61549

Родственные слова. Корень. Безударная гласная в корне. Правописание гласной в после шипящей

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чистописание Словарная работа Физминутка Работа над предложением. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах. Ребята скажите что в этих словах особенного эти слова родственные...

Русский

2014-05-29

21.87 KB

1 чел.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Здравствуйте ребята! Я рада  с вами познакомиться. Меня зовут Маргарита Николаевна. Сегодня я проведу урок русского языка.  На партах у вас должно быть: пенал, учебник, тетрадь и рабочая тетрадь.

Чистописание

Словарная работа

Физминутка

Работа над предложением.

Работа над текстом.

Закрепление.

Самостоятельная работа.

Итог урока

Домашние задание

Наш урок начнем с минутки чистописания.

Посмотрите на доску.

Какие буквы написаны на доске?

-гласные ( более точно -это буквы гласных звуков)

а о у и ы э е ё ю я

Какие  из букв не имеют своего звука? (е,ё,ю, я )

В каких позициях?

(  1. Если с этой буквы начинается слово.

2.если   перед гласной стоит гласная

3. если  стоит перед  гласной стоит  мягкий разделительный  знак.)

Какие  буквы имеют 2 звука?(е,ё,ю, я )

Послушайте чистоговорки и подумайте, какое правило тут встречается?

Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

Ши-ши-ши-любят песни малыши.

Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

Щу-щу-щу – я по маме грущу.

Чу-чу-чу – громко в дверь я стучу.

(На жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Какие гласные встречаются  в наших сочетаниях?(а,у,и)

На какое правило  чистоговорки?(Правописание  гласных после шипящих)

Теперь мы эти гласные пропишем.

а   а     у    у    и    и

Сегодня мы с вами повторим, что  проходили в 1 классе, и чтоб все у нас получилось, нужно быть внимательными и активными.

К нам на урок заглянули.

Маша и Миша   веселые и находчивые друзья . Летом были в деревне у бабушки и видели в огороде овощи , которые она  сажала. Они забыли названия овощей, давайте поможем вспомнить.

В тетрадях будем записывать  названия овощей, которые отгадаем. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах.

ОГУРЕЦ- Огурцов Огурец  Огурцович

ПОМИДОР-Помидоров Помидор Помидорович

МОРКОВЬ- Морковин Морковь Морковович

ОВОЩИ-Овощев Овощ Овощевеич

ОГОРОД-Огородов Огород Огородович

Они сочинили  такую игру находясь на огороде у бабушке в деревне: называют слово и с ним придумывают фамилию, имя  и отчество.

Ребята скажите, что в этих словах особенного?(эти слова родственные)

 Что такое родственное слово? (Это  слова, у которых одинаковый корень)

Что такое корень?

( значимая часть слова, которая указывает на лексическое значение слова)

Выделим корень у наших слов.

Что заметили ?

Вот мы с вами поставили ударение,

в словах есть опасные места?(да)

Можно проверить эти места?(нет)

Почему?( т.к это безударная гласная , не проверяемая ударением)

Мы шагаем и шагаем,

Страну знаний покоряем,

Нам вышагивать не лень

 Шаг за шагом каждый день.(напечатать на листах слова)

- Какие родственные слова услышали. Запишите, выделите корень.

А теперь поможем  Маше и Мише  разобраться с орфограммами и  запишем предложения.

С огорода принесли    огурцы и помидоры.

Давайте сделаем вывод, какие орфограммы встретились в этом предложении?

(1.Предложение пишется с  заглавной буквы.

А  какие слова еще пишутся с заглавной буквы?( имена собственные,  географические название и т.д)

2.Безударная гласная , не проверяемая ударением.

3. Безударная гласная, проверяемая ударением.

4.В конце предложения точка.

 К нам на дачу прилетели стрижи.

Здесь подчеркните подлежащие и сказуемое.

Молодцы ребята , ответили верно. Маша с Мишей наблюдают за вами.

 

Пойдемте, дальше  помогать МИШЕ и МАШЕ.

Найди ошибки и объясни их.

Галодная  валчиха  пошла на охоту.

В шырокой долине у халмов послись  казлята.

Уже прилители  грочи  и чяйки.

( на карточках, работа в паре)

Теперь вместе с Мишей и Машей отправимся в школьный сад и для них есть задание для вас.(вызвать к доске)

Откройте рабочую тетрадь на страничке 10 № 13.

Какие буквы являются шипящими согласными?(ж, ш, ч, щ)

Стр .11 №15. Вы выполняете, а потом проверим.

Что мы сегодня повторяли  и закрепляли? (Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.)

Что еще делали?

Учебник  на стр.9 у.15.

Коля и Оля зашли в ч(а)щу леса. Там  росли ландош(и). Они похож(и) на капельки .Как нежны  эти ч(у)дные цветы. Берегите их!

Запас:

Перед вами записаны корни.

В тетрадях записать как можно больше родственных слов.

