61549

Родственные слова. Корень. Безударная гласная в корне. Правописание гласной в после шипящей

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Чистописание Словарная работа Физминутка Работа над предложением. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах. Ребята скажите что в этих словах особенного эти слова родственные...

Русский

2014-05-29

21.87 KB

1 чел.

Этапы урока

Содержание урока

Примечание

Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Здравствуйте ребята! Я рада  с вами познакомиться. Меня зовут Маргарита Николаевна. Сегодня я проведу урок русского языка.  На партах у вас должно быть: пенал, учебник, тетрадь и рабочая тетрадь.

Чистописание

Словарная работа

Физминутка

Работа над предложением.

Работа над текстом.

Закрепление.

Самостоятельная работа.

Итог урока

Домашние задание

Наш урок начнем с минутки чистописания.

Посмотрите на доску.

Какие буквы написаны на доске?

-гласные ( более точно -это буквы гласных звуков)

а о у и ы э е ё ю я

Какие  из букв не имеют своего звука? (е,ё,ю, я )

В каких позициях?

(  1. Если с этой буквы начинается слово.

2.если   перед гласной стоит гласная

3. если  стоит перед  гласной стоит  мягкий разделительный  знак.)

Какие  буквы имеют 2 звука?(е,ё,ю, я )

Послушайте чистоговорки и подумайте, какое правило тут встречается?

Жи-жи-жи – прилетели к нам чижи.

Ши-ши-ши-любят песни малыши.

Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

Ща-ща-ща – в пруду поймали леща.

Щу-щу-щу – я по маме грущу.

Чу-чу-чу – громко в дверь я стучу.

(На жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Какие гласные встречаются  в наших сочетаниях?(а,у,и)

На какое правило  чистоговорки?(Правописание  гласных после шипящих)

Теперь мы эти гласные пропишем.

а   а     у    у    и    и

Сегодня мы с вами повторим, что  проходили в 1 классе, и чтоб все у нас получилось, нужно быть внимательными и активными.

К нам на урок заглянули.

Маша и Миша   веселые и находчивые друзья . Летом были в деревне у бабушки и видели в огороде овощи , которые она  сажала. Они забыли названия овощей, давайте поможем вспомнить.

В тетрадях будем записывать  названия овощей, которые отгадаем. Записываем в столбик слова с маленькой буквы. Поставим ударение в словах.

ОГУРЕЦ- Огурцов Огурец  Огурцович

ПОМИДОР-Помидоров Помидор Помидорович

МОРКОВЬ- Морковин Морковь Морковович

ОВОЩИ-Овощев Овощ Овощевеич

ОГОРОД-Огородов Огород Огородович

Они сочинили  такую игру находясь на огороде у бабушке в деревне: называют слово и с ним придумывают фамилию, имя  и отчество.

Ребята скажите, что в этих словах особенного?(эти слова родственные)

 Что такое родственное слово? (Это  слова, у которых одинаковый корень)

Что такое корень?

( значимая часть слова, которая указывает на лексическое значение слова)

Выделим корень у наших слов.

Что заметили ?

Вот мы с вами поставили ударение,

в словах есть опасные места?(да)

Можно проверить эти места?(нет)

Почему?( т.к это безударная гласная , не проверяемая ударением)

Мы шагаем и шагаем,

Страну знаний покоряем,

Нам вышагивать не лень

 Шаг за шагом каждый день.(напечатать на листах слова)

- Какие родственные слова услышали. Запишите, выделите корень.

А теперь поможем  Маше и Мише  разобраться с орфограммами и  запишем предложения.

С огорода принесли    огурцы и помидоры.

Давайте сделаем вывод, какие орфограммы встретились в этом предложении?

(1.Предложение пишется с  заглавной буквы.

А  какие слова еще пишутся с заглавной буквы?( имена собственные,  географические название и т.д)

2.Безударная гласная , не проверяемая ударением.

3. Безударная гласная, проверяемая ударением.

4.В конце предложения точка.

 К нам на дачу прилетели стрижи.

Здесь подчеркните подлежащие и сказуемое.

Молодцы ребята , ответили верно. Маша с Мишей наблюдают за вами.

 

Пойдемте, дальше  помогать МИШЕ и МАШЕ.

Найди ошибки и объясни их.

Галодная  валчиха  пошла на охоту.

В шырокой долине у халмов послись  казлята.

Уже прилители  грочи  и чяйки.

( на карточках, работа в паре)

Теперь вместе с Мишей и Машей отправимся в школьный сад и для них есть задание для вас.(вызвать к доске)

Откройте рабочую тетрадь на страничке 10 № 13.

Какие буквы являются шипящими согласными?(ж, ш, ч, щ)

Стр .11 №15. Вы выполняете, а потом проверим.

Что мы сегодня повторяли  и закрепляли? (Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.)

Что еще делали?

Учебник  на стр.9 у.15.

Коля и Оля зашли в ч(а)щу леса. Там  росли ландош(и). Они похож(и) на капельки .Как нежны  эти ч(у)дные цветы. Берегите их!

Запас:

Перед вами записаны корни.

В тетрадях записать как можно больше родственных слов.

Лед

Ход

Свист

Боль

Сад

вод

Загадки:

Мы проворные сестрицы-

Быстро бегать мастерицы.

В дождь - лежим.

В снег - бежим.

Вот такой у нас режим. (Лыжи)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука, два блестящих огонька. (Машина)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (Щука)

Стучат, стучат - не велят скучать.

Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста,

И видит далеко. (Жираф)

- Подчеркните орфограммы. Прочитайте слова, в которых есть сочетания ЖИ, ШИ.

- Как пишутся сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ?

Вывод: согласные шипящие звуки [ж], [ш] всегда твёрдые, но после них не пишется буква Ы. Сочетания ЖИ, ШИ пиши с буквой И.

согласные шипящие звуки [ч], [щ] всегда мягкие, но после них пишутся буква А, У. Сочетания ЧА, ЩА пиши с буквой А, сочетания ЧУ, ЩУ пиши с буквой У.

Тема урока: Родственные слова. Корень.  Безударная гласная в корне.  Правописание гласной в после шипящей.

Цель: Закрепить  и повторить знания о родственных словах. Корень. Безударные гласные в корне и  правописания гласных после шипящих.

Задачи:

Образовательные:

Повторить и обобщить  знания о родственных словах. Корнь. Безударной гласной в корне и  правописания гласных после шипящих.

Развивающие:

Развитие  памяти, фонематического слуха, моторики руки.

Развитие орфографической зоркости.

Воспитательные:

Воспитывать любовь  к русскому языку.

Воспитывать аккуратность


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73812. Человек как объект философского осмысления 100.5 KB
  Историческое развитие взглядов на человека. При всем различии взглядов на сущность человека его личностные качества анализируются подавляющим большинством философов через деятельность индивида направленную на окружающий мир. Историческое развитие взглядов на человека Размышления о человеке возможностях его деятельности ценностносмысловой ориентации надеждах на будущее составляют основное содержание философии. Начиная с древнейших времен возникает проблема человека заключающая неисчерпаемое многообразие аспектов и подходов своего...
73813. Культура Цивилизация Будущее человечества 128 KB
  Феномен культуры. Уровень культуры содержание особенности проявляются в объектах материальных и духовных создаваемых людьми в процессе этой деятельности. Понятие культуры означает специфический способ жизнедеятельности человека направленной на преобразование природы общества самого себя и представленной предметами материального и духовного труда. Понятие цивилизация часто используется для обозначения материальной культуры и особенно техникотехнологической основы современные орудия производства технологии компьютерноинформационные...
73814. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ 4.68 MB
  В схемах постоянного тока в которых ток обычно имеет фиксированное значение определяемое сопротивлениями и напряжениями катушки индуктивности обычно имеют лишь незначительный эффект или вообще не имеют никакого эффекта как в нашем случае с использованием идеальной катушки.
73815. Проектирование простейших цифровых электронных схем 390.5 KB
  Проектирование простейших логических схем Протестируем функцию в статическом режиме с подключением на входах и выходах светодиодов. Элемент Шеффера представляет собой полный базис и выполняет функцию ИНЕ. Схемы реализующие функцию при помощи элементов Шеффера. Элемент Вебба представляет собой полный базис и выполняет функцию ИЛИНЕ.
73816. Анализ устройств цифровой электроники на структурном уровне представления в системах моделирования VLSI-SIM и MODELSIM 2.26 MB
  Как видно из результатов моделирования схемы в VLSI-SIM и ModelSim, временные диаграммы совпадают. За исключением небольших скачков, которые наблюдались в VLSI-SIM, а в ModelSim они пропали.
73817. Изучение функционирования триггеров на моделях в системах VLSI_SIM и ModelSim 242 KB
  Как видно из результатов моделирования схемы в VLSI-SIM и ModelSim, временные диаграммы совпадают. Это говорит правильности составленной модели. При моделировании на поведенческом уровне на схеме отсутствуют задержки при переключении элементов.
73818. Учет денежных средств и расчетов 36.07 KB
  Счета раздела «Денежные средства» предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и прочих счетах, открытых на территории РФ и за ее пределами, а также ценных бумаг и денежных документов.
73819. Учет основных средств и нематериальных активов 36.42 KB
  Понятие и классификация ОС и НМА ОС совокупность материально-вещественных ценностей используемых в качестве средств труда и действующих в течение длительного периода времени и утрачивающих свою стоимость по мере их использования в сфере материального производства и непроизводственной сфере. Оценка основных средств и НМА Во всех случаях независимо от ведомственной принадлежности форм собственности и видов деятельности применяется единый принцип оценки основных средств и НМА. В экономике различают 4 оценки ОС и НМА: аморти зация...