрелемае 1917 года прошли областные и уездные съезды партии Алаш где поднимались наиболее острые проблемы: запрещение переселения взаимоотношения с Китаем и Россией. Взаимодействие созданных главным образом под руководством участников Алаш казахских комитетов как органов национального самоуправления с коалиционными Советами после февральских событий привело к усилению недоверия и отчужденности в отношениях с входившими в них большевиками. Многие представители Алаш вошли в...
82287. Причины, характер и движущие силы революции 1916 г. в Казахстане. Основные очаги восстания 37.85 KB
  Основные очаги восстания Восстание охватило всю территорию Казахстана главными очагами восстания выступили: Тургайский Семиреченский и ЧуТаласский центры. Причины восстания стали следующие обстоятельства: усиление колониального гнета; изъятие земель; увеличение налогов и поборов; разжигание национальной розни; резко ухудшившееся положение народных масс; реквизиция скота и фуража у казахского населения. Локальными центрами восстания стали: СырДарьинская область Турар Рыскулов руководитель; Уральская область Сейткали Мендышев;...
82288. Развитие сельского хозяйства. Попытки реформирования в марте 1965 года 28.55 KB
  В марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960х годов: 1 резкое увеличение государственных инвестиций для осуществления программ по комплексной механизации электрификации мелиорации работы направленные на улучшение свойств земель на повышение их производительности и химизации сельского хозяйства; 2 введение на 5 лет твердых и сравнительно низких планов заготовок колхозной продукции; 3 повышение закупочных цен на сельскохозяйственные культуры причем...
82289. Особенности установления советской власти в Казахстане 32.05 KB
  Советская власть в Казахстане устанавливалась неравномерно. Советская власть мирным путем была установлена в южных и северных районах Казахстана вооруженным путем в Оренбурге Семипалатинске Верном и других городах. В ноябре 1917 года атаман Дутов совершил контрреволюционный переворот и власть перешла Войсковому правительству таким же методом взяли бразды правления в свои руки Семиреченское войсковое правительство. 30 октября 1917 года была установлена советская власть в Перовске 1 ноября в результате ожесточенных боев в Ташкенте.
82290. События в Целинограде (Акмоле) 1979г. Уроки и последствия 29.56 KB
  Завершились отказом от идеи о немецкой автономии на территории КазССР. После упразднения в 1941 году немецкой автономии на Волге сотни тысяч немцев были переселены в Казахскую ССР. Со временем встал вопрос о восстановлении автономии немцев. Коркиным о предоставлении немецкому населению автономии в составе Казахстана.
82291. Причины и начало интервенции и гражданской войны в Казахстане. Образование фронтов в крае 31.04 KB
  Началом Гражданской войны является антисоветский мятеж Чехословацкого корпуса в мае 1918 года военнопленным солдатам которого Советское правительство разрешило вернуться домой. В ходе гражданской войны были образованы Восточный и Туркестанский фронты локальными фронтами являлись: Актюбинский Уральский Семиреченский. Яркой страницей гражданской войны является экспедиция А.
82292. Развитие промышленности в 70-80-е годы и ее сырьевая направленность 30.54 KB
  Быстрыми темпами развивалась легкая промышленность республики. В структуре экспортных поставок республики 97 приходилось на сырье. Состояние республики определялось не уровнем жизни населения полнотой и реальностью ее суверенных прав в Союзе ССР развитием духовной культуры а суммой капиталовложений тоннами добытой руды угля нефти и других ресурсов. Таким образом в экономике республики в 7080е годы проявились все те деформации которые были характерны для народного хозяйства страны в целом.
82293. Экономическая политика в годы гражданской войны 30.88 KB
  Первыми мероприятиями советской власти в Казахстане стали: национализация крупной промышленности банков и транспорта весной 1918 года; возращение крестьянам 35 млн. Для Казахстана продразверстка стала настоящим бедствием: поголовье скота составило всего 545 в 1920 году по сравнению с 1913 годом Сокращение произошло с 299 млн. в 1913 году до 163 млн. голов в 1920; посевные площади с 42 млн.
82294. Развитие сельского хозяйства в сер.60-х-нач.80-х годы 31.31 KB
  Уравнительное распределение заработной платы снижала заинтересованность рабочих в результатах своего труда объемы производства и качество продукции. Наращивание производства сельскохозяйственных продуктов в республике проходило крайне неравномерно более высокие темпы прироста были достигнуты в девятой пятилетке 3 в год. Неустойчивым было развитие зернового производства.