61549

Родственные слова. Корень. Безударная гласная в корне. Правописание гласной в после шипящей

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чистописание Словарная работа Физминутка Работа над предложением. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах. Ребята скажите что в этих словах особенного эти слова родственные...

Русский

2014-05-29

21.87 KB

1 чел.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Здравствуйте ребята! Я рада  с вами познакомиться. Меня зовут Маргарита Николаевна. Сегодня я проведу урок русского языка.  На партах у вас должно быть: пенал, учебник, тетрадь и рабочая тетрадь.

Чистописание

Словарная работа

Физминутка

Работа над предложением.

Работа над текстом.

Закрепление.

Самостоятельная работа.

Итог урока

Домашние задание

Наш урок начнем с минутки чистописания.

Посмотрите на доску.

Какие буквы написаны на доске?

-гласные ( более точно -это буквы гласных звуков)

а о у и ы э е ё ю я

Какие  из букв не имеют своего звука? (е,ё,ю, я )

В каких позициях?

(  1. Если с этой буквы начинается слово.

2.если   перед гласной стоит гласная

3. если  стоит перед  гласной стоит  мягкий разделительный  знак.)

Какие  буквы имеют 2 звука?(е,ё,ю, я )

Послушайте чистоговорки и подумайте, какое правило тут встречается?

Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

Ши-ши-ши-любят песни малыши.

Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

Щу-щу-щу – я по маме грущу.

Чу-чу-чу – громко в дверь я стучу.

(На жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Какие гласные встречаются  в наших сочетаниях?(а,у,и)

На какое правило  чистоговорки?(Правописание  гласных после шипящих)

Теперь мы эти гласные пропишем.

а   а     у    у    и    и

Сегодня мы с вами повторим, что  проходили в 1 классе, и чтоб все у нас получилось, нужно быть внимательными и активными.

К нам на урок заглянули.

Маша и Миша   веселые и находчивые друзья . Летом были в деревне у бабушки и видели в огороде овощи , которые она  сажала. Они забыли названия овощей, давайте поможем вспомнить.

В тетрадях будем записывать  названия овощей, которые отгадаем. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах.

ОГУРЕЦ- Огурцов Огурец  Огурцович

ПОМИДОР-Помидоров Помидор Помидорович

МОРКОВЬ- Морковин Морковь Морковович

ОВОЩИ-Овощев Овощ Овощевеич

ОГОРОД-Огородов Огород Огородович

Они сочинили  такую игру находясь на огороде у бабушке в деревне: называют слово и с ним придумывают фамилию, имя  и отчество.

Ребята скажите, что в этих словах особенного?(эти слова родственные)

 Что такое родственное слово? (Это  слова, у которых одинаковый корень)

Что такое корень?

( значимая часть слова, которая указывает на лексическое значение слова)

Выделим корень у наших слов.

Что заметили ?

Вот мы с вами поставили ударение,

в словах есть опасные места?(да)

Можно проверить эти места?(нет)

Почему?( т.к это безударная гласная , не проверяемая ударением)

Мы шагаем и шагаем,

Страну знаний покоряем,

Нам вышагивать не лень

 Шаг за шагом каждый день.(напечатать на листах слова)

- Какие родственные слова услышали. Запишите, выделите корень.

А теперь поможем  Маше и Мише  разобраться с орфограммами и  запишем предложения.

С огорода принесли    огурцы и помидоры.

Давайте сделаем вывод, какие орфограммы встретились в этом предложении?

(1.Предложение пишется с  заглавной буквы.

А  какие слова еще пишутся с заглавной буквы?( имена собственные,  географические название и т.д)

2.Безударная гласная , не проверяемая ударением.

3. Безударная гласная, проверяемая ударением.

4.В конце предложения точка.

 К нам на дачу прилетели стрижи.

Здесь подчеркните подлежащие и сказуемое.

Молодцы ребята , ответили верно. Маша с Мишей наблюдают за вами.

 

Пойдемте, дальше  помогать МИШЕ и МАШЕ.