Лед

Ход

Свист

Боль

Сад

вод

Загадки:

Мы проворные сестрицы-

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим.

В снег - бежим.

Вот такой у нас режим. (Лыжи)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Стучат, стучат - не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста,

И видит далеко. (Жираф)

- Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ?

Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

Тема урока: Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.

Цель: Закрепить  и повторить знания о родственных словах. Корень. Безударные гласные в корне и  правописания гласных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

Повторить и обобщить  знания о родственных словах. Корнь. Безударной гласной в корне и  правописания гласных после шипящих.

Развивающие:

Развитие  памяти, фонематического слуха, моторики руки.

Развитие орфографической зоркости.

Воспитательные:

Воспитывать любовь  к русскому языку.

Воспитывать аккуратность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65578. РЕГІОНАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ РОЗВИТКУ ТРАНСКОРДОННОГО СПІВРОБІТНИЦТВА 536.5 KB
  Сучасний період світової історії що характеризується новітніми тенденціями євроінтеграції та глобалізації відзначився новим поглядом країн на потреби особливості та потенціал розвитку своїх територій.
65579. СИСТЕМА ПІДТРИМКИ ПРИЙНЯТТЯ РІШЕНЬ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦІЇ ПРОЦЕСУ КЕРУВАННЯ РУХОМ ДИЗЕЛЬ-ПОЇЗДА 297 KB
  Тому розробка з метою автоматизації процесів керування системи підтримки прийняття рішень для машиніста дизельпоїзда вітчизняного виробництва з новим тяговим електроприводом на основі асинхронних двигунів є безсумнівно актуальним завданням що визначає напрямок...
65580. Обгрунтування параметрів землезберігаючих технологій при відкритій розробці розсипних родовищ титанових руд і бурштину 238.5 KB
  Карєри фабрики збагачення і хвостосховища будуються на значній відстані одне від одного що погіршує технікоекономічні показники підприємств. Метою роботи є обґрунтування параметрів землезберігаючих технологій відкритої розробки обводнених розсипних родовищ...
65581. СПІВВІДНОШЕННЯ РОЗСУДКУ І РОЗУМУ: ФІЛОСОФСЬКО-ПЕДАГОГІЧНИЙ КОНТЕКСТ 263 KB
  Чому власне співвідношення розсудку і розуму розглядається як філософсько-педагогічна проблема Наша освіта відчайдушно загрузла у болоті розсудкових форм і не менш розсудкових інноваційних симулякрів бездумних реформувань.
65582. Методи нечіткої кластеризації політематичних текстових документів 641.5 KB
  Вирішення таких задач можливе за допомогою методів кластеризації що дозволяють розбивати множину webсторінок на категорії залежно від характеристик даних документів. Слід зазначити що більшість web-сторінок є політематичними текстовими документами тобто одночасно...
65583. РОЗВИТОК ТЕОРІЇ І МЕТОДІВ МАТЕМАТИЧНОГО МОДЕЛЮВАННЯ РЕЖИМІВ РОБОТИ ЕЛЕКТРИЧНИХ СИСТЕМ З НЕСИМЕТРІЄЮ 843 KB
  Розв’язання таких задач принципово можливо на основі переходу до математичних моделей, що використовують рівняння у фазних координатах. Перейти до більш повних і точних моделей на основі рівнянь у фазних координатах, що враховують електромагнітний і електростатичний...
65584. РОЗВИТОК У КЕРІВНИКІВ ОПЕРАТИВНО-РОЗШУКОВИХ ПІДРОЗДІЛІВ ДЕРЖАВНОЇ ПРИКОРДОННОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ ЗДАТНОСТІ ДО САМОРЕГУЛЯЦІЇ ПСИХІЧНОЇ СТІЙКОСТІ В ЕКСТРЕМАЛЬНИХ УМОВАХ 235 KB
  За оцінкою експертів у рейтингу якостей керівника ОРП ДПСУ найважливішою є здатність до саморегуляції в екстремальних умовах професійної діяльності. З огляду на це керівник ОРП повинен бути емоційно стриманим уміти контролювати себе тобто мати високий рівень саморегуляції...
65585. СТРУКТУРА ТА МЕХАНІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ БАГАТОШАРОВИХ КОМПОЗИТІВ МІДЬ –ТАНТАЛ, ОТРИМАНИХ МЕТОДОМ ДИФУЗІЙНОГО ЗВАРЮВАННЯ 457.5 KB
  Для досягнення поставленої мети виникла необхідність у вирішенні таких основних задач: вибір металу проміжного між міддю та танталом шару та методів виготовлення мідних та проміжних шарів; встановлення технологічних параметрів дифузійного зварювання які забезпечували б надійний адгезійний...
65586. Діагностика процесу чистового шліфування по динаміці зміни вихідних змінних 454.5 KB
  Вирішення перелічених завдань має особливе значення для операцій шліфування при виконанні яких на якість і продуктивність впливають збурюючи дії і зміни параметрів технологічної системи. Операція настроюється на найгірший стан системи і середовища.