61549

Родственные слова. Корень. Безударная гласная в корне. Правописание гласной в после шипящей

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чистописание Словарная работа Физминутка Работа над предложением. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах. Ребята скажите что в этих словах особенного эти слова родственные...

Русский

2014-05-29

21.87 KB

1 чел.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Здравствуйте ребята! Я рада  с вами познакомиться. Меня зовут Маргарита Николаевна. Сегодня я проведу урок русского языка.  На партах у вас должно быть: пенал, учебник, тетрадь и рабочая тетрадь.

Чистописание

Словарная работа

Физминутка

Работа над предложением.

Работа над текстом.

Закрепление.

Самостоятельная работа.

Итог урока

Домашние задание

Наш урок начнем с минутки чистописания.

Посмотрите на доску.

Какие буквы написаны на доске?

-гласные ( более точно -это буквы гласных звуков)

а о у и ы э е ё ю я

Какие  из букв не имеют своего звука? (е,ё,ю, я )

В каких позициях?

(  1. Если с этой буквы начинается слово.

2.если   перед гласной стоит гласная

3. если  стоит перед  гласной стоит  мягкий разделительный  знак.)

Какие  буквы имеют 2 звука?(е,ё,ю, я )

Послушайте чистоговорки и подумайте, какое правило тут встречается?

Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

Ши-ши-ши-любят песни малыши.

Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

Щу-щу-щу – я по маме грущу.

Чу-чу-чу – громко в дверь я стучу.

(На жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Какие гласные встречаются  в наших сочетаниях?(а,у,и)

На какое правило  чистоговорки?(Правописание  гласных после шипящих)

Теперь мы эти гласные пропишем.

а   а     у    у    и    и

Сегодня мы с вами повторим, что  проходили в 1 классе, и чтоб все у нас получилось, нужно быть внимательными и активными.

К нам на урок заглянули.

Маша и Миша   веселые и находчивые друзья . Летом были в деревне у бабушки и видели в огороде овощи , которые она  сажала. Они забыли названия овощей, давайте поможем вспомнить.

В тетрадях будем записывать  названия овощей, которые отгадаем. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах.

ОГУРЕЦ- Огурцов Огурец  Огурцович

ПОМИДОР-Помидоров Помидор Помидорович

МОРКОВЬ- Морковин Морковь Морковович

ОВОЩИ-Овощев Овощ Овощевеич

ОГОРОД-Огородов Огород Огородович

Они сочинили  такую игру находясь на огороде у бабушке в деревне: называют слово и с ним придумывают фамилию, имя  и отчество.

Ребята скажите, что в этих словах особенного?(эти слова родственные)

 Что такое родственное слово? (Это  слова, у которых одинаковый корень)

Что такое корень?

( значимая часть слова, которая указывает на лексическое значение слова)

Выделим корень у наших слов.

Что заметили ?

Вот мы с вами поставили ударение,

в словах есть опасные места?(да)

Можно проверить эти места?(нет)

Почему?( т.к это безударная гласная , не проверяемая ударением)

Мы шагаем и шагаем,

Страну знаний покоряем,

Нам вышагивать не лень

 Шаг за шагом каждый день.(напечатать на листах слова)

- Какие родственные слова услышали. Запишите, выделите корень.

А теперь поможем  Маше и Мише  разобраться с орфограммами и  запишем предложения.

С огорода принесли    огурцы и помидоры.

Давайте сделаем вывод, какие орфограммы встретились в этом предложении?

(1.Предложение пишется с  заглавной буквы.

А  какие слова еще пишутся с заглавной буквы?( имена собственные,  географические название и т.д)

2.Безударная гласная , не проверяемая ударением.

3. Безударная гласная, проверяемая ударением.

4.В конце предложения точка.

 К нам на дачу прилетели стрижи.

Здесь подчеркните подлежащие и сказуемое.

Молодцы ребята , ответили верно. Маша с Мишей наблюдают за вами.

 

Пойдемте, дальше  помогать МИШЕ и МАШЕ.

Найди ошибки и объясни их.

Галодная  валчиха  пошла на охоту.

В шырокой долине у халмов послись  казлята.

Уже прилители  грочи  и чяйки.

( на карточках, работа в паре)

Теперь вместе с Мишей и Машей отправимся в школьный сад и для них есть задание для вас.(вызвать к доске)

Откройте рабочую тетрадь на страничке 10 № 13.

Какие буквы являются шипящими согласными?(ж, ш, ч, щ)

Стр .11 №15. Вы выполняете, а потом проверим.

Что мы сегодня повторяли  и закрепляли? (Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.)

Что еще делали?

Учебник  на стр.9 у.15.

Коля и Оля зашли в ч(а)щу леса. Там  росли ландош(и). Они похож(и) на капельки .Как нежны  эти ч(у)дные цветы. Берегите их!

Запас:

Перед вами записаны корни.

В тетрадях записать как можно больше родственных слов.

Лед

Ход

Свист

Боль

Сад

вод

Загадки:

Мы проворные сестрицы-

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим.

В снег - бежим.

Вот такой у нас режим. (Лыжи)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Стучат, стучат - не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста,

И видит далеко. (Жираф)

- Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ?

Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

Тема урока: Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.

Цель: Закрепить  и повторить знания о родственных словах. Корень. Безударные гласные в корне и  правописания гласных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

Повторить и обобщить  знания о родственных словах. Корнь. Безударной гласной в корне и  правописания гласных после шипящих.

Развивающие:

Развитие  памяти, фонематического слуха, моторики руки.

Развитие орфографической зоркости.

Воспитательные:

Воспитывать любовь  к русскому языку.

Воспитывать аккуратность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18377. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы 67 KB
  Тема 2. Государственный бюджет как основное звено финансовой системы Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к: Перераспределению национального дохо...
18378. Региональные и местные бюджеты 79.5 KB
  I. Финансы и финансовая система Тема 3. Региональные и местные бюджеты Принцип бюджетного федерализма представляет собой основополагающее правило бюджетного права и заключается в том что административнотерриториальные единицы в составе государства имеют свои и...
18379. Внебюджетные фонды 73 KB
  Тема 4. Внебюджетные фонды 1. Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства совокупность финансовых ресурсов находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Внебюджетные фонды о
18380. Финансы страхового рынка 96 KB
  Тема 5. Финансы страхового рынка Понятие сущность и место страхования в финансовой системе определяется тем что страховой рынок представляет собой систему перераспределения ресурсов с целью минимизации или ликвидации неблагоприятных последствий какоголибо собы...
18381. Финансы предприятий и организаций 186 KB
  Тема 6. Финансы предприятий и организаций Финансы предприятий имеют исключительно важное значение в структуре финансовой системы ибо именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные р
18382. Основы финансового контроля и регулирования 130 KB
  Тема 7. Основы финансового контроля и регулирования 1. Функции и сущность финансового контроля Любая система функционирует без значительных сбоев и неполадок только в том случае если налажен механизм контроля за ее деятельностью. Этот механизм позволяет вовремя выяви...
18383. Понятие и сущность денег 118 KB
  Тема 1. Понятие и сущность денег 1. Деньги экономическая категория в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают в качестве самостоятельной формы меновой стоимости средства обращения платежа и накопления. Деньги возн...
18384. Денежное обращение и денежная система 193.5 KB
  Тема 2. Денежное обращение и денежная система 1. Понятие денежного обращения Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах Денежное обращение представляет собой циркуляцию денежных потоков в нал
18385. Основы монетарной политики 139.5 KB
  Основы денежного обращения Тема. Основы монетарной политики Причины появления и популярности теории Дж. М. Кейнса Как остановить спад Эта проблема достигла апогея когда в конце 20х начале 30х и США Западная Европа практически весь капиталистический мир пережива