Найди ошибки и объясни их.

Галодная  валчиха  пошла на охоту.

В шырокой долине у халмов послись  казлята.

Уже прилители  грочи  и чяйки.

( на карточках, работа в паре)

Теперь вместе с Мишей и Машей отправимся в школьный сад и для них есть задание для вас.(вызвать к доске)

Откройте рабочую тетрадь на страничке 10 № 13.

Какие буквы являются шипящими согласными?(ж, ш, ч, щ)

Стр .11 №15. Вы выполняете, а потом проверим.

Что мы сегодня повторяли  и закрепляли? (Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.)

Что еще делали?

Учебник  на стр.9 у.15.

Коля и Оля зашли в ч(а)щу леса. Там  росли ландош(и). Они похож(и) на капельки .Как нежны  эти ч(у)дные цветы. Берегите их!

Запас:

Перед вами записаны корни.

В тетрадях записать как можно больше родственных слов.

Лед

Ход

Свист

Боль

Сад

вод

Загадки:

Мы проворные сестрицы-

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим.

В снег - бежим.

Вот такой у нас режим. (Лыжи)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Стучат, стучат - не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста,

И видит далеко. (Жираф)

- Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ?

Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

Тема урока: Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.

Цель: Закрепить  и повторить знания о родственных словах. Корень. Безударные гласные в корне и  правописания гласных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

Повторить и обобщить  знания о родственных словах. Корнь. Безударной гласной в корне и  правописания гласных после шипящих.

Развивающие:

Развитие  памяти, фонематического слуха, моторики руки.

Развитие орфографической зоркости.

Воспитательные:

Воспитывать любовь  к русскому языку.

Воспитывать аккуратность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46923. Балканская война (1912-1913) 37 KB
  Слабость Османской империи проявлявшаяся в аннексии АвстроВенгрией Боснии и Герцеговины захвате Италией Триполитании и Киренаики нацосв движения в Македонии Албании и на о. Балканский союз направлен и против АвстроВенгрии освободительные задачи. АвстроВенгрия и Германия заинтересованности в сохранении Османской империи которая все в большей степени подпадала под германское влияние негативно. Россия поддержала образование Балканского союза Англии и Франции двойственным боязнью усиления позиций России на Ближнем Востоке...
46924. События в Сараево 28 июня 1914 37 KB
  5 июля во время встречи германского и австрийского императоров в Потсдаме кайзер одобрил план расправы с Сербией т. Пуанкаре в Петербург 20 июля было принято окончательное решение о том что в случае чрезвычайных обстоятельств Россия поддержит Сербию и в свою очередь будет поддержана Францией. В день отъезда Пуанкаре из России 23 июля 1914 австрийский посол барон Гизль вручил сербскому премьеру Пашичу ноту носившую характер ультиматума Принятие австрийских требований означало бы отказ Сербии от политической самостоятельности. Однако 25...
46926. Языковая норма 37 KB
  Различают нормы письменные и устные. Письменные языковые нормы это прежде всего орфографические и пунктуационные нормы. Устные нормы:грамматические лексические и орфоэпические. Грамматические нормы это правила использования форм разных частей речи а также правила построения предложения.
46929. Инновационные проекты в управлении стоимостью предприятия 37.38 KB
  Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий включающих: зарождение сопровождающееся выполнением необходимого объема научноисследовательских и опытноконструкторских работ разработкой и созданием опытной партии новшества; рост промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок; зрелость стадия серийного или массового производства и увеличение объема...
46930. The simple sentence. The semantic classification of simple sentence 37.5 KB
  The simple sentence s ny sentence in generl is orgnised s system of functionexpressing positions the content of the functions being the reflection of situtionl event. The nomintive prts of the simple sentence ech occupying notionl position in it re subject predicte object dverbil ttribute prentheticl enclosure ddressing enclosure; specil seminotionl position is occupied by n interjectionl enclosure. The ultimte nd highest object of this integrl modifiction is the sentence s whole nd through the sentence the reflection of the...