61559

Слитное и раздельное написание не с прилагательными

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Записать в тетради число и тему урока Раздаю текст стихотворения Читаю стихотворение делая акцент на нужные слова Называю словосочетания дети подбирают хором синонимы...

Русский

2014-05-29

28.12 KB

4 чел.

Конспект урока сообщения новых знаний
(объяснения нового материала).
Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс)

Цель: 1) познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными;
2) научить употреблять данное правило на письме;
3) воспитывать любовь к языку путем употребления прилагательных и их синонимов в речи.

Оборудование: доска, мелки, индивидуальные карточки с заданиями, учебник «Русский язык. 6 класс» М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

Ход урока

2 мин.

Настроить класс на работу, ознакомить с индивидуальными карточками

10 мин.

Цель урока:

Записать в тетради число и тему урока

Раздаю текст стихотворения

Читаю стихотворение, делая акцент на нужные слова

Называю словосочетания, дети подбирают хором синонимы

Ученик 1

Ученик 2

20 мин.

Цель:

Ученики 5,6,7,8,9,10

Ученик 1 выполняет на обороте доски (остальные делают в тетрадях, проводя при этом частичный морфемный анализ)

Сверить с доской

Ученики 3,4 прокомментируют условия выбора написания не

Работа по индивидуальным карточкам в тетрадях

Ученик 5

Ученик 4

Ученик 1,2

Творческая работа
Опросить 4 чел.

3 мин.

Цель:

Выставление оценок ученикам 1,2,3,4,5 с комментариями

3 мин.

(Пояснить дом.зад., поблагодарить за работу)

  1.  Оргмомент.

Здравствуйте, ребята!

  1.  Объяснение нового материала.

Сегодняшняя наша тема – слитное и раздельное написание не с прилагательными.

Наша задача выяснить, в каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких раздельно, а также научиться употреблять данное правило на письме и в речи, делая ее богаче и красивее.

  1.  Посмотрите на доску, прочитайте словосочетания, записанные на ней в два столбика и перепишите их в тетрадь.

невзрачный наряд                     свет не резкий                

ненастный день                        часы не золотые

очень нехороший                      нисколько не радостное событие
небольшой дом                         отнюдь не верное мнение
ненастоящая елка                    игра не интересная, а скучная

  1.  Почему нельзя записать данные словосочетания в один столбик? (Потому что они пишутся по-разному: в первом столбике – слитно, во втором – раздельно)
  2.  Подумайте, по каким причинам слова первого столбика пишутся слитно? (Так как туда входят слова, которые: 1) без не не употребляются; 2) слова, к которым можно подобрать синонимы; 3) словосочетание со словом очень)

Попробуйте отбросить не в двух первых словосочетаниях и произнести получившиеся слова. У вас получаются новые слова? (Нет)

Давайте прочитаем стихотворение Бориса Заходера (тексты на каждой парте), который также попытался отбросить не в некоторых прилагательных и вот, что из этого вышло:

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И кругом была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый причесанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шел суразный дотепа и вежа.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна-Смеяна.

Очень жаль,что только во сне

Есть страна без частицы не.

Давайте все вместе найдем и выпишем из этого стихотворения все прилагательные, в которых автор забыл дописать не (Нелепое, невзрачной, ненастная, несчастная, непролазные, несуразный).

Какие еще прилагательные без не не употребляются?

А теперь давайте подберем синонимы к оставшимся двум словосочетаниям из первого столбика. (Небольшой дом – маленький, ненастоящая елка – искусственная)

Осталось словосочетание со словом очень. Какие еще вы знаете слова со значением усиления? (Весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, совсем, чрезвычайно)

На основе этого можно сформулировать правило, когда же не с прилагательными пишется слитно.

(Когда слова без не не употребляются, когда к прилагательным можно подобрать синонимы, либо при наличии в составе словосочетания слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, совсем, чрезвычайно)

  1.  Обратимся ко второму столбику. Здесь, напротив, не с прилагательными пишется раздельно. Как вы думаете, почему? (Потому что имеется или подразумевается противопоставление).

Правда, что первые два словосочетания из второго столбика хочется дополнить? Как бы вы это сделали? (Свет не резкий, а тусклый; часы не золотые, а серебряные).

Вы видите там еще два словосочетания нисколько не радостное событие, отнюдь не верное мнение. Здесь у нас отрицание усиливается отрицательным местоимением и наречием.

Попробуем теперь обобщить и сформулировать правило, когда не с прилагательными пишется раздельно (Когда подразумевается противопоставление или четко выражено с помощью союза а, отрицательных местоимений и наречий).

Часто противопоставление с союзом а отражено в пословицах и поговорках. Вы знаете такие пословицы? (Не красна изба углами, а красна пирогами. Лезет в волки, а хвост собачий.).

  1.  Теперь читаем учебник параграф 8, стр.28

  1.  Закрепление

Будем учиться употреблять данные правила на письме и в речи.

  1.  Стр. 30, упр. 68

Давайте все вместе ответим на вопрос упражнения (Нет, нельзя, потому что без не данные слова не употребляются) и по цепочке выполним 2 задание. Запишем примеры в тетрадь.

(Невежественный человек, неряшливый товарищ, незлобивый друг, небрежный бросок, ненастный день, невзрачный костюм, нелепый случай, неуклюжий прохожий)

Стр. 30, упр. 69

Выполним данное упражнение в тетради, выделив при этом не как приставку в словах, где она таковой является.

(Несмелый поступок; незрелый человек; не красивый, а безобразный; незлобивый характер; мой новый знакомый оказался неинтересным человеком; ненастный день; неведомые страны; неискусная работа; не внимательный, а рассеянный ученик; небрежный вид.)

(Несмелый поступок – робкий, можно подобрать синоним; незрелый человек – юный, синоним; не красивый, а безобразный – противопоставление с союзом а; незлобивый характер – без не- не употребляется; мой новый знакомый оказался неинтересным человеком – скучным, синоним; ненастный день – без не- не употребляется; неведомые страны – без не- не употребляется; неискусная работа – небрежная, синоним; не внимательный, а рассеянный ученик – противопоставление с союзом а; небрежный вид – без не- не употребляется.)

  1.  Вы должны уметь самостоятельно использовать полученные знания в речи. Для этого выполним сейчас задания, представленные в карточках, в тетради.

1 карточка (низкий уровень сложности)
Записать слова в два столбика. 1 – слова, которые без не не употребляются, 2 – слова с приставкой не.

Невеселый, небрежный, неистощимый, неслучайный, неглубокий, неуклюжий, необычный, ненастный, невежливый, непроглядный.

(1 - невеселый, неистощимый, неслучайный, неглубокий, необычный, невежливый;

2 - небрежный, неуклюжий, ненастный, непроглядный)

2 карточка (более высокий уровень сложности)
Записать предложения, раскрыв скобки.

Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

(Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.)

3 карточка (самый высокий уровень сложности)

Записать предложения, раскрыв скобки.

(Не)лепый поступок; (не)высоко взлететь;(не)высоко взлететь, а низко; надеть (не)красивый плащ; путь (не)близок, а далёк; дорога (не)ровная, но короткая; очень (не)красивый зонт; весьма (не)решительный шаг; далеко (не)лёгкое дело; (не)весёлый, а грустный взгляд; вовсе (не)трудовые доходы; река была (не)широка; путь (не)короток, а длинен; (не)ряшливый вид; бормотал что-то (не)внятное; почуять (не)доброе; (не)завидное положение; (не)навистный человек; юноша крайне (не)вежлив; (не)ласковый и надменный  ухажер.

(Нелепый поступок; невысоко взлететь; не высоко взлететь, а низко; надеть некрасивый плащ; путь не близок, а далёк; дорога неровная, но короткая; очень некрасивый зонт; весьма нерешительный шаг; далеко не лёгкое дело; не весёлый, а грустный взгляд; вовсе не трудовые доходы; река была неширока; путь не короток, а длинен; неряшливый вид; бормотал что-то невнятное; почуять недоброе; незавидное положение; ненавистный человек; юноша крайне не вежлив; неласковый и надменный  ухажер.)

А теперь попробуйте сами придумать по предложению на каждое условие употребления не с прилагательным.

Прочитаем, что у вас получилось.

  1.  Подведение итогов, выставление оценок

Обобщим изученное. Как пишется не с прилагательными? (Слитно и раздельно). В каких случаях слитно, а в каких раздельно? (Слитно, когда: 1) слово без не не употребляется; 2) когда к прилагательным можно подобрать синонимы; 3) при наличии в составе словосочетания слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, совсем, чрезвычайно. Раздельно, когда: 1) подразумевается противопоставление; 2) противопоставление четко выражено с помощью союза а, отрицательных местоимений и наречий)

Старайтесь не забывать данное правило в дальнейшем и верно писать не с прилагательными!

  1.  Домашнее задание

Параграф 8, стр.28, упр. 70,72

Оформление доски

Число
Классная работа
Слитное и раздельное написание не с прилагательными

невзрачный наряд                 свет не резкий

ненастный день                    часы не золотые

очень нехороший                   нисколько не радостное событие

небольшой дом                      отнюдь не верное мнение

ненастоящая елка                 игра не интересная, а скучная

Д/з.

Параграф 8, стр.28, упр. 70,72


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38002. ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОВ ТЕПЛОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ 312.5 KB
  Краткие теоретические сведения Для абсолютно чёрного тела АЧТ т. тела для которого поглощательная способность справедлив закон Стефана Больцмана: 1 где R – энергетическая светимость полная или интегральная испускательная способность характеризующая тепловое излучение тела а Т – его температура – постоянная Стефана–Больцмана. В то же время для любого тела где – испускательная способность тела. В соответствии с законом Кирхгофа 2 а определяется формулой Планка: 3 Спектр теплового...
38003. ИЗУЧЕНИЕ СПЕКТРА АТОМА ВОДОРОДА 1.03 MB
  состоят из отдельных узких спектральных линий. Частоты длины волн и интенсивности спектральных линий определяются строением излучающего атома и являются строго индивидуальными – каждый сорт атомов имеет только ему присущий спектр. Частоты линий этой серии определяются формулой 3 Спектральные линии серии Бальмера принято обозначать буквой H с индексом в порядке возрастания числа n и соответственно уменьшения длины волны λ : и т. В данной работе измеряются длины волн нескольких бальмеровских линий атомарного водорода их...
38005. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОСФОРА ПО РЕАКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГЕТЕРОПОЛИКОМПЛЕКСА 42.5 KB
  I Повторите по лекционному конспекту и учебникам [I 2] материал о реакции образования ГПК их устойчивости и оптическим свойствам. Определение фосфора и кремния по реакции образования их ГПК является важнейшим а для малых количеств практически единственным способом определения. ГПК имеют формулу вида ЭхОу nМezОt в случае двойных комплексов где Me = Mo V W и другие металлы образующие лиганд анионного характера; Э= Р Si s Ge неметалл.
38006. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КОМПЛЕКСНЫХ СОЕДИНЕНИЙ МЕТОДОМ НАСЫЩЕНИЯ 42 KB
  При этом выход единственного комплекса увеличивается соответственно увеличивается и оптическая плотность раствора измеренная на длине волны максимального поглощения комплекса. Точка пересечения прямых соответствует стехиометрическому соотношению СR CM = M n для комплекса состава MnRM. В случае образования малопрочного комплекса точку пересечения находят экстрополяцией линейных участков кривой. Применяется в тех случаях когда мы не можем надежно определить точку излома малопрочный комплекс побочные процессы при насыщении сдвиг рН...
38007. Изучение устойчивости комплексного соединения в растворе при разбавлении и при введении посторонних веществ 197.5 KB
  Теоретическое введение Предположим что мы определяем металл М по фотометрической реакции М iR = MRi измеряя поглощение образующегося комплекса на длине волны λ остальные компоненты и комплексы М и с R стехиометрии на этой длине не поглощают. МRi = βRi [R]` φ Обозначая индексами Л и П величины относящиеся соответственно к пробе и эталону запишем : `MRi = ``MRi...
38008. Диагностика и лечение дисфагии при заболеваниях центральной нервной системы. Клинические рекомендации 352 KB
  При отборе публикаций, как потенциальных источников доказательств, использованная каждым исследователем методология изучалась для того, чтобы убедиться в ее валидности. Результат изучения влияет на уровень доказательств, присваеваемый публикации, что в свою очередь влияет на силу, вытекающих из нее рекомендаций.
38009. Методы защиты речевой конфиденциальной информации от утечки по воздушному акустическому каналу 747.5 KB
  Получить практические навыки по: работе с измерительными приборами: генератором среднегеометрических частот октавных полос речевого сигнала шумомером акустическими излучателями прибором для определения уровня звукового давления акустического сигнала на базе ПЭВМ; расчету параметров несущих конструкций определяющих возможность образования канала утечки речевой информации их анализу и разработке предложений по повышению уровня защищённости защищаемого помещения пассивными методами защиты; работе с нормативными документами...
38010. ИССЛЕДОВАНИЕ СОРТИРОВОК РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ 156 KB
  Задача работы: овладеть навыками написания программ при исследовании различных методов сортировки. Теория Среди улучшенных методов сортировки встречаются как доработанные прямые методы так и методы уже более высокого уровня т. с новой идеей где одним из элементов сортировки является прямой метод.