61538

Способы получения информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели: Научить учащихся выделять ситуации в которых встречаются действия с информацией; различать основные способы получения информации человеком.

Русский

2014-05-29

20.44 KB

3 чел.

Конспект пробного урока по информатике в 5а классе.

Учитель: Богатова Н.В.

Методист: Богатова Н.В.

Практикант: Коурова В.С.

Тема урока: Способы получения информации.

Цели:

  1.  Научить учащихся выделять ситуации, в которых встречаются действия с информацией; различать основные способы получения информации человеком.
  2.  Развивать умение наблюдать, активно применять усвоенные знания на практике.
  3.  Воспитывать активность и самостоятельность учащихся, работу в группах, умение отстаивать свою точку зрения; совершенствовать речь учащихся.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация, проектор, листы.

Ход урока:

№ этапа

Описание

Форма выполнения

Время

1

Организационный момент:

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Валентина Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок информатики.

3

2

Проверка домашнего задания:

Скажите, пожалуйста, что такое информация?

Ответы учеников

2

3

3.1

3.2

3.3

3.4

Работа по теме урока:

Вы уже знаете, что такое информация. Как вы считаете, что можно сделать с информацией?

Из тех действий, которые вы назвали, мы выделим самые главные.

Итак, открываем тетради и пишем вместе со мной заголовок «Действия с информацией». Давайте мы выберем основные действия:

  1.  Получение;
  2.  Хранение;
  3.  Обработка;
  4.  Передача.

Почему мы записали эти действия именно в таком порядке? Потому что мы сначала информацию получаем из каких-либо источников, затем запоминаем или сохраняем, обрабатываем ее, и только потом уже может ее кому-то передавать. Как вы думаете, а может ли обработка быть на другом этапе, например, во время получения или хранения? Почему? Докажите это примером.

Действительно, обработка может присутствовать также на двух этапах: получении и хранении. Давайте запишем это в тетрадь.

Сейчас мы приступим к новой теме нашего урока. Запишите заголовок «Способы получения информации». Скажите мне, как человек может получать информацию из внешней среды? С помощью чего он получает эту информацию? Правильно, с помощью глаз, носа, ушей, кожи, языка. Как можно назвать эти органы? Органы чувств. А чувства называются как? Зрение (глаза), слух (уши), вкус (язык), обоняние (нос), осязание (кожа). Эти чувства и есть способы получения информации. Давайте мы их запишем:

  1.  Зрение
  2.  Слух
  3.  Вкус
  4.  Обоняние
  5.  Осязание

Я вас попрошу разделится на 5 групп. Каждая группа сейчас вытянет по жребию бумажку, на которой будет написано одно из чувств. Вы должны будете придумать сценку, которая бы отражала этот способ получения информации. Остальные должны будут отгадать, какой способ вы показываете. Поэтому обдумываем сценку тихо, чтобы никто не услышал.

Молодцы, все отгадали. Садитесь все на свои места.

А как вы считаете, чаще всего с помощью чего мы получаем информацию? (Вывести на зрение)

Запишите в тетради: С помощью зрения мы получаем 90% информации из окружающего мира.

Посмотрите на экран и запишите в тетрадь заголовок: «Наглядные формы представления информации»

Первой формой являются «фотографии», записываем. Поднимите руки, у кого дома есть фотоальбом. Как часто вы его ведете? Какие чувства вы испытываете, когда просматриваете его?

Посмотрите, пожалуйста, на фотографии. Что это? Правильно, это ледяная пещера. Посмотрев на эти фотографии, вы получили новую информацию? Кто-то получил новую информацию, кто-то уже знает об этом довольно много.

Второй формой являются «рисунки». Посмотрите на представленные вам рисунки и скажите, какие чувства они передают? Вы видите, что к каждой картинке можно составить сюжет. А что, кроме получения информации, мы еще можем почерпнуть отсюда? Рисунки передают эмоциональный настрой человека.

Дальше записываем, «условные знаки». Какую информацию мы можем получить?

  1.  О прогнозе погоды;
  2.  Рабочие инструменты из компьютерной программы;
  3.  Дорожные знаки.

Следующей наглядной формой являются «схемы вокруг нас». На слайде мы видим пример таких схем. Это схема линий метрополитена, карта местности и схема мест в театре или на стдионе. Какую схему вы встречали в школе? Правильно, это план эвакуации.

Также мы встречаемся со схемами на уроке, например, русского языка. Вам это должно быть хорошо знакомо.

А это схемы на нашем уроке – уроке информатики. Сейчас мы тоже нарисуем схему, только немного другую. Давайте определим, куда относится наука информатика среди всех наук. Какие бывают науки? О живой и неживой природе и об обществе. Сначала запишем все предметы (науки), которые вы знаете. Сейчас давайте распределим, какая наука к чему относится. А вот куда нам отнести информатику? Информатика относится к отдельной группе – четвертой. Но информатика, как и математика с астрономией, затрагивает и живую природу, и неживую, и тем более общество. Здесь происходит взаимосвязь со всеми науками. Поэтому стрелки мы рисуем следующим образом.

И последняя форма, которую мы разберем с вами – это диаграммы. По условиям этой задачи была составлена диаграмма, из которой видно, что продолжительность жизни слона – 60 лет, крокодила – 40 и так далее.

А сейчас заполним таблицу.

вид информации

чувство

орган

Зрительная

Звуковая

Вкусовая

Обонятельная

Осязательная

Зрение

Слух

Вкус

Обоняние

Осязание

Глаз

Уши

Язык

Нос

Кожа

Устный опрос, запись ответов на доске

Запись в тетрадь

Ответы учеников

Запись в тетрадь

Запись в тетрадь

Ответы учеников

Запись в тетрадь

Работа в группах

Ответы учеников

Запись в тетрадь

Презентация

Слайд 1

Слайд 2

Ответы учеников

Слайд 3

Ответы учеников

Слайд 4

Слайд 5

Ответы учеников

Слайд 6

Слайд 7

Ответы учеников, запись в тетрадь

Слайд 8

Заполнение таблицы

6

5

10

15

4

Подведение итогов урока:

Давайте подведем итоги урока. Что нового сегодня на уроке вы узнали?

3

5

Домашнее задание:

Параграф 1.1, упражнение 5,6 на странице 11.

Спасибо за урок. Урок закончен.

Запись на доске

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84928. Українська народна колискова пісня «Пішла киця по водицю» 81 KB
  Мета: вивчити та засвоїти слова до теми, ознайомити з українською народною піснею Пішла киця по водицю. Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість. Виховувати любов до усної народної творчості, співчуття, уміння активно допомагати...
84929. У країні ввічливості. Скажи людині: «Доброго дня» за В. Сухомлинським 70 KB
  Мета: вивчити та засвоїти слова ввічливості; формувати вміння побудови зв’язних висловлювань на матеріалі малюнків та власного життєвого досвіду. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість. Виховувати взаємоповагу, взаємодопомогу, ввічливе ставлення до однокласників та старших.
84930. Українська народна казка «Лисичка і Журавель» 1.72 MB
  Активізувати словниковий запас дітей. Удосконалювати і розвивати орфоепічні вміння; пам’ять, увагу, спостережливість, відповідати на запитання українською мовою. Виховувати любов до усної народної творчості, почуття дружби та відповідальності.
84931. Казка – казочка. Українська народна казка. Казкові герої 1.22 MB
  Мета: продовжити знайомство з усною народною творчістю засвоювати форми звертання українською мовою формувати вміння визначати змісткову лінію казки вірно називати і характеризувати героїв казок ставити та відповідати на питання виховувати любов до мови книги вміння спілкуватися один з одним...
84932. Закріплення вивчених букв. Робота з дитячою книгою. Українська народна казка «Курочка Ряба» 161 KB
  Мета. Формувати у дітей поняття про казку як художній твір, розвивати мовлення, уяву, фантазію; закріплювати вміння читати склади, слова, речення з вивченими буквами, вдосконалювати навички звукового аналізу слів; вчити будувати звукові моделі; збагачувати мовленнєвий словник дітей...
84933. Українська народна казка «Рукавичка» 317 KB
  Мета. Ознайомити учнів з українською народною казкою «Рукавичка». Повторити назви диких звірів. Розвивати уміння слухати і розуміти українську мову, увагу, пам’ять, мислення. Прищеплювати інтерес до української народної творчості.
84934. Звук м. Позначення його буквами Мм. Читання складів із вивченими буквами. Звуковий аналіз слів. Словниково-логічні вправи 31 KB
  Мета: знайомити з артикуляцією звука м буквами Мм формувати в учнів уміння читати склади та слова з вивченими буквами; закріплювати знання учнів про вивчені букви їх звукове значення; розвивати мовлення дітей фонематичний слух інтерес до народних свят; виховувати доброту чуйне ставлення до мами.
84935. Складання тексту-опису лисички за питаннями і опорними словами 70.5 KB
  Мета. Вчити складати найпростіший текст - опис за питаннями і опорними словами, добирати до тексту заголовок. Формувати вміння стисло і послідовно висловлювати думку, передавати її на письмі. Вдосконалювати навички літературної вимови слів. Збагачувати словниковий запас.
84936. Подорож країною Мовознавство 244.5 KB
  Мета: у невимушеній ігровій формі повторити вивчене з курсу мови; поширювати й уточнювати словниковий запас учнів, розвивати мислення, мовлення, пам’ять, увагу; створити атмосферу доброзичливості, чесного змагання; виховувати любов до рідного слова як неоціненного духовного багатства